В июне 2007 г. мы провели 16 дней на Сицилии, объехав её по периметру на машине (по часовой стрелке), начав при этом с Таормины. Сицилия - это
удивительный остров с богатейшей историей. Кому он только ни принадлежал: древним грекам, римлянам, византийцам, арабам, норманам, немцам, французам,
испанцам, австрийцам и, наконец, итальянцам. Все эти правители и их эпохи оставили свой след на острове в виде различных памятников,
разнообразие которых просто потрясает. Наибольшее впечатление произвело античное наследие, и особенно древнегреческие храмы, которые здесь
сохранились лучше и в большем количестве, чем в самой Греции. Сильное впечатление произвела и поездка на Этну. Все места, которые мы посетили,
перечислены ниже, а также показаны на карте. Начнем же мы с
Таормины, стартовой точки нашего путешествия. Далее последуют:
Этна,
Сиракузы,
греческие храмы (Агридженто, Селинунт, Сегеста),
римская вилла,
Эриче,
Ното,
Монреале/Палермо.
Карта Сицилии. Места, где мы побывали, подчернуты красным
Таормина расположена на горной террасе, нависающей над морем на высоте 200 м. Когда-то внизу была основана первая греческая колония на Сицилии (Нассо), а наверху греки построили театр (фото 1-2), который затем модифицировали и расширили римляне. Театр является главной достопримечательностью города, и от него открываются прекрасные виды на морское побережье и саму Таормину (фото 3-5). В хорошую погоду от театра видна дымящаяся вершина Этны, но нам её не "показали". Город совсем небольшой и очень симпатичный (фото 6-8), летом по нему бродят огромные толпы туристов.
Фото 1. Греко-римский театр, 2-й век н.э.
Фото 2. Вид на театральную сцену
Фото 3. Вид от театра на город
Фото 4. Вид от театра на побережье
Фото 5. Вид от театра на побережье
Фото 6. Соборная площадь (Piazza Duomo) с барочным фонтаном. Собор 13-го века посвящен Св. Николаю
Фото 7. Площадь Виктора Иммануила, бывший римский форум
Фото 8. Главная улица Таормины
Гора Этна, высотой около 3300 м, является одним из крупнейших в Европе действующих вулканов. Из кратера постоянно идёт дым (фото 9), а извержения происходят довольно часто, поэтому склоны Этны покрыты чёрными лавовыми полями. Поднявшись туда, сталкиваешься с совершенно сюрреалистическими "лунными" пейзажами (фото 10-17), которые на научном языке называются "вулканической пустыней".
Фото 9. Вид на Этну с побережья
Фото 10. Застывшие потоки лавы на склонах Этны
Фото 11. Застывшие потоки лавы на склонах Этны
Фото 12. Застывшие потоки лавы на склонах Этны
Фото 13. Дорога через лавовые поля
Фото 14. Пейзаж с погибшими деревьями
Фото 15. Вид сверху на один из потоков лавы
Фото 16. Лунные пейзажи на склонах Этны
Фото 17. Лунные пейзажи на склонах Этны
Сиракузы возникли на Сицилии как колония Коринфа в 8-м веке до н.э. Впоследствии город обрёл самостоятельность и в 4-5 веках до н.э. стал крупнейшим метрополисом мира ранней античности, подчинив себе все другие греческие поселения на острове. В ходе Пелопонесской войны между Афинами и Спартой Сиракузы стали на сторону Спарты, в связи с чем Афины организовали в 415 г. до н.э. масштабную морскую экспедицию для захвата Сиракуз. Афинский экспедиционный корпус осаждал Сиракузы в течение двух лет, но в конце концов был полностью разгромлен, и ни один человек из него не вернулся домой. Эта военная катастрофа предопределила общее поражение Афин в Пелопонесской войне. Менее удачливы оказались Сиракузы в войне с Римом, который осаждал их в течение 3-х лет и в конце концов захватил в 212 г. до н.э. В ходе штурма погиб выдающийся математик и философ античности Архимед, житель Сирукуз.
Древнейшая часть Сиракуз находится на небольшом острове Ортигия на севере Сиракузского залива. Именно здесь раньше стояли городские стены, которые штурмовали афиняне и римляне. Однако часть античных Сиракуз была на "материке", и сейчас там расположен археологический парк, в котором находятся театр, амфитеатр, громадный алтарь и каменоломни, где сидели пленные афиняне (фото 18-22).
Фото 18. Греческий театр, 3-й век до н.э. Театр очень большой, с 67 рядами сидений.
Фото 19. Римский амфитеатр
Фото 20. Алтарь Гиерона II, 3-й век до н.э. Огромное каменное сооружение длиной 200 м, предназначенное для жертвоприношений.
Фото 21. Древняя каменоломня (Latomia del Paradiso), в которой держали 7 тыс. афинских военнопленных в 413 г. до н.э.
Фото 22. Пещера в каменоломне под названием "Ухо Дионисия", знаменитая своими акустическими эффектами.
На острове Ортигия, куда ведёт "Новый мост" (фото 23), главной достопримечательностью является собор (Duomo), расположенный на одноимённой
симпатичной площади (фото 26-30). У собора богатый барочный фронтон 18-го века, но главная неожиданность поджидает посетителя внутри: оказывается,
там "спрятан" древнегреческий храм 5-го века до н.э. в честь богини Афины! В интерьере собора хорошо видны дорические колонны греческого храма
(фото 31-34). Такая "консервация" античного храма в виде христианской базилики была осуществлена в 7-м веке н.э. во время правления византийцев,
и, как мы скоро увидим, она была не уникальной на Сицилии - ряд других древних храмов претерпел такую же трансформацию.
Все античные памятники Сиракуз в настоящее время входят в список объектов всемирного наследия Юнеско.
Фото 23. Ponte Nuovo ("Новый мост"), соединяющий остров Ортигия с материком.
Фото 24. Фонтан Дианы, 1907 г.
Фото 25. Руины храма Апполона, 6-й век до н.э.
Фото 26. Piazza Duomo (Соборная площадь), центр старого города
Фото 27. Palazzo Arezzo на Piazza Duomo
Фото 28. Вид на собор (Duomo) со стороны площади
Фото 29-30. Фасад собора в барочном стиле, 18-й век
Фото 31. Боковая стена собора с встроенными в неё греческими колоннами
Фото 32-33. Внутри собора - античный храм Афины 5-го века до н.э.
Фото 34. Вмонтированные в стены собора античные колонны
Наибольшее количество хорошо сохранившихся греческих храмов находится в городе Агридженто, основанном как греческая колония выходцами с острова Родос в 580 г. до н.э. Место, где находятся эти храмы (фото 36-39), называется - кто бы мог подумать? - Долиной храмов (La Valle dei Templi) и расположены они вдоль Святой дороги (Via Sacra - фото 35). Лучше всего сохранился храм Согласия, датируемый примерно 430 г. до н.э. (фото 38). Его современное название достаточно произвольно, поскольку неизвестно, какому божеству он был изначально посвящен. Секрет его хорошей сохранности достаточно прост: как и в случае с храмом Афины в Сиракузах, вокруг него выстроили христианскую базилику, заложив пространство между колоннами, тем самым законсервировав его. Затем в 1785 году эту достройку удалили, и пожалуйста: открылся один из наиболее хорошо сохранившихся дорических храмов в мире. Все остальные храмы вокруг него не были так защищены и сейчас просто собраны из лежавших на земле фрагментов.
Фото 35. Агридженто: Святая дорога (Via Sacra) с храмом Согласия в перспективе
Фото 36. Агридженто: Храм близнецов Кастора и Поллукса
Фото 75. Агридженто: Храм Геркулеса
Фото 38. Агридженто: Храм Согласия (Tempio della Concordia)
Фото 39. Агридженто: Храм Геры
Второй важный греческий город на западе Сицилии называется Селинунт. Он был основан в 7-м веке до н.э. и судьба его была несчастливая: вначале его захватили и разорили карфагеняне в 409 г. до н.э., а затем он был окончательно разрушен во время Второй Пунической войны между Римом и Карфагеном в 250 г. до н.э. и больше не восстанавливался. Сейчас всё, что от него осталось, это груды камней (фото 40-42), среди которых археологи обнаружили фундаменты пяти больших храмов. Один из этих храмов (храм Геры) был собран из фрагментов (фото 44-47), а у второго восстановили только одну колоннаду (фото 43).
Фото 40. Руины Селинунта
Фото 41. Руины Селинунта
Фото 42. Руины Селинунта
Фото 43. Храм С в середине городского акрополя
Фото 44-45. Храм Е (храм Геры), вид с двух боковых сторон
Фото 46. Селинунт: храм Геры
Фото 47. Внутри храма Геры
Сегеста - ещё один античный город, расположенный вблизи северного побережья Сицилии. Он не был греческим и, по легенде, был основан троянцами, бежавшими на Сицилию после падения Трои. В 5-м веке до н.э. Сегеста постоянна конфликтовала с Селенунтом, и именно по её просьбе приплыла афинская экспедиция, которая так эпически провалилась под Сиракузами. Сегеста смогла пережить пунические войны, и, хотя была разорена сиракузцами в 307 г. до н.э., сумела восстановиться в период римского правления на Сицилии. Город, однако, изчез с лица земли по причинам, которые до конца непонятны: одни обвиняют в этом вандалов (германское племя) в 5-м веке, другие - арабов в 9-м веке. Сегеста исчезла, но от неё остались два прекрасных памятника: театр и храм. Театр (фото 48-49) датируется 3-м веком до н.э. и очень красиво расположен - с него открывается прекрасный вид на холмы, из-за которых выглядывает море. Дорический храм (фото 50-53) относится к 5-му веку до н.э. и на удивление хорошо сохранился. Про него мало что известно (включая божество, которому он был посвящен), но посещение его в окружении прекрасных ландшафтов приносит большое удовольствие.
Фото 48-49. Греческий Театр в Сегесте
Фото 50. Сегеста: вид на храм от театра
Фото 51. Дорический храм в Сегесте
Фото 52. Фасад храма
Фото 53. Внутри храма
Огромная римская вилла (Villa Romana del Casale, фото 54), датируемая началом 4-го века н.э., была раскопана в центре Сицилии недалеко от города Пьяцца Армерина. Предполагается, что она принадлежала римскому императору Максимиану, соправителю более известного императора Диоклетиана. Знаменита, в первую очередь, благодаря прекрасно сохранившимся мозаикам, украшающим пол почти в каждой комнате. Эти мозаики являются одной из богатейших сохранившихся коллекций древнеримского искусства, в силу чего вилла была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тематика мозаик самая разнообразная: от любовных сцен (фото 55) до охоты (фото 56-59) и занятий спортом (фото 60-63). Последние мозаики (которые находятся в комнате, названной "залом десяти девушек" (Sala delle Dieci Ragazze)) произвели настоящую сенсацию. Оказалось, что бикини были известны уже древним римлянам, а не изобретены в середине 20-го века!
Фото 54. Раскопки римской виллы "Villa Romana del Casale"
Фото 55. Эротическая мозаика
Фото 56-59. Сцены охоты
Фото 60-63. Девушки в бикини
Эриче - маленький средневековый городок (фото 64-66) на западе Сицилии, находящийся на вершине одноимённой горы высотой 750 метров. Сверху открываются потрясающие виды на окружающие долины и морское побережье (фото 67-68). У города богатая античная история. Как и Сегеста, он считается основанным выходцами из Трои. Когда-то на вершине этой горы находился знаменитый храм Венеры, который, увы, до наших дней не сохранился. Из его камней построены многие церкви Эриче, а также норманский замок (фото 69-70), который находится на том месте, где когда-то был храм. От античного города сохранились только массивные каменные стены 8-6 веков до н.э (фото 71-72), которые названы "циклопическими", поскольку сложены из огромных камней без связующего раствора.
Фото 64. Главный храм города - Chiesa Matrice с колокольней, 14-й век
Фото 65. Церковь San Domenico
Фото 66. Центральная улица Эриче
Фото 67. Вид с горы Эриче
Фото 68. Вид на побережье из Эриче
Фото 69. Замок Венеры (Castello di Venere), 12-й век
Фото 70. На вершине этой скалы когда-то стоял храм Венеры
Фото 71-72. Сохранившиеся стены древнего города (8-6 век до н.э.)
После поездки в Эриче мы остановились на пару дней передохнуть на море в местечке San Vito lo Capo (фото 73). Рядом находился интересный объект - старая фабрика по переработке тунца (фото 74). Сейчас, поскольку всех тунцов в Средиземном море давно выловили, здесь гостиница.
Фото 73. Курортный городок San Vito lo Capo
Фото 74. Старая тунцовая фабрика в местечке Scopello
Небольшой город Ното на западе Сицилии был стёрт с лица земли разрушительным землетрясением в 1693 г. (как и все городки рядом с ним). Испанцы (которые в то время правили Сицилией) решили восстановить его, но в другом, более безопасном месте в 10 км от старого Ното. Новый город был построен по линейному плану: три больших параллельных улицы вытянуты с востока на запад и соединены множеством небольших улиц, идущих перпендикулярно, с севера на юг. Строили в соотвествии с архитектурной модой начала 18-го века, т.е. в стиле барокко. Так возникла эта барочная жемчужина - город, построенный в одно время, по единому плану и в одном стиле. Сейчас Ното является популярным туристским объектом и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (наряду с другими барочными городами Сицилии, например, Рагузой, возникшими аналогичным образом). Архитектурный стиль, в котором построен Ното и ряд близлежащих городов, получил даже своё назнавание - сицилийское барокко. Строили местные архитекторы, из которых самый знаменитый - Розарио Гальярди (Rosario Gagliardi).
Город (названный "каменным садом") выстроен из местного известняка, который со временем приобретает желто-розовый оттенок. Главная архитектурная достопримечательность Ното - центральная пощадь Piazza Municipio, на которой стоит собор (фото 77-79), мэрия (фото 80) и ряд красивых особняков и церквей. На улице Via Nicolaci находится большой особняк Palazzo di Villadorata (фото 81), украшенный умопомрачительными балконами (фото 82-85) с русалками, львами, херувимами и просто фантастическими созданиями. Очень хороша церковь San Domenico с выпуклым фасадом (фото 86), спроектированная Гальярди. Другая его церковь - Chiesa Del Carmine (фото 88). Поскольку город построен на местности с небольшим уклоном, все переулки идут снизу вверх (фото 89-90), поднимаясь в конце концов к самой высоко расположенной церкви Chiesa del Santissimo Crocifisso, ещё одному творению Гальярди (фото 91).
Фото 75. Королевские ворота (Porta Reale) - парадный вход в город
Фото 76. Церковь Св. Франциска (San Francesco)
Фото 77. Собор Св. Николая (Cattedrale di San Nicolò di Mira, 1776 г.)
Фото 78. Собор - вид справа
Фото 79. Собор - вид слева
Фото 80. Palazzo Ducezio (мэрия)Фото 81. Palazzo di Villadorata на via Nicolaci (1733 г.) - c правой стороны
Фото 82-85. Балконы на Palazzo di Villadorata
Фото 86. Церковь San Domenico, 1727 г.
Фото 87. Городской театр (Teatro Comunale), 19-й век
Фото 88. Церковь Chiesa Del Carmine, 1743 г.
Фото 89-90. Все боковые улицы в Ното идут сверху вниз (или наоборот)
Фото 91. Церковь Chiesa del Santissimo Crocifisso
Фото 92. Симпатичный городок на холме рядом с Ното
Норманский собор (фото 93) в местечке Монреале недалеко от Палермо знаменит своими роскошными мозаиками и является (вместе с еще одним норманским собором в местечке Чефалу) объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его начал строить последний норманский король Сицилии Вильям II (1153-1189) в 1174 г. В декоре собора имеются арабские мотивы (фото 94), поскольку именно арабы правили 200 лет Сицилией до прихода норманов. Знамениты также входные бронзовые двери с 46 панелями на библейские сюжеты (фото 95). Однако главным украшением собора являются мозаики, покрывающие почти все его внутренние поверхности (фото 96-98). Они выполнены в конце 12-го - начале 13-го веков местными и венецианскими мастерами в византийском стиле (венецианцы в то время захватили Константинополь, поэтому могли ознакомиться с этим стилем во всех подробностях). Сюжеты мозаик взяты из Ветхого и Нового Заветов, в алтаре находится огромное изображение Спаса Пантократора (Вседержителя), а также Богоматери с младенцем в окружении апостолов (фото 98). Нам не удалось поснимать внутри собора из-за проходившей в нём в тот момент свадьбы, поэтому приводим фото из Интернета.
Фото 93. Собор/Duomo в Монреале (Santa Maria La Nuova), 1174-1267 гг.
Фото 94. Duomo: апсиды с арабским декором
Фото 95. Duomo: богато декорированные входные двери (1185 г.) с 46 сценами из Ветхого и Нового Завета
Фото 96. Duomo: интерьер - центральный неф. Источник: Wikipedia.com
Фото 97. Мозаика центрального нефа. Источник: WiderUtopia.com
Фото 98. Спас Пантократор в алтаре. Источник: Christies.com
Палермо является столицей и главным портом Сицилии, а также городом с очень богатым арабским, норманским и барочным наследием. К сожалению, мы провели там всего один день и смогли посмотреть, наверное, меньше 10% всех его сокровищ. Поэтому не пытась дать подробного описания, просто приложим то, что удалось отснять.
Фото 99. Главный собор Палермо (Duomo), построен в конце 12-го века в нормано-арабском стиле, затем многократно достраивался и переделывался. В соборе похоронены сицилийские короли из норманской и швабской (немецкой) династий.
Фото 100. Четыре небольших боковых купола собора в барочном стиле добавлены в конце 18-го века.
Фото 101. За деревьями виден готический портик собора, построенный в 15-м веке, он же крупнее - на фото 99.
Фото 102. Алтарные абсиды собора снаружи украшены геометрическим арабским орнаментом.
Фото 103. Фонтан 16-го века на Piazza Pretoria
Фото 104. Quattro Canti, она же Piazza Vigliena - барочная площадь начала 17-го века, посвященная
четырём испанским королям. На снимке один из четырёх углов площади (юго-восточный), посвященный королю Филиппу III.
Фото 105. Церковь San Giovanni degli Eremiti (Св. Иоанна Отшельника), 12-й век, сочетающая элементы арабской и норманской архитектуры. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото 106. Церковь San Domenico, 17-й век, барокко. С 1853 г. служит пантеоном выдающихся сицилийцев.
Фото 107. Церковь Chiesa della Martorana (Santa Maria dell'Ammiraglio), 12-й век, внутри богатые византийские мозаики. Первоначально освящена как православная церковь, и сейчас служба в ней идет по православному обряду.
Фото 108. Церковь Ордена иезуитов (Сhiesa del Gesù), 1636г. Внутри - богатая отделка. На фасаде в нишах - статуи основателей ордена - Игнатия Лойолы и Фрэнсиса Ксавьера.