Содержание:
Пестум, чьи руины являются одним из наиболее важных археологических объектов Италии и включены в число памятников Всемирного наследия Юнеско, имеет долгую и интересную историю. Началось всё с греческой колонизации побережья южной Италии в 8-м веке до н.э., когда в числе прочих на "подошве" итальянского сапога был основан город Сибарис. Он быстро разбогател, а имя его жителей - сибаритов - стало нарицательным, подразумевая человека, живущего в роскоши и праздности.
Примерно в 600 г. до н.э. жители Сибариса основали собственную колонию на Тирренском море, в 35 км южнее Неаполя, и назвали её Посейдонией в честь бога-повелителя морей. Этот город также преуспел, и в течение 150 лет после основания (530-450 гг.до н.э) его жители смогли возвести там три прекрасных дорических храма, сохранившихся по сей день. В 273 г. до н.э город захватили римляне, которые латинизировали его имя до Пестума (Paestum), окружили его стенами и построили форум, бани и амфитеатр. Греческих храмов римляне не тронули, просто переназвав их на свой манер (например, Афина стала Минервой, Гера - Юноной и т.д.). Римляне вообще старались, на всякий случай, не раздражать чужих богов - мало ли что?
Во времена поздней Империи город постепенно пришёл в упадок и был окончательно оставлен жителями в 8-9 веке н.э. из-за заболачивания местности и рапространения малярии. Сыграли роль и постоянные набеги арабов (сарацинов), периодически грабивших город. Население поднялось выше в горы и основало там новый город под названием Капаччио, существующий до сих пор, а Пестум постепенно покрылся густой растительностью, скрылся из глаз и был забыт.
Пестум «обнаружили» лишь в 18-м веке при прокладке через те места дороги, что произвело большой фурор: расчищенный античный город стал неотъемлимой частью "гран-тура", обязательных поездок, которые совершали в образовательных целях молодые европейские аристократы.
Первое, что видит посетитель, войдя на территорию археологической зоны Пестума - один из трёх сохранившися греческих храмов. С их названиями дело обстоит непросто: в 18-м веке их нарекли достаточно произвольно и их имена, установленные современной археологией, отличаются от исторических. Ближайший к входу храм был посвящён Афине, но его историческое название - храм Цереры, древнеримской богини плодородия.
Храм Афины/Цереры датируется примерно 500 г. до н.э. и построен из местного известняка с ориентацией с востока на запад, навстречу восходящему солнцу. Когда-то храм был раскрашен в белый, черный и красный цвета. Его целла (внутреннее помещение) не сохранилась; окружающая храм колоннада (перистиль) имеет дорические (самые простые) капители. В раннем средневековье храм использовали как христианскую церковь, при этом промежутки между колоннами были заложены кирпичом. С подобной практикой мы сталкивались также на Сицилии: в Агридженто подобная трансформация позволила лучше сохранить храмы, а в Сиракузах собор по-прежнему является оболочкой греческого храма.
Отсутствие отдельных элементов храма связано не только с воздействием времени. Норманны, захватив к середине 11-го века южную Италию, использовали греческие и римские постройки как каменоломни для строительства своих соборов. В частности, много камней из храмов Пестума было обнаружено в соборе Св. Андрея в Амальфи.
Неподалёку от храма Цереры находятся ещё два археологических объекта, сохранившихся от греческой Посейдонии. Первый - странного вида огороженное и полузасыпанное строение с двускатной крышей, похожее на гробницу, назначение которого археологи долго не могли определить. Сейчас считается, что это святилище (кенотаф) в честь высоко почитаемого неизвестного героя, возможно, основателя города. Внутри святилища нашли восемь бронзовых и одну керамическую вазу с росписями на тему апофеоза Геракла (сейчас в музее, о котором - ниже).
Второй объект называется Ekklesiasterion, от греческого слова Ekklesia - собрание. Это место, где собиралось взрослое мужское население города для обсуждения различных аспектов общественной жизни и для голосования. (Любопытно, что из этого греческого термина образовалось слово «церковь» в некоторых латинских языках: «La iglesia» - исп., «L'église» - фр.). Место для заседаний похоже на притопленный амфитеатр, благодаря своей форме обладавший хорошей акустикой. Концентрические разноуровневые сиденья когда-то были покрыты камнем и вмещали около 1500 человек. Римляне, в силу каких-то им одним известных причин, решили «греческим залом» не пользоваться, а построить свой собственный «зал заседаний» (комиций). В этой связи греческую постройку просто засыпали, сохранив её таким образом для потомков.
Храм Нептуна, расположенный в южной части Пестума, является самым «молодым» из трёх греческих храмов в городе и датируется примерно 450 г. до н.э. Он прекрасно выглядит и считается одним из наиболее хорошо сохранившихся греческих храмов, наряду с храмом Согласия (в Агридженто на Сицилии) и храмом Гефеста в Афинах. Его название условно - на самом деле до сих пор неизвестно, какому божеству он был посвящён. Логика у названия была такая: раз храм являлся самым большим и важным в Посейдонии, то посвящён он должен был быть морскому богу Посейдону, в римском варианте - Нептуну.
Дорическая колоннада храма Нептуна является образцовой для данного архитектурного стиля. Некоторые считают, что при постройке Парфенона 30 годами позже афиняне взяли за образец именно этот храм в тогдашней Посейдонии. С размерами 24х60 метров, у храма имеется по 6 колонн с торцов и 14 - по бокам, всего 36. Высота колонн - 9 метров, их диаметр в основании - 2,7 м, наверху - 1,5 м.
Внутри перестиля (внешней колоннады) прекрасно сохранилась целла - внутреннее святилище, посвящённое храмовому божеству. Двумя рядами двухярусных колонн целла была разделена на три нефа, в центральном из которых находилась статуя бога. Колонны целлы имели и функциональное назначение - они поддерживали крышу храма, которая, скорее всего, была каменной.
В 50 метрах от храма Нептуна находится третий пестумский храм греческого происхождения, условно называемый храмом Геры (а иногда также «Базиликой», поскольку первоначально он считался не храмом, а гражданским сооружением). Это самый старый из всех трёх, датируемый примерно 550 г. до н.э. и выстроенный в архаичном дорическом стиле.
«Архаичность» этого храма проявляется в нескольких его чертах: утолщениях в середине колонн, их меньшей высоте, а также более частом их расположении по сравнению с классическим стилем. Классический храм Нептуна имеет большую длину (60 м), чем храм Геры (54 м), однако поддерживается с боков меньшим числом колонн (14), чем у «Геры» (18). Создается впечатление, ранние греческие строители боялись делать большие промежутки между колоннами, опасаясь за устойчивость всей конструкции.
Другая «архаичная» черта храма Геры - нечётное число колонн на фасаде (9). В этом случае целла внутри храма делалась двухнефной, и внутренняя колоннада для поддержки крыши проходила ровно посередине, на уровне центральной колонны фасада. В храме Геры сохранились три из семи внутренних колонн.
А теперь от греческой Посейдонии перейдём к римскому Пестуму. От него мало что осталось, в основном фундаменты, хотя это был полноценный город с форумом, банями и амфитеатром. После Помпей и Геркуланума римский Пестум смотрится бледно, тем не менее, кое-что всё-таки можно показать.
Как известно, в каждом римском городе были расположенные перпендикулярно две главные дороги. По оси восток-запад проходила Decumanus Maximus, а с севера на юг шла Cardo Maximus. На их пересечении обычно располагался форум. Эти дороги (в замощённом ещё в римскую эпоху виде) сохранились и в Пестуме.
Рядом с археологической зоной расположен интересный музей, большая часть экспонатов которого была найдена во время раскопок Пестума. Некоторые из наиболее ценных его экспонатов греческого периода показаны ниже.
Поскольку в окрестностях Пестума обнаружили порядка тысячи античных захоронений, в музее представлена богатая коллекция погребального искусства, в частности, росписи саркофагов. Наиболее важным среди них является так называемая «Гробница ныряльщика», которая считается чуть ли ни главным экспонатом музея в целом. Столь древние греческие фрески (480 г. до н.э.) и в столь хорошем состоянии мало где сохранились. На пяти фресках изображено погребальное пиршество, на котором участники, судя по всему, неплохо проводят время и не особенно грустят по усопшему.
Более поздние саркофаги, представленные в музее, уже не столь рафинированы и изящны, как «Гробница ныряльщика», поскольку относятся к периоду, когда Пестум был захвачен италийским племенем луканов. Они пытались воспроизводить греческий стиль, но по сравнению с греками получалось у них грубовато. Тем не менее, и эти саркофаги дают интересный экскурс в жизнь античного Пестума.