Есть одно место на амальфитанском побережье, которое туристы, оказавшиеся в этих краях, обычно не пропускают. Оно особенное, стоящее особняком: Равелло. Расположение Равелло – вовсе не прибрежное. Городок вытянулся на узком горном плато, с двух сторон обрывающимся к морю скалами с изумительными панорамными видами. Помимо живописного расположения, Равелло славится своими средневековыми историческими резиденциями с великолепными парками-садами: виллами Руфоло и Чимброне. И собор там интересный.
Из Амальфи до Равелло ходит автобус, который примерно за полчаса по горной дороге доставляет жаждущих красоты туристов на высоту 365 м над уровнем моря, где и расположился этот живописный городок. Как мы прочитали, в тот день местные водители автобусов проводили забастовку. Тотального прекращения движения не было, но транспорт ходил с увеличенным интервалом и нерегулярно. Придя на автобусную остановку, мы увидели огромную толпу людей - с неопределенными перспективами когда-то уехать в Равелло. Зато безостановочно сновали такси. Бойкие водители, воспользовавшись ситуацией, за поездку в один конец требовали с каждого пассажира по 20 евро. Желающих было много. Поразмыслив, мы тоже примкнули.
Осмотр Равелло мы начали с виллы Руфоло. Она была построена в 13-м веке для местного знатного семейства Руфоло, которое владело ею в течение двух веков. В последующие столетия усадьба несколько раз меняла хозяев и медленно, но верно разрушалась, пока в середине 19-го века ее не купил шотландский промышленник Френсис Невилл Рейд. Этот британский аристократ, любитель искусства и садоводства, отреставрировал усадьбу и разбил вокруг нее раскошные многоуровневые сады.
Понятно, что в многократно перестроенной вилле трудно, да и бессмысленно выделять какие-либо архитектурные стили. Однако следы сильного арабского влияния там очевидны и сейчас. Считается, что элементы исламской архитектуры пришли в те края посредством коммерческих контактов: в средние века Амальфи был важной морской республикой.
Архитектурной жемчужиной виллы считается клуатр – прямоугольный внутренний дворик, который ещё называют мавританским.
С нижнего уровня клуатра попадаешь в маленький внутренний дворик, куда своим боком выходит увитая плющом башня с квадратным основанием — Торре Маджоре.
Поднявшись на несколько ступенек вверх, оказываешься в садах, где сразу же привлекает внимание необычный павильон с большими стрельчатыми арками, получивший оригинальное название Зал кавалеров.
Пишут, что немецкий композитор Рихард Вагнер, увидев в 1880-м году эту часть парка с главной башней и Залом кавалеров, потерявшим в веках свой купол, воскликнул: "Волшебный сад Клингсора найден!" и дописал на этой вилле 2-й акт своей знаменитой оперы "Парсифаль".
На Торре Маджоре можно подняться. Недавно эту башню отреставрировали, и теперь наверх ведет современная безопасная лестница. Внутри башни - что-то вроде музея виллы, но нам он показался бедноватым и не слишком интересным. Зато виды со смотровой площадки башни на высоте 30 метров - отменные.
На вилле Руфоло ежегодно, начиная с 1953 года, проводится музыкальный фестиваль, посвященный памяти Рихарда Вагнера, так любившего Равелло.
Сады на вилле разбиты на двух уровнях. С них открывается головокружительная панорама, ставшая визитной карточкой и живой декорацией Международного музыкального фестиваля в Равелло.
Необыкновенно украшают территорию виллы пинии и много-много цветов.
В Равелло и довольно интересный Кафедральный собор - базилика Святого Пантелеймона 11-го века, но все его интересности - внутри.
Внутри храма тоже все очень просто. Главное украшение Дуомо — два великолепных, богато украшенных мозаиками мраморных амвона 12-13 веков, стоящие друг напротив друга. Это так называемые двойные амвоны, один из которых предназначался для чтения Деяний апостолов и их посланий, а другой – для евангельских чтений.
Правый амвон - евангельский и, соответственно, предназначен для чтения и разъяснения Евангелия. Его кафедра стоит на крученых колоннах, а те, в свою очередь, водружены на спины шести мраморных львов.
Такого буйства фантазии мозаичистов увидишь не часто. Мозаиками украшена не только сама кафедра с изображением Богородицы с Младенцем, но и все остальные архитектурные элементы амвона, декорированные изображениями птиц, зверей, разнообразными геометрическими фигурами, гербами.
Второй амвон, что напротив, - архитектурно поскромнее, но мозаики там тоже очень хороши. Этот амвон предназначался для чтения Деяний апостолов, и потому главный сюжет на нем - апостольский.
В этом соборе, как и в неаполитанском Дуомо, тоже хранится флакон якобы с высохшей кровью святого (в данном случае - Пантелеймона), которая в день его памяти, 27 июля переходит в жидкое состояние. Очевидно, что местная «кровавая» история не так раскручена, как в Неаполе, где кровь св.Януария разжижается и закипает трижды в год.
А еще в этом соборе есть замечательные бронзовые двери 12-го века в византийском стиле, выполненные мастером Баризано из апулийского города Трани. Об этом мастере ничего не известно, кроме того, что он сделал три очень похожие бронзовые двери для соборов Монреале (Сицилия), Трани (Апулия) и Равелло.
Пятьдесят четыре пластины, с идеальной симметрией распределенные по девяти рядам на обеих створках, изображают различных персонажей: Иисуса, Деву Марию, Иоанна Крестителя, апостолов, пророков, бойцов, лучников, рыцарей, геральдических животных, а также две евангельские сцены - Снятие с креста и Сошествие во ад.
Другая жемчужина городка Равелло - вилла Чимброне, находящаяся примерно в 10-15-ти минутах ходьбы и от Дуомо, и от виллы Руфоло. Не знаю, в какой пропорции делятся людские предпочтения между этими двумя виллами, но знаем точно, что одним больше нравится Руфоло, другим - Чимброне.
К вилле Чимброне ведут узкие и извилистые городские улочки, но заблудиться невозможно: указатели есть на всех ключевых поворотах.
История виллы прослеживается вплоть до 11-го века: ее территория принадлежала разным знатным и влиятельным семьям, сменявшим друг друга. А название поместья происходит от древнего имени скалистого мыса - Чимброниум, - на котором оно разместилось.
К концу 19-го века все здесь пришло в упадок. Нынешним своим благополучием вилла обязана одному очень богатому англичанину по имени Эрнест Уильям Бекетт, известному также как лорд Гримторп, который купил виллу в 1904 году. Находясь в продолжительной депрессии после смерти любимой жены, он, по совету друзей, отправился для излечения души в Равелло, был сражен красотой этих мест и остался там навсегда. За пятнадцать лет совместного труда архитекторов, строителей и садоводов находившееся в упадке поместье было превращено в жемчужину амальфитанского побережья.
С 1960 года вилла Чимброне принадлежит английской семье Вуйомьер (Vuilleumier), которая преобразовала историческое здание в фешенебельный 5-ти звездочный отель, а вход в парк сделала доступным для всех желающих.
Какие только знаменитости не побывали на этой вилле: Уинстон Черчиль, Джон Кейнс, Теннесси Уильямс, Грэм Грин, Рихард Вагнер, Грета Гарбо...
Вход в здание отеля всем, кроме проживающих в нем, заказан, но никому не возбраняется взглянуть на внутренний дворик и «крипту» (удачно имитириующие средневековые образцы).
По ступенькам - вниз, и мы в «крипте» - большом сводчатом зале в готическом стиле с мощными колоннами. Этот зал, открытый с одной стороны на долину, создали в 1907-1911 гг. по образцу Аббатства фонтанов, находящегося недалеко от английского Молтона (Malton), откуда был родом лорд Гримторп.
От здания виллы еще в 16-м веке была проложена главная тенистая аллея, получившая название Аллеи изобилия. Она ведёт вглубь парка к главной смотровой площадке над морем.
Помимо хозяйского дома, наибольшие изменения на вилле коснулись ее парка. Над его обустройством работали и английские, и итальянские садоводы. Получилось здорово!
Некоторые скульптуры были специально созданы для этой виллы, другие - скопированы с известных работ, третьи - куплены на аукционах или у частных коллекционеров.
Насладившись в полной мере удивительной гармонией, с которой в Равелло сочетаются архитектура, искусство и природа, мы вернулись в центр городка, не ожидая для себя никаких проблем с возвращением в Амальфи. Да, автобусы в тот день ходили плохо из-за забастовки, но с такси-то все было в порядке. К нашему удивлению, ни одной машины акси на остановке не было. Напрасно прождав минут 15, мы начали пытаться поймать какого-нибудь частника. Машины с парковки периодически выезжали, но никто на наши призывы либо не реагировал совсем, либо сообщал, что едет в другую сторону. Так прошло еще минут 20, и к этому времени уже стемнело.
Наконец, одна женщина-водитель, не говорящая по-английски, но понявшая, что нам надо, ответила на итальянском, махнув в сторону склона со словами "СкАла, бус". Мы поняли, что она посоветовала нам идти по лестнице, проложенной по склону, и понадеялись, что там будет автобусная остановка. Про возможность спуска по лестницам из Равелло до самого Амальфи (примерно за час) мы знали, но такой вариант перемещения для себя всерьез не рассматривали, поскольку он предполагает крепкие коленки и длинный световой день.
Лестницу мы действительно нашли, и минут 10 зигзагами спускались до трассы. Мы были единственными на этом спуске (что хорошо), потому что повстречаться в полумраке с незнакомцами было бы крайне неуютно. Дойдя до трассы, остановки автобуса мы там не обнаружили и решили идти вдоль дороги в сторону Амальфи, надеясь, что если автобус придет, он нас подберет в любом случае. Так прошло еще минут 15, пока мы не догнали хвост из остановившихся автомобилей. Обратились к одному из водителей, не особо надеясь на успех, но к нашему удивлению, он тут же согласился нас подвезти. Итальянец лет 30+, довольно сносно говорящий по-английски, сразу нам сказал, что денег с нас не возьмет. И действительно не взял, несмотря на наши настойчивые попытки как-то его отблагодарить. Так закончился этот длинный день, и в итоге от визита в Равелло у нас остались самые добрые воспоминания - как благодаря тому, что мы увидели в этом удивительном месте, так и от встречи с хорошим человеком на закате дня.