Храм Святой Софии - Премудрости Божией является величайшим памятником Византии, который был построен во времена императора Юстиниана в 532-537 гг. как главный собор всего христианского мира, в те времена охватывавшего территории Восточной и бывшей Западной Римских империй. Это был уже третий собор с таким именем и на этом месте. Первый был построен императором Констанцием II, сыном основателя города Костантина Великого, в 360 году. В 404 году первый собор сгорел, поэтому император Феодосий II возвёл в 415 году новый храм в виде огромной пятинефной базилики. Но и его ждала та же участь - собор сгорел в 532 году во время восстания "Ника" в Константинополе, которое с большим трудом подавил император Юстиниан, перебив с помощью верных ему солдат порядка 30 тысяч горожан. Дабы искупить вину за это кровопролитие, Юстиниан бросил всю мощь свой империи на возведение нового, невиданного доселе храма.
Фото 1-1a. Святая София: вид снаружи.
Храм получился огромным - высотой 56 м с диаметром купола 31 м. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Помимо размеров, храм поражал современников (да и продолжает поражать сейчас) богатством и роскошью своей внутренней отделки. Юстиниан не поскупился и потратил три годовых бюджета государства на украшение своего детища, призванного отразить величие его империи. Со всей страны свозились в Константинополь цветной мрамор и колонны, "позаимствованные" в античных храмах. Для строительства использовались лучшие материалы, включая золото, серебро и слоновая кость, а наиболее искусные мастера со всей империи трудились над приданием храму небывалого блеска и роскоши. Даже сейчас, после разграбления крестоносцами и многочисленных турецких "модификаций", собор поражает своим внутренним убранством.
Фото 2-2a. Святая София: вид с востока и юга.
Несмотря на неоднократные реставрации и исламские дополнения, изнутри Св. София в основном сохранила черты храма эпохи Юстиниана. То же самое трудно сказать о её наружности, и дело здесь не только в возникновении 4-х турецких минаретов по углам. За сотни лет своего существования Св. София "обросла" со всех сторон достаточно уродливыми контрфорсами - вертикальными опорами для поддержки стен и защиты здания от землетрясений. Кроме того, несмотря на точные (для своего времени) расчеты архитекторов, огромное давление купола в течение веков привёло к постепенному "разъезжанию" стен и колонн, которое было остановлено именно контрфорсами.
Фото 3. Контрфорсы у стен Св. Софии.
Почти 900 лет Св. София служила резиденцией Константинопольских патриархов, которые в течение долгого времени конкурировали с Римскими папами за право первенства в христианском мире. В 1453 году турки захватили Константинополь и превратили собор в мечеть, и с тех пор судьба Константинопольского патриарха стала печальной. Его выселили из центра в окраинный тогда район Фенер (который словно в насмешку стали называть "православным Ватиканом"). На свой пост он назначался указом султана. Лишенные средств, патриархи много путешествовали по православным странам в поисках пожертвований, особенно часто появляясь на Руси, где им больше всего перепадало. Тем не менее, и тогда и сейчас патриарх в Фенере продолжает считать себя главой мирового православия, обосновывая это исключительно традициями времён Византии.
Фото 4-4a. Святая София: вид со стороны площади Султанахмет.
Св. София просуществовала в качестве мечети почти 500 лет, когда после падения Османской империи и возникновения светского правительства Ататюрка она приобрёла в 1935 году статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это, однако, не помешало туркам снова сделать его мечетью в 2020 году, несмотря на многочисленные протесты. Теперь за вход туда не берут денег, и в храме всегда толпа людей. Но самое печальное не это, а то, что закрыт доступ к большинству сохранившихся в нем византийских мозаик. Те из них, что будут показаны далее в этом рассказе, сняты в основном в 2009 году, ещё в "музейные" времена.
Прямоугольный вестибюль, или придел с западной стороны византийского храма, называется нартексом. Иногда таких приделов бывает два, тогда внешний называется экзонартексом. Через этот придел (или приделы) люди заходят в храм, а сами они используются для различных вспомогательных богослужений и процедур. В соборе Св. Софии есть и нартекс и экзонартекс (см. рис.1). В экзонартексе, ободранном изнутри до кирпичных стен, есть мало интересного - лишь мраморный саркофаг императрицы Ирины, жены императора Иоанна II Комнина (о ней ещё пойдет речь далее), перенесённый туда из монастыря Пантократора.
Рис.1. План собора Св. Софии: 1-мозаика с императором Львом VI; 2-мозаика с императорами Константином и Юстинианом;
3-мозаика с Богородицей.
Фото 5. Саркофаг императрицы Ирины в экзонартексе.
Зато в нартексе уже есть на что обратить внимание. Подняв голову вверх, можно увидеть покрытый золотой мозаикой полоток с цветочными орнаментами. Это изначальный декор времён Юстиниана. На нем нет никаких человеческих фигур и только кресты изображены в полукруглых арках по бокам. Именно так, без икон и сюжетных мозаик/фресок был первоначально украшен весь Софийский собор. Все фигуративные мозаики Св. Софии появляются в ней позднее - в конце 9-го века, после окончания периода иконоборчества.
Фото 6. Мозаичный потолок нартекса времён Юстиниана.
Фото 7-7a. Детали мозаики на потолке нартекса.
Интересна и мраморная отделка стен нартекса, которая встречается и в основном помещении храма. На мраморных панелях виден абсолютно симметричный относительно вертикальной оси рисунок. Такой эффект достигался продольным распиливанием тонкой мраморной панели и раскладыванием двух её половинок как книжки с последующим закреплением на стене. Всего же для украшения храма было использовано 12 видов мрамора.
Фото 8. Мраморная отделка стен нартекса.
Фото 9. Вытоптанные за полтора тысячелетия мраморные ступени у дверей нартекса.
Центральные двери, ведущие из нартекса внутрь храма, назывались Царскими и входить через них имел право только император (теперь же входят все). По легенде, изначально огромные деревянные двери (8х4 м) были сделаны из древесины Ноева ковчега и окованы серебром. Но те двери были украдены крестоносцами в 1204 году, а современные датируются серединой 19-го века.
Фото 10. Царские двери нартекса.
Над Царскими дверями нартекса расположена одна из немногих видимых мозаик храма с изображением людей (№2 на рис.1). На ней показан византийский император, распростёршийся перед Христом. Считается, что это император Лев VI Мудрый (870-913), пытающийся вымолить у Господа прощение за свои грехи. А главный его грех состоял в том, что стремясь во что бы то ни стало получить наследника, он возжелал жениться четвёртый раз (что было запрещено церковью). При этом жениться он хотел на своей любовнице и узаконить уже рождённого от неё сына. Был грандиозный скандал (вошедший в историю как дело о "четверобрачии"), сопровождавшийся разрывом с патриархом, но в конце концов Лев VI своего добился: его сын стал византийским императором Константином VII Багрянородным.
Фото 11. Император Лев VI, распростёршийся перед троном Христа. Мозаика над Царскими дверями нартекса.
Пожалуй, самая знаменитая из софийских мозаик (№3 на рис.1) находится над южным входом в нартекс (там, где раньше византийцы заходили в храм, а теперь люди из него выходят) и изображает императоров Константина и Юстиниана, склонившихся перед Богородицей с младенцем. Константин подносит ей крохотную крепость, символизирующую город Константинополь, а Юстиниан - стилизованную модель храма Св. Софии. Напротив мозаики, датируемой 10-м веком, сейчас повешено зеркало, чтобы посетители собора не пропустили её при выходе из храма спиной к ней.
Фото 12-12a. Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей. Мозаика над южным входом в нартекс.
Для строительства нового храма Юстиниан пригласил лучших людей того времени: выдающегося математика Анфимия Тралльского и великого геометра поздней античности Исидора Милетского. Взяв за основу традиционный дизайн трёхнефной базилики, эти архитекторы произвели революцию в сооружении верхней части собора, добавив к высокому круглому куполу две полусферы с востока и запада (см рис.2). Это позволило придать храму невероятную объемность, когда верхушка купола видна практически из любой точки центрального нефа. Для сравнения, в средневековых соборах, даже более высоких чем Св. София, разглядеть купол можно только находясь непосредственно под ним, что во многом обесценивает его высоту. Благодаря гениальному сочетанию купола и полусфер все огромное пространство Св. Софии залито светом, даже после того, как контрфорсы заслонили многие окна.
Рис.2. Пространственная модель собора.
Фото 13. Главный неф храма: вид с галереи 2-го этажа (интернет). На этом снимке видны восемь круглых медальонов, на которых
арабской вязью написаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых четырёх халифов и двух внуков пророка.
Фото 14. Главный неф храма: вид снизу. Главный купол почти целиком виден от входа.
Фото 15. Главный неф в бытность храма музеем: народу мало, мраморный пол не закрыт ковром, мозаики не завешены (интернет).
Главный неф отделён от двух боковых нефов элегантными двухуровневыми колоннадами. Вообще храм впечатляет количеством, разнообразием и красотой своих колонн, которых всего 128.
Фото 16. Двухуровневая мраморная колоннада, отделяющая главный неф от боковых.
Фото 17. Колоннада на галерее.
Фото 18-18a. Колонны и декор вокруг них.
Про эти колонны сложены многочисленные легенды относительно их происхождения. Например, что восемь колонн из зелёного фессалийского мрамора, отделяющие центральный неф от боковых, взяты Юстинианом из развалин храма Артемиды в Эфесе, сожжённого Геростратом. На самом деле, большая часть колонн была изготовлена специально для храма Св. Софии. Лишь 8 тёмно-красных порфировых колонн, стоящих по углам главного нефа, позаимствованы из других сооружений и использованы повторно, поскольку вытёсывать колонны из порфира перестали ещё в 5-м веке. Эти колонны немного различаются между собой по высоте и диаметру.
Фото 19ab. Парные порфировые колонны в углах главного нефа.
Фото 20. Полный спектр декоративных элементов: золотистая мозаика на потолке, порфировые колонны, ажурные резные капители,
мраморные панели на стенах.
Изумительно красивы капители на колоннах - они похожи на каменные кружева с тонко вырезанным растительным орнаментом. Считается, что когда-то они были позолочены.
Фото 21. Капители - эпизод 1.
На многих капителях можно разглядеть сложно переплетённые вензеля с монограммами Юстиниан Базилевс и Теодора Августа. Самим что-либо прочитать в этих монограммах практически невозможно, приходится доверять учёным, их расшифровавшим. Теодора была любимая и единственная жена Юстиниана, которая, несмотря на своё низкое происхождение, оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византии и была фактически соправительницей мужа. Оба они почитаются христианской церковью в лике благоверных.
Фото 22. Капители - эпизод 2.
Вокруг купола храма, в четырёх треугольных парусах (где позже стали изображать евангелистов), мы видим четыре крылатые фигуры. Это херувимы (или серафимы) - высшие ангельские чины, наиболее приближенные к Богу. Двое из них (с восточной стороны) сохранились в исходной мозаичной форме и у одного даже открыто лицо, два других - нарисованные копии. Турки ни разу их не замазывали, считая их некими полезными талисманами.
Фото 23. Купол с 4 херувимами в треугольных парусах вокруг него.
Фото 24. Единственный херувим с открытым лицом.
Мраморный пол храма сейчас закрыт ковром, как это принято в мечетях, но один интересный участок в его юго-восточной части турки всё-таки оставили открытым. Это большой круг из гранита, окруженный кругами поменьше из красного порфира и зелёного мрамора. Эта композиция называется "омфал" (или "пуп земли" в переводе с греческого). Время её создания и назначение остаются до сих пор неясными. По свидетельству новгородского епископа Антония, побывавшего в Св. Софии в 1200 году, на этом месте короновались византийские императоры. Сейчас это объяснение отклонено в связи с очевидно более поздним временем появлением омфала. Разные гипотезы выдвигались в последнее время (модель солнечной системы, астрологическое пророчество и т.п.), но это всё не более, чем догадки.
Фото 25. Омфал.
Не только грекам обязана Св. София своими украшениями, турки тоже "внесли свой вклад". В частности, по приказу султана Мурада III, правившего в конце 16-го века, из Пергама (знаменитого античного города в Малой Азии) привезли две огромные мраморные вазы, поставленные недалеко от входа в храм.
Фото 26. Мраморная ваза из Пергама.
Из множества находившихся когда-то в храме христианских реликвий сохранилась колонна Св. Григория, или "плачущая" колонна, находящаяся слева от входа неподалёку от одной из мраморных ваз. В силу каких-то причин на колонне постоянно образовывалась влага, и ещё в древности её обшили медными листами для укрепления. Колонна считалась (и до сих пор считается) целительной, и люди приходили потереться об неё больными частями тела. За столетия паломничества в медном футляре колонны протёрли дырку, и уже современные туристы стояли в длинных очередях, дабы просунуть в дырку пальцы и коснуться влажной поверхности камня. Сейчас (апрель 2022) турецкие власти положили конец этим глупостям, закрыв доступ к колонне.
Фото 27ab. «Исцеляющая» колонна.
Фото 27c. Очередь к «исцеляющей» колонне (интернет).
В верхней части алтаря в полукруглом своде находится на золотом фоне мозаика сидящей Богородицы с младенцем на коленях.
Фото 28-28a. Богородица с Младенцем в алтаре. Снимки 2009 г. (храм - музей).
Этой мозаике повезло меньше, чем тем, что в нартексе: после недавнего превращения храма в мечеть турки закрыли её полотняными экранами. Видимо, нартекс не считается частью мечети (там, например, можно ходить в обуви), и в нем не действуют исламские ограничения на изображения людей. В основном же пространстве храма-мечети человеческие изображения недопустимы и поэтому открытая фигуративная мозаика - под запретом. Хорошо хоть просто завесили, а не заштукатурили.
Фото 29-29a. Верхняя часть алтаря с завешенными мозаиками. Cнимки 2022 г. (храм - уже мечеть).
Считается, что работа над мозаикой была завершена в 867 году. Изображение Богоматери, а также находящаяся справа от неё мозаика с архангелом Гавриилом (симметричный архангел Михаил напротив практически утрачен) являются самыми ранними из сохранившихся в храме мозаик с изображением фигур, человеческих или божественных.
Фото 30. Архангел Гавриил (снимок 2009 г.).
Фото 31ab. Богородица и Архангел крупным планом (2009 г.).
Самые поздние и технически наиболее совершенные мозаики находятся на верхней галерее храма, куда доступ сейчас закрыт, причем непонятно, временно (типа на период ремонта) или постоянно. Это прежде всего огромный Деисус - изображение Христа Вседержителя и склонившихся к нему в молитве Богоматери и Иоанна Крестителя. Очень тонко и выразительно выглядят все три лика: скорбно - у Иоанна, смущённо - у Марии и задумчиво и отрешённо - у Иисуса. Мозаика относится к началу 14-го века, когда в период палеологовского ренессанса были созданы самые лучшие и проникновенные мозаики Константинополя, включая те, что находятся в церкви Хора.
Фото 32. На верхней галерее Св. Софии (снимок 2009 г.).
Фото 33. Деисус в южной галерее храма (снимок 2009 г).
Фото 34. Христос крупным планом.
Фото 35ab. Богородица и Иоанн Креститель крупным планом.
Недалеко от Деисуса находятся две мозаики, где в обществе Христа и Богородицы изображены две императорские четы. Более интересна и искусно выполнена та из них, на которой вокруг Христа представлены император середины 11-го века Константин Мономах и его жена Зоя. В руках императора кошель с золотом - царский дар Св. Софии, а его жена держит свиток со словами «Константин, во Христе Боге верный император ромеев». Это, скорее всего, императорский указ, по которому храму передавались какие-то привилегии. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что головы императора и его жены - новые, не "родные" по отношению к исходному изображению. Дело в том, что Зоя была замужем три раза, и все три раза за императорами. Поэтому в мозаике достаточно было переделать голову императора и его имя, нежели делать её заново. Почему же изменено лицо Зои? Она была на 22 года старше своего последнего мужа и, вероятно, решила слегка «омолодиться» на мозаике, чтобы составить симпатичную пару для будущих зрителей.
Фото 36. Мозаика с императорскими изображениями (снимок 2009 г). Император Константин IX Мономах и его жена Зоя.
На второй мозаике изображён император Иоанн II Комнин (1087-1143) со своей женой Ириной, в девичестве венгерской принцессой Пирошкой. Эта императорская чета оставила после себя хорошую память. Иоанн, названный «Прекрасным», успешно восстановил положение империи после сокрушительного поражения туркам в битве при Манцикерте в 1071 году. Его жена прославилась своей благотворительностью и опекой паломников, направлявшихся в Святую землю. Вместе с мужем-императором она основала в Константинополе храм и монастырь Спаса Пантократора (Вседержителя), где и была похоронена. Именно её саркофаг в экзонартексе Св. Софии мы видели в начале рассказа.
Фото 37. Мозаика с императорскими изображениями (снимок 2009 г). Император Иоанн II Комнин и его жена Ирина.
Фото 38ab. Христос и Богородица с императорских мозаик.
Напоследок - несколько снимков, показывающих, как сейчас выглядит мечеть Айя-София.
Фото 39-42. В мечети Айя-София в апреле 2022 г.