Парма

      Содержание:



      Вся Италия

      Оглавление сайта

В Парму мы сделали однодневную вылазку из нашей третьей «базы» в Италии - Болоньи, благо поездка на поезде между двумя городами занимает всего полтора часа. Парма у всех на слуху в связи с её знаменитыми ветчиной и сыром, однако в этом живописном городе есть ещё много чего, на что стоит посмотреть. Поскольку время было ограничено, мы решили посвятить его осмотру самых главных достопримечательностей Пармы, а именно: Соборной площади (Piazza Duomo) с её двумя храмами и баптистерием, Палаццо Пилотта со знаменитыми театром Фарнезе и картинной галереей, и комнаты Святого Павла с выдающимися росписями Корреджо. К сожалению, не хватило времени на церковь Санта-Мария-делла-Стекката с фресками Пармиджанино и огромный ренессансный парк Parco Ducale. Но даже и без них один проведённый в Парме день оставил массу впечатлений.

Parma
Рис 1. План центра Пармы (Источник: www.Euro-Map.com). Что мы увидели и/или посетили в Парме: Дуомо (№1), баптистерий (№2), Епархиальный музей (№3), церковь Сан-Джованни (№4), театр Фарнезе (№8), Национальная галерея (№7), Палатинская библиотека (№11), комната Св.Павла (№9).

Изначально у нас не было замысла связывать рассказ о Парме с судьбой знаменитого художника Антонио Аллегри, родом из Корреджо, небольшого городка между Пармой и Моденой, однако увиденное в храмах и пинакотеке города само подтолкнуло нас к этой идее. Антонио (который получил своё артистическое прозвище «Корреджо» по месту рождения) приехал в Парму в 1519 году и проработал в ней до конца жизни. Именно здесь он заработал известность и именно тут находятся грандиозные фрески, принесшие ему славу. Творивший на стыке ренессанса и барокко, Корреджо прославился как один из главных живописцев Высокого Возрождения в Италии, создав свой собственный стиль, отличавшийся от господствовавшего тогда маньеризма акцентом на создание трёхмерных иллюзий и объёмных эффектов в своих произведениях. Корреджо был плодовитым художником, и его картины разбросаны по многим галереям мира, однако в России есть только одно его полотно (в Эрмитаже). В том числе и поэтому мы решили осветить его творчество в рассказе чуть подробнее, чем предполагали изначально.

Введение: немного об истории города

Парма возникла как этрусский город, а в римские времена стала станцией на важной дороге Via Emilia, идущей параллельно Аппенинам от Римини до Пьяченцы. С 12-го по 14-й век Парма была (в различных формах) самоуправляющейся городской коммуной, пока не попала под власть семейных феодальных династий: Висконти, Эсте и Сфорца. В начале 15-го века она вошла в Папское государство, а в 1545 году папа Павел III (урождённый Алессандро Фарнезе) создал герцогство с центром в Парме и «подарил» его семейству Фарнезе, которое оставалась у власти вплоть до 1731 года. При Фарнезе в Парме воцарилась стабильность и произошёл экономический и культурный подъем. После прерывания династии Фарнезе Пармскими герцогами стали французские Бурбоны, первый представитель которых начал своё правление с вывоза в Неаполь библиотеки и художественной коллекции, собранных Фарнезе. Правление Бурбонов было отмечено ростом французского влияния в культуре и французского стиля в архитектуре города. Кончилось все тем, что Наполеон вообще присоединил герцогство к Франции как один из департаментов.

Parma
Рис 2. Средневековая Парма (Источник: www.visit-parma.com)

После свержения Наполеона, как бы это ни показалось странным, по решению Венского Конгресса Пармой стала управлять его вторая жена Мария-Луиза, дочь австрийского императора. Её просвещённое правление вплоть до смерти в 1847 г. сопровождалось проведением разумной политики, а она сама именовалась в народе «хорошей герцогиней» (Buona Duchessa). В 1859 году Герцогство Пармское вошло в состав объединённой Италии.

{↑}

Комната Святого Павла

В средние века был в Парме бенедиктинский женский монастырь Сан-Паоло, который в 1810 году упразднил Наполеон. В начале 16-го века, в период наибольшего расцвета монастыря, настоятельницей там была властная аббатисса Джованна да Пьяченца, которая захотела украсить свои личные апартаменты достойной живописью. Для росписи куполообразного потолка в одной из комнат она пригласила тогда ещё молодого Корреджо, который к тому времени уже успел побывать в Риме, где познакомился с работами Микеланджело и Рафаэля. Заказ аббатиссы он с удовольствием принял и в том же году сотворил в монастыре небольшой ренессансный шедевр, с которого и началась его дорога к признанию и славе. К счастью, творение Корреджо сохранилось до наших дней и сейчас называется «комнатой Святого Павла» по имени монастыря, в котором когда-то находилась.

Parma Parma
Фото 1ab. Так выглядит проход к комнате Св. Павла со стороны Strada M. Melloni, 3 - официального адреса. Мы сами там поплутали, пока нашли, так что приводим фото для ориентации.

Потолок комнаты оформлен как зелёная беседка из вьющихся растений и разделён 16 бамбуковыми рёбрами на сектора. В центре свода изображён герб аббатиссы, а в каждом секторе под корзинкой с фруктами находится овальное окно, из которого выглядывают игривые путти. Ещё ниже расположены монохромные люнеты с мифологическим фигурам, под которыми изображён мраморный карниз с бараньими головами.

Parma Parma
Фото 2-2a. Общий вид фрески Корреджо на потолке комнаты Св. Павла. 1519.

Parma
Фото 3. Центр свода с гербом аббатиссы и корзинами фруктов вокруг него.

Оригинальная интерпретация фресок неизвестна, существует много различных объяснений, но все они - не более чем догадки. Центральной темой является Диана - богиня целомудрия, которую ассоциируют с хозяйкой помещения - Джованной да Пьяченца. Большая фреска с изображением Дианы, возвращающейся с охоты на колеснице, находится на камине северной стены комнаты.

Parma
Фото 4. Богиня Диана возвращается с охоты в колеснице, запряженной двумя оленями.

В люнетах - изображения олимпийских богов, мифологических и аллегорических фигур, которые тем или иным образом свидетельствуют о добродетельности хозяйки и/или руководимых ею монахинь. Оформлены все люнеты как объёмные ниши со статуями и выполнены в технике «trompe-l'œil» (фр. «обманчивый глаз»), которая создаёт правдоподобную иллюзию трёхмерных изображений на плоскости. Это «фирменный приём» Корреджо, которым он будет неоднократно пользоваться в своих дальнейших работах.

Parma
Фото 5. В люнетах восточной стены четыре стихии олицетворяются разными римскими богами/богинями (слева направо): Гений - вода, Теллус - земля, Юнона - воздух, Веста - огонь.

Parma
Фото 6. Люнеты западной стены (слева направо): Светоносная Диана, Сатир, девушка с голубкой - символ чистоты, девушка с лилией - символ целомудрия.

Предполагается, что поведение путти в овальных окошках перекликается с действиями персонажей в нишах под ними. Например, на фото выше сатир в люнете трубит в раковину, а путти над ним дует в рог. Однако далеко не всегда эту связь можно увидеть или понять.

Parma Parma
Фото 7ab. Возможно, голова оленя и охотничья собака у этих путти предполагают какую-то связь с охотой.

Parma Parma Parma Parma
Фото 8-8c. Люнеты с объемными картинками крупным планом.

Рядом с комнатой Корреджо есть ещё одна, которая тоже была раньше частью личных апартаментов Джованны да Пьяченца. Здесь потолок в 1514 году (то есть ещё до прихода Корреджо) расписал Алессандро Аральди в стиле поздней готики с большой примесью гротеска. В овалах, квадратах и люнетах росписи представлено много религиозных и светских сюжетов, не все из которых до конца понятны даже специалистам.

Parma
Фото 9. Потолочная фреска в комнате Аральди - общий вид.

Хотелось бы подсказать, что посетители, идущие от входа, вначале попадают в комнату Аральди, и лишь потом в ту, что расписал Корреджо. Тут важно их не перепутать (как поначалу сделали мы), поскольку и та, и другая фрески сразу производят сильное впечатление.

Parma Parma Parma Parma
Фото 10-10c. Фреска Аральди, снятая с 4-х сторон комнаты.

{↑}

Сан-Джованни

В самом центре Пармы, рядом с Дуомо, находится церковь Сан-Джованни (Св. Иоанна Евангелиста), принадлежащая окружающему её бенедиктинскому монастырю. Туда стоит сходить, чтобы посмотреть, как продолжилась карьера Корреджо после успешного выполнения заказа в монастыре Сан-Паоло. В Сан-Джованни он работал с 1520 по 1524 год, и расписал купол и раковину алтарной апсиды.

Parma
Фото 11. Церковь Сан-Джованни. Отделанный мрамором фасад датируется началом 17-го века.

Parma Parma
Фото 12ab. Интерьер церкви. Слева видно основание купола с фреской Корреджо, справа - алтарная апсида с «Коронацией Девы Марии». Рассмотреть что-либо в этой церкви поначалу было нелегко из-за темноты. К счастью, за монетки можно было включить освещение купола, и только тогда удалось что-то поснимать.

К сожалению, фреска Корреджо в раковине над алтарём была утрачена, и то, что там видно сейчас, является более поздней копией. Правда, в Национальной галерее (пинакотеке) Пармы сохранился фрагмент оригинальной фрески, который можно рассмотреть с близкого расстояния и оценить великолепное качество этого творения.

Parma
Фото 13. «Коронация Девы Марии». Копия 1587 г. с несохранившейся фрески Корреджо.

Parma
Фото 14. «Коронация Девы Марии» - фрагмент оригинальной фрески Корреджо 1521 года. Пинакотека Пармы.

Самое главное в этой церкви - её купол, расписанный Корреджо в 1520-1522 гг. Сюжет находящейся там фрески основан на цитате из 1-й главы Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова» I,7), предрекающей второе пришествие Христа с небес: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные». Корреджо изобразил густые облака по периметру купола, в которых расположились апостолы. Они наблюдают, как в центре, в божественном свете, на землю спускается Христос. Как и в Сан-Паоло, Корреджо добился удивительной объёмности фрески, на которой парящий в воздухе Христос как бы раздвигает руками облака, чтобы продемонстрировать себя поражённым апостолам.

Parma Parma
Фото 15-15a. «Видение Иоанна Богослова на Патмосе» работы Корреджо, 1522. В четырёх парусах под куполом изображены попарно евангелисты и отцы церкви. (Второе фото - из Википедии).

Любопытная особенность фрески состоит в том, что в облаках на ней можно насчитать только 11 апостолов. Это происходит потому, что Иоанн Евангелист, титульный святой храма, изображён очень низко над барабаном и не виден из нефа, где находятся прихожане во время службы (и где находились мы, когда снимали фреску). Рассмотреть его можно только из хоров, куда допускались исключительно монахи. Зачем Корреджо спрятал храмового святого от народа, остаётся непонятным. При этом Иоанн и Христос смотрят друг на друга и обмениваются жестами: Иоанн - вопрошающим, Христос - указующим, как бы показывая Иоанну то место, которое ему следует занять.

Parma Parma
Фото 16a. Слева: Св. Иоанн (внизу) изображён под Свв. Варфоломеем и Матфеем и его не видно из нефа;
Фото 16b. Справа: Св. Иоанн и Св. Августин в одном из парусов под куполом. (Оба фото - из Википедии).

Расписанный в имитирующей объемность технике trompe-l'œil, купол Сан-Джованни стал для Корреджо своеобразной «пробой пера» перед созданием главного творения своей жизни - фантастического купола Дуомо. Судя по тому, что его почти сразу пригласили расписывать собор, это «проба» была вполне успешной. В Дуомо, правда, новизна его подхода показалась заказчикам слишком смелой, как мы скоро увидим.

Parma
Фото 17. Купол с фреской Корреджо крупным планом.

{↑}

Дуомо

Здание Дуомо - очень старое (датируется 11-м веком) и, несмотря на многочисленные перестройки, оно в основном сохранило романские черты. Его фасад украшен тремя арочными галереями, такие же галереи присутствуют на трансепте и абсидах.

Parma
Фото 18. Площадь Дуомо с кафедральным собором, колокольней и баптистерием.

Parma
Фото 19. Три ряда колонн на фронтоне собора крупным планом.

Parma
Фото 20. Дуомо, вид сзади. Со всех сторон собор украшают такие же арочные галерии, как на фронтоне.

Очень хорош изящный портик над главным порталом, с колоннами, опирающимися на двух огромных львов. Над портиком находится небольшая лоджия, возможно, оттуда произносили речи? :)

Parma Parma
Фото 21ab. Изящный двухуровневый портик со львами у входа (слева) и декорированная арками алтарная апсида справа.

Внутри собор имеет форму латинского креста с тремя нефами и рядами капелл с каждой стороны. Вся площадь стен покрыта фресками 16-го века, причем далеко не все из них имеют религиозное содержание: присутствуют гротески, растительные орнаменты и различные аллегорические фигуры.

Parma
Фото 22. Интерьер Дуомо. Во время нашего визита внутри было темновато, пришлось поэтому позаимствовать фото в Википедии.

Parma Parma Parma
Фото 23abc. Внутри весь собор густо расписан фресками 16-го века. Росписи сводов потолка больше ассоциируются с античностью, нежели с христианством.

Самой масштабной и ошеломляющей частью интерьера является огромная фреска в куполе Дуомо, выполненная Корреджо в 1524-1530 гг. Она утвердила его в качестве одного из самых знаменитых итальянских живописцев начала 16-го века, а его техника по созданию правдоподобных иллюзий трёхмерных изображений получила широкое распространение у других живописцев.

На фреске изображен сюжет Вознесения Девы Марии на небеса в окружении множества святых, ангелов и херувимов. Навстречу Богоматери, в окружении божественного света, спускается встречающая её фигура, которую чаще всего считают Христом, но иногда и архангелом Гавриилом. На фреске изображено такое количество действующих лиц, что с первого взгляда Деву Марию даже трудно на ней отыскать.

Parma Parma
Фото 24-24a. Огромная фреска в куполе Дуомо «Взятие Пресвятой Девы в небесную славу» кисти Корреджо, 1530. (Второе фото - из Википедии).

Parma
Фото 25. Фрагмент фрески: Богоматерь возносится на небеса в окружении ликующих святых и ангелов, которые поют, обнимаются и подталкивают её наверх. А сверху, в окружении божественного сияния, спускается Христос, чтобы её принять. Деву Марию можно «распознать» по её традиционному одеянию: красноватое платье и синий плащ.

Чтобы фреску было лучше видно, Корреджо распорядился сделать восемь больших круглых окон в барабане, вокруг которых изобразил галерею с апостолами, наблюдающими за Вознесением Богоматери.

Parma
Фото 26. Галерея с апостолами в основании фрески.

Заказчики фрески поначалу не оценили её грандиозного замысла, который оказался слишком революционным для тех времён. Один каноник, по слухам, даже назвал её «супом из лягушачьих ног». Впервые признал её шедевром Тициан, ну а сейчас она считается одной самых удивительных из когда-либо созданных в мире фресок. А Тициан вроде бы сказал, что если купол Дуомо перевернуть и наполнить золотом, это будет недостаточная компенсация за шедевр Корреджо.

Parma Parma
Фото 27ab. Детали фрески. Крупные обнаженные фигуры по бокам Девы Марии - Адам и Ева.

Parma
Фото 28. Фреска «Вознесение Христово» кисти Латтанцио Гамбары, 1573. Парящий в воздухе Христос, за которым наблюдают апостолы, очевидно перекликается с фреской Карраджо.

Жемчужиной Дуомо считается горельеф «Снятие с креста» работы скульптора Бенедетто Антелами, относящийся к началу 12-го века. Слева видны три скорбящих Марии и Иоанн Евангелист, затем Богоматерь с помощью архангела Гавриила прижимает руку мёртвого Сына к своей щеке. Справа же группа римских солдат разыгрывает в кости одежду Иисуса. Две маленькие фигуры по сторонам креста олицетворяют Церковь и Синагогу, чью голову склоняет перед распятием другой архангел.

Parma
Фото 29. Горельеф «Снятие с креста» Бенедетто Антелами, 1178.

Parma
Фото 30. В крипте собора - гробница святого Бернардо дельи Уберти, епископа Пармы (1106-1133) и покровителя города.

{↑}

Баптистерий

Баптистерий Пармы является одним из наиболее впечатляющих средневековых зданий Италии: построенное в романском стиле с чертами (по мнению специалистов) французской готики. Его строительство было начато в 1196 году по проекту архитектора и скульптора Бенедетто Антелами (1150-1230). Он руководил строительными работами до 1216 года, когда они были прерваны из-за отсутствия розового веронского мрамора (Парма поругалась с Вероной и попала под санкции:). Веронский мрамор использовался для внешней отделки здания, поэтому строительство возобновилось (и уже без участия Антелами) лишь в 1259 году, когда между Вероной и Пармой произошло замирение. Освящение построенного баптистерия документировано в 1270 году.

Parma
Фото 1. Баптистерий расположен на Пьяццо Дуомо по соседству с собором и колокольней. День был пасмурный и поэтому все здания выглядят как в тумане.

Parma
Фото 2. Здание баптистерия восьмигранное, с каждой стороны наверху - четыре ряда крытых галерей с колоннами.

Бенедетто Антелами является одним из немногих известных по имени деятелей искусства романской эпохи Средневековья. Считается, что он был особенно хорош в деле «встраивания скульптуры в архитектуру». Первой его работой в Парме в 1178 году был горельеф «Снятие с креста» в Кафедральном соборе (рассказ о нём - в разделе про Дуомо). Однако главным его достижением стал пармский баптистерий, который он не только спроектировал, но и украсил собственной скульптурой снаружи и изнутри.

Parma
Фото 3. Глухие арки между входными порталами украшены парой классических колонн и фризом с фантастическими существами и животными. Сверху над колоннами в трёх нишах находятся по три пары статуй, на фото выше - царь Соломон и царица Савская.

Parma
Фото 4. Детали декоративного фриза с животными и фантастическими существами крупным планом.

Главное наружное украшение баптистерия - три входных портала с великолепной резьбой Бенедетто Антелами. С севера находится портал Девы Марии, с запада - портал Страшного суда, а на южной стороне - портал Жизни. Основные события разворачиваются в люнетах, но в двух порталах украшены также и дверные косяки. В портале Девы Марии, например, на них изображена рельефная родословная Христа и Богоматери.

Parma Parma
Фото 5ab. Портал Девы Марии (слева) и портал Страшного суда (справа).

Parma
Фото 6. Люнет портала Девы Марии: слева от Богоматери с Младенцем находятся волхвы, справа - спящий Иосиф, которому ангел советует скрыться в Египте. На оружающем люнет фризе - рельефные фигуры 12 апостолов, а на архитраве (горизонтальной панели под люнетом) библейские сцены: Крещение Христа (три ангела стоят наготове с полотенцами), пир Ирода и Саломеи с последующим усекновением головы Иоанна Предтечи.

Parma
Фото 6a. Люнет портала Страшного суда: на архитраве в центре ангелы трубят в трубы, воскрешая мёртвых. Слева от ангелов - праведники, справа - грешники. В центре Христос, окружённый ангелами с Орудиями Страстей, демонстрирует раны на руках. По дуге сверху, как и в северном портале, расположены апостолы. Считается, что это первая итальянская скульптура, изображающая Страшный суд.

Parma
Фото 6b. Люнет портала Жизни изображает сцены из восточного романа «Варлаам и Иоасаф». Это средневековый роман-житие индийского происхождения, по своему сюжету восходящий к преданиям о Будде, представленном в романе под именем Иоасафа. В 11-12 веке, переведённый на латынь, текст с христианизированной историей жизни Будды получил распространение в Европе, причём Иоасаф и Варлаам (его наставник) трактовались как христианские святые.

Внутри баптистерий, разделённый на 16 секторов, очень красиво расписан и украшен скульптурой, большая часть которой принадлежит резцу Антелами и/или его учеников. Просто захватывает дух, когда входишь внутрь, особенно если заранее не знаешь, что тебя там ждёт. Внизу идут по кругу 16 порталов, разделённых колоннами и расписанных различными фресками. Вверху порталов расположены люнеты с фресками и скульптурой. Затем следует две галереи с колоннами, над которыми возносится вверх целиком расписанный купол.

Parma
Фото 7. Панорамный вид нижней части интерьера.

Parma
Фото 8. Вид «сверху донизу». В центре - большая мраморная купель, сделанная в 1299 году.

Parma Parma Parma
Фото 9abc. Три портала нижнего яруса баптистерия. На левом интересно изображение Св. Екатерины (с колесом), в центре - Страсти Христовы, справа изображена Богоматерь Милосердия, укрывающая людей своим плащом.

В люнетах над тремя входами в баптистерий находятся выполненные Антелами горельефы на библейские сюжеты: «Бегство в Египет», «Царь Давид, играющий на арфе» и «Сретенье Господне». Прочие люнеты и находящиеся в них скульптуры ангелов выполнены в более позднее время.

Parma
Фото 10. Бенедетто Антелами: Бегство в Египет. В ночи (на небе звёзды) ангел уводит Святое семейство подальше от лютующего и избивающего младенцев царя Ирода.

Parma
Фото 11. Бенедетто Антелами: Царь Давид, играющий на арфе. Это популярный ветхозаветный сюжет.

Parma
Фото 12. Бенедетто Антелами: Сретенье Господне. Симеон Богоприимец встречает принесённого в храм младенца Христа и узнает в нем Бога.

Parma
Фото 13. Школа Антелами: Благовещенье. Как-то очень неласково Гавриил обращается к Марии:)

Parma
Фото 14. Христос во славе среди ангелов и символов евангелистов. Люнет над алтарём баптистерия.

Фрески, которыми расписаны стены порталов, в большинстве случаев датируются 14-м веком. Наиболее значимые из них показаны ниже.

Parma
Фото 15. «Крещение», главная фреска в алтаре баптистерия. Конец 13-го века.

Parma
Фото 16. Ещё одно крещение, популярный сюжет в баптистерии в соответствии с его назначением.

Parma
Фото 17. Буонамико Буффальмакко: Св. Георгий. Буонамико Буффальмакко («Весельчак»)- флорентийский художник 1-й половины 14-го века, прославившийся фресками в здании Кампосанто в Пизе. Упоминается в «Декамероне» Боккаччо.

Parma
Фото 18. Мадонна на троне между двумя святыми, начало 14-го века.

Parma
Фото 19. Мадонна на троне в окружении архангела Гавриила, Иоанна Предтечи и молящегося кардинала (который, видимо, и оплатил создание этой фрески).

Parma Parma
Фото 20ab. Слева - капитель одной из колонн, приписываемая Антелами (пророк Даниил среди львов). Справа - малая купель, опирающаяся на льва.

Как и внутренние стены баптистерия, его купол разделён на 16 секторов, которые расписаны фресками в византийском стиле, датируемыми 1268-69 гг. Композиция фресок очень необычна и более нигде в Италии не встречается. Сюжеты купола следует "читать" не вертикально, а по пяти концентрическим полосам, из которых он состоит. В самом верху ромбы со звёздочками, по некоторым объяснениям, символизируют рай. За ними изображены двенадцать апостолов и четыре евангелиста (которые также были апостолами первого или второго призыва).

Parma
Фото 21. Общий вид купольной росписи.

В третьей полосе, в секторе над алтарём, Христос восседает на троне в окружении Богоматери и Иоанна Предтечи, а в остальных 13 ячейках расположились пророки с текстами своих предсказаний. Ниже представлено житие Иоанна Крестителя, а в люнетах 5-й полосы - сцены из жизни Авраама.

Parma
Фото 22. Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя в 3-й полосе купола.

Интересны символические изображения четырёх евангелистов во 2-й полосе. Все они представлены в образах ассоциированных с ними животных/существ: Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Матфей в образе ангела, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие (кроме Матфея-ангела). Качество и сохранность росписей купола просто потрясающие, особенно учитывая время их создания - 13-й век!

Parma Parma
Фото 23. Евангелисты на куполе баптистерия.

В нишах некоторых порталов расположены скульптурные фигуры, символизирующие 12 месяцев года. Они были выполнены Антелами, но предназначались не для баптистерия, а для какого-то другого здания. Размещение их внутри баптистерия кажется не совсем удачным: белые скульптуры смотрятся там инородно, и к тому же закрывают нижние фрески порталов. Лучше бы эти скульптуры поместили в находящемся рядом с баптистерием епархиальном музее, о котором мы расскажем чуть позже.

Parma Март, апрель, май. Parma Июнь, июль, август. Parma Сентябрь, октябрь, ноябрь. Parma Декабрь, январь, февраль.

Фото 24abc. Скульптуры 12 месяцев. Автор - Бенедетто Антелами.

Живописные изображения и скульптуры месяцев часто встречаются в средневековом церковном декоре, и обычно они отражают годовой цикл сельскохозяйственных работ. Так и здесь: июнь жнёт пшеницу, сентябрь собирает виноград, октябрь сеет. Единственное исключение - апрель с короной на голове. Он считается королём месяцев, поскольку на него обычно приходится пасха. Поражает исключительно высокое качество скульптур, которым по идее должно быть больше 800 лет. Уж не новодел ли это?:)

Parma
Фото 25. Времена года, также созданные Антелами: Зима - старичок слева, Весна - элегантная девушка справа. Лето и Осень не сохранились.

{↑}

Епархиальный музей

Многие оригинальные скульптуры из Дуомо и баптистерия находятся в расположенном между ними на углу Соборной площади Епархиальном музее (Museo Diocesano), открытом в 2003 г. Поэтому после посещения баптистерия мы не поленились зайти и в музей, который нас отнюдь не разочаровал. Мы нашли в нем оригинальные наружные статуи баптистерия, которые трудно увидеть в деталях с улицы, но очень легко рассмотреть в музее. Кроме того, там можно получше разглядеть и замечательные росписи с купола баптистерия.

Parma
Фото 1. Оригинальные каменные львы под колонны для портика Дуомо, 12-й век.

Parma Parma
Фото 2. Слева: царь Соломон и царица Савская, справа: пророки Давид и Аввакум. Начало 13-го века. Оригинальные статуи из наружных ниш баптистерия со следами первоначальной раскраски.

Parma
Фото 3. Раннехристианская мозаика с рыбами, найденная в Дуомо. 4-5 век.

Parma Parma
Фото 4. Архангелы Михаил и Гавриил. Считается, что их переделали из мраморных римских статуй людей в тогах, приделав им крылья, головы и ступни. Начало 13-го века. Оригинальные статуи из наружных ниш баптистерия.

Parma Parma
Фото 5a. Слева: бронзовый флюгер с верхушки колокольни Дуомо, изображающий архангела Гавриила. Конец 13-го века.
Фото 5b. Справа: Самсон, раздирающий пасть льву. Красный веронский мрамор, 12-й век. В период Ренессанса панель использовалась для мощения пола Дуомо.

Parma Parma
Фото 6ab. Копии росписей купола баптистерия, которые можно рассмотреть поближе.

Parma Parma
Фото 7ab. Христос на троне и Иоанн Креститель.

Parma
Фото 8. Крещение (одно из многих в баптистерии).

Parma
Фото 9. Христос исцеляет больных.

Parma
Фото 10. Евангелист Марк в образе льва.

{↑}

Палаццо Пилотта

Огромный Палаццо Пилотта начали строить в начале 17-го века и так и не закончили, к тому же он был серьёзно повреждён во время бомбардировки в 1944 г. Поэтому снаружи он выглядит достаточно уродливо, однако внутри него есть четыре интересных объекта: театр, библиотека, картинная галерея и археологический музей. В трёх из них (кроме музея) мы побывали.

Parma
Фото 1. Палаццо Пилотта.

Parma
Фото 2. Палаццо Пилотта - вид сзади.

Parma
Фото 3. Во внутреннем дворе палаццо.

БОльшую часть Палаццо Пилотта занимает Национальная галерея, или пинакотека Пармы, у которой очень любопытная история. Богатую коллекцию живописи, собранную в Парме герцогами Фарнезе, перевезли в 1732 году в Неаполь. Поэтому новому герцогу Пармскому, Филиппу Бурбонскому, пришлось в 1752 г. начать создание Национальной галереи Пармы почти с нуля. Эти и дальнейшие усилия герцогов пармских оказались успешными и сейчас пинакотека Пармы обладает очень богатой коллекцией, включая работы Фра Анжелико, Ботичелли, Пармиджанино, Гуэрчино, Тинторетто, Каррачи, а также Эль Греко, Ван Дейка, Голбейна. Но лучше всего в ней представлен Корреджо, почти всю жизнь проработавший в Парме. В 1752 г. несколько его картин были перенесены из церквей в новую галерею, положив, таким образом, начало коллекции.

Parma
Фото 1. Корреджо «Мадонна у лестницы», 1523. Фреска с одной из несохранившихся башен городской стены. Пинакотека Пармы.

Parma
Фото 2. Корреджо «Оплакивание Христа», 1524. Пинакотека Пармы.

Parma
Фото 3. Корреджо «Мученичество четырёх святых», 1524. Пинакотека Пармы.

Parma
Фото 4. Корреджо «Отдых во время возвращения из Египта» или «Мадонна с чашей», 1530. Пинакотека Пармы.

Parma
Фото 5. Корреджо «Мадонна со Св.Иеронимом», 1528. Пинакотека Пармы.

Помимо Пармы, две хорошие картины Корреджо мы видели в Уффици. Приведём их здесь для полноты картины.

Parma
Фото 6. Корреджо «Отдых во время бегства в Египет со Св.Франциском», 1520. Уффици, Флоренция.

Parma Parma
Фото 7. Корреджо «Поклонение Младенцу», 1526. Уффици, Флоренция.

Это может показаться удивительным, но после такого количества мадонн под конец жизни Корреджо обратился к эротической тематике, написав цикл картин фривольного содержания под названием «Любовные похождения Юпитера». Одну из четырёх этих картин («Даная») мы видели в Галерее Боргезе, а ещё одну, на наш взгляд самую лучшую («Леда»), взяли из интернета.

Parma
Фото 8. Корреджо «Даная», 1532. Галерея Боргезе, Рим.

Parma
Фото 9. Корреджо «Леда и лебедь», 1531. Государственный музей, Берлин. Источник: Википедия. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Correggio.jpg

В этом рассказе пармская пинакотека представлена только полотнами Корреджо. В ней, конечно, много достойных произведений и других известных мастеров (причём не только итальянцев). Дай бог, со временем, мы сделаем о ней отдельный фотоальбом. Здесь же просто покажем две самые популярные картины оттуда.

Parma
Фото 10. Пармиджанино «Турецкая невольница», 1532. Пинакотека Пармы.

Parma Parma
Фото 11-11a. Леонардо да Винчи «Голова девушки» (также известная как La Scapigliata - «Растрёпа»:), 1506-1508. Пинакотека Пармы.

Огромный театр Фарнезе, построенный в 1617-1619 гг. в оружейном зале дворца Пилотта, представляет собой впечатляющее зрелище. Интересна история его возникновения: он был создан в большой спешке по воле герцога Рануччо I Фарнезе, который хотел похвастаться им перед флорентийским правителем Козимо Медичи, чей визит в Парму был заранее согласован. Из-за спешки строители театра использовали дерево вместо кирпича и разрисованный картон вместо декоративной лепнины. В партере нет стульев, которые, скорее всего, были просто утрачены. В одной книжке, правда, написано, что стулья отсутствовали с самого начала поскольку партер использовался как продолжение сцены.

Parma
Фото 4. Театр Фарнезе. По краям видны сохранившиеся элементы декора: триумфальные арки с конными статуями.

Parma
Фото 5. Театр Фарнезе: зрительный зал.

Parma Parma
Фото 6-6a. Конные статуи герцогов Алессандро и Оттавио Фарнезе. Одни из немногих сохранившихся элементов декора театра.

Театр вмещает 3000 зрителей, однако после его инагурации в 1628 г. он использовался всего восемь раз, после чего пришёл в 18-м веке в негодность, а позднее был сильно повреждён бомбой во время Второй мировой войны. Хотя сейчас он восстановлен, был утрачен потолок и бОльшая часть декора, поэтому театр приобрёл строгий, если не аскетичный, вид.

Parma
Фото 7. Сцена театра. Под сценой была установлена хитроумная система механизмов, позволявшая использовать первые передвижные сцены в истории театра.

Библиотеку основал в 1761 г. пармский герцог Филлип Бурбонский, и в неё были свезены тысячи томов из всех частей Италии и Европы. Библиотека огромна, в ней порядка 700 тысяч изданий, включая 3 тысячи инкунабул (книг, напечатанных до 1500 г.). Название своё (Палатинская) она получила в честь библиотеки Римского Сената, располагавшейся когда-то на Палатинском холме Рима. Праздных посетителей пускают только в первый зал, но и его достаточно, чтобы произвести сильное впечатление.

Parma
Фото 8. Палатинская библиотека Пармы.

Parma Parma
Фото 9-9a. Впечатляющие стеллажи с книгами в библиотеке.

Parma Parma
Фото 10-10a. На площади перед дворцом находится памятник Верди, который родился и прожил много лет недалеко от Пармы. В городе ежегодно проводятся Вердиевские фестивали, а сам памятник был установлен к 100-летию со дня его рождения.

{↑}


            Список глав по Италии


            Оглавление сайта