Путешествуя летом 2022 года по Подмосковью, мы остановились на два дня в Коломне. Посмотрев этот замечательный город, мы решили воспользоваться случаем и заехать в ещё в один любопытный город неподалёку - Зарайск. Там нас прежде всего интересовал прекрасно сохранившийся кремль начала 16-го века, в котором, неожиданно для нас, оказалась много интересного помимо собственно фортификаций.
Зарайск расположен не очень удобно для "безлошадных" путешественников - 2,5 часа на автобусе из Москвы (от метро Котельники), или 40 минут на автобусе от ж/д станции "Луховицы" рязанского направления. Мы сами приехали на такси из Коломны, а обратно возвращались уже на поезде, пробыв в пути около 4 часов. Поскольку ночевать в Зарайске мы не предполагали, в течение одного дня успели посмотреть только кремль и находящийся в нём интересный музей, а на город времени уже не хватило.
Фото 1. Кремль в Зарайске - вид сверху (фото с сайта Зарайского музея).
Приехав в Зарайск, мы первым делом отправились в расположенный в кремле музей с целью попасть на экскурсию, и тут нам очень повезло. Был будний день и группа получилась небольшой (всего 5 человек), а экскурсовод оказался очень знающим, будучи замдиректора по научной работе музея "Зарайский кремль". Он не только провел нас по территории кремля, ознакомив при этом с его историей, но и поднялся с нами на стену и показал изнутри несколько башен, в одной из которых (Никольской) была интересная экспозиция по устройству средневековых крепостей. Настоящим откровением стал его рассказ о раскопках Зарайской верхнепалеолитической стоянки, оказавшейся не менее знаменитой, чем сам кремль (подробнее о ней мы расскажем в разделе про музей).
Возникновение Зарайска принято датировать 12-м веком, исходя из упоминания «града Осётр» в Никоновской летописи, однако достоверность этого известия часто оспаривается. Археологические исследования показали, что в 12-14 веках в районе Зарайска существовало небольшое село, окруженное пашнями, которое затем исчезло. Жизнь на поселении возобновляется только в конце 15-го века, вероятно, вокруг построенной там церкви Николы Чудотворца, к которой в 1509 году Великий князь Василий III приписал несколько окрестных деревень. Первое достоверное упоминание Зарайска в летописях как села "у Николы Зараского" относится к 1527 году, когда здесь произошел сильный бой между крымскими татарами, пытавшимися переправиться через Оку, и русскими воеводами. Татары потерпели поражение и вынуждены были отступить.
Фото 2. Зарайск и его кремль стоят на высоком берегу реки под названием Осётр, притока Оки. Картина середины 19-го века.
Вероятно, стычка с татарами в 1527 году показала, что это село лежит на пути татарских нашествий, и поэтому правительство Василия III решает построить на его месте каменную крепость. Летопись сообщает, что в 1527 году «заложил князь великий на Осетре город каменной, а в нем церьковь камену Николу Чудотворца Заражского». Строительные работы продолжались до 1531, и с тех пор Зарайск уже начали упоминать в разрядных книгах. Позже кремль обнесли деревянным острогом, внутри которого расположились посады, а снаружи сформировались слободы - город стал быстро развиваться.
Фото 3. Стены зарайского кремля.
Стоит упомянуть, что Зарайск был не единственной крепостью, возведённой в период правления Василия III. При нём на юго-восточных границах Руси были построены ещё три важных кремля: в Нижнем Новгороде (1508-1515), Туле (1514-1520) и Коломне (1525-1531). Нижний замыкал на себя оборону от казанских татар, Тула была штабом обороны по "Засечной черте", Коломна охраняла рубеж по Оке. Зарайск, прикрывавший рязанское направление, был важным элементом в системе обороны южной границы - Василий III даже посетил его в 1533 году за полгода до своей кончины, а его сын Иван IV Грозный - побывал там аж 4(!) раза.
Фото 4. Внутри зарайского кремля.
В то время русские крепости возводились по канонам итальянской замковой архитектуры 15-го века (и возможно, при участии итальянских архитекторов), которая была приспособлена к применению осадного огнестрельного оружия. Есть предположение, что строительством расположенных рядом коломенского и зарайского кремлей руководил Алевиз Новый, главный итальянский архитектор Василия III, автор Архангельского собора Московского Кремля.
Фото 5ab. В начале 16-го века русские крепости строились по итальянским образцам.
Зарайский кремль имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 125 и 185 метров. У него три проездные башни, оснащенные дубовыми воротами и опускными решётками (герсами) и четыре далеко вынесенные угловые башни. Он был приспособлен для ведения кругового боя с применением артиллерии, давая возможность полностью простреливать прилегающее к стенам пространство. Это самый маленький по площади (2,3 гектара) из всех русских кремлей, дошедших до нашего времени, и единственный полностью сохранившийся кремль в Подмосковье.
Фото 6ab. «Старшие братья» зарайского кремля: крепости в Туле и Коломне.
Новый зарайский кремль успешно выстоял в 16-м веке все татарские набеги, но с началом Смутного времени его судьба сложилась менее удачно, и в 1608 году он был захвачен отрядом польского полковника Лисовского, воевавшего на стороне Лжедмитрия II. Попытки рязанского ополчения отбить крепость закончились неудачно - почти все его воины погибли - но вскоре Лисовский сам покинул город, забрав пленных. Судьба Зарайска изменилась в лучшую сторону, когда в феврале 1610 года царь Василий Шуйский назначил его воеводой Дмитрия Пожарского. Воевода в течение года удерживал Зарайск на стороне московского правительства, защищал его от врагов и отказался присягать Тушинскому Вору (Лжедмитрию II), которому покорились близлежащие Коломна и Кашира.
Фото 7ab. Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске и мемориальная доска на Никольской башне кремля.
В июле 1610 года Василия Шуйского свергли с престола, и в стране началась анархия. В начале 1611 года Пожарский вступил в союз с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, и в марте они повели свои полки на Москву для освобождения её от поляков в рамках Первого ополчения. Как известно, Первое ополчение своей цели не добилось, а освободило Москву от поляков в 1612 году уже Второе ополчение, под руководством того же Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. И если слава формирования Второго ополчения принадлежит Нижнему Новгороду, то у истоков Первого ополчения, начавшего борьбу за освобождение страны, стоял крохотный Зарайск!
Фото 8. Схема зарайского кремля.
Завершив исторический экскурс, займемся непосредственно осмотром кремля. Вначале взглянем на него снаружи, главным образом на его западную и южную стороны, которые были лучше всего освещены во время нашего визита. Кремль настолько маленький, что, став на любом углу, можно целиком увидеть две его стороны!
Фото 9. Западная и южная стороны зарайского кремля. С этого места (напротив Тайницкой башни) их можно увидеть целиком!
Высота стен кремля - 8 метров, толщина - 3 метра. По его углам стоят глухие круглые башни, а по трём сторонам - прямоугольные проездные. В 1789 году, когда кремль утратил оборонное значение, с его четвёртой (восточной) стороны прорубили Троицкие ворота. Низ стен кое-где облицован известняком, верх - везде кирпичный. Построены стены в виде сэндвича - снаружи кирпич, внутри - бутовка (крупные камни, залитые раствором). Такая конструкция позволяла лучше выдерживать удары пушечных ядер. Башни раньше не имели шатровых завершений, их установили впервые лишь в конце 19-го века и сделали из железа. Теперь башенные шатры, похоже, сделаны из осины и смотрятся очень хорошо.
Фото 10. Никольская проездная башня - главный вход в кремль с мемориальной доской в честь Дмитрия Пожарского.
Фото 11ab. Егорьевская и Спасская проездные башни, названные так по церквям, когда-то рядом с ними находившимися.
Фото 12. Троицкие ворота с восточной стороны, устроенные уже в 18-м веке.
По мнению археологов, производивших раскопки в кремле и вокруг него, крепость когда-то окружали вал и сухой ров. Внутренний край рва располагался на расстоянии в 3-4 метра от стены крепости, по верху он был шириной около 5 метров, стенки рва круто спускались вниз на глубину 3 метра, и на дне его ширина составляла около 50 см. У проездных ворот были устроены подъемные мосты. Ров был сухим, поскольку на высоком месте, на котором располагался кремль, воде просто неоткуда было взяться.
Фото 13. Три башни южной стороны кремля (слева направо: Тайницкая, Спасская, Кабацкая).
Фото 14-14a. Южная сторона крупным планом.
К середине 19-го века стены и башни зарайского кремля пришли в упадок, и встал вопрос, что с ними делать дальше. В находящейся неподалёку Коломне подобный вопрос решили очень просто - горожане разобрали (почти весь) кремль на кирпичи и понастроили себе кирпичных домов. В Зарайске, к счастью, нашелся купец, пожелавший пожертвовать большие средства на сохранение городских фортификаций. Звали его Николай Ланин, и истратил он на продолжавшийся около четырёх лет ремонт стен и башен кремля почти 50 тыс. рублей, огромную по тем временам сумму. Об этом на стене в 1864 году была даже установлена мемориальная доска, до наших дней не сохранившаяся.
Фото 15-16. Западная сторона кремля. Караульная, Егорьевская и Тайницкая башни.
Кремль реставрировался и в советские годы, а его последний комплексный ремонт был начат в 2014 году. К настоящему времени реставрация стен и башен уже завершена, и смотрятся они очень хорошо.
Фото 17. Зелейная (т.е. пороховая) башня на северо-восточном углу кремля.
Фото 18. Вид внутрь кремля через Никольские ворота. Видны два собора: Никольский (подальше) и Иоанно-Предтеченский (поближе).
Фото 19. Вид на Никольскую двухшатровую башню изнутри кремля.
В средние века территория кремля была густо застроена. Помимо двух храмов, там располагались дома дворян и детей боярских, стрельцов, пушкарей, «приказных служителей» и священства. Сейчас из всего многообразия гражданских построек сохранилось только здание бывшего Духовного училища и присутственных мест, в котором сейчас музей, а остальная территория выложена плиткой или просто засеяна травой.
Фото 20. Единственная сохранившаяся гражданская постройка кремля, ныне музей (фото с сайта музея).
Фото 21. Внутренняя сторона стены с галереей боевого хода. В центре - Караульная башня.
Фото 22. Галерея боевого хода крупным планом.
Фото 23-23a. Галерея возле Никольской башни.
Фото 24. Внутри боевого хода, идущего по верху стены.
Внутри Кремля находятся два храма, и более древний из них - Никольский собор. Он был построен одновременно с кремлем в 1528 году во исполнение обета Великого князя Василия III. В 1681 году царь Федор Алексеевич "указал в Зарайске соборную каменную церковь разобрать и построить вновь" - именно её с некоторыми изменениями видим мы и сегодня.
Фото 25. Никольский собор конца 17-го века.
Предположительно, первая деревянная церковь святителя Николая возникла здесь гораздо раньше в связи с появлением в этих краях чудотворной иконы Николая Чудотворца, принесённой из крымской Корсуни (Херсонеса), города, где крестился князь Владимир. Но подробнее об этой иконе мы поговорим чуть позже. Сейчас собор находится на реставрации, и снаружи она уже завершена, о чём можно судить по нарядному виду храма. Реставрация же интерьера продолжается и займёт ещё некоторое время.
Фото 26-27. Виды на Никольской собор со стен кремля.
Рядом с Никольским собором находится памятник полумифической княжеской семье, легенда о которой изложена в произведении древнерусской литературы "Повести о Николе Зарайском", датируемой 16-м веком. Согласно легенде, князь Федор, сын рязанского князя Юрия, отправился на переговоры с Батыем, который с огромным монгольским войском приблизился к русским землям. Батый, прознав о красоте княжеской жены Евпраксии, затребовал её к себе в наложницы, и, получив отказ князя, убил его. Узнав об этом, Евпраксия, не желая достаться монголам, вместе с малолетним сыном Иваном выбросилась из своего терема и «заразилась» (ударилась) до смерти. После этого чудотворный образ Николая Корсунского, незадолго до этих событий появившийся в рязанских землях, стали называть Николой «Заразским», а сам город со временем стал Зарайском.
Фото 28. Памятник «замученной» монголами княжеской семье.
Достоверность этой легенды вызывает у историков большие сомнения, однако красивое предание пользуется большой популярностью у жителей города и экскурсоводов. Памятник, установленный в честь погибшей княжеской семье еще в середине 17-го столетия, не пережил советской власти, но был восстановлен в 2002 году и сей день стоит в зарайском кремле. Слышали своими ушами, как один экскурсовод, показывая на этот памятник, назвал его "единственным сохранившимся в России памятником жертвам монголо-татарского нашествия", на что наш экскурсовод, также услышавший это, только ухмыльнулся.
Фото 29ab. Легенда о князе Фёдоре, Евпраксии и Иоанне.
Второй храм на территории кремля - собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. На этом месте раньше было несколько аналогичных по названию каменных храмов, первый из которых был построен по указу Ивана Грозного в 16-м веке. Нынешний огромный собор (вмещающий до тысячи человек) возведён в 1901-1904 гг. на средства известных меценатов братьев Бахрушиных, уроженцев Зарайска. Автором проекта храма в классическом стиле был известный архитектор Константин Быковский.
Фото 30-31. Иоанно-Предтеченский собор, начало 20-го века.
Изначально собор славился великолепием отделки и был богато украшен изнутри. Но первоначальный иконостас в «древнем стиле» и красочная стенопись с элементами стиля модерн не сохранились. Его нынешний интерьер - результат масштабной реставрации, законченной в 2005 году. Для иконы Николы Зарайского изготовлена резная сень, расположенная, как и прежде, у алтаря собора.
Фото 32-34. Интерьер Иоанно-Предтеченского собора.
Старинная икона Николы Зарайского является святыней Иоанно-Предтеченского собора, Св. Николай Чудотворец изображен на ней в окружении сцен жития в шестнадцати клеймах. В 1608 году по велению царя Василия Шуйского для иконы был изготовлен драгоценный оклад из четырех с половиной килограммов золота (сейчас в Оружейной палате Московского Кремля). После революции икона была передана в Зарайский музей, а в 1966 году отправлена на реставрацию в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, где пробыла вплоть до 2013 года. В Музее Рублёва икону датировали началом 16-го века. Сейчас она передана в пользование приходу Иоанно-Предтеченского храма.
Фото 35. Икона «Никола Зарайский», начало 16-го века (интернет).
Помимо соборов, на территории кремля, в здании бывших Присутственных мест, находится Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», который стал для нас приятным сюрпризом. В его коллекциях - археологические находки, живопись, стекло и керамика, ткани, мебель, оружие. Музей возник в 1918 году, и история его создания довольно интересна. После революции многие владельцы дворянских усадеб Зарайского уезда были вынуждены, спасая свою жизнь, быстро уезжать, бросая годами нажитое имущество, включая художественные коллекции.
Фото 36. Здание музея-заповедника «Зарайский кремль».
Обычно такое брошенное имущество просто разграблялось, но в Зарайске местным энтузиастам удалось частично спасти его в музее, тем более, что опыт дореволюционной музейной работы в городе был. Так большое количество предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда оказалось в музее и легло в основу его коллекции. В годы советской власти его неоднократно пытались закрыть как пропагандирующего "неправильные" ценности, и это просто чудо, что музею удалось дожить до наших дней. Около 80 лет он боролся за выживание в одной из городских церквей, и только в 2014 году переехал в отремонтированное здание на территории кремля.
Фото 37. В здании музея от «старой жизни» сохранилась роскошная чугунная лестница.
В зале "Русское искусство" представлена большая коллекция живописи, главным образом портретов владельцев окрестных дворянских усадеб и местных купцов.
Фото 38-38a. Зал «Русское искусство».
Фото 39. Портреты местных купцов и членов их семей.
Жемчужиной коллекции портретной живописи музея считается парадный портрет графини Марии Александровны Келлер, урожденной княжны Шаховской, фрейлины последней императрицы. Автор полотна - Леон Бакст. Портрет вывезен из имения графов Келлеров Сенницы под Зарайском и оттуда же поступила их художественная коллекция, составившая основу собрания Зарайского музея.
Фото 40. Л.Н.Бакст. Портрет графини Марии Александровны Келлер (справа). 1902 год.
Фото 40a. Слева: Портрет графини М.А. Келлер крупным планом.
Фото 40b. Справа: О.Э.Браз(?). Портрет молодой женщины с книгой. 1895 год.
В частности, более 200 изделий из керамики поступили в музей из того же имения Сенницы, включая один из интереснейших экспонатов — фарфоровый десертный сервиз 1824 года с гербом графов Виельгорских, производства завода князя Н.Б. Юсупова в Архангельском.
Фото 41a. Слева: Десертный сервиз графов Виельгорских, из имения графини Келлер (Виельгорская - фамилия её матери).
Фото 41b. Справа: Кофейный столик со стульями, сверху - семейный портрет.
Фото 42. Портрет князя М.Н. Волконского с семьёй (князь Михаил Волконский - государственный и военный деятель времен
Екатерины II. Генерал-аншеф, губернатор Москвы). Вверху картины - изображение Екатерины Великой.
В зале «Зарубежное искусство» доминирует богатая коллекция мебели разных эпох, а также западноевропейского фарфора, включая знаменитый мейсенский фарфор из Саксонии. Также представлена коллекция холодного и огнестрельного оружия 18-19-го веков.
Фото 43. Зал зарубежного искусства (фото с сайта музея).
Фото 44-44a. Резные панели со сценами из Ветхого Завета, Германия, 17-й век. Предположительно это стенки сундука-кассоне,
использовавшегося для хранения одежды.
Фото 45a. Слева: сервант (Италия, 17-й век), кабинетные стулья (Германия, 17-й век).
Фото 45b. Справа: стулья в ренессансном стиле.
Фото 46. Глубокое блюдо с рыбами. Мейсен, Саксония, 19-й век.
Фото 47ab. Мейсенский фарфор, Саксония, 18-19-й век.
Фото 48. Французские полушкафы в стиле «Буль» начала 20-го века, декорированы бронзовыми накладками и пластинами из черепахового
панциря. По центру - изысканный шкаф-комод 60-х гг. 19-го века. Мебель из имения Сенницы Зарайского уезда, принадлежавшая графине Келлер.
Фото 49. Секретер, сервант и комод. 19-й век.
Фото 50a. Слева: Ваза напольная. Япония, 19-й век.
Фото 50b. Справа: Коллекция азиатского холодного оружия, включая японские катаны и малайский крис.
Фото 51. Порфировая ваза, начало 19-го века.
В «Красном зале» собраны предметы быта и этнографии. Наиболее любопытны здесь ныне исчезнувшие предметы крестьянского обихода: прялки, рубеля, веретёна и т.д. Здесь же находятся произведения художников начала 20-го века.
Фото 52. Этнографический зал (фото с сайта музея).
Фото 53. А.Р. Артем «Вид города Зарайска». Начало 20-го века.
Фото 54. Я.И. Бровар «Горный пейзаж». Начало 20-го века.
Картины художников 1918-1923 гг.
Фото 55a. Слева: В.К. Бялыницкий-Бируля «Ранняя весна». П.А. Радимов «В Зарайской деревне».
Фото 55b. Справа: С.А. Виноградов «Деревенский мальчик на скамейке».
Фото 56. Предметы старого быта: прялки, рубели, веретено, корыто с вальком.
Фото 57. Тульские самовары и тройная блинная сковородка (никогда такой раньше не видел).
Отдельный зал музея посвящен археологической экспозиции, и это неспроста. Прямо у Никольской башни кремля находится Зарайская верхнепалеолитическая стоянка, открытие которой в свое время произвело сенсацию в мире археологии. Она является памятником мирового значения, широко известным не только в России, но и за её пределами. Уже много лет здесь ведёт раскопки Институт археологии РАН, и находки передаются непосредственно в музей Зарайска, собравшего поэтому богатую коллекцию каменных изделий и костяных орудий. Особо ценными являются подлинные произведения древнего искусства из бивня и кости мамонта.
Фото 58. Зал «Зарайская верхнепалеолитическая стоянка» (фото с сайта музея).
Фото 59. Коллекция кремниевых орудий.
Особый интерес в музее вызывают обнаруженные на стоянке образцы скульптуры эпохи палеолита, возраст которых - около 22 тысяч лет. Шедевром считается статуэтка бизона из бивня мамонта, очень реалистично выполненная. С левой стороны туловище было повреждено острым предметом, а с правой густо выкрашено красной охрой, обе левые ножки отломаны. По всей видимости, статуэтка была повреждена и положена в яму намеренно - «захоронение» статуэтки бизона было произведено в ходе магического охотничьего обряда — поразить добычу, а затем не дать ей убежать. Максимальное сходство изображения с оригиналом должно было способствовать удачной охоте. Также на стоянке были найдены две женские статуэтки из бивня мамонта - так называемые "палеолитические венеры".
Фото 60. Статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта. Возраст - примерно 22 тысячи лет.
Фото 61. «Палеолитическая венера» - вот как давно люди озаботились женскими скульптурами.