Часть 2. Старый город
Знакомство с самим Баку мы начали со старого города, который азербайджанцы называют Ичери Шехер (дословно «внутренний город») или
просто Крепость. И это самый первый из трех объектов ЮНЕСКО в Азербайджане.
Рис.1. План бакинского старого города. Из интернета, с нашими дополнениями. Ичери Шехер имеет близкую
к овалу форму (500-600м в поперечнике), создаваемую в основном сохранившимися до сих пор крепостными стенами
(черный контур). Удивительно, но вплоть до 19-го века весь Баку умещался внутри этих стен и только после начала
нефтяного бума вышел за их пределы. Цифрами обозначены основные объекты, упомянутые в тексте.
Как и остальной Баку, его старая часть расположена на склоне холма, постепенно спускающегося к Каспийскому морю. Для входа в старый
город есть 5 ворот. Когда-то стены доходили до самого моря, но за несколько столетий Каспий отступил примерно на 200 м.
Фото 1. Это - западный вход в Ичери Шехер. Старый город с севера и запада до сих пор окружен непрерывной крепостной стеной,
высота которой достигает 8-10 метров, а ширина — 3,5 метра. Слева - модерновый вестибюль одноименной станции метро 1967 года постройки.
Главный объект старого города - дворцовый комплекс ширваншахов. Как видно на рисунке ниже, он включает в себя несколько сооружений,
расположенных на разных уровнях и отделенных друг от друга стенами.
Рис.2. Общий вид Дворцового комплекса ширваншахов. Из Интернета.
Перед входом в дворцовый комплекс туристов встречает инсталляция «Семь красавиц» - расположенные друг над другом
семь разноцветных стаканов. Это армуды, грушевидные стаканчики, из которых азербайджанцы (да и турки тоже) пьют чай.
Фото 2. Инсталляция «Семь красавиц» у входа в дворцовый комплекс.
Ширваншахами называли правителей Ширвана — древнего государства, существовавшего на территории Кавказа с 9-го по 16-е столетия.
Первоначально столица Ширвана размещалась в Шемахе, но после случившегося там землетрясения ширваншахи перебрались в Баку. Дворцовый
ансамбль и крепость в Баку возводились на протяжении нескольких столетий, начиная с 12-го века, но при этом соблюдался
единый архитектурный стиль (что сейчас очень радует). Во второй половине 16-го века Ширван завоевали османы: дворец был покинут
и разграблен. В 17-18-м веках он находился в запустении и продолжал разрушаться. После того, как Азербайджан в 19-м веке вошел в
состав Российской империи, дворец ширваншахов передали военному ведомству, и после серьезной внутренней перепланировки стали
использовать в качестве склада. В советское время дворец восстановили, как смогли, и открыли там музей -
не слишком интересный, с нашей точки зрения.
Фото 3-5ab. Во дворце ширваншахов. В целом от периода ширваншахов там сохранились только
стены, а вся музейная начинка (ковры, оружие, музыкальные инструменты, священные книги и др.)
- 19-го века.
Фото 6. Дворцовая мечеть с минаретом (середина 15-го века).
Фото 7. Минарет крупным планом.
Фото 8. Портал усыпальницы ширваншахов.
Фото 9. Надгробия одного из шахов и членов его семьи (первая половина 15-го века).
Фото 10. Слева - купола дворцовой мечети. По центру - портал и ребристый купол усыпальницы ширваншахов.
Прямо за ней - белое прямоугольное здание Администрации Президента, а также - две из трех Пламенных башен
(современного символа Баку).
Фото 11. Во дворцовом комплексе нашлось тенистое местечко и для котейки. Спал без задних ног, не
реагируя даже на прикосновения.
Слева от дворца, в замкнутом дворике, находится Диван-хане: восьмигранная ротонда-павильон, окруженная открытой
аркадой. Существует несколько версий о назначении Диван-хане. Предполагают, что оно служило зданием для судопроизводства,
или сбора дивана (совета высших лиц государства), либо было мавзолеем.
Фото 12. Ротонда-павильон Диван-хане (конец 15-го века), окруженная аркадой. Фото из интернета.
Фото 13ab. Один из порталов ротонды (слева). Фрагмент интерьера ротонды (справа).
А пока мы переходим к следующему объекту дворцового комплекса, скажу пару слов о нашем втором гиде.
Полуазербайджанец-полурусский (хотя сам себя считает азербайджанцем) со славянской внешностью. Возраст - 50+.
Бывший десантник, в этом качестве успевший поучаствовать в двух войнах (Афган и Карабах). Сейчас - полковник
милиции, его служебный китель висел на плечиках в машине ("на случай, если срочно вызовут на работу"). Очень
колоритная личность.
Фото 14. Полуразрушенная мечеть Кей-Кубада (на переднем плане) и примыкающий к ней мавзолей (с пирамидальным
навершием). В нем погребен придворный учёный Сейид Яхья Бакуви, который занимался медициной, математикой и астрологией.
Мавзолей построен во второй половине 15-го века.
В нижнем дворе комплекса сохранилась баня из 26 помещений, построенная в 15-м веке. Дворцовая баня,
как и подавляющее большинство бань стран Востока, была заглублена в землю, снаружи были видны только входной
портал и купола больших залов. Баню обнаружили во время раскопок 1940-1960-х годов.
Фото 15. Бани ширваншахов. К баням подступают жилые дома. В частности, дом с двумя флагами - это резиденция
итальянского посла.
Рядом с дворцовым комплексом, на небольшой площади стоит очень необычный бронзовый памятник-бюст,
посвященный местному поэту Алиаге Вахиду. Подойдя поближе видишь, что плечи бюста у земли превращаются в корни деревьев,
шея - в мощный ствол, а волосы на голове — в крону, куда изобретательно вплетены изображения людей.
Фото 16ab-18ab. Памятник поэту Алиаге Вахиду (1894-1965). Скульпторы - Натик Алиев и Рахиб Гасанов.
Сцены, изображенные в волосах, символизируют героев произведений поэта, зарождавшихся в его мыслях и выходивших с его стихами в мир.
Рядом с памятником Вахиду - небольшой чайный павильон, куда наш гид предложил нам зайти, сказав, что там и чай хороший,
и вкусное варенье из молодого миндаля. Все так и было, подтверждаем.
Фото 19. Чаепитие с вареньем из молодого миндаля.
Здесь же, рядом с внешней стороной сохранившейся крепостной стены разбит прекрасный сад. Его нынешнее название
- сад Филармонии.
Фото 20-24. Сад Филармонии заложили еще в 1830-м году. Чернозём для него с помощью купцов (используя
административный ресурс) был завезён на торговых судах аж из Персии. С тех пор сад расширился, обрел новые посадки
и сооружения, и сейчас - просто красавец. На одной из фотографий виднеется Филармония (желтое здание), в честь
которой сад сейчас назван.
Пройдясь по саду, мы через ворота в крепостной стене снова вернулись в старый город, в запутанный лабиринт узких
улочек и переулков. Гулять по средневековому городу можно без всякой системы, и интересности ожидают на каждом шагу.
Вот, например, культовая для всех россиян улица, идущая под кодовым названием «Черт побери!».
Именно здесь, а не в Стамбуле, снимали знаменитую сцену из «Бриллиантовой руки», когда Никулин и Миронов поочередно
плюхались на брусчатку и восклицали «Черт побери!».
Фото 25. Улочка Кичик Гала (Kichik Qala), где снимали эпизод «Черт побери!».
Фото 26. Напротив этого места у стены дома выставлена фотография этой сцены из фильма.
Фото 27. Теперь там работает кафе и туркомпания с соответствующими именами.
Юго-западный угол крепости занимают бани Касум-бека. Как и большинство местных бань, эти утоплены в землю.
Над землей возвышаются только купола. В результате в подземной бане летом было не слишком жарко, а зимой – не слишком
холодно. Построены эти бани в 18-19 вв.
Фото 28. Бани Касум-бека. Согласно легенде, Касум-Бек повелел строителям возвести купола бани
по числу своих жен. В простонародье баня была известна под названием «Сладкая баня»:
вместе с чаем там подавали сладости.
Старый город - это прежде всего туристический район. Тем не менее, внутри крепости до сих пор сохраняется
и жилой фонд. Характерная особенность местной жилой застройки — нависающие над улицами балкончики. По большей
части - традиционные, в виде закрытой деревянной веранды, но есть и с кованными ограждениями.
Балкончики старого города...
...их называют «шушебенд» - то есть остекленная веранда.
Эти стрельчатые окна да деревянные закрытые балконы выглядят очень по-бакински.
Старый город, хоть и сохранил средневековую схему узких извилистых улиц...
...но тоже испытал воздействие нефтяного бума.
В целом «новостроек» (если можно так сказать про дома столетней давности), грамотно стилизованных
архитектурно и разумной этажности, в старом городе немало.
Новодел в старый город вписался очень хорошо и отторжения не вызывает.
Фото 29-37. Балкончики старого города.
Фото 38. Резной портал Пятничной мечети, или Джума-мечети, построенной
в 1899 году. В советский период в здании располагался музей ковров, но с 1990-х
годов оно снова стало мечетью.
Еще одна жемчужина старого города, так называемая Девичья башня, - высокое сооружение необычной формы.
Дата постройки башни до сих пор не установлена, также как считается неизвестным и ее назначение. О возникновении
Девичьей башни ходит много легенд. Большинство из них обыгрывают слово «Дева» в названии башни с тем или иным
вариантом несчастной любви или рассказывают про деву-спасительницу города от той или иной беды.
Фото 39. Высота башни - 29 м, диаметр - 16,5 м. Башня имеет невероятно мощные стены, ширина которых у
основания - 5 м и 4 м наверху. По всей свой высоте башня имеет огромный каменный выступ без внутренних помещений,
обращенный в сторону моря. Во многом именно эта деталь строения мешает найти разумное объяснение назначения башни.
Как пишут, сооружения подобной формы нигде больше в мире не встречаются.
Фото 40. Назначение Девичьей башни по сей день остаётся неясным. Одни видят в ней оборонительное
сооружение с функциями маяка и наблюдательной вышки, другие - обсерваторию, зороастрийский храм огня или
зороастрийское погребальное сооружение. Каждое из этих предположений имеет свои сильные и слабые стороны.
Фото 41. Девичья башня со стороны Каспийского моря. Справа - дом Гаджинского в стиле модерн.
Наверху башни есть смотровая площадка, но мы ее проигнорировали, имея в виду, что в Баку есть и получше варианты
(что правда).
Фото 42. Недалеко от Девичьей башни археологами была раскопана древняя базарная площадь, окруженная аркадами.
В центре площади стоят надгробия, которые были обнаружены тоже в этом месте, но относятся к более раннему времени. Некоторые
надгробия — в виде плит и саркофагов, покрытых письменами, но есть и надгробия в виде фигур. Ученые предполагают, что здесь
огнепоклонники могли отправлять свой культ.
Фото 43. Рядом с бывшей базарной площадью возвышаются купола старинного хамама 15-го века — бань Гаджи Гаиба.
По старому городу можно бродить долго, открывая для себя все новые и новые детали. И многие с виду скромные строения, оказывается,
имеют за своей спиной многолетнюю историю. Можно сказать, что Ичери-Шехер - хороший пример старого города, сохранивший свою
самобытность среди других районов Баку, радующий визитера своей опрятностью, но при всём том, не ставший чисто туристической вотчиной.
Фото 44. Баку был важным пунктом на Шелковом пути, поэтому в средние века здесь было много караван-сараев. Многие из них ныне
преобразованы в рестораны. Слева - бывший караван-сарай Мултани, построенный индийскими купцами в 15-м веке.
Фото 45-48. На улицах старого города: как же обойтись без сувенирных развалов и антикварных барахолок?
Практически во всех путеводителях в качестве местной достопримечательности упоминается художник Али Шамси и
его мастерская в старом городе. Предварительно посмотрев в сети фотографии его работ, мы решили, что можем
безболезненно пропустить эту точку. Проходя мимо мастерской в начале нашего тура и обнаружив ее закрытой, мы подумали, что
вопрос решился сам собой. Но гид проявил настойчивость, и в конце экскурсии снова подвел нас к этому месту.
Фото 49-51ab. Мимо мастерской художника Али Шамси сложно пройти: фасад украшают различные инсталляции:
звериные морды, инопланетяне, отпечатки чьих-то рук, прибитые к стене туфли, женские лица...
Ну а внутри мастерской глаза тем более разбежались - и от яркости красок, и от неимоверного количества предметов,
многие из которых были закреплены на стене. Тематика картин - тоже самая разная: море, горы, женщины, гранаты,
что-то абстрактное...
Фото 52ab. Инсталяция внутри мастерской из предметов, привезенных художником из различных уголков планеты.
Чего там только не было: черепа и чучела животных, камни, какие-то сосуды, бусы, сушеные растения...Этакая лавка
антиквара-любителя.
И хотя этот стиль искусства нам особо не приглянулся, сам художник оказался обаятельным и очень доброжелательным
человеком, с отличным чувством юмора, и потому общение с ним доставило удовольствие. На прощание мы
сделали общую фотографию.
Фото 53. Фото на память.
Из картин, увиденных в мастерской, мы особо обратили внимание на те, что написаны нефтью.
Фото 54-55. Написано нефтью. Нефть в качестве краски - материал текучий и капризный, требует особой
техники письма. Укрощают нефтяной нрав комбинированием ее с красками и/или с синтетическими присадками. Зато
картины, написанные нефтью, обладают каким-то необычным (золотым) свечением. И все же думается, что нынешнее
увлечение живописью с использованием нефти - это дань моде.
Подобные картины, написанные нефтью, мы видели также и в музее Нобеля в Баку. Но это уже
другой рассказ - про Баку времен нефтяного бума.
{↑}
Часть 3
Оглавление сайта