Сиена

      Центр города:


      Вся Италия

      Оглавление сайта

Музейный комплекс Санта Мария делла Скала

Напротив фронтона Дуомо расположен бывший госпиталь Санта Мария делла Скала, возникший в начале 11-го века как приют для пилигримов, направлявшихся в Рим по Дороге франков. Затем он расширил сферу деятельности и стал опекать престарелых, больных и бедных, а также заниматься воспитанием брошенных детей (в основном подкидышей, оставленных на пороге больницы). Детей отдавали кормилицам, а затем содержали до 18 лет, обучая при этом ремеслам. Больница существовала на пожертвования состоятельных горожан и управлялась ректором из их числа.

Siena
Фото 1. Госпиталь «Санта Мария делла Скала». Название госпиталя («Санта Мария у лестницы») произошло, по-видимому, от его расположения напротив лестницы Дуомо.

Это здание фунционировало как медицинское учреждение вплоть до 1980-х гг. Сейчас 2 тыс. кв.м его помещений на нескольких ярусах открыты для посещения как музейный комплекс. Помимо постоянной экспозиции в исторических интерьерах бывшего госпиталя-приюта, здесь можно познакомиться также и с временными выставками. На самом нижнем ярусе ныне размещен Археологический музей Сиены (мы в нем не были). Читали, что после соответствующей подготовки в Санта Мария делла Скала планируется перенести и сиенскую пинакотеку.

Ну а пока самое интересное в этом музейном комплексе - это многочисленные произведения искусства, созданные там или приобретённые госпиталем за свою почти тысячелетнюю историю. Они размещены внутри этого огромного здания - в бывшей больничной церкви и нескольких часовнях, в двух ораториях (молельных домах), в ризнице и т.д.

Siena
Фото 2. Первое помещение, куда попадают посетители - Старая ризница (Sagrestia Vecchia). Прежде в ней хранились реликвии, самой драгоценной из которых считался гвоздь Св.Креста. Ризница была создана в 1440-х годах и расписана художником Лоренцо ди Пьетро (Веккьеттой) в 1444—1449 годах на библейские сюжеты. Прямо у входа - большая старинная фреска под мраморным балдахином. Это...

Siena
Фото 3. Мадонна Милосердия кисти Доменико ди Бартоло, 1444. Иногда этот образ называют «Мадонна с мантией». Аналогичный иконографический сюжет в православии - «Покров Пресвятой Богородицы». Но каково бы ни было название, суть его - одна и та же: Дева Мария укрывает людей, нуждающихся в ее защите, своей мантией.

Siena Siena
Фото 4ab. На потолке Старой ризницы в центре - фигура Христа в окружении ангелов, по сторонам - евангелисты, внизу - Отцы Церкви.

Siena
Фото 5. На стенах ризницы Веккьетта изобразил двойные сюжеты, подчеркивающие связь между Старым и Новым Заветами. «Уровневая» система, когда один сюжет располагался над другим - характерная черта доренессансной живописи. Лучше всего сохранилась фреска со Страшным Судом (вверху) и Видением пророка Даниила (внизу) из 7-й главы его книги в Ветхом Завете.

Siena
Фото 6. Одна из стенок шкафа для реликвий («Arliquiera»), расписанного Веккьеттой в 1445 г. С наружной стороны - 12 сиенских святых;

Siena
Фото 7. С внутренней стороны стенки - 8 эпизодов «Страстей Христовых».

Siena
Фото 8. Паоло ди Джованни Фей. Распятие. Начало 15-го века.

Siena
Фото 9. Капелла реликвий. В ней, а также в соседнем помещении находятся два выдающихся произведения художников Доменико Беккафуми и Маттео ди Джованни.

Siena
Фото 10. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Доменико Беккафуми. 1513. Встреча родителей Девы Марии у ворот Иерусалима после полученного ими от ангела известия, что у них родится дочь.

Siena
Фото 11. Маттео ди Джовании. Избиение младенцев. 1482. Один из любимых сюжетов этого художника. Известно, по крайней мере, три его произведения на эту тему.

«Большой зал пилигримов» (Pellegrinaio) стал визитной карточкой Санта Мария делла Скала благодаря хорошо сохранившемуся циклу фресок на его потолке и стенах, написанных с 1441 по 1446 год тремя сиенскими художниками: Лоренцо ди Пьетро (Веккьетта), Доменико ди Бартоло и Приамо делла Кверча. Фрески рассказывают об истории и функциях госпиталя и отражают бытовую сторону его жизни в средневековой Европе того периода. Фактически они являются не только художественными произведениями, но и уникальными историческими документами.

Siena Siena
Фото 12-12a. Общий вид Зала пилигримов. Раньше в этом зале вдоль стен, среди всей этой немыслимой красоты, стояли койки для паломников.

Фрески на левой от входа стене иллюстрируют историю госпиталя:

Siena
Фото 13. Веккьетта: Видение святой Сороре. 1441. На фреске изображена мать легендарного основателя госпиталя, которая ещё до рождения сына мечтала, как тот будет помогать сиротам. Подброшенные в госпиталь дети изображены поднимающимися по лестнице навстречу Мадонне, где их ждёт спасение.

Siena
Фото 14. Доменико ди Бартоло: Закладка стен госпиталя. 1443. Конная процессия во главе с епископом инспектирует процесс строительства.

Siena
Фото 15. Приамо делла Кверча: Инвеститура ректора госпиталя. 1442. Августинский священнослужитель Агостиньо Новелло передаёт коленопреклонённому ректору большой плащ как символ его вступления в должность.

Siena
Фото 16. Доменико ди Бартоло: Римский папа Целестин III дарует госпиталю привилегии независимости. 1442. Папа (изображен слева) освобождает госпиталь от зависимости перед сиенским собором (который был организатором этой больницы) и дарует госпиталю право самостоятельно выбирать ректора.

Siena Siena
Фото 17ab. Выдача кормилицам (которые выкармливали подброшенных в госпиталь младенцев) платы зерном (слева) и деньгами (справа). Пьетро д’Акилле Кроги и Джованни ди Раффаэле Навези. 1575—1577. Две эти фрески были добавлены в крайние пролеты уже позже, после реконструкции Зала пилигримов.

Правая от входа стена расписана сюжетами благотворительной деятельности:

Siena
Фото 18. Доменико ди Бартоло: Уход за больными. 1441. Ректор (в центре) производит в госпитале «медосмотр», в то время как врачи оказывают неотложную помощь больным.

Siena
Фото 19. Доменико ди Бартоло: Раздача милостыни. 1441. В церкви госпиталя происходит раздача хлеба и одежды неимущим.

Siena
Фото 20. Доменико ди Бартоло: Предоставление приюта, воспитание и выдача замуж воспитанницы госпиталя. 1442. Брошенные дети в госпитале выкармливались, воспитывались и получали полноценную «путёвку в жизнь» за его стенами. Все эти этапы представлены на фреске.

Siena
Фото 21. Доменико ди Бартоло: Обед для нищих. 1444. Изображение обеденного стола слева сохранилось лишь частично.

Siena
Фото 22. Ораторий Св.Екатерины (Oratorio di Santa Caterina della Notte). Он находится на первом подвальном этаже госпиталя и устроен в 14-м веке в том месте, где, по легенде, молилась сама св.Екатерина - покровительница Сиены. Позже капелла была оформлена в барочном стиле лепниной и картинами из жизни св.Екатерины.

Siena
Фото 23. В алтаре капеллы находится скульптура Богоматери 14-го века со св.Домиником и св.Екатериной по бокам.

Siena
Фото 24. Мадонна с Младенцем и святыми Андреем и Иоанном Крестителем. Тадео ди Бартоло. 1400. Этот триптих является наиболее значительным произведением искусства в капелле св.Екатерины.

Siena
Фото 25. Святая Екатерина Сиенская. Содома. Первая половина 16-го века.

Siena
Фото 26. Госпитальная церковь Сантиссима Аннунциата (Святого Благовещенья) возникла почти одновременно с больницей и затем неоднократно перестраивалась и переоформлялась.

Siena
Фото 27. Огромная фреска в нише алтарной апсиды была написана в 1732 году Себастьяном Конка. На ней изображена Вифезда, или «Овечья купель» - водоём у «Овечьих ворот» Иерусалима, у которого Иисус, согласно Евангелию от Иоанна, исцелил расслабленого (Ин. 5:1-16).

Siena
Фото 28. Алтарь церкви с бронзовой статуей работы Виккьетты «Воскресший Христос» (1476).

Siena
Фото 28a. Статуя «Воскресший Христос» Веккьетты считается одним из лучших образцов сиенского Ренессанса; её стиль часто сравнивают с творениями Донателло. Фото из сети.

{↑}

Базилика Сан Доменико

Базилика Св.Доминика - величественное сооружение в готическом стиле, возводили которое почти 200 лет, начав строительство в 1226 г. Храм тесно связан с культом Св.Екатерины Сиенской (1347-1380), родившейся и жившей неподалёку, и в какой-то момент примкнувшей к Доминиканскому братству. В нем сохранился её прижизненный портрет, а в специальный капелле хранятся связанные с ней реликвии. Также в базилике много ценных произведений искусства.

Siena Siena
Фото 29-29а. Сан Доменико расположен на одном из сиенских холмов.

Siena
Фото 30. Фасад храма лишён какого-либо декора.

Siena
Фото 31. Интерьер базилики, согласно доминиканским канонам, состоит из одного огромного нефа.

Siena Siena
Фото 32. Св.Екатерина Сиенская. Слева - прижизненный портрет, написанный художником Андреа Ванни (находится в одной из капелл храма, куда, к сожалению, не было доступа, поэтому фото - из сети). Справа - её же портрет кисти Джованни Антонио Бацци, также известного как Содома. Начало 16-го века.

Siena
Фото 33. Капелла Св.Екатерины Сиенской. Фрески Содомы (Giovanni Antonio Bazzi), 1526.

Siena
Фото 34. В мраморной алтарной дарохранительнице (в центре за решеткой) - рака с главой св.Екатерины.

Siena Siena
Фото 35ab. Св.Екатерина в экстазе и полуобморочном состоянии после получения стигматов.

Помимо роскошной капеллы св.Екатерины, в базилике хранится много картин известных сиенских художников. Сиена вообще славится тем, что её храмы не были "вычищены" для пополнения картинных галерей и сейчас обладают ценными произведениями искусства.

Siena
Фото 36. Маэста. Гвидо да Сиена. 1270.

Siena
Фото 37. Поклонение Младенцу. Франческо ди Джорджо Мартини. Конец 15-го века.
Наверху - Пьета Матео ди Джованни.

Siena
Фото 38. Мадонна с четырьмя святыми. Бенвенуто ди Джованни. 1483.

Siena
Фото 39. Святые Варвара (в центре), Екатерина Александрийская (слева) и Мария Магдалина. Маттео ди Джованни. 1479.

{↑}

Сан Франческо

Нынешний облик церкви Св.Франциска (San Francesco) - результат многочисленных перестроек и реставраций, последняя из которых, придавшая храму готический облик, состоялась в конце 19-го века. В капеллах церкви представлены редкие фрески 14-го века, выполненные братьями Пьетро и Амброджио Лоренцетти, классиками сиенской живописи. Первоначально эти фрески находились в зале капитула францисканского монастыря.

Siena
Фото 40. Церковь Св.Франциска. 1326-1475.

Siena
Фото 41. Интерьер в готическом стиле - результат реставрации конца 19-го века, сохранившей чёрно-белую сиенскую мраморную отделку.

Siena
Фото 42. Распятие. Пьетро Лоренцетти. 1337.

Siena
Фото 43. Мученичество францисканских монахов. Амброджо Лоренцетти. 1340.

Siena
Фото 44. Людовик Святой совершает исповедание веры перед папой Бонифацием VIII после своего отречения. Амброджо Лоренцетти. 1340.

Siena
Фото 45. Мадонна с Младенцем. Андреа Ванни (?). 1398.

В соседнем с храмом Св.Франциска доме находится Ораторий Св.Бернардина (Oratorio di San Bernardino), построенный на том месте, где святой проповедовал перед сиенцами в 1427 году.

{↑}

Санта Мария деи Серви

Церковь Санта Мария деи Серви находится на холме на юго-восточной окраине Сиены. С её крыльца открываются прекрасные виды на город. (С колокольни, если бы можно было туда забраться, виды были бы просто потрясающие).

Siena
Фото 46. Подъём к церкви Санта Мария деи Серви.

Siena
Фото 47. Церковь Санта Мария деи Серви, 13-й век. Внешний облик здания сильно пострадал во время разрушительной реконструкции 1926 г.

Siena
Фото 48. Вид на Сиену с крыльца церкви Санта Мария деи Серви.

Siena
Фото 49. Интерьер церкви. Внутри неё, как и в других сиенских храмах, находится много интересных произведений искусства.

Siena
Фото 50. Мадонна дель Бордоне. Коппо ди Марковальдо. 1261. Интересно происхождение этого полотна. Автор - флорентийский художник, попавший в плен к сиенцам во время битвы при Монтеаперти, и этой картиной он заплатил за своё освобождение.

Siena
Фото 51. Избиение младенцев. Школа Пьетро Лоренцетти. 1348.

Siena
Фото 52. Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1491.

Siena Siena
Фото 53a. Слева: Мадонна с младенцем. Липпо Мемми. 1325.
Фото 53b. Справа: Мадонна Милосердия. Джованни ди Паоло. 1431

Siena
Фото 54. Коронация Марии. Бернардино Фунгаи. Конец 15-го века.

{↑}

Санта Мария ин Провензано

Эта церковь начала 17-го века, на которую мы набрели и в которую заглянули в общем-то случайно, ничем особо не удивила, ни снаружи, ни изнутри. Лишь потом выяснилось, что Палио, проходящее 2 июля, названо Палио ди Провензано в честь Мадонны ди Провензано, чудотворная статуя которой находится именно в этой церкви Сиены. Члены победившей контрады сразу после скачек направляются сюда вместе с «драппелоне» (призом за победу) и поют хором христианский гимн Te Deum («Тебе Бога хвалим») в благодарность Деве Марии.

Siena
Фото 55. Санта Мария ин Провензано.

Siena Siena
Фото 56ab. Санта Мария ин Провенциано - интерьер церкви.

{↑}

Городские виды

По центру Сиены интересно просто побродить пешком. Поскольку город стоит на холмах, периодически открываются очень красивые виды, а его узкие улочки так и дышат стариной.

Siena
Фото 57. Крыши Сиены, над которыми возвышается Торре дель Манджа. Если убрать спутниковые антенны, то примерно такой же вид открывался тут и в 14-м веке.

Siena
Фото 58. Дуомо Сиены стоит на холме. Снимок сделан с другого холма - от церкви Сан Доменико.

Siena
Фото 59. Спуск от Сан Доменико к фонтану Бранда.

Если спуститься вниз от Сан Доменико, выйдешь в аккурат к фонтану Бранда – одному из древнейших и самых известных фонтанов Сиены. На протяжении нескольких веков это был единственный источник, из которого местные жители могли получить питьевую воду. Первые упоминания о нём датируются 1081 годом, а спустя 2 столетия талантливый архитектор Джованни ди Стефано придает фонтану своеобразное готическое оформление, которое сохранилось по сей день.

Siena
Фото 60. Фонтан Бранда (Fonte Branda). Siena
Фото 60a. Фонтан охраняют четыре льва.
Siena Siena
Фото 61ab. Львы - охранники фонтана. Siena
Фото 62. Под арками фонтана Бранда до сих пор есть вода.

Siena
Фото 63. Вид на Сан Доменико и фонтан Бранда.

Siena Siena
Фото 64ab. В центре Сиены: рядом с Иль Кампо и Дуомо.

Siena Siena
Фото 65ab. Дворец Киджи (Palazzo Chigi-Sarachini) на одной из старейших улиц Сиены Via di Citta.

Siena Siena
Фото 66ab. Портик и колодец у дворца Киджи.

Siena
Фото 67. Сиенская торговая палата (Loggia della Mercanzia). В здании середины 15-го века прекрасно сочетаюся готические и ренессансные черты.

Siena
Фото 68. Штаб-квартира одного из старейших банков мира - Banca Monte dei Paschi di Siena. Банк занимает древний Палаццо Салимбени, во дворе которого установлен памятник Саллюсто Бандини (1677–1760), итальянскому политику и экономисту, строннику свободной торговли и устранения феодальных поборов с бизнеса.

Siena
Фото 69. Портик коммун Италии в мемориальном комплексе вокруг дома Св.Екатерины.

Siena
Фото 70. Колодец во дворе дома Св.Екатерины.

Siena
Фото 71. Перекрёсток в Сиене: налево - вверх, направо - вниз)

Siena
Фото 72. Мальчишки в красочных костюмах тренируются при подготовке к празднику Палио.

Siena
Фото 73. Церковь Сан Джузеппе.

Siena
Фото 74. Церковь Сан Христофоро.

Siena
Фото 75. Церковь Сан Леонардо.

Siena Siena
Фото 76ab. Средневековая улица Сиены с перемычками между домами.

Siena
Фото 77. Вот что получится, если сделать панорамый снимок на перекрестке двух узких улиц Сиены)).

Siena Siena
Фото 78ab. Почти все улицы в Сиене - наклонные.

Siena Siena
Фото 79ab. Вся жизнь на улице: и еда, и стирка:)

Siena Siena
Фото 80ab. Искусство на улицах Сиены.

Siena
Фото 81. Римские ворота (Porta Romana). Сиена до сих пор окружена средневековой стеной с воротами. Porta Romana - самые большие из них. Любопытно, что до сих пор город расположен в пределах своих старых стен.

{↑}


            Список глав по Италии


            Оглавление сайта

      Церкви:

      Прочее: