Сиена

      Содержание:


      Сиена

      Вся Италия

      Оглавление сайта

Дуомо

Дуомо Сиены, освящённый в честь Вознесения Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta), расположен на одноимённой площади в центре города. Он построен на месте первого кафедрального собора во имя Девы Марии, в свою очередь возведённого на развалинах римского храма, посвященного Минерве. Этакий сиенский вариант римской Санта-Мария-сопра-Минерва:), что рядом с Пантеоном.

Siena
Фото 1. Кафедральный собор Вознесения Девы Марии.

Возведение собора началось в середине 12-го и продолжалось весь 13-й век, причём большую роль в его строительстве сыграл известный мастер из Апулии по имени Никколо Пизано (ок.1220-1282, перед Сиеной он работал в Пизе, отсюда и его прозвище). Именно при нем был возведён купол Дуомо. Дело отца продолжил его сын Джованни, с 1285 по 1296 г. занимавшийся отделкой фасада собора «галереей скульптур».

Siena
Фото 2. Собор отличает повышенная «полосатость»: он весь, снаружи и изнутри, покрыт белым мрамором с тёмными полосами. По этому поводу Генри Мортон высказал интересное наблюдение: «Сиенский собор похож на епископа, который ... вынужден был облачиться в восточный костюм. Не может быть ничего более христианского, чем очертания этой благородной церкви, и ничего более мусульманского, чем горизонтальные переливы полос белого и чёрного мрамора, которым это здание облицовано».

Построив к началу 14-го века огромный собор, сиенцы решили не ограничиваться достигнутым и захотели превратить свой Дуомо в настоящего гиганта. Для этого они начали в 1339 году возводить новый храм, для которого существующий должен был стать поперечным трансептом. Строительство продолжалось до 1348 года, когда оно было прервано эпидемией чумы и больше уже не возобновлялось. К тому же впоследствии обнаружили конструктивные ошибки, что заставило разобрать своды северного нефа. Южный неф сохранился и занят сегодня музеем собора. Сохранилась также и гигантская фасадная стена «нового» собора, прозванная Facciatone («фасадище»).

Siena
Фото 3. Вид на Дуомо с башни Манджа. Слева виден незаконченный неф «нового» собора с «фасадищем» (под красной стрелкой).

Siena
Фото 4. Сохранившаяся часть «нового» собора и «фасадище» - вид изнутри. В закрытой кирпичом части южного нефа сейчас находится музей Дуомо.

С верхушки «фасадища» открываются потрясающие виды на город, перекликаясь с теми панорамами, что видны с башни Манджа. Выйти на эту смотровую площадку можно с верхнего этажа музея Дуомо.

Siena
Фото 5. Смотровая площадка наверху «Фасадища».

Siena
Фото 6. «Фасадище»: вид на Торре дель Манджа.

Siena
Фото 7. «Фасадище»: вид на Дуомо.

Siena Siena
Фото 8-9. «Фасадище»: панорамы с башней.

Siena
Фото 10. Изумительный дверной портал в левом нефе «нового» собора - прекрасный образец сиенской готики, хоть и ведёт из «ниоткуда» в «никуда».

Siena
Фото 11. Западный (главный) фасад собора. Его нижняя часть (романская) была декорирована в конце 13-го века по проекту Джованни Пизано. Ему же принадлежат многочисленные скульптуры, украшающие фасад собора.

Siena
Фото 12. Верхняя часть фасада, архитектурное решение которого было позаимствовано у собора в Орвието, была завершена после 1376 г.

Siena
Фото 13. В треугольном навершии главного портала в 1877 г. установлена мозаика «Коронование Девы Марии».

Siena
Фото 14. На архитраве (длинной горизонтальной панели) центрального портала изображены сцены детства Девы Марии с праведными Иакимом и Анной. Автор - Тино ди Камаино, 1297-1300. В центре - христограмма с 12 солнечными лучами - символ св.Бернардина Сиенского.

Siena
Фото 15. Интерьер собора - прекрасный художественный и исторический памятник итальянской готики, квинтиссенция средневековой и ренессансной культуры. Как заметил Павел Муратов, «...перед нами здание, которому нет равных по завершённости во всей Италии». На снимке слева - мраморная кафедра, впереди - главный алтарь, внизу - мозаичные полы.

Самым большой достопримечательностью собора считается его уникальный мозаичный пол. Он разделен на 56 панелей различного размера и формы с изображениями библейских сюжетов, сивилл, аллегорических фигур. Первые из имеющихся изображений относятся примерно к 1370 году. Работы продолжались различными художниками (из которых наиболее известные - Маттео ди Джованни, Пинтуриккьо, Джованни ди Стефано, Доменико Беккафуми) и были завершены в середине 16-го века. В 1878 г. нескольких панно были фактически воссозданы заново на замену наиболее вытоптанным.

Лучше всего полы собора видны с кругового подкупольного балкона, на который можно подняться, купив комплексную экскурсию по собору, что мы и сделали. Сверху можно лучше оценить общую картину, но детали, конечно, лучше рассматривать вблизи.

Siena Siena Siena
Фото 16-17ab. Полы собора - вид сверху.

Siena
Фото 18. Сверху также заметно, что рисунки на полах выполнены в разной технике.

Сначала это была техника «граффито» (graffito) — мастера процарапывали борозды в мраморе по шаблону рисунка и заполняли их битумом или асфальтом. Получившиеся изображения напоминали гигантские гравюры. Затем появилась техника инкрустации разноцветным мрамором, и, наконец, черно-белые инкрустации с включением отдельных цветных фрагментов. Часто в соборе применялась смешанная техника, сочетающая инкрустацию с граффито.

Siena
Фото 19. Некоторые крупные мозаики только сверху и можно увидеть целиком.

Siena
Фото 20. Диаграмма мозаик на полу сиенского собора. Видно, что мозаики заполняют всё его напольное пространство.

Напольные мозаики включают большое число участников: пророков, мудрецов, сивилл (их аж целых 10!), ветхозаветных персонажей, символов добродетелей и т.д. Трудно выделить какую-то общую, объединяющую все рисунки идею, тем более что работа над полом растянулась почти на два столетия - до середины 16-го века (в дальнейшем мозаики в основном реставрировались). Большие композиции отражают, как правило, ветхозаветные сюжеты, Новый Завет представлен только сценой Избиения младенцев, которая, правда, является одной из лучших. Мы сняли далеко не все мозаичные картины (к некоторым просто было невозможно подобраться), но надеемся, что получить общее представление об этом шедевре из наших фотографий всё-таки возможно.

Siena Фото 21. Гермес Трисмегист. Джованни ди Стефано. 1488. Этот персонаж был египетским мудрецом и пророком, современником Моисея, предвестившим явление Спасителя. Siena
Фото 21а. А это - картон художника, по которому был сделан мозаичный рисунок.

Siena
Фото 22. Эмблема Сиены - волчица - в окружении эмблем союзных городов. Автор неизвестен. Ок.1373. Сиенская волчица выкармливает не Ромула и Рема (как римская), а двух сыновей Рема - Сения и Аския, считающихся легендарными основателями города.

Siena
Фото 23. Императорский орёл. Автор неизвестен. Ок.1374. Эта декоративная композиция изображает круглую готическую розу с двуглавым орлом посередине - символом Священной Римской империи. Тем самым подчёркивается преемственность Сиены с Римом, а также её принадлежность к клану гиббелинов, лояльных императору.

Siena
Фото 24ab. Композиция «Гора мудрости». Пинтуриккьо. 1505. Сложный философский сюжет, смысл которого - утверждение, что добродетель достигается приложением больших усилий. Главные персонажи - Фортуна (неодетая девушка внизу) и Мудрость (сидит на вершине горы в центре), к которой поднимается группа мудрецов. Siena

Siena
Фото 25ab. Композиция «Колесо Фортуны». Автор неизвестен. Ок.1372. Человек, уцепившись за Колесо Фортуны, борется с превратностями судьбы, а четыре античных философа по углам дают ценные указания. Siena

Мозаичные полы собора в целях их сохранности обычно укрывают, их открывают только на 2 месяца в году: с конца августа до конца октября, приурочивая это к Палио, проводимому 16 августа. Поскольку мы были в Сиене в октябре, нам посчастливилось увидеть полы собственными глазами.

Siena
Фото 26. Сивилла Эритрейская. Антонио Федериги, 1482. Считается, что 10 сивилл на полу собора олицетворяют античную мудрость и/или предрекают приход Мессии.

Siena
Фото 27. Сивилла Кумская. Джованни ди Стефано. 1482. Самая старая и заслуженная из сивилл. Автор знаменитых Сивиллиных книг (лежат кучкой слева), хранившихся в храме Юпитера на Капитолийском холме, к которым римляне обращались за советом в трудные минуты. В 405 году один христианский генерал сжег Сивиллины книги, после чего империя пошла под откос:).

Siena Siena
Фото 28a. Слева: Сивилла Фригийская. Бенвенуто ди Джованни. 1483.
Фото 28b. Справа: Сивилла Геллеспонтская. Нероччо де Ланди. 1483.

Siena
Фото 29. Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1482. Один из лучших сиенских живописцев подготовил картон для этой мозаики, наиболее драматичной и экпрессивной в соборе. У этого художника есть не меньше 4-х произведений на эту тему. Считается, что он был настолько глубоко потрясен истреблением турками населения города Отранто в 1480 году (о чём мы уже писали в другом рассказе), что неоднократно повторял похожий евангельский сюжет в своём творчестве. (По итальянски он называется Strage degli innocenti - «Избиение невинных»).

Siena Siena Siena Siena
Фото 30abc. Избиение младенцев: показ мозаики по фрагментам слева направо.

В центре под куполом семь композиций в большом шестиграннике посвящены ветхозаветной истории борьбы пророка Илии и царя Израиля Ахава. Выполненные с 1519 по 1524 гг. Доменико Беккафуми, эти инкрустации считаются самыми качественными и выразительными. Некоторые усматривают в них влияние Рафаэля и Микеланджело.

Siena
Фото 31. Илия предрекает смерть Ахава.

Siena
Фото 32. Вознесение Илии на небо в огненной колеснице.

Siena
Фото 33. Истории царя Давида. Доменико ди Никколо. 1423. В центре - царь Давид - псалмопевец, по краям - его знаменитое притовостояние в юности с гигантом Голиафом.

Siena
Фото 34ab. Моисей на горе Синай. Доменико Беккафуми. 1525-1547. Большая композиция, посвященная обретению Моисеем Скрижалей Завета с Десятью заповедями на горе Синай, считается лучшим творением Беккафуми в соборе. Здесь тени изображаются не штриховкой, а путем использования мраморных пластин различных оттенков; при этом получается эффект большей пластичности и выразительности. Siena

Siena
Фото 35. Жертвоприношение Исаака. Доменико Беккафуми. 1544.

Siena
Фото 36. Семь возрастов жизни. Антонио Федериги. 1475. Фото из сети. На этой мозаике изображён жизненный путь человека - детство, отрочество, юность, зрелость, старость и немощность на пути в гроб.

Жемчужиной Дуомо, которую иногда называют самой главной готической скульптурой Италии, является соборная кафедра (Pulpito), над которой в 1265-1268 гг. работали три выдающихся мастера той эпохи: Николо Пизано с сыном Джованни и Арнольфо ди Камбио. Восьмиугольная кафедра поддерживается девятью колоннами, причём четыре из них опираются на фигуры львов и львиц. Над капителями колонн — фигуры, олицетворяющие основные добродетели и логику, а верхний ярус кафедры огражден балюстрадой с семью рельефами на темы жизни Христа.

Siena
Фото 37. Кафедра сиенского собора, 1265-68.

Siena Siena
Фото 38ab. Вид на кафедру с разных ракурсов.

Siena
Фото 39. Центральная колонна кафедры опирается на восьмигранный пьедестал, украшенный аллегорическими фигурами семи свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и философии.

Siena
Фото 40. Рельефы на балюстраде кафедры: Распятие и Страшный суд.

Siena
Фото 41. Поклонение волхвов (слева); Введение во храм и Бегство в Египет (справа).

Siena
Фото 42. Избиение младенцев.

Siena
Фото 43. Распятие.

Siena
Фото 44. Страшный суд: слева - избранные, справа - проклятые; между ними Христос-Судья.

Siena
Фото 45. Хоть собор и готический, в нём не обошлось без барокко, обильно представленного в Капелле обета (Capella del Voto). Её по заказу сиенского папы Александра VII Киджи спроектировал в 1660 г. Джан-Лоренцо Бернини.

Siena
Фото 46. Обетной капеллу назвали потому, что городские власти каждую субботу по обету присутствовали здесь на мессе в честь Мадонны, по легенде защитившей город от чумы в 1630 году. По обе стороны от иконы с Мадонной видны статуи двух знаменитых сиенских святых: св.Бернардина и св.Екатерины работы Антонио Раджи, 1667.

Siena Siena
Фото 47. Чудотворная икона с Мадонной (Madonna del Voto), датируемая 1267 годом, находится в алтаре капеллы в окружении ангелов. Этот образ является главной и наиболее почитаемой богородичной иконой Сиены. По легенде, её написали вскоре после победы сиенцев над Флоренцией в 1260 году, приписываемой помощи Мадонны. С тех пор эту икону называют «Advocata Senensium» - защитница Сиены. Фото из сети.

Siena Siena
Фото 48ab. Бернини не только спроектировал Капеллу обета, но и собственноручно изваял для неё две мраморные статуи: св.Иеронима и св.Марию Магдалину.

Siena
Фото 49. Симметрично Обетной капелле в левом трансепте, в правом находится богато украшенная капелла Иоанна Крестителя, устроенная в 1492 году для хранения святыни - десницы Крестителя, подаренной Сиене папой Пием II. Её главным украшением является бронзовая статуя Иоанна Крестителя, отлитая знаменитым Донателло.

Siena Siena
Фото 50ab. В центре капеллы расположена чаша для святой воды с восемью барельефами работы Антонио Федериги (1460), а в алтарной нише - статуя Крестителя работы Донателло (1452).

Siena Siena
Фото 51ab. В центре пресбитерия доминирует монументальный, из мрамора и бронзы, главный алтарь. Это работа Бальтазара Перуцци, выполненная в 1532 г. В центре композиции - большая бронзовая дароносица работы Веккьетты (1467-1472), перенесённая сюда из другого храма. На верхних ступенях алтаря стоят два прекрасных ангела работы Джованни ди Стефано (1489), держащих канделябры.

Siena
Фото 52. В апсиде собора, сразу за главным алтарём, установлены великолепные деревянные хоры, центральная часть которых была изготовлена в 1567-1570 гг.

Siena
Фото 53-54. По краям стоят кресла 14-го века с инкрустированными вставками, переданными в сиенский собор в начале 19-го века из упразднённого монастыря в Орвието. Siena

Siena
Фото 55. Алтарь Пикколомини. Андреа Бреньо и Микеланджело Буонаротти. 1480-1504. Алтарь был заказан в 1480 г. кардиналом Пикколомини Тондескини ломбардскому скульптору Андреа Бреньо, который не успел его закончить. Доделывали алтарь уже другие скульпторы, в том числе и молодой Микеланджело (создавший четыре статуи), к тому времени уже прославившийся своей Пьетой в римском соборе Св. Петра.

Siena Siena
Фото 56ab. Алтарь Пикколомини: св.Пётр и св.Павел работы Микеланджело.

Siena
Фото 57. Алтарь Пикколомини: в центре - Мадонна с Младенцем работы Паоло ди Джованни Феи, 1390-е.

Библиотека Пикколомини является одной из главных достопримечательностей собора. Её основал в 1492 г. архиепископ Сиены, кардинал Франческо Пикколомини Тодескини для увековечивания памяти своего дяди, папы Пия II, и размещения его богатой книжной коллекции (в дальнейшем этот кардинал тоже стал папой - Пием III). Прославил же эту библитеку художник Пинтуриккьо, расписавший её в 1502-1507 гг. превосходными фресками, описывающими жизненный путь Пия II. Нам уже трудно оценить важность событий, изображённных на 10 больших фресках, но их яркость и обилие разряженных персонажей в костюмах 15-го века делают библиотеку невероятно красочным зрелищем. Более того, по утверждению итальянской Википедии, среди подмастерьев Пинтуриккьо, помогавших ему работать над фресками, был и молодой Рафаэль.

Siena
Фото 58. Монументальный портал, ведущий в библиотеку Пикколомини. Лоренцо ди Мариано.

Siena Siena
Фото 59ab. Библиотека Пикколомини: общий вид и роспись потолка.

Siena Siena Siena
Фото 60-62. Фрески библиотеки Пикколомини.

{↑}

Баптистерий

В Сиене баптистерий располагается с задней стороны Дуомо и имеет отдельный вход, пускают в который по билету. Естественно, что комбинированный билет, который мы купили, открывал для нас двери и туда. Фасад баптистерия, возведённый в середине 14-го века и отделанный мрамором, остался незаконченным.

Siena
Фото 63. Фасад баптистерия, 14-й век.

Внутри Баптистерия все стены и потолок покрыты в середине 15-го века замечательными фресками в готическом стиле. Расположенная в центре баптистерия купель (fonte battesimale), созданная выдающимися мастерами, является шедевром сиенской готики. Баптистерий производит ошеломляющее впечатление, так что визит туда очень рекомендуем!

Siena
Фото 64. Главный алтарь баптистерия и его купель, созданная в 1417-1430. В работе над ней принимали участие самые знаменитые скульпторы того времени - Донателло, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча.

Siena
Фото 65. Купель является массивной мраморной конструкцией, возвышающейся над восьмиугольным бассейном, грани которого украшены барельефами сцен из жизни Иоанна Крестителя, выполненными из позолоченной бронзы. При нас купель была на реставрации, поэтому её фото - из сети.

Siena Siena
Фото 66ab. Барельефы купели: слева - Крещение (скульптор - Лоренцо Гиберти), справа - Пир Ирода (скульптор - Донателло). Эти части купели были открыты, мы их видели сами.

Siena
Фото 67. Фрески в верхней части алтаря: Моление о Чаше, Распятие, Пьета. Микеле ди Маттео. 1447.

Siena
Фото 68. Центральный алтарный образ - Крещение - выполнен Алессандро Франки в 1907 г. По сторонам от него - Благовещение кисти Лоренцо ди Пьетро (по прозвищу Веккьетта), 1450.

Siena
Фото 69. Также кисти Веккьетты принадлежат две большие фрески по бокам алтаря: Бичевание Христа и ...

Siena
Фото 70. ...Восхождение на Голгофу.

Для сиенского художника Веккьеты росписи алтаря и сводов баптистерия стали вершиной творчества. На сводах Веккьетта поместил очень интересные фрески, в которых изобразительными средствами представил Никейский Символ веры, состоящий из 12 членов, разнесённых по трём сводам.

Siena
Фото 71. Никейским Символом утверждается вера в Бога-Отца, Вседержителя и Творца (1-й член), в Иисуса Христа — единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога-Отца (2-й член), который воплотился от Девы Марии и Святого Духа (3-й член, изображён как Благовещенье), умер за людей на кресте при Понтии Пилате (4-й член, изображён как Бичевание)...

Siena
Фото 72. ...и воскрес в третий день (5-й член, изображён как Сошествие в Ад), вознёсся на небеса и имеет славу, равную славе Бога-Отца (6-й член - Вознесение), который придёт второй раз, чтобы судить живых и мёртвых, и воцарится вовеки (7-й член - Страшный Суд); в дающего жизнь Святого Духа, говорившего через пророков (8-й член - Пятидесятница);

Siena
Фото 73. ... в единую (одну) Святую Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь (9-й член - Аллегория Церкви); в очищающее от грехов крещение, совершаемое лишь единожды (10-й член); во всеобщее воскресение мёртвых (11-й член - Воскресение мёртвых) и новую вечную жизнь (12-й член - Рай).

Siena Siena
Фото 74ab. Фрагменты фрески Веккьетты: Воскресение Христово (Сошествие в Ад) и Страшный Суд.

{↑}

Крипта

Крипта собора, открытая в ходе подземных работ лишь в 2001 году, представляет собой анфиладу комнат, расписанную хорошо сохранившимися фресками 13-го века. Не подвергавшиеся последующим «поправкам» и проведшие долгие века в темноте, фрески поражают живостью своих красок; посвящены они различным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.

Siena
Фото 75. Центральный неф крипты c настенными фресками.

Siena
Фото 76. Фрески 13-го века в крипте.

Siena
Фото 77. Фрагмент фресок крипты: Распятие. Сиенский художник последней четверти 13-го века.

Siena
Фото 78. Фрагмент фресок крипты: Снятие с Креста. Сиенский художник последней четверти 13-го века.

Siena
Фото 79. Фрагмент фресок крипты: Положение во Гроб. Сиенский художник последней четверти 13-го века.

Siena
Фото 80. Фрагмент фресок крипты: Поцелуй Иуды. Сиенский художник последней четверти 13-го века.

{↑}

Музей собора

В правом нефе недостроенного кафедрала сейчас располагается музей произведений собора (Museo dell'Opera), собрание произведений искусства, когда-либо созданных для собора и/или помещавшихся в нём. Многие из них - просто шедевры, пропустить этот музей при посещении самого собора было бы большой ошибкой (тем более, что осмотр музея предусмотрен в комбинированном соборном билете). Ниже показаны наиболее знаменитые экспонаты музея.

На самом почетном месте в музее - работы сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья, или просто Дуччо (ок.1255-1319). Его справедливо считают истинным основоположником сиенской художественной традиции, который, выйдя за пределы традиционной византийской иконописи, существенно обновил художественный язык живописи. Именно работы Дуччо считают началом постепеннного перехода от статичности византийского письма - через готику - к искусству Ренессанса.

Считается, что самый ранний период Дуччо был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе».

Siena Siena
Фото 81ab. Дуччо. Мадонна Креволе. 1284-85. Может показаться, что это произведение - пример типичной византийской живописи. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить подчеркнутую игру цвета на лике Мадонны, не характерный для византийцев жест младенца Иисуса, ну а ангелы и подавно прилетели с французских картин.

Но «святая святых» сиенской живописи - это знаменитая «Маэста» кисти Дуччо, единственное произведение мастера, подписанное им самим. Ей в музее отведено отдельное помещение.

Siena
Фото 82. Общий вид зала с Маэстой.

Эта монументальная икона, размером 3,7 х 4,5 метра, выполненная для алтаря сиенского собора, была расписана с двух сторон. Передняя часть полиптиха была ориентирована в сторону нефа, а задняя часть – к апсиде. Благодаря этому, огромный алтарь был виден со всех сторон - как духовенством, так и верующими. После того, как алтарь Дуомо в 1771 году был разобран, две живописные поверхности Маэсты отделили одну от другой, распилив полотно на семь частей (варвары!). В дальнейшем сохранившиеся части были соединены вновь, но уже без пределлы и верхнего регистра (которые к этому моменту оказались за границей). В 1956 году в Риме провели частичную реставрацию Маэсты, которой мы и обязаны сегодняшнему виду произведения.

Siena
Фото 83. Композиция Дуччо не дошла до нас в оригинальном виде, утратив верхнее обрамление и пределлу - вытянутую нижнюю часть. На этом снимке - виртуальная реконструкция полотна (из сети). В музее Дуомо сейчас представлено всё, что сохранилось от нее в Италии.

Дуччо работал над картиной сам, без помощников (таковы были условия контракта) и, когда по прошествии 3-х лет он её закончил, в Сиене был настоящий праздник, и целая торжественная процессия во главе с сиенским епископом сопровождала Маэсту в Дуомо.

Siena
Фото 84. Маэста. Дуччо ди Буонинсенья. Маэста (итал. Maestà — величание) — это итальянское название иконографического типа Девы Марии «Похвала Богородицы». На фронтальной части полиптиха изображена Мадонна с Младенцем на престоле в окружении сонма ангелов и святых. С левой стороны среди прочих стоят Иоанн Евангелист (изображён как старик с бородой и книгой), апостол Павел со своим мечом, а последняя в ряду — Екатерина Александрийская с пальмовой ветвью. С правой стороны — Иоанн Креститель, апостол Петр (с книгой), последняя — святая Агнесса (держит медальон с агнцем). С 1311 до 1506 г. эта огромная икона находилась в главном алтаре собора.

Siena Siena
Фото 85ab. У основания трона Дуччо оставил надпись «Mater Sancta Dei sis causa Senis recuiei sis Ducio vita te quia pinxit ita» (О, Пресвятая Богородица, дарующая мир Сиене и жизнь Дуччо, который тебя так написал). С 13-го века Дева Марии была покровительницей Сиены, где сложился культ поклонения ей.

Оборотную сторону (реверс) Маесты Дуччо расписал христологическими сюжетами, главным образом, сценами Страстей Христовых.

Siena
Фото 86. Виртуальная реконструкция оборотной стороны Маесты (из сети). Так же, как и лицевая, прежде она состояла из трёх ярусов — центрального, верхнего, увенчанного ангелами, и нижней пределлы. Реверс иконы был разделён на 26 отдельных клейм, которые вместе с нижним и верхним рядами составляют 43 евангельских эпизода. Хронологическая последовательность развёртывания рассказа шла от нижнего яруса к потолку собора.

Siena
Фото 87. Центральный ярус реверса сохранил свою цельность и находится в музее. Он практически целиком посвящён Страстям за исключением 4-х последних сцен, относящихся к Воскресению.

Siena Siena
Фото 88ab. Две центральных панели оборотной стороны: Моление о Чаше, Поцелуй Иуды, Распятие.

Siena
Фото 89. Одна из малых богородичных панелей пределлы - Благовещение.

Siena
Фото 90. Одна из малых панелей, посвящённых Христу - апостол Пётр идёт по воде.

Siena
Фото 91. Одна из малых богородичных панелей пределлы - Пятидесятница.

Автором фасада собора в Сиене был скульптор Джованни Пизано, который, как и его отец Никола, считается одним из величайших скульпторов европейской готики. В музее Дуоме в настоящее время хранятся оригиналы статуй, изготовленных Джованни Пизано в 1285-1296 гг.

Siena
Фото 92. Галерея статуй в музее собора с оригинальными статуями Джованни Пизано с фасада собора.

Siena Siena
Фото 93ab. Св.Симеон (вероятно, Богоприимец).

Siena Siena
Фото 94ab. Моисей.

Витраж с богородичными сюжетами, четырьмя евангелистами и святыми-покровителями Сиены. Выполнен по картонам Дуччо ди Буонинсенья и считается одним из самых древних итальянских витражей. Это единственная работа такого типа, написанная Дуччо в 1287-1288, а также один из немногих витражей, созданных мастерами сиенской школы.

Siena
Фото 95. Этот витраж первоначально был установлен в апсиде собора, теперь заменён там на копию. Оригинал перенесли в музей собора. В верхнем ряду в центре - Коронация Богородицы; слева - Св. Иоанн, справа Св. Матфей. В среднем ряду в центре - Вознесение Богородицы, слева - Св. Варфоломей и Св. Ансан, справа - Св. Крискентий и Св. Савин. В нижнем ряду в центре - Успение Богородицы, слева - Св. Лука, справа - Св. Марк.

Siena
Фото 96. Тондо с образом Мадонны с Младенцем («Мадонна Прощения»). Донателло. 1459. Когда-то этот барельеф находился в ныне утраченной капелле Мадонны Милосердия в соборе.

Siena
Фото 97. Мадонна с Младенцем. Школа Николо Пизано. 1270.

Siena
Фото 98. Мадонна с Младенцем, св.Антонием Аббатом и кардиналом Антонио Касини (на коленях перед Мадонной). Якопо делла Кверча. 1438. Рельеф из несохранившейся капеллы Касини в соборе. Изображённый здесь кардинал был чрезвычайно высокомерен по тем временам, повелев изобразить себя одного размера со святыми.

Siena
Фото 99. Благовещение и Рождество. Рельефы с фасада собора. Школа Николо Пизано. Конец 13-го века.

Siena
Фото 100. Поклонение вохвов. Рельефы с фасада собора. Школа Николо Пизано. Конец 13-го века.

Siena
Фото 101. Одна из сторон римского саркофага с тритонами и нереидами. 3-й в.н.э.

Siena
Фото 102. Группа из пяти деревянных позолоченных статуй традиционно считается работой знаменитого сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1371-1438).

Siena Siena
Фото 103ab. Иоанн Креститель и Мадонна с Младенцем. Якопо делла Кверча. 1419-1424.

В музее также хранятся картоны известных сиенских художников, по которым выполнялись напольные инкрустации в сиенском соборе.

Siena
Фото 104. Зал эскизов с картонами для мраморных инкрустаций пола Собора.

Siena
Фото 105. На снимке - картон Маттео ди Джованни «Избиение младенцев».

В музее Дуомо также собрано много первоклассной живописи сиенской школы. Мы покажем работы наиболее известных художников, расположив их в хронологическом порядке. БОльшая часть картин посвящена Мадонне, что неудивительно, поскольку Сиена - это её город:). "В Сиене, как и положено городу Мадонны, Царица Небесная всегда леди" (Генри Мортон).

Siena
Фото 106. «Большеглазая Мадонна». Маэстро ди Тресса. Начало 13-го века. В раннехристианской и ранневизантийской живописи широко раскрытые глаза с черными кругами зрачков считались символом духовного видения. По легенде, именно этот образ помог сиенцам одержать победу над Флоренцией в судьбоносной битве при Монтеаперти в 1260 году.

Siena
Фото 107. Рождество Девы Марии. Пьетро Лоренцетти. 1342 г. Здесь рождение Мадонны перенесено в бытовой контекст современной художнику эпохи. При этом, искусно отображены не только обычаи того времени, но и настроения отдельных персонажей. Пьетро Лоренцетти (1280-1348) и его брат Амброджио (1290-1348) были одними из самых знаменитых сиенских художников эпохи треченто (14-й век). Как видно из дат их жизни, оба умерли во время страшной эпидемии чумы.

Siena
Фото 108. Св.Бенедикт, св.Екатерина Александрийская, св.Мария Магдалина, св.Франциск. Амброджио Лоренцетти. 1320-1330.

Siena
Фото 109. Мадонна смирения (Madonna dell'umilta). 1435. Сассетта (Стефано ди Джованни, 1392-1451). Сассетта - центральная фигура в сиенской живописи периода кватроченто (15-го века).

Siena
Фото 110. Алтарь Толомеи. 1423. Грегорио ди Чекко (1390-1424). Этот полиптих был написан для уже несуществующей капеллы сиенского собора и является единственной надёжно атрибутированной работой данного мастера.

Siena Siena
Фото 111ab. В центре алтаря, среди большого числа действующих лиц, сидит красавица-Мадонна и кормит грудью Младенца под аккомпанимент ангельского оркестра. Хоть художник и не очень известный, Мадонна у него вышла отменно сиенская!

Siena Siena
Фото 112ab. Проповедь св. Бернардина на Пьяцца дель Кампо (слева) и на площади Сан Франческо. 1444-1450 гг. Сано ди Пьетро (1405-1481).

Siena
Фото 113. Мадонна с Младенцем и св.Иоанном. Ок.1480. Пеллегрино ди Марьяно (1425-1495). Этот художник не входит в число самых знаменитых, но разве не хороша его Мадонна?

Siena Siena
Фото 114ab. Маэста: Мадонна с Младенцем на троне в окружении св.Бернардина и св.Антония и стайки ангелов. 1460. Маттео ди Джованни (1430-1495). Павел Муратов назвал этого художника «славой и гордостью кватроченто».

Siena
Фото 115. Мадонна с Младенцем на троне в окружении святых и двух ангелов. 1480. Маттео ди Джованни (1430-1495). Любил Маттео Маэсту...))

Siena Siena
Фото 116ab. Без окружающих святых Она даже лучше смотрится...))

Siena Siena
Фото 117. Мадонна с Младенцем и мёртвый Христос. 1527. Содома (Джованни Антонио Бацци, 1477-1549). Это уже 16-й век и работы уже совсем в другом стиле, который определяется как маньеризм. Содома был известным художником, вместе с Рафаэлем расписывал виллу Фарнезина в Риме.

Siena
Фото 118. «Сон невинности». Статуя спящего мальчика работы знаменитого сиенского скульптора Джованни Дюпре. 1844.

{↑}


            Сиена


            Вся Италия


            Оглавление сайта