Феррара

      Содержание:



      Вся Италия

      Оглавление сайта

Из Болоньи, где в тот момент находилась наша региональная «штаб-квартира», мы в один из дней съездили в Феррару. Её прошлое не связано с римскими временами, первое письменное упоминание города относится к 8-му веку, когда он был частью византийских владений на итальянском полуострове. Слава пришла к Ферраре в эпоху Возрождения, когда под управлением семейства д’Эсте город превратился в культурный и художественный центр Италии, сопоставимый с Флоренцией. Увы, в самом конце 16-го века династия герцогов д’Эсте прервалась и город оказался под контролем римских пап, что привело к его 200-летнему увяданию и потере прежней роли культурного центра Италии. С другой стороны, город мало пострадал во ВМВ и сохранил своё средневековое и ренессансное архитектурное наследие, на которое было интересно взглянуть.

Ferrara
Рис 1. Феррара в 1600 году. Красными точками обозначена граница между средневековым (снизу) и ренессансным (сверху) городом.

Ferrara

Правление рода д’Эсте в Ферраре продолжалось почти 400 лет - с 1205 по 1598 г., вначале в качестве маркизов, а затем и герцогов (на картинке слева - их герб: белый орёл на синем фоне). Время расцвета, могущества и блеска в истории династии д’Эсте открывается с правления Никколо III (1393—1441), превратившего город в важный политический и дипломатический центр. Начиная с 15-го века, герцоги д’Эсте выступают покровителями людей искусства и писателей, привлекая к своему двору много талантов той эпохи. В Ферраре возникла своя художественная школа, создавались литературные произведения мирового значения («Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто), работали знаменитые композиторы (Джироламо Фрескобальди). Один из Эсте, итальянский кардинал Ипполито II, сын Лукреции Борджиа, прославился строительством виллы д’Эсте в Тиволи недалеко от Рима.


Ferrara
Рис 2. Замок герцогов д’Эсте в Ферраре.

«Маленький феррарский двор был первым и старейшим двором в Италии. Французские короли из своих походов в Ломбардию унесли тот пример, который давала им Феррара и из которого впоследствии выросли дворы Людовиков. Уже в конце XV века у д’Эсте были придворные поэты и художники, были придворные театры, были загородные замки; феррарский дворец Скифанойя уже предсказывал будущие «Сан-Суси». Здесь за триста лет был предвосхищен тип герцогской столицы, каких было так много в Германии в эпоху Просвещения. Феррара стала первым городом в Европе, существовавшим от двора и для двора. Здесь было стотысячное население, была промышленность, была торговля, но всё это лишь служило праздничной жизни д’Эсте» (Павел Муратов. «Образы Италии»).

{↑}

Замок Эстенсе

Фамильный замок семейства д’Эсте (Castello Estense) был заложен в 1385 году маркизом Никколо II, чтобы защитить себя от бунтующих подданных. Незадолго до этого они разорвали на части (в буквальном смысле) одного из его высокопоставленных чиновников (бедняга заплатил за безрассудство своего господина, задравшего налоги выше всякой меры). Используя одну из существовавших средневековых башен (Torre dei Leone), строители на службе у маркиза возвели массивный квадратный замок с 4-мя башнями по углам, окруженный заполненным водой рвом. Вода, кстати, окружает замок до сих пор. Видимо, впечатлённые столь внушительным сооружением, жители Феррары перестали бунтовать, и замок ни разу не был использован в военных целях, став со временем главной резиденцией герцогов д’Эсте.

Ferrara
Фото 1. Замок Эстенсе - вид «с суши».

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 2. Замок Эстенсе - вид «с воды».

Тяга к патронажу над искусством странным образом сочеталась в роду д’Эсте с кровавыми внутрисемейными разборками, и подземелья замка хранят память о некоторых из них. Молодая 20-летняя жена маркиза Никколо III по имени Лаура Малатеста (известная также как Паризина) влюбилась в своего пасынка Уго, сына Никколо от первого брака. Застав их «на месте преступления», герцог заключил их в одиночные камеры подземной замковой тюрьмы, после чего обоим вскоре отрубили головы. При этом сам Никколо ни в чём себе не отказывал и имел порядка 25 внебрачных детей.

Ferrara
Фото 3. Во дворе замка.

Другая страшная драма произошла с Джулио д’Эсте, который был замешан в заговоре против своего брата, герцога Альфонсо I. Будучи схваченным, Джулио был приговорён к смерти, замененной в последний момент пожизненным заключением. Он провёл в тёмном подземелье 53 года, откуда его выпустил лишь внук Альфонсо I-го в день своей коронации. За всё время, проведённое в темнице, узник ни разу не общался с членами своей семьи. На воле не осталось уже никого из людей, кого он знал при жизни, и, ходя по городу, он с трудом узнавал места свой юности. Джулио д’Эсте недолго радовался свободе: через год он скончался в возрасте 82 лет.

Ferrara
Фото 4. Макет замка находится в одной из комнат первого этажа.

На втором этаже замка (т.наз. piano nobile - благородный этаж) находились жилые и церемониальные покои герцогов д’Эсте. Но первое место, куда попадаешь, поднимаясь на этот этаж - очаровательная оранжерея.

Ferrara
Фото 5. Апельсиновый сад (ныне в виде деревьев в горшках) разбит на террасе, примыкающей к апартаментам герцогинь д’Эсте. Отсюда, назамеченные снаружи, они могли наблюдать сверху за суетой городской жизнью.

Ferrara

Среди герцогинь д’Эсте было немало известных женщин, но самой (скандально) знаменитой среди них была Лукреция Борджиа, femme fatale Европы начала 16-го века (слева - её портрет в виде куртизанки в образе Флоры). Будучи незаконнорожденной дочерью не менее скандального римского папы Александра VI Борджиа, бедная девушка обвинялась во всех смертных грехах: инцесте, убийстве мужа, беременности вне брака и т.п. Однако вся её беда заключалась в том, что интриган-отец рассматривал её браки как свои политические инструменты, выдавая её замуж или расторгая эти замужества исходя из своих политических целей и обстоятельств. В 1501 году её выдали замуж в 3-й раз, за молодого вдовца Альфонсо I д’Эсте, старшего сына и наследника герцога Феррары. В этом браке, хотя и заключенном опять по политическим мотивам, супруги оказались довольны друг другом и взаимно счастливы. Лукреция родила мужу шестерых детей (не все из них выжили), а в жизни занималась благотворительностью, покровительствовала поэтам и ученым и даже «работала» регентшей герцогства во время долгих отсутствий мужа по военным или дипломатическим делам. Поэтому если в мире её репутация по-прежнему «хромает», то жители Феррары до сих пор вспоминают о ней с любовью.

Ferrara Ferrara
Фото 6ab. Герцогская часовня с потолочной фреской, изображающей четырёх евангелистов.

Главным украшением piano nobile являются три зала с замечательными потолочными фресками (кроме фресок там ничего больше не сохранилось), созданными в 1570-х годах. «Дизайнером» фресок был Пирро Легорио, дворцовый архитектор и антиквар, архитектор знаменитой виллы д’Эсте в Тиволи под Римом. По его проектам они были выполнены командой художников Филиппи - Камилло с сыновьями Чезаре и Себастьяно (более известным как Бастьянино). Также привлекались художники Людовико Сеттевекки и Леонардо-да-Брешиа. Созданные ими произведения восхищают посетителей замка по сей день. Рассмотрим их повнимательнее.

Ferrara
Фото 7. Зал Авроры (Sala dell'Aurora). Роскошная фреска в этом зале изображает четыре периода суток с фигурой Времени (Хроносом) по центру. Пластырями на фреске заклеены трещины для предотвращения осыпания краски.

Ferrara
Фото 8a. Рассвет: Аврора, богиня утренней зари, ведёт под уздцы лошадей, запряженных в колесницу солнца. Ferrara
Фото 8b. День: колесница солнца, управляемая Аполлоном, движется перед зрителем, сопровождаемая двумя женскими фигурами. У одной в руках круглый блестящий щит - символ солнца, у другой - два факела (два часа дня?). Ferrara
Фото 8c. Закат: колесница солнца уходит за горизонт. Вместе с Аполлоном на ней Деметра - богиня плодородия. Ferrara
Фото 8d. Ночь: богиня луны Селена приходит к своему возлюбленному Эндимиону.

Ferrara
Фото 9. Игровая комната (Saletta dei Giochi) с фреской, изображающей игры и состязания в Древнем Риме.

Ferrara
Фото 9a. Игра с бурдюком: упражнение на ловкость, практиковавшееся во время фестивалей Вакха. Суть упражнения не очень понятна. Может надо суметь выпить вина из бурдюка, балансируя на нём? :) Ferrara
Фото 9b. Цестус: древний бокс, в котором сражались руками, перевязанными кожаными ремнями с металлическими пластинами (на латыни эти плетённые боевые перчатки назывались caestus). В римских гладиаторских поединках цестус усиливался железными шипами.

Но наибольшее впечатление из трех залов производит самый большой из них, называемый «игровым» ( Sala dei Giochi ). В нём принимали всех знаменитых и родовитых гостей герцогства, включая французского короля. В качестве темы фресок были выбраны гимнастические искусства, которые в то время были в моде. Это идеально соответствовало личности заказчика, герцога Альфонсо II д’Эсте, спортивного энтузиаста и большого любителя игры в мяч. Любопытно, что почти все виды изображенных спортивных состязаний знакомы современному человеку.

Ferrara Ferrara
Фото 10ab. Игровой зал. В нём установлены большие зеркала, позволяющие без напряжения рассматривать детали потолочной фрески.

Ferrara
Фото 11. Тригон с 11 шарами: пять игроков перекидывают друг другу небольшие твёрдые мячи, ловя мяч левой рукой и бросая его правой. Цель игры - удерживать мячи в воздухе, не допуская их падения.

Ferrara Ferrara Ferrara Ferrara Ferrara Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 11ah. Названия игр/видов спорта на фреске (сверху вниз и слева направо): метание камней, метание дисков, вольная борьба, классическая борьба, игра в мяч, раскачивание на верёвке (качели), гонки на колесницах, бег с обручами.

На Torre dei Leone, самую старую башню замка, можно подняться по лестнице. Оттуда открываются хорошие виды на город, правда, в тот день нам не очень повезло с погодой - было облачно и сумрачно. Поэтому снимки оказались хуже, чем можно было бы ожидать.

Ferrara Ferrara
Фото 12-12a. Виды с башни на центр города.

{↑}

Муниципальный дворец

Рядом с замком Эстенсе и напротив Дуомо находится Муниципальный дворец (Plazzo dei Municipio), или ратуша. Его возвели в 1245 году как первую резиденцию феррарских правителей, которые позже переехали в замок. По бокам арки, ведущей во двор, на колоннах установлены статуи маркиза Никколо III д’Эсте (1393—1441) и его сына, уже герцога, Борсо д’Эсте (1413—1471). Статуи современные и воспроизводят оригиналы 15-го века, уничтоженные французами в 1796 г. в порыве революционной одержимости.

Ferrara
Фото 13. Муниципальный дворец (ратуша), 13-й век.

Ferrara
Фото 14. Перед входом в муниципальный дворец установлены статуи феррарских правителей.

Ferrara Ferrara
Фото 15ab. Слева - статуя сидящего Борсо д’Эсте; справа - конная статуя Никколо III д’Эсте.

Рядом с замком в 1875 году был установлен памятник Джироламо Савонароле, фанатичному доминиканскому монаху, казненному в 1498 году во Флоренции. Савонарола был уроженцем Феррары, что, скорее всего, и объясняет появление этого памятника на его родине.

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 16. Памятник Савонароле рядом с замком Эстенсе.

{↑}

Дуомо

На центральную соборную площадь мы отправились первым делом, приехав в Феррару на электричке из Болоньи. Увы, здесь нас ждало разочарование - Дуомо был закрыт на реставрацию, а его главный (западный) фасад был по центру завешен пленкой. Казалось бы, какая неудача. Однако позже мы прочитали (в том числе у таких авторитетов, как Генри Мортон), что внешнее оформление является самой сильной стороной собора, в то время как интерьер, радикально переделанный в начале 18-го века, разочаровывает. Это нас впоследствии утешило, поскольку, если с внешней стороны мы смогли собор хоть как-то разглядеть, то внутрь вообще не попали. Справедливости ради надо отметить, что ренессансное убранство собора погибло в 17-м веке во время пожара, а интерьер был восстановлен в стиле барокко уже в период упадка Феррары.

Ferrara
Фото 17. Кафедральный собор Святого Георгия (Cattedrale di San Giorgio) построен в 12-13 веке в романо-готическом стиле.

Ferrara
Фото 17а. На южной стене собора сверху устроены два яруса галерей с колоннадами, а ниже - портик с торговыми лавками, находящимися тут ещё с 15-го века.

Ferrara
Фото 18. Если смотреть на собор сзади и сбоку, реставрация почти незаметна, но зато хорошо видны готические галереи и портик.

Но всё-таки хотелось понять, что же такое мы упустили из-за закрытого западного фасада. Первое же обращение к Википедии легко ответило на этот вопрос, и мы поняли, что под плёнкой скрывалось нечто действительно выдающееся. Смотрите сами.

Ferrara
Фото 19. Собор с открытым фасадом. Фото из Википедии.

Ferrara
Фото 20. Центральным элементом фасада является портик, над которым в середине 13-го века была надстроена готическая лоджия со статуей Девы Марии с Младенцем. В тимпане выше статуи — барельефы с впечатляющими сценами Страшного суда. Фото из Википедии.

Ferrara
Фото 21. Интерьер Дуомо. Фото из Интернета.

При соборе есть музей с элементами интерьера Дуомо, удаленными в 18-м веке. Туда мы тоже не попали (по собственному недосмотру), поэтому его главные экспонаты также пришлось позаимствовать в сети.

Ferrara
Фото 22. Козимо Тура. Благовещенье. 1469. Интернет. Козимо Тура - известный художник, один из основателей феррарской школы живописи. Эта и приведённая ниже картина Туры были нарисованы на дверцах органных створок.

Ferrara
Фото 23. Козимо Тура. Святой Георгий и принцесса. 1469. Интернет.

Ferrara
Фото 24. Якопо-делла-Кверча. Мадонна с гранатом. 1403-1408. Интернет. Якопо-делла-Кверча - знаменитый сиенский скульптор.

{↑}

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя был первоначально воздвигнут в 14-м веке, но затем перестроен и расширен в 1469 году во время правления Борсо д’Эсте. Название Schifanoia происходит, вероятно, от «schifare la noia» (итал. «презирать скуку») и указывает на назначение дворца как места отдыха и развлечений правящей династии и двора. В эпоху Возрождения это было достаточно удалённое от центра города место в окружении садов и парков.

Ferrara
Фото 25. Палаццо Скифанойя - вид снаружи. Интернет.

Сейчас в палаццо находится музей, и его главный экспонат - фантастический «Зал месяцев», расписанный феррарскими художниками в 1470 году для празднования важного события: получения Борсо д’Эсте герцогского титула. В этой работе принимали участие несколько художников, в том числе известные основоположники феррарской школы живописи: Козимо Тура (он считается куратором всего проекта), Франческо-дель-Косса, Эрколе-де'Роберти и Бальдассаре д'Эсте. Лучше всего сохранившиеся три фрески на восточной стене (март-май) выполнены Франческо-дель-Косса. Когда это было документально установлено в конце 19-го века, доселе малоизвестный художник в одночасье стал знаменитым - настолько хороши были его творения в Скифанойе.

Ferrara
Фото 26. Зал месяцев - общий вид.

Фрески, занимавшие весь периметр парадного (второго) этажа, представляли собой сложную и пёструю композицию, символически иллюстрирующую двенадцать месяцев и ассоциируемых с ними двенадцать знаков зодиака. К настоящему времени в разной степени сохранились лишь фрески, относящиеся к семи месяцам - с марта по сентябрь. Каждая месячная фреска состоит из трёх ярусов: в среднем представлен соответствующий месяцу знак зодиака и аллегорические существа, воплощающие добродетели и пороки каждого месяца; в верхнем - триумфальное шествие олимпийского божества - покровителя данного зодиакального созвездия в окружении сцен феррарской жизни; в нижнем - соотвествующие времени года бытовые сцены из жизни Борсо д’Эсте и его двора на фоне картин сельского быта.

Ferrara
Фото 27. Фреска, изображающая март: знак зодиака - Овен (посередине), олимпийская богиня-триумфатор - Минерва (вверху), и Борсо д’Эсте вершит правосудие и охотится (cнизу). Автор - Франческо-дель-Косса.

Верхние части фресок, как правило, сохранились лучше. Ниже они приводятся ещё для четырёх месяцев.

Ferrara
Фото 28a. Апрель, знак зодиака - Телец, богиня - Венера. Автор - Франческо-дель-Косса. Ferrara
Фото 28b. Июнь, знак зодиака - Рак, бог - Меркурий. Автор под вопросом Ferrara
Фото 28c. Август, знак зодиака - Дева, богиня - Церера. Автор - предположительно Козимо Тура. Ferrara
Фото 28d. Сентябрь, знак зодиака - Весы, бог - Вулкан. Автор - Эрколе-де'Роберти. На этой фреске вверху справа изображена пара в постели. Некоторые комментаторы утверждают, что это намёк на Уго и Паризину.

Ferrara
Фото 29. Борсо д’Эсте (лицом к зрителю и в белых перчатках) в окружении придворных. Фрагмент фрески «Апрель» кисти Франческо-дель-Косса.

В композициях верхних сегментов фресок присутствует корреляция между изображённым олимпийским божеством и сценами с участием феррарцев. Проследим это на примере фресок «Апрель» и «Март» Франческо-дель-Косса.

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 30. В апреле солирует Венера, которой стоящий на коленях рыцарь признается в любви. Окружающая богиню молодежь занимается флиртом с объятиями и поцелуями.

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 31. В марте триумфатором выступает Минерва (римский аналог греческой Афины). Минерва считалась богиней мудрости и знаний и покровительницей ремесленников, актёров, музыкантов, учёных и врачей. Мужчины слева от неё считаются учеными, погруженными в дискуссии или что-то внимательно читающими. Женщины справа заняты традиционными для той эпохи женскими ремеслами: ткачеством и вышиванием.

Своей яркостью, непринужденностью и точностью в исполнении малейших деталей фрески Скифанойи производят сильное впечатление. Интересно также отсутствие в них христианской тематики, и, наоборот, доминирующее присутствие античных языческих богов. В этой связи Павел Муратов написал в своих знаменитых «Образах Италии», что «на стенах Скифанойи сохранились фрески, которым во многих отношениях нет ничего равного ни в Ломбардии, ни в Умбрии, ни даже в Тоскане».

Хоть «Зал месяцев» и доминирует в Скифанойе-музее, там есть ещё и другие интересные объекты. Это в первую очередь следующий зал, в котором Борсо д'Эсте когда-то принимал своих гостей. В нем сохранился роскошный кессонный потолок, а также идущий по верху стен лепной фриз с гербами д'Эсте и женскими фигурами, изображающими различные добродетели (отсюда и его название - Зал добродетелей).

Ferrara
Фото 32. Потолок Зала добродетелей.

Ferrara
Фото 33. Деталь резного фриза с гербом герцогов д'Эсте - сочетание флёр-де-лис с императорским орлом.

Ferrara Ferrara
Фото 34. Две из шести присутствующих на фризе добродетелей: Вера и Благоразумие.

Ferrara Ferrara
Фото 35. Бюст Леопольдо Чиконьяры работы Антонио Кановы. 1818-1822. Леопольдо Чиконьяра - итальянский политик, живописец, историк и теоретик искусства - был большим другом Кановы, знаменитого итальянского скульптора.

Ferrara
Фото 36. Пьющие голуби. Мозаика. Это копия знаментой мозаики, найденной в 1737 году на вилле Адриана в Тиволи. Оригинал сейчас находится в Капитолийских музеях Рима.

Ferrara Ferrara
Фото 37ab. Слева - Аллегория Астрономии. Бронза. Скульптор - Джамболонья (1529-1608). Скорее всего это копия, поскольку оригинал - в Вене. Надпись на подставке, упоминающая Микеланжело, абсолютно безосновательна (наверное, появилась очень давно).
Справа: Скульптура с изображением Борсо д'Эсте. Бронза. Скульптор - Никколо Баронцелли (?). Малый вариант большой скульптуры, находящейся на колонне перед входом в Муниципальный дворец Феррары.

{↑}

Каса Ромеи

Каса Ромеи (Casa Romei) - это хорошо сохранившийся образец дома феррарской знати, в своё время принадлежавший Джованни Ромеи - высокопоставленному чиновнику при дворе Борсо д'Эсте. Дом построен в 1440-50 гг. и затем основательно расширен после женитьбы Ромеи на молодой девушке из рода д'Эсте - внучке маркиза Николло III. После смерти Джованни Ромеи в 1483 году дом часто менял хозяев, многие из которых не особо заботились о его состоянии. Несомненно, что в 15-м веке отделка дома была гораздо роскошнее всего, что сейчас в нем можно увидеть, однако даже то, что осталось, представляет исторический интерес.

Ferrara
Фото 38. Каса Ромеи, вид снаружи.

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 39. Двухуровневый внутренний двор Каса Ромеи оформлен в ренессансном стиле.

Главная достопримечательность в доме - две комнаты на первом этаже с сохранившимися фресками 15-го века в стиле поздней готики. Первая их них называется Залом сивилл, изображенных на стенах комнаты со свитками своих пророчеств в руках. (Сивиллами в античной культуре назывались прорицательницы, в экзальтированном состоянии предрекавшие будущее, зачастую связанное с бедствиями).

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 40. Сивиллы на стенах комнаты. Также интересен сохранившийся в ней камин с единорогом.

В другой комнате - Зале пророков - фрески сохранились хуже. Здесь изображены головы библейских пророков с текстами их посланий. В символике фресок много непонятного: почему головы пророков расположены на дереве, как плоды, и что означает молящаяся перед деревом женщина в зелёном платье?

Ferrara Ferrara
Фото 41. Фрески в Зале пророков.

На втором этаже дома находятся залы, оформленные уже в 16-м веке. Больше всего здесь привлекают внимание потолочные фризы, заполненные рисунками в стиле гротеска с различными фантастическими созданиями. Предполагается, что эти декорации были выполнены по указанию кардинала Ипполито II д'Эсте, который какое-то время жил в этом доме. Также считается, что расписали фриз художники из мастерской Камилло Филиппи, те же самые, что оформили Игровой зал в замке герцогов д'Эсте изображениями различных спортивных состязаний.

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 42. Главный зал второго этажа и его гротески.

Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 43. Комната обезьяны, названная так из-за рисунка над камином.

Ferrara
Фото 44. Роспись на втором этаже внутреннего двора выполнена также в 16-м веке. Повторяющийся сюжет в ней - тондо с бегущей собакой в окружении растительного орнамента и развевающихся лент.

Ferrara
Фото 45. Бегущая собака - это герб Джованни Рамеи, которого он удостоился в 1458 году в связи с получением титула барона.

В Каса Ромеи сейчас есть музей, куда собрали различные произведения искусства из закрытых церквей. Коллекция, прямо скажем, не особо выдающаяся, но две мадонны понравились.

Ferrara Ferrara
Фото 46a. Слева: Мадонна с Младенцем. 15-й век. Раскрашенная лепнина. Мастерская Донателло.
Фото 46b. Справа: Мадонна с Младенцем. 2-я четверть 15-го века. Автор неизвестен.

{↑}

Средневековые улицы

В одном хорошем путеводителе рекомендовали взглянуть на две средневековые улицы Феррары, что мы и сделали, благо много времени это не потребовало. Первая из них, Via Romana, когда-то вела от рыночной площади перед собором к порту на реке По. Её особенность - наличие нескольких домов с портиками, что необычно для Феррары (зато является обычном делом в соседней Болонье).

Ferrara
Фото 47. Via Romana. С древних времён и до сих пор улица является торговой.

Ferrara
Фото 48. Как раз в портиках, закрытых от дождя, торговля и сосредоточена.

Ferrara Ferrara
Фото 49. Портики на Via Romana.

Более интересной оказалась Via delle Volte (ит. «улица сводов»), когда-то тянувшаяся вдоль реки По (сейчас русло реки изменилось и она протекает в другом месте). На этой улице можно заметить многочисленные своды, или крытые переходы, между купеческими складами на берегу реки и жилыми домами на другой стороне дороги. Таким образом достигались сразу две цели: увеличение «жилплощади» и удобное сообщение со складами/подсобными помещениями. Хотя реки здесь давно уже нет, порожденная ею улица сохранилась и стала одним из символов Феррары.

Ferrara
Фото 50. Своды Via delle Volte.

Ferrara Ferrara
Фото 51. Некоторые своды, похоже, сохранились со старых времён...

Ferrara Ferrara
Фото 52. ... а некоторые выглядят новыми. «Свод» с левой стороны вообще трёхэтажный!

{↑}

Корсо Эрколе I

В 1492 году герцог Эрколе I д’Эсте приказал разрушить средневековые стены на севере Феррары и поручил придворному архитектору Бьяджо Россетти спроектировать увеличение города, известное как «Геркулесово расширение» (Addizione Erculea). В результате в 1490-х годах Феррара была дополнена большим кварталом (её площадь почти удвоилась) в духе ренессансной концепции «идеального города»: широкие прямые улицы с элегантными зданиями, монументальные храмы и многочисленные парки. Подобная трансформация Феррары считается наиболее важным градостроительным проектом 15-го века, позволившим ей стать «первым современным городом Европы». В 1995 году Феррару включили в список Всемирного наследия Юнеско.

Ferrara
Фото 53. Начало Корсо Эрколе I.

Главной улицей «нового» города стала Корсо Эрколе I, вымощенная камнем и застроенная роскошными палаццо, в которых жили члены семьи д’Эсте и герцогского двора. Прямая как стрела, она идет на север от замка Эстенсе до Ворот Ангелов в городской стене. Улица задумывалась исключительно жилой, магазинов и лавок в ней не было с самого начала и нет до сих пор. На улицу не допускалась простая публика, а только её обитатели, их гости и слуги. Тем самым создавалась спокойная обстановка для проживания там важных особ.

Ferrara
Фото 54. Тоже Корсо Эрколе I, чуть подальше от центра. Слева - дворец Джулио д'Эсте, того самого, что 53 года просидел в подземелье замка. Пожить во дворце ему если и удалось, то совсем недолго:(.

Ferrara
Фото 55. Некоторые палаццо спрятались за вот такими роскошными стенами.

Ferrara
Фото 56. А у этого палаццо толпился народ. В наши дни улица доступна всем желающим:)

Центром ренессансного города был т.наз. «Перекрёсток ангелов» (Quadrivio degli Angeli) на пересечении Корсо Эрколе I и Виа Порта Маре. Перекрёсток украшен тремя дворцами, самый роскошный из которых - Палаццо Диаманти (Palazzo dei Diamanti, букв. «Бриллиантовый дворец») - назван так из-за своих необычных фасадов, покрытых белыми мраморными пирамидками, имеющими форму огранённого алмаза - бриллианта (итал. diamanti). Ничего вам это не напоминает? Правильно, Грановитую палату Московского Кремля, построенную также итальянцами и примерно в то же время.

Ferrara
Фото 57. «Перекрёсток ангелов» (Quadrivio degli Angeli) с тремя дворцами. Фото из интернета.

Ferrara
Фото 58. Палаццо Диаманти. 1494-1503. Здание было построено для Сигизмунда д’Эсте, брата герцога Эрколе I и вплоть до захвата Феррары папским престолом в 1598 году всегда служило резиденцией различных высокопоставленных д'Эсте (но не герцога). Сейчас в нем феррарская картинная галерея (пинакотека).

Ferrara Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 59. Палаццо Диаманти - детали отделки. Особо роскошно отделан угловой балкон и пилястры под и над ним.

Ferrara
Фото 60. Палаццо Проспери-Сакрати. Дворец, начатый в 1493 и завершенный в 1514 году, был построен для Франческо-де-Кастелло, личного врача Эрколе I. В названии отражены имена его последующих владельцев.

Ferrara
Фото 61. Самая знаменитая черта этого здания - монументальный портал в венецианском стиле на Корсо Эрколе I.

Ferrara
Фото 62. Над порталом возвышается белый мраморный балкон, поддерживаемый путти (заставили детей работать!). Под балконом видны два круга, в левом из которых находится бюст Геракла со шкурой Немейского льва, недвусмысленный намёк на Эрколе I д'Эсте.

Ferrara
Фото 63. Дворец Турки-ди-Баньо (Palazzo Turchi di Bagno), третий на Перекрёстке ангелов. 1492-1498. Дословный перевод названия - дворец турецкой бани, и под этим идиотским именем он гуляет по интернету. На самом деле дворец принадлежал турецкой семье по фамилии Ди Баньо. Бани в нём никогда не было:))

Торцы всех дворцов, выходящих на «Перекрёсток ангелов», отделаны угловыми пилястрами из белого камня с резьбой. На Палаццо Диаманти мы их уже видели. Посмотрим и на остальных двух дворцах.

Ferrara Ferrara
Фото 64. Торцы дворцов Проспери-Сакрати (слева) и Турки-ди-Баньо (справа).

{↑}

Палаццо Диаманти (пинакотека)

Пинакотека Феррары была основана в 1836 году, и ядро коллекции составили работы из церквей города, прежде выставленные в Муниципальном дворце. В 1846 году картины были переданы в Палаццо Диаманти, купленном в 1842 году муниципалитетом Феррары у последних наследников семьи Вилла. В 1958 году пинакотека перешла к итальянскому государству. Это, конечно, не Уффици и не Питти, тем не менее, многие работы очень достойны, даже когда автор малоизвестен или неизвестен вообще.

Ferrara
Фото 65. Мастер из Фильине. Святой Иоанн Креститель. Ок.1315. Имя художника неизвестно, но установлено, что он был одним из первых последователей Джотто.

Ferrara
Фото 66. Симоне-де-Филиппо (Симоне-деи-Крочефисси, 1330-1399). Коронация Богородицы. Ок.1396-1397. Болонский художник, получивший прозвище «Симон-распятие» за частое изображение данного сюжета на своих картинах.

Ferrara Ferrara
Фото 67ab. Джованни-да-Модена (1379-1454). Слева - Мадонна с Младенцем и книгой (1420-1425), справа - Мадонна с Младенцем (1440-1450). Этот художник больше всего известен фресками в Капелле волхвов болонского Сан-Петронио, где он изобразил потрясающий и устрашающий ад (см. наш первый рассказ про Болонью).

Ferrara
Фото 68. Неизвестный мастер (работал в Ферраре в середине 15-го века). Рождество и Поклонение волхвов. Ок.1450-60. Картина написана в готическом стиле по заказу дома д’Эсте.

Ferrara
Фото 69. Муза Эрато (муза любовной поэзии) и муза Ураниа (муза астрономии). Ок.1458-68. Картины приписываются двум живописцам, один из которых - Анжело Макканиньо, сиенский художник, работавший при дворе Борсо д'Эсте. Эти картины когда-то украшали герцогский кабинет на его загородной вилле (не сохранилась).

Ferrara
Фото 70. Неизвестный феррарский художник. Мадонна с младенцем. Ок.1450-60. Неформальное название картины - «Подмигивающая Мадонна». Похоже, что художник хотел изобразить мать, играющую со своим ребёнком.

Ferrara
Фото 71. Галассо-ди-Маттео (?). Положение во гроб с францисканскими святыми. 1455-60. Ранний образец ренессансной живописи в Ферраре.

Ferrara
Фото 72. Вичино-да-Феррара. Святой Иоанн Креститель. Ок.1470. Один из художников феррарской школы 2-й половины 15-го века.

Ferrara Ferrara
Фото 73ab. Козимо Тура (1430-1495). Суд над Св. Маврелием и Мученичество Св. Маврелия. Ок.1480. Маврелий, епископ и защитник Феррары, изображен во время его возвращения из поездки в родной город Эдесса, когда он пошел на встречу со своим братом-тираном, который приговорил его к смерти. Затем его вывозят из города и обезглавливают. Козимо Тура - основоположник феррарской школы живописи, придворный художник при дворе герцогов д'Эсте. Его творчество характеризует изысканно-сложный рисунок, тщательная деталировка и яркие вызывающие цвета.
Фото из интернета - во время нашего визита полотна были на реставрации.

Ferrara Ferrara
Фото 74ab. Слева: Якопо-де-Монтаньяна (1443-1499). Мадонна с младенцем. Ок.1480-90. Падуанский художник, ученик Андреа Мантенья. Справа: Балдассар Каррари (1460-1515). Мадонна с младенцем. Ок.1505-15.

Ferrara
Фото 75. Бьяджо д'Антонио (1445-1516). Мадонна с младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелом. Ок.1490-95. Флорентийский художник, писавший подобные картины на заказ в больших количествах. Круговой формат полотна (тондо) - типично флорентийская черта.

Ferrara
Фото 76. Лоренцо Коста (1460-1535) и мастерская. Пьета с со святыми Франциском Ассизским, Марией Магдалиной, Иоанном Евангелистом и Антонием Падуанским. Ок.1500-05. Лоренцо Коста - художник феррарской школы, но работавший в основном в Болонье, где прославился росписями в Капелле Бентивольо церкви Сан-Джакомо-Маджоре.

Ferrara
Фото 77. Джироламо Маркези (1480-1540/50). Вид двух городов. 1520. Упражнение с отображением перспективы. Художник какое-то время учился в Риме у Рафаэля.

Ferrara Ferrara Ferrara Ferrara
Фото 78ad. Эль Греко (1541-1614). Омовение ног, Моление о Чаше, Суд Пилата, Распятие. Ранний период творчества Эль-Греко. Четыре полотна когда-то были частью большого триптиха.

Ferrara
Фото 79. Сцена с Дионисием, изображённая на крышке клавесина. 1570-1590. Орнамент в стиле гротеска часто изображался на музыкальных инструментах во 2-й половине 16-го века.

Ferrara
Фото 80. Гвидо Каньяччи (1601-1663). Мадонна с младенцем. Ок.1630. Стиль Гвидо Каньяччи, барочного итальянского художника, слегка напоминает Караваджо, творчество которого он изучал в Риме.

Ferrara
Фото 81. Гверчино (Джованни Франческо Барбьери, 1591-1666). Мученичество Св. Маврелия. 1634-35. Гверчино - уроженец Феррары, но воспитанный в традициях болонской школы, был одним из самых знаменитых барочных художников Италии.

Из всех феррарских художников в пинакотеке наиболее богато представлен Бенвенуто Тиси по прозвищу Гарофало (гвоздика по-итальянски), художник эпохи позднего Возрождения. Даты его жизни: 1476/81-1559. Он был видным представителем феррарской школы, фактически работал при дворе д'Эсте. Прозвище «Гвоздика» происходит от названия места, где он, возможно, родился, и он сам иногда подписывал свои картины небольшим рисунком гвоздики. Гарофало был очень плодовитым художником, он и его мастерская в 1520-1550 годы выполнила множество заказов как феррарской знати, так и религиозных учреждений, снабжая их качественными живописными произведениями. Его вдохновителем был Рафаэль, на которого он пытался равняться в своем творчестве.

Ferrara Ferrara
Фото 82ab. Гарофало. Рождество (слева, 1513) и Рождество с донором (справа, 1526).

Популярность Гарофало достигла пика в середине 19-го века, когда один из местных искусствоведов провозгласил его «феррарским Рафаэлем». Все картины Гарофоло изъяли из местных церквей и поместили в пинакотеку, а вместо них повесили копии. Однако эта слава продлилась недолго: после объединения Италии местные знаменитости, включая Гарофало, потеряли прежнее значение, а в начале 20-го века персонажей Гарофало стали называть «безжизненными», «невыразительными» и «бездушными». Sic transit gloria mundi. Взгляните сами и оцените, близок ли Гарофало к Рафаэлю или не очень:)).

Ferrara Ferrara
Фото 83ab. Гарофало. Избиение младенцев (слева, 1519) и Моление о Чаше (справа, 1525-1530).

Ferrara
Фото 84. Гарофало. Noli me tangere. 1520-25. Эту фразу («Не прикасайся ко мне» в переводе с латыни), согласно Евангелию от Иоанна, Христос сказал Марии Магдалине, первой увидевшей его после Восресения. Он же сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:11—17).

Ferrara Ferrara
Фото 85ab. Гарофало. Воскрешение Лазаря (слева, 1532) и Поклонение волхвов со Св. Варфоломеем (справа, 1549). Это «Поклонение» - самая поздняя работа художника в пинакотеке.

Ferrara
Фото 86. Гарофало. Женский портрет. 1505. Эту раннюю работу Гарофало трудно назвать невыразительной.

{↑}


            Список глав по Италии


            Оглавление сайта