Московское узорочье

      Содержание:


      Вся Москва


      Оглавление сайта

В первой половине 17-го века Московская Русь возрождалась после катастроф, тягот и невзгод Смутного времени. В стране возникла и окрепла новая царская династия Романовых, положившая конец политической чехарде и попыткам поляков завладеть московским престолом. Войны с Польшей, после неудачной попытки отвоевать у неё Смоленск, закончились в 1634 году заключением Поляновского мира. Русь стала восстанавливаться, отстраиваться, торговать и богатеть. Именно в этот период и возник новый архитектурный стиль как в гражданской, так и в церковной архитектуре под названием "русское (или московское) узорочье". Для него характерны прихотливые композиции и обилие декоративных элементов ("узоров"), а также использование ярких, нарядных красок с богатой отделкой фасадов. Основные декоративные элементы стиля "Узорочье" можно посмотреть здесь. Больше всего сохранилось (особенно в Москве) "узорчатых" церквей, а из гражданских построек можно упомянуть Теремной дворец в Московском Кремле (попасть в который, к сожалению, практически невозможно) и восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (попасть в который достаточно просто). Этот рассказ посвящён узорчатым московским храмам, из которых первым образцом этого стиля считается церковь Троицы в Никитниках.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм расположен в районе Старой площади среди безликих советских административных зданий, в которых сейчас размещается Администрация Президента (а ещё раньше работал аппарат ЦК КПСС). В средние века этот район Москвы назывался Китай-городом и был огорожен стеной, от которой сохранились лишь отдельные фрагменты. Именно здесь знаменитый ярославский купец, «государев гость» Григорий Никитников построил на своём частном подворье, по соседству со своими каменными палатами, прекрасную церковь во имя Святой Троицы. Строительство было завершено ориентировочно в 1634 году, а к 1653 году храм был расписан. Хотя церковь Троицы была построена на частном дворе купца, она, тем не менее, считалась приходской. Каменные купеческие палаты не сохранились, но высокий первый этаж церкви (подклет), возможно использовался для хранения товаров, а боковой (южный) придел служил семейной усыпальницей Никитниковых.

Узорочье
Фото 1. Церковь Троицы в Никитниках. Вид со стороны Никитникова переулка.

Купец Никитников был одним из богатейших людей 1-й половины 17-го века. Он торговал сибирской пушниной, варил соль в Соликамске, а на Красной площади у него было 4 лавки: в суконном, сурожском, шапочном и серебряном рядах. В сурожском ряду торговали заморскими товарами, которые завозили через крымский Сурож (сейчас - г. Судак) итальянцы и греки. Никитников сумел развернуть торговлю по всей Волге, строил суда, которые ходили до Астрахани, перевозя пушнину, хлеб, соль и прочие товары. Склады, или, как их тогда называли, гостиные дворы Никитникова стояли по всей Волге, а также в Вологде, Коломне, Москве. По свидетельству современников, дом купца Никитникова по богатству не уступал палатам первейших московских бояр.

Узорочье
Фото 2. Западный фасад церкви. Видно высокий подклет, гульбище и шатровую колокольню.

Церковь Троицы в Никитниках получилась необыкновенно яркой, похожей на расписной печатный пряник. Её строили и украшали ярославские и московские мастера, в том числе работники Оружейной палаты. Декор церкви сильно перекликается с кремлёвским Теремным дворцом, позволяя предположить, что именно царские мастера приложили руку к отделке храма. Самым известным среди них был живописец Семён Ушаков, который жил по соседству с Никитниковым. Вот такие связи (плюс финансовые возможности) были у этого купца.

Узорочье
Фото 3. Декор («узоры») церкви крупным планом.

Храм украшен белокаменным декором столь богато, что за ним порой не видно красно-кирпичных стен. Здесь великолепная резьба по камню, многоярусные кокошники, яркие изразцы, вообще так много разных перетекающих друг в друга декоративных элементов, что церковь Троицы иногда называют энциклопедией русского узорочья. Именно её брали за образец в 19-м веке, когда возрождали русский стиль в архитектуре.

Узорочье
Фото 4. Каменная резьба на оконных наличниках.

Церкви Троицы в Никитниках повезло. Она пережила не один московский пожар, разграбление в 1812 года и столетием позже - большевистскую кампанию храмоборчества. В 1920 году её закрыли для верующих, но не снесли и не изуродовали. С 1923 по 1941 год храм именовался музеем Симона Ушакова, в 1934 году стал филиалом Государственного исторического музея, а в 1963 - музеем древнерусской живописи. Именно её музейный статус, полученный благодаря грамотным искусствоведам, и позволил церкви выжить. В настоящее время храм возвращен верующим и в нем проводятся службы. Однако попасть в него теперь стало сложнее, чем раньше.

Узорочье Узорочье
Фото 5ab. Слева: к входу в храм ведёт крыльцо под шатром с гирьками с двумя рядами кокошников.
Справа: южный придел Никиты Мученика, семейная усыпальница Никитниковых.

Церковь Троицы в Никитниках не просто очень красивая, но и уникальная. Весь её интерьер относится в 17-му веку, включая два паникадила с гербами – подарок царя Алексея Михайловича, лично знавшего Никитникова. В советское время храм стал филиалом Исторического музея, и реставраторы открыли там подлинные фрески 1652-53 гг. В колокольне находится придел Иоанна Богослова с уникальными фресками на темы Апокалипсиса.

Узорочье Узорочье
Фото 6ab. Иконостас и фресковая роспись 17-го века в главном Троицком приделе. Видно паникадило - царский подарок.

В 1903 году, к 250-летию избавления столицы от морового поветрия 1653 года, в подклете храма был создан придел иконы Грузинской Божьей Матери. Эта икона, попавшая на Русь в 1622 году из Персии (куда она, в свою очередь, попала из Грузии, отсюда и название), считалась чудотворной и избавляющей от эпидемий. В 1653 году её привезли в Москву, в которой тогда бушевала чума, и пронесли крёстным ходом по городу. После окончания эпидемии с чудотворной иконы сделали список и поместили в Троицкой церкви. Поэтому сам храм некоторое время именовали церковью Грузинской Божией Матери, а Никитников переулок, где он находится, до 1926 г. называли Грузинским.

Узорочье
Фото 7. Придел иконы Грузинской Божьей Матери в подклете.

Узорочье Узорочье
Фото 8ab. Два списка иконы Божья Матерь Грузинская в подклете церкви.

Специально для Троицкой церкви Симон Ушаков написал икону «Древо государей Российских»: вариант Богоматери Владимирской с изображением генеалогического древа русских царей и великих князей — от Рюриковичей до Романовых. У основания древа на фоне Успенского собора - митрополит Пётр и московский князь Иван Калита (подробнее о них - в рассказе про Высоко-Петровский монастырь). Сейчас в храме находится список иконы, а оригинал - в Третьяковской галерее.

Узорочье
Фото 9. Икона «Древо государей Российских» Симона Ушакова (оригинал из Третьяковки, Википедия).

Как пройти к храму: От метро Китай-город по Варварке до Ипатьевского переулка, затем направо в Никитников переулок (адрес: Никитников переулок, д.3).

{↑}

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

В 1649 году, сразу за Тверскими воротами Белого города, была заложена и через 3 года закончена церковь Рождества Богородицы. Место, где построили храм, называлось «Путинки», предположительно от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы, старинных путей на Тверь и Дмитров. По другой версии, название связано с находившимся неподалёку путевым Посольским двором, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило, по Тверской дороге через Новгород). Строительство было профинансировано царской казной, из которой выделили большую по тем временам сумму в 800 рублей. Помогло то, что за строительство новой каменной церкви взамен сгоревшей деревянной хлопотал перед царём иерусалимский патриарх Паисий, находившийся в то время в Москве.

Узорочье
Фото 10. Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в начале улицы Малая Дмитровка рядом с театром Ленком.

Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках​ является одним из самых красивых православных храмов Москвы. В отличие от Троицкой церкви, храм в Путинках - белый, но столь же богато украшенный всевозможным декором. Тут есть и кокошники, и сложные резные наличники, и аркатурные пояса - сложно найти участок фасада, на котором нет никаких декоративных элементов. Все это однозначно позволяет отнести данную церковь к классу «узорчатых».

Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего здание получилась очень необычным и живописным. Особенно украшают его изящные декоративные шатры, расположенные как на основном четверике, так и на приделе, посвящённом иконе «Неопалимая купина», и на узорчатой колокольне.

Узорочье
Фото 11. Что видно слева направо: крыльцо, придел Неопалимой купины, колокольню, основной объём с тремя шатрами.

Любопытно, что спустя год после завершения строительства, в 1653 году, патриарх Никон запретил строить в России каменные шатровые церкви. Никон считал шатровое зодчество слишком затратным, технологически сложным и неэффективным с точки зрения вместимости храмов. Кроме того, шатровые завершения не удовлетворяли Никона по каким-то личным (вероятно, эстетическим) причинам. Поэтому церковь Рождества Богородицы в Путинках стала одной из последних шатровых церквей в Москве, если не самой последней.

Узорочье
Фото 12. Замечательные шатровые главы церкви.

Церковь Рождества Богородицы является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до наших дней. Здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах. Она не пострадала даже в 1812 году во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие её усадьбы были разграблены и сожжены. Существует легенда, что храм планировали взорвать 22 июня 1941 года, начавшаяся война помешала этому случиться.

Узорочье
Фото 13. Шатровое крыльцо, стилизованное под 17-й век, было добавлено в ходе реставрации в 1957 году.

После Октябрьской революции церковь некоторое время не трогали, и в конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Окончательно храм закрыли в 1939 году, разместив в его здании разные конторы. Позднее его отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене», и вплоть до 1990 года здесь дрессировали собак и обезьян. Слава богу, что животные не могли причинить храму такого ущерба, который можно было бы ожидать от людей.

Узорочье Узорочье
Фото 14ab. Вид на храм со стороны улицы и сзади, откуда лучше всего видно необычность продолговатого главного объёма церкви, украшенного тремя декоративными шатрами.

В 1990 году здание храма вернули РПЦ, и с 1991 года в нём возобновились богослужения. Сейчас храм имеет статус патриаршего подворья. Большую роль в восстановлении церкви сыграл известный актёр Ленкома Александр Абдулов. По его инициативе во дворах Ленкома проводился фестиваль "Задворки", а собранные на нём средства направлялись на реставрацию храма. В нём же Абдулова и отпевали в 2008 году.

Узорочье Узорочье
Фото 15-16. Интерьер храма (современный).

Как пройти к храму: несколько минут пешком от метро Горьковская/Пушкинская/Чеховская, рядом с кинотеатром Россия и театром Ленком (адрес: Малая Дмитровка, д.2, стр.2).

{↑}

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Ещё одна «узорчатая» церковь была построена на средства богатого купца рядом с его каменными палатами, которые также сохранились. Называется она Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, и находится на Берсеневской набережной во дворе знаменитого «Дома на набережной», в котором когда-то жила советская номенклатура. Почему это место названо Берсеневкой? В начале 16-го века эта земля принадлежала Ивану Берсень-Беклемишеву, который был «сыном боярским», а де-факто - правой рукой и доверенным советником Великого князя Ивана III. Однако он не сошелся характером с сыном Ивана III, Великим князем Василием III, которому говорил «дерзкие речи» и осуждал его развод с Соломонией Сабуровой. Кончилось всё тем, что Берсень-Беклемишеву в 1525 году отрубили голову, но его имя сохранилось в названии набережной и одной из кремлёвских башен («Беклемишевская»).

Узорочье
Фото 17. Церковь Николая Чудотворца и купеческие палаты находятся во дворе «Дома на набережной».

Земли опального царедворца стали государевым владением и были дарованы Василием III некоему Кириллу, служившему царским садовником. Внук садовника, Аверкий Степанович Кириллов, со временем унаследовал этот участок и построил на нём свой дом, а рядом с ним - церковь. Средства для этого у него были - Кириллов был богатым купцом, ему принадлежали многочисленные лавки в Москве и других русских городах, соляные варницы в Соли Камской, а также земли с сёлами и деревнями. В 1677 году, в начале царствования Фёдора Алексеевича (единокровного брата Петра I), Аверкий Кириллов поступил на государственную службу: был назначен думным дьяком и управлял приказами Большой казны и Большого прихода, то есть фактически был начальником налоговой службы в государстве. За это и пострадал: во время стрелецкого бунта 1682 года был обвинён стрельцами во взяточничестве («великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил») и убит. Впоследствии документальных свидетельств мздоимства Кириллова не обнаружили. Похоже, что стрельцам (многие из которых имели свои «бизнесы», по современной терминологии:) просто не нравилось платить налоги.

Узорочье
Фото 18. Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, вид со стороны алтаря.

Каменный храм на подворье Аверкия Кириллова был возведён в 1656-1657 гг. в стиле узорочья, несомненно, под воздействием уже построенной к тому времени церкви Троицы в Никитниках. Изначально это был четверик с колокольней и массивным крыльцом со столпами-кубышками и «гирьками». Главный элемент декора - килевидные кокошники наверху главного четверика и на барабанах пяти глав храма. Богато декорированы и фасады здания: наличники окон, колонки, и широкий фриз придают храму праздничный, нарядный вид. В 1775 году с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизма (видно на фото выше), которая заметно контрастирует с первоначальным «узорчатым» обликом здания.

Узорочье Узорочье
Фото 19ab. Вход в церковь с узорчатым крыльцом с гирьками.

Во время войны 1812 года храм горел и после пожара был обновлен и освящен заново. В 1854 году ему выстроили новую колокольню, которая, к сожалению, не сохранилась.

Узорочье Узорочье
Фото 20ab. Элементы красочного декора церкви («узоры»).

В советское время храм действовал до 1930 года, после чего его закрыли и в 1932 году снесли колокольню, которая якобы закрывала свет реставраторам, разместившимся в стоящих рядом палатах Аверкия Кириллова. Во время сторительства Дома на набережной снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовали проектировщики и строители Дома. Но церковь чудом выжила, и в 1958 году в её стенах разместился НИИ музееведения. Сейчас храм возвращён РПЦ, с 1992 года в нём возобновлены богослужения.

Узорочье Узорочье
Фото 21ab. Современный интерьер церкви. Старый не сохранился.

Каменные палаты Аверкия Кириллова были возведены в 1656-57 гг. одновременно с церковью, с которой они раньше были соединены переходом. За почти 400 лет своего существования палаты «вросли в землю» и их первый этаж стал подвалом: настолько вырос культурный слой. Считается, что какое-то каменное здание существовало на этом месте уже во 2-й половине 16-го века, так что Аверкий Кириллов начал строрительство не с нуля, перестроив и увеличив уже имевшийся особняк. Восточный фасад здания (тот, что выходит на Москва-реку) украсило нарядное «красное» крыльцо, в отделке были применены нарядные изразцы с синим рисунком по белому фону. Палаты, как и церковь, были декорированы в стиле узорочья: на каждом этаже устроен сложный карниз с поребриком, окна декорированы изящными наличниками, стены украшены пилястрами и полуколоннами.

Узорочье
Фото 22. Палаты Аверкия Кириллова: вид со стороны набережной.

В начале 18-го века палаты перешли к князю А.Ф. Курбатову, который в 1705—1709 гг. провёл их кардинальную реконструкцию, и они обрели вид, близкий к современному. При этом был полностью переделан парадный фасад. Для придания палатам входившей в моду при Петре I симметрии, по центру фасада был достроен узкий выступ — ризалит (от итал. risalita — «выступ») с декором в стиле «петровского барокко» (резные фруктовый гирлянды, стилизованные завитки, козырёк с резными консолями).

Узорочье
Фото 23. Центральный ризалит (выступ) в стиле петровского барокко.

При этом другие части здания сохранили черты узорочья, в котором изначально были построены палаты, и, на удивление, выглядит это сочетание достаточно гармонично.

Узорочье
Фото 24. Южный фасад палат сохранил отделку в стиле "узорочье".

С 1746 г. палаты перешли в казну и в них располагались различные госучреждения. Дольше всех продержалась Сенатская курьерская команда, обслуживавшая находившиеся в Кремле московские департаменты Сената. Для этого учреждения в 1806 г. палаты были реконструированы, и с того времени они какое-то время назывались Курьерским домом. К 60-м годам 19-го века палаты пришли в аварийное состояние, однако Дворцовое ведомство не пожелало отпускать средства на ремонт «рухляди».

Узорочье
Фото 25. Палаты - вид сбоку.

К обреченному на слом зданию неожиданно проявило интерес Императорское московское археологическое общество. Оно обосновалось в палатах Аверкия Кириллова в 1860-х годах, предварительно проведя там капитальный ремонт. В 1923 году Археологическое общество благополучно разогнали, а в палатах устроили общежитие для обслуживающего персонала Дома на набережной. С 1941 года по настоящее время в палатах обитает Институт культурологии, сейчас его полное название читается как «Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева». Вот из-за этой «культурной» организации (которую давно надо было переселить в другое место) в палаты сейчас невозможно попасть, а в них сохранилось много чего интересного...

Узорочье Узорочье
Фото 26ab. В палатах удачно сочетаются барочные элементы (слева) и декор в стиле узорочья (справа).

Как попасть к храму и палатам: От метро Кропоткинская пройти мимо храма Христа-Спасителя на Патриарший мост (с которого открываются великолепные виды на Кремль - фото ниже) и потом спуститься на Берсеневскую набережную. (адрес: Берсеневская наб., д.18-20).

Узорочье
Фото 27. Вид на Кремль с Патриаршего моста.

{↑}

Храм Святителя Николая в Пыжах

Если первые узорчатые храмы строились богатыми купцами или за царские деньги, то храм Николы в Пыжах - стрелецкий. Он был построен в их замоскворецкой слободе, названной по имени стрелецкого полковника - Богдана Пыжова. Пыжов вступил в командование полком в 1668 году, а уже в 1672 году на средства стрельцов был возведён каменный храм на месте стоявшей здесь прежде деревянной Благовещенской церкви. Трапезную и шатровую колокольню пристроили к храму одну за другой в 1692 году, после чего он приобрёл традиционную для русских церквей конца 17-го века форму «корабля». Главный престол нового храма был по-прежнему посвящен Благовещенью, однако в трапезной был организован престол во имя святителя Николая чудотворца, который и дал название всей церкви - «Никола в Пыжах».

Узорочье
Фото 28. Храм Святителя Николая в Пыжах.

В традиционном для узорочья стиле храм увенчан трёхуровневыми килевидными кокошниками поверх главного четверика, над которыми возвышается луковичное пятиглавие. «Узоры» храма имеют сложный и изящный рисунок, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Например, резные наличники второго яруса ни разу не повторяются дважды (см. фото ниже).

Узорочье
Фото 29. Узорочье крупным планом: декор на наличниках не повторяется.

Узорочье Узорочье
Фото 30. Вид со стороны алтаря с богатым декором на абсидах.

Очень хорош декор на центральной апсиде (на фото выше слева), который можно рассмотреть, обойдя храм. Крыльцо храма с традиционными гирьками оформлено как нижний ярус шатровой колокольни (фото ниже), которая считается одной из самых живописных в Москве благодаря своему стройному и ажурному восьмерику.

Узорочье Узорочье
Фото 31. Виды на храм со стороны Б.Ордынки.

Николо-Пыжевский храм служил духовным центром стрелецкой слободы у Серпуховских ворот Земляного города менее трех десятилетий. После очередного бунта в 1698 году царь Петр I разогнал стрелецкое войско, ликвидировав, в том числе, и стрелецкую слободу на Большой Ордынке. Все стрелецкие храмы (а в Москве их было несколько) стали приходскими. Среди прихожан Николо-Пыжевского храма был Алексей Федорович Грибоедов (1769–1833) – родной дядя драматурга А.С. Грибоедова, автора комедии «Горе от ума». В начале 19-го века Алексей Федорович владел обширной городской усадьбой в Пыжевском переулке и считается, что именно он стал прототипом Фамусова в комедии племянника. Алексадр Сергеевич Грибоедов часто гостил у дяди в Замоскворечье, поэтому не исключено, что в Никольском храме он тоже побывал.

Узорочье
Фото 32. Храм зимой (фото из интернета).

После Октябрьской революции для храма наступили трудные времена. В 1922 году из него изъяли все церковные ценности из драгоценных металлов, а в 1934 году вообще закрыли, сняли колокола и вынесли все сохранившиеся до той поры иконы, большая часть которых относилась ещё к 17-му веку. Некоторые из них оказались в Третьяковке, но большинство бесследно исчезло. После закрытия в храме обитало много разных организаций и контор, пока он в 1991 году не был возвращён РПЦ. В том же году в нем возобновились богослужения. Справедливости ради надо отметить, что в советские времена была проведена масштабная наружная реставрация храма, в результате которой он обрел свой первоначальный «узорчатый» облик.

Узорочье Узорочье
Фото 33. Иконостасы Благовещенского и Никольского приделов храма (современные, фото из интернета).

Как попасть к храму: От метро Третьяковская пешком по Б.Ордынке от центра (адрес: Б.Ордынка, д.27А/8).

{↑}

Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами

За Петровскими воротами Белого города Москвы (ныне это площадь Петровские Ворота), между 1-м и 2-м Колобовскими переулками, нас ждёт ещё одна узорчатая стрелецкая церковь. Во второй половине 17-го века здесь был расквартирован стрелецкий полк Никифора Колобова, имя полковника и дало название переулкам. Именно здесь была возведена церковь иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Она была построена в 1679 - 1681 гг. на средства колобовских стрельцов после окончания войны с Турцией как их полковой храм. Из Оружейной палаты Кремля по просьбе стрельцов в храм было выдано сорок две иконы.

Узорочье Узорочье
Фото 34ab. Варианты иконы Божией Матери «Знамение» (интернет).

Стрельцы решили освятить церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» поскольку считалось, что этот образ Пресвятой Богородицы покровительствует русскому воинству и помогает добиться победы над неприятелем. Икону поднимали на крепостные стены во время штурма города врагами и несли в сражениях впереди войска. Изображение Божией Матери "Знамение" было принято на очень многих военных знаменах того времени.

Узорочье
Фото 35. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами.

Красивый белый храм с множеством куполов считается одним из лучших представителей «русского узорочья» в Москве с характерными для этого стиля наличниками, кокошниками, декорированными барабанами и резными порталами. Его уникальное даже для Москвы многоглавие в 11 куполов объясняется добавлением к 5 куполам главного храма ещё 5 куполов на Сергиевском приделе и одного купола на шатровой колокольне. Поразительно, но за более, чем три столетия своей истории храм почти не изменил первоначального внешнего облика, пережив и пожар 1812 года, и советское храмоборчество.

Узорочье
Фото 36. Знаменская церковь, вид сбоку. На переднем плане - Сергиевский придел (бывший Климентовский).

Когда Пётр I расформировал стрелецкие части, храм, тем не менее, остался неподалёку от «государевых слуг»: в находившихся рядом Петровских казармах (ныне это хорошо известная Петровка, 38) в 19-м веке вначале размещались военно-инженерные войска, а затем корпус жандармерии. После революции там обосновался Московский уголовный розыск (МУР), а после распада СССР - Главное управление МВД по Москве.

Узорочье
Фото 37. Знаменская церковь - вид сзади.

Московская милиция приняла деятельное участие в работах по восстановлению Знаменской церкви. В 2002 году её начальник обратился к Патриарху Алексию II с просьбой о придании Знаменскому храму статуса гарнизонного, и она была в том же году удовлетворена. Так что сейчас - это официальный храм московской милиции, и именно поэтому перед его входом стоит статуя Архангела Михаила - Архистратига, т.е. «главы небесного воинства», который борется про­тив дья­во­ла и вся­ко­го без­за­ко­ния сре­ди лю­дей.

Узорочье Узорочье
Фото 38ab. Архангел Михаил перед Знаменской церковью.

Старый интерьер храма был полностью утрачен в советский период, к настоящему времени закончена реставрация в приделе Сергия Радонежского. Реставрация проводилась на основе сохранившейся фотофиксации. Восстановлена уникальная живопись 1914 года в стиле раннего русского модерна по эскизам М.В. Нестерова. Церковный модерн прекратился после революции 1917 года и встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет большое значение не только для прихожан храма, но и для специалистов-искусствоведов. Реставрация главного Знаменского придела ещё продолжается.

Узорочье
Фото 39. Иконостас Сергиевского придела Знаменской церкови.

Узорочье
Фото 40. Фреска Сергиевского придела в стиле модерн на мотивы богородичной иконы «Знамение».

Как попасть к храму: От метро Чеховская пешком вниз по Страстному бульвару, затем налево на Петровку и направо во 2-й Колобовский пер. (адрес: 1-й Колобовский переулок, д.1, стр.2).

{↑}

Храм Григория Неокесарийского на Полянке

Недалеко от метро «Полянка» в Замоскворечье находится ещё одна поразительно красивая узорчатая церковь - храм Григория Неокесарийского в Дербицах. У него богатейшая история, начало которой переносит нас в середину 15-го века, в царствование Московского князя Василия Тёмного (он же Василий II, 1415-1462), внука Дмитрия Донского. В 1445 году Василий II неудачно воевал с казанским ханом Улу-Мухаммедом и, потерпев поражение в битве под Суздалем 7 июля, попал в плен к татарам. Чтобы вернуться на свободу, Великий князь был вынужден пообещать им огромный выкуп и отдать на «кормление» некоторые русские земли (именно тогда на Оке возникло Касимовское ханство во главе с сыном Улу-Мухаммеда Касимом). Василий был отпущен 1 октября, а через полтора месяца добрался до Москвы.

Узорочье
Фото 41. Храм Григория Неокесарийского - вид со стороны Полянки.

Находясь в татарском плену, князь дал обет: в случае возвращения домой, построить храм в том месте, откуда он увидит Москву, в память святого, поминаемого в этот день. Белые стены Кремля открылись взору князя 17 ноября 1445 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, епископа и чудотворца 3-го века н.э. Он жил в римском городе Малой Азии под названием Неокесария (ныне турецкий Никсар) и прославился как проповедник христианства и богослов. Василий II выполнил свой обет и на месте, где узрел Москву, выстроил деревянную церковь, которая позже не раз горела и возводилась заново.

Узорочье
Фото 42. Храм выстроен по традиционному плану «корабля»: главный четверик-трапезная-колокольня.

В 1668-1679 гг. по соседству с деревянной церковью возводится одноимённый каменный храм. Учитывая его первоначальное происхождение и статус царского богомолья, царь Алексей Михайлович лично выделил деньги на новый храм и интересовался ходом строительства. Царскому участию способствовало также то обстоятельство, что настоятелем старой деревянной церкви был Андрей Савинов, ставший в 1665 г. царским духовником и протопопом Благовещенского собора Кремля. Всё это позволило привлечь к возведению церкви лучших профессионалов того времени - каменщиков, изографов, декораторов. Так, изразцовый фриз изготовил знаменитый мастер Степан Полубес, а иконы для иконостаса писали царские изографы из Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

Узорочье Узорочье
Фото 43. Декор храма с изразцовым фризом.

В храме, получившемся на редкость красивым, присутствуют все основные элементы узорочья: многоуровневые килевидные кокошники под луковичным пятиглавием, резные оконные наличники, декоративные полуколонки. Однако его отличительная черта - богатые изразцовые фризы вокруг четвериков церкви и колокольни, на которые пошло 9 тысяч поливных изразцов, изготовленных Степаном Полубесом. Изразцы в то время только-только вошли в моду, были очень дороги, поскольку их мало кто умел делать, и использовались исключительно для украшения самых важных храмов, строившихся по царскому или патриаршьему заказу. Наличие их в таком количестве на церкви Григория Неокесарийского подчёркивает её высокий статус. Отрадно, что почти все изразцы прекрасно сохранились.

Узорочье Узорочье
Фото 44. Колокольня храма выступает почти до проезжей части. В ней устроили проход для пешеходов и тем самым уберегли от сноса в 1930 году.

В некоторых источниках говорится, что в храме Григория Неокесарийского Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной и что здесь же крестили их первенца, будущего царя Петра I. Это представляется маловероятным, хотя бы потому, что к тому времени церковь ещё не была закончена. Её освятил патриарх Иоаким лишь в 1679 году, уже при новом царе Фёдоре Алексеевиче, который присутствовал на освящении. Тем не менее, официальный сайт церкви утверждает, что "сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич":)

В 1812 году церковь не пострадала, но в 1922 году из неё изъяли все ценности, а в 1938 году закрыли. Храмовые иконы 17-го века были переданы в музеи (Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей), где большинство из них ни разу не выставлялось и до сих пор лежит в запасниках. В 1990 году храм вернули верующим, и с 1994 года в нём возобновились богослужения. В настоящее время храм восстановлен снаружи и изнутри и очень хорошо смотрится.

Узорочье Узорочье
Фото 45ab. Иконостас и роспись главного придела.

Ценнейшей иконой храма была Богоматерь «Умиление», или Богоматерь Елеуса-Киккская, работы Симона Ушакова. Сейчас она выставлена в Третьяковской галерее, а в церкви, в местном ряду слева от царских врат, находится её список. Название иконы есть калька с греческого: Елеуса означает «милостивая», а Киккос - название горы на Кипре, где находится монастырь, хранящий оригинальную икону. Её авторство приписывается евангелисту Луке, и находится она в кипрском монастыре с конца 11-го века. В соответствии с древней традицией, она всегда закрыта до половины шитой золотом завесой (фото справа внизу). Считается, что посмотрев на икону, человек сразу же ослепнет, и что якобы один раз такое случилось с неким патриархом. Икона в исполнении Симона Ушакова вполне доступна для обозрения, правда, сличить её с постоянно закрытым оригиналом непросто:)

Узорочье Узорочье
Фото 46ab. Икона Богоматери Елеуса-Киккской (слева - работы Симона Ушакова, справа - завешенный оригинал). На завесе золотом вышит облик иконы. Источник обеих фотографий - интернет.

Как попасть к храму: находится совсем рядом со станцией метро Полянка (адрес: Большая Полянка, д.29А).

{↑}

Храм Симеона Столпника на Поварской

Улица Поварская, протянувшаяся от начала Нового Арбата до Кудринской площади, в старые времена была центром Поварской слободы, где жили люди, кормившие царский двор: повара, хлебники, мясники, квасовары, винокуры и т.д. Неслучайно окрестные переулки по-прежнему носят связанные с едой названия: Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый. Именно в этой слободе и была поставлена в самом начале 17-го века деревянная церковь Симеона Столпника. Её название часто связывают с Борисом Годуновым, который венчался на царство в день поминовения этого святого и потом распорядился строить церкви в его честь. Каменный храм с главным Введенским престолом и приделами во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца был построен в 1676-1679 гг. по распоряжению царя Фёдора Алексеевича на средства казны.

Узорочье
Фото 47. Храм Симеона Столпника на Поварской (здесь и далее использованы снимки из интернета, поскольку наши собственные фото не сохранились из-за технической неполадки, а переснять уже не было возможности).

Симеон Столпник (390-459) был сирийским монахом, истязавшим себя разными видами аскезы. В конце концов он изобрёл столпничество - обитание на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни), где проводил всё своё время в молитве и проповедях. Был высоко почитаем византийскими императорами, которые приходили к нему советоваться по разным церковным вопросам, в том числе по поводу искорения монофизитства (ереси, признававшей в Христе только божественную сущность).

Узорочье
Фото 48. Храм стоит впритык к высоткам на Новом Арбате (интернет).

Церковь построена в стиле позднего узорочья, когда внешнее оформление стало более сдержанным. Храм украшен традиционным декором: рядами кокошников над основным объёмом, узорчатыми барабанами и резными наличниками на окнах. Под рядами кокошников устроен широкий резной фриз. Симметричная конструкция при несколько упрощенном декоре делают храм элегантным и нарядным, даже при отсутствии типичного для раннего узорочья обилия украшений.

Узорочье
Фото 49. Килевидные кокошники под куполами главного четверика и приделов (интернет).

В 19-м веке вокруг храма селились уже не повара, а московские дворяне, и он стал популярен среди них как место венчания. Одно из самых известных и нашумевших венчаний состоялось здесь в 1801 году: граф Николай Петрович Шереметьев обручился с актрисой Прасковьей Жемчуговой, его бывшей крепостной. Прихожанином церкви на Поварской в последние годы жизни был Н. В. Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.

Узорочье Узорочье
Фото 50. Храм в окружении высоток и со стороны алтаря (интернет).

В 1938 году храм был закрыт. К 1966 году, когда начали прокладывать Калининский проспект (ныне Новый Арбат), церковь пребывала в руинированном состоянии, и её решили снести. Огромными усилиями общественности это удалось предотвратить, и тогда власти были вынуждены начать реставрацию храма, дабы он своим видом не портил впечатления от новой московской стекло-бетонной магистрали. Хоть храм и отремонтировали, но после этого в нем разместили выставку мелких птиц и животных и окончательно загубили интерьер. Храм вернули РПЦ в 1991 году, целый год в нём проходила капитальная реставрация и ремонт, после чего возобновились службы.

Узорочье Узорочье
Фото 51-52. Интерьер храма, заново созданный в 1992 году (интернет).

Как попасть к храму: пешком от метро Арбатская (адрес: Поварская д.5 стр.1).

{↑}

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Хамовники – один из старых районов Москвы, получивший своё название от слободы ткачей, располагавшейся здесь несколько веков назад. Слово «хам» раньше обозначало белое льняное полотно, а хамовным делом называли изготовление тканей, полотнен и скатертей. Работали в слободе хамовники - ткачи, поставлявшие свои изделия (хамовный товар) в том числе и на царский двор. Люди они были не бедные, и поэтому в 1679-1682 гг. на личные средства поставили в своей слободе каменный храм во имя Николая Чудотворца, которого считали своим небесным покровителем. В самом конце 17-го века к церкви пристроили трапезную и шатровую колокольню, придав ей традиционный вид «корабля».

Узорочье
Фото 53. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (снимок взят из интернета, поскольку на нашем аналогичном летнем снимке церковь закрыта листвой).

Храм сильно пострадал от пожара во время наполеоновского нашествия 1812 года и был восстановлен только к середине 19-го века, когда вокруг него построили также ограду с воротами. В то же время появилась и настенная роспись, сохранившаяся до наших дней. С тех пор церковь не претерпела практически никаких изменений. В советское время она не закрывалась; сохранились колокола на колокольне, а в 1949 и 1972 гг. была даже проведена реставрация здания. Что могло спасти храм от закрытия и разрушения, так и осталось загадкой. Возможно тот факт, что среди известных его прихожан был Лев Толстой, который почти 20 лет жил неподалёку и упоминал церковь Николы в Хамовниках в своих произведениях.

Узорочье Узорочье
Фото 54ab. Основной четверик храма был построен самым первым.

Специалисты находят архитектурный стиль храма переходным от узорочья к барокко, но на наш непросвещённый взгляд, элементы узорочья доминируют в его декоре. В частности, многоярусные килевидные кокошники присутствуют на главном объёме и колокольне, окна обрамлены резными разноцветными наличниками, верх стен отделан поливными изразцами, по углам храм украшен колонками, а на барабанах - аркатурные пояса, созвучные с общим убранством церкви. Плюс необычно яркая окраска декоративных элементов с эффектом «печатного пряника» живо напоминает церковь Троицы в Никитниках - образец стиля. Кто скажет, что это не узорочье - пусть первый бросит в меня камень!

Узорочье
Фото 55. Узорчатый декор на стене храма. Над входом - икона Николая Чудотворца, в центральном кокошнике - икона Богоматери «Споручница грешных».

Шатровая двухъярусная колокольня – одна из самых высоких подобных колоколен в Москве, при этом украшена она едва ли не лучше основного объёма церкви. На первом ярусе-четверике стоит восьмерик со звоном и с кокошниками вокруг арочных проёмов - типичный элемент узорочья, перекликающийся с многоярусными кокошниками самого храма. Под арками видны квадратные ширинки с вставленными в них изразцами, а сам шатёр украшен тремя рядами окошек, обрамлённых узорчатыми наличниками. Роскошная колокольня! Видно, к моменту её постройки материальное положение ткачей стало ещё лучше, и они смогли себе позволить потратиться на этакую красоту:).

Узорочье Узорочье
Фото 56. Колокольня храма - одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве.

Богатое внутреннее убранство храма сохранилось с середины 19-го века. Купол и стены плотно расписаны на евангельские и ветхозаветные сюжеты и украшены лепниной с затейливым орнаментом. Просто чудо (не даром храм посвящён Чудотворцу:), что всё это дожило до наших дней.

Узорочье
Фото 57. Интерьер трапезной.

Главной святыней храма является икона Божией Матери «Споручница грешных». Она была ему пожертвована в 1848 году и представляет собой список с оригинального образа, хранимого в Николо-Одринском монастыре под Орлом. И оригинал, и список этой иконы, находящийся в Хамовническом храме, считаются чудотворными. «Споручница» означает поручительница за грешных, или посредница между Христом и согрешающими людьми, за которых она молится. Название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».

Узорочье Узорочье
Фото 58. Иконостас храма и придел с иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Узорочье
Фото 59. Главная святыня храма: икона Божией Матери «Споручница грешных», считающаяся чудотворной.

Как попасть к храму: пешком от метро Парк Культуры по Комсомольскому проспекту (адрес: ул. Тимура Фрунзе, д.1/2 стр.1)

{↑}


            Вся Москва


            Оглавление сайта