Одна из главных тем при посещении Баку – это нефть, поскольку, начиная с последней четверти 19-го века, на доходах от нее строится благополучие как города, так и Азербайджана в целом. Знающие историю страны пишут о двух периодах бакинской нефтяной лихорадки, второй из которых Азербайджан переживает в настоящее время. Ну а первый нефтяной бум начался в 1870-е годы и с ним в значительной степени связано формирование нынешнего облика города.
О наличии месторождений нефти на Апшеронском полуострове было известно очень-очень давно, но в промышленных масштабах черное золото там начали добывать только в последней четверти 19-го века. К началу 20-го столетия на бакинские нефтепромыслы приходилось уже 90% общероссийской и 50% мировой добычи нефти. Нефтяной бум перерос в строительный. Тогда в городе появились многочисленные здания в разных архитектурных стилях, но с удачно найденной этажностью, облицованных единым местным строительным материалом и оформленных изысканной каменной резьбой. Построенные в конце 19-го – начале 20-го веков великолепные здания и сегодня украшают этот город - на радость его жителям и туристам.
Нефтяные богатства региона привлекли многих иностранных предпринимателей, среди которых одними из первых были братья Нобели. Их можно назвать пионерами и революционерами добычи азербайджанской нефти. Нобели создали первую в российской истории нефтяную компанию, имевшую полный технологический цикл от разведки до сбыта; а за счёт использования трубопроводов, танкеров, цистерн и нефтехранилищ удешевили нефтепродукты настолько, что вытеснили Рокфеллера с европейского рынка, сделав тогда Баку мировой столицей нефти.
В Баку в 1884 году Нобели построили свой семейный очаг под названием «Вилла Петролеа» и одноименный поселок для служащих своей компании - с жилыми домами, больницей, школами, театром.
В советское время Вилла Петролеа использовалась как склад, военный госпиталь, детский дом и до начала 2000-х годов дожила в крайне запущенном состоянии. В 2004 году был создан Бакинский фонд наследия Нобелей, занявшийся восстановлением этой резиденции. После завершения ее реконструкции, с 2008 года в ней находятся Бакинский Нобелевский нефтяной клуб, Международный конференц-центр и Музей братьев Нобель — первый музей семьи за пределами Швеции.
Интерьер дома до состояния, которое было при его владельцах, восстановить не удалось, однако некоторые элементы (например, 2 из 3-х каминов) - «родные».
В музее собраны предметы быта и интерьера, которыми пользовалась семья Нобелей. После революции многие из них исчезли из резиденции, но при подготовке к открытию музея часть экспонатов удалось выкупить на различных международных аукционах. Помимо этого, в экспозицию привлекли и некоторые предметы из резиденций Нобелей в Санкт-Петербурге и Осло. Кроме личных вещей семьи, в музее также есть фотографии, отражающие деятельность Товарищества братьев Нобель и историю нефтедобычи в Баку.
Этот музей - частный, и хотя на его сайте указаны регулярные часы работы, попасть туда без предварительной договоренности, как мы поняли, нельзя. За нас это сделал гид.
В 1859 году статус Баку был повышен с уездного до губернского. А тут и нефтяной бум подоспел, и город начал преображаться, выплеснувшись за пределы крепостных стен. Возникли новые жилые кварталы с регулярной, на европейский манер планировкой. Начало формированию шикарного центра нынешнего Баку, так восхищающего сегодня туристов, было положено.
Нобели были не единственными нефтедобытчиками, кто составил себе тогда состояние. Появилась многочисленная прослойка богатых предпринимателей (армяне, русские, азербайджанцы), которые стали инвестировать свои доходы в недвижимость. Для строительства особняков они приглашали лучших зарубежных архитекторов. За многими возведенными в то время зданиями стоят интересные людские судьбы.
Муса Нагиев - один (хотя далеко не единственный) из тех, о ком говорят: «Из грязи - в князи». Родом из семьи продавца соломы, он начинал с работы грузчиком. В 18 лет на накопленные деньги купил небольшой земельный участок, на котором хотел заняться земледелием. Но оттуда забил фонтан нефти, и он сделался нефтеторговцем, став со временем одним из самых богатых людей в Баку. Позже он начал инвестировать в строительство и недвижимость, построил в Баку 98 зданий и стал крупнейшим владельцем бакинской арендной недвижимости, владея более чем 200 зданиями.
Задумал и финансировал строительство гимназии другой местный нефтепромышленник и меценат - Гаджи Зейналабдин Тагиев. Она стала первой в мусульманском мире школой-пансионом для девочек, и поначалу местное духовенство было против ее открытия, называя затею Тагиева «бесовской» и «богохульной». Тагиев проявил чудеса изобретательности, чтобы получить письменную поддержку этой гимназии от самых уважаемых в исламском мире религиозных деятелей и императрицы Александры Федоровны.
А для своей семьи Тагиев вместе с архитектором Иосифом Гославским отгрохал дворец в архитектурных традициях итальянского Возрождения, занимающий целый квартал в центре Баку.
К высотам своего богатства Тагиев тоже пришел из самых низов: будучи сыном сапожника, уже с 9-ти лет начал работать каменщиком. Скопив немного денег, купил небольшой земельный участок, который оказался нефтеносным...Тагиев - личность, безусловно, выдающаяся. До конца жизни так и не научившись читать, вошел в историю страны не только как успешный бизнесмен, но и как меценат, строивший и финансировавший образовательные учреждения, плативший за обучение сотен студентов, спонсировавший издание газет и журналов, построивший здание для театра... В 1920 году все предприятия Тагиева и его дворец были национализированы. Он умер через 4 года на своей даче в Мардакянах.
В отличие от большинства нефтебаронов начала ХХ века, сделавших себе шальные капиталы на нефтяном буме, Гаджинский был хорошо образован. Иса-бек Гаджинский умер в 1919 году, а вскоре после этого в Азербайджане установилась советская власть. Дом национализировали и разделили на несколько квартир, которые выдали госслужащим и ученым-нефтехимикам. Особняк носил имя Гаджинского до 1940-х гг. Позже его стали называть «Домом на набережной», намекая на аналогичный дом в Москве, где жила партийная элита. А в 1944 году по пути из Тегерана в этом здании останавливался Шарль де Голль. Поселили его в доме Гаджинского в угловой части, которая, как правило, пустовала — ее приберегали для почетных гостей.
В новом городе, выросшем на нефти, почти каждый дом имеет свое лицо. И это не одна-две-три улицы, а квартал за кварталом. И удивительное дело: при индивидуальности каждого здания они невероятным образом формируют единое целое. На его создание "работает" и согласующаяся этажность построек, и единство облицовочного материала - теплого по тону местного песчаника. И еще - масса великолепных вырезанных из камня деталей. Конечно, мы увидели только малую часть городских красот, но даже этого хватило, чтобы оценить город по достоинству.
Много привлекательных строений осталось в Баку и с советских времен.
Очень нам понравился в Баку памятник Низами - безусловно, выдающийся, но в достаточно забавной истории его создания без политики не обошлось. До 1940-х годов культурная идентичность Низами не дискутировалась — его признавали персидским поэтом. Однако на территории СССР в связи с приближающимся 800-летием со дня рождения поэта стала активно обсуждаться национальная идентичность Низами. «Окончательный вердикт» в решении этого вопроса вынес Иосиф Сталин, заявив о несомненной принадлежности поэта к азербайджанцам. Был для этого и формальный повод: Низами родился и жил в городе Гянджа, который находится на территории современного Азербайджана. Короче, после 1940 года на территории СССР Низами стал на официальном уровне считаться азербайджанским поэтом.
Основная трудность, с которой столкнулись при подготовке памятника поэту, состояла в том, что до нашего времени не дошло ни одного изображения Низами (1141-1209). Конкурс по созданию живописного портрета Низами выиграл художник Газанфар Халыков, а вот победитель среди нескольких десятков скульпторов выбран не был. В результате заказ получил молодой скульптор Фуад Абдурахманов, успевший к тому времени выполнить удачный памятник поэту Физули. Начавшаяся ВОВ отложила праздноване юбилея Низами на 8 лет, и памятник был открыт в 1949 году, произведя в Баку заслуженный фурор.
Очень нас впечатлила и грандиозная сталинка Дома правительства. Его архитектором был Лев Руднев (в соавторстве с Владимиром Мунцем и Игорем Ткаченко). Руднев знаменит проектированием Главного здания МГУ и Дворца науки и культуры в Варшаве, Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде, Военной академии РККА им. Фрунзе в Москве и множества других сооружений.
При всей своей помпезности и масштабности здание выглядит очень выразительно и гармонично. Прототипом для трёх рядов колонн по бокам здания послужила, как утверждают, колоннада приёмного зала комплекса Дворца ширваншахов. Так что стиль сооружения можно определить как сталинский ампир с элементами барокко и восточными мотивами.
На этой же площади находится нижняя станция фуникулера «Бахрам Гюр». Фуникулер в Баку построили в далеком 1960 году и впоследствии неоднократно модернизировали. Последняя на сегодняшний день крупная реконструкция проводилась в 2012 году - перед началом «Евровидения». Но это уже другая история - про сегодняшний Баку.
{↑}