Содержание:
Киото называют городом храмов, воплощением традиционной Японии и культурной столицей страны. По местным меркам, это довольно древний город, основанный в 8-м веке н.э. При этом более 1000 лет (с 794 по 1869 год) город Хэйан (старое название Киото) был столицей Японии, главной резиденцией ее императоров. Естественно, за это время, как и подобает столице, в городе было построено огромное количество великолепных храмов, святилищ, дворцов, садов и парков. И хотя Киото много раз горел за свою историю, его неизменно восстанавливали.
Поддержанию репутации Киото как культурной столицы страны способствовало и то, что в отличие от многих других японских городов, массированные американские бомбардировки периода ВМВ Киото не коснулись: намечая потенциальные жертвы, американские власти по некоторым соображениям вычеркнули этот город из списка. Так что и в сегодняшнем Киото сохранилось огромное количество древних достопримечательностей.
Сегодняшний Киото – огромный город с населением порядка 1,5 миллионов человек. Но современная часть города, с его многочисленными стандартными бетонными коробками жилых и офисных зданий, с нашей точки зрения, интереса не представляет. Смотреть надо исторические сооружения в городе и пригородах. И таких очень много! Одних только объектов Юнеско в Киото и ближайших окрестностях - 17 (!) и еще две сотни достопримечательностей имеют статус «национального достояния», «важного объекта культурного наследия», «шедевра садово-паркового искусства». Так что там есть где туристу развернуться.
Мы провели в Киото 4½ дня, 2 из которых - вместе со своими коллегами по работе и остальное время – по самостоятельной программе. О самых ярких впечатлениях расскажем в нескольких фотоальбомах.
Мы начинаем рассказывать про Киото с этого храма, поскольку его часто называют символом Японии, а возможно, и самой любимой святыней всех японцев. Этот храм был основан в 778 году, то есть раньше, чем город Киото (тогда Хэйан), но до сих пор продолжает функционировать как храм, связанный с буддийской школой Хоссо.
Итак, мы идем к одному из самых популярных киотских храмов, расположенному в превосходном месте, на крутом холме в восточной части города. Уже на подходе к Киёмидзу-дэра неожиданно для себя мы оказались рядом с огромным кладбищем. Как потом оказалось, это гиганское буддийское кладбище с 15 тыс. захоронений.
От храма Киёмидзу-дэра можно пешком дойти до двух старых районов Киото, известных как районы проживания и работы гейш - Гион и Понточо. Они разместились по обе стороны реки Камо.
В один из дней мы прогулялись по кварталу Понточо, архитектура которого почти не подверглась современному влиянию, как и в Гионе. Большинство зданий — деревянные домики традиционной наружности, но, вероятно, перестроенные внутри. Нельзя сказать, что все это выглядело привлекательно. Особенно уродливо на узких улочках смотрелись столбы с проводами и клубком проводов.
Но больше всего, пожалуй, нас удивило наличие там заведения с «русским акцентом»: Водка-бар Наканиси с соответствующим оформлением витрины. Рядом на стене висела копия заметки об этом баре в «Комсомольской правде».
{↑}Еще одна киотская икона - так называемый «Золотой павильон». Можем предположить, что никто из побывавших в Киото, эту достопримечательность не пропустил. И она того стоит.
Свою историю этот объект ведет с конца 14-го века, когда третий сёгун (военный правитель Японии), Асикага Ёсимицу, выйдя в отставку, решил построить на северной окраине столицы роскошный дворцовый комплекс, равный императорскому, с многочисленными сооружениями религиозного и светского назначения. Самые большие средства были вложены в строительство павильона, который позднее стали называть Золотым - Кинкаку-дзи. Во время гражданской войны (1467-1477) все здания комплекса были сожжены дотла. Единственным пережившим те события стал Золотой павильон: видимо, в средние века у японцев рука на эту красоту не поднялась.
А вот в 1950-м году не поздоровилось и Золотому павильону: его вместе со всеми его сокровищами сжёг психически нездоровый буддийский послушник. Попытка его самоубийства не удалась, он был арестован и приговорен к 7 годам тюремного заключения, но умер до истечения срока наказания от туберкулеза. Новый Золотой павильон начали отстраивать в 1955 году практически с нуля, на основе инженерных данных о предыдущем здании и фотографий. Так что то, что можно видеть сейчас, это копия. Видимо, хорошая копия, поскольку в 1994 году павильон был внесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
Перед павильоном - великолепное озеро, которое очень украшают несколько больших и малых островов с растущими на них соснами. БОльшая часть островов, как это принято на востоке, носит поэтические названия.
Да и само озеро имеет говорящее название Кёко-ти («Озеро-зеркало»). И эти озерные отражения не менее прекрасны, чем отражаемые объекты.
Здание павильона, квадратное в основании, - трехэтажное с двумя ярусами крыш. Два его верхних этажа покрыты чистым листовым золотом. Отсюда и название павильона - Золотой.Первый этаж павильона выполнен в классическом стиле японской дворцовой архитектуры. Он (как и верхние этажи павильона) окружен выступающей терассой. Нижний этаж использовался экс-сёгуном как зал для деловых переговоров.
Второй этаж был построен в стиле самурайских жилых апартаментов. Он использовался как зал поэзии и музыки, здесь проводились чайные церемонии.
Третий этаж состоит лишь из одного помещения, которое изнутри и снаружи отделано листами золота. Это помещение, украшенное статуями Будды и алтарем, имело религиозное назначение и использовалось как молельня.
{↑}Посмотрев на Золотой павильон, захотелось в коллекцию впечатлений добавить и Серебряный. Но они расположены в разных частях города, поэтому этот визит состоялся уже на следующий день.
История Золотого павильона нашла свое продолжение в конце 15-го века, когда внук сёгуна Асикага Ёсимицу (создателя Золотого) по имени Ёсимаса, находясь под впечатлением от творения своего деда, решил построить собственную виллу. Место для ее расположения было выбрано в другом конце города — на востоке Киото, в противовес расположенному в северном районе Золотому павильону.
Тема сравнений этих двух объектов между собой возникает по нескольким причинам: родственное строительство (дед-внук), схожесть названий (Золотой-Серебряный), да и аналогичность архитектуры. И поначалу кажется, что Серебряный павильон проигрывает почти по всем статьям. Но торопиться с таким заключением не стоит: у Серебряного есть свои преимущества перед Золотым.
Как и дворцовый комплекс с Золотым павильоном, эта вилла изначально был построена для того, чтобы служить местом отдыха и уединения сёгуна, но после его смерти, по его завещанию, весь комплекс стал буддийским монастырем.
В конце 15-го века монастырь насчитывал более десятка зданий, среди которых самым красивым считалась двухъярусная башня с шатровыми крышами, верхнюю из которых венчал медный шпиль с изображением китайского феникса. Это и есть нынешний Серебряный павильон. Он получил это название (хотя никогда и не был облицован серебром), но гораздо позже - не ранее чем через сто лет после завершения его строительства, как считают.
Происхождение названия «Серебряный павильон» доподлинно не известно. Есть несколько версий того, почему Серебряный павильон (в отличие от Золотого) остался серебряным лишь на бумаге. Одни утверждают, что серебро было украдено, другие - что в ходе строительства возникли финансовые проблемы. Но самая красивая версия гласит, что сёгун сознательно отказался от специального серебряного покрытия, увидев, как прекрасно лунный свет играет на крыше и лаковом покрытии стен дворца. Так или нет, но с некоторых ракурсов даже нам показалось, что и в дневные часы павильон «серебрится».
Павильон имеет два этажа (в отличие от Золотого павильона, где их - три), выполненные в разных архитектурных стилях того времени. Доступа для туристов внутрь Серебряного павильона нет.
Рядом с павильоном - его знаменитый сухой сад с огромной площадкой из серебристо-серого песка, очертания которой, как утверждают, воспроизводят китайское озеро Сихо. Это стилизация моря с волнами.
В «море» возвышается массивное коническое сооружение из белого гравия и песка с плоской вершиной, которую каждый норовит назвать горой Фудзи.
На самом деле, этот конус со срезанной макушкой получил название «Лунная горка», или «Площадка лицезрения луны» (ох, любят японцы красивые названия!). Злые языки говорят, что эта горка первоначально была кучей песка, оставшейся после строительства храма. Но затем пригласили знаменитого ландшафтного мастера Соами, который и создал этот необычный сухой сад, который теперь считается уникальным образцом песчаного садового искусства 16-го века.
Как и Золотой павильон, Серебряный стоит на берегу живописного озера. Вокруг него проложена дорожка, с которой начинается великолепный прогулочный сад.
Дорожка сначала приводит к нескольким стоящим вокруг озера павильонам.
Серебряный павильон - одно из двух зданий, сохранившихся в целости и сохранности со времени строительства, несмотря на все пожары и землетрясения прошлых веков. Другой «выживший» – это так называемый Восточный храм.
Рядом с Восточным храмом расположился сад, поросший мхом. Японцы называют его "Храмом мха".
Выглядит мшистый сад очень естественно, так что может показаться, что так создано природой. На самом деле, в японских садах мох культивируют специально.
Дорожка, петляя по саду, постепенно поднимается на холм. Отсюда, с некоторого возвышения, хорошо видно, что осень уже вступает в свои права.
В самой верхней части тропинки открываются прекрасные виды на весь храмовый комплекс и часть Киото.
Эта прогулочная дорожка - круговая: после подъема на холм она снова приводит к Серебряному павильону, и на прощание на него можно взглянуть еще разок.
{↑}Фусими Инари - один из самых необычных храмовых комплексов в Киото и, пожалуй, самый запоминающийся. Это синтоистское святилище. Синтоизм – традиционная японская религия, основанная на вере в существование души, в одушевленность всего природного вокруг. Любой храм этой религии можно легко узнать по огромным П-образным воротам без створок (обычно - оранжево-алого цвета), по-японски называемым тории.
Здесь, в Фусими Инари, таких стоящих «плечом к плечу» ворот, образующих туннели, свыше десяти тысяч. Это больше, чем в каком-либо ещё храмовом комплексе, и именно этим Фусими Инари знаменит.
Сначала о названии комплекса. Это святилище находится в юго-западной части Киото, в районе с названием Фусими. Храмовые постройки начинаются у подножья горы Инари, буквально в 100-150-ти метрах от ж/д станции Инари на линии JR Nara (JR - Japan Rail, японские железные дороги).
Но Инари - это не просто название ж/д станции и горы. Инари - это имя богини плодородия, которой и посвящен этот комплекс. Культ Инари - один из главных в японском синтоизме. Богиню почитают уже более 1300 лет, и поначалу Инари рассматривали исключительно как покровительницу крестьян, обеспечивующую им хороший урожай риса. Со временем Инари стали ассоциировать не только с рисом, но и вообще с изобилием, а как следствие – с благополучием, процветанием и успехом. Это значительно расширило круг ее почитателей.
По разным оценкам, более трети всех синтоистских святилищ (>30 тысяч) в Японии посвящены именно Инари. И среди них храмовый комплекс Фусими Инари - самый главный и самый древний.
Это святилище основали в 711 году на склоне горы, в деревеньке Фусими, то есть еще до возникновения города Киото. Но своё нынешнее месторасположение Фусими Инари получил в 816 году, когда главные его сооружения «спустили» с горы - для удобства многочисленных верующих.
Во время гражданской войны (1467–1477) весь храмовый комплекс сгорел. Чтобы восстановить уничтоженные огнем постройки, понадобилось около тридцати лет, а главное здание храма построили и освятили только в 1499 году.
По обе стороны перед воротами - необычные стражники-лисы. Дело в том, что одно из воплощений богини рисового плодородия Инари – лиса (по-японски – кицунэ). Логика такая: без лис на поле будет много грызунов и не будет урожая. То же справедливо и в отношении зернохранилищ. С грызунами отлично справляются и кошки, но в Японии кошки, как утверждают, появились только где-то в 8-м веке, приплыв на китайских торговых кораблях, где их держали для борьбы с грызунами в трюмах. Зато лисы здесь жили всегда, и именно они снижали поголовье грызунов, защищая хранилища риса. Поэтому неудивительно, что именно лисы стали спутниками и посланниками богини плодородия Инари. В Фусими Инари везде, где только можно, установлены статуи лисы, держащие в зубах обычно или ключи от рисохранилищ, или колоски риса.
В японских храмах можно сделать приношения в разных формах. В отличие от других синтоистских святилищ, в Фусими Инари не подносят еду: Инари, по поверию, сама может накормить приходящего к ней. Поэтому в качестве приношения здесь используют оранжево-алые тории - самых разных размеров.
Традиция дарить святилищу тории, чтобы заслужить благосклонность Инари, распространилась в период Эдо (1603–1868). Именно тогда богиню Инари стали ассоциировать не только с рисовым плодородием, но и вообще с изобилием, а значит – с благополучием, процветанием и успехом. Круг ищущих покровительства Инари сильно расширился. Сначала тории дарили в основном богачи, потом к ним присоединились владельцы компаний – в благодарность богам за процветание и в надежде на удачу в будущем.
В результате щедрых подношений (от богатых и не очень) у святилища со временем появились тысячи торий, которые стали устанавливать вдоль дорожек, проложенных по склону горы Инори. И сейчас на территории святилища насчитывается более десяти тысяч торий.
Маршрут по склону горы, соединяющий 5 больших молелен, огромное число алтарей, поклонных камней, имеет длину более 4 км. И на всем протяжении он проходит через коридоры-туннели из ворот тории. Каждые ворота - это чьи-то пожертвования, начиная от крупных корпораций и заканчивая частными лицами.
Несмотря на то, что тории могут отличаться друг от друга по толщине, высоте, оттенку и текущему состоянию, эти различия становятся практически незаметны из-за того, как плотно друг к другу они стоят.
Путь к вершине горы занимает часа 2. Но эта дорога не кажется скучной, однообразной и утомительной. То и дело тропа приводит к малым святилищам, к поклонным камням, к многочисленным алтарям.
Есть на этой тропе и смотровая площадка с видом на Киото. Но в этот день было хмуро и дождливо, так что с городскими видами нам не повезло. Дойдя до конца тропы, мы отправляемся назад.
Подарок в виде тории стоит дорого. И тем не менее, как утверждают, очередь из желающих сделать такое пожертвование святилищу расписана на месяцы и годы вперёд. Можем предположить, что видимо, это касается, прежде всего, наиболее престижных мест - поближе к главным сооружениям святилища.
Вот такой интересный синтоистский храм есть в Киото. На самом деле, храмов (буддийских, синтоистких) в Киото - сотни. И про некоторые из них мы еще расскажем.
{↑}