Церкви:
Утром нашего четвёртого дня в Болонье мы пришли на площадь Маджоре, чтобы сесть там на туристический автопоезд и отправиться к двум достопримечательностям - базилике Мадонна-ди-Сан-Люка и ведущему к ней самому длинному в Болонье портику. Сама базилика расположена на холме, к юго-западу от центра города на расстоянии примерно 5 км.
Фото 8.1. Туристический поезд отправляется с центральной площади Болоньи, что напротив храма Сан-Петронио.
Фото 8.2. Вначале туристический поезд едет по болонским улицам...
Фото 8.3ab. ...а затем уже движется вдоль портика, пока не поднимется на вершину холма.
По дороге наверх автопоезд проезжает мимо Сарагоcских ворот (Porta Saragozza), которые изначально были построены в 13-м веке как часть городской стены Болоньи. После постройки портика к базилике Мадонна-ди-Сан-Люка они стали одними из главных ворот города.
Фото 8.4-5. Сарагосcкие ворота - вид снаружи и изнутри.
Поскольку со средних веков базилика Мадонна-ди-Сан-Люка на вершине Караульного холма была объектом паломничества, от Сарагосcких ворот к ней проложили дорогу длиной около 4 км. В 1589 году её вымостили булыжником, а в 17-м веке, с целью защитить от дождя поднимающихся по дороге паломников, было решено построить над ней крытую галерею. Средства на строительство были собраны по народной подписке, а само оно растянулось больше, чем на сто лет - с 1674 по 1793 гг. В окончательном виде портик оказался состоящим из 666 арок, и никто не знает, почему дорогу к столь святому месту окаймляет «дьявольское» количество арок.
Фото 8.6. В самом начале портика у Сарагосcких ворот Болоньи находится арка Бонаккорси.
Портик (он же галерея) закрывает два отрезка дороги, один из которых является плоским, а другой - идущим наверх холма. Та часть пути, что ближе к храму, поднимается на вершину горы - на 220 метров на отрезке в 2,3 км. Поэтому некоторые участки подъёма достаточно крутые. Пологой является часть портика сразу за аркой Бонаккорси.
Фото 8.7. Плоский участок галереи, который тянется на 1,5 км и заканчивается...
Фото 8.8. ...аркой Мелончелло (Arco del Meloncello, 1732). Забегая вперёд, отметим, что эта красивая арка была
спроектирована Карло Дотти, тем же архитектором, что построил и саму базилику на холме. Эта арка разделяет наклонный и плоский
участки галереи.
Галерея стала самым длинным портиком Болоньи и вместе с другими её аркадами в центре города признана в 2021 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Паломники и "правильные" туристы поднимаются на самый верх холма пешком. Мы, однако, поленились это сделать и воспользовались для подъёма наверх транспортным средством. Зато уж вниз мы спускались по галерее пешком и всласть её пофотографировали.
Фото 8.9ab. На некоторых участках подъём галерии настолько слабый, что его даже трудно заметить на фотографиях...
Фото 8.10ab. ...но большей частью её наклон был вполне осязаем.
Фото 8.11ab. На подобных отрезках мы радовались, что решили по галерее спускаться, а не подниматься:)
В период сооружения портика был интересный эпизод: 17 октября 1677 года многие жители Болоньи, включая женщин и детей, выстроились в живую цепь и передавали из рук в руки кирпичи и прочие стройматериалы для возведения галереи на вершину Караульного холма. Это событие получило название Passamano per San Luca и с 2003 года регулярно воспроизводится по субботам в середине октября. Участвуют в нем в основном дети, которые передают по цепочке уже не кирпичи, а разные свои поделки и письменные работы, выполненные в течение года.
Фото 8.12. Увидели вот такую мемориальную доску: некто Александр Ермолов за финансирование реставрации портика в 1884 году получил
возможность увековечить в нём память своей любимой супруги по имени Цецилия Серони.
Фото 8.13. Вдоль портика расположены 15 часовен (одна из которых - на этом снимке). Их интерьеры после многочисленных ремонтов
были утрачены.
Фото 8.14. Добравшись до самого верха портика, туристы и паломники видят перед собой внушительный храм.
На вершине Караульного холма (Colle della Guardia) находится Святилище Мадонна-ди-Сан-Люка (Santuario della Madonna di San Luca), представляющее собой большую барочную базилику 18-го века. В ней хранится почитаемая богородичная икона, приписываемая евангелисту Луке (отсюда и название святилища). Со средних веков этот храм - объект паломничества.
Фото 8.15. Внешний вид храма-святилища.
Фото 8.16. Интерьер святилища.
По легенде, икону принес в 1160 году из паломничества в Константинополь один греческий отшельник, получивший её от священников собора Святой Софии. Он должен был отнести её на «Караульный холм» в Италии, как то было указано в надписи на самой иконе. Отшельник направился в поисках холма в Рим, где узнал, что такая гора есть в окрестностях Болоньи. Он доставил икону в Болонью, где она в ходе торжественной процессии была перенесена на "предназначенное" для неё место.
Фото 8.17ab. Главный алтарь и в нём основная реликвия храма - византийская икона с изображением Богородицы.
В конце 12-го века на Караульном холме возник скит для хранения иконы, ставшей объектом паломничества. Число желающих её увидеть значительно выросло в 1433 году после приписанного иконе «чуда дождя». Тогда горожане посчитали, что её перенос в Болонью остановил сильные дожди, угрожавшие урожаю. Нынешний храм, в котором хранится икона, был построен в барочном стиле в 1723-1765 гг. по проекту архитектора Карло Франческо Дотти. В 1907 г. папой Пием X храму был присвоен титул «малой базилики».
Фото 8.18. Святилище расположено на вершине Караульного холма высотой 300 м. Источник верхнего фото: Youtube.
С балкона на куполе базилики, куда можно попасть за небольшую плату, открываются панорамные виды как на саму Болонью, так и на хребты Апеннин к югу от города.
Фото 8.19. С Караульного холма просматриваются очертания Апениннских гор.
Фото 8.20. Вид на Болонью с балкона рядом с куполом храма. Слева виден небольшой отрезок портика.
Фото 8.21. Спустившись с холма пешком, мы вновь оказались у Сарагосских ворот.
За Сарагосскими воротами начинается одноименная улица (Via Saragozza) - типично болонская, в рыжеватых тонах и с аркадами по обеим сторонам. Нам эта улица показалась одной из самых красивых в Болонье, и мы дошли по ней до базилики Св. Доминика в центре города, не уставая при этом любоваться её красотой.
Фото 8.22. Сарагосская улица сразу за воротами.
Фото 8.23. Удивила «пустынность» улицы: на ней было очень мало машин и почти не было людей.
Фото 8.24. Под каждым домом - портики индивидуальной конструкции, но тянущиеся непрерывно на протяжении всей улицы.
Причины, по которым болонская улица получила имя известного испанского города, остаются непонятными. Известно только, что произошло это ещё в 1118 году. По одной из версий, тут когда-то жили выходцы из испанской Сарагосы.
Фото 8.25. Палаццо Альбергати, 16-й век. Здесь 23 декабря 1845 года останавливался проездом русский царь Николай I,
о чём свидетельствует установленная в этом доме мемориальная доска. В Болонье царь посетил пинакотеку и заказал копии нескольких
полотен Гвидо Рени и Гверчино.
Фото 8.26. Мемориальная доска в честь императора Николая I в палаццо Альбергати.
Фото 8.27. Один из красивых домов на улице Сарагоса.
Фото 8.28. Ближе к центру улица получает уже другое название (Via Urbana), но остаётся столь же симпатичной.
Фото 8.29. Один из домов на Via Urbana.
Фото 8.30. Дом с красивым эркером.
Фото 8.31. Бесконечные болонские портики.
Фото 8.32. Ближе к центру на улице становится гораздо оживлённее.
Фото 8.33. Площадь Сан-Доменико.
В конце концов по Via Saragozza/Urbana/Marsili мы вышли на площадь Сан-Доменико, где ещё раньше заходили в стоящую на ней замечательную одноимённую базилику. Недалеко от этой церкви нам встретился ещё один ренессансный палаццо с богатыми терракотовыми орнаментами. Выяснилось, что это здание, датируемое 16-м веком, называется Casa Berò detta dei Carracci (Дом Беро, он же дом Карраччи). Считается, что когда-то в нем жили и работали братья Карраччи, основоположники болонской школы живописи.
Фото 8.34. Дом Беро (он же дом Каррачи), 16-й век.