Церкви:
В Болонье есть несколько замечательных церквей, но для католиков, пожалуй, самой важной является базилика Святого Доминика (La basilica patriarcale di San Domenico), в которой хранятся мощи основателя доминиканского ордена. Он скончался в Болонье 6 августа 1221 года и был здесь же похоронен. Внешне церковь ничем особо не примечательна, однако капелла Св. Доминика и его захоронение в ней являются выдающимися произведениями искусства. Именно они и побудили нас сходить в этот храм, и то, что мы там увидели, действительно впечатляет.
Фото 3.1. Базилика Св. Доминика расположена в углу тихой, замощенной камнем площади. В 1910 г. фасаду храма был
возвращён его романский стиль 13-го века.
Святой Доминик (в миру Domingo de Guzmán Garcés, 1170-1221), испанский священник, основал свой монашеский орден под названием орден братьев-проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum) для углублённого изучения теологии, проповеди Евангелия и миссионерской деятельности. Непосредственным толчком для этого послужило широкое распространение в Южной Франции начала 13-го века т.наз. альбигойской (катарской) ереси, с которой он хотел бороться путем подготовки грамотных проповедников. Католическая церковь, правда, решила вопрос более радикально - физически уничтожив носителей ереси с помощью крестового похода, однако и "образовательный" подход Доминико Гузмана был признан целесообразным, и папа Гонорий III утвердил устав его ордена в 1216 году. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.
Фото 3.2. Статуя Св. Доминика была установлена на площади в начале 17-го века.
Интересен тимпан над входом в церковь. На нем изображён Св. Доминик в традиционной чёрно-белой "униформе" ордена. Справа от него видны покосившиеся башни Болоньи - одного из центров ордена, а слева - белая лилия (символ чистоты и целомудрия) и собака с горящим факелом в зубах (символ верности и пламенной веры). По легенде, мать будущего святого увидела подобную собаку во сне, и якобы поэтому название ордена созвучно латинской фразе Domini Canes, или «Псы Господни».
Фото 3.3. Тимпан с доминиканской символикой.
Фото 3.4. Интерьер базилики оформлен в барочном стиле после реконструкции 1728-31 гг.
Две самые важные капеллы церкви находятся друг напротив друга примерно посередине нефа. Слева - капелла Розария. Розарий (лат. Rosarium) означает «венок из роз», но также называются традиционные католические чётки и цикл молитв, читаемых по этим чёткам. Католическая традиция связывает появление этой практики с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году, когда она передала ему чётки и велела читать по ним молитвы для защиты от альбигойской ереси.
Фото 3.5. Капелла Розария и находящаяся в ней статуя Девы Марии с чётками.
Фото 3.6. Конха капеллы Розария с изображением венка из роз, 17-й век.
Фото 3.7. Орган капеллы Розария, на котором в 1769 г. играл 13-летний Моцарт, когда он брал уроки перед экзаменом
в Болонской музыкальной академии.
Прямо напротив капеллы Розария находится капелла Св. Доминика - главное, что есть в базилике. Первоначально Св. Доминик, скончавшийся в Болонье в 1221 году, был похоронен за алтарем церкви, однако затем его перенесли в боковую капеллу для облегчения доступа к захоронению верующим и паломникам. Готическое оформление капеллы было заменено на барочное в начале 17-го века.
Фото 3.8. Капелла Св. Доминика и её алтарная часть.
На фреске Гвидо Рени в конхе капеллы Святой Доминик купается в лучах славы под звуки ангельского оркестра в обществе Христа и Богоматери.
Фото 3.9. Гвидо Рени. «Святой Доминик во славе». 1615.
В алтаре капеллы находится роскошная гробница Св. Доминика, которая по-итальянски называется arca, что на русский переводится как «ковчег». Вероятно, так этому захоронению стараются придать максимально высокий статус. Позади ковчега (в названии будем следовать итальянской традиции) в нишах расположены семь статуй добродетелей (Вера, Надежда, Милосердие, Умеренность, Стойкость, Справедливость и Мудрость).
Фото 3.10. Гробница (ковчег) Св. Доминика (Arca di San Domenico) и статуи добродетелей за ней.
Ковчег состоит из четырёх сегментов, каждый из которых был создан в разное время. Первым в 1267 г. был изготовлен мраморный саркофаг святого со сценами его жизни (№1). Его выполнил знаменитый средневековый скульптор Николо Пизано и его ученики, причем за образец были взяты античные саркофаги. Именно там находится кипарисовый гроб с мощами Св. Доминика. Затем в 1469-1473 гг. на саркофаг было изготовлено навершие (№2) со сложной скульптурной композицией, включающей восемь святых-покровителей Болоньи, четырёх евангелистов, Пьету и Бога-Творца мира. Эта скульптурная группа, считающаяся самой важной частью ковчега, была создана Николла-да-Бари. Он настолько прославился этим произведением, что получил второе имя, под которым больше всего известен - Николла-дель-Арка (Nicolla dell'Arca). Он работал в основном в терракоте, и именно ему принадлежит потрясающая композиция «Оплакивание Христа», с которой мы уже познакомились в предыдущем рассказе про Болонью.
Фото 3.11. Хронология создания ковчега.
Под саркофагом находится пределла (ит. «ступенька») - вытянутый пьедестал (№3) работы скульптора Альфонсо Ломбарди, выполненный в 1532 году. На барельефе пределлы изображены сцены из жизни Св. Доминика. Наконец, мраморный алтарь в основании ковчега (№4) добавлен в 1768 году Алессандро Сальвиолини, барельеф на котором работы Джованни Будара изображает похороны Св. Доминика.
Фото 3.12. Вид ковчега спереди и сзади. В его основании с задней стороны виден бронзовый реликварий 14-го века,
в котором хранится голова Св. Доминика.
Горельефы, расположенные на саркофаге по всему его периметру, изображают различные эпизоды из жизни Св. Доминика, чаще всего - совершенные им чудеса. Но есть и сюжеты с некоторым идеологическим подтекстом. Так, на передней стороне (справа от Богоматери на снимке ниже) изображен сюжет, который условно можно назвать «Испытание огнём». Св. Доминик вступил в теологический спор с приверженцами альбогейской ереси перед представителями местных властей. Не будучи полностью уверенными, кто прав, последние велели обеим сторонам бросить свои священные тексты в огонь. Катарские еретические писания сгорели, а книги Св. Доминика остались невредимыми - истина восторжествовала.
Фото 3.13. Передняя сторона саркофага с сюжетом «Испытание огнём» с правой стороны.
Фото 3.14. Задняя сторона саркофага. В сюжете справа показан папа (Иннокентий III), который сначала
отказывается одобрить устав ордена, но затем видит во сне Св. Доминика как оплот церкви. В результате
папское разрешение получено.
Фото 3.15. Боковые стороны саркофага. На снимке слева Св. Доминик получает от апостолов Петра и Павла «мандат»
на свою проповедническую деятельность в виде Библии и посоха.
Навершие ковчега состоит из двух рядов скульптур. В нижнем ряду расположены святые-покровители Болоньи (по 4 с каждой стороны), а выше - Пьета с распятым Христом и сочувствующими ангелами по сторонам. Здесь же находятся 4 евангелиста (по 2 с каждой стороны) - почему-то все в тюрбанах (они настолько в них похожи друг на друга, что специалисты затрудняются их идентифицировать). Все эти скульптуры выполнены Николло-дель-Арка, кроме двух, принадлежащих резцу Микеланджело. В силу не совсем понятных причин Николло не завершил композицию, и в 1495 г. 20-летний Микеланджело, находившийся в то время в Болонье, изваял двух недостающих святых. Это святой Петроний (спереди ковчега) и святой Прокл (сзади него). Статуи Микеланджело отмечены буквой М на снимках.
Фото 3.16. Навершие ковчега - вид спереди. Святые (слева направо): Св.Франциск, Св.Петроний (Микеланджело),
Св.Доминик и Св.Флориан.
Фото 3.17. Навершие ковчега - вид сзади. Святые (слева направо): Св.Агрикола, Иоанн Креститель,
Св.Прокл (Микеланджело), Св.Виталий.
Фото 3.18. Барельефы Альфонсо Ломбарди на пределле (№3, слева направо): рождение Св. Доминика и его детство;
Св. Доминик продаёт свои книги, чтобы накормить голодных; Поклонение волхвов; смерть Св. Доминика и его последующее
восхождение на небо по лестнице с помощью Христа и Богоматери.
По бокам пределлы расположены два ангела с подсвечниками. Левый из них выполнен Николло-дель-Арка, а правый - Микеланджело. Ангела работы Микеланджело часто обвиняют в излишней суровости и мускулистости по сравнению с ангелочком Николло:).
Фото 3.19. Барельеф Джованни Будара на алтаре в основании арки (№4): Похороны Св. Доминика. 1768.
Не описанным до сих пор остался лишь самый верх арки. Его не удалось хорошо заснять, поэтому пришлось воспользоваться фотографией из интернета. Итак, на самом верху Николло-дель-Арка изобразил Бога - Творца мира, а также и сам мир, созданный его руками. Бог стоит на шаре, и в руке держит тоже шар - символ глобуса? Считается, что гирлянды из цветов и фруктов олицетворяют землю, а четыре дельфина (на снимке видно только двух) - воду. Что символизируют два пухлых путти, подпирающих фруктовые гирлянды, остаётся непонятным:)
Фото 3.20. Верхушка ковчега с Богом-Творцом (интернет).
Во всех путеводителях по Болонье, даже в самых последних, упоминается наличие в базилике Св. Доминика картины Филлипино Липпи «Мистическое обручение Св. Екатерины». Мы долго искали в храме это полотно, и, ничего не обнаружив, обратились за помощью к находившейся там продавщице религиозной литературы. Она объяснила, что картину Липпи перенесли в пинакотеку, вместе с несколькими другими картинами из церкви. Мы взяли это на заметку и, во время визита в Болонскую пинакотеку, картину эту без труда обнаружили. Поскольку «родом» она из базилики, приводим здесь её фотографию, но никому не советуем её там искать:).
Фото 3.21. Филлипино Липпи «Мистическое обручение Св.Екатерины», 1505. Пинакотека Болоньи, перед этим - базилика Св. Доминика.
«Свидетелями регистрации брака» выступают Иоанн Креститель, апостолы Пётр и Павел, а также Св. Себастьян.
Ещё одно выдающееся полотно, когда-то находившееся в базилике (а сейчас также в пинакотеке) - «Избиение младенцев» Гвидо Рени. Он написал её в 1611 году для капеллы семьи Беро. В 1796 г. картина была вывезена Наполеоном в Лувр, но в 1815 г. возвращена и помещена в Болонскую пинакотеку.
Фото 3.21. Гвидо Рени «Избиение младенцев», 1611. Пинакотека Болоньи, Лувр, перед этим - базилика Св. Доминика.
Помимо картин, в базилике Св. Доминика когда-то были похоронены наиболее известные профессора-юристы, преподававшие в знаменитом Болонском университете. Их саркофаги сейчас находятся в Музее средневекового искусства Болоньи, где мы их и сфотографировали. На них выбиты очень необычные барельефы, изображающих преподавателей, проводящих занятия со своими студентами.
Фото 3.22. Фрагмент саркофага профессора-юриста Джованни-да-Леньяно, ✝1383. Студенты внимают своему профессору.
Фото 3.23. Саркофаг профессора права Бартоломео-да-Салисето, ✝1412.
Фото 3.24. Саркофаг юриста Джованни-д'Андреа, ✝1348.
Когда мы пришли посмотреть на базилику Св. Доминика, то на площади перед церковью увидели необычного вида захоронения в виде саркофагов, установленных внутри приподнятых на колоннах навесов. Позднее подобные же гробницы обнаружили и перед церковью Св. Франциска. Оказалось, что это были захоронения глоссаторов, профессоров римского права в Болонском университете, работавших и преподававших там в 12-13 веках.
Фото 3.25. Саркофаг глоссатора на площади Св. Доминика.
Фото 3.26. Гробницы глоссаторов рядом с Сан Доменико крупным планом.
Школа глоссаторов возникла в Болонье в конце 11-го века и занималась изучением римского права, включая заново обнаруженный в средние века Кодекс Юстиниана, императора Восточной Римской империи 6-го века. Термин «глосса» в переводе с греческого означает «устаревшее или редкое слово», а юристы-глоссаторы занимались выяснением смысла и комментированием отдельных слов и выражений в римских текстах. Свои комментарии они первоначально писали на полях книги или между строк, а потом начали публиковать в виде сборников, которые и составляли плод их работы. Именно оттуда происходит всем известный современный термин «глоссарий» (собрание глосс) — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами. Считается, глоссаторы в своих трудах заложили основы современного гражданского права. Самым известным из них был Аккурсио (ит. Accursio di Bagnolo, 1184-1263), объединивший результаты работ школы глоссаторов в сборник «Glossa ordinaria» или «Magna glossa», всеобъемлющий анализ Кодекса Юстиниана, включавший 97 тысяч комментариев.
Фото 3.27. Саркофаги глоссаторов рядом с церковью Св. Франциска. Слева - захоронение Аккурсио.
Фото 3.28. Гробницы рядом с Сан Франциско крупным планом.
Храм Св. Франциска возведён в середине 13-го века, но с тех пор неоднократно переделывался. На фасаде, по бокам от входного портала, сохранились венецианские плютеи (плиты с рельефами) 8-го века. На них изображены различные звери и птицы, включая павлинов. Несмотря на романский фасад, церковь считается лучшим образцом французской готики в Италии.
Фото 4.1. Церковь Святого Франциска - фасад.
Фото 4.2. Центральный портал и плютеи 8-го века по его бокам.
Фото 4.3. Боковая сторона с контрфорсами - один из готических элементов церкви.
Фото 4.4. Гробницы глоссаторов (профессоров римского права) рядом с алтарём храма.
Трёхнефный интерьер церкви - типично готический. Внутри находится замечательный мраморный алтарь, созданный в 1388-1392 гг. венецианскими скульпторами Якобелло и Пьерпаоло Даль-Мазене. В амбулатории (галерее вокруг алтарной части храма) расположены 9 капелл, однако они сильно пострадали и их современная отделка относится к концу 19-го века. Из захоронений базилики наибольший интерес представляет гробница (анти)папы Александра V (1339-1410).
Фото 4.5. Готический интерьер церкви.
Фото 4.6ab. Мраморный алтарь работы братьев Даль-Мазене, 1392.
Фото 4.7. Мраморный алтарь - центральная часть.
Фото 4.8. Заалтарные капеллы: майоликовая гробница, выполненная в 19-м веке, но имитирующая стиль века 15-го.
Фото 4.9. Одна из заалтарных капелл с картиной 15-го века.
Фото 4.10. «Мадонна со святыми Иеронимом и Франциском» кисти Якопо Форти, 1485.
Фото 4.11. Заалтарные капеллы: майоликовый алтарь в стиле Делла-Роббиа.
Фото 4.12ab. Слева - гробница антипапы Александра V, выполненная из полихромной терракоты в 1423 г. (В период Великого
западного раскола Александр V был третьим римским папой в Пизе в 1409-1410 гг. наряду с двумя другими папами в Риме и Авиньоне.
Те считали его незаконным, и поэтому прозвали антипапой. Зачастую в те времена понять, кто «настоящий» папа, а кто «анти» было
затруднительно).
Справа - захоронение Людовико Боккадиферро (1482-1545), итальянского философа, преподававшего в университетах
Рима и Болоньи.
Церковь Св. Иакова Старшего (San Giacomo Maggiore) была заложена в 1267 как однонефный храм при монастыре ордена отшельников Св. Августина и на протяжении последующих веков неоднократно перестраивалась. Фасад церкви сохранился лучше всего, лишь незначительно отличаясь от исходного романского стиля 13-го века. Внутри церковь осталась однонефной с капеллами по обеим сторонам.
Фото 5.1. Церковь Св. Иакова Старшего (San Giacomo Maggiore).
Святой Иаков Старший - один из апостолов Христа, покровитель Испании, где он известен как Сантьяго. Похоронен в городе Сантьяго-де-Компостелла, куда идет знаменитый паломнический маршрут по дороге Святого Иакова (Camina de Santiago).
Фото 5.2. Однонефный интерьер храма с капеллами по сторонам.
В 15-м веке храм стал семейной церковью семейства Бентивольо, правившей тогда в Болонье. Капелла Бентивольо, ставшая местом погребения членов семьи, была построена в 1451 году для захоронения Аннибале Бентивольо, сеньора Болоньи в 1438-1445. В дальнейшем капелла была расширена и украшена выдающимися произведениями искусства в 1480-х гг. во время правления Джованни II. Это был сын Аннибале, последний из рода Бентивольо, правивший в Болонье плоть до изгнания из города папскими войсками в 1506 году. Интересно что, хотя в капелле были похоронены по крайней мере три представителя фамильной династии Бентивольо, в ней не сохранилось никаких саркофагов или надгробных плит с их именами. Скорее всего, они были удалены в период папского правления, поскольку во время разборок между папами и императорами Священной Римской империи семейство Бентивольо примкнуло к анти-папской фракции гибеллинов.
Фото 5.3. Капелла Бентивольо.
На арке пресвитерия изображено Благовещение, а под ней - алтарная картина «Мадонна на троне со святыми» кисти Франческо Франча. На боковых стенах капеллы - три картины Лоренцо Коста, который вместе с Франча был одним из основоположников болонской школы живописи. Коста нарисовал семейный портрет Джованни Бентивольо (11 детей!) в обществе Богоматери, а также две аллегорические картины на сюжет Апокалипсиса. Поскольку зайти внутрь капеллы было нельзя (снимали из-за решётки), главные картины позаимствованы из Википедии.
Фото 5.4. Алтарная часть капеллы.
Фото 5.5. Мадонна на троне со святыми. Франческо Франча, 1494. (интернет)
Фото 5.6. Мадонна на троне с семейством Джованни II Бентивольо. Лоренцо Коста, 1488. (интернет)
Фото 5.7. «Триумф Славы» и «Триумф Смерти» Лоренцо Коста, 1490. (интернет)
В церкви есть два захоронения большой художественной ценности. Первое, расположенное прямо напротив капеллы Бентивольо, принадлежит Антону Галеаццо Бентивольо (1385-1435), юристу, преподававшему в Болонском университете. Саркофаг выполнен Якопо-делла-Кверча, известным сиенским скульптором эпохи Возрождения, автором резного портала собора Сан-Петронио в Болонье. Другой саркофаг, профессора медицины Николо Фава, изготовлен уже учениками делла-Кверча.
Фото 5.8. Саркофаг Антона Галеаццо Бентивольо работы Якопо-делла-Кверча, 1438.
Поскольку оба саркофага предназначались профессорам Болонского университета, они украшены традиционными для таких гробниц барельефами: сидящий в центре преподаватель, а по бокам - слушающие его студенты.
Фото 5.9. Саркофаг Антона Галеаццо Бентивольо крупным планом.
Фото 5.10. Саркофаг профессора медицины Николо Фава, школа делла-Кверча, 1483.
Церковь Санта-Мария-деи-Серви была построена в 1346-1383 гг. для монашеского ордена служителей Девы Марии (лат. Ordo Servorum Mariae), откуда и проистекает её название. Орден сервитов (так он вкратце называется) был основан в 1233 году во Флоренции, и там же, в церкви Сантиссима-Аннунциата, находится его штаб-квартира. Как понятно из названия, основная цель ордена - почитание Девы Марии, а также развитие богословской науки «мариологии». Неудивительно поэтому, что все произведения искусства в церкви в той или иной степени посвящены Богоматери.
Фото 6.1. Церковь Санта-Мария-деи-Серви. Её фасад остался незаконченным.
Фото 6.2. Перед церковью находится изящный квадратный портик, который стоился в разное время,
но в одинаковом стиле.
Фото 6.3. Две стороны портика перед церковью.
Фото 6.4. Внутри - трёхнефная базилика в готическом стиле.
Фото 6.5. Мраморный алтарь выполнен в середине 16-го века флорентийцем Джованни-Анжело Монторсоли, учеником Микеланджело.
Фото 6.6. Полиптих «Мадонна со святыми» Липпо-ди-Долмасио, конец 14-го века.
Фото 6.7. Фреска «Мадонна со святыми Козмой и Дамианом», также кисти Липпо-ди-Долмасио, конец 14-го века.
Фото 6.8. Терракотовый горельеф «Мадонна на троне со святыми Лаврентием и Евстафием» Винченцо Онофри, 1503.
Самое главное, что есть в этом храме и ради чего туда стоит сходить - картина знаменитого флорентийского живописца Чимабуэ «Маэста». Чимабуэ (итал. Cimabue; настоящее имя — Ченни-ди-Пепо; даты жизни - около 1240-1302) был одим из главных итальянских художников периода проторенессанса и считается предшественником или даже учителем Джотто. По-итальянски Мaestà означает величание, возвеличивание и является иконографическим типом изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих её ангелов. Чимабуэ написал всего три больших Маэсты: помимо Болоньи, ещё одна находится в Лувре, а третья - в Уффици (эту мы тоже сняли и приводим ниже для сравнения). Болонская картина, правда, в последнее время более осторожно приписывается «школе Чимабуэ».
Фото 6.9. «Маэста» Чимабуэ из церкви Санта-Мария-деи-Серви, 1281-1285.
Фото 6.10. Две Маэсты Чимабуэ: болонская (слева) и флорентийская из Уффици (справа). Ещё одна есть в Лувре.
Буквально в двух шагах от пьяцца Маджоре находится небольшая барочная церковь Санта-Мария-делла-Вита ("Святая Мария Жизни"), получившая свое название от когда-то находившегося тут госпиталя (Ospedale della Vita). Именно из этой больницы поставляли трупы в анатомический театр Архигимназии для обучения студентов-медиков.
Фото 7.1. Церковь Санта-Мария-делла-Вита, 1692.
Фото 7.2. Интерьер церкви в барочном стиле.
Сама церковь ничем особо не примечательна, но в ней находится фантастическая терракотовая композиция "Оплакивание Христа" (Compianto sul Cristo morto), которая никого не оставит равнодушным. Использование мягкой глины вместо твердого камня дало скульптору больше возможностей передать всю глубину отчаяния при виде мёртвого Иисуса, охватившего каждого из участников его погребения. Особенно динамично и экспрессивно выглядят при этом женские персонажи. Когда-то все скульптуры (выполненные в натуральную величину) были раскрашены и смотрелись ещё драматичнее - недаром эту композицию считают наиболее выдающимся терракотовым произведением Ренессанса («крик в камне», как её назвал один итальянский искусствовед).
Фото 7.3. «Оплакивание Христа» Никколо дель Арка (1463).
Автор терракотовой композиции - Никколо дель Арка - итальянский скульптор раннего Ренессанса. Прозвище «dell’Arca» относится к его вкладу в создание раки (итал. la Arca) Святого Доминика, которая находится в базилике Св. Доминика в Болонье. Посмотрим крупные планы отдельных персонажей скульптурной группы.
Фото 7.4. Усопший Христос.
Фото 7.5ab. Слева - Саломия, мать апостолов Иакова и Иоанна, одна из жён-мироносиц; справа - Богоматерь.
Фото 7.6ab. Слева - Мария Клеопова, родственница Девы Марии, одна из жён-мироносиц; справа - Мария Магдалина.
Фото 7.7ab. Слева - Иосиф Аримафейский, который выпросил у Пилата тело казнённого Иисуса, и, сняв его с креста, похоронил
в вырубленной в скале гробнице, предназначенной для него самого. Справа - апостол Иоанн Евангелист, которому Христос завещал
заботиться о своей матери.
В группе скорбящих отсутствует один традиционный персонаж «оплакиваний» - Никодим. Он был уверовавшим в Христа фарисеем и вместе с Иосифом Аримафейским переносил тело Иисуса в гробницу. Считается, что статуя Никодима когда-то присутствовала в группе, но была внешне очень похожа на тогдашнего правителя Болоньи Джованни II Бентивольо, в 1506 году изгнанного из города с помощью французских войск папой Юлием II. Впоследствии этот папа уничтожил в Болонье все следы правившей там до него семьи Бентивольо, в том числе и несчастного терракотового Никодима.
Фото 7.8. Еще одно терракотовое «Оплакивание», на этот раз Альфонсо Ломбарди (1526), из кафедрального собора Сан-Пьетро в Болонье.
Эта композиция, где справа уже присутствует Никодим, выглядит гораздо менее драматично.
На вершине высокого (300 м) Караульного холма (Colle della Guardia) к западу от Болоньи находится Святилище Мадонна-ди-Сан-Люка (Santuario della Madonna di San Luca), представляющее собой большую барочную базилику 18-го века. В ней хранится почитаемая богородичная икона, приписывамая евангелисту Луке (отсюда и название святилища). Со Средних веков этот храм - объект паломничества.
Фото 8.1. Святилище расположено на вершине Караульного холма высотой 300 м.
С этой высоты открываются панорамные виды как на саму Болонью, так и на хребеты Апеннин к югу от города.
Фото 8.2. С Караульного холма просматриваются очертания Апениннских гор.
Фото 8.3. Вид на Болонью с балкона рядом с куполом храма.
По легенде, икону принес в 1160 году из паломничества в Константинополь один греческий отшельник, получивший её от священников собора Святой Софии. Он должен был отнести её на «Караульный холм» в Италии, как то было указано в надписи на самой иконе. Отшельник направился в поисках холма в Рим, где узнал, что такая гора есть в окрестностях Болоньи. Он доставил икону в Болонью, где она в ходе торжественной процессии была перенесена на "предназначенное" для неё место.
Фото 8.4. Внешний вид храма-святилища.
В конце 12-го века на Караульном холме возник скит для хранения иконы, ставшей объектом паломничества. Число желающих её увидеть значительно выросло в 1433 году после приписанного иконе «чуда дождя». Тогда горожане посчитали, что её перенос в Болонью остановил сильные дожди, угрожавшие урожаю. Нынешний храм, в котором хранится икона, был построен в барочном стиле в 1723-1765 гг. по проекту архитектора Карло Франческо Дотти. В 1907 г. папой Пием X храму был присвоен титул «малой базилики».
Фото 8.5. Интерьер святилища.
Фото 8.6. Главный алтарь и в нем главная реликвия храма - византийская икона с изображением Богородицы.
К вершине Караульного холма от Сарагосских ворот Болоньи ведёт дорога длиной около 4 км, которую в 1589 году вымостили булыжником. В 17-м веке, с целью защитить поднимающихся по ней паломников от дождя, было решено построить над ней крытую галерею. Средства на неё были собраны по народной подписке, а работы по строительству портика из 666 арок растянулись больше, чем на сто лет - с 1674 по 1793 гг. Более подробно об этом можно почитать в разделе «Портик к Мадонне» .
Фото 8.7. Верхняя часть портика, подходящая к базилике.