Собор Святого Саввы - главный храм Сербии и один из самых больших православных храмов мира, посвящённый первому сербскому архиепископу и национальному герою Савве. У храма очень непростая судьба: хотя решение о его строительстве приняли ещё в 1894 году, а строить начали в 1935, в конце 2022 года его внутренняя отделка всё ещё не была до конца завершена. Вкратце замысловатая история его возведения такова. Место для храма было выбрано спустя ровно 300 лет после того, как турецкий военачальник Синан-паша приказал сжечь мощи святого Саввы, в качестве мести сербам за их поддержку габсбургских войск в Венгрии во время войн конца 16-го века. Это произошло на площади холма Врачар в южной части Белграда, поэтому именно там определили место для собора в честь Св. Саввы. В 1905 году был объявлен конкурс и целых 25 лет (с перерывом на Балканские войны и затем Первую мировую войну) ушло на выбор проекта, пока в 1930 году специальная комиссия утвердила план строительства, представленный молодыми архитекторами Богданом Несторовичем и Александром Дероко.
Строительные работы начались в 1935 году и были возведены стены высотой 12 метров, однако из-за начала Второй мировой войны строительство было остановлено. Перерыв получился длинным, поскольку социалистические власти СФРЮ строить собор не желали, и только в 1985 году было разрешено снова развернуть работы. В 1989 году был достроен купол, к 2004 году завершились основные строительные работы и состоялось официальное открытие храма. Окончательно внешняя отделка храма была завершена в 2017 году. Собор имеет форму греческого креста и внешне очень напоминает храм Св. Софии в Стамбуле, подчёркивая византийский первоисточник сербского православия. Его размеры получились очень внушительными: по объёму он уступает Иссакиевскому собору в Петербурге, но превосходит храм Христа-Спасителя в Москве.
Фото 1-1a. Собор Св. Саввы со стороны главного (западного) входа.
Фото 1b. Вид с востока на многоуровневый алтарь храма.
Фото 1c. Вокруг храма разбит живописный парк, в котором находится памятник Георгию Петровичу, или Карагеоргию
(Чёрному Георгию) - руководителю первого сербского восстания против Османской империи. Своё прозвище Карагеоргий получил
из-за смуглой внешности и резкого характера. Под его руководством в 1806 году повстанцы одержали ряд побед и освободили
Белград, который стал центром княжества Сербия.
Архиепископ Савва (в миру Ростислав (Растко) Неманич, 1175—1236) — один из самых главных святых Сербской православной церкви. По святости и почитанию в Сербии его можно сравнить с Сергием Радонежским в России. Он родился младшим сыном в княжеской семье, и ещё в юности отправился на Афон, где стал монахом, тогда же и получив монашеское имя Савва. На Афоне Савва вёл аскетический образ жизни и оставался там до конца 1207 года, после чего вернулся в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между своими старшими братьями. После этого Савва занялся церковным строительством в Сербии и создал автокефальную Сербскую православную церковь, став её первым архиепископом в 1219 году с согласия «никейского» патриарха Мануила I. До конца жизни Савва обустраивал свою церковь, основывая новые епархии и посылая туда священников из числа своих сподвижников. Умер в 1234 году в Болгарии, возвращаясь из паломничества в Иерусалим.
Фото 2ab. Памятник Св. Савве перед посвящённым ему собором в Белграде.
Фото 3. Главный вход в храм.
Фото 4. Мозаичный образ Спаса над центральным входом.
Фото 5ab. Святой Савва и Святой Симеон, отец Саввы и бывший правитель Сербии. В 80 лет оставил престол и
присоединился к сыну в качестве простого монаха в монастыре на Афоне.
Фото 6. Северный вход в храм.
Фото 7. Мозаичный образ Знамения Пресвятой Богородицы - одной из наиболее почитаемых в православии
богородичных икон.
Фото 8ab. Святой Стефан, деспот (назначенный Византией правитель) Сербии начала 15-го века.
Князь Лазарь - отец Стефана, последний независимый правитель Сербии, погибший в битве с турками на Косовом поле
в 1389 году (он попал в плен и был обезглавлен).
Фото 9. Интерьер храма. Все образы на стенах - мозаичные.
Фото 10ab. Купол и алтарь храма.
Храм поражает свой мозаикой, покрывающей его стены и своды - её общая площадь составляет 15 тысяч кв. метров. В 2016-2017 гг. была создана мозаичная композиция главного купола, а в 2019 г. мозаикой были украшены алтарное пространство и центральная часть храма. Проект мозаики и её изготовление профинансировала российская компания «Газпром нефть», а художественными работами руководил народный художник России, академик РАХ Николай Мухин (автор фресок храма Христа-Спасителя). Над мозаичным оформлением главной православной святыни Сербии около шести лет трудились 70 российских и сербских мастеров. Мозаика, стилистически основанная на поздней византийской иконописи, создавалась в московских мастерских Российской академии художеств, а затем крупными фрагментами перевозилась в Белград.
Рис 1. План храма и главные мозаики в куполе и полукуполах 4-х апсид.
Фото 11. В двух полусферах алтарной апсиды изображены Спас Пантократор (Вседержитель) и Богородица с Младенцем.
Фото 12. По краям богородичной мозаики изображено Благовещение.
Фото 13. В куполе изображено Вознесение Господне. Христа возносят четыре ангела, ниже располагаются
участники события - Богоматерь (в окружении архангелов Михаила и Гавриила) и 12 апостолов.
Фото 14. Храм окружён четырьмя массивными апсидами, каждая из которых завершается внутри большой полусферой.
Со стороны алтаря в поусфере изображен Спас Пантократор,...
Фото 15. ...ниже него - сидящая Богородица с Младенцем на коленях.
Фото 16. Во второй полусфере - Воскресение Христово и Сошествие в Ад.
Христос спускается в ад, сокрушив его ворота, и освобождает заключённых там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву
(именно их он держит за руки на мозаике). В арке рядом с полусферой - евангельские эпизоды жизни, смерти и воскресения Христа: вход
в Иерусалим, подъём на Голгофу, снятие с креста, сошествие святого духа (Троица).
Фото 17. На следующей полусфере - Рождество Христово в окружении (на арке) следующими сюжетами: Преображение Господне, Крещение,
Сретенье Господне, Поклонение волхвов.
Фото 18. На последней полусфере предствлено Успение Пресвятой Богородицы. На арке изображены уже богородичные сюжеты:
Благовещение, Введение во храм, Рождение Богородицы и Милование Марии (этот несколько необычный сюжет, когда родители Марии
Иоаким и Анна ласкают свою дочь, заимствован из константинопольской церкви Хора).
Выше мы уже говорили, что в качестве образца для храма Св. Саввы была взята константинопольская Св. София. Поскольку в прошлом году мы побывали в обоих этих храмах, была возможность сравнить снимки их интерьеров. Вот что получилось в результате.
Рис 2. Сравнение храмов Св. Саввы и Св. Софии (Википедия). Белградский храм выше, но
константинопольский - больше по площади.
Фото 19ab. Белградская Богоматерь (справа) является практически точной копией образа в Св. Софии. И расположены внутри
храмов эти мозаики одинаково.
Фото 20ab. Очень похоже также колонны и капители, использованные в обоих храмах.
Фото 21ab. Потолок нартекса Св. Софии (слева) и бокового придела Св. Саввы. Сходство очевидно.
Фото 22. Святая троица - Гостеприимство Авраама. В арке святые - женщины.
Фото 23. Христос в окружении евангелических символов. В арке святые - мужчины.
Фото 24ab. Сюжет слева - Проскомидия. Это — первая часть литургии византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста,
так и в литургии Василия Великого). На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для
евхаристии (причастия), при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Сюжет справа - Недреманное
Око - символическая композиция, представляющая Христа Отрока, почивающего на ложе с открытыми глазами.
Фото 25ab. Святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это двое из 3-х великих святителей - Отцов Церкви.
Третий - Василий Великий - скорее всего будет размещён в южном приделе, когда он будет закончен.
Помимо главного (верхнего) в соборе также есть нижний храм, аналогичный верхнему по площади, но очень небольшой высоты. Все свободные поверхности здесь покрыты росписями, причём стены расписаны группами святых, а потолок - фресками, посвященными евангельским притчам.
Фото 26. Притча о живой воде (Христос и самаритянка у колодца).
Фото 27. Исцеление расслабленного в Капернауме.
Фото 28. Притча о десяти девах.
Фото 29. Притча о сеятеле.
Фото 30. Выбор 12-ти апостолов на горе (Евангелие по Марку, гл.3)
Фото 31. Выбор апостолов, крупным планом.
Фото 32. Единение духовной и светской власти в Сербии (Св. Савва и Св. Князь Лазарь).
Группы святых обычно состоят из четырёх персонажей: трое стоящих местных святых внизу, и один «интернациональный» святой в медальоне сверху. Мы обратили внимание на росписи с известными нам «глобальными» святыми:
Фото 33ab. Византийские императоры Константин и Юстиниан.
Фото 34ab. Князь Владимир и священномученик Николай II.
Фото 35ab. Слева - Мария Египетская с тремя святыми женщинами, справа - усекновение головы князя Лазаря турками.
Рядом с главным храмом Святого Саввы расположен малый храм Саввы. На фоне большого храма он кажется совсем маленьким, хотя на самом деле он - средних размеров. При этом внутри малый храм очень хорош, покрытый красивыми фресками и росписью в сочетании белого и синих оттенков. Здесь находится саркофаг сербского патриарха Варнавы. В храме постоянно идут традиционные службы (которые в большом соборе в рутинном порядке не проводят): отпевают усопших, крестят детей, венчают новобрачных.
Фото 36. Малый храм Св. Саввы на фоне большого.
Фото 37. Малый храм Св. Саввы
Фото 38. Интерьер малого храма.