В любом городе, независимо от ваших религиозных взглядов, всегда интересно побывать в его главном храме: и с исторической, и с художественной точек зрения. Да и для познания того, чем живут горожане, такие визиты обычно дают многое.
Вот и мы не прошли мимо неаполитанского Дуомо, носящего имя cвятого Януария (итал. Duomo di San Gennaro), - в честь одного из небесных покровителей города. В Неаполе существует настоящий культ этого святого, трижды в год выливающийся в массовые торжества. «Разобраться» с Януарием было любопытно, но если честно, самое интересное в этом соборе, как нам кажется, все-таки не он. Но обо всём по порядку.
Неаполитанский Дуомо стоит на довольно узкой одноименной улице, почти не имея перед собой площади, поэтому хорошо сфотографировать его фасад – задача нетривиальная.
Основное пространство нынешнего собора создали на месте древнего собора Санта-Стефания (уже не существующего), а также - за счет использования площади притвора и паперти древней базилики Санта-Реститута 4-го века. Последняя располагалась перпендикулярно главному нефу нынешнего Дуомо и то, что осталось от Санта-Реституты после "урезания", стало его огромной боковой капеллой.
В нынешней капелле Санта-Реститута очень трудно опознать раннехристианскую базилику 4-го века, которая была пятинефной. Закладку базилики (итал. Basilica di Santa Restituta) приписывают императору Константину. В 13-м веке Санта-Реституту интегрировали во вновь строящийся собор, значительно урезав ее площадь в пользу Дуомо. В конце 17-го - начале 18-го веков оставшееся от Санта-Реституты пространство было существенно преобразовано: древние колонны соединили арками, а крайние нефы поделили стеночками на отдельные капеллы.
Тогда же на потолке капеллы появилась фреска Луки Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью», а ее стены декорировали в стиле барокко. Реститута пострадала в период борьбы с распространением христианства - она была казнена в Карфагене в 255 г. при императоре Валериане или в 304 г. при императоре Диоклетиане. После ужасных пыток Реституту поместили в пылающую лодку, груженную паклей и смолой. Лодка с телом мученицы, так и не сгорев, проплыла от берегов Северной Африки до острова Искья в Неаполитанском заливе, где ее обнаружила местная христианка. Нетронутые огнем и тленом мощи Реституты погребли на Искье, а позже перенесли в Неаполь. Так гласит легенда.
Сегодня лишь в отдельных местах капеллы можно увидеть следы прежней древней базилики. Во-первых, это лик Спасителя, чудом сохранившийся с 4-го века в апсиде, под более поздней фреской. Лик открылся после того, как с него убрали последующие слои штукатурки, и теперь Он, окруженный игривыми барочными ангелами, строго взирает на посетителей.
Во-вторых, в левом нефе, в боковой капелле под названием Мадонна-дель-Принчипио можно увидеть великолепную мозаику 14-го века «Мадонна с Младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» авторства Лелло Орвиетского.
В-третьих, на боковых стенах соседней часовни нельзя не обратить внимание на тридцать панелей с барельефами (пятнадцать с каждой стороны) начала 13-го века руки неизвестных местных авторов. На них рассказаны истории библейского Иосифа, Самсона и св. Януария.
Справа от главного алтаря Санта-Реституты есть заветная дверь, ведущая к жемчужине всего Дуомо - в баптистерий Иоанна Крестителя (итал. Battistero di San Giovanni in Fonte). Вход туда платный, и может быть поэтому, а может просто из-за недостаточной осведомленности, немногие идут вглянуть на самую древнюю из сохранившихся в Западной Европе крестилен. А посмотреть там есть что: дошедшие до нашего времени на сводах и под куполом мозаики относят к 4-му веку н.э.!
Это наиболее древняя часть всего храма: согласно некоторым документам, крестильня была построена во второй половине 4-го века, а её мозаики, соответственно, создали раньше мозаик мавзолея Галлы Плацидии в Равенне и тех, что в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Вокруг хризмы в восьми секторах изображены библейские сюжеты: «Христос и Самаритянка», «Брак в Кане Галилейской», «Чудесный улов», «Явление Ангела жёнам-мироносицам» и др. - в разной степени сохранности.
Возвращаемся в собственно собор. В нем, как это часто случается в храмах, органично сосуществуют капеллы разных времен. Прежде чем расскажем о самой популярной из них, уделим внимание часовне Капече Минутоло, расположившейся в углу справа от апсиды. Она, как считается, - художественно одна из самых важных в Дуомо.
Но самая известная часовня собора - это капелла Св. Януария. Ее популярность объясняется не какой-то ее особой художественной ценностью, а культом Януария, существующим в Неаполе.
Строительство капеллы Святого Януария началось в 1608 году, освящена она была в 1646 году, оформление закончено в самом конце 17-го века. В ней 8 (!) алтарей, украшением которых занимались признанные мастера итальянского Возрождения.
Сказать, что эта капелла оставляет незабываемое впечатление, было бы неправдой: уж очень там много всего собрано (явный перебор:). Масса скульптур, в том числе в золоте и серебре, рельефы, живопись известных художников, мрамор, драгоценные камни плюс яркий свет... Не сразу и разберешь, где там главный экспонат.
Среди многочисленных статуй капеллы выделяется бюст святого, выполненный из золота и серебра тремя французскими мастерами в 14-м веке. Покрытая ризой с геральдическими символами Анжуйской династии статуя Януария на самом деле является реликварием: там хранится часть черепа святого.
В двух нишах за главным алтарем этой капеллы, за серебряными дверцами, хранятся главные священные реликвии – два прозрачных сосуда с якобы высохшей кровью святого Януария. Эту реликвию трижды в год демонстрируют верующим: 19 сентября (в день святого Януария, посвященный его мученической кончине), 16 декабря (празднование его покровительства Неаполю) и в субботу перед первым воскресеньем мая (в память воссоединения его мощей). При большом скоплении паломников и любопытствующих кровь святого разжижается и даже как будто вскипает.
Естественно, такие явления не могли остаться без внимания людей с соответствующим образованием. Ученые утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое железосодержащее вещество. По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей происходящим на глазах чудом. Такой процесс известен в науке как тиксотропия.
Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно. Неаполь прошел через многие войны, был в центре нескольких смертоносных эпидемий, стоит у подножия Везувия, до сих пор остающегося активным. В дни больших бед особенно хочется небесного покровительства. На эту роль неаполитанцы выбрали св. Януария и построили ему капеллу в своем Дуомо в 17-м веке. Правда, и после этого беды не обошли Неаполь стороной, но видимо, всегда можно верить, что без покровительства св. Януария было бы еще хуже. И поклонение святому продолжается, как и щедрые пожертвования в знак его умилостивления.
С 2003 года в смежном с часовней помещении находится Музей сокровищ святого Януария, где собраны богатые дары, преподнесенные в течение семи столетий королями, папами и известными представителями неаполитанской и европейской аристократии. Мы в этом музее не были, но пишут, что его коллекция считается самым крупным в мире собранием драгоценностей.
Собор Св. Януария - это, как выяснилось, не единственное и не самое первое место поклонения этому святому в Неаполе. На севере города, у подножия холма Каподимонте есть Катакомбы Св. Януария (Catacombe di San Gennaro), где и произошло когда-то первое захоронение мощей святого в Неаполе. Это совсем недалеко от знаменитого музея Каподимонте, поэтому есть смысл объединить оба визита. Мы так и сделали: посмотрев в первой половине дня замечательную коллекцию музея, мы спустились по дороге, проложенной вдоль склона холма, до базилики Пресвятой Богородицы (Basilica dell’Incoronata). Рядом с ней - офис, где продают билеты и начинается тур в эти катакомбы. Посетить их можно только с экскурсией. Есть туры на итальянском, а также английском языках.
Сан-Дженнаро - это древнейшее место христианского погребения на территории Неаполя. Катакомбы берут свое начало от захоронения неизвестного знатного семейства, которое относят ко 2-му веку н.э. В дальнейшем, после того, как здесь было разрешено погребение горожан из христианской общины, подземелье стало быстро разрастаться. На заре христианства, как известно, верующие подвергались гонениям со стороны правителей Римской империи. Как и в Риме, использование неаполитанских подземных лабиринтов давало возможность местным ранним христианам создавать в них свои культовые сооружения, проводить церковные обряды и хоронить своих единоверцев. И делать это в катакомбах было безопаснее и дешевле. К тому же, ранние христиане отдавали предпочтение земному погребению вместо традиционной римской кремации.
Вот тогда-то и нашел свое пристанище в одной из ниш этого подземелья христианский великомученик Януарий. Во время великого гонения на верующих при императоре Диоклетиане Януарий был арестован. Затем он и его соратники, как гласит предание, были брошены в печь - но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли - но звери не тронули их; наконец, они были обезглавлены в 305 году. В момент кончины Януарию было около 30 лет. Мощи Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли (к западу от Неаполя), а затем перенесены в катакомбы у подножия холма Каподимонте. Это подземелье с тех пор носит имя святого Януария (Сан-Дженнаро). О пребывании в катакомбах почитаемых мощей говорят многочисленные мозаики и фрески с изображением святого, некоторые из которых хорошо сохранились до нашего времени.
В 9-м веке, в ходе нападения лангобардов на Неаполь, мощи св. Януария (за исключением его главы) были похищены и переправлены на малую родину святого – в Беневенто, что северо-восточнее Неаполя. Назад в Неаполь эти реликвии вернулись только в 1497 году. С того времени все реликвии святого Януария находятся в Неаполе, в Дуомо.
Катакомбы Сан-Дженнаро вырезаны из туфа (пористого камня) и расположены на двух непересекающихся уровнях: нижний - более ранний, верхний – поздний и лучше декорированный. Экскурсия начинается с верхнего уровня, но и туда от билетной кассы нужно довольно долго спускаться по лестницам.
Гробницу св. Януария поместили посередине между двумя этажами катакомб. Присутствие захоронения почитаемого святого привело к тому, что верхний уровень подземелья стал местом паломничества и почетного захоронения. Над погребением св. Януария был обустроен склеп епископов 6-метровой высоты, со световым колодецем и многочисленными фресками и мозаиками. В нем, как предполагают, были похоронены все епископы Неаполя с 5-го по 9-й века. Мы в этом склепе не были. Вообще, как мы поняли, маршруты экскурсий по катакомбам и демонстрируемые туристам объекты варьируются - в зависимости от того, где в данный момент идет реконструкция, и предпочтений отдельных гидов.
В связи с ростом числа христианских верующих на верхнем уровне была вырублена большая подземная базилика - трехнефная, с арочными входами. Можно сказать, что верхний уровень катакомб - это и есть базилика с примыкающими к ней погребальными кубикулами.
Пожалуй, наиболее интересная часть всего катакомбного комплекса - вестибюль нижнего уровня с купелью для крещения. Экскурсовод особо подчеркнул, что из всех известных сейчас катакомб, только в Сан-Дженнаро происходили крещения и конфирмации (миропомазание). Высок был статус этого подземелья, благодаря св. Януарию!
Нижняя часть катакомб начала активно развиваться в 4-м веке н.э., после помещения там останков местного святого Агриппина - первого из пантеона нынешних 52-х неаполитанских святых. Над его могилой была вырублена однонефная базилика, где и сейчас сохранились высеченный в скале трон епископа и алтарь с отверстием, через которое верующие могли прикоснуться к захоронению святого.
Из вестибюля нижних катакомб начинаются три параллельных широких галереи, иногда пересекаемые поперечными галереями поуже. Для осмотра доступна самая широкая — центральная часть. По обеим сторонам галерей расположены гробницы.
Захоронения на обоих уровнях катакомб были трех видов. Во-первых, это локулы - индивидуальные погребальные ниши. Ниши были прямоугольными, их вырубали в стене подземной галереи так, чтобы тело усопшего можно было положить параллельно этой стене. Локулы имели длину, близкую росту человека, соответствующую телу ширину и небольшую высоту. Локулы размещались в стене рядами.
Второй вариант погребения - в аркосолиях, то есть арочных нишах для погребений. Аркосолии часто устраивались в кубикулах (залах) знатных и богатых семей и обычно декорировались фресками с языческой тематикой, изображениями святых или портретами усопших.
Реже использовались могилы, вырытые в полу - самые скромные из всех. Их довольно много на верхнем уровне в этом подземелье. По приблизительным оценкам, всего в катакомбах Сан-Дженнаро насчитывалось порядка 3000 погребений.
Между 13 и 18 веками катакомбы стали жертвами вандализма. Восстановление катакомб стало возможным только после переноса останков скелетов на другое кладбище. Во время Второй мировой войны катакомбы использовались местным населением как укрытие от бомбежек. Современные раскопки в катакомбах Св. Януария начались в 1971 году. Доступ публики в них открыли в 2006 г. Нужно сказать, что в сравнении с римскими катакомбами (где мы тоже побывали), эти - гораздо более просторные и совсем не вызывают чувства клаустрофобии.
Многие фрески в катакомбах пострадали не только от вандалов, но и просто от времени и некоторые из них уже не подлежат реставрации.
Не так давно в этих катакомбах были обнаружены две чрезвычайно интересные фрески 5-6-го веков с портретами дьяконесс. На каждой из них - изображение женского лица на фоне раскрытых евангелий. Подобная деталь обычно присутствовала на изображениях исключительно епископов, поэтому данные "женские" фрески можно считать несомненно уникальными.
Рядом с катакомбами Сан-Дженнаро в 5-м веке была построена базилика Сан-Дженнаро-фуори-ле-мура. За прошедшие столетия ее здание не раз претерпевало значительные изменения, побывав хосписом для бедных и частью соседней больницы Сан-Дженнаро-деи-Повери. Не так давно в базилике устранили прошлые переделки и открыли её для публики. От нее, не возвращаясь к началу тура по катакомбам, мимо близлежащей больницы можно выйти в оооочень аутентичные районы города под названием Санита и Фонтанелле.
Вот такие они, страсти по Януарию. Углубление в них позволяет заглянуть в раннехристианскую историю Неаполя, тесно переплетенную с историей живописи и архитектуры.