Мы уже начали рассказывать про Матеру в Туристере, но в том фотоальбоме речь в основном шла о верхней, равнинной части города, которую называют «исторический центр, примыкающий к Сасси». И это была, как бы сказал поэт, «только присказка». Время приступить к сказке, т.е. к настоящей, древней Матере. Не отрицая общегородскую привлекательность Матеры, все же невозможно не признать, что ее изюминка - это скальная её часть, называемая Сасси. Сасси - это множественное число итальянского слова sasso - «скала», или просто «камень». И это правильное имя для этого места, потому что Матера - это город, вырубленный в скалах и построенный на скалах.
Рядом с собором - одна из смотровых площадок, откуда открываются виды на старую Матеру. Видимо, именно оттуда смотрел на город известный английский путешественник Генри Мортон, побывавший в Матере в 1960-е.
Прежде чем мы спустимся на склоны Матеры и погуляем среди ее скальных сооружений, заглянем в сам собор.
После достаточно аскетичного фасада совсем не ожидаешь увидеть в соборе его нынешние барочные интерьеры. И не то, чтобы они были нехороши, а просто в скальной Матере, как кажется, более гармонично смотрелось бы что-то более аскетичное.
Главный образ Матеры — Мадонна-делла-Бруна («бруна» - это буквально «брюнетка»), которая считается небесной покровительницей города. Каждый год на протяжении уже шестисот лет 2 июля горожане посвящают ей религиозно-фольклорный праздник, сопровождаемый факельным шествием, песнями и танцами.
Сасси включают в себя два природных амфитеатра, расположившихся на скалах по разные стороны от Кафедрального собора: Сассо-Барисано, где преобладают палаццо и традиционные каменные дома; и Сассо-Кавеозо, содержащий большинство пещерных строений Матеры.
Удивительно, но это нагромождение, мешанина домов одинаково привлекательно смотрится с самых разных ракурсов: и при разглядывании их со смотровых площадок в верхней части города; и снизу, от подножия склонов; при дневном свете и в вечерних огнях, делая это место одним самых фотогеничных, которые довелось когда-либо видеть. Какой-то особой магией обладает этот город!
Хотя в Сассо-Барисано преобладают традиционные (о четырех стенах) каменнные дома, этот район тоже не лишен пещерных сооружений. В частности, там находится самый большой из пещерных храмов Матеры - Сан-Пьетро-Барисано.
В 1903 году из-за чрезмерной влажности церковный приход переехал в близлежащую церковь Сан-Агостино. В 1960-70-е, в период запустения района Сасси, многие произведения искусства из этой церкви были похищены или повреждены, но кое-что сохранилось.
Очень нас удивила крипта в церкви Сан-Пьетро-Барисано, которая использовалась для очень необычной погребальной процедуры. Тела покойников-священнослужителей помещали в нишах в положении сидя - до полного их разложения, после чего мумии или скелеты переносили либо в гробницы наверх, либо в оссуарий.
Рядом с Сан-Пьетро-Барисано находится бывший скальный монастырский комплекс, состоящий из двух пещерных церквей, расположенных одна над другой.
Часто встречается утверждение, что известность Матере принёс Карло Леви, которого за антифашистские высказывания в 1935 году нацисты сослали в южную Италию. Это так и не так. Леви полтора года прожил в отдаленных горных поселениях Грассано и Алиано, и в основном на их примере и описал жизнь в южной Италии в своём знаменитом произведении «Христос остановился в Эболи». В Матере, которая была тогда областным центром и куда приходила железная дорога из Бари, Карло Леви и его сестре тоже довелось побывать (и ужаснуться!). И все же «Христос» - это не столько про Матеру, сколько об убогости жизни в южной части Италии вообще. Если посмотреть на карту, то легко увидеть, что Эболи - существенно севернее и намного западнее и Матеры, и мест, где жил Леви, и куда Христос не добрался («остановился в Эболи»), но где его сострадание к там живущим было бы нужнее всего.
Тем не менее, с выходом в 1945 году книги Карло Леви внимание к этому региону, и к Матере в частности, было привлечено, ярлык «позора Италии» к этим местам был прочно прикреплен. Пристыженные прессой и общественным мнением чиновники начали действовать. Было принято решение о переселении в новые районы жителей, обитавших в пещерных домах в антисанитарии и совершенно скотских условиях, а пещерные трущобы привести в порядок.
Расселение растянулось на два десятилетия, и в этот период старый город почти опустел. Чтобы предотвратить полное разрушение скальных строений, в 1986 году было решено сохранить Сасси как уникальный историко-культурный памятник. В пещерный фонд, ставший госсобственностью, провели газ, водопровод, канализацию и стали его предоставлять горожанам под различные коммерческие проекты (отели, магазины, рестораны и т. п.). Бывшие кварталы нищеты теперь стали туристической достопримечательностью, а в 1993 году ЮНЕСКО занесло их в охранный список. Город обрел второе дыхание.
Если сравнивать Матеру с другими пещерными поселениями, существующими в мире, то ее уникальность состоит в частности в том, что в Сасси убогие пещерные дома каким-то удивительным образом гармонично сочетаются с раннехристианской и средневековой архитектурой.
А тем временем, мы подошли к одному из самых впечатляющих мест скального города, с просто открыточными видами (на фото выше и ниже)!
Своим массовым появлением в этих краях пещерные храмы обязаны монахам, которые в 8-9 веках, убегая от арабов, переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии.
Если пройти узким коридором внутри скалы, то попадаешь в соседний храм Сан-Джованни-ин-Монтерроне с гораздо более ранними, и несравненно лучше сохранившимися фресками, большинство из которых имеют следы византийского влияния.
Со смотровой площадки перед Санта-Мария-ди-Идрис можно увидеть расположенную ниже приходскую церковь Сан-Пьетро-Кавеозо.
Совсем рядом - еще одна пещерная церковь - Санта-Лючия-алле-Мальве 9-го века, входившая в состав первого в городе женского монастыря бенедиктинок. В церкви, несмотря на последующие перестройки, до сих пор просматриваются три нефа и несколько прекрасно сохранившихся ценных фресок (11-17 вв.).
Очень интересно изучать скальную Матеру, блуждая по лабиринту ее узких и кривых улочек. По Сасси можно просто бродить, не придерживаясь особого маршрута, — достопримечательности найдутся сами.
Каждый новый спуск или подъём, каждый новый поворот дарит неожиданный вид, оригинальный ракурс, какие-то детали, что заставляют снова и снова тянуться к камере.
Из-за крутого ландшафта улицы скального города получились довольно узкие, с существенными перепадами и со множеством кривых лесенок. Подземных домов в некоторых частях Сасси было так много, что улицы были построены в буквальном смысле на «крышах» домов нижних ярусов.
Когда власти расселяли пещерные жилища в 1950-1960-е гг., многие люди покидали свои дома неохотно, особенно старики, и некоторые даже возвращались назад. Тогда власти пошли на крайние меры и начали замуровывать входы в пещеры цементом. И сейчас там можно увидеть много таких домов с заколоченными входами, а над ними - вполне себе жилые.
К пещерам пристроены фасады: сейчас, после расселения жителей, они обновлены и унифицированы. Так что можно подумать, что перед нами обычные дома убогой архитектуры. На самом деле, внешний фасад - это всего лишь, пользуясь современным строительным термином, - ограждающая конструкция.
Увидеть аутентичный интерьер типичного пещерного дома первой половины прошлого века можно в музее Casa Grotta. Его сооружение предположительно относится к началу 17-го века, а последние хозяева покинули дом в 1956 году в ходе начавшегося переселения.
Вода была очень труднодоступна для жителей скального города. Люди тратили огромную часть своей энергии на рытье в местном известняке каналов и траншей для ее сбора, а также строили различные системы из цистерн для последующего хранения.
Есть в Матере и одна гигантская подземная цистерна вместимостью 5 млн литров - Паломбаро Лунго, которая размещалась под нынешней главной площадью города Витторио Венето. Ее начали строить в начале 19-го века, объединив несколько известных еще с 16-го века в районе Сасси подземных полостей. В 1927 году к городу подвели акведук, и эту цистерну забросили, засыпав землей и мусором. Ее заново обнаружили в 1991 году.
Кварталы Сасси и в настоящее время являются жилыми — хотя, конечно, подавляющее большинство скальных домов превратились в отели, рестораны и магазины.
Конечно, пещерные поселения— отнюдь не южно-итальянский эксклюзив: можно припомнить и иорданскую Петру, и турецкую Каппадокию, берберские деревни в Тунисе и Марокко, американскую Месса-Верде... Однако от прочих своих пещерных собратьев Матера, как считается, отличается самой долгой исторической преемственностью. Это одно из старейших поселений Европы, история которого насчитывает не менее семи тысячелетий постоянного человеческого проживания. Но официальная история города началась с римлян, а именно - «только» в 3-м веке до н.э.
Матера стоит посреди плато Мурджия, на территории которого сейчас располагается Национальный парк, известный огромным количеством скальных церквей (обычно называют цифру 150). Во многих из них, как утверждают, лучше или хуже сохранились византийские и поствизантийские росписи, созданные либо греками, бежавшими из Византии, либо лангобардами, пришедшими сюда позже. Из-за последующих набегов сарацин на этот регион большинство загородных скальных церквей оказались покинуты и надолго забыты.
Многие из этих пещерных церквей заново открыли только в 20-м веке, и теперь в рамках пешеходных экскурсий по Мурджии в сопровождении гида можно посетить некоторые из них. Мы выбрали другой вариант, побывав в крипте Первородного греха (Cripta del Peccato Originale), что в 7-14 км (оценки разнятся) от Матеры. Это одна из множества пещер в этом регионе, более тысячи (!) лет украшенная прекрасным фресками, за что получила громкое прозвище «Сикстинская капелла пещерного искусства».
Крипту в 1963 году обнаружила группа студентов, исследовавших пещеры района. Археологи начали изучать её только в 1981 году, а научная реставрация росписей, включая их очистку от мхов и лишайников, осуществлялась еще позже, в 2001 г. В 2005 году крипту открыли для организованного (требуется предварительная резервирование) публичного осмотра. Для интересующихся приводим ссылку.
Спустившись к месту начала тура, мы сразу поняли, что в крипте сфотографировать ничего не удастся: уж больно грозный сторож там нас ожидал:). Так и произошло, но вовсе не из-за собачьего присутствия.
Продолжив дальнейший спуск, уже внутри пещеры, мы оказались в довольно большом помещении с небольшим каменистым амфитеатром. Именно там рассадили туристов на индивидуальные места, а гид остался у нас за спиной, на входе в крипту, имея отличную точку наблюдения за происходящим - сзади и сверху. К тому же, до начала шоу стены с фресками не подсвечены, и любое, даже подпольное включение телефона сразу заметно. Идеальная организация для пресечения любых фотосъемок! Так что мы в этом рассказе вынуждены воспользоваться снимками из сети, но и в интернете, кстати, хороших фотографий этой крипты нет.
Каждый получил наушники, в которых затем звучали комментарии на желаемом языке (был среди них и русский!) на фоне музыкального сопровождения. Свет погас, началась презентация, в ходе которой высвечивался тот или иной участок стен с фресками и звучал рассказ об истории обнаружения крипты, ее восстановления и объяснения о том, что изобразил древний мастер.
Две стены этой пещеры были расписаны в 8-9 веках. На дальней из них, во всю ее длину художник написал сцены из первых глав Книги Бытия с образами Бога, Света и Тьмы, а также Адама и Евы, вкушающих плод с древа познания. Именно эта вытянутая фреска и дала пещере её название - крипта Первородного греха.
В трёх апсидах, вырезанных в другой стене, мастер поместил изображения персонажей из Нового Завета. Причем художник сделал это, используя и вогнутые части поверхности. Поэтому на фотографиях образы получаются искаженными.
Посещение этой крипты производит сильное впечатление, абсолютно непередаваемое фотографиями. Так что - рекомендуем.
Завершая отзыв о Матере, скажем, что визит туда стал одним из самых ярких впечатлений от поездки по югу Италии. Конечно, Матеру неправильно сравнивать с большими разноплановыми городами типа Рима, Флоренции, Неаполя, каждый из которых можно (и нужно!) смотреть по меньшей мере несколько дней (и чем больше, тем лучше). По цельности и гармоничности впечатления Матеру, пожалуй, можно сравнить с Сиеной, но Сиена - намного богаче в смысле хранящегося там искусства и потому тоже требует нескольких дней визита. А вот среди мест для однодневных посещений (обязательно с ночевкой!) для нас Матера по силе произведенного впечатления, пожалуй, вне конкуренции. И когда мы вспоминаем этот город (а вспоминаем часто!), то перед глазами возникают прежде всего вот такие картинки: