Содержание:
Галерея Умберто I - большой крытый шоппинг-молл, кузен аналогичного торгового комплекса в Милане, был построен в начале 1890-х. Прежде на этом месте был квартал-"гадюшник", в котором, из-за антисанитарных условий, неоднократно вспыхивали эпидемии холеры. Власти решили проблему радикально - уничтожили источник заразы и на его месте воздвигли современный торговый центр. Назвали его в честь второго короля объединённой Италии, который в 1884 г. находился в Неаполе и помогал бороться с эпидемией.
Это крестообразное сооружение со стеклянным куполом в центре, что хорошо видно на фото, сделанном сверху.
Недалеко от неапольского порта, на Муниципальной площади (Piazza Municipio), находится красивый Фонтан Нептуна, сооружённый здесь по распоряжению испанского вице-короля Неаполя в самом начале 17-го века. Проект фонтана разработал знаменитый архитектор Доменико Фонтана, скульпторы - Микеланжело Наккерино (Нептун) и Пьетро Бернини (морские монстры). Пьетро Бернини был отцом ещё более знаменитого скульптора и архитектора Джан Лоренцо Бернини, основоположника стиля барокко в скульптуре.
Этот фонтан - неутомимый путешественник. Прежде чем оказаться на этом месте, он по крайней мере 5 раз менял своё местоположение, побывав, в том числе, и на Площади плебесцита перед королевским дворцом. Перед мэрией его установили в 2000 г., поскольку на прежнем месте он мешал строительству метро. Вероятно, все его "путешествия" обошлись в бОльшую сумму, чем его создание.
Прямо напротив Муниципальной площади, в районе неаполитанского порта, находится одна из самых древних достопримечательностей Неаполя, которая носит парадоксальное название "Новый замок" (Castel Nuovo). Построили его в конце 13-го века по распоряжению Карла I, первого французского короля Неаполя из Анжуйской династии. Имевшиеся в тот момент в Неаполе два норманских замка его не устроили, и он велел возвести новый, сделав его свой резиденцией.
Позднее замок был перестроен и расширен Альфонсо V Великодушным, арагонским королём, захватившим Неаполь в середине 15-го века. Вплоть до 1815 года Новый замок выполнял роль королевской резиденции, и не только: при посещении Неаполя в нём останавливались Боккачио и Петрарка.
Между двумя средневековыми башнями Нового замка король Альфонсо V распорядился возвести триумфальную арку из белого мрамора, увековечивающую его торжественный въезд в Неаполь в 1443 году.
Строительство арки продолжалось вплоть до 1470 г. по проекту архитектора Франческо Лаурано. Она имеет высоту 35 метров и состоит из двух частей: нижней и верхней. Считается, что триумфальная арка является первым произведением ренессансной архитектуры в Южной Италии.
Внутри Кастель-Нуово сохранилось несколько старинных помещений. Самое знаменитое и главное из них - Зал баронов, первоначально называвшийся Тронным залом. Он был заказан Робертом Мудрым, анжуйским королем Неаполя, который по этому случаю пригласил в 1330 г. Джотто расписать стены зала фресками (увы, не сохранились). Во времена арагонского правления зал был перестроен с увеличением его общего пространства; сейчас он имеет форму куба со стороной примерно 27 м и покрыт восьмиугольным сводом со стрельчатыми арками. До 2006 года здесь проходили заседания Городского совета Неаполя.
Зал носит такое название, потому что около 1487 года король Фердинанд I Неаполитанский, под предлогом празднования свадьбы своего племянника, пригласил сюда некоторых баронов, которые замышляли против него заговор. На самом деле это была ловушка: явившиеся бароны были арестованы и немедленно казнены.
Готическая Палантинская капелла, в которой когда-то была замковая церковь, является одним из сохранившихся элементов анжуйского замка. В середине 15-го века Франческо Лаурано, архитектор и скульптор Триумфальной арки, создал для капеллы выдающийся мраморный портал. Внутри она когда-то была также расписана фресками Джотто, которые не сохранились.
В замке есть небольшой художественный музей, но на него можно не тратить время - по качеству экспозиции он значительно уступает другим неаполитанским музеям. Зато имеет смысл подняться на крышу замка - с неё открываются хорошие виды на город.
Набережная Неаполя, начинающаяся сразу за портом, является любимым местом вечерних прогулок неаполитанцев (они называют это занятие Lungomare passegiatta - "променад вдоль моря"). Решили прогуляться и мы, и вот что там увидели.
Раньше на месте этого района находилась живописная рыбацкая деревушка под названием Санта-Лючия. От деревушки ничего не осталось, кроме знаменитой песни "Санта-Лючия", воспевающей её красоты. Люди старшего поколения, возможно, помнят её в исполнении Робертино Лорети, а те, кто помоложе - Александра Градского.
В самом конце Via Nazario Sauro установлен "Фонтан гиганта". На самом фонтане никаких гигантов не наблюдается; однако поначалу он находился у королевского дворца рядом с большой античной статуей, отсюда и название. Авторы фонтана - те же самые, что и фонтана Нептуна - Микеланжело Наккерино и Пьетро Бернини.
Пройдя чуть вперёд по Via Partenope (так называется набережная на этом участке), оказываемся рядом с "Замком яйца" (Castel dell'Ovo) - средневековой крепостью на острове, соединённом узкой насыпью с набережной. Предполагается, что именно здесь в 8 веке до н. э. греческими колонистами была основана колония Партенопея. Несколько веков спустя неподалеку, в районе Декуман, стал развиваться другой город, который был назван Неаполис, т.е. "Новый город". Впоследствии Партенопея и Неаполис слились воедино.
В римскую эпоху полководец Лукулл прельстился местоположением острова и построил тут свою виллу, затем несколько столетий здесь был монастырь. Ныне существующий замок был выстроен Рожером Сицилийским в 1139 году для защиты города со стороны моря и в качестве его собственной резиденции. При Карле I Анжуйском королевский двор перебрался в Кастель-Нуово, а в старом замке остались казна короля и судебные учреждения.
Название замка происходит от легенды о римском поэте Вергилии, который в Средние века имел репутацию великого колдуна и предсказателя будущего. По легенде, Вергилий положил волшебное яйцо в фундамент замка, чтобы укрепить его стены. Оно осталось там и, если будет разбито, замок разрушится, а на Неаполь обрушатся неисчислимые беды. Прямо сказка про Кащея Бессмертного.
Улица Партенопе заканчиватся Площадью победы (Piazza Vittoria), на которой стоит памятник Джованни Никотера, политическому деятелю времён объединения Италии.