Италию любят все, и мы — не исключение. Были там несколько раз, в разных местах, но обычно — краткосрочно, пытаясь посмотреть как можно больше за отведённое на каждую поездку отпускное время. Зачастую получалось «галопом по Европам».
Фото 1. Колизей на закате.
Фото 2. Базилика Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Фото 3. Il Campo - главная площадь Сиены.
И была мечта: поехать в Италию сразу так, скажем, на месяц, чтобы не поджимали сроки, чтобы не надо было торопиться на службу, чтобы дышать этим воздухом, чтобы посмотреть все «с чувством, с толком, с расстановкой», не торопясь объять необъятное за короткий отпуск…
Фото 4. Вилла Адриана в пригороде Рима.
Фото 5. Вид со смотровой площадки Замка Святого Ангела в Риме.
Такая неспешная возможность появилась с выходом на пенсию, но возникли другие препятствия, затруднявшие какое-либо планирование: вначале — пандемия ковида, а затем — СВО и последовавшие за ней санкции и визовые ограничения…
В июле 2022 года нам все же удалось получить итальянские визы, и в середине сентября мы отправились в поездку. Еще на этапе планирования мы решили сконцентрироваться на итальянской истории и искусстве. Так что морские и горные красоты страны (которых там, безусловно, немало) в наши планы не вошли.
Фото 6. Древний порт Остия Антика в пригороде Рима.
Фото 7. Рафаэль. Форнарина (возлюбленная художника). Дворец Барберини в Риме.
Фото 8. Челлини. Статуя Персея на площади Синьории во Флоренции.
Городское времяпрепровождение, да еще в стране с такой концентрацией достопримечательностей и художественных сокровищ — по определению утомительно. Поэтому на этапе планирования были некоторые сомнения, на какой срок «закладываться». Учитывая будущую неопределенность с европейским туризмом, решили использовать нынешнюю возможность по максимуму. Были выбраны три базовые точки: Рим, Флоренция, Болонья. Из них мы предусмотрели несколько поездок в пригороды, а также в близлежащие города — Сиену, Лукку, Парму, Равенну, Феррару. На все про все — 38 дней чистого времени.
Фото 9. Древнеримские храмы на берегу Тибра.
Фото 10. Донателло. Св. Георгий. Галерея Барджелло во Флоренции.
Начиналась наша поездка в Риме, который справедливо называют вечным городом. Город, где, как нигде еще, ощущаешь протяженность и непрерывность истории, связь времен, поскольку прямо на улицах Рима присутствуют «живые» свидетели и участники событий: форумы, термы, храмы, дворцы, построенные и свыше 2000 тысяч лет назад, и 5–10 веков назад, и недавно. И про них можно не только прочитать в книгах, но и коснуться ладонями, что вызывает какое-то непередаваемое чувство исторической сопричастности. Мы не знаем такого другого места на земле.
Фото 11. Римский Форум.
Фото 12. Рынок Траяна в Риме.
Вторая «стоянка» у нас была во Флоренции — городе с умопомрачительной концентрацией искусства, в каждом сантиметре его пространства.
Фото 13. Старый мост во Флоренции на закате.
Фото 14. Интерьер Капеллы Медичи во Флоренции.
Фото 15. Картины, выложенные из камня разных пород. Музей камня во Флоренции (мало кто туда ходит, а напрасно!).
Завершалась поездка в рыженькой Болонье — в башенной (в буквальном смысле слова) столице Эмилии-Романьи, с многокилометровыми портиками на ее улицах, по которым так приятно гулять в любую погоду.
Фото 16. Две башни (Due Torri) в Болонье (слева) и ее знаменитые портики (справа).
Фото 17. Улица Сарагосы в Болонье.
Мы сразу решили, что будем снимать квартиры, а не селиться в отелях, о чем ни разу не пожалели. Все-таки апартаменты дают больше возможностей восстановиться после напряженного туристического дня. Жилье резервировали через Booking.com. Самая дорогая квартира была в Риме (столица!), а самая дешевая, но одновременно и самая стильная и комфортная — в Болонье. Кстати, там же мы случайно выяснили, что собственнику достается примерно половина платежа, остальное делят между собой посредник и Booking. Даже если посредника нет, то доля Booking’а — примерно четверть (!) от суммы. Так что, как нам посоветовали в Риме, найдя подходящий вариант на Booking.com (или его аналоге) полезно попытаться выйти через интернет на собственника (или его посредника) напрямую: та же квартира обойдется существенно дешевле.
Фото 18. Это тоже в Риме.
Фото 19. Вид на Императорские форумы в Риме на закате.
Сиена — необыкновенной красоты средневековый город на двух холмах, создавший когда-то свою собственную школу живописи удивительного изящества и тонкости. Мы могли всем этим наслаждаться целых три дня.
Фото 20. Вид на Сиену сверху.
Фото 21. Дуччо. Мадонна с младенцем. Конец 13-го века. Коллекция музея Дуомо в Сиене.
Фото 22. Матео ди Джованни. Мадонна с младенцем. 15-й век. Коллекция музея Дуомо в Сиене.
Помимо Сиены, было еще несколько поездок «на сторону», все — однодневные. Одна из них — в Лукку с её «кружевными» храмами, не похожими ни на какие другие в иных городах.
Фото 23. Базилика Сан-Микеле-ин-Форо в Лукке.
Фото 24. Вид на собор Сан-Мартин в Лукке.
Съездили мы также и в Равенну, столицу поздней Западной римской империи, сумевшую сохранить в своих храмах поразительные древние мозаики.
Фото 25. Мозаика в базилике Св. Апполинария-в-Классе рядом с Равенной.
Фото 26. Мозаичный фрагмент из мавзолея Галлы Плачиды в Равенне.
Фото 27. Мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне.
А в Парме нас поразили фрески Корреджо сразу в нескольких объектах этого города. А еще — сооруженный из дерева зрительный зал театра во дворце Пилотта.
Фото 28. Интерьер баптистерия с фресками Корреджо, Парма.
Фото 29. Интерьер собора Дуомо в Парме.
Фото 30. Зрительный зал театра Фарнезе (все - из дерева) во дворце Пилотта в Парме.
С погодой нам очень повезло. Поначалу в Риме было жарковато +27-28С, но постепенно установилась очень комфортная погода +22-24С, которая продлилась до самого конца нашей поездки. Так что захваченные с собой теплые одежки остались невостребованными до самого приезда в Москву.
Фото 31. Замок д'Эсте в Ферраре.
Фото 32. Пьяцца-дель-Пополо в Риме.
Туристов было очень много практически везде, кроме, пожалуй, Феррары. Преобладали американцы и немцы, но вновь появились и китайцы — большие любители селфи на фоне всего. Пока, правда, их было еще не так много, как прежде. Русскую речь слышали регулярно, хотя русскоговорящие группы с гидами встретились всего раза 3. Все остальные — это были наши туристы, путешествующие индивидуально. Находясь в Италии, прочитали, что в этом году в Италии было на 57% туристов больше, чем в доковидном 2019. Так что, скорее всего, в 2022 году Италия не заметила «потери (русского) бойца».
Фото 33. Возле Давида Микеланджело в Галерее Академия во Флоренции всегда толпа.
Фото 34. И возле Пантеона в Риме тоже всегда многолюдно.
Кризисных явлений мы особо не почувствовали. Правда, менеджер нашего жилья в Риме пожаловалась нам на высокую безработицу, особенно среди молодежи, возросшие вдвое счета за электричество, сильно подорожавшие продукты. А со стороны, Италия по-прежнему оставляет впечатление непрекращающейся вечеринки, в которой нам тоже довелось поучаствовать.
Итальянскую кухню, где преобладают паста и пицца, «высокой» назвать сложно. Кулинарную пальму первенства оспаривают между собой Тоскана (Флоренция) и Эмилия-Романья (Болонья). Мы побывали и там, и там, и существенной разницы между ними не увидели. Но везде было достаточно вкусно, хотя довелось встретиться и с разным по качеству сервисом.
Фото 35. В одном из ресторанов Флоренции (висящее белье - это прикол).
Фото 36. В Италии хороша пармская ветчина и вареная колбаса мортаделла. Сырокопченые колбасы в Москве лучше,
а наша телячья - ничуть не хуже мортаделлы. Из сыров итальянцы хорошо делают мягкие, особенно моцареллу, и твердые типа
пармезана. Полутвердые сыры у них заурядные, с нашей точки зрения.
Про Италию писать легко и одновременно сложно. Легко, потому что куда ни поверни голову в этой стране, везде что-то интересное и привлекательное. Сложно, потому что написано уже очень много, в том числе и на Туристере, и повторять никого не хочется. Так что мы до сих пор пребываем в раздумьях о том, в какой формат уложить все увиденное в ходе этой поездки.
Фото 37. Вечерняя панорама форума Траяна в Риме.
Фото 38. Фасадная мозаика церкви Сан-Фредиано в Лукке.
Фото 39. Площадь Колонны в Риме.
А видели мы много всего и самого разного. Конечно, не пропустили и популярные туристические объекты (Пантеон, Римский форум, Колизей, Ватикан, Галерею Уффици, флорентийский Дуомо и др.). Но учитывая, что у нас было гораздо больше времени, чем обычно у туристов, мы посмотрели также многое из того, куда не все путешественники добираются. Назовем только некоторые из этих объектов: Золотой дом Нерона, галерея Дориа Памфили, дворцы Барберини и Альтемпс, Музей этрусков, Аппиева дорога, Остиа Антика, виллы д’Эсте и Адриана — это в Риме и его пригородах.
Фото 40. Аппиева дорога в пригороде Рима.
Фото 41. Саркофаг семейной пары. 6-й век до н.э. Музей этрусков в Риме.
Фото 42. Вилла д'Эсте в пригороде Рима.
Фото 43. Потолочные фрески во дворце Барберини в Риме. Художник - Пиетро да Кортона. 17-й век.
Во Флоренции, помимо ее общепопулярных объектов, мы побывали также в Капелле Бранкаччи, музее Барджелло, храме Сан-Миниато, музее Галилея и др.
Фото 44. Джамболонья. Летящий Меркурий. В галерее Барджелло во Флоренции.
Фото 45. Церковь Сан-Миниато в пригороде Флоренции.
Мы не пропустили ни одного музея скульптуры, ни одной картинной галереи (пинакотеки) в городах, где побывали — в Сиене, Болонье, Парме, Ферраре, не говоря уже о Риме и Флоренции. Ведь вряд ли найдется другая страна, которая дала миру столько выдающихся художников и скульпторов, как Италия! Музеи с гигантскими коллекциями (Ватикан, галерея Уффици) мы посетили дважды.
Фото 46. Жан Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. Коллекция галереи Боргезе в Риме.
Фото 47. Пармиджанино. Портрет дамы (Турецкая невольница). Национальная пинакотека в Парме.
Фото 48. Боксер на отдыхе. Бронза. 2-1 вв. до н.э. Коллекция дворца Массимо в Риме.
Во многих храмах в Италии, как известно, имеются шедевры живописи, скульптуры, мозаики. Их мы тоже стороной не обошли, естественно. Названий так много, что перечислять их бессмысленно, подробнее расскажем позже.
Фото 49. Бенедетто Антелами. Снятие с креста. Между 1178 и 1230 гг. Собор Дуомо в Парме.
Фото 50. Караваджо. Святой Матфей и ангел. Картина из живописного цикла для капеллы Контарини церкви
Сан-Луиджи деи Франчези в Риме.
Машину напрокат мы не брали, общественным транспортом тоже практически не пользовались, за исключением перемещений на поездах между городами. А так — все больше ножками. Ещё раз убедились, что пассивно отдыхать мы не умеем. Даже в длительной поездке, когда вроде время и не поджимало, все дни были заполнены «до упора» посещением дворцов, музеев, храмов. Переваривать увиденное времени не хватало, постоянно добавлялись новые впечатления. Так что в «кулинарных» терминах эту поездку можно описать как «непрерывный процесс насыщения впечатлениями с отложенным их перевариванием». Теперь, по завершении этого путешествия, разбирая фотографии (а на двоих мы их привезли свыше 20 тысяч!) и помещая воспоминания на бумагу, надеемся справиться и с «перевариванием».
Прочая Италия: