В Касабланке мы оказались проездом, делая пересадку с самолета на самолет. В нашем распоряжении было примерно 10 межполетных часов, и грех было не воспользоваться возможностью посмотреть новый город. Предварительно почитав путеводители и поговорив с осведомленными знакомыми, мы быстро поняли, что Касабланка имеет ограниченную туристическую привлекательность. Тогда было принято решение «подтянуть» к этому визиту и столичный Рабат, который находится примерно на 90-километровом удалении от Касабланки. Чтобы все успеть, наняли гида с машиной: нашу бывшую соотечественницу из Мурманска, которая 30 лет назад вышла замуж за учившегося в России марокканца и с тех пор живет в Рабате.
Но начали мы все же с Касабланки, и этот рассказ – про нее. Касабланка – самый большой город в Марокко, где проживает около четырех миллионов человек и находится самый важный в Африке порт. Касабланка считается также главным промышленным и деловым центром Марокко. А вот туристов туда «заносит» в основном потому, что многие международные рейсы прилетают именно в Касабланку, да и еще, пожалуй, благодаря одноименному романтическому голливудскому фильму, который у всех наслуху.
Но в целом Касабланка - город нетуристический, интересных для иностранцев достопримечательностей там почти нет, и рассчитывать на романтику точно не следует. Поэтому с гидом мы сразу договорились, что Касабланку будем смотреть "точечно" (две площади с французским наследием и знаменитую мечеть Хасана II), а основное время посвятим Рабату. Сразу скажем, что это решение было правильным.
За свою долгую историю, которая уходит корнями в 7-й век до н.э., Касабланка успела побывать под властью берберов, финикийцев, римлян, арабов, португальцев, испанцев и французов. В 1755 году сильное землетрясение полностью разрушило город, поэтому особо старых построек в Касабланке нет. А что есть, так это несколько кварталов в центре города, застроенные французскими архитекторами в стиле ар-деко в сочетании с мавританскими традициями. И было это, когда Марокко находилось под французским протекторатом (1907-1956).
Свою независимость Марокко получило в 1956 году, в период правления короля Мухаммеда V. Естественно, что главная административная площадь города теперь носит его имя. Большинство зданий, ее окружающих, построено французами в 1920-1930-е годы.
Изначально, в 1938 году, памятник Юберу Лиоте был установлен прямо перед Дворцом правосудия на этой же площади. В 1959 г., т.е. после того, как Марокко обрело независимость, его перенесли на территорию консульства Франции. В 2020 году была подана петиция с требованием убрать статую из поля зрения общественности, учитывая колониальное угнетение Марокко в период протектората Франции. Но требование не было удовлетворено, очевидно.
Из современных сооружений, фасадом выходящих к площади Мухаммеда V, отметим недавно построенный Большой театр Касабланки. Это крупнейший театр в Африке и во всем Арабском мире, возведенный по проекту Кристиана Юрвуа де Портзампарка, лауреата Притцкеровской премии. Это первый французский архитектор, удостоившийся такой награды. В мае 2024 года театр официально еще не был открыт.
Рядом с площадью Мухаммеда V - собор Пресвятого Сердца (Cathedrale Sacre Coeur). Спроектированный французским архитектором Полем Турноном, он был построен в 1930-1952 гг. для многочисленных католиков, живших в Касабланке в то время. К 1956 году, после обретения независимости Марокко, собор утратил свою религиозную функцию и стал культурным центром.
Еще одна известная площадь Касабланки, на которой мы побывали, - площадь ООН, на которой пересекаются основные артерии города. Один из самых заметных объектов на площади - это Часовая башня. Ее построили по решению французского командующего в 1911 году как символ французской власти в Марокко. В 1948 году из-за ветхого состояния башню снесли, но в 1993 году отстроили вновь. Правда, нынешнее нахождение башни - в 45-ти метрах от прежнего месторасположения. Эта огромная площадь является точкой раздела между старой мединой Касабланки и современными районами.
Но самым ярким объектом Касабланки, безусловно, является мечеть Хасана II, минарет которой виден из любой части города.
Эта одна из самых больших в мире мечетей была построена за рекордные восемь лет (между 1985 и 1993 годами) по проекту француза Мишеля Пинсо. Общая вместимость мечети - 105 тысяч верующих (до 25 тысяч молящихся - внутри здания и еще 80 тысяч – на прилегающей площади).
И если по параметру вместимости в мире есть несколько мечетей и побольше, чем касабланкская, то по высоте своего минарета (210 м) мечеть Хасана II свыше 20 лет держала первенство - пока в 2019 году ее не превзошел минарет, построенный в Алжире.
Эта мечеть была подарком короля Хасана II самому себе к 60-летию. Правда, оплатили этот подарок ценой в 800 млн. долларов жители Марокко, с которых средства собирали в добровольно-принудительном порядке. Каждому человеку, внесшему пожертвование на строительство мечети, выдавался сертификат, без предъявления которого, как мы читали, было невозможно оформить какие-либо документы или получить официальные справки.
Это одна из немногих мечетей, "куда пускают неверных". В Марокко с этим строго: они реально разделяют людей на мусульман и всех прочих. Обувь, как и во всех мечетях, при входе пришлось снять, но никакого специального дресс-кода для женщин там не предусмотрено. Так что все дамы ходят по мечети "кто во что горазд".
Над созданием мечети Хасана II трудились более 10 тысяч мастеров разных специальностей, и результат превзошел все ожидания.
Мечеть Хасана II имеет традиционный облик: колонны из камня, мраморные полы, разноцветные деревянные потолки, резьба по штукатурке (стукко), марокканские мозаики, но при этом построена по последнему слову техники - с раздвигающейся крышей, полами с подогревом.
Внутри зала для молитв находится 78 колонн из розоватого гранита с резными капителями из гипса. На полу выложены рисунки из гранита, оникса, мрамора и травертина. Стены обильно декорированы изысканной резьбой по штукатурке (стукко).
Все здание построено из местных материалов. Только колонны и люстры были завезены из Италии.
Невозможно не восхититься деревянными потолками и панелями, кружевными настенными декорациями из алебастра.
Особый восторг у нас вызвал лепной декор, выполненый на стенах, арках, колоннах. Основные мотивы - традиционные для исламского искусства (геометрические, растительные и каллиграфические). Очень хороши и трехмерные мукарны - декор в исламской архитектуре, в котором ряды, или ярусы элементов нависают друг над другом, создавая объемный эффект.
Использована в мечети и так называемая «марокканская мозаика» (зулляйж или зеллидж на арабском) - когда мелкие цветные плиточки различной формы образуют сложные геометрические узоры.
Исключительно красива и работа по металлу.
После осмотра главного зала мы спустились на цокольный этаж. Там находятся помещения для ритуальных омовений, совершаемых перед началом молитвы.
В цокольном этаже располагается целый банный комплекс. До недавнего времени часть помещений и в хамаме показывали туристам. Сейчас в баню пускают только тех, кто идет мыться.
В отдельном здании располагается музей мечети. Его экспозиция посвящена истории возведения этого комплекса, запечатленной на фото и видео.
В музее мечети хранятся и неиспользованные элементы отделки ее интерьеров, которые можно разглядеть поподробнее. Большой раздел рассказывает о декоративном искусстве Марокко.
Мечеть Хасана II стоит на самом берегу океана, на специальной платформе, выступающей прямо над Атлантикой. Говорят, что архитектора вдохновили слова из Корана: «Трон Аллаха находится на воде».
Говорят, что во время прилива создается ощущение, что здание плывет по волнам. Мы там оказались в период отлива и оценить это утверждение не смогли.
Говорят, с маяка открывается красивый вид на Касабланку и на мечеть в частности. Он открыт для посещений, при желании можно подняться наверх, преодолев 256 ступеней винтовой лестницы. У нас времени на это не было, но в сторону мыса мы проехали и сделали несколько снимков.
Ну а дальше наш путь лежал в Рабат, но это уже другая история.
{↑}