Церкви:
Третьей остановкой в нашем путешествии по Италии (после Рима и Флоренции) была Болонья, где мы задержались на неделю. Правда, три дня из этой недели мы использовали для однодневных поездок в Равенну, Парму и Феррару, поэтому чистого времени в Болонье у нас получилось четыре дня. Честно говоря, в Болонье мы рассчитывали немного отдохнуть после предыдущей напряженной программы, но не сложилось - настолько много в этом городе оказалось интересного. Всё это мы покажем в нескольких рассказах про Болонью, однако вначале не можем удержаться от небольшого занудства про историю:)
Рис 1. Средневековая Болонья.
Столица региона Эмилия-Романья и один из старейших городов Европы, Болонья была основана ещё этрусками, которых затем сменили галлы (от них она получила нынешнее имя) и потом римляне. Через город проходила важная римская дорога Via Emilia, соединявшая Римини с Пьяченцой вдоль предгорий Северных Апеннин. После падения Рима и хаоса раннего средневековья в 11-м веке Болонья утвердилась как свободный самоуправляемый город, известный благодаря основанному примерно в то же время университету, самому старому в Европе.
Рис 2. План Болоньи в 1640 году.
Как член Ломбардской лиги, Болонья выступала в средневековых междусобицах на стороне гвельфов (пропапских сил) против гиббелинов (сторонников Священной Римской империи). Эта борьба в конечном итоге привела к образованию в прежде свободных итальянских городах правящих фамильных династий, из которых в Болонье наиболее известна семья Бентивольо, руководившая городом в 15-м веке. Её правление, в целом успешное и приведшее к расцвету города, продлилось, однако, недолго - в 1506 году папы (в лице Юлия II) захватили Болонью, ставшую частью Папского государства. Под властью пап Болонья провела почти 300 лет, пока Наполеон не включил её в свою недолговечную Цизальпинскую республику. В 1861 году город вошёл в состав объединившего страну Итальянского королевства.
Фото 1. Одна из старейших болонских церквей.
Давно устоявшееся клише для описания Болоньи состоит в присвоении ей трёх качеств: La Dotta («учёная»), La Rossa («красная») и La Grassa («толстая»). С учёностью все понятно - ведь в Болонье возник первый в Европе (да и в мире тоже) университет, к тому же со специализацией на широко востребованной юриспруденции (кто-то же должен был разбирать бесконечные склоки между папством и императорами). С тех же давних пор известен и университетский медицинский факультет, знаменитый своими научными исследованиями.
Фото 2. Анатомический театр в Палаццо Архигимназио (старом здании университета).
Почти все здания Болоньи выстроены из кирпича и оштукатурены преимущественно в красновато-терракотовые цвета. Именно поэтому она получила прозвище «красная», хотя в некоторых путеводителях утверждается, что это связано с левой ориентацией её политиков. Элегантные портики Болоньи, которых в ней около 40 км и которые получили статус объекта Всемирного наследия Юнеско, также в основном представлены в различных оттенках рыжего.
Фото 3. Красноватые оттенки Via Saragozza и её портики.
«Толстой» Болонью обозвали потому, что в ней можно хорошо покушать. Прилавки магазинов, особенно в туристическом Mercato di Mezzo, буквально ломятся от аппетитных продуктов, а под многими аркадами расставлены столики тратторий, ресторанов и кафе (однако при всём этом изобилии попасть вечером в хороший ресторан в Болонье очень непросто, в чем мы убедились на собственном опыте). Регион Эмилия-Романья, чьей столицей служит Болонья, считается родиной прошутто, варёной колбасы мортаделла, сыра пармезан, бальзамического уксуса и многих вариантов пасты.
Фото 4. Прилавки Болоньи.
В Болонье ещё с начала 16-го века начала складываться собственная школа живописи, которую прославили трое братьев Каррачи (родные - Агостиньо и Аннибале, а также двоюродный - Людовико), Гвидо Рени и Джованни Франческо Барбьери (Гуэрчино). Их полотна широко представлены в болонской Национальной пинакотеке, куда мы с удовольствием сходили (полюбовавшись и на трёх Рафаэлей), пополнив таким образом впечатления от работ болонской школы, виденных ранее в Галерее Уффици.
Фото 5. Гвидо Рени. Портрет матери. 1610-12.
Завершив на этом краткое введение, мы приступаем к осмотру города, начиная с его главной площади. Хотя в первом рассказе мы от неё не удалимся, иметь под руками план центра никогда не помешает, а посему и приводим его ниже.
Рис 3. План центра Болоньи. В этом рассказе речь пойдет о пьяцца Маджоре (№3), палаццо Комунале (№2), фонтане
Нептуна (№1), базилике Св. Петронио (№4).
Центральная площадь Болоньи, пьяцца Маджоре («главная» или «большая»), является сердцем города, где сосредоточены его главные достопримечательности. Она же служит и политическим центром Болоньи, где всегда обитали её правители. Все окружающие площадь здания построены в позднем средневековье и многие из них перестраивались в эпоху Ренессанса.
Фото 6. Вид на центр Болоньи с её самой высокой башни. Пьяцца Маджоре находится в центре перед большой базиликой.
Фото 7. Пьяцца Маджоре - вид с Часовой башни в Палаццо Комунале. Вдалеке видна высокая башня (Torre degli Asinelli),
с которой был сделан предыдущий снимок. В центре площади находится приподнятая платформа, которую болонцы фамильярно называют
«лепешкой» (crescente) по форме местного хлеба.
Фото 8. Пьяцца Маджоре - вид на Палаццо Комунале (слева) и Палаццо-дель-Подеста (справа).
Рассмотрим теперь по очереди красивые старые здания, окружающие площадь.
Фото 9. Справа - базилика Св. Петронио (главный храм Болоньи), портал которой выходит на пьяцца Маджоре.
Фото 10. Напротив базилики - Палаццо-дель-Подеста, где в Средние века располагались городские власти.
Красивый ренессансный фасад с большими портиками датируется 1484 годом. В центре видна высокая башня-донжон (Torre dell'Arengo)
13-го века, изначально построенная для созыва горожан при чрезвычайных ситуациях. Под аркадой палаццо находится масса приятных
кафешек.
Фото 11. Палаццо-деи-Банки (1412-1568), с восточной стороны площади, был финансовым центром средневекового города
(там обитали банкиры и менялы). Как хорошо известно, от итальянского «banchi» (столы), происходит современный термин «банк».
Фото 12. Палаццо-деи-Нотаи (1381-1422) рядом с базиликой - средневековый юридический центр. Это старинное здание
сохранилось практически без изменений с момента постройки. Справа от него - Часовая башня в Палаццо Комунале.
Огромное здание, тянущееся вдоль западной стороны площади, называется Палаццо Комунале или Палаццо д'Аккурсио (по фамилии семьи, которой когда-то принадлежало одно из сооружений этого комплекса). Палаццо состоит из нескольких зданий разного времени постройки, которые на протяжении веков неоднократно изменялись. Когда папы овладели Болоньей в начале 16-го века, они фортифицировали дворец и сделали его резиденцией своих наместников (легатов). Именно этим объясняется наличие крепостных зубцов (знакомой нам всем формы ласточкиного хвоста) по верху здания.
Фото 13. Палаццо Комунале, объединяющее здания разных веков и стилей. В левой, самой старой части,
находится Часовая башня 13-го века.
Фото 14ab. На фасаде дворца огромная статуя папы Григория XIII (в миру - Уго Бонкомпаньи, уроженец Болоньи).
Именно в его честь назван григорианский календарь, введённый по его булле в 1582 году. Слева от папы на фасаде расположена
красивая терракотовая «Мадонна с Младенцем» Никколо дель'Арка (1478), с ещё одним замечательным произведением которого в Болонье
мы познакомимся в дальнейшем.
Фото 15. Палаццо Комунале, вид сзади. С этой стороны дворец выглядит как настоящая крепость.
Фото 16. Внутренний двор палаццо оформлен в ренессансном стиле.
Внутри палаццо находятся церемониальные залы резиденции папского легата, украшенные фресками и скульптурами. Также внутри дворца размещена муниципальная коллекция предметов искусства, среди которых, однако, нет очевидных шедевров. Одна из важных причин зайти внутрь дворца - это возможность подняться на Часовую башню, откуда открываются прекрасные виды на пьяцца Маджоре и городскую панораму (некоторые из снимков оттуда уже были показаны выше).
Фото 17. Интерьеры Палаццо Комунале.
Площадь Нептуна прилегает вплотную к Главной площади и фактически образует с ней единое целое. Возможно, единственная причина, по которой её выделили в отдельный объект - наличие на ней монументального фонтана Нептуна, который является чуть ли не визитной карточкой Болоньи. Конструкция фонтана была разработана палермским архитектором Томазо Лорети, который начал работу в 1563 и завершил её в 1565 году. Статуи для фонтана изваял в 1567 году скульптор Джамболонья, работавший в стиле маньеризма. По происхождению он был фламандцем по имени Jean de Boulogne; после приезда в Италию это имя было «италинизировано», поэтому его созвучие с Болоньей - чисто случайное.
Фото 18. Площадь Нептуна с фонтаном (слева на снимке) - вид с Часовой башни.
Справа - Главная площадь (Maggiore).
Строительство фонтана было заказано папским легатом кардиналом Карло Борромео, чтобы отметить недавнее избрание его дяди папой Пием IV. Однако увидев законченное произведение, легат горько пожалел о том, что поручил изготовление статуй фонтана Джамболонье.
Фото 19. Фонтан «Нептун». Статуи работы Джамболоньи, 1567.
Мускулистая и полностью обнаженная фигура Нептуна с наглядной демонстрацией его мужских достоинств, а также группа похотливых сирен снизу, произвели фурор при открытии фонтана. Легат приказал одеть Нептуна, а Джамболонье пригрозил отрубить руки в качестве наказания за подобное безобразие. В результате Джамболонья сбежал во Флоренцию, где ещё сорок лет плодотворно работал на герцогов Медичи.
Фото 20ab. Нептун, прозванный «Il Gigante», стоит в окружении четырёх путти, символизирущих ветра.
В его руке - большой трезубец, который автомобильная компания Мазерати, основанная в 1914 году недалеко от Болоньи,
использовала как свой фирменный знак.
Фото 21ab. Внизу фонтана четыре сирены оседлали дельфинов и испускают струйки воды из грудей.
В оправдание Джамболоньи можно заметить, что это был его первый большой заказ, посредством которого он, возможно, хотел создать себе громкое имя. Кроме того, буквально за год до этого, фонтан Нептун, также с обнажённым морским богом работы скульптора Бартоломео Амманати, был установлен во Флоренции на площади Сеньории. Джамболонья принимал небольшое участие в том проекте и, по-видимому, вдохновился его дизайном:)
Фото 22. С правой стороны от Нептуна на этом снимке находится здание Палаццо Комунале, где в 16-м веке была
резиденция папского легата. Соответственно, из своих окон легат мог каждый день «любоваться» скульптурой Джамболоньи,
что вряд ли поднимало у него настроение:)
На площади Нептуна есть также интересное здание, не имеющее отношения к фонтану. Это так называемый Дворец Ре Энцо, в котором персонаж с таким именем содержался в заключении в 1249-1272 гг. Ре Энцо был незаконнорожденным сыном императора Священной Римской империи Фредерика II и от имени отца возглавлял проимператорскую партию гиббелинов в Северной Италии. Во время битвы с гвельфами (пропапской партией) при Фоссальте в 1249 году он попал в плен к болонцам, которые до конца жизни держали его в заточении в этом дворце. Ему, правда, разрешали общаться с женщинами, и один из его потомков, по легенде, стал родоначальном семейства Бентивольо, правившего в Болонье во 2-й половине 15-го века.
Фото 23. Дворец Ре Энцо, 1246.
В Средние века Болонья была просто вся «утыкана» башнями, в какой-то момент их число доходило до 120 или даже 180 (по разным оценкам). Сооружаемые болонской знатью, они достигали высоты от 20 до 60 метров, причём высота башни коррелировала с достатком и статусом построившей её семьи. Вероятно, вначале башни строили как крепости/укрытия в беспокойные времена вражды гвельфов и гибеллинов, но со временем фактор безопасности трансформировался в фактор престижа.
Рис.4 Макет Болоньи в период расцвета башенного строительства - ну чем не Манхэттен?
Рис.5 Болонья времён Данте (т.е. конец 13-го века). Реконструкция Анжело Финелли, 1917.
К 16-му века башни вышли из моды - более статусными стали роскошные палаццо - и башни стали потихоньку разбирать (возможно, вырученные камни пускали на строительство дворцов:). Этот процесс особенно ускорился в веке 19-м, когда стали быстро избавлятся от средневекового наследия в городах. Сейчас башен в Болонье осталось порядка 20, и большинство их них в той или иной степени «падающие».
Фото 2.1 Примерно половина оставшихся болонских башен видна с верха Часовой башни в палаццо Коммунале.
Самые популярные из сохранившихся башен - знаменитые близнецы Due Torri (Две башни), расположенные в самом центре на площади Равеннских ворот (Piazza di Porta Ravegnana ). Одна из них называется «Азинелли» (высота - 97 м, отклонение от вертикали - 1,23 м), а другая - «Гарисенда» (высота - 48 м, отклонение - 3,22 м). Обе башни названы по фамилиям построивших их в 12-м веке семей. Азинелли - самая высокая башня в городе, а Гарисенде не повезло - в 14-м веке её сильно укоротили - уж больно угрожающим стал её наклон.
Фото 2.2 «Две башни» (Due Torri) Болоньи - самые знаменитые из сохранившихся:
Азинелли (та, что повыше) и Гарисенда.
Фото 2.3 Обе башни «падающие», и Гарисенда особенно (поэтому на неё не пускают).
На самом верху башни Азинелли есть смотровая площадка, и если вас не остановят ведущие туда 500 ступенек, со 100-метровой высоты можно увидеть всю Болонью. Мы решились на подъём и совершенно об этом не пожалели, поскольку виды на город открылись просто чудестные. Говорят, что в хорошую погоду оттуда можно увидеть Альпы, но нам их не показали, к сожалению.
Фото 2.4 Вид на пьяцца Маджоре и базилику Св. Петронио.
Фото 2.5-5а Улица Франческо Риццоли, видная внизу, проложена поверх римской дороги Via Emilia.
Фото 2.6 Улица Замбони идёт мимо церкви Св. Якова к университету и Национальной пинакотеке.
Фото 2.7 Улицы Сан-Витали (слева) и Страда Маджоре (справа, бывшая Via Emilia)
Фото 2.8 Болонья «красная».
Фото 2.9 Вид на башню Гарисенда с верхушки Азинелли.
Хоть университет Болоньи, основанный в 11-м веке, и является самым старым в мире, в первые 500 лет существования у него не было постоянного здания. Студентов учили, где получится: в церквях, домах профессоров, арендованных помещениях. Только при папской власти в 1562-63 гг. было построено постоянное здание для университета, получившее название Palazzo dell'Archiginnasio. Возвели его вплотную к базилике Св. Петронио, причём папа Пий IV специально выбрал это место так, чтобы нельзя было построить трансепт базилики, с которым она бы превзошла по размерам Собор Св. Петра в Риме (назвать это утверждение полностью достоверным не берусь:).
Фото 2.10 Со внешней стороны палаццо Архигимназио смотрится как обычный болонский портик.
Новое здание предназначалось для размещения под одной крышей двух отделений/факультетов, существовавших тогда в университете: Legisti (церковное и гражданское право) и Artisti (всё остальное, включая философию, медицину, математику, физику). Двухэтажное здание университета вытянулось на 140 м вдоль улицы и снаружи ничем не отличается от десятков других болонских зданий с портиками. Однако внутри сразу оказываешься во дворе с двумя ярусами лоджий, откуда две большие лестницы ведут на второй этаж, на котором расположены 10 аудиторий для занятий, два лекционных зала и анатомический театр.
Фото 2.10a Во внутреннем дворе Архигимназии.
Первое, что бросается в глаза внутри Архигимназии - почти сплошное покрытие всех поверхностей многочисленной геральдикой, бюстами, фресками, мемориальными досками - в память о преподававших тут профессорах и обучавшихся студентах. Не забыты и болонские папские легаты, курировавшие университет: каждый из них удостоен своего мемориала.
Фото 2.11 Галерея 1-го этажа.
Фото 2.12 Галерея 2-го этажа.
Фото 2.13 Галереи 1-го и 2-го этажей и лестница между ними.
Анатомический театр на 2-м этаже производит очень сильное впечатление - его построил в 1637 году архитектор Антонио Леванти целиком из дерева. Здесь в зимнее время изучали анатомию, препарируя трупы, доставленные из близлежащей больницы. Вдоль стен установлены статуи наиболее прославленных врачей, начиная с грека Гиппократа и римлянина Галена, а также бюсты самых знаменитых докторов и анатомов Болоньи.
Фото 2.14 Анатомический театр.
Самое интересное в театре - кафедра лектора, балдахин над которой держат две изображенных без кожи статуи, которые по-итальянски называются «спелатти». Их вырезали из дерева в 1734 году по эскизам Эрколе Лелли. Женская фигура наверху - аллегория Анатомии, которой пухлый путти протягивает бедренную кость вместо цветочка.
Фото 2.15 Спеллати, выполняющие функцию наглядных пособий, держат навес с Анатомией.
Анатомический театр был почти полностью разрушен в результате американской бомбёжки в январе 1944 года, но сразу после войны восстановлен. К счастью, деревянные скульптуры были извлечены из-под щебня практически невредимыми, а стены вновь обили сосной, как и в 17-м веке.
Фото 2.16ab. Гиппократ (460-370 до н.э.) и Гален (129-216), врачи - основоположники медицины.
С обоих концов длинной галереи 2-го этажа расположено два больших лекционных зала (Aula Magna по-латыни), один для «легистов» (юристов), второй для «артистов» (всех остальных профессий). В зале «артистов» сейчас находится читальный зал библиотеки, и туда туристов не пускают. А в зал законоведов - пожалуйста. Сейчас он называется залом «Стабат Матер» в честь средневековой секвенции (текстомузыкального литургического жанра) Stabat Mater, исполнение которой на музыку Джоаккино Россини впервые произошло здесь 18 марта 1842 года. Своё название это произведение получило по своей первой строке «Stabat mater dolorosa» («Стояла мать скорбящая») и посвящено страданиям Девы Марии во время распятия Христа. Создано более двухсот вариантов музыкального озвучания средневекового латинского текста, в том числе такими известными композиторами как Вивальди, Перголези, Гайдн, Франц Шуберт, Россини, Лист, Дворжак, Верди.
Фото 2.17 Aula Magna dei Legisti (Большой зал юристов), он же зал «Стабат Матер». Сейчас в нем проводят выставки, концерты
и прочие культурные мероприятия.
Внутри зала «Стабат Матер», как и везде в Архигимназии, развешаны геральдические мемориалы и здесь они, пожалуй, самые роскошные.
Фото 2.18 Двуглавый орёл на этом мемориале, посвященном кардиналу-легату Фабрицио Савелли (1607-1659), позаимствован
с герба Священной Римской империи германской нации. Герб самого кардинала расположен между головами орла с красной кардинальской
шляпой наверху. Столь внушительного орла кардинал Фабрицио заслужил за покровительство немецким студентам.
Фото 2.19ab Барельф слева, посвящённый кардиналу Джулио делла Ровере, - самый старый в университете (1565). «Rovere»
по-итальянски означает «дуб», который виден на гербе вверху, а гирлянда из дубовых веток с желудями обвивает нижнюю надпись.
Делла Ровере - семейство из Генуи, из которого происходили папы римские Сикст IV (1414—1484, строитель Сикстинской капеллы) и
Юлий II (1443—1513, завоеватель Болоньи и покровитель Микеланджело).
Справа - изысканно выполненный мемориал кардиналу-легату Джироламо Фарнезе (1658) с геральдическими лилиями его семейства
на щите. Фарнезе - известный итальянский род, происходящий из потомков папы римского Павла III Фарнезе (1468-1549) и получивший
от него во владение герцогство Пармское.
Фото 2.20 Полный символики мемориал болонского архиепископа Джироламо Бонкомпаньи (1672), окруженный со всех сторон
маленькими зелёными драконами, гербом знатного итальянского рода Бонкомпаньи (главный же позолоченный дракон - на геральдическом
щите). Расположенный ниже старик с книгой - Св. Иероним (итал. Джироламо) со своим прирученным львом (в окружении ещё двух драконов)
уровнем ниже.
Университет покинул палаццио Архигимназио в 1803 году, а с 1838 года в ярко декорированные геральдикой учебные аудитории 2-го этажа въехала городская библиотека. Заглянуть туда можно только с торца, что огорчительно, поскольку красочное оформление бывших классов хотелось бы рассмотреть поближе. Библиотека в 850 тыс. томов посвящена всевозможным аспектам жизни Болоньи и содержит 2 тыс. инкунабул (первопечатных книг) и 15 тыс. редких печатных изданий 16-го века.
Фото 2.21 Помещения библиотеки. Она занимает последовательно соединенные дверьми учебные залы 2-го этажа, которые раньше имели
индивидуальные входы из галереи.
Мемориалы Архигимназии посвящены различным сюжетам и персоналиям. В галереях 1-го уровня вокруг внутреннего двора висят бюсты и портреты преподавателей, выполненные в 17-м веке. Вот некоторые их них.
Фото 2.22ab Слева грустный Онорио Беати (бюст 1644 года), преподававший философию. Видно, студенты плохо его слушались.
Справа - ботаник Бартоломео Амброзини (1673).
Фото 2.23ab Слева - бюст Алессандро Гукьярдини (1662), преподававшего хирургию в университете и оперировавшего в
близлежащем госпитале Санта-Мария-делла-Вита. Когда-то он солировал в Анатомическом театре. Справа - искусно выполненный из
мрамора мемориал юриста Карло Антонио Бьяги (1679). Похоже, и в те времена юристы были богаче всех.
В Архигимназии представлена и студенческая геральдика, расположенная, как правило, на потолочных сводах галерей (видимо, это были наименее привилегированные зоны). Студенты были организованы в землячества по национальностям и/или регионам, и у каждого такого землячества был свой староста (councillor). Именно они удостаивались чести быть представленными своими фамильными гербами, поверх которых указывались также их страны/регионы.
Фото 2.24 Гербы старост студенческих землячеств.
На стенах и сводах часто встречаются гербы государств и городов, из которых происходили те или иные преподаватели. На фото ниже виден венецианский лев в варианте «амфибии» (передние лапы - на суше, задние - в воде). Справа - герб Генуэзской республики.
Фото 2.25ab Мемориал слева - преподавателю медицины Даниэлю Карменьо (1637). Справа - мемориал Феличе Кастелли,
который вначале преподавал логику, а затем медицину и был успешным практикующим врачом. За большие заслуги почетный
мемориал был установлен ему в 1592 г. ещё прижизненно.
Наконец, обильно представлены на стенах и церковные власти (папы, их наместники в Болонье - кардиналы-легаты, болонские архиепископы). Болонья была вторым городом Папского государства после Рима, и церковные деятели уделяли болонскому университету пристальное внимание (хотя он и не был центром обучения богословию - этому учили в Париже).
Фото 2.26 Над входом в зал «Стабат Матер» находится герб папы Пия IV Медичи c шестью шарами. Сверху - перекрещенные
ключи Святого Петра, символ папства. По краям - гербы папского легата Карло Борромео и вице-легата Пьера Донато Чези.
Карло Борромео (1538-1584), племянник Пия IV, был легатом в Болонье в 1560-1566 гг. и отвечал в том числе за строительство здания университета. За заслуги в продвижении Контрреформации и реформы монашеских орденов он был канонизирован в 1610 году. Именно ему посвящена римская церковь у Четырёх фонтанов в исполнении архитектора Франческо Борромини. В Архигимназии в 1612 году кардиналу был создан большой мемориал.
Фото 2.27 Мемориал Св. Карло Борромео. Четыре аллегорические фигуры добродетелей (Вера, Надежда, Милосердие и Скромность)
расположены по обе стороны меморальной доски. Выше - статуя святого, чуть ниже её - герб папы Пия V Боргезе, во время правления
которого был создан памятник.
Фото 2.28ab Слева - мемориал кардиналу-легату Джироламо Фарнезе (1599-1668), установленный в 1661 году. Это уже второй прижизненный
мемориал, посвященный этому кардиналу в Архигимназии (первый мы уже видели в зале «Стабат Матер»). Чем уж этот кардинал так
отличился, чтобы ему такой почёт и уважение оказывали? Справа - мемориал другому легату, Роберто Убальдини, датируемый 1624 годом.
Любопытно, что его возведение было инициировано студентами-юристами, которые обычно ставили памятники только своим преподавателям.
Фото 2.29ab Два кардинальских мемориала с тремя рядами кисточек и широкополыми шляпами наверху.
Это универсальный герб католических кардиналов. Семейные гербы помещались на центральном поле. Слева - вице-легат
Орацио Спинола (1600). Справа - легат Луиджи Каппони (1616).
Перед зданием университета была устроена площадь, чтобы дать больше света в аудиториях. Сейчас площадь названа в честь итальянского ученого и уроженца Болоньи Луиджи Гальвани (1737-1798), памятник которому установлен в её центре. Гальвани держит на дощечке и тщательно разглядывает лягушку, на которой он ставил свои знаменитые опыты по электрофизиологии.
Фото 2.30 Площадь Гальвани. Справа - здание Архигимназии, по центру - базилика Св. Петронио.
Фото 2.31 Памятник Гальвани.
Сейчас в Болонском университете обучается 90 тысяч студентов, что делает его вторым по размерам университетом Италии после римской Сапиенцы. Он по-прежнему считается самым престижным итальянским университетом, а также числится среди лучших университетов мира. Его основной специализацией, как и в старые времена, остается право, медицина и естественные науки.
Фото 2.32 Палаццо Погги - именно здесь Болонский университет обитает, начиная с 1803 года и по сей день.
Болонья знаменита своими многочисленными портиками (аркадами), протяженность которых только в центре города составляет 40 км. Знаменита настолько, что в 2021 году Юнеско признала портики Болоньи объектом Всемирного наследия. Отчего же именно в Болонье портики так прижились и «размножились»? Как выяснилось при ближайшем рассмотрении, это одно из последствий болонской «учёности».
Фото 3.1ab Первые портики были просто деревянными подпорками.
В 12-13 веках в Болонье значительно вырос спрос на жильё в связи с большим притоком иногородних и иностранных студентов в Болонский университет. Но строительство нового жилья облагалось налогом, поэтому домовладельцы стали расширять в сторону улицы этажи домов, начиная со второго, а снизу просто ставить подпорки, чтобы не увеличивать «наземную» площадь постройки. Постепенно размеры этих эркеров стали настолько большими, что их нужно было подпирать колоннами, откуда и появились знаменитые болонские аркады.
Фото 3.2 Самый старый портик Болоньи, 12-й век.
Если поначалу портики возникли как способ ухода от налогов, то потом ситуация изменилась на противоположную - их строительство стало обязательным. В 1288 году Болонский муниципалитет постановил, что все новые дома в городе должны сразу строиться с портиками, а к уже существующим, но без портиков, их необходимо добавить. В Средние века портики были в основном деревянными, пока в 1568 году их не распорядились перестроить в камне с целью уменьшения риска пожаров.
Фото 3.3 Красивые портики на площади Св. Стефана.
Первоначально высота портиков должна была быть не меньше 2.7 м, чтобы под ними мог проехать всадник, но затем портики стали элементами декора зданий и их стали строить гораздо более высокими и просторными. Сейчас болонские портики восхищают приезжих своей красотой, а привыкшим к ним местным жителям служат надёжной защитой от жары и непогоды.
Фото 3.4 Бесконечные аркады болонских улиц.
Фото 3.5 В 19-м веке некоторые портики стали выглядеть лучше зданий, к которым они примыкали.
Фото 3.6ab Самые красивые и просторные портики находятся на улице Независимости (Via dell'Indipendenza).
Фото 3.7ab Как и сами здания в Болонье, портики часто выдержаны в рыжеватых тонах.
Фото 3.8 Изящные широкие портики напротив церкви Санта-Мария-деи-Серви.
Фото 3.9ab Самый длинный портик Болоньи начинается от Сарагосских ворот (Porta Saragozza) и тянется
на 4 км в гору к базилике Мадонна-ди-Сан-Люка (это тема отдельного рассказа - см ниже).
На снимках ниже - палаццо Мерканциа c красивой лоджией, построенный в готическом стиле в 1384 году. На протяжении истории здание служило рынком, биржей, таможней, сейчас - торговая палата Болоньи. Над роскошной лоджией в люнетах местные святые уже много столетий взирают на людскую суету внизу.
Фото 4.1 Палаццо Мерканциа.
Фото 4.2ab Красивая лоджия палаццо.
Дом Беро (он же дом Каррачи) - яркий пример городской архитектуры 16-го века в стиле Ренессанса. Фасад богато украшен терракотовыми орнаментами, навесные эркеры без колонн являются одним из вариантов болонских аркад. Считается, что здесь когда-то жили и работали известные болонские художники братья Каррачи.
Фото 4.3 Дом Беро (он же дом Каррачи), 16-й век.
Фото 4.4ab Вариант болонских портиков без колонн.
Фото 4.5 Одни из сохранившихся средневековых ворот города (Porta San Donato) недалеко от университета.
Фото 4.6 Старинные и не очень здания Болоньи.
Фото 4.7 Дом с головами.
Фото 4.8 Головы крупным планом.
Фото 4.9 Уличный концерт.
Фото 5.1-11 Болонская еда.