Этот музей имеет исключительно выгодное месторасположение - прямо напротив Голубой мечети, на другой стороне бывшего Ипподрома - и располагает невероятной коллекцией. Тем не менее, зачастую туристы проходят мимо него. Мы и сами оказались в нем только в день накануне отъезда из Стамбула, хотя с него можно было бы и начать, чтобы сразу, в оптовых масштабах окунуться во все многообразие и великолепие исламского искусства, с которым «поштучно» сталкиваешься в Стамбуле на каждом шагу. А в Музее все систематизировано и представлено в лучшем виде.
Фото 1. Музей турецкого и исламского искусства.
Собрание экспонатов музея насчитывает более 40 000 единиц. Это уникальные коллекции ковров, художественных изделий из дерева, керамики, стекла, камня и металла, каллиграфии и книжной миниатюры. Есть интересный этнографический раздел.
Фото 2. Шкафчик для Корана. Конец 15-го- начало 16-го веков.
Фото 3. Металлические сосуды, покрытые золотом и серебром, инкрустированные драгоценными камнями. 17-18 век.
Отдельно стоит сказать о здании, в котором разместился музей – дворце Ибрагима-паши. Оно само по себе весьма примечательно, будучи единственным сохранившимся в Стамбуле, помимо Топкапы, дворцом конца 15-го-начала 16-го веков. В 1523 году, после соответствующего ремонта, этот особняк был подарен султаном Сулейманом Великолепным Ибрагиму - своему прежнему рабу, близкому другу на протяжении жизни, фавориту и будущему зятю, назначенному падишахом в обход всех правил Великим визирем (типа премьер-министром).
Точно не известно, для кого и когда был построен этот дворец изначально. Предположительно, это произошло во время правления султана Байязида II, в конце 15-го - начале 16-го века. Сохранились документы, говорящие о ремонтных работах во дворце в 1520 году по приказу Сулеймана Великолепного, а затем – о его названии дворцом Ибрагима-паши.
Фото 4. Здание музея.
После насильственной смерти Ибрагима-паши в 1536 году этот дворец перешел в собственность государства и в дальнейшем использовался в различных целях (в качестве резиденции других визирей, регистрационной палаты, казармы, тюрьмы, швейной мастерской и др.), но имя Ибрагима-паши так и закрепилось за этим особняком.
Дворец представлял собой колоссальное сооружение сложной конфигурации, отдельные части которого окружали 4 внутренних двора. Постройки 19-го и 20-го века на дворцовой территории сильно изменили ее внешний вид. Но левое крыло комплекса в целом сохранилось без серьезных изменений, и сейчас в нем и расположен Музей турецкого и исламского искусства. Правую часть дворцового комплекса в настоящее время занимают кадастровая и регистрационная палаты.
Фото 5. Один из внутренних двориков музея.
Фото 6. С террасы музея открывается отличный вид на Голубую мечеть и "макушку" египетского обелиска.
Дворец был построен на месте гостевых трибун бывшего константинополького ипподрома. Здание возвели из камня (что, видимо, и предопределило его долговечность) в староосманском стиле, в то время как многие сооружения того периода строились из дерева.
Фото 7-8. В первом же зале музея посетители могут увидеть фрагменты античного ипподрома Константинополя, на месте трибун
которого и возвели дворец Ибрагима-паши.
Музей турецкого и исламского искусства перебрался во дворец Ибрагима-паши только в 1983 году, хотя был основан в 1914 году (с иным первоначальным названием и местонахождением). В 1984 году он удостоился специальной премии от Совета Европы как лучший музей года, а в 1985 году получил награду и от ЮНЕСКО.
Фото 9. Один из залов музея.
Коллекции музея турецкого и исламского искусства представляют искусство Османской империи (конец 13-го - начало 20-го веков) и удачно дополняют, не дублируя, экспозиции Археологических музеев Стамбула, где этот период в истории Турции также представлен, но в ином ракурсе. Музей турецкого и исламского искусства входит в перечень объектов, покрываемых музейной картой Стамбула.
Фото 10. Рукописный Коран. 1494 год.
Фото 10a. Изразец из Изника, 15-16 вв.
Фото 11ab. Стеклянные подвесные лампы для мечетей. Вторая половина 14-го века.
Не погружаясь в глубины особенностей исламского искусства, обязательно нужно отметить следующее. Само прилагательное «исламское» применительно к этому искусству специалисты считают неточным: хотя некоторые артефакты (например, рукописи Корана, детали оформления мечетей и т.п.) непосредственно связаны с религией и практикой ислама, все же большинство произведений, относимых к «исламскому искусству», называют так только потому, что они были созданы в странах, где ислам - доминирующая религия.
Фото 12. Шелковый ковер с общим видом Стамбула. 19-й век.
Фото 13. Бытовые сосуды из металла. Конец 18-го века.
Фото 14. Деревянные колонны. 13-й век, Дамаск.
В то же время, невозможно отрицать, что исламское вероучение, отношение ислама к возможности изображать живые существа оказало самое непосредственное влияние на изобразительное искусство в мусульманских странах. Если нет изображений бога, святых, человека, то нет ни иконописи, ни храмовой скульптуры, ни жанровой, ни портретной живописи... «Взамен» в мусульманских странах блестящее развитие получили искусство орнамента и каллиграфии, ставшие одними из самых узнаваемых черт исламского искусства. Приглядитесь к фотографиям экспонатов этого музея, и вы увидите многочисленные подтверждения данному утверждению.
Фото 15. Деревянный сельджукский саркофаг, 1251 г. Cовершенно великолепный образчик деревянной резьбы с каллиграфией и орнаментами!
Фото 16. Металлический сосуд. Последняя четверть 15-го века.
Фото 17. Металлический сосуд. Начало 16-го века.
Фото 18ab. Уникальные по красоте и изяществу изделия из ценных пород дерева, богато инкрустированные жемчугом, слоновой костью,
а также панцирями черепах: слева - шкафчик конца 16-го века, справа - подставки под Коран, 17-й век.
Хотя Коран напрямую не запрещает изображать людей и животных, в некоторых хадисах (преданиях о словах и поступках пророка Мухаммада) говорится о том, что Мухаммад порицал таких художников. Правда, толкователи писания всегда поясняли, что запрет касается не изображений как таковых, а использования их в качестве объектов поклонения. То есть запрет применялся во всех сферах, которые имеют непосредственное отношение к отправлению культа. Поэтому Коран никогда не иллюстрируется, а в мечетях отсутствуют изображения участников коранических событий. Там их заменили каллиграфически написанные, обрамленные, помещенные в медальоны и т.д. имена Аллаха и пророков, цитаты из писания – это и есть своеобразные исламские "заменители икон". Когда их видишь в бывших христианских храмах, это сильно задевает, а в оригинальных мечетях каллиграфия для русского глаза выглядит очень декоративно и воспринимается как изумительная часть их оформления.
Фото 19-21. Рукописные Кораны, 16-18 вв. - сочетание божественной мудрости (для мусульман) с эстетической красотой (для всех).
Каллиграфию иногда называют самым исламским из всех видов искусства. О каллиграфии говорили также, что это «радость для очей», «язык руки
и изящество мысли».
Фото 21a. Еще один образец каллиграфического искусства - дарственная с тугрой султана Ахмеда I, 1612 год. Тугра — персональный знак правителя
(султана, халифа, хана) в виде орнаментально украшенной арабской вязи, содержащей его имя и титул. Наибольшее распространение получил в Османской
империи, где ставился на всех государственных документах, иногда также на монетах и воротах мечетей.
Фото 22-23. Фрагмент пояса Каабы, 19-й век. Кааба - святыня ислама, кубическое сооружение в Мекке, вокруг которого паломники совершают
ритуальный обход. Каабу традиционно занавешивают специальным покрывалом (кисвой), самая красивая часть которого - это так называемый
пояс Каабы, все рисунки и каллиграфия на котором вышиты вручную серебряными и золотыми нитями. Длина пояса Каабы - 47 м, ширина - 95 см.
Пояс Каабы - это настоящее произведение искусства.
Одной из самых узнаваемых черт исламского искусства стало обильное применение орнамента в качестве основного декора, получившего в Европе название «арабеска» (от фр. «арабский»). Арабеска могла быть чисто геометрической или же её основу могли составлять растительные мотивы. Нередко эти два вида орнамента совмещались и дополнялись каллиграфическими надписями, также являвшимися элементом декора.
Фото 24ab. Слева - деревянная дверь, конец 15-го века. Справа - деревянные ставни, 14-й век, Конья.
Фото 25ab. Уникальный экспонат - дверь Большой мечети 12-13 века из Джизре. Деревянная основа покрыта листами из бронзы и украшена
латунными узорами и табличками. Ручки двери украшены головой льва и изображениями драконов (на фото справа), а в верхней части двери
- рельефная каллиграфическая надпись. В 1969 году одна из дверных ручек была украдена и сейчас находится в Копенгагене, в частной коллекции
Давида. Все попытки турок вернуть ее назад пока успехом не увенчались.
Фото 26. Кибланума, 1738 год - это портативный астрономический инструмент, название которого буквально означает «указывающий направление
на Каабу». Компас мусульманина, указывающий в какую сторону возносить молитвы.
Фото 27ab. В верхней части внутренней крышки кибланумы на серо-голубом фоне изображены минареты мечети аль-Харам в Мекке с Каабой во
внутреннем дворе. Регионы, где можно использовать инструмент, показаны на карте внизу, а список городов приведен с их арабскими названиями.
В этом музее даже есть зал священных исламских реликвий, подобных тем, что и во дворце Топкапы. Только в Топкапы туристы ломятся, чтобы на них посмотреть, без возможности что-то сфотографировать на память, а в Музее турецкого и исламского искусства проблемы толкания локтями и злобных взглядов смотрителей на людей с камерами/фотоаппаратами нет совсем.
Фото 28ab. Фрагменты бороды пророка Мухаммеда.
Фото 29. Отпечаток ступни пророка Мухаммеда.
Особой гордостью Музея является коллекция ковров, насчитывающая порядка 1700 единиц хранения. Здесь собраны редчайшие образцы (некоторым из них по 5 сотен лет) из разных центров ковроткачества: иранские, турецкие, кавказские.
Фото 30-32. Ковровая коллекция музея. Каждый ковровый орнамент неповторим. Стоит помнить, что все это делалось вручную,
до изобретения ткацких фабрик и станков с ЧПУ!
Фото 33. Приспособления для ручного ковроткачества.
Негласному запрету на изображения людей и животных в искусстве в разных мусульманских странах следовали с разной степенью строгости, и в светском искусстве его часто все-таки не применяли.
Фото 34. Фигурки животных, 12-13 век - очень необычны для исламской культуры.
Фото 35. Рукописная книга, выполненная для султана Мурада III, 1583 г. По всему мусульманскому миру широко распространилась
традиция персидской миниатюры, часто изображающая человеческие фигуры.
Фото 36. Театр кукол Карагез, получивший свое название от имени главного героя представлений. Возник в 16-м веке и широко
распространился по всей Османской империи. Фигуры, которые участвовали в представлении, были изготовлены из кожи буйвола
или верблюда. Кусочки кожи сшивали таким образом, чтобы они походили на человеческие фигуры, а затем раскрашивали особыми красками.
Оканчивается экспозиция разделом этнографии. Здесь в нескольких залах представлены экспонаты по быту турок в различные периоды истории: костюмы, части интерьеров и т.д.
Фото 37-41. Фото из раздела этнографии.