Во время поездки по виноградникам долины реки Дору мы заехали в городок Вила-Реал, о котором уже рассказывали ранее. В 5 километрах от него находится усадьба Матеуш (Casa de Mateus), жемчужина позднего португальского барокко, ставшая в 2006 году финалистом проекта "Семь чудес Португалии". Усадьба была построена в первой половине 18-го века третьим графом де Матеуш по имени Антониу Хосе Ботельо Мурао (1688-1746). Поместье существовало здесь ещё с начала 17-го века, но Антонио Мурао, выгодно женившись и получив при этом большие средства и различные титулы, решил построить на этом месте дворец с садом в соответствии с модным стилем той эпохи - барокко.
Для строительства своего дворца Мурао приглашает очень известного на севере Португалии итальянского архитектора Николау Назони, который долгое время работал в Сиене, а потом переехал в Португалию и стал главным архитектром города Порту. Еще до приезда в усадьбу Матеуш нам уже довелось познакомиться с его работой в Ламегу, где он построил знаменитую монументальную лестницу к святилищу Богоматери Исцеляющей. Строго говоря, участие Назони в строительстве усадьбы документально не доказано, но современные историки очень настаивают на этом, узнавая почерк мастера в очертаниях и отделке зданий.
Усадьба Матеуш состоит из главного здания, часовни, окружающих их садов и винодельни. Она считается одним из самых представительных памятников барокко на севере Португалии и в 1910 году была классифицирована как национальный памятник. В 1961 году потомки основателя усадьбы, до сих пор ею владеющие, открыли её для широкой публики. Созданный в 1970 году Фонд Дома Матеуса управляется графом Солар де Матэуш, потомком основателя усадьбы в 12-м поколении.
Строительство дворцовой часовни (Capeli), которую правильнее было бы назвать церковью, судя по её размерам и богатому декору, завершил в 1759 году уже сын основателя усадьбы, Луис Антонио Мурао. Часовня посвящена Богоматери и называется "Nossa Senhora dos Prazeres", что переводится как "Богоматерь Удовольствий". Скорее всего, это аналог русского названия "Богоматерь Всех скорбящих Радость". В часовне, как утверждается, хранятся частицы мощей св. Себастьяна и св. Павла, а также захоронены некоторые члены семьи де Матеуш.
Вокруг дворца с трёх сторон разбит прекрасный сад. Однако его первоначальный вид, оформленный одновременно со строительством главного здания, до наших дней не сохранился. То, что мы видим рядом с дворцом сейчас (этот участок сада называется верхний партер), создано в 1930-е годы. Вокруг небольшого круглого бассейна в центре высажены клумбы в виде живых изгородей из самшита, разделённые пешеходными дорожками, создавая подобие барочного узора.
Второй сад, под названием "Сад короны", образован узорчатыми орнаментами из низко подстриженного самшита. В центре находится замысловатый декор с округло подстриженным кустом посередине, а в четырёх углах композиции - большие геральдические цветы, напоминающие корону.
Но нас в саду больше всего впечатлил так называемый кипарисовый променад, расположенный чуть в стороне от дворца. Почти сорокаметровая дорожка под кипарисовыми арками выглядит очень необычно и просто приглашает на неспешную уединённую прогулку. Создать её было нелегко - более 80 кипарисов надо было "согнуть" в арки и затем постоянно в таком виде поддерживать.
Этот променад-туннель считается одним из шедевров португальского топиарного искусства (так называют фигурную стрижку и "изгибание" деревьев и кустарников для придания им определённой формы).
Мы были в Португалии в марте, и поэтому застали сад Матеуш в цвету:
После прогулки по саду местный гид повёл нас на экскурсию по дому. Там сохранились впечатляющие интерьеры со старинной мебелью, посудой, живописью, книгами и так далее. Экспонаты 17-20 веков рассказывают о жизни дома, в котором обитали двенадцать последовательных поколений одной семьи.
Не все комнаты и залы усадьбы открыты для публики - в ней сохраняются жилые помещения, до сих пор предназначенные для её хозяев. Живут ли они там до сих пор - сказать трудно, однако подобная возможность у них имеется.
Очень впечатляют богато оформленные деревянные потолки.
Исключительно ценные предметы мебели, находящейся в комнатах усадьбы, как правило, выполнены из ценных пород дерева в португальских колониях или факториях в Бразилии и Индии (не забудем, что португальцы туда первыми доплыли). Мебель часто инкрустирована перламутром, черным деревом и слоновой костью.
Если коллекция живописи, состоящая из старинных портретов и натюрмортов, не очень впечатляет, то большая коллекция религиозного искусства содержит несколько действительно ценных экспонатов.
Усадьба Матеуш расположена в высокогорном винодельческом региона реки Дору, поэтому выращивание винограда и производство вина является важным направлением её деятельности. Винодельня, существующая здесь ещё с 16-го века, до сих пор работает полным ходом, в том числе используя виноград со старой лозы, ставшей уже раритетом. В усадьбе существует собственный музей виноделия, но нас туда не водили, поскольку мы приехали вне сезона.