Казанский Кремль

           Содержание:


      Главы по Казани


      Оглавление сайта

Кремль является историческим центром Казани, причем изначально на этом месте была домонгольская булгарская крепость, основанная на высоком холме над рекой Казанкой. В период Казанского ханства цитадель, в которой находились ханский дворец, ханская мечеть, мавзолеи и медресе, была окружена деревянными стенами и башнями. Эти стены были разрушены во время штурма Казани в 1552 году, а каменные ханские постройки, хоть просуществовали порядка 150 лет после осады, в конце концов обветшали и были разобраны. Современный кремлевский ансамбль (см рис. 1) сложился начиная с второй половины XVI века вплоть до начала XXI века. В 2000 году Казанский Кремль получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нашем рассказе про Кремль упоминаются только основные достопримечательности, поскольку именно они производят наибольшее впечатление. По всему остальному есть масса путеводителей.

Kremlin
Рис 1. План Казанского Кремля. Источник: https://kazantravel.ru/attractions/kazanskiy-kreml/

1. Стены и башни

Белокаменные стены Кремля (фото 1-4) возводились в конце XVI – начале XVII веков псковскими каменщиками под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяева, авторов собора Василия Блаженного на московской Красной площади. Кремль был существенно расширен по сравнению с ханской крепостью, но в XVI веке значительная его часть для скорости (поскольку военная угроза сохранялась даже после падения Казани) была выстроена из дуба. Лишь к началу XVII века деревянные оборонительные сооружения Кремля окончательно заменяются на каменные. Единственное военное испытание Казанского Кремля случилось в 1774 году во время Пугачёвского бунта, когда повстанцы взяли город и окружили Кремль, но штурмовать его не стали в связи с приближением царских войск.

Kremlin
Фото 1. Вид на Казанский Кремль. С этой точки (на выходе из м."Кремлёвская") он наилучший.

Kremlin
Фото 2. Кремль вытянут с юга на север. На этом снимке его западная стена.

Kremlin
Фото 3. Вид на южную сторону Кремля со Спасской башней

Kremlin
Фото 4. Вдоль стены идёт дорожка, откуда открываются неплохие виды.

Две башни - Спасская (фото 5-6) и Тайницкая (фото 7) были сделаны проездными, причем Спасские ворота являются главным входом в Кремль, и от них же начинается главная кремлёвская улица. Спасскую башню возвели ещё в самом начале стороительства Кремля и назвали по надвратной Спасской церкви. До середины XIX века перед ней проходил ров с каменным мостом. Тайницкая башня получила свое название по скрытому источнику, из которого брали воду во время осады. Когда-то на этом месте стояла башня Нур-Али, через которую Иван Грозный въехал в Казань.

Kremlin
Фото 5. Гранитная мостовая на подъёме к Спаской башне

Kremlin
Фото 6. Спасская башня с золотой звездой наверху

Kremlin
Фото 7. Тайницкая башня

Рядом с кремлевской стеной расположены два интересных монумента. На выходе из метро мы видим Зиланта (фото 8), фантастическое существо из татарского фольклора, внешним видом напоминающее дракона. Зилант является символом Казани, он изображен на её гербе и флаге. Второй монумент называется памятником Благотворителю (фото 9), и формально он прославляет благотворительность вообще. Однако у скульптуры есть конкретный прообраз - казанец Асгат Галимзянов, - который посвятил благотворительности всю свою жизнь и использовал на эти цели все свои доходы.

Kremlin
Фото 8. Зилант

Kremlin
Фото 9. Памятник Благотворителю

Содержание главы

2. Башня Сююмбике

Башня Сююмбике (фото 10-13) - главная достопримечательность и архитектурная эмблема Казанского Кремля, про которую, однако, мало что известно, включая её возраст. Она расположена вне крепостных стен и, очевидно, была дозорно-сторожевой башней. Около 58 м высотой, своей ступенчатой композицией и шатровым завершением она напоминает Боровицкую башню Московского Кремля. В башне 7 уровней, причем первые три – квадратные, а последние 4 – восьмиугольные (см рис. 2). Башня считается «падающей» - отклонение от вертикали в её верхней точке составляет порядка 2 метров и хорошо заметно невооруженным глазом на фотографиях. Падение башни было остановлено только в 1990 году после укрепления её фундамента.

Kremlin
Рис 2. Башня Сююмбике - конструкция

Название башни относительно недавнее: имя казанской царицы Сююмбике она стала носить только после 1832 года, а до этого её величали по-разному: «старинная башня», «комендантская башня», «башня с высоким спицом», «башня азиатской архитектуры». Сейчас вокруг современного названия сформировалось множество мифов и легенд, которые бойкие экскурсоводы рассказывают доверчивым туристам. Наиболее популярна такая версия: Иван Грозный влюбился в Сююмбике и захотел взять её в жены, и она согласилась только при условии, что он построит за семь дней высокую башню в центре Кремля. Когда башня была готова, Сююмбике поднялась на неё, простилась со своим народом и бросилась вниз, не желая выходить за ненавистного царя. Все эти красивые сказки имеют малое отношение к реальности – см. историческую справку в конце данного раздела про настоящую жизнь царицы Сююмбике. Она была дочерью хана, женой трех ханов и, наконец, матерью хана. Волею судьбы Сююмбике попала в водоворот политической борьбы между Великим княжеством Московским и Крымским ханством за контроль над ханством Казанским, которая продолжалась больше 30 лет. Помимо этого, выражаясь в современных терминах, «девичья фамилия» Сююмбике была Юсупова! Короче говря, её жизнь была достаточно драматичной и могла бы стать темой интересного рассказа, но увы, все путеводители наполнены только мифами.

Kremlin
Фото 10. "Падающая" башня Сююмбике

Kremlin
Фото 11. Башня Сююмбике на закате

Дата постройки башни неизвестна, поскольку все документы Казанского приказа сгорели во время московского пожара 1701 года. Существует несколько теорий, включая её строительство Аристотелем Фьораванти, итальянским архитектором Московского Кремля периода Ивана III. При этом, однако, башня отсутствует на всех сохранившихся рисунках Казанского Кремля, сделанных в XVII веке, а на планах Казани она появляется только в 1717 году. Сейчас большинство специалистов склоняются к датированию строительства концом XVII – началом XVIII века. Архитектурные очертания башни были использованы архитектором Щусевым при постройке Казанского вокзала в Москве (см фото 14).

Kremlin Kremlin
Фото 12-13. Фасад башни и угол её наклона

Kremlin
Фото 14. Казанский вокзал в Москве использует архитектурные очертания башни Сююмбике

Совсем рядом с башней Сююмбике расположен Президентский дворец (фото 15) - резиденция Президента Татарстана. Когда-то на этом месте находился дворец казанских ханов, а затем – комендантский дом. Современное здание построено в 1840-х гг. как резиденция казанского губернатора по проекту архитектора К.А. Тона - автора Большого кремлевского дворца в Москве и Храма Христа-Спасителя там же.

Kremlin
Фото 15. Президентский дворец

Другое интересное место рядом с башней – музеефицированные раскопки мавзолея казанских ханов, обнаруженного археологами только в 1977 году. На памятной стеле мы видим имена 6 похороненных там ханов, включая двух мужей Сююмбике – Джан-Али и Сафа-Гирея (фото 16).

Kremlin
Фото 16. Фундаменты мавзолея казанских ханов (Источник: https://tonkosti.ru/Мавзолей_казанских_ханов).

Содержание главы

3. Мечеть Кул-Шариф

В 1996-2005 гг. на территории Казанского Кремля была построена впечатляющая мечеть, названная в честь религиозного лидера и главы казанского духовенства имама Кул-Шарифа (фото 17). Считается, что он был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда через его внука Хусейна. Сеиды часто отождествлялись со святыми, и только они имели право носить зеленую чалму, которую мы видим на фото 17. Кул-Шариф погиб при штурме Казани в 1552 году. Именно он руководил обороной города в конце осады и отказался сложить оружие перед главным штурмом 2 октября.

Kremlin
Фото 17. Имам Кул-Шариф (картина из музея исламской культуры при мечети)

Постройка главной мечети Татарстана (фото 18-19) была приурочена к празднованию тысячелетия Казани в 2005 году, и она стала первой мечетью, построенной в Кремле после 1552 года. Высота купола мечети – 39 м, она окружена четырьмя большими минаретами высотой 58 м и двумя малыми минаретами меньшей высоты и вмещает 1,5 тыс. человек. Считается, что она в какой-то мере воспроизводит знаменитую мечеть Казанского ханства, разрушенную во время того же штурма. Мечеть очень хорошо смотрится снаружи Кремля, со стороны площади Тысячелетия (фото 20).

Kremlin
Фото 18. Мечеть Кул-Шариф

Kremlin
Фото 19. Мечеть Кул-Шариф в окружении 4-х минаретов

Kremlin
Фото 20. Вид на мечеть Кул-Шариф из-за кремлёвских стен

Внутри мечеть очень красиво украшена (фото 21-22), особенно эффектно смотрятся витражи, освещенные солнцем. Власти Татарстана не пожалели средств для отделки мечети: снаружи она облицована белым мрамором, а внутри – лепнина, мозаика, позолота, иранские ковры и огромная чешская люстра.

Kremlin
Фото 21. Внутреннее убранство мечети Кул-Шариф

Kremlin
Фото 22. Огромная люстра мечети Кул-Шариф

Помимо большого молельного зала, в цокольном этаже мечети размещен интересный музей исламской культуры и истории распространения ислама в Поволжье. Среди его экспонатов - модель мечети Казанского ханства, разрушенной во время штурма (фото 23), а также картина, изображающая прибытие багдадского посольства в Булгар в 922 г. (фото 24). С этим посольством было согласовано принятие Волжской Булгарией ислама.

Kremlin
Фото 23. Модель мечети Казанского ханства

Kremlin
Фото 24. Прибытие багдадского посольства в Булгар в 922 г.

Содержание главы

4. Благовещенский собор

Благовещенский собор – ровесник кремлевских стен и башен, его возвела в 1562 году та же бригада псковских каменщиков, которую Иван Грозный послал восстанавливать Кремль. Собор неоднократно перестраивался и приобрел современный вид лишь в середине XIX века. Первоначально это был крестово-купольный пятиглавый храм, напоминающий своими формами Успенский собор Московского Кремля. С ракурсов на фото 25-26 можно лучше всего оценить первоначальный вид собора.

Kremlin
Фото 25. Благовещенский собор, южная сторона

Kremlin
Фото 26. Благовещенский собор, восточная (алтарная) сторона

К началу XIX века старый собор стал мал, чтобы вместить всех желающих попасть в него на службу, поэтому его хотели разобрать и построить на этом месте бóльший храм. Однако осмотрев собор в 1836 году, император Николай I распорядился пристроить к нему с запада двухсветную (с двумя рядами окон) теплую трапезную, что и было сделано в 1841 году. В результате храм увеличился в два раза в объеме, но оказался непропорционально растянут по оси восток-запад (фото 27), частично потеряв при этом свою привлекательность. Только вид с алтарной части (фото 26) позволяет оценить первоначальную гармоничность собора. С другой стороны, подобная перестройка позволила значительно увеличить вместимость собора при сохранении оригинального храма XVI века.

Kremlin
Фото 27. Благовещенский собор после пристройки трапезной (на переднем плане) в XIX веке. Храм получился вытянутым по оси восток-запад.

С южной стороны собора есть небольшой скверик с памятником двум зодчим – строителям Кремля, русскому и татарину (фото 28). На месте этого сквера раньше находилась величественная пятиярусная колокольня (фото 29), лишь немного уступавшая по высоте башне Сююмбике. К сожалению, в 1928 году она была разобрана.

Kremlin
Фото 28. Благовещенский собор с памятником кремлёвским зодчим

Kremlin
Фото 29. Утраченная колокольня собора. Источник: Википедия

На протяжении нескольких веков вплоть до 1918 года Благовещенский собор был кафедральным, и его посетило много известных людей (Радищев, Пушкин, Немирович-Данченко, Шаляпин), а также шесть российских императоров. Два раза (в 1894 и 1897 гг.) литургию в соборе служил знаменитый Иоанн Кронштадтский.

Внутренняя роспись собора (фото 30) относится к XIX веку, поскольку более древняя роспись была уничтожена или сильно пострадала в результате двух опустошительных казанских пожаров 1815 и 1842 гг. Пятиярусный иконостас (фото 31) был написан в 1820 году и поновлён в 1855 году. Фрески собора выполнены в 1870 году артелью известного иконописца Николая Сафонова и тщательно отреставрированы уже в наше время.

Kremlin
Фото 30. Внутренняя роспись Благовещенского собора, XIX век.

Kremlin
Фото 31. Иконостас собора, 1820-1855 гг.

Просторная трапезная, примыкающая к собору с запада, была искусно расписана на сюжеты истории Казани (фото 32). Часто повторяющийся сюжет росписи – обретение и прославление Казанской иконы Божьей Матери (более подробно об этой иконе можно будет почитать в последней главе рассказа про Казань).

Kremlin
Фото 32. Роспись трапезной собора

Собор серьезно пострадал в первые 15 лет Советской власти: была разграблена его богатейшая ризница с уникальными произведениями церковного искусства и утвари, вывезена уникальная библиотека старопечатных и рукописных книг XVI-XVII веков (к счастью, значительная часть этой библиотеки сохранилась в фондах Казанского Университета). Также был разорен некрополь казанских архиереев в подвальном храме собора. Главная святыня собора на протяжении веков – рака с мощами его строителя первосвятителя Гурия – была вынесена из него, но, к счастью, сохранилась в другой казанской церкви. После разбора на кирпичи колокольни, в 1932 году начали активно ломать церковное крыльцо. Собор, тем не менее, чудом сохранился, поскольку в нем решили устроить госархив ТАССР. Это, кстати, помогло сохранить многие фрески, поскольку в архиве требовалось поддерживать определенную температуру и влажность. Стань в то время собор овощехранилищем, не пришлось бы уже нам любоваться его красотами. Первая советская реставрация началась только в 1977 году.

Дополнительную информацию по Благовещенскому Собору можно также найти здесь.

Содержание главы


Царица Сююмбике

        За 500 лет, прошедших с момента её рождения, имя Сююмбике обросло таким количеством легенд и вымыслов, что из обычной женщины её превратили в почти сказочную героиню. И это неудивительно, поскольку её судьба была действительно выдающейся: она была дочерью хана, женой трех ханов и, наконец, матерью хана. Однако попробуем во всем этом разобраться.

        Сююмбике родилась примерно в 1516-1519 гг. (точная дата неизвестна) и была дочерью знатного ногайского мурзы Юсуфа, в будущем властителя Ногайской Орды. Это государство являлась одним из осколков Золотой Орды и граничило с Казанским и Касимовским ханствами на севере и Крымским ханством на юге. Волею судьбы Сююмбике попала в водоворот политической борьбы между Великим княжеством Московским и Крымским ханством за контроль над ханством Казанским, которая продолжалась больше 30 лет. А началось все ещё в 1518 году, когда наша героиня ещё не родилась или была младенцем. В этом году пресеклась династия казанских ханов, родоначальником которой был основатель ханства – ордынский властитель Улу-Мухаммед. Москва оказалась проворнее Крыма и посадила на казанский трон 13-летнего Шах-Али, который в то время был касимовским ханом и фактически русским вассалом. Однако про-московское правление продержалось в Казани недолго: в 1521 году крымская партия осуществила переворот и посадила на престол брата тогдашнего Крымского хана. Шах-Али был свергнут и изгнан, а братья-крымчане совместно осуществили в 1521 году опустошительное вторжение в московские земли. В 1524 году казанский трон занял другой крымский царевич по имени Сафа-Гирей. Очередной переворот в Казани не заставил себя долго ждать – в 1531 году, после неудачной войны с Москвой, Сафа-Гирей был свергнут и бежал, а казанская элита попросила московского Великого князя Василия III назначить им ханом не Шаха-Али (которого опасались), а его младшего брата, 15-летнего Джан-Али. Василий III согласился, и в июле 1532 года произошло воцарение этого юноши на казанском престоле. Кроме того, ему подобрали жену, которой стала Сююмбике, его ровесница или чуть помладше. Брак был сугубо политический, согласованный между Москвой, Казанью и Сарайчиком (столицей Ногайской Орды, откуда и приехала Сююмбике).

        Брак по расчету оказался несчастливым, бездетным и Сююмбике в какой-то момент вообще запросилась домой к отцу. До этого, правда, дело не дошло, поскольку в 1535 году, воспользовавшись смертью Василия III в Москве и начавшимися там неурядицами, крымская группировка устроила очередной переворот. Джан-Али был убит, а на трон вернулся крымский выходец Сафа-Гирей. Сююмбике досталась ему «по наследству» в качестве пятой жены, правда, непонятно, когда именно это случилось. Во всяком случае, своего сына, Утямыш-Гирея, она родила только в 1546 году. Возможно, как сообщается в некоторых источниках, после смерти первого мужа часть времени она провела у отца в ногайских степях и только позже вышла замуж за Сафа-Гирея. Второй брак оказался счастливым, но счастье продлилось недолго – в 1549 году Сафа-Гирей неожиданно скончался при непонятных обстоятельствах. В Казани наступила смута и обострилась борьба за власть: промосковская партия хотела вернуть на престол Шах-Али, а крымская группировка выступала за одного из старших сыновей Сафа-Гирея. В это непростое время Сююмбике проявила характер и сумела (с опорой на оставшуюся в Казани крымскую гвардию мужа) добиться трона для своего трехлетнего сына Утямыш-Гирея, а сама стала при нем регентшей и фактически единолично правила в течение двух лет (1549-1551) Казанским ханством (примерно так - см рис. 3).

Kremlin
Рис. 3 Царица Сююмбике в окружении двора принимает иностранных послов
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/41328

        Считается, что именно в это время она заслужила народную любовь, проведя ряд социально популярных реформ, в частности, снижение налогов. Однако крымская «ориентация» сделала её врагом Москвы, тем более что во время её правления был отбит второй штурм Казани Иваном Грозным. Такого молодой и амбициозный русский царь не мог простить, и бросил все силы на покорение враждебного ханства. Как мы уже писали (см. раздел про Свияжск), весной 1551 года в непосредственной близости от Казани была выстроена русская крепость, с опорой на которую русские войска вместе касимовскими татарами Шах-Али взяли под контроль всю правобережную Волгу («Горную сторону»). Более того, они перекрыли все реки, и Казань фактически оказалась в блокаде, начав испытывать нехватку продовольствия. Потеряв большие территории и наблюдая надвигающуюся экономическую и военную катастрофу, казанская элита вновь изменила свои предпочтения в пользу Москвы. Крымская гвардия бежала из города (и была по пути перехвачена и разбита), а царицу Сююмбике вместе с сыном отдали русским, попросив взамен снова прислать на царство Шах-Али (см. рис. 4 - Сююмбике вывозят из Казани). На лодке её переправляют в Свияжск, откуда затем она будет доставлена в Москву. Тем временем проект мирного вхождения Казанского ханства в состав России провалился весной 1552 года, и уже в октябре того же года  Казань была взята штурмом царскими войсками.

Kremlin
Рис. 4 Сююмбике с сыном навсегда покидают Казань
Источник: https://izo-museum.ru/hazine/vyistavki-i-sobyitiya/hudojniki-tatarstana-obraz-syuyumbike

        После выдачи жизнь Сююмбике начинает приближаться к печальному концу. Она провела два года в качестве царской пленницы (правда, пока вместе с сыном), причем Иван Грозный отклонил все просьбы хана Юсуфа и его сыновей вернуть им дочь и сестру. Вероятно, в Москве не желали брать на себя те большие политические риски, с которыми было бы связано освобождение Сююмбике. К тому же московский царь не мог простить прегрешения её «крымского» мужа, который во время своего правления непрерывно грабил ослабленное Московское княжество и уводил в полон русских людей. В 1553 году, уже после падения Казани, московские власти забрали сына и выдали Сююмбике замуж за Шах-Али (ирония судьбы: третий муж был старшим братом первого), причем новоявленные супруги совсем этого не хотели. Остаток дней она провела в Касимове и скончалась в 1557 году примерно 40 лет от роду. Могила её, предположительно, находится в мавзолее Шах-Али в Касимове (мавзолей сохранился до наших дней), но точное расположение неизвестно. Её сын был крещен как Александр в Чудовом монастыре Кремля и воспитывался при дворе Ивана Грозного. В 1563 году «царь Александр», как его тогда называли, участвовал в походе русских войск на Полоцк. Умер он в 1566 году в возрасте 20 лет и был похоронен в наиболее почетном месте – Архангельском соборе Московского Кремля.

        Нельзя не упомянуть еще одну интересную деталь, связанную с Сююмбике. Два её родных брата, Али и Ибрагим, перешли на службу к Ивану Грозному и стали родоначальниками знаменитого княжеского рода Юсуповых (по имени их отца – Юсуфа). Так что, выражаясь в современных терминах, «девичья фамилия» Сююмбике была Юсупова!


            Содержание главы


            Список глав по Казани


            Оглавление сайта