Португалия 2024

      Содержание:

      Вся Португалия

      Оглавление сайта

Долина Дору

Ламегу

Из Коимбры мы направились на север Португалии. Этот регион очень важен для страны, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, именно там в 12-м веке была провозглашена независимость португальского государства. Помимо этого, север страны в течение уже нескольких веков – это главный район производства всемирно известного португальского вина - портвейна.

В северной Португалии мы провели 7 дней, посмотрев множество интересных мест, и первым среди них стал город Ламегу. Хотя он и небольшой (порядка 11 тыс. жителей), но с богатой историей. Ламегу известен с древнейших времен и его, сменяя друг друга, населяли кельты, римляне, вестготы, мавры, испанцы... С раннего Средневековья Ламегу, став центром одноименной епархии, играл большую религиозную роль в регионе. В Ламегу произошел и важный эпизод в утверждении португальской государственности.

Douro
Фото 1. Кафедральный собор в Ламегу.

В 1139 году - именно в Ламегу - Афонсу Энрикеш, победив мусульман в битве при Оурике, собрал ассамблею (прообраз будущих кортесов), которая короновала его как первого короля Португалии (вошедшего в историю под именем Афонсу I Великого). Именно в Ламегу он получил корону из рук архиепископа Браганса – в подтверждение независимости страны.

Douro
Фото 2. Старое здание Семинарии. Начало 19-го века. На холме – руины древней крепости 12-го века.

Ламегу со средних веков является паломническим центром, через который проходит путь в Сантьяго-де-Компостела - "Путь Святого Якова". Но и в самом Ламегу для верующих есть свой магнит. Сначала это была небольшая часовня Св.Стефана на вершине холма Санту-Эштеван. В 1568 году ее сменила капелла, посвященная Богоматери Исцеляющей. Ее популярность среди верующих была так велика, что в 1750 году на том же холме заложили первый камень нынешнего монументального Святилища Носса-Сеньора-душ-Ремедиуш (Nossa Senhora dos Remédios). С тех пор этот храм возвышается над городом, привлекая всеобщее внимание.

Douro
Фото 3. Святилище Богоматери Исцеляющей. Именно этот храм - источник современной славы города. Богоматерь Исцеляющая собирает в Ламегу больше всего людей.

Святилище было построено с таким расчётом, чтобы на него открывалась перспектива с главной улицы Ламегу, идущей от епископского дворца и кафедрального собора Ламегу. Несколько позднее на пути к Святилищу возвели монументальную лестницу, завершившую этот грандиозный комплекс.

Douro
Фото 4. Вид на Святилище с главной улицы города.

Douro Douro Douro
Фото 5-7. По пути к храму установлено несколько монументов и фонтанов.

Побывав через несколько дней в Браге и увидев ее знаменитый комплекс Бон-Жезуш-ду-Монте (Santuário do Bom Jesus do Monte), конечно, мы обратили внимание на его сходство с тем, что построили в Ламегу. Это подобие вытекает, скорее всего, из "контрреформаторской" идеи «священных холмов», ставшей популярной в Европе с середины 16-го века. Для священных холмов были характерны тихая уединённая атмосфера, монументальные сооружения (часовни и фонтаны) с многочисленными скульптурами или картинами, изображающими сцены жизни главных библейских персонажей. В Браге святилище на холме посвятили Христу Милосердному, а в Ламегу - Богоматери Исцеляющей. Некоторое архитектурное сходство тоже имеется, но полной идентичности все-таки нет.

Douro
Фото 8. Комплекс Носса-Сеньора-душ-Ремедиуш в Ламегу.

Douro
Фото 9. Комплекс Бон-Жезуш в Браге.

Поднимаясь к храму, придется пройти 616 ступенек: 307 из них проложены по центру склона, остальные 309 - в боковых пролетах лестницы. Такую калькуляцию дает официальный сайт. Интернет же, включая Википедию, упорно называет другую общую цифру - 686 ступеней. Преувеличивают: не так все страшно!😁 Ступенек много, но идти в целом несложно, поскольку на каждом новом уровне останавливаешься, чтобы оценить и запечатлеть меняющиеся виды.

Douro Douro
Фото 10-10a. Очень к лицу этим лестницам мхи и лишайники, как нам показалось.

Douro Douro
Фото 11-12. Виды на город с лестницы, ведущей к храму, великолепны!

Симметричные лестничные зигзаги прерываются девятью террасами. Фасады террасс декорированы изразцовыми панно азулежу (как же без них в Португалии!) с сюжетами из жития Богородицы.

Douro Douro Douro
Фото 13-15. Изразцы на этой лестнице - сине-белые. Покрытые мхами и лишайниками лестничные пролеты, по-моему, - отличное "обрамление" для библейских сюжетов.

При приближении к вершине холма количество объектов, украшающих лестницу, возрастает и их декор усложняется.

Douro
Фото 16. Хотя лестница была построена позже церкви, ее оформление хорошо гармонирует с архитектурой храма!

Douro
Фото 17. На одной из террасс - часовня Богоматери Лурдской (слева), напротив которой - фонтан «Русалка».

Douro
Фото 17а. Фонтан «Русалка». В нише - скульптура водяного, оседлавшего дельфина, — фигура, которая, как считают авторы названия этого фонтана, для обычного посетителя напоминает русалку. Внутри ниши вода стекает из трех раковин в веерообразную чашу, разбиваясь в большой круглый резервуар.

Douro
Фото 17b. Вот мы и приблизились к самой красивой террасе на пути к Святилищу.

Самая впечатляющая терраса на этой лестнице, несомненно, - это так называемый «Двор королей» (Pátio dos Reis). Чего и кого там только нет! В его центре - фонтан гигантов с великолепным обелиском высотой около 15 метров посредине.

Douro Douro
Фото 18-19. «Двор королей» с разных ракурсов.

Обелиск поддерживают четыре гиганта, из чьих ртов струится вода, наполняющая большую чашу.

Douro Douro Douro
Фото 20-21ab. Фонтан гигантов, фрагменты.

Douro
Фото 22. Фонтан гигантов, фрагмент. "Напряжены их спины, колени сведены"...

Douro
Фото 23. Вблизи гиганты выглядят совсем не грозно, а даже забавно - как будто со свистками во рту, из которых почему-то льется вода:)

Двор королей обрамляют два портика, на которых, как пишут, установлены статуи иудейских царей из династии, восходящей к царю Давиду.

Douro Douro
Фото 24-25. Через эти портики можно выйти в парк, прилегающий к лестнице.

И вот мы выходим к храму. Здание Святилища выполнено из гранита, преимущественно в стиле барокко. Автором проекта, как полагают, был итальянец Николау Насони. Резьба по камню, как и здание храма, относится к 18-му веку.

Douro Douro
Фото 26-27. Две башни-колокольни были добавлены к зданию храма позже и в разное время - в 1880 и 1905 годах.

Douro
Фото 28. Интерьер храма. В алтаре - образ Богоматери Исцеляющей, обрамленный деревянной позолоченной резьбой.

Douro
Фото 29. Внутри храма можно также полюбоваться прекрасными изразцовыми панелями и витражами.

Прежде чем начать спускаться обратно в город, мы подходим к монолитному каменному кресту с тонкими орнаментами.

Douro
Фото 30. Монолитный каменный крест.

Обратно идем той же дорогой, по 616 ступенькам, снова останавливаясь, чтобы полюбоваться видами и сделать очередные снимки.

Douro Douro
Фото 31-32. Лестница Святилища с нескольких ракурсов.

Douro Douro
Фото 33-34. За городскими постройками на заднем плане - склоны долины реки Дору, где выращивают виноград для портвейна. Там мы проведем весь следующий день.

С некоторых лестничных террасс есть боковые выходы в парк, в его тенистые аллеи. Они идут вверх по склону параллельно лестнице - по обе ее стороны. И мы ненадолго сворачиваем в парк.

Douro Douro
Фото 35-36. В парке Святилища.

Обустройство этого парка проводили, начиная с конца 19-го века. Помимо тенистых аллей, там есть живописнейшие пещеры, озерца, затянутые ряской, несколько уютных уголков для пикников.

Douro Douro Douro Douro Douro
Фото 37-40ab. В парке Святилища.

Douro Douro Douro
Фото 41-42. Самое начало весны, но в парке уже цветут лавровишни и камелии.

Ламегу справедливо считается и одним из главных городов португальского барокко - благодаря своим многочисленным церквям, дворцам и гражданским зданиям, построенным в этом стиле.

Douro Douro
Фото 43-44. Здание театра Ламегу.

Но есть в Ламегу один очень привлекательный объект, который барочный только внутри, а снаружи он - романско-готический. Это кафедральный собор Ламегу. Отсчет своей истории он ведет аж с 1129 года.

Douro
Фото 45. Кафедральный собор Ламегу. Собор служит нынешней резиденцией епархии Ламегу.

Несколько реконструкций и изменений на протяжении многих лет привели к тому, что от первоначального храма осталось немногое. Тем не менее, сохранились романская башня и великолепный резной фасад храма. Кладку башни (вплоть до уровня колоколов), а также оконные проемы, украшенные колоннами с резными капителями, относят к 12-13-му векам. Верхняя часть башни - добавление 16-го века. Башня долгое время служила тюрьмой, пока в 19-м веке от этой ее функции не отказались.

Douro
Фото 46. Кафедральный собор Ламегу.

На фасаде собора невозможно не залюбоваться тремя замечательными порталами с выразительным наружным обрамлением (архивольтами). Они вырезаны из гранита и считаются работой поздней фламандской готики.

Douro Douro
Фото 47-48. Фасад Собора. Хороши и двери, считающиеся ценными образцами португальского столярного искусства.

Внутри собора – царит барокко 18-го века. Пожалуй, самая бросающаяся в глаза особенность его интерьера - это своды необычной колористики. Расписал сводчатые потолки в 1738 году Николау Насони (1691-1773) - итальянский художник и архитектор, работавший в основном в Португалии. Мы с его работами неоднократно встречались в северной Португалии, о чем еще расскажем.

Douro Douro Douro
Фото 49-50. Яркие и хорошо сохранившиеся фрески на сводах. Они рассказывали тем верующим, которые не умели читать, о различных эпизодах Ветхого Завета (первородный грех, детство Моисея, жертвоприношение Авраама и т.д).

Хороши и алтари в боковых часовнях, украшенные деревянной резьбой с позолотой.

Douro Douro Douro Douro Douro
Фото 51-53. Алтари в боковых часовнях. Резьба работы Жуана Коррейи Лопеша. Ок. 1753 года.

Douro
Фото 54. Главный алтарь в мраморе и позолоте, 18-й век. По центру - полотно, представляющее Вознесение Богоматери. Слева и справа - два прекрасных органа 1753 года.

Douro
Фото 55. Клуатр с дюжиной арок.

Зашли мы и в музей Ламегу, который занимает здание бывшего епископского дворца 18-го века постройки. Этот музей считается одним из лучших провинциальных музеев Португалии.

Douro Douro
Фото 56-56а. Здание бывшего епископского дворца, ныне - музей Ламегу.

Нам не повезло: в музее затеяли какой-то серьезный ремонт внутри, и большинство залов (и, соответственно, экспонатов) были недоступны. В кассе нас честно об этом предупредили. Покажем кое-что из того немногого, что смогли увидеть.

Douro Douro
Фото 57ab. Богородица в ожидании. Мастер Перо из Коимбры. 1330-1340. Известняк.

"Богородица в ожидании" - распространенный у католиков и не принятый в православии образ Девы Марии во время ее беременности. Она символизирует священный момент ожидания рождения Спасителя.

Douro Douro
Фото 58ab. Богородица в ожидании. Мастер Перо из Коимбры. 1340-1350. Полихромный известняк.

Больше всего мы огорчились невозможности увидеть коллекцию шпалер этого музея, которая считается самой важной из сохранившихся в Португалии. Более трех столетий после их приобретения в первой половине 16-го века эти шпалеры, выполненные во Фландрии, занимали видное место в епископском дворце, покрывая стены зала приемов, тронного зала и зала аудиенций.

Douro
Фото 59. Гробница со сценой охоты на кабанов. 14-й век, гранит. Имя владельца неизвестно, но предполагают, что в ней был захоронен мужчина из знатного рода.

Douro Douro
Фото 60ab. Гранитный крест. 15-16-й вв.

И еще мы сожалели, что не смогли увидеть в этом музее пять панелей, которые ранее были частью полиптиха (из 20-частей) для алтаря собора Ламегу, выполненных в первом десятилетии 16-го века Васко Фернандешем (известным под прозвищем «Грау Васко»). Эти панели отнесены к национальному достоянию Португалии.

Douro Douro
Фото 61ab. Две панели из полиптиха Грау Васко: Благовещенье и Сретенье. Фото из сети.

Douro
Фото 62. Азулежу со сценами охоты и выпаса скота. Ок. 1670. Полихромная глина. Декоративная выразительность бесспорна, несмотря на несколько простоватый дизайн.

Из Ламеги мы направились в долину реки Дору (Douro), - в гостиницу, где нам предстояло провести две ночи. Свой выбор мы остановили на Кинте Пачека (Quinta da Pacheca). "Кинта" - это распространенное в Португалии обозначение поместья, усадьбы, фермы - включая не только жилые постройки, но и относящееся к ним хозяйство. Кинта Пачека - это винодельческое предприятие со своими виноградниками, гостиницей и рестораном.

{↑}

Кинта Пачека

Douro
Фото 1. Кинта Пачека, вид сверху. На дальнем плане - река Дору. Фото из сети. История виноградников на этой территории восходит к 16-му веку, когда они принадлежали монастырям. Позже здесь сменилось несколько владельцев, но профиль деятельности остался прежним - в основном виноградарство и виноделие.

С 1995 года Кинта Пачека начала также заниматься винным туризмом, открыв в 2009 году свой отель и ресторан. Их разместили в модернизированном особняке 18-го века.

Douro Douro
Фото 2-3. В этих зданиях сейчас гостиница и ресторан.

Douro
Фото 4. Прибывших в гостиницу туристов встречают вот так...

В тот же вечер нам показали усадьбу и винодельню, предложили поучаствовать в дегустации портвейна.

Douro Douro Douro
Фото 5-7. Эта винодельня производит как традиционное вино, так и портвейн.

Douro
Фото 8. Если оказаться здесь во время сбора урожая, то будет возможность потоптать виноград в этих гранитных резервуарах 1916 года, которые используются и по сей день.

Douro
Фото 9. А теперь мы в дегустационном зале.

Douro Douro Douro Douro
Фото 10ab-11ab. До того...и после.

Помимо традиционного гостиничного жилья (мы останавливались там), в этом поместье есть и необычные номера: в гигантских винных бочках. Это, видимо, чтобы полностью погрузиться в винодельческий бизнес.😁

Douro Douro
Фото 12-13. Каждая бочка-номер названа тем или иным сортом винограда, выращиваемом в хозяйстве.

Douro Douro Douro Douro
Фото 14-17. По территории кинты гуляют павлины.

Ну и, конечно, нельзя не сказать про виды вокруг: склоны, засаженные виноградниками. А на одном из них, на самой вершине - то ли пушкинский Каменный гость, то ли Зорро... Правда, эта фигура - реклама конкурирующей фирмы Sandeman, разместившейся по соседству.

Douro Douro
Фото 18-19. То ли Каменный гость, то ли Зорро...

Douro
Фото 20. Вряд ли постоянное присутствие этой фигуры на горизонте радует хозяев кинты Пачека, но нам эта картинка очень нравилась.

Ну а на следующий день мы отправились изучать окрестности в долине реки Дору - главный район производства всемирно известного португальского портвейна.

{↑}

Виноградники Дору

Сегодня мы едем смотреть винодельческий район Алту-Дору, находящийся в долине реки Дору. Она протекает через всю северную часть Португалии и впадает в Атлантический океан. А свое начало эта река берет в Испании, и испанцы ее называют иначе: Дуэро. Как бы то ни было, обе страны в долине Дору/Дуэро делают замечательные вина. Алту-Дору, в частности, – это главный регион-производитель португальского портвейна.

Douro Douro Douro
Фото 1-2a. Виноградники в Альту-Дору.

Долина реки Дору — это один из самых старых винодельческих регионов в мире: археологические раскопки показали, что вино в этих краях делают уже почти две тысячи лет. Всерьез же о местных винах начали говорить только в 15-м веке, а о знаменитом портвейне – только в 17-м столетии.

Douro Douro Douro
Фото 3-3b. Виноградники в Альту-Дору. В 2001 году этот винодельческий район был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - благодаря «культурному ландшафту выдающейся красоты, который отражает технологическую, социальную и экономическую эволюцию» региона.

Винодельческие регионы повсюду обладают какой-то особой магией, и оказываясь там, невозможно оторвать взгляд от разлинованных терассами склонов, спускающихся в долину, к быстротечным рекам, повторяя их изгибы. Долина Дору – не исключение.

Douro Douro Douro
Фото 4-6. Виноградники на склонах.

Здесь какая-то своя, волшебная «винодельческая» геометрия: это царство извилистых линий, идущих в разных направлениях и подчиняющихся какому-то своему порядку; полное отсутствие прямых углов, все плавно, грациозно, округло. Картинки этих склонов просто завораживают!

Douro Douro Douro
Фото 7-9. «Bинодельческая» геометрия.

Конечно, самый лучший способ познакомиться со всей долиной Дору в удобном для себя темпе - это путешествие на автомобиле. Хотя дороги на склонах в основном заасфальтированы, но без серпантинов и узких участков не обходится.

Douro Douro Douro
Фото 10-12. Дороги вьются между виноградниками.

Пока мы перемещаемся по винодельческому району Алту-Дору, расскажу о том, как портвейн завоевал свою мировую популярность. Можно сказать, что портвейн обрел славу благодаря нескольким событиям, связанным с англичанами. В 1667 году началась, говоря современным языком, санкционная война между Францией и Англией: в ответ на повышение французами пошлин на английские товары британский парламент запретил импорт французских вин. Свято место пусто не бывает, как известно, и англичане начали активно осваивать португальский рынок вина. Тем более, что еще с 14-го века Португалия и Англия были союзниками.

Douro Douro
Фото 13-13a. Долину пересекает виадук, по которому проходит национальная автомагистраль.

Одна из популярных легенд гласит, что английские торговцы попробовали первое крепленое вино в португальском городе Ламегу в долине Дору. Вино им понравилось, как и сама идея добавления небольшого количества винного спирта при приготовлении напитка. Дело в том, что португальское вино доставляли на Британские острова морем, и его «крепление» способствовало его лучшей сохранности при длительной перевозке. Сначала винный спирт добавляли к уже готовому сухому вину. Лишь в 19-м веке появилась технология крепления напитка в ходе его ферментации, тогда же подобрали оптимальные пропорции вина и винного спирта (бренди).

Douro
Фото 14. Автомагистраль вблизи.

С начала 18-го века, когда на портвейн значительно снизили ввозную пошлину, его стали возить в Британию большими партиями, и он стал очень популярен. С ростом же популярности на рынке появились подделки. Положил конец этим злоупотреблениям маркиз де Помбаль (выдающийся португальский реформатор 18-го века): в 1756 году в долине Дору были определены и официально задокументирированы границы винодельческой зоны для единственно законного производства вин с наименованием Port на этикетке. Тогда же подробно регламентировали способ изготовления портвейна.

Douro
Фото 15. Азулежу, посвященное роли маркиза де Помбаль в регулировании производства портвейна.

Мы едем по долине Дору и по пути нам встречаются отдельно стоящие домики, часовни, небольшие деревушки, в которых течет тихая и размеренная жизнь.

Douro Douro Douro Douro
Фото 16-19. Деревушки на нашем пути.

Первую большую остановку мы делаем в городке под названием Вила-Реал (Vila Real), название которого, означающее Королевский город, является свидетельством его происхождения по королевскому указу. Старая часть города расположена на плато высотой 450 м, на мысу, образованном ущельями рек Карго и Кабриль. Со смотровой площадки открываются великолепные виды.

Douro
Фото 20. Долина реки Карго.

Лучшие времена у города Вила-Реал с его 700-летней историей остались позади, но следы былого величия до сих пор присутствуют.

Douro Douro
Фото 21ab. На многих зданиях, разбросанных по старому городу, там и тут попадаются гербы португальских аристократических семейств, когда-то проживавших в Вила-Реал.

Douro
Фото 22. Кафедральный собор Вила-Реал, также известный как церковь Св. Доминика. Монахи-доминиканцы из Гимарайнша построили его как женский монастырь в 1424 году. Это пример готической архитектуры. Ныне имеет статус Национального памятника.

Douro
Фото 23. Дом Диого Кау (ок. 1452 – 1486), известного португальского мореплавателя. В 1480-х годах он совершил два успешных путешествия вдоль западного побережья Африки, исследуя реку Конго и побережья современных Анголы и Намибии. Этот дом, датируемый 1400-ми годами, считается местом рождения Диогу Као, но точных доказательств этому нет. На фасаде особо выделяется наружная лестница, защищенная нишей.

Douro
Фото 24. Выдающимся религиозным памятником в стиле барокко в Вила-Реале является церковь Св.Петра. Она была начата в 1528 году, а в 18-м веке ее переделали в преобладающем стиле барокко.

Douro Douro
Фото 25-25a. Здание мэрии Вила-Реал.

Но пожалуй самый интересный объект в районе Вила-Реал - это расположенный в 5-ти км от города Дворец Матеуш, шедевр позднего португальского барокко. В 2006 году он стал финалистом проекта Семь чудес Португалии. О нем мы расскажем отдельно, а пока, в качестве анонса, - парочка фотографий.

Douro Douro
Фото 26-27. Дворец Матеуш и его парк.

А мы продолжаем перемещаться по долине Дору. О климатических условиях региона можно сказать одним словом – континентальные. Зимой в горах достаточно влажно и холодно, а вот летом - жарко и сухо. Мы были там в конце марта, для этих мест - это еще "несезон", что мы в полной мере ощутили: было прохладно и дождливо. Но вы и так это можете видеть по фотографиям.

Douro Douro
Фото 28-29. Нам достался дождливый день.

Виноградники выращиваются в основном террасным методом, и эти террасы - рукотворные. Многолетние усилия трудолюбивых португальцев сделали возможным выращивать виноград на этих крутых склонах. Да еще и почвы здесь бедные и каменистые (с выходящими наружу сланцами и гранитом), тем не менее, винограднику здесь хорошо. Правда, не всем сортам винограда, а только местным, которые смогли адаптироваться.

Douro Douro
Фото 30-31. Террасы на этих склонах - рукотворные.

На разных уровнях холмов устраивают «виноградные поля» - в виде широких "ступеней". Террасы укрепляют каменными стенами и иногда - деревьями (оливковыми, мандариновыми), чтобы грунт не осыпался. Это сочетание рукотворного и первозданного наполняет особым смыслом местную пословицу, которая гласит: «Бог создал Землю, а человек – Дору».

Douro Douro Douro
Фото 32-34. Террасы укрепляют каменными стенами, а иногда - деревьями.

Основные сорта винограда, выращиваемые в Алту-Дору: Турига Насьональ, Тинта Рориш, Турига Франка, Тинта Кау и Тинта Баррока (ни одного общеизвестного названия!). Стоит отметить, что портвейн – практически всегда - смесь разных сортов винограда.

Douro
Фото 35. Деревня в окружении виноградников на террасах.

Дорога нас привела на смотровую площадку, откуда открылся захватывающий вид на слияние двух рек - Дору и Пиньяу. Можно только пофантазировать, как бы это смотрелось в ясную погоду...

Douro Douro
Фото 36-37. Слияние двух рек - Дору и Пиньяу.

А теперь мы в небольшом поселении Пиньяу (Pinhão), примостившемся в излучине одноименной реки. Население - около 620 человек, три улицы, пристань...

Douro
Фото 38. Пиньяу (Pinhão).

А знают все в этих краях про эту деревню, потому что в Пиньяу самый красивый железнодорожный вокзал в долине Дору. Первый поезд прибыл в Пиньяу в 1880 году, и поначалу эта станция обслуживала причастных к виноделию и перевозку соответствующих грузов. Сейчас же её основные клиенты - это туристы, прибывающие из Порту по железной дороге.

Douro Douro Douro Douro
Фото 39-42. Железнодорожный вокзал Пиньяу. В 1937 году станция получила плиточные панели, которые сделали ее известной. 24 панели покрывают всю нижнюю часть стен главного здания вокзала.

Рассматривание этих азулежу — это как чтение истории, рассказанной с помощью изображений: истории долины реки Дору, поселения Пиньяу, а также истории портвейна.

Douro Douro
Фото 42-43. Автор всех панелей - Дж. Оливейра, художник, который украшал и другие португальские станции.

В общей сложности 3047 отдельных плиток составляют 24 панели, изображающие, в частности, различные этапы производства портвейна: от сбора винограда до транспортировки бочек с вином на лодках рабелу по реке Дору, в погреба в Вила-Нова-де-Гайя (рядом с Порту).

Douro Douro Douro Douro
Фото 45-48. Азулежу на железнодорожном вокзале Пиньяу.

За Пиньяу начинается еще один очень красивый отрезок маршрута - 27-километровый участок национальной трассы 222, приводящий в городок Пезу-да-Регуа. Эта дорога вьется в непосредственной близости от реки Дору.

Douro Douro
Фото 49-49a. Река Дору.

На склонах, окружающих реку с обеих сторон, установлены большие щиты с названием портвейновых брендов. И таких брендов здесь не один десяток. Их видно с дорог и еще лучше - с реки. Многие бренды португальского портвейна теперь носят британские имена (Croft, Graham, Sandeman, Taylor и т.д.): англичане купили здесь и винодельческие земли, и права на реализацию портвейна.

Douro Douro
Фото 50-51. На склонах - щиты с названием портвейновых брендов.

Нужно сказать, что хотя этот регион наиболее известен производством портвейна, в долине Дору производят также и столовые вина (некрепленые), как утверждают, - столько же, сколько и крепленого вина. Некрепленые вина обычно называют "винами Дору". Если портвейн активно экспортировали с начала 18-го века, то обычные столовые вина стали отправлять в другие страны только с середины прошлого века. Те, кто побывал в Португалии, думаю, согласятся с нами, что многие португальские вина, а не только портвейны, очень хороши.

Наш автопробег по долине Дору закончился в небольшом городке Пезу-да-Регуа (Peso Da Régua), который чаще называют просто Регуа. Там мы специально остановились на следующее утро, выписавшись из гостиницы. Этот день был ясным и солнечным.

Douro
Фото 52. Регуа славен своими мостами, которых там целых три. Один - местный автомобильный, другой - часть национальной автострады, а третий - бывший железнодорожный, который недавно стал пешеходным.

Douro Douro
Фото 53-54. Небольшой причал в Регуа, которым пользуются туристы, совершающие однодневные круизы по реке Дору - из Порту в Пезу-да-Регуа и обратно.

Большинство людей, оказавшихся в Регуа, посещают музей Дору. Мы не стали исключением. Этот современный музей, расположенный в здании бывшего склада, рассказывает об истории винодельческой промышленности в долине реки Дору. Регуа, расположенный в самом сердце района по производству португальских вин, и сейчас - главный узел автомобильных, железнодорожных и речных путей в этом регионе.

Douro Douro
Фото 55-56. Здание музея Дору. На переднем плане - рабелу (rabelo) — традиционное португальское парусное судно с плосим дном.

Лодки рабелу больше столетия были основным транспортным средством, на котором перевозили бочки с вином к морским портам Порту и Гая. Их использовали даже после открытия в этих краях (в 1880-х гг.) железной дороги, хотя она и представляла собой более быстрый и безопасный метод перевозки. Ну а сейчас в транспортировке вина вне конкуренции авторефрижераторы.

Douro
Фото 57. Модель рабелу в музее Дору. Рабелу - бескилевая лодка с плоским дном, оснащенная большим прямым парусом и длинным веслом. Длина лодки – 23 метра, ширина – до 4,5 метров. Сейчас на таких лодках в основном катают туристов.

Douro
Фото 58. Азулежу в Регуа с изображением погрузки бочек с вином на лодки рабелу.

Экспонатов в музее не так уж много (в сравнении с имеющимися площадями), но кое-что интересное выяснить там удалось.

Douro
Фото 59. Португальские вина и география их поставок.

Если кратко, то основные этапы производства портвейна выглядят следующим образом:
1. Отжим собранного урожая винограда - под прессом или вручную (точнее, вножную:).
2. Брожение: процесс длится обычно 2–3 дня. За это время успевает перебродить до 50 % сахара, а содержание естественного спирта в сусле достигает 6–8 %.
3. Крепление: в сусло вливают небольшое количество виноградного спирта (бренди) крепостью 77 %, с помощью которого останавливают ферментацию и поднимают крепость напитка до 18–22 %. Неперебродивший сахар остается в портвейне, придавая ему характерную сладость.

Douro Douro
Фото 60-61. Дистилляторы (по простому, самогонные аппараты) для производства виноградного спирта (бренди) - важного ингридиента в изготовлении портвейна. Процесс дистилляции винного спирта регулируется в стране с 1756 года (маркиз Помбаль!). С 1991 года выпуск винного спирта в Португалии монополизирован одной из государственных компаний.

Заключительныый этап в производстве портвейна - выдержка. В отличие от технологии изготовления сухих вин, будущий портвейн всегда выдерживается в дубовых бочках не менее 2-х лет, и это закреплено законодательно как неотъемлемая часть технологии его производства. Будущий портвейн в дубовых бочках выдерживается в двух местах: большая часть - в погребах на территории хозяйств, а наиболее качественно удачные образцы - в погребах Вила-Нова-де-Гайя (рядом с Порту).

Douro Douro
Фото 62-63. Наш старый знакомый "черный человек".

Из Регуа мы бросаем прощальный взгляд на силуэт "Черного человека" и направляемся в Гимарайнш, который называют колыбелью Португалии.

{↑}

Вся Португалия

Оглавление сайта