Португалия 2024

      Содержание:

      Вся Португалия

      Оглавление сайта

Белен

Португальские мореплаватели

Лиссабонский пригород Белен (порт. Belém, т.е. Вифлеем) - это большой музей под открытым небом, посвящённый португальским географическим открытиям. В своё время именно отсюда отплывали навстречу неизвестным землям и континентам португальские корабли, направляемые отважными капитанами. Поэтому начать этот рассказ мы решили с небольшого экскурса в историю португальского мореплавания, подкрепляя его фотографиями из Морского музея и Памятника первооткрывателям, здесь же находящимся.

Belem
Фото 1. Морской музей в Белене. Он расположен в крыле монастыря Жеронимуш, речь о котором пойдет чуть позже.

Начало эпохи португальских географических открытий связано с человеком по имени Энрике Мореплаватель (известный также как Генрих Навигатор, поскольку сам он никуда не плавал, а организовывал морские экспедиции). Будучи принцем крови, сыном португальского короля Жуана I, Энрике не был наследником престола (у него было 4 старших брата), однако принимал активное участие во всех делах королевства. Больше всего его интересовал, как и многих в те времена, поиск морского пути в Индию, сулившего огромные богатства первооткрывателям.

Belem
Фото 2. Статуя Энрике Мореплавателя (1393-1460) у входа в Морской музей.

Belem
Фото 3. За спиной Энрике висит карта португальских путешествий и открытий.

Инфант Дон Энрике (так его называют португальцы) основал морскую школу и, как сейчас бы выразились, "морской научный центр", на мысу Сагреш, самой южной оконечности Португалии. Там собрались мореплаватели, лоцманы, картографы, которые все вместе под рукодством Энрике планировали будущие морские пушествия.

Belem
Фото 4. В морской школе Сагреша. Коллаж из Морского музея.

Вот краткая хронология португальских морских открытий:

1419 - Остров Мадейра (Жуан Гонсалвеш Зарку и Тристан Ваш Тейшейра), №1 на карте ниже;
1427 - Азорские острова (Диогу да Силвеш), №2;
1434 - Мыс Бохадор (Жил Эанеш), №3. Старинные морские мифы называли этот мыс пределом для мореплавания, предупреждали об океанических монстрах, рифах, быстрых течениях и палящем солнце, которые уничтожат любой корабль, посмевший заплыть за него. Преодоление этого мыса (и связанных с ним предрассудков) открыло португальцам морскую дорогу вдоль западной оконечности Африки;

Belem
Рис. 1. Карта португальских открытий вокруг Африки.

После смерти в 1460 г. Энрике Мореплавателя (к тому времени португальцы достигли побережья Гвинейского залива) морские пушествия несколько затормозились, но затем возобновились с новой силой. Большая часть открытий была сделана во время правления королей Жуана II и Мануэля I, внучатых племянников Дона Энрике:

1482 - Устье реки Конго (Диогу Кан), №4. Диогу Кан исследовал 2500 км неизвестного до тех пор африканского побережья в районе современной Анголы;
1488 - Мыс Доброй Надежды (Бартоломеу Диаш), №5. Это было судьбоносное достижение - обогнув Африку, португальцы открыли дорогу на Восток, в сторону Индии. Одновременно было доказано, что Африка не простирается до самого полюса, как полагали древние учёные;
1498 - Индия (Васко да Гама), №7. Это главное португальское открытие - морской путь в Индию был проложен! Воследствии Васко да Гама ещё дважды плавал в Индию (в 1502-03 и 1524) и во время 3-го путешествия там же и скончался.
1500 - Бразилия (Педру Альварес Кабрал), №6. Следуя по пути Васко да Гамы в Индию с более многочисленной экспедицией, Кабрал, в посках попутного ветра, сильно отклонился на запад и (неожиданно для себя) достиг побережья Бразилии. Исследовав её побережье, он продолжил свой путь к берегам Индии.
1522 - Кругосветное путешествие Фернана Магеллана, №8. (Хоть Магеллан и был португальцем, это путешествие, которого Магеллан не пережил, организовывалось и финансировалось испанцами).

Belem
Фото 5. Карта с португальскими открытиями в Африке. Это фрагмент выложенной из мрамора географической карты с португальскими путешествиями, находящейся на площади за Памятником первооткрывателям.

Belem
Фото 6. Карта с португальскими открытиями в Азии. С начала 16-го века португальцы продвигались все дальше и дальше на восток вдоль берегов Индии и Китая, пока в 1541 г. не достигли Японии. Они стали первыми европейцами, побывавшими в "Стране восходящего солнца".

Belem Belem
Фото 7ab. Васко да Гама, первооткрыватель Индии. Статуя (1930) и носовая фигура одноименного корабля 19-го века.

На первых порах португальская заморская экспансия была связана с миссионерскими целями - распространением христианства и, как бы по инерции, продолжением реконкисты, но уже на территории Северной Африки. Однако затем на первый план выходит экономический интерес, особенно после падения в 1453 году Константинополя и блокировки турками традиционных торговых путей с Востока в Европу. Нахождение морского пути в Индию и дальше на Восток сулило огромные барыши, что придало дополнительный импульс португальским экспедициям начиная с 1460-х годов.

Belem
Фото 8. Карта морских путей португальцев в 16-м веке. По этим маршрутам португальские корабли доставляли в Европу драгоценные пряности (в основном перец и корицу) из Индии и Юго-Восточной Азии.

По мере продвижения вдоль побережья Африки португальцы устанавливали на берегу падраны (порт. padrão) - каменные столбы с королевским гербом Португалии, увенчанные крестом. Тем самым они закрепляли вновь открытые земли за португальской короной. Там, где это было возможно, они создавали торговые посты (фактории), а также частные компании, отвечавшие за торговлю определёнными товарами. Утвердившись на Западном побережье Африки, португальцы обнаружили ещё один источник доходов - работорговлю. Первые чёрные рабы были доставлены ими из Африки в Европу в 1444 году.

Достигнув Индии, португальцы вступили в борьбу с обосновавшимися там арабскими торговцами, часто прибегая к военным методам. Для сохранения своих позиций они создавали укреплёные форты, которые со временем становились поселениями, независимыми от местных властей, как, например, Гоа в Индии.

Belem
Фото 9. Первые португальские губернаторы в Индии: Франциско де Алмейде и Афонсу де Албукерки.

Создание португальской колониальной империи в начале 16-го века во многом связано с деятельностью Афонсу де Албукерки, португальскиго адмирала и губернатора Индии. Устроив по берегам Индийского океана укреплённые пункты с постоянным португальским гарнизоном — Гоа в Индии (1510) и Малакки в Малайзии (1511) — Албукерки сумел перехватить у арабов контроль над основными путями евроазиатской морской торговли пряностями. За свои заслуги перед короной Албукерки удостоился герцогского титула и внушительного памятника (1902) перед Беленским дворцом президента Португалии.

Belem
Фото 10. Памятник Афонсу де Албукерки в Белене.

Открытие и колонизация новых земель принесли португальцам огромные доходы, что воплотилось, в том числе, в выдающихся произведениях "мануэлинской" архитектуры. Однако со временем это богатство сыграло с Португалией злую шутку, приведя в конечном итоге к её упадку, а не к длительному процветанию. Привлечённые заморскими богатствами, люди покидали страну (население сократилось вдвое), "лёгкие деньги" привели к упадку в сельском хозяйстве и традиционных отраслях (всё было проще купить за границей), внутри страны резко выросли цены. В экономике подобный эффект называется "голландской болезнью", и Португалия стала едва ли не первой страной, ею переболевшей. Со временем золото кончилось, агрессивные конкуренты (Англия, Голландия) стали отбирать колонии, и в 1580 году Португалия была подчинена Испанией.

Belem
Фото 11. Одна из первых карт Африки и Индии, составленных португальскими картографами в 16-м веке. Индийский океан на ней назван «Варварским морем» (Mare Barbariais). Экспонат Морского музея.

На португальских кораблях вместе с матросами и солдатами на вновь открытые земли прибывали и католические миссионеры, наиболее известным из которых был один из основателей ордена иезуитов Франциск Ксавьер (1506-1552). После своего отплытия из Европы в 1541 году он посвятил оставшуюся часть своей жизни миссии в Индии, а также в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Он первым из христианских миссионеров достиг Японии и провел в ней два года. Скончался в Китае и похоронен в Гоа, Индия.

Belem
Фото 12. По дороге из Макау в Японию Франциск Ксавьер, по легенде, совершил чудо. Погрузив ноги в воду, он превратил её из солёной в пресную:) и спас команду корабля от смерти из-за жажды. Картина из Морского музея.

В 1960 году на берегу реки Тежу в Белене был установлен внушительный памятник португальским первопроходцам. Этот год был выбран неслучайно - он ознаменовал 500-летнюю годовщину со дня смерти Энрике Мореплавателя. Монумент высотой 52 метра в стилизованном виде изображает каравеллу, на носу которой стоит фигура Мореплавателя, а по обе стороны за ним — еще 32 фигуры выдающихся личностей той эпохи.

Belem
Фото 13. Памятник первооткрывателям - общий вид.

В правой руке Энрике - модель трёхмачтовой каравеллы с треугольными парусами, главного судна первооткрывателей, в левой - географическая карта открытых территорий. Среди следующих за ним персонажей есть не только моряки и военные, но также и учёные, картографы, писатели, художники, христианские миссионеры.

Belem
Фото 14. Западная сторона памятника: 1 - Жил Эанеш, первый португальский капитан, обогнувший мыс Бохадор в 1434 году; 2 - Луиш де Камоэнс, португальский поэт-классик, автор эпической поэмы «Лузиады» про героические страницы португальской истории; 3 - единственная женщина на памятнике, Филиппа Ланкастерская, мать Энрике Мореплавателя. Belem Belem
Фото 14a-14b. Западная сторона памятника крупным планом.

Belem
Фото 15. Восточная сторона памятника: 1 - Васко да Гама, первым приплывший в Индию (1498); 2 - Педру Кабрал, открывший Бразилию (1500); 3 - Фернан Магеллан, руководитель первой «кругосветки» (1522); 4 - Бартоломеу Диаш, первым обогнувший Африку (1488); 5 - Диогу Кан, открывший устье реки Конго и исследовавший побережье Анголы (1482); 6 - Афонсу де Албукерки, создатель португальской колониальной империи; 7 - Франциск Ксавьер, иезуит-миссионер, причисленный к лику святых. Belem Belem
Фото 15a-15b. Восточная сторона памятника крупным планом. Бартоломеу Диаш вместе с Диогу Каном изображены устанавливающими падран.

Belem
Фото 16. Вот так выглядит с верхушки Памятника первооткрывателям изображённая внутри «розы ветров» мраморная карта португальских мореплаваний. Фото из сети.

Морской путь в Индию искали не только португальцы, но и испанцы, но делали они это разными способами - если португальцы плыли на восток, то испанцы - на запад. Открывший в 1492 году Америку Колумб, возглавлявший испанскую экспедицию, до конца своих дней был уверен, что достиг восточной оконечности Индии. В 1494 году в городе Тордесильяс в Кастилии Португалия и Испания заключили договор о разделе сфер влияния в мире. В современных координатах граница их условных владений (поскольку тогда ещё мало кто знал, что в этих владениях находится) проходила примерно по меридиану 50° западной долготы. Земли к востоку от этой черты отходили Португалии, к западу — Испании. Любопытно, что по этому договору португальцам достался кусочек Южной Америки, где шестью годами позже они открыли Бразилию - как в воду глядели!:))

Belem
Фото 17. Разделение сфер влияния между Испанией и Португалией по Тордесильясскому договору. Карта из Морского музея.

В начале эры географических открытий португальцы плавали вдоль побережья Африки на судах, называвшихся каравеллами. Это были небольшие двух- или трёхмачтовые корабли с треугольными (латинскими) парусами. Главное достоинство такой оснастки состояло в том, что она позволяла плыть против ветра. В дальнейшем с продвижением все дальше и дальше от дома, возникла потребность в более крупных судах, которые могли перевозить больше груза и нести пушечное вооружение. Так возникли каравеллы-редонды и карраки.

Belem
Фото 18. Ранняя каравелла (каравелла-латина). Поражает, как на таких хлипких судёнышках португальцы отваживались отправляться в столь далёкие путешествия! Фото из Морского музея Белена.

Belem
Фото 19. Каравеллы-редонды были большего размера с тремя косыми парусами и двумя прямыми для большей скорости и манёвренности.

Belem
Фото 20. На карраках, предназначенных для перехода больших океанских пространств, преобладали уже прямые паруса. Именно на таких кораблях (длиной 20 м и грузоподъёмностью в 120 т) Васко да Гама приплыл в Индию в 1498 г.

Крест, изображённый на парусах португальских кораблей (а также присутствующий во многих других местах), являлся эмблемой военно-монашеского Ордена Христа, правопреемника ордена тамплиеров на территории Португалии. Их штаб-квартирой был замок около города Томар, и сам Энрике Мореплаватель какое-то был их светским правителем. Томарские рыцари приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей, а также предоставляли средства для финансирования экспедиций.

В ангаре Морского музея хранится несколько настоящих лодок и судов, центральное место среди которых занимает королевская бригантина длиной 30 м, построенная для короля Жуана VI в 1784 году. Приводится в движение 40 веслами и 80 гребцами.

Belem Belem
Фото 21. Королевская бригантина. Судно до сих пор функционально - последний раз на нём плавали в 1957 г.

{↑}

Монастырь Жеронимуш

Главной достопримечательностью Белена является монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos), вытянувшийся почти на 300 м вдоль набережной реки Тежу напротив Памятника первооткрывателям. В его названии отражён тот факт, что до 1834 года монастырь принадлежал Ордену иеронимитов, т.е. последователей св.Иеронима.

Монастырь непосредственно связан с португальским мореплаванием - он был основан в 1501 г. по обету короля Мануэля I Счастливого (1469-1521), пообещавшего таким образом отблагодарить Деву Марию в случае успешного возвращения экспедиции Васко да Гамы из Индии. Место для строительства было выбрано неслучайно - ещё во времена Энрике Мореплавателя здесь стояла часовня, посвящённая Деве Марии Вифлеемской (Ermida de Santa Maria de Belém), в которой португальские моряки молились об успехе перед отплытием в свои опасные экспедиции в неизвестное. Именно здесь молился Васко да Гама перед отплытием в Индию и Альварес Кабрал - перед своим путешествием также в Индию, по пути к которой он неожиданно открыл Бразилию.

Belem
Фото 1. Вид на монастырь Жеронимуш и Площадь империи с крыши Памятника независимости (фото из сети). Создание Площади империи с большим фонтаном в центре было приурочено к проводившейся в 1940 г. выставке "Португальский мир".

Монастырь строили почти 100 лет, и потом неоднократно перестраивали, поэтому в нём представлено множество архитектурных стилей - от готики до классики. Тем не менее, больше всего он знаменит своим мануэлинским стилем, португальским вариантом Ренессанса, для которого характерны пышные орнаменты, замешанные на морской символике. Стоило это "мануэлино" недёшево, но в то время португальская казна не испытывала проблем с деньгами - золото рекой текло в неё от налогов, взимавшихся с доходов от продажи привезённых из Азии специй.

Belem
Фото 2. Вид на монастырь снизу. Его фасад (вместе с церковью) вытянут вдоль берега реки Тежу на 270 метров. Когда-то воды реки плескались у самых стен монастыря, но затем русло изменилось и возникло пространство, ныне занимаемое большой площадью.

Здания монастыря с относительно небольшим ущербом пережили чудовищное землетрясение 1755 года, разрушившего Лиссабон. Это позволило ЮНЕСКО объявить в 1983 году ансамбль монастыря вместе с находящейся неподалёку от него Беленской башней (о ней расскажем чуть позже) памятниками Всемирного наследия. Монастырь также входит в число "Семи чудес Португалии" - наиболее важных монументов архитектурного наследия страны (во время поездки нам удалось посмотреть всю эту "семёрку"). Неудивительно поэтому, что Жеронимуш пользуется огромной популярностью у туристов и зачастую попасть в него можно, только отстояв огромную очередь. (Лайфхак: во второй половине дня, после 2-3 часов, число желающих значительно уменьшается).

Belem
Фото 3. Монастырь Жеронимуш с большой очередью желающих в него попасть. Belem
Фото 3a. Вблизи здание монастыря кажется просто бесконечным. Belem
Фото 3b. В западном крыле монастыря находятся два музея: Археологический и Морской.

Внутри монастыря для туристов открыты два объекта: церковь Санта-Мария-де-Белен (бесплатно) и клуатр (за деньги). Начнем с церкви. Построенная на месте одноменной часовни времён Энрике Мореплавателя, она фактически является готическим собором с богатой отделкой в мануэлинском стиле. Церковь также служит некрополем трёх поколений португальских королей Ависской династии, начиная с Мануэля I.

Belem
Фото 4. Церковь Санта-Мария-де-Белен. Belem
Фото 4a. На куполе церкви виден уже знакомый нам крест Ордена Христа, а под ним - что-то похожее на глобус. Это армиллярная сфера - астрономический инструмент для определения координат небесных светил, который использовался моряками для отслеживания местоположения их судна. Армиллярная сфера широко представлена в Жиронимуше как элемент мануэлинского декора.

Belem
Фото 5. Портал южного фасада - роскошный "мануэлино". Группируясь вокруг Богоматери с Младенцем, на нем присутствуют много святых, пророков и мучеников, а тимпан над входом содержит два сюжета из жизни св.Иеронима. Из исторических фигур на портале виден Энрике Мореплаватель (на колонне между дверьми, опирающийся на меч).

Belem
Фото 6. Западный портал служит входом в храм (фото из сети, сам не смог снять из-за толпы). Belem
Фото 6a. Наверху у него три богородичных сюжета (Благовещение, Рождество и Поклонение волхвов)...

Belem Belem
Фото 7ab. ... а по бокам, наряду с апостолами и евангелистами - две большых скульптуры монархов-основателей монастыря: слева - Дон Мануэль со св.Иеронимом, справа - Донна Мария со св.Иоанном Крестителем.

Первое, что видит посетитель заходя в храм, это захоронения двух великих португальцев - поэта Луиша де Камоэнса и мореплавателя Васко да Гама. Останки обоих героев были перенесены сюда в 1880 г., а саркофаги выполнены в гармоничном нео-мануэлинском стиле примерно в то же время.

Belem Belem
Фото 8-8a. Луиш де Камоэнс (1524-1580) прославился свой поэмой «Лузиады», воспевавшей, на манер гомеровской «Одиссеи», первое плавание Васко да Гамы в Индию. Сам он тоже поучаствовал в португальских экспедициях, плавал в Индию и Китай, служил и воевал в Гоа и Макао. Так что предмет своей поэмы он знал не понаслышке. На саркофаге видны атрибуты поэта: лира, перо и лавровые венки, а внизу выбита цитата из «Лузиады», в переводе звучащая так:
«Коль надо, сжав булат в руке привычной,
Я вам пойду служить на поле брани
Иль в песнях сладкозвучных, необычных
Увековечу славные деянья.»

Belem Belem
Фото 9-9a. Васко да Гама (1468–1523) - самый знаменитый португальский мореплаватель, первым достигший Индии. На его саркофаге - крест ордена Христа, каравелла и армиллярная сфера; вокруг декор из морских канатов.

После захоронений Васко да Гамы и Камоэнса перед посетителем открываются три нефа базилики, все одинаковой высоты. Шесть 25-метровых колонн, отделяющих центральный неф от боковых, вызывают восхищение: они сверху донизу покрыты гротескным или растительным орнаментом в ренессансном стиле.

Belem
Фото 10. Основной объём собора и разделяющие его нефы богато декорированные колонны.

Belem
Фото 11. Роскошный арочные своды потолка украшены орнаментом из многочисленных рёбер.

Belem
Фото 12. Расположенные над входом в церковь хоры. Оттуда наверняка открываются прекрасные виды на интерьер храма, но увы, на хоры не пускали.

Belem
Фото 13. Орнамент на колоннах и ребристые потолочные своды.

Belem Belem
Фото 14. Орнаменты на колонне и на резной кафедре.

Belem
Фото 15. По бокам от главного алтаря находятся 4 небольших капеллы. Витражи выполнены в 19-20 веках.

Belem
Фото 16. Главный алтарь несколько диссонирует с главным пространством храма, поскольку выполнен в маньеристской манере. На его полиптихе изображены сцены Страстей Христовых, по центру находится роскошный посеребрённый табернакль.

Belem
Фото 17. На боковых стенах главного алтаря, в нишах, находятся захоронения королей Мануэля I (1469-1521) и его сына Жуана III (1502-1557) вместе с их жёнами-королевами. Саркофаги царственных супругов опираются на слонов - символов власти на Востоке.

Belem
Фото 18. Трансепт (поперечный неф) храма перекрывает большое пространство без поддержки колонн, на обоих его концах находятся просторные часовни.

Королевский пантеон продолжается в часовнях трансепта, где похоронены два короля, которых соединяет непростая и во многом трагичная для Португалии история. В правом (южном) крыле трансепта (предположительно) покоятся останки короля Себастьяна I (1554-1578). Предположительно, - потому что этот король погиб во время сражения в Марокко в 1578 г., но его тело после битвы не было найдено. Он умер молодым, не оставив наследников, и с ним фактически пресеклась правившая в Португалии династия. Захватившие власть испанцы похоронили чьи-то останки в Белене, назвав их обретёнными в Марокко мощами Себастьяна, но португальцы им не поверили и долго надеялись на его чудесное возвращение и спасение им родины. Себастьян приобрел в национальном португальском сознании мистическую ауру, чем-то напоминающую российский сюжет с царевичем Дмитрием (более подробно о Себастьяне и его значении для португальцев - в приложении к этому рассказу).

Belem
Фото 19. (Предполагаемое) захоронение короля Себастьяна I. Латинская эпитафия на его саркофаге гласит: «Говорят, что здесь лежит Себастьян, чья жизнь оборвалась на просторах Африки. Не может быть сомнений, что он жив до сих пор! Смерть подарила ему бесконечную жизнь». Возможно, португальцы до сих пор верят в чудесное спасение Себастьяна и надеются, что он придёт им на помощь в трудные для страны времена:).

В левой (северной) часовне трансепта покоится кардинал-король Дон Энрике I (1512-1580), регент и воспитатель Себастьяна, приходившийся ему двоюродным дядей (братом его деда, короля Жуана III). Вся жизнь Дона Энрике была посвящена церкви, в которой он занимал ряд важных должностей и в какой-то момент даже претендовал на пост папы Римского. Он никогда не собирался быть королём (и не имел детей как католический священник), но после смерти/пропажи Себастьяна оказался единственным легитимным наследником престола. Его правление продолжалось всего два года, и после его смерти португальский престол на 60 лет оказался в руках испанцев.

Belem
Фото 20. Северная часовня трансепта с захоронением кардинала-короля (так его называют португальцы) Энрике I (в центре). Прочие захоронения в часовнях принадлежат детям королей-основателей - Мануэля I и Жуана III.

Belem Belem
Фото 21ab. Сакофаги королей Себастьяна (слева) и Энрике (справа) также опираются на слонов.

Belem
Фото 22. В большой ризнице интересна резная колонна, подпирающая роскошный арочный потолок. На стенах - серия картин конца 16-го века с эпизодами из жизни св.Иеронима (который больше всего прославился переводом на латынь Библии - т.наз. «Вульгата», которая с 16-го века является официальной латинской Библией католической церкви).

С северной стороны к церкви примыкает роскошный клуатр, который считается шедевром мировой архитектуры и первым подобного рода творением в Португалии. Он выстроен на двух уровнях со сводчатыми потолками, причём его квадратная форма со стороной 55 м сглаживается слегка срезанными углами, фактически превращая квадрат в восьмиугольник. В течение примерно 30 лет клуатр последовательно строили три разных архитектора, каждый из которых внёс что-то оригинальное в первоначальный дизайн. В результате этот шедевр стиля мануэлино поражает богатством и разнообразием своих каменных орнаментов.

Belem
Фото 23. Панорамный снимок клуатра. Искажения большие, но зато почти всё попало в кадр)).

Элементы декора клуатра включают религиозную символику (эпизоды Страстей Христовых), королевские символы (гербы, щиты, кресты ордена Христа), а также элементы гротесков с растительными и морскими мотивами, в качестве каковых чаше всего используются канаты. Не забыты также и средневековые образы фантастических животных, в том числе морских.

Belem Belem
Фото 24-24а. Клуатр: вид с 2-го этажа (уже без искажений)).

Belem Belem Belem
Фото 25-25b. Клуатр: вид снизу.

Belem
Фото 26. Двойной портал у входа в Капитулярный зал.

Belem
Фото 27. Капитулярный зал. Отделка в нём была закончена лишь в конце 19-го века, и вряд ли он использовался по назначению. Тогда же в нём установили саркофаг Алехандро Эркулано, известного португальского писателя 19-го века.
Belem
Фото 27a. До 1966 года Капитулярный зал использовался как Национальный пантеон выдающихся деятелей Португалии, который позже перенесли в церковь святой Энграсии в центре Лиссабона.

Belem Belem Belem
Фото 28-28b. Нижние галереи клуатра отделены от его двора большими ажурными арками, колонны которых декорированы орнаментом в виде морских канатов.

Belem
Фото 29. У входа в монастырскую трапезную устроен фонтан для омовения рук; в центре него сидит лев св.Иеронима (по легенде святой вытащил у льва из лапы занозу, после чего зверь стал его верным слугой).

Belem
Фото 30. Портал у входа в монастырскую трапезную.

Belem
Фото 31. Трапезная в Жеронимуше просто ошеломляет: она больше похожа на тронный зал в каком-нибудь дворце, нежели на монашескую столовку. Сводчатый потолок с ребристым декором и обрамление окон - прекрасные образцы мануэлино.

Под двумя рядами толстых каменных канатов в конце 18-го века из плитки азулежу в трапезной были выложены живописные картины. Одна из них изображает евангельское «Чудо пяти хлебов и двух рыб»; целая серия изразцовых картин представляет ветхозаветные сцены жизни Иосифа в Египте.

Belem
Фото 32. «Чудо пяти хлебов и двух рыб». Belem
Фото 32а. Иосиф убегает от домогавшейся его жены Потифара. Belem
Фото 32b. Иосиф делится хлебом с братьями.

Belem Belem
Фото 33ab. Каменные орнаменты клуатра: слева - Страсти Христовы (Бичевание); справа - «канатный узор».
Belem Belem
Фото 33cd. Узоры на первом этаже клуатра.

Belem Belem Belem
Фото 34-34b. Клуатр: вид сверху не хуже вида снизу.

Belem Belem
Фото 35-35a. Ажурные арки второго этажа выглядят чуть попроще, чем на первом.

Belem
Фото 36. Внутренняя галерея второго этажа.

Belem
Фото 37. Ажурная арка крупным планом.

{↑}

Беленская башня

Элегантная Беленская башня (Torre-de-Belém) в мануэлинском стиле была построена между 1515-1519 гг. на каменистом острове в середине реки Тежу для защиты её устья и монастыря Жеронимуш. С тех пор русло в результате землетрясения 1755 г. изменилось, и башня оказалась ближе к берегу - с набережной её соединяет деревянный помост. Каменный декор башни очень похож на орнаменты в монастыре Жеронимуш, но кажется, что с бОльшим упором на военно-морскую тематику: канаты, щиты, армиллярные сферы, португальские равносторонние кресты, королевские гербы. Сейчас башня является знаковым символом Лиссабона.

Belem
Фото 38. Беленская башня состоит из двух частей: собственно пятиэтажной башни и выдающегося в реку бастиона.

Belem
Фото 39. Со временем башня потеряла своё оборонное значение и перед тем как стать магнитом для туристов, успела «поработать» пороховым складом, тюрьмой, таможней, телеграфной станцией и маяком.

Belem
Фото 40. Когда-то башня была полностью окружена водой, сейчас она примыкает к «суше».

Belem
Фото 41. С верхней площадки бастиона видна красивая лоджия в венецианском стиле, обращенная в сторону реки.

Belem
Фото 42. У башенного бастиона два уровня: верхний имеет скорее декоративное назначение, ...

Belem
Фото 43. ... а на нижнем установлены пушки. Взять штурмом подобное укрепление было нелегко, однако испанцы смогли это сделать в 1580 г.

Belem
Фото 44. Из верхних окон башни открывается красивый вид на набережную Белена, Памятник первооткрывателям и километровый подвесной Мост 25 апреля через реку Тежу.

На башню нелегко попасть, особенно с утра, когда перед ней выстриваются часовые и более очереди. Честно говоря, она гораздо лучше смотрится снаружи, нежели изнутри, и в случае столпотворения у входа лучше ограничиться внешним осмотром. Сэкономленное время можно с большей пользой провести в интересных беленских музеях и более впечатляющем монастыре Жеронимуш.

{↑}

Национальный музей экипажей

Национальный музей экипажей (Museu Nacional dos Coches), находящийся в Белене рядом с памятником Альбукерки, содержит внушительную коллекцию карет и прочих конных экипажей 17-19 веков. Первоначально музей был основан в 1905 г. королевой Амелией для сохранения обширной коллекции карет, принадлежавших в разные годы португальскому королевскому двору и изготовленных в разных европейских странах. Согласно Википедии, музей обладает одной из лучших коллекций исторических карет в мире и является одним из самых посещаемых музеев города.

Belem
Фото 1. Один из современных залов Музея экипажей. Всего в музее около 80 экспонатов. Belem
Фото 1a. Ряд из карет в музее.

Belem
Фото 2. Самый старый и ценный экспонат - карета испанского короля Филиппа III, на которой он приехал из Мадрида в Лиссабон в 1619 году. В карету запрягалась пара лошадей, управляли ей два верховых форейтера.

Belem
Фото 3. Карета португальского короля Педро II (правил в 1683-1706). Изготовлена в Португалии в стиле Людовика XIV. Belem
Фото 3a. На двери - португальский королевский герб.

Belem
Фото 4. Карета португальского короля Жуана V (1706-1750). На заднем колесе изображены 12 знаков зодиака. Belem
Фото 4а. Сзади кареты появляется замысловатое резное украшение. Belem
Фото 4b. На дверной панели кареты - морской декор во главе с Нептуном.

Belem
Фото 5. Украшение коллекции - так называемая «Океанская карета» (Coche dos Oceanos). Это одна из набора церемониальных карет, подаренных королём Жуаном V римскому папе Клементу XI (1716).
Belem Belem
Фото 5ab. Скульптурная композиция на «корме» кареты изображает Аполлона с лирой, воспевающего подвиги португальцев; две женские фигуры вокруг него символизируют Весну (с цветами) и Лето (с колосьями). Ниже две мужские фигуры, олицетворяющие Атлантический и Индийский океаны, пожимают друг другу руки как символ прохода вокруг Мыса Доброй Надежды. Две женские фигуры на передке (правое фото), по логике, должны представлять Осень и Зиму. Итальянская работа 18-го века.

Belem
Фото 6. Другая карета из числа подаренных папе, стилистически похожая на предыдущую, называется «Коронация Лиссабона».
Belem Belem
Фото 6ab. Сзади женская фигура по центру символизирует Лиссабон; её коронует богиня Славы с горном в руке в присутствии богини Изобилия, держащая в руке рог изобилия, наполненный цветами и фруктами. Мужские фигуры внизу символизируют Африку и Азию, где располагались португальские колониальные владения. На передке (справа) две женские фигуры изображают, похоже, Луну и Солнце.

Belem
Фото 7. Карета короля Жозе I (1750-1777) считается одной из лучших португальских барочных карет. Belem
Фото 7a. На дверной панели виден португальский королевский герб, а цветочно-фруктовые гирлянды и индейские головы вокруг символизируют Бразилию, единственное португальское владение в Америке.

Belem
Фото 8. Карета типа «Берлина», названная так по имени города, где в конце 17-го века изобрели новый тип подвески. Купе для пассажиров закреплялось на двух широких кожаных ремнях, что уменьшало тряску и делало езду более комфортной. Принадлежала португальскому королевскому двору, изготовлена во Франции.

Belem
Фото 9. Церемониальная карета короля Жуана VI (1816-1826) с установленной наверху короной. Лондон, 19-й век. Belem
Фото 9а. Драконы на двери - герб правившей королевской династии Браганса. Belem
Фото 9b. Запрягалась карета шестёркой лошадей.

Belem
Фото 10. Шарабан. Помните песню «А шарабан мой американка, а я девчонка, я хулиганка»?. Так вот, шарабан - это тип открытой повозки, появившейся во Франции в начале 19-го века. Название происходит от французского «char à bancs» (повозка с деревянными скамьями). Португальская королевская семья использовала шарабан для загородных прогулок и поездок на охоту.

Belem
Фото 11. Повозка «Собачья». Экипаж для перевозки охотников с собаками. Собаки сидели в отсеках с вентиляционными решётками под сиденьями.

Belem
Фото 12. Повозка «Фаэтон». Прогулочная аристократическая коляска. Сзади - место для лакея.

Belem
Фото 13. Повозка «Виктория». Элегантный открытый экипаж без дверей, с дополнительным сиденьем кучера спереди и с убирающейся крышей над пассажирским сиденьем. Назван в честь королевы Виктории.

Belem
Фото 14. Повозка «Милорд». Прогулочная коляска открытого типа с сиденьем для кучера, складывающейся крышей и дополнительным откидывающимся пассажирским сиденьем напротив.

Belem
Фото 15. Повозка «Калаш». Открытый экипаж с откидным верхом для 4-х человек, сидящих лицом к друг другу.

Belem
Фото 16. Детские экипажи королевской семьи.

Belem
Фото 17. Двухместный паланкин. Переносился четырьмя носильщиками или двумя лошадьми. Belem
Фото 17a. Одноместный паланкин. Переносился двумя носильщиками.

Belem
Фото 18. Почтово-пассажирская карета. Пассажиры ехали внутри и на крыше, почта и багаж находились в нижних ящиках.

Belem
Фото 19. Дорожная карета для длительных поездок. Имеет два купе для пассажиров (спереди и сзади) и отсек для почты (в центре). Багаж располагался на крыше. Путь от Лиссабона до Порту (320 км) в такой карете занимал 34 часа с 23 остановками.

Belem
Фото 20. Повозка для арестантов. Внутри - 6 запирающихся отсеков. Вход через единственную заднюю дверь, отпирающуюся только снаружи.

Belem
Фото 21. Первый автомобиль в Португалии, 1895. Мощность - 3 л.с., максимальная скорость - 26 км/час. Изготовлен во Франции.

Belem
Фото 22. Помимо большого современного корпуса, у Национального музея экипажей есть ещё одно помещение, расположенное в старой королевской ездовой школе. Именно там изначально и размещалась вся коллекция. Туда имеет смысл сходить не из-за карет (они там повторяются), а чтобы посмотреть красивую отделку зала (1787). Мы туда, к сожалению, не успели, поэтому фото - из сети.

Рядом с музеем карет, напротив памятника Афонсо Албукерки, расположен Беленский дворец, где сейчас располагается официальная резиденция президента Португалии. Дворец, состоящий из комплекса зданий, был построен в разное время и выполнял различные функции, в том числе служил резиденцией португальской королевской семьи.

Belem
Фото 23. Беленский дворец - резиденция президента страны.

Belem
Фото 24. Охрана у входа во дворец.

{↑}

Вся Португалия

Оглавление сайта