Церковь Христа Спасителя в Хоре расположена недалеко от Адрианопольских ворот (Edirnekapi) в стене Константинополя и является вторым по значимости из уцелевших византийских храмов после Святой Софии. В ней сохранились великолепные мозаики и фрески 14-го века, отнесённые к памятникам Всемирного наследия Юнеско. «Хора» означает «за городом», «в деревне», в связи с чем храм иногда называют «Церковью Христа Спасителя в Полях» (по аналогии с лондонским St.Martin-in-the-Fields). Церковь действительно изначально была «загородной», поскольку находилась за пределами первых городских стен, возведённых ещё императором Константином. Потом, правда, она оказалась внутри стен Феодосия, но название сохранилось без изменений.
Фото 1. Храм Христа Спасителя в Хоре - вид с востока.
Самая старая часть храма датируется 11-м веком, но современный вид здание приобрело в начале 14-го века, когда рядом с ним возникла императорская резиденция во Влахернах и статус церкви резко вырос. Тогда же (в 1315-1321 гг.) в храме были созданы дошедшие до наших дней великолепные мозаики и фрески. Их появлением мы обязаны человеку по имени Феодор Метеохит, который был великим логофетом (премьер-министром) при императоре Андронике II и инициировал перестройку и роскошную отделку Хоры. Будучи вторым человеком в государстве, он был при этом всесторонне образованным ученым, теологом и философом, оставившим после себя большое рукописное наследие. Последние годы жизни он провел в опале после дворцового переворота, но тем не менее был удостоен захоронения в Хоре, а в самой церкви его мозаичное изображение рядом с Христом находится на самом видном месте прямо над входом в главное помещение храма. Если таким образом он хотел сохранить память о себе на века, то своей цели он добился.
Фото 2. Внешний вид храма с запада с входом через экзонартекс.
Хотя судя по названию храм посвящен Христу, фактически мозаики описывают в больших подробностях как его жизнь, так и жизнь Богоматери. Де-факто это своеобразный спасо-богородичный храм, в котором в качестве действующих лиц присутствуют все персонажи, встретившиеся Христу и Деве Марии в их земной жизни и не только. Мозаики расположены в хронологической последовательности жизни главных героев и в дополнение к евангельским событиям иногда изображают чисто житейские сцены, совершенно не подкреплённые Священным Писанием ("Ласкание Богородицы"). Любыпытно, что по времени эти фрески соответствуют раннему итальянскому ренессансу Джотто, и своей жизненностью и реалистичностью чем-то напоминают творения великого итальянца.
Рис.1. План храма с основными его частями (наос, нартекс, экзонартекс, парэкклесий) и главными мозаиками: 1-Христос Пантократор;
2-Богоматерь Воплощение; 3-Феодор Метеохит перед Христом; 4-Деисус; 5-купол с Христом Вседержителем; 6-купол с Богоматерью с Младенцем;
7-купол с Богоматерью и ангелами; 8-Сошествие во Ад (фреска).
Судьба храма после падения Константинополя была нелёгкой. В 1511 году турки заштукатурили все изображения византийского периода, пристроили к зданию минарет, переделали купол и обратили церковь в мечеть Кахрие-джами. В 1945 году мечеть сделали музеем и в течение 13 лет в ней силами Византийского института Америки проводилось раскрытие фресок и их тщательная реставрация. В 1958 году Музей Кахрие открыли для публики, которая могла оценить всё великолепие находившихся там образцов византийского религиозного искусства. Но в 2020 году музей, несмотря на многочисленные протесты, снова сделали мечетью и мозаики закрыли. Мы успели побывать там в 2009 году и именно тогда были сделаны все фотографии, представленные ниже. Во время нашего последнего визита (в апреле 2022 г.) в храме был ремонт и дальнейшая судьба его мозаик была неизвестна.
Фото 3. Главный объём храма (наос) с выскобленной апсидой.
Наос (от греч. ναός — дом, жилище божества) – центральная часть византийского храма, увенчанная главным куполом. Обычно здесь бывают самые богатые мозаики и красивая роспись. В наосе Хоры большинство мозаик погибло и уцелели в повреждённом виде лишь два образа вокруг алтаря - Христа и Богоматери, а также Успение над входом. Зато сохранилась богатая отделка наоса мраморными плитами и рельефный фриз по верху стены.
Фото 4. Внутри алтаря установлен михраб в направлении Мекки.
Фото 5. Вид на дальнюю часть наоса с Успением Богоматери над входом.
Видны мраморные рамки, в которых раньше находились мозаики.
Фото 6ab. Мозаики наоса крупным планом. Евангелие, которое держит Христос, открыто на словах: «Придите ко Мне все труждающиеся и
обременённые, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Фото 7. Мозаика «Успение Богородицы» выполнена в традиционном стиле. Христос держит в руках её душу, а вокруг
собрались апостолы, святители и скорбящие жёны. Фото из интернета.
Нартекс (гр. νάρθξ) — пристройка прямоугольной формы с западной стороны храма. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то: оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и прочие. Позже в византийских храмах нартекс использовался для различных вспомогательных богослужений, там совершалось крещение и отпевание. В нартексе Хоры мозаики сохранились лучше всего и посвящены они в основном истории Богоматери.
Фото 8. Христос Пантократор над центральным проходом в нартекс (№1 на плане). Сверху слева - чудо в Кане Галилейской
(превращение воды в вино), справа - умножение хлебов.
Фото 9. Богоматерь Воплощение с образом Младенца Христа во чреве (интернет). Мозаика находится напротив образа Христа Пантократора (№2).
Фото 10. Феодор Метеохит перед Христом с моделью церкви Хора - по центру нартекса (№3).
Почему-то византийский вельможа изображён здесь в турецкой чалме.
Фото 11. Деисус (греч. - «моление») с Христом и Богоматерью в нартексе (№4).
Фото 12. В парусах над Деисусом сцены исцеления Христом.
Фото 13. Купол с Христом Вседержителем (№5). Вокруг Христа расположены 24 праотца от Адама до Иакова.
Фото 14. Купол с Богоматерью (№6). Вокруг Богоматери - 16 царей из дома Давидова и 11 пророков.
Фото 15. «Ласкание Богородицы» в нижней части снимка. Удивительно трогательный сюжет без какой-либо опоры в священных текстах.
Родители Марии, Иоаким и Анна, играют со своей дочерью.
Фото 16. Благославление Марии первосвященниками (сверху). Ниже - процветший посох Иосифа, выбранного первосвященником Захарией
в мужья Марии.
Фото 17. Введение Богоматери во Храм. Родители привели Марию в храм, где её встречает Захария.
Экзонартекс — внешняя открытая паперть, примыкающая к нартексу. В Хоре экзонартекс обращён к улице стеной с шестью арочными проёмами, пять из которых сейчас заложены, а через шестой сделан вход в храм (фото 2). Мозаики в экзонартексе посвящены истории рождения Христа и сотворённым им в земной жизни чудесам (которые продолжаются в нартексе).
Фото 18. Экзонартекс - общий вид.
Фото 19. Сон Иосифа и путешествие в Святого семейства из Назарета в Вифлеем.
Фото 20. Рождество Христово.
Фото 21. Избиение младенцев по приказу царя Ирода.
Фото 22. Проповедь Иоанна Предтечи, предрекающего приход Христа.
Фото 23. Искушение Христа дьяволом в трёх эпизодах.
Последняя часть Хоры с южной стороны называется парэкклесий, что в переводе с греческого означает придел, часовня. Это единственная часть церкви, где декор выполнен в технике фрески, а не мозаики. Парэкклесий был изначально задуман как усыпальница, поэтому в его росписи преобладает тема Воскресения и Страшного Суда, а также образ Богоматери как главной заступницы рода человеческого на этом суде.
Фото 24. Парэкклесий - общий вид (интернет). В арках с обеих сторон находятся захоронения важных в своё время особ, в том числе ктитора
церкви Хора Феодора Метохита (прямо за женщиной слева на фото).
Фото 25. Богоматерь с младенцем в медальоне (№7), окружённая двенадцатью ангелами.
Фото 26. Абсида парэкклесия (интернет). По низу абсиды стоят святые епископы в литургических облачениях.
Фото 27. Фреска «Сошествие во Ад» в конхе абсиды (№8). После распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота,
освободил заключённых там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. На фреске Христос поднимает Адама и Еву за руки из их
саркофагов, вокруг стоят ветхозаветные праведники. Фреска считается шедевром мирового уровня.
Фото 28. Сцена Страшного Суда. Христос в окружении Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов вершит свой суд. Поток
красной лавы в правом углу олицетворяет ад.
Фото 29. Святые: Василий Великий, Григорий Богослов и Кирилл Александрийский.