Содержание:
Улица Петровка – одна из самых древних в Москве, и возникла она как дорога вдоль реки Неглинной, притока Москвы-реки. Сейчас Неглинная упрятана в трубу, но в средние века она «омывала» стены Кремля в том месте, где сейчас Александровский сад, обеспечивая Кремлю «естественный» ров с одной из трёх его сторон (вторым естественным рвом была Москва-река, а с третьей стороны, где сейчас Красная площадь, был прорыт ров искусственный).
Фото 1. Доходный дом Высоко-Петровского монастыря, постройка 1901 г. в стиле модерн. Расположен на перекрёстке Петровки
с Петровским бульваром. Впереди видна колокольня Высоко-Петровского монастыря.
Куда вела первоначально Петровка? Она соединяла Кремль с Высоко-Петровским монастырём, основанным в начале 14-го века митрополитом Киевским и всея Руси Петром, первым русским иерархом, устроившим свою кафедру в Москве. Неслучайно первоначальное название дороги было – Митрополичья, Петровкой она стала только в начале 17-го века. Поэтому наш рассказ лучше всего начать с одного из старейших московских монастырей, Высоко-Петровского. После этого можно будет осмотреть и его окрестности, где есть ещё несколько интересных исторических объектов. Начать прогулку можно от метро Тверская-Пушкинская-Чеховская, выйдя на Страстной бульвар и спустившись по нему до поворота направо на Петровку.
Фото 2. Улица Петровка вдоль Высоко-Петровского монастыря.
Начнём, впрочем, с одного объяснения.
Про Высоко-Петровский монастырь уже написано довольно много, поэтому неизбежно возникает вопрос: а нужно ли писать ещё?
Мы не сразу на это отважились, но подумав, всё-таки решили написать (и пригласить вас там прогуляться) по следующим двум причинам:
Во-первых, реставрация монастыря сделала его гораздо более «фотогеничным», чем несколько лет назад. Там сейчас действительно очень красиво и хочется
эту красоту показать. Мы были в монастыре 2 раза, в 2019 и 2021 гг., и даже за два года были заметны значительные улучшения в его внешнем виде.
БОльшая часть фотографий в этом рассказе сделана в 2021 году, но некоторые особо удачные снимки 2019 года тоже включены.
Во-вторых, хотелось бы дать чуть больше исторических деталей, позволяющих лучше понять этот замечательный монастырь при его посещении.
Его судьба настолько тесно переплетена с ключевыми событиями русской истории, что было бы обидно упускать их из виду во время его осмотра.
Фото 3. Улица Петровка вдоль Высоко-Петровского монастыря.
В начале 14-го века северо-восточная Русь уже более 60 лет пребывала под властью Золотой Орды, фактически в статусе её колонии. Русская земля была раздроблена, а её князья бесконечно враждовали и воевали между собой. Главным призом в этой борьбе был титул Великого князя Владимирского, дававший право собирать со всей Руси дань в пользу татар, что обеспечивало важные политические преимущества и финансовые выгоды. Единственное, что объединяло в то время говоривших на русском языке людей, были православная вера и её главный иерарх, Митрополит Киевский и всея Руси, назначавшийся Константинопольским патриархом.
Фото 4. Бывшие монастырские кельи на Петровке (№7 на плане ниже), постройка 1890 г. Сейчас - административное здание.
Несмотря на свой титул, митрополиты с 1299 года уже не находились в Киеве, который в результате монгольского разорения пришёл в упадок и запустение. Митрополичья кафедра была перенесена во Владимир, но и там митрополиты чувствовали себя неуютно, находясь в эпицентре княжеской борьбы за власть. Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, утверждённый в этой должности в 1308 году, в полной мере вкусил вся тяготы существовавшей тогда анархии, будучи вынужденным часто менять места своего пребывания просто в целях безопасности.
Фото 5ab. Колокольня с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы (№6 на плане выше), 1690-1696 гг. Заходим здесь в монастырь
через его северные ворота.
Вот тогда-то Московский князь Иван Калита решил взять митрополита под свою защиту, предложив ему пожить в собственной вотчине подальше от беспокойного Владимира. Будучи весьма неглупым правителем, князь прекрасно понимал все преимущества от пребывания митрополита в своём уделе в его борьбе за «место под солнцем» с другими князьями.
Фото 6. Колокольня и купола Боголюбской церкви.
Митрополит охотно согласился – в Москве ему было безопасней и ближе до западных и южных русских окраин, по-прежнему находившихся под его юрисдикцией. Митрополит Пётр стал духовником князя Ивана Даниловича и его семьи, и в конце концов их дружба закончилась тем, что в 1325 году митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву. С тех пор глава русской православной церкви находится в Москве, что помогло ей стать центром формирования нового русского государства и позже - его столицей.
Фото 7. Вид на Нарышкинские палаты монастыря со стороны Крапивенского переулка.
«Новая прописка» митрополита потребовала и соответствующего оформления: в московском Кремле в 1326 году закладывается первый каменный Успенский собор, а сам митрополит основывает на высоком берегу Неглинки монастырь, впоследствии названный Высоко-Петровским. А изначально он назывался Петропавловским – по свой главной церкви, посвящённой апостолам Петру и Павлу. Насчёт даты основания нет полной ясности: это либо 1315 год, когда митрополит Пётр первый раз оказался в Москве, либо 1325 год, когда он перенёс туда свою кафедру.
План-схема Высоко-Петровского монастыря. В тексте номера сооружений из этого плана использованы для
идентификации его памятников.
Митрополит Пётр скончался в декабре 1326 года и по его завещанию был позже погребён в Успенском соборе Кремля. В 1399 году он был канонизирован в лике святых. Иван Калита, в свою очередь, тоже решил увековечить имя Петра и переосвятил монастырскую церковь Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. С тех пор монастырь стали именовать Петровским. Дорога к нему из Кремля, первоначально названная Митрополичьей, в 17-м веке была переименована в Петровку.
Фото 8. Вид на парадный двор монастыря с крыльца Сергиевской церкви.
От времён Ивана Калиты перенесемся на 200 лет вперёд. Москва – уже столица молодого русского государства, которым правит Великий князь Василий III, чей сын, Иван Васильевич Грозный, будет провозглашён первым русским царём. Отцом князя Василия, Иваном III, в Москве с помощью итальянцев уже выстроены новые кирпичные стены и башни Кремля и новый Успенский собор в нём, ставший главным храмом Руси и остающийся в этом качестве по сей день.
Фото 9-9a. Собор святителя Петра, 1514-1517 гг. Архитектор - Алевиз Новый.
Василий III продолжает строительную программу отца, приглашая в Москву итальянского архитектора Алоизо Ламберти да Монтанья, больше известного как Алевиз Новый. Он войдет в историю Москвы как зодчий Архангельского собора в Кремле и еще нескольких выдающихся храмов в разных частях города. Среди них был и новый каменный собор во имя святителя Петра митрополита (№1 на плане) в Высоко-Петровском монастыре, возведённый в 1514-1517 гг. Именно он становится центром монастыря, вокруг которого складывается его остальной ансамбль.
Фото 10. Собор святителя Петра и Боголюбская церковь.
Собор, построенный итальянцем Алевизом в ренессансном стиле, очень необычен: его нижний ярус имеет форму расположенных по кругу восьми лепестков, на который поставлен световой восьмерик с шлемовидным куполом. Считается, что этот собор положил начало столпообразным храмам в русском церковном зодчестве, таким, например, как Знаменская церковь в подмосковном селе Дубровицы (фото ниже). Петровский собор невелик, что соответствует невысокой деревянной застройке первоначального монастыря. В ходе истории храм неоднократно перестраивали, но последние реставрации вернули ему (предположительно) изначальный облик.
Фото 10a. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы недалеко от Подольска, 1690-1704 гг.
Сделаем ещё один шаг в истории, на этот раз на 150 лет. В середине 17-го века стольник царя Алексея Михайловича Романова, Кирилл Полуэктович Нарышкин, владел усадьбой, непосредственно примыкавшей к Высоко-Петровскому монастырю, и обитель была любимым молитвенным местом всей его семьи. Когда Алексей Михайлович овдовел в 1669 году, он через два года выбрал себе в жёны 19-летнюю дочь Кирилла Нарышкина, Наталью.
Фото 11ab. Собор святителя Петра, главный вход.
В 1671 году, на рождение своего внука Петра, Кирилл Нарышкин подарил Алексею Михайловичу примыкавшую к Высоко-Петровской обители родовую усадьбу. Царь, в свою очередь, передал её в дар монастырю, территория которого в результате удвоилась. Есть предположение, что Наталья Кирилловна, часто в монастыре бывавшая, и сына своего назвала в честь почитаемого митрополита Петра.
Фото 12ab. Собор святителя Петра.
Семейное счастье царицы Натальи продолжалось недолго: в 1676 году Алексей Михайлович скончался от сердечного приступа в возрасте 49 лет. Через 6 лет после этого в истории монастыря происходит новый поворот, связанный с драматическими событиями в истории русского государства. В мае 1682 года вспыхнул кровавый Стрелецкий бунт («Хованщина»), спровоцированный борьбой за власть боярских кланов Милославских и Нарышкиных, откуда происходили первая и вторая жены царя Алексея Михайловича соответственно, а также два наследника престола – Иван IV и Пётр I.
Фото 13ab. Внутреннее убранство собора святителя Петра. Роспись - современная.
Не вдаваясь в подробности этого бунта, отметим лишь непосредственно относящиеся к Высоко-Петровскому монастырю детали. В первый день бунта, 15 мая, произошло массовое убийство Нарышкиных и их сторонников, включая двух родных братьев вдовствующей царицы Натальи Нарышкиной - Афанасия и Ивана. Её отца, Кирилла Нарышкина, бунтовщики пощадили, но постригли в монахи и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался.
Фото 14ab. Собор святителя Петра - интерьер.
Таким образом, в один день 10-летний Пётр лишился двух дядьёв и дедушки, причём все эти злодеяния происходили у него на глазах. Неудивительно поэтому, что, став царём, он так любил рубить головы стрельцам. Царице выдали тела убитых братьев, и она похоронила их в Высоко-Петровском монастыре в деревянной церкви 16-го века Покрова Пресвятой Богородицы. С этого момента судьба монастыря неразрывно связана с родом Нарышкиных и царём Петром I.
Фото 15. Собор святителя Петра и Сергиевская церковь.
В 1684 – 1690 гг. над могилами братьев Нарышкиных по указу Петра возводится каменный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери (№3 на плане). Петр тогда уже формально царствовал, но ещё не правил, а заправляла всем в стране его сводная сестра, царевна Софья. Боголюбский собор был построен в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» и позже стал местом упокоения 18 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагался монастырский некрополь, который не сохранился.
Фото 16. Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, 1684-1690 гг.
Любопытно, что, когда по распоряжению Петра стали отстраивать в барочном стиле Высоко-Петровский монастырь, царевна Софья в то же самое время вплотную занималась строительством в точно таком же стиле Новодевичьего монастыря. У каждой из царственных особ были свои развлечения 😊.
Фото 16a-16b. Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, 1684-1690 гг.
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери служила усыпальницей рода Нарышкиных в течение почти 100 лет.
Гробницы Нарышкиных располагались в трапезной и стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском
соборе. Первый раз этот некрополь разорили французские солдаты в 1812 году в поисках драгоценностей, а добили его уже в советские
времена, когда все каменные надгробия выбросили из храма.
Небольшой каменный склеп справа от церкви (фото выше) поставлен над могилой Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623-1691 гг.),
деда Петра I, в конце 18-го века.
Фото 17ab. Боголюбская церковь на закате.
Фото 18ab. Колокольня и храмы монастыря. В колокольне два яруса - в честь двух убиенных братьев Нарышкиных.
Ещё две церкви монастыря имеют отношение к «стрельцовой» тематике и ранним годам царствования Петра I. Церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой (№2) была построена в Высоко-Петровском монастыре в 1690-1697 гг. по образцу аналогичной церкви в Троице-Сергиевой лавре. Именно в лавру сбежал царь Пётр из Преображенского 8 августа 1689 года, когда узнал о намерениях царевны Софьи с помощью стрельцов схватить его и заключить под стражу (Стрелецкий бунт, второй сезон😊).
Фото 19. Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой, 1690-1697 гг. При входе в храм было построено красивое царское крыльцо,
а над ним виден балкон, куда царь мог выйти и поприветствовать свой народ во время торжественных богослужений и крёстных ходов.
Фото 20-20a. Сергиевская церковь.
В лавре Пётр отсиделся в безопасности, собрал верные войска и отправил царевну Софью на свалку истории, то есть заключил её в любимый ею Новодевичий монастырь (она, правда, попыталась устроить и третий сезон Стрелецкого бунта, но об этом лучше почитать в нашем рассказе про Новодевичий). Построив храм в честь Святого Сергия, царь Пётр как бы высказал ему благодарность за своё чудесное спасение.
Фото 21. Гульбище вокруг трапезной палаты.
Любопытно, но в Троицком монастыре Пётр спасался уже второй раз. В 1682 году, во время первого Стрелецкого бунта, его (ещё десятилетнего) привезла туда вместе со всей царской семьёй царевна Софья, и там они все отсиживались, пока стрельцы не перестали бунтовать и не покаялись.
Фото 22ab. Сергиевская церковь.
Сергиевская церковь с трапезной расположена посередине монастыря и делит его территорию на две части - парадную северную и хозяйственную южную. В подклете находится столовая (нынешняя трапезная), где, говорят, очень вкусно кормят. Мы сами не заходили, поэтому проверить это утверждение не смогли.
Фото 23. Внутри исторической трапезной Сергиевской церкви.
Фото 24. Иконостас Сергиевской церкви.
Фото 25ab. Колокольня - вид изнутри монастыря. В колокольне расположена надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (№6 на плане),
знаменитая тем, что её престол, иконы и лампады сделаны из керамических плиток. Попасть туда можно только с экскурсией.
Наконец, храм Толгской иконы Божьей Матери (№4 на плане) построен в обители одним из последних - в 1744-1750 гг. - на средства Нарышкиных. Именно на 8 августа 1698 г. (по старому стилю), когда царь Петр укрылся в Троице-Сергиевой лавре от стрельцов, приходится престольный праздник Толгской иконы Богоматери, особо почитаемой в Ярославле.
Фото 26-26a. Храм Толгской иконы Божией Матери, 1744-1750 гг.
Толгская церковь - очень небольшая и почти примыкает к колокольне с главным входом в монастырь. Удивительной её особенностью являются керамические иконостас, иконы и многие другие детали внутреннего декора (см. фото ниже).
Фото 27. Интерьер Толгской церкви с керамическим иконостасом (интернет).
Под широкой каменной аркой рядом с крыльцом Сергиевской церкви переходим в южный двор монастыря. Это - бывшая усадьба Нарышкиных, которую глава их рода, Кирилл Нарышкин, подарил царю Алексею Михайловичу в связи с рождением внука, будущего Петра I. Впоследствии эта территория досталась монастырю и вдвое увеличила его площадь.
Фото 28. Вид на южный (хозяйственный) двор монастыря и Петропавловскую (Пахомиевскую) церковь.
Петропавловская церковь (№5) над южными воротами монастыря имела нелёгкую судьбу. Изящный каменный храм в барочном стиле был построен в 1753-1755 гг. на пожертвания настоятеля монастыря архимандрита Пахомия в память его небесного покровителя - Пахомия Великого. Строил его Дмитрий Ухтомский, бывший главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Во время французской оккупации 1812 года церковь так сильно пострадала, что её восстановили и освятили вновь во имя апостолов Петра и Павла лишь через сто лет. Сейчас снаружи она выглядит очень достойно, но внутренние работы продолжаются.
Фото 29-29a. Храм апостолов Петра и Павла, 1753-1755 гг. Архитектор - Дмитрий Ухтомский.
В южном дворе основной постройкой являются братские кельи с палатами Нарышкиных (№8). По повелению Петра I, на главный одноэтажный дом усадьбы надстроили второй этаж (с очень изящной кирпичной кладкой) и разместили там кельи Братского корпуса. Очень долго это здание было самым длинным двухэтажным домом в Москве. С двух сторон южный двор обходит арочная галерея, объединяя все основные строения (включая Сергиевскую церковь) открытым гульбищем. Выглядят эти арки очень красиво.
Фото 30. Братские кельи с палатами Нарышкиных - вид с южного двора.
Фото 31. Арочная галерея южного двора. Под арками сложены надгробия Нарышкиных. Интересно,
суждено ли им вернуться в Боголюбскую церковь?
Макет Высоко-Петровского монастыря - вид со стороны Крапивенского переулка. На переднем плане - южный двор,
цифрой 13 помечены южные ворота.
Выходим из монастыря через южные ворота (они находятся слева от Петропавловской церкви), и оказываемся в Крапивенском переулке. Повернув налево, на пересечении переулка с Петровским бульваром, видим интересный комплекс зданий Константинопольского патриаршего подворья, группирующихся вокруг более старой церкви Сергия Радонежского в Крапивниках.
Фото 1. Церковь Сергия Радонежского в Крапивниках, 17-18-й век.
Сергиевская церковь в Крапивниках была построена в конце 17-го века, но современный вид приобрела к середине века 18-го после реконструкции (предположительно) Дмитрием Ухтомским. В течение долго времени церковь служила усыпальницей княжеского рода Ухтомских, происходивших из Белозерских Рюриковичей.
Фото 2. Сергиевская церковь окружена зданиями Константинопольского патриаршего подворья.
Сейчас главная святыня церкви - знаменитый Кийский крест, переданный в неё Патриархом Алексием II в 1991 г. Этот крест является наследием другого патриарха - Никона, который заказал его в Палестине для построенного им в 1656 году Онежского Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Кипарисовый крест размерами 310 х 192 см (соразмерно предполагаемым размерам Креста Христова) представляет собой мощевик с 108 частицами мощей святых и 16 камнями из мест, связанных с евангельскими событиями. После революции крест был вывезен с Кий-острова, но чудесным образом сохранился и сейчас обрёл "постоянную прописку" в Сергиевской церкви.
Фото 3. Кийский крест (интернет).
Фото 4ab. Государство - на охране памятников!
В 1883 году, по распоряжению императора Александра III, Сергиевскую церковь в Крапивниках и землю вокруг неё передали Вселенской (Константинопольской) патриархии для обустройства подворья. Строительство подворья вокруг здания храма проходило под руководством архитектора Сергея Родионова в 1887-1892 годах. В подворье расположились греческие церковные чиновники, причём часть помещений сдавалась в аренду как доходный дом. Заплатила за всё это русская казна - вероятно, тогда всё ещё рассчитывали, что Константинополь (в то время уже давно турецкий Стамбул) когда-нибудь вновь отойдёт православному миру.
Фото 5. Константинопольское патриаршее подворье, вид со стороны Крапивенского переулка.
Не пожалели денег и на украшение подворья. Особенно хорош корпус, выходящий фасадом на Крапивенский переулок и торцом - на Петровский бульвар (фото ниже). Верхний ряд оконных проёмов обрамлён византийскми колоннами, а с помощью раскрашенного кирпича передана как византийиская полосатая кладка (в цокольной части), так и узорчатые восточные орнаменты (на стенах). Декор зданий во дворе церкви не столь яркий, но с объёмными узорами из выступающих кирпичей (фото выше).
Фото 6. Константинопольское патриаршее подворье, угловой корпус (отреставрирован в 1990-е годы).
Фасады углового здания подворья были отреставрированы ещё в 1990-е годы, но большая часть комплекса находится в аварийном состоянии и постепенно разрушается. Особенно это заметно в домах, расположенных за церковью - кирпичи в них просто вываливаются из стен. В этих домах продолжают жить несколько семей, отказавшиеся переселяться из центра Москвы на далёкие окраины. РПЦ, нынешний собственник подворья, по-видимому, не хочет тратиться на расселение и/или не имеет средств на дорогостоящий ремонт. Вот такая печальная судьба у этого "охраняемого" государством исторического здания.
Фото 7. Константинопольское патриаршее подворье, вид со стороны Петровского бульвара (интернет).