Один из самых известных и знаменитых португальских монастырей, Санта-Мария-да-Витория в Баталье (сокращенно - монастырь Баталья) построен, как нетрудно догадаться из его названия, в честь победы Португалии в одной важной битве. Это было сражение при Алжубарроте в 1385 г., в котором сошлись португальская и кастильская армии и которое имеет для португальцев такую же значимость, как для русских Куликовская битва или Бородинское сражение. Чтобы лучше понять значение этой битвы, а через это и сам монастырь, потребуется немного углубиться в историю.
Фото 1. Памятная стелла на месте битвы при Алжубарроте (в 15 км южнее Батальи).
Фото 1а. Португальское войско на стелле.
В 1383 году скончался, не оставив мужских наследников, португальский король Фернандо I, и наступило "смутное время" борьбы за престол. На него претендовал кастильский король Хуан I, обрученный с дочерью Фернандо I Беатрис, чем были недовольны многие в Португалии, поскольку это угрожало потерей независимости страны. Легитимными кандидатами на трон с португальской стороны были два сводных брата умершего короля, оба по имени Жуан, оба - сыновья короля Педру I от двух разных женщин (подробности - в рассказе про монастырь Алкобаса). Больше прав имел сын Жуан от Инес де Кастро, однако он попал в плен к кастильцам и вышел из игры. Его сводный брат Жуан, будучи рождён от незнатной женщины, был бастардом, однако он был магистром Ависского рыцарского ордена и пользовался поддержкой лиссабонской знати.
Фото 2. Средневековая миниатюра с изображением битвы при Алжубарроте (фото из Википедии).
В течение 1384 г. кастильцы и португальцы воевали с переменным успехом, пока Жуан Ависский, заручившись поддержкой англичан, не созвал в Коимбре кортесы, которые 6 апреля 1385 г. провозгласили его королём Португалии. В ответ на это Хуан Кастильский собрал 30-тысячную армию, включая отряд тяжелой французской кавалерии, с которой летом двинулся к Лиссабону, намереваясь захватить город. Там он собирался обвенчаться со своей португальской невестой и короноваться, став таким образом легитимным правителем страны. Жуан преградил ему путь возле Алжубаротты с 6-тысячной армией, в которой, однако, было 600 опытных английских лучников. Именно они во многом и решили исход битвы, расстреляв из своих длинных луков атакующую рыцарскую конницу, как это не раз случалось в ходе Столетней войны между французами и англичанами.
Фото 3. Один из эпизодов битвы в виде картины из азулежу (фото из Википедии).
В ходе битвы, несмотря на большой численный перевес, кастильская армия и её французские союзники потерпели сокрушительное поражение, которое поставило точку на попытках Хуана I овладеть Португалией. Жуан же стал признанным всей страной королём Португалии - основателем ависской династии - и правил почти 50 лет (с 1385 по 1433). Для укрепления союза с Англией он женился на внучке английского короля Филиппе Ланкастерской, с которой у него было 6 детей. Один из сыновей от этого брака - знаменитый Генрих (Энрике) Мореплаватель, положивший начало эпохе Великих географических открытий.
Фото 4. Памятник кондотьеру Нуно Алварешу Перейре, талантливому полководцу, руководившему португальскими войсками во время сражения при Алжубарроте. Установлен на площади перед монастырем.
Что же касается монастыря, его возведение началось через три года после победы под Алжубарротой по обету Жуана I, данного им Деве Марии накануне битвы, когда он молил её о победе. Строительство велось несколькими королями и продолжалось чуть более 150 лет, будучи прерванным в 1517 году, когда основные силы и средства были переброшены на возведение нового королевского монастыря в Белене под Лиссабоном.
Первоначально монастырь в честь победы возводился в готическом стиле, однако в конце строительства он был обильно декорирован в стиле мануэлино. Сочетание пламенеющей готики с мануэлино привело к возникновению выдающегося по красоте архитектурного ансамбля, который в 2007 году был внесён в список Всемирного наследия Юнеско. В самой Португалии монастырь Баталья считается символом независимости страны, одновременно узаконивавшим новую ависскую династию.
Фото 5-5a. Снаружи монастырь украшен кружевными узорами пламенеющей готики: стрельчатые арки, балюстрады, башенки, шпили. Поскольку по воле короля он создавался для Ордена доминиканцев, в нём нет колокольни.
Фото 6. Известняк, из которого построен монастырь, со временем приобрел мягкий, розовато-золотистый оттенок. Похоже, однако, что стены давно не чистили.
Фото 7. Главный фасад: слева церковь, справа - Часовня основателя (о ней чуть позже).
У церкви есть два входа, и, соответственно, два портала, и оба очень хороши.
Фото 8. Главный (западный) портал церкви. Наверху - два герба: португальский (справа) и ланкастерский (слева).
Фото 9. По бокам от двери - 12 апостолов, шесть рядов в стрельчатой арке заполнены различными персонажами: ангелами, пророками, библейскими царями, отцами церкви и святыми жёнами.
Фото 9а. В тимпане - Христос в окружении четырёх евангелистов.
Помимо главного (западного) входа, в церкви есть также южный вход со стороны трансепта. Его отличительная черта - гербы основателей монастыря, искусно вырезанные на фронтоне.
Фото 10. Южный портал церкви.
Фото 11ab. Над входной аркой расположены три герба. По центру - герб Португалии со щитом, шлемом и короной, а ниже, в прямоугольных рамках, гербовые знаки короля и королевы.
Фото 12. Макет монастыря Баталья: 1-Церковь, 2-Часовня основателя, 3-Королевский клуатр, 4-Клуатр Афонсо V, 5-Капитулярный зал, 6-Незаконченные часовни.
Внутри церковь, имеющая форму латинского креста, поражает своими размерами: 80 м в длину, 22 - в ширину, около 35 - в высоту. Интерьер аскетически прост - это классическая готика европейской "эпохи веры", как иногда называют Средние века. Витражи в окнах несколько затеняют внутреннее пространство, но в солнечную погоду красиво "раскрашивают" пол и колонны (нам, увы, солнце не досталось, чтобы это увидеть).
Фото 13-13ab. Готический интерьер церкви.
Фото 14ab-14. В главном алтаре сохранились витражи 16 века со сценами из жизни Христа и Богородицы.
С южной стороны церкви к ней примыкает т.наз. "Часовня основателя", которая является королевским пантеоном. Она построена по распоряжению Жуана I, пожелавшего быть здесь похороненным вместе со своей королевой. Часовня была завершена в 1434 г., через год после смерти монарха, и останки королевской четы были размещены там в большом двойном саркофаге. Часовня имеет очень сложный архитектурный план: в кубическое пространство вписана опирающаяся на колонны восьмиугольная ротонда, которая завершается световым барабаном с декоротивной восьмиугольной "звездой" на куполе.
Фото 15-15a. Часовня основателя с восьмигранной ротондой внутри.
Фото 16-16a. Потолок Часовни основателя.
Ровно по центру часовни расположен двойной саркофаг, где покоятся Жуан I и его королева-англичанка Филиппа. Их погребальные статуи держат друг друга за руки в знак вечной любви и преданности.
Фото 17-17а. Королевский саркофаг опирается на восемь львов и по сторонам покрыт длинной надписью, восхваляющей монарха и его супругу.
Фото 18. По краю крышки выбит девиз короля - por bem ("за хорошее") и королевы - y me plet ("я любима").
Фото 19. Супруги держат друг друга за руки...
Фото 20. ...и у каждого над головой резная сень.
В стенах часовни расположены массивные арки, в которых находятся гробницы принцев Ависской династии, четырёх младших сыновей сыновей Жуана и Филиппы, включая и самого знаменитого из них - Генри Навигатора. Их старший сын, Дон Дуарте, унаследовавший трон после отца, покоится в другой часовне, но в том же монастыре. Кроме того, уже в начале 20-го века в часовню перенесли останки двух более поздних королей этой же династии: Афонсо V (1432-1481) и Жуана II (1455-1495). Таким образом, из 8 королей Ависской династии половина находится в монастыре Баталья.
Фото 21. Гробницы принцев.
Фото 22. Гробница Генриха Навигатора (1394-1460). На ней выбит его девиз: talant de bien fere ("стремление делать добро").
Отвлечемся на время от похоронной тематики и посмотрим на монастырские клуатры. Их два, и более старый (и красивый) называется "королевским". Его начали строить в 1386 г. и закончили в 1515 г., причем работали над ним 4 архитектора. Неудивительно, что в нем произошло смешение стилей - от готики до мануэлино, но получилось очень красиво.
Фото 23-23a. Внутренние галереи клуатра.
Фото 24-24a. Размеры клуатра - 50х50 м - совпадают с длиной нефа церкви, к которой клуатр примыкает.
Фото 25. С каждой стороны - по 7 арок с мануэлинским декором.
Фото 26. Изысканность отделки клуатра, отличная от преобладающих в рядовых монашеских аббатствах, подчеркивает королевский статус монастыря.
В начале 16-го века, во время правления Мануэля I, аркады клуатра были заполнены великолепными ажурными экранами, опирающимися на тонкие колоннады. В каменную вязь экранов вплетены различные мануэлинские символы, например:
Фото 27. Армиллярная сфера - навигационный прибор, ставший символом морских путешествий и открытий (в середине второго ряда снизу);
Фото 27a. Кресты - символ Ордена Христа (наследника тамплиеров в Португалии). В годы управления Генрихом Мореплавателем Орден Христа занимался активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях.
Фото 28-28a. Декор на потолочных выступах в клуатре.
Фото 29. На стороне клуатра, примыкающей к трапезной, традиционно устанавливается лавабо - емкость с водой для мытья рук перед едой.
Второй клуатр, имени короля Афонса V, был построен в середене 15-го века для удовлетворения потребностей доминиканцев в дополнительных помещениях для хранилищ, рабочих комнат, библитеки и индивидуальных келий для монахов. Он гораздо проще отделан, нежели королевский клуатр, однако отличается от последнего наличием второго этажа, по всему периметру которого находились монашеские кельи.
Фото 30. Внутренняя галерея клуатра Альфонса V.
Фото 31. Вид на клуатр со 2-го этажа.
Квадратный капитулярный зал (19х19 м), перекрытый однопролетным звездчатым сводом без поддержки колонн, считается замечательным достижением готической строительной технологии. Это заслуга второго архитектора монастыря Давида Хуго (David Huguet), француза, занявшего эту должность в 1402 году. Именно он декорировал монастырь в стиле пламенеющей готики и спроектировал Часовню основателя. Прежде, чем свод капитулярного зал был установлен, он два раза обрушался, но третья попытка была так удачна, что потолок выдержал даже лиссабонское землетрясение 1755 г. Видимо поэтому ничего не подозревающих туристов сегодня свободно пускают осматривать это помещение).
Фото 32. Бесстолпный капитулярный зал.
Фото 33. Свод выполнен в виде восьмиугольной звезды с кругом в центре, несущим королевский герб.
Фото 34. Сохранившийся в капитулярном зале трёхчастный витраж с Голгофой датируется 1514 годом.
Фото 35. В капитулярном зале находится Могила неизвестного солдата, павшего в Первой мировой войне, и горит вечный огонь. Поврежденное Распятие ("Христос окопов") находилось в разбомбленной церкви во Фландрии, где воевали португальские солдаты.
Одно самых интересных и знаменитых мест монастыря Баталья называется "Незаконченные часовни" (Capelas Imperfeitas). Происхождение его таково. Старший сын и наследник Жуана I, Дон Дуарте, тоже захотел иметь в монастыре персональную погребальную часовню для себя с супругой и своих потомков. Поэтому сразу после вошествия на престол в 1433 году он начал её возведение, поручив это дело уже известному нам Давиду Хуго. Тот задумал пантеон еще более внушительный, чем Часовня основателя, и сразу же начал его строить. Но скоро начались проблемы: в 1438 году внезапно умер от чумы Дон Дуарте, а ещё через год отправился в лучший мир и сам Хуго. Почивший в бозе король был похоронен в алтаре церкви (позднее к нему присоединилась и супруга), а его незаконченная капелла осталась дожидаться лучших времен, которые так и не настали.
Фото 36. Незаконченные часовни - вид снаружи. Они находятся сразу за алтарем церкви.
Фото 37. Хуго спроектировал часовни как восьмиугольный зал с семью большими нишами для гробниц и ротондой наверху, но успел возвести только стены и столбы для поддержки потолка.
Фото 38. В начале 20-го века парную гробницу короля с королевой перенесли из церкви в одну из незаконченных часовен (показана стрелкой). Теперь они лежат на свежем воздухе.
Фото 39-39а. Гробница короля Дона Дуарте I (1391-1438) и его королевы Элеоноры Арагонской (1402-1445). Она выполнена по аналогу и очень похожа на саркофаг его отца, Жуана I: статуи супругов лежат рядом, взявшись за руки.
Последующие короли предпринимали попытки завершить пантеон Дона Дуарте: в начале 16-го века по распоряжению Мануэля I вокруг входа был возведён внушительный портал (1 на снимке ниже), но потом внимание короля переключилось на монастырь Жеронимус в Белене, и Баталья была снова заброшена. В 1533 г. его сын Жуан III построил над входом в пантеон ренессансную лоджию (2), но на большее его уже не хватило. С тех пор незаконченные часовни Дона Дуарте продолжают оставаться в этом состоянии, теперь уже без шансов на завершение.
Фото 40. Более поздние постройки в назавершенном пантеоне: портал Мануэля I (1) и лоджия Жуана III (2).
Фото 41. Ренессансная лоджия 1533 г. - последняя постройка в Незаконченных часовнях.
Но нет худа без добра. Открытое пространство и хорошее освещение позволяют посетителям получше разглядеть мануэлинский портал, однозначно являющийся великолепным произведением искусства и ярким образцом стиля мануэлино. Его огромные размеры (15 х 7,5 м) и тонкая отделка очевидно не предполагают наличие в этом проеме дверей, поэтому портал стали называть триумфальной аркой. В честь кого? Вероятно, в честь Мануэля I, чья символика на ней в изобилии присутствует.
Фото 42. Мануэлинская триумфальная арка - вид изнутри часовен.
Фото 43-43a. Триумфальная арка - вид снаружи (со стороны церкви).
Фото 44-44b. В верхней части арки хорошо видна мануэлинская символика эпохи Великих географических открытий: португальский герб в окружении ангелов, армиллярная сфера и кресты Ордена Христа.
Триумфальная арка является плодом усилий архитектора Матеуша Фернандеша и была завершена им в 1509 г. Считается, что это один из первых шедевров мануэлинского стиля, который впоследствии распространился из Батальи по всей Португалии. На портале/арке присутствуют многие декоративные элементы, характерные для мануэлино и в основном связанные с мореплаванием, которые вплетены в сложную кружевную резьбу. Это канаты, якоря, морские раковины и экзотические растения, привезённые из дальних стран (кукуруза, ананасы и т.п.).
Фото 45ab. Говорят, в мануэлино присутствуют индийские мотивы. Похоже?
Фото 46ab. Плющ и ананасы (?).
Фото 47ab. Чертополох — один из ботанических мотивов, характерных для мануэлино.
Фото 48ab. Слева заметно что-то похожее на кукурузные початки.
Фото 49ac. На фоне мануэлино)).