Томар, расположенный в центральной части Португалии - удивительное место, кратко охарактеризовать которое можно как "три в одном". Во-первых, это небольшой город (порядка 40 тыс. населения), разделённый рекой Набао на две части - старую и современную. Во-вторых, это средневековый замок, нависающий над городом с вершины расположенного рядом высокого холма. В-третьих, это находящийся внутри замка ренессансный монастырь Ордена Христа (Конвенту де Кришту), с 1983 года имеющий статус объекта Всемирного наследия Юнеско.
Мы посетили Томар во время нашего автомобильного путешествия по Португалии, приехав туда из Эворы и проведя в нем целый день с ночёвкой. Этого времени вполне хватило на замок и монастырь, но оказалось недостаточно, чтобы получше осмотреть сам город. В результате в тот день мы побывали только на его центральной площади и погуляли по окружающим её старым улицам. Наутро же пришлось сразу уехать, поскольку строго составленное расписание звало нас в Коимбру.
Все три части Томара очень тесно друг с другом связаны, но трудно рассказывать о них одновременно, поэтому начнем с небольшого введения о самом городе.
В римские времена на правом берегу реки было поселение под названием Селиум, которое со временем перешло под власть захвативших Иберийский полуостров вестготов, а затем (с 716 г.) и покоривших их арабов. При них поселение получило новое имя - Thamara (по-русски, вероятно, Тамара?:) от арабского названия речки. В 1147 году первый португальский король Афонсо Энрикеш отбил эту местность у мавров с помощью рыцарей-тамплиеров и за заслуги в Реконкисте пожаловал им окрестные земли. Тамплиеры построили на вершине холма крепость для защиты границы вновь приобретённых владений. С этого времени на левом берегу Набао, прямо под замком, и возникает городок Томар как посад при нём.
В церкви Иоанна Крестителя представлено несколько полотен Грегорио Лопеша (1490-1550) - одного из самых известных живописцев Португалии эпохи Ренессанса. Он был придворным художником короля Мануэля I, а позже и его преемника, Жуана (Иоанна) III. Два его наиболее выразительных полотна посвящены мученической смерти Иоанна Крестителя.
Замок тамплиеров, придавший Томару звёздный статус в Португалии, начали строить в 1160 году под руководством Дона Гуалдина Паиша (1118-1195), португальского магистра Ордена. Тамплиеры с самого возникновения Португальского королевства принимали активное участие в Реконкисте, сражаясь против мавров бок о бок с королевскими войсками. Так, Дон Паиш участвовал вместе с первым португальским королём Афонсо Энрикишем в освобождении Сантарема и Лиссабона. Потом он присоединился ко Второму крестовому походу, где и вступил в ряды тамплиеров. Поручение построить замок в Томаре (ставший португальской штаб-квартирой Ордена) он получил от короля Афонсо для защиты границ Португалии с маврами, проходившей тогда по реке Тежу (Тагус). Тамплиеры свою миссию с честью выполнили - в 1190 году замок и его гарнизон успешно выдержали осаду превосходивших сил Альмохадского короля Марокко Якуба аль-Мансура и не пустили врагов внутрь страны.
Орден тамплиеров (полное название - "Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма", сокращённо - "храмовников") возник около 1119 года после Первого крестового похода с целью защиты паломников, посещавших Святую Землю. Его первая штаб-квартира находилась на вершине Храмовой горы в Иерусалиме рядом с мусульманским святилищем "Купол Скалы" (Dome of the Rock), который рыцари-храмовники ошибочно принимали за Второй Храм (Temple) Соломона. Они оказались не в курсе, что Второй Храм был разрушен римлянами ещё в ходе Иудейской войны в 70 г.н.э.:) А поскольку Купол Скалы представляет собой большую ротонду на восьмигранном основании, многие из церквей Ордена имеют круглую форму (например, лондонский Темпл). Есть также мнение, что круглые тамплиерские храмы копируют ротонду в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, но это менее вероятно, поскольку к 12-му веку архитектурный облик этого храма ещё окончательно не сложился.
Тамплиеры были отважными воинами, активно участвовали в крестовых походах и прославились во многих сражениях. Однако война не была их единственным занятием, активно воевали лишь порядка 10% членов Ордена. Остальные же занимались тем, что сейчас бы назвали "частным предпринимательством", фактически создав первую международную финансовую корпорацию и впервые начав применять такие финансовые инструменты, как аккредитив и чек. Рыцарь, отправляющийся в крестовый поход, или паломник, следующий в Святую Землю, могли сдать свои ценности в местную штаб-квартиру Ордена и получить документ, указывающий стоимость их депозита, который затем можно было полностью или частично "обналичить" по прибытии в Палестину. Эта новаторская деятельность была ранней формой банковского дела и обеспечивала безопасность крестоносцев и паломников, делая их менее привлекательными целями для грабителей.
Два фактора способствовали финансовому успеху тамплиеров: наличие разветвлённой сети отделений Ордена по пути из Европы в Палестину и особый статус духовной организации, дарованный им папой, дававший им право беспрепятственно и открыто заниматься финансовыми операциями. Это было немало в те времена, когда ростовщичество (то есть кредит, выражаясь современным языком) считалось большим грехом. Благодаря успешной экономической деятельности, Орден тамплиеров к концу 13-го века стал чрезвычайно богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Замки тамплиеров стали фактически независимыми владениями со своими собственными экономическими рынками, и вместе с этим возросла политическая власть Ордена.
Однако по мере перехода Палестины под контроль мусульман военная роль Ордена стала уменьшаться, а его богатство и власть начали сильно раздражать "сильных мира того". В конце концов французский король Филипп IV, сильно задолжавший тамплиерам, пришёл в выводу, что решить проблему большого долга проще всего путём устранения кредитора. Сговорившись с папой Климентом V, тоже французом (кстати, именно он перенёс штаб-квартиру папства из Рима в Авиньон), король выдвинул против них абсурдные обвинения (богохульство, отречение от Христа, культ дьявола и идолопоклонство) и начал вместе с папой инквизиционные процессы, где несчастные тамплиеры под страшными пытками признались во всех смертных грехах. В 1312 году Орден тамплиеров был папой распущен, его руководство ещё раньше казнено, найденное имущество передано другим орденам, а французский король получил солидную компенсацию своих "судебных издержек". Вся эта история хорошо описана писателем Морисом Дрюоном в серии романов "Проклятые короли", что продавались в СССР в обмен на сданную макулатуру; может кто-то из старшего поколения туристеров это ещё помнит.:)
Наиболее суровые репрессии к тамплиерам применялись во Франции; в других странах их преследование было менее строгим. На общем фоне выделилась Португалия: король Диниш I, в благодарность тамплиерам за помощь в борьбе с маврами, предоставил убежище членам Ордена, преследуемым в других странах, а его португальское отделение просто преобразовал в новый "Орден Христа" с сохранением тамплиерской собственности и символики. В 1323 году всё это было одобрено новым папой Иоанном XXII, а в 1357 году Орден Христа получил свою штаб-квартиру в бывшей резиденции Ордена тамплиеров в Томаре.
С той поры рыцари Ордена Христа стали верными слугами португальской короны, а их красный (и бывший тамплиерский) крест начал гордо красоваться на парусах португальских каравелл. В 1418 году Великим магистром Ордена стал знаменитый португальский принц Генрих-Мореплаватель (он же Инфант Энрике-Навигатор), и томарские рыцари приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских первооткрывателей. Для финансирования этих путешествий принц Генрих использовал собственные средства, а также активы Ордена. Подробнее про Генриха-Мореплавателя можно почитать в рассказе про Белен.
Орден достиг пика могущества к 1520-м годам, в период, когда его Великим магистром был король Мануэль I (1469-1521). Именно во время его правления основанный в замке монастырь был значительно расширен и украшен великолепным декором в стиле "мануэлино", название которого происходит от имени этого короля. Его преемник Жуан III объявил пост Великого магистра Ордена наследственным для королей Португалии.
Монастырь Ордена Христа (Конвенту-де-Кришту) находится внутри стен средневекового замка и имеет древнюю сердцевину - круглую церковь (Ротонду), возведённую ещё тамплиерами в 12-м веке. Почти все его остальные постройки относятся к 15 — 16-м векам, и главными державными строителями монастыря в это время были принц Генрих-Мореплаватель, король Мануэль I и его наследник Жуан III. Создавался этот монастырь, также как и роскошный монастырь Жеронимуш в Белене, на средства, полученные Португалией от колонизации Африки и морской торговли с Индией.
Как выглядит знаменитая Ротонда (Charola dos Templarios) снаружи, мы уже видели, теперь же рассмотрим её изнутри. При тамплиерах Ротонда была частной молельней рыцарей и, вероятно, местом погребения высших должностных лиц Ордена. При Мануэле I её полностью обновили и сделали алтарём пристроенной к ней монастырской церкви (№3). Соответственно, её роскошная внутренняя отделка, как и всего монастыря, относится к 16-му веку.
В середине круглой (на самом деле - шестнадцатигранной) Ротонды находятся восемь массивных колонн, поддерживающих уходящий в потолок центральный барабан. Вокруг находится деамбулаторий - обходная арочная галерея со сводом, образованным круглыми арками. За галереей расположены уже внешние стены Ротонды. Вся эта сложная конструкция роскошно декорирована лепниной, резьбой, позолотой, настенной живописью и скульптурой. Когда заходишь внутрь Ротонды, богатство её интерьера просто ошеломляет.
На колоннах, поддерживающих барабан, под позолоченными балдахинами расположены статуи святых, апостолов и Отцов Церкви. Они вырезаны из дерева, раскрашены и позолочены. Их автор - фламандский скульптор Оливье де Ганд, после смерти которого закончил работу португалец Фернан Муньос.
С внешней стороны центрального барабана изображены восемь пар ангелов, держащих в руках орудия Страстей Господних. Росписи выполнены Фернаном де Анесом в 1511-1521. Ниже показаны четыре ангельские пары из восьми.
Поскольку в начале 16-го века церковь тамплиеров стала круглым алтарем монастырского храма, на внутренних стенах Ротонды быди размещены картины на евангельские сюжеты, а также установлены статуи Малых пророков (фото ниже). На картинах верхнего и среднего ряда представлены сцены из жизни Христа и Богоматери; авторство полотен приписывается художникам Франциско Энрикесу и Хорхе Афонсо (1510-1515). В нижнем ряду - сцены из жизни различных святых.
В сравнении с роскошной Ротондой, пристроенная к ней в начале 16-го века церковь изнутри выглядит гораздо скромнее. Её по сути единственным украшением служит декорированный рёбрами свод с различными геральдическими эмблемами. Вся красота этой церкви находится снаружи, как мы позже увидим.
Разобравшись с сердцевиной монастыря, обратим теперь внимание на его периферию. Первое помещение, куда попадает посететель войдя в монастырь и оплатив билет, называется Новая ризница (№4). Построенная еще во времена Генриха-Мореплавателя в 15-м веке, она была переделана в маньеристской манере в 16-17-м веках. Наиболее известен в ней кессонный потолок с гербами Португальского королевства и Ордена рыцарей Христа.
В свою бытность Великим магистром Ордена Христа, Генрих-Мореплаватель построил в монастыре два готических клуатра, в первый из которых есть вход из Новой ризницы. Он называется Кладбищенским клуатром (Claustro do Cemiterio, №5), поскольку использовался для захоронений настоятелей монастыря и высокопоставленных рыцарей Ордена.
Второй готический клуатр, построенный в бытность принца Генриха, называется "Постирочным" (Claustro da Lavagem, №6). Название происходит оттого, что в его дворе в своё время была устроена монастырская прачечная. Несмотря на столь прозаическое назначение, этот клуатр знаменит: он впервые в Португалии выстроен двухэтажным.
Чтобы не запутаться в клуатрах (которых в монастыре аж 8 штук!), привожу ниже план для ориентации.
В западной части монастыря, внутри большого квадратного пространства, в 1530-е годы были построены 5 ренессансных клуатров. Автором проекта был знаменитый архитектор Хуан Кастильский (João de Castilho). Один из клуатров, под названием "Гостиничный" (Claustro de Hospedaria, №7), предназначался для приёма гостей монастыря и поэтому был двухэтажным и благородно оформлен.
Из Гостиничного клуатра открывается хорошой вид на монастырскую церковь, построенную по распоряжению короля Мануэля I между 1510 и 1513 годами под руководством Диого де Арруды. Новое здание буквально прислонилось к западному фасаду старой тамплиерской Ротонды и вместе они образовали большой величавый храм. Как бы компенсируя скромность внутреннего убранства, снаружи церковь вся в "мануэлинском" декоре. Особенно выделяется в этом смысле её западный фронтон, где расположено знаменитое Окно (Janela, №8), считающееся наиболее выдающимсям образцом стиля "мануэлино".
Окно создали в 1510-1513 годах по проекту архитектора Диого де Арруда. В его фантастическом декоре встречаются два типа элементов: геральдические (крест ордена Христа, португальский герб, армиллярные сферы) и всевозвожные объекты, связанные с морем и мореплаванием (кораллы, водоросли, якорные цепи, канаты и т.д.). Пояснение: армиллярная сфера (от лат. armilla — «браслет, кольцо») — астрономический инструмент, использовавшийся для определения координат небесных светил и применявшийся в морской навигации. Он стал главным символом португальских географических открытий.
Самым красивым в монастыре считается Большой клуатр (Claustro Grande, №9), строительство которого растянулось почти на 50 лет (с 1533 по 1583). В нём приняли участие три архитектора, но наибольший вклад внёс Диого де Торралва (1500–1566). Его проект считается самым выдающимся образцом позднего ренессанса (и раннего маньеризма) в Португалии. Клуатр примыкает к южному фасаду церкви; у него два сводчатых этажа и квадратная планировка с элегантными винтовыми лестницами по углах и внушительным барочным фонтаном (1619) по центру. Считается, что при его строительстве были использованы архитектурные трактаты Себастьяно Серлио (1475—1554) — итальянского живописца, архитектора и теоретика архитектуры эпохи позднего итальянского Возрождения.
В двух длинных пересекающихся под прямым углом коридорах, разделяющих четыре ренессансных клуатра, расположены 40 монашеских келий (№10). Их двери выходили в коридор, а окна - в клуатры. Особо отличившимся, вероятно, давали кельи с видом на мануэлинский декор церкви:). Cтроительство было закончено в 1545 году; полукруглые своды коридоров отделаны дубовыми панелями, отделка стен изразцами "азулежу" относится к 17-му веку.
В одном из коридоров находится и большая трапезная (№11). Помещение перекрыто цилиндрическим сводом с кессонами, ограниченными ребрами каменной кладки. Две кафедры, расположенные друг напротив друга на длинных стенах, предназначались для чтения священных текстов во время трапезы и украшены декором с пупсиками.
Несколько слов про два последних клуатра в монастыре, которые имеют меньшие размеры и более простой уровень отделки. Клуатр миша (Claustro da Micha, №12) получил такое странно звучащее для нас имя по названию хлеба, который выпекался специально для раздачи бедным ("миша" по-португальски). Пекарня, одним словом. Клуатр воронов (Claustro dos Corvos, №13) был отведён для нужд монастырских послушников. Откуда у него взялось такое название, понять не удалось.
Когда Филипп II Испанский стал одновременно и португальским королём, он "унаследовал" титул магистра Ордена Христа. В этом качестве он дал задание архитектору Филиппо Терци построить акведук (№14), который бы снабжал монастырь свежей водой (до этого монахи собирали дождевую воду). Задание было выполнено в 1593-1614 гг. и 6-километровый акведук возведён. Это впечатляющее гидротехническое сооружение сохранилось до наших дней и использовалось вплоть до середины 20-го века. В частности, акведук запитывал водой монументальный фонтан Большого клуатра.