Дворец
В 1734 году власть в Неаполитанском королевстве (включавшем и Сицилию), перешла к Карлу III, сыну короля Филиппа V Испанского и Елизаветы Фарнезе. Карл стал основателем Неаполитанской династии Бурбонов, правившей до 1860 года, когда Неаполитанское королевство вошло в состав объединённой Италии. Он был образованным и просвещённым монархом, проводившим эффективные реформы государственного управления. Впоследствии (в 1759 году) он отрёкся от престола, чтобы занять испанский трон, где тоже очень хорошо себя зарекомендовал. Будучи в Неаполе, Карл III, по-видимому, страдал от отсутствия достойного своему статусу дворца и решил превзойти славу своих французских кузенов с их Версалем. Поэтому в 1752 году он заложил свой собственный дворец в местечке Казерта (Reggia di Caserta), в 22 км к северу от Неаполя. Необходимость загородного дворца король объяснял не только соображениями престижа, но и тем, что основная королевская резиденция в Неаполе плохо защищена от возможных нападений со стороны моря.
Фото 1. Дворец в Казерте: вид сверху (фото из сети).
Проект разработал придворный архитектор Луиджи Ванвителли, и поначалу строительство продвигалось очень быстро. Затем, после отъезда короля в Испанию, строительство замедлилось, а потом почти полностью остановилось. В итоге дворец был завершен только в 1845 году, причем после смерти Ванвителли строительство продолжал его сын Карло и другие архитекторы.
Помимо зданий дворца и придворного театра, Ванвителли распланировал огромный парк с водоёмами, фонтанами и скульптурами, заботясь о наиболее эффектных видах на дворец. Для водоснабжения он спроектировал «Акведук Ванвителли», считавшийся чудом инженерного искусства. Все эти планы были в конце концов реализованы, но в несколько урезанном виде.
Фото 2. Дворец: вид со стороны главного входа.
Фото 2а. Дворец: вид со стороны парка.
Два главных фасада дворца, длиной 247 м и высотой 41 м, имеют по 243 окна и по несколько монументальных входов. Судя по количеству комнат (1200), лестниц (43) и площади (61 тыс. м²), дворец в Казерте — одно из самых больших зданий, возведённых в Европе в 18-м веке. Дизайн дворца с самого начала вызывал противоречивые отклики. В то время как некоторые считали его одним из благороднейших зданий в Европе, другие называли его каменным воплощением избыточной мании величия. Как бы то ни было, в 1997 году королевский дворец Reggia di Caserta был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото 3-3a. Детали главного фронтона и центральный портик фасада.
Мы побывали в Казерте в самом конце нашего путешествия по Южной Италии, по дороге из Неаполя в Рим, откуда уже улетали домой. Огромное сооружение произвело впечатление, однако его размеры действительно отдавали мегаломанией. Правы мы или нет, судите сами.
Рис.1. Первоначальный проект Ванвителли.
Рис.1a. А вот что получилось (фото из сети).
Из-за отъезда короля и смерти архитектора проект был реализован в упрощённом виде - без угловых башен и центрального купола. В плане дворец имеет прямоугольную форму с четырьмя огромными внутренними дворами с закругленными углами. Отделка дворов так и не была до конца закончена.
Фото 4-4а. Дворы внутри дворца.
Фото 5ab. Оформление угловых соединений во дворах.
Фото 5c. Что означают эти раковины?.
Парадная лестница дворца (Scalone d’onore, №1 на плане ниже) считается шедевром архитектора Ванвителли. Она расположена в середине дворца (на пересечении двух внутренних галерей), благодаря чему посетитель сразу же оказывается в центре дворцового ансамбля. Лестница «двусветная» (охватывающая два этажа), её стены облицованы разноцветным мрамором, а сама она выполнена из белого караррского мрамора.
Фото 6-6a. Первый пролёт парадной лестницы. Фигура в центральной нише, олицетворяющая некое королевское величество, имеет портретное сходство с Карлом III.
Фото 7-7a. Лестницу стерегут два симпатичных льва.
Если в целом композицию дворца в Казерте считают одним из прототипов Мраморного дворца в Санкт-Петербурге работы Антонио Ринальди, ученика Ванвителли, то Парадную лестницу в Казерте полагают одним из прототипов Иорданской лестницы Зимнего дворца Петербурга.
Фото 8-8a. Второй пролёт лестницы.
Лестница приводит посетителя в Верхний вестибюль (№2), на тот уровень, где расположены королевские апартаменты.
Фото 9. Сам вестибюль - восьмиугольной формы и окружён восемью центральными столпами трапециевидной формы из красного мрамора, поддерживающими свод, и шестнадцатью колоннами из жёлтого мрамора во втором ряду.
Из Верхнего вестибюля можно попасть в Палатинскую капеллу (№3). (Палатинская значит "дворцовая", термин происходит от названия Палатинского холма в Риме, где находились императорские дворцы). Спроектированная по образцу аналогичной капеллы в Версале, она была завершена уже в 1756 году, через три года после начала строительства дворца. Однако её отделка заняла много лет, и она была открыта только на Рождество 1784 года во время полуночной мессы, проводимой в присутствии короля Фердинанда I.
Фото 10. Палатинская капелла: общий вид. Пол и стены капеллы инкрустированы разноцветным мрамором...
Фото 11. ... а потолок обильно позолочен.
Капелла сильно пострадала во время бомбардировок союзников в 1943 году, следы повреждений на стенах и колоннах видны в ней до сих пор. Из восьми больших полотен, когда-то находившихся в капелле, уцелело только одно.
Фото 12. На колонне справа хорошо видны повреждения от бомбардировки.
Фото 13. «Непорочное зачатие» в алтаре принадлежит кисти Джузеппе Бонито, 1789. Это единственное сохранившееся полотно в капелле после американской бомбардировки 1943 г.
Для лучшей ориентации в многогочисленных помещениях дворца приводим ниже его план с открытыми для посещения залами.
Рис.2. План дворца: 1-Парадная лестница; 2-Вестибюль; 3-Капелла; 4-Зал алебардщиков; 5-Зал телохранителей; 6-Зал Александра; 7-Зал Марса; 8-Зал Астреи; 9-Тронный зал; 10-Зал Совета; 11-Апартаменты Мюрата; 12-Апартаменты Фердинанда I; 13-Библиотека; 14-Рождественский вертеп; 15-Пинакотека.
Если, поднявшись по лестнице в Верхний вестибюль, повернуть налево, попадаешь в череду пяти больших залов (№№4-8), в конечном итоге приводящих в Тронный зал дворца (№9). По-итальянски эти залы называются anticamera (то есть вестибюль, прихожая, приёмная), что по-русски звучит несколько странно, но означает просто помещение, находящееся перед каким-то более важным пространством. Далее мы поочерёдно "пройдем" эти пять залов, пока не доберёмся до залы с императорским троном.
Фото 14. Зал алебардщиков (№4).
Фото 14a. Алебарда - холодное оружие 15-17 веков (симбиоз копья и боевого топора). С появлением огнестрельного вооружения алебарда становится церемониальным оружием. Ими, например, сейчас вооружены швейцарские гвардейцы, охраняющие Ватикан.
Фото 15. По верху стен зала алебардщиков установлено восемь женских бюстов - аллегорий различных искусств. Под ними - лилии Бурбонов.
Фото 16. Свод зала алебардщиков с фреской, прославляющий дом Бурбонов.
Фото 17. Зал телохранителей (№5), который также называют Зал лепнины - из-за лепных украшений на стенах. Он посвящен семейству Фарнезе (герцогов Пармских), из которого происходила мать Карла III. Мне показалось, что это один из самых красивых залов дворца.
Фото 18. Зал телохранителей: двенадцать барельефов, расположенных по верху стен, изображают эпизоды Второй Пунической войны; на консолях внизу - бюсты королей Неаполя.
Фото 19. Зал телохранителей: мраморная скульптура Алессандро Фарнезе (1545-1592), успешного полководца испанского короля Филиппа II, которого Победа венчает лавровым венком.
Фото 20. Зал Александра (№6). Большое полотно на стене изображает момент отречения Карла III (когда он отправился в Испанию) в пользу своего сына Фердинанда. Назван зал по большой фреске на потолке, изображающей...
Фото 21. ...свадьбу Александра Македонского с Роксаной (бактрийской принцессой) работы Мариано Росси, 1787. Это аллегория брачного союза 1768 года между Фердинандом I Неаполитанским (Бурбоном) и Марией Каролиной Австрийской (из Габсбургов).
Фото 22ab. Элементы декора Зала Александра: медальон с портретом Александра Македонского и напольные часы (Неаполь, 1828).
В следующий зал, называемый Залом Марса (№7), попадаешь повернув направо (в западное крыло дворца) из Зала Александра. Зал Марса интересен тем, что его отделка была осуществлена в период французской оккупации Неаполя в наполеоновские времена. Королём тогда был Иоахим Мюрат, один из наполеоновских маршалов, и декор зала прославляет военную мощь французов, покоривших в то время почти всю Европу.
Фото 23. Зал Марса. По замыслу Ванвителли, тут должны были "тусоваться" важные персоны: титулованная знать, высшие чиновники, военачальники.
Фото 23а. Зал Марса: в верхней части стен видна серия барельефов с сюжетами на тему Троянской войны.
Фото 24. Эпизод Троянской войны: Гектор уходит на поединок с Ахиллом. Андромаха пытается его удержать.
Фото 24a. Зал Марса: потолочный свод украшен фреской Антонио Каллиано 1813 года, изображающей триумф Ахилла, защищенного Марсом. Ахиллу (обнажённая фигура на колеснице) приданы черты Мюрата.
Фото 25ab. Зал Марса: в центре торцевых стен помещены крылатые богини Победы (слева). Над камином находится барельеф под названием "Сила, Благоразумие и Слава" (справа).
Фото 26. Зал Астреи (№8). Астрея — в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды.
Фото 26а. Зал был предназначен для дипломатических приёмов и встреч с иностранными послами. Также, как и Зал Марса, был отделан в период правления Иоахима Мюрата.
Фото 27. В потолочном своде на фреске виден «Триумф Астреи» работы Жака Бержера (1815). Художник, изобразивший Астрею-Справедливость, взял за образец Каролину Бонапарт, жену маршала Мюрата. А сама она, как нетрудно догадаться, была родной сестрой императора Наполеона Бонапарта. Вот такую семейственность развели:)
Фото 28ab. Два позолоченных горельефа изображают Минерву как богиню мудрости между Стабильностью и Законодательством (слева) и Астрею между Геркулесом и женской фигурой, олицетворяющей Неаполитанское королевство (справа).
Фото 29. Одна из четырёх пар ангелов, парящих в Зале Астреи.
Фото 30. Тронный зал дворца (№9). Для его обустройства потребовалось полвека: работа началась в 1811 году при Иоахиме Мюрате и была завершена Фердинандом II Бурбонским в 1845 году. Фото из интернета (при нас часть зала была на ремонте).
Фото 30a. В отделке зала участвовали лучшие неаполитанские мастера, богато украсившие его позолотой, лепниной и мраморной мозаикой на полу. Фото из интернета.
Фото 31. На потолке в Тронном зале находится большая фреска с изображением закладки первого камня дворца 20 января 1752 года. На этом мероприятии присутствовал весь двор во главе с Карлом III.
Фото 32. По фризу вверху стен размещены 44 медальона с портретами королей Неаполя от Роджера Отвиля (1095-1154) до Фердинанда II (1830-1859). Для Мюрата там места, увы, не нашлось:)
Фото 33ab. Под позолоченным барельефом, олицетворяющим славу Бурбонов, установлен резной деревянный трон, покрытый позолотой и оббитый светлым бархатом.
Фото 34. Бурбонская геральдика на потолке Тронного зала с инициалами Фредерика II и его жены Марии Терезии Австрийской.
За Тронным залом следует Зал Совета (№10), где король встречался со своими министрами. Этот зал завершает череду представительских помещений дворца; за ним начинаются личные королевские апартаменты.
Фото 35-35a. Зал Совета.
Фото 36. Главная достопримечательность зала - красивый нео-барочный стол с вазой, выполненной из севрского фарфора.
В королевских апартаментах, как это ни странно, первым делом попадаешь в комнаты Иоахима Мюрата (№11). Французы правили в Неаполе с 1806 по 1815 гг., успели хорошо во дворце обосноваться и даже отделали несколько его помещения на свой вкус.
Фото 37. Спальня Иоахима Мюрата.
Фото 38. Первая приёмная Мурата.
Фото 39. Вторая приёмная Мурата.
Фото 40. Спальня Франциска II (1836-1894), последнего неаполитанского короля, правившего всего два года (1859-1860).
Закончив осмотр западного крыла дворца, мы вернулись в Зал Александра и оттуда направились в восточное крыло. Там находилась резиденция короля Фердинанда I (№12), правившего в Неаполе и Сицилии с 1759 по 1825 год (с прерыванием правления в 1806—1815 гг. во время французской оккупации). Кроме того, там же расположена дворцовая библиотека и картинная галерея.
Фото 41. По дороге из западного крыла в восточное сняли из окна дворца его наружный парк и вид на Везувий.
Фото 42. Весенний зал. Первая комната в западном крыле из четырёх в серии "Времена года".
Фото 43. Гардеробная комната короля.
Фото 43а. Её потолочный свод расписан в "помпейском" стиле - гротесками, в большом количестве найденными при раскопках Помпеи и Геракуланума.
Фото 44. Комната "Золотого века".
Фото 44а. Названа так по сюжету потолочной фрески 1779 года, которая этот самый век изображает.
Фото 45. Зал придворных дам.
Фото 45а. На потолке - фреска с мифологическими сюжетами.
Палатинская (дворцовая) библиотека (№13) была основана Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда I. Библиотека состоит из трех комнат со шкафами и стеллажами для книг и насчитывает более 14 000 томов по литературе, истории, философии, театру, праву и военному искусству. Собрание библиотеки было пополнено во время правления Иоахима Мюрата (в основном его женой Каролиной) и Фердинанда II.
Фото 46. Палатинская библиотека расположена в 3-х помещениях.
Из последней комнаты библиотеки можно пройти в Эллиптический зал (№14), где, в 1988 году, был установлен королевский рождественский вертеп, очень популярный вид искусства в Неаполе (под названием презепе). Во времена Неаполитанского королевства презепе изготавливались и устанавливались в этом зале на каждое Рождество.
Фото 47. Королевский рождественский вертеп.
Фото 47а. Нынешний вертеп выполнен по мотивам презепе 1844 года, который был зарисован художником - именно благодаря этим картинам удалось реконструировать сценографию, похожую на оригинальную.
Фото 47b. В дополнение к классической сцене Рождества здесь есть караван мавров и многочисленные персонажи из народного и крестьянского мира (всего более 1000 фигурок).
В Пинакотеке (№15) представлены портреты неаполитанских и испанских Бурбонов (обе линии которых часто связывались браками) и членов их семей.
Фото 48. Пинакотека с портретами неаполитанских монархов.
Фото 49. Филипп V Испанский (1683-1746) и Элизавета Фарнезе (1692-1766). Родители Карла III. Заключённый в 1714 году, это был самый громкий династический брак 18-го столетия. Филипп был первым бурбонским королём Испании, а Элизавета - наследницей Пармского герцогства.
Фото 50. Карл IV Испанский (1748-1819) и Мария Луиза Пармская (1751-1819). Судьба этого испанского короля была печальна. Сын Карла III, он был изгнан с престола Наполеоном и до 1815 года был фактически его пленником. Потом трон занял его сын, а сам он до самой смерти скитался по Европе.
На этапе проектирования королевского дворца Карл III поручил Ванвителли построить небольшой театр, предназначенный для развлечения двора. Расположенный в западном крыле дворца, театр имеет форму подковы с пятью ярусами лож, богато украшенных лепниной и позолотой. Несмотря на скромные размеры (он мог вместить максимум 500 человек), дворцовый театр является жемчужиной театральной архитектуры 18-го века - благодаря совершенству пропорций, качеству акустики и роскоши декора.
Фото 51. Придворный театр. Фото из интернета (во время нашего посещения дворца театр был закрыт).
Фото 52. Длинная центральная галерея, проходящая через весь дворец, называется "телескоп". Снимок сделан поздним вечером, поэтому вдалеке виден не "свет в конце туннеля", а тёмное пятно.
{↑}
Продолжение: парки Казерты
Список глав по Южной Италии
Оглавление сайта