Церкви:
Как и положено музею с таким названием, он находится в средневековом дворце - Палаццо Гизиларди (Via Alessandro Manzoni 4), возведенном в 15-м веке на руинах античного дворца. Это в самом центре Болоньи, совсем рядом с её главной площадью Пьяцца Маджоре.
Коллекция музея, сформировавшаяся на основе нескольких выдающихся частных собраний (в том числе - Болонского университета), весьма разнообразна и познавательна. Она охватывает довольно широкий отрезок времени (с 7-го по 16-й века, даже выходя за рамки средних веков). И хотя там представлены в том числе и предметы, выполненные в зарубежных странах, все же бОльшая их часть - это экспонаты, сделанные мастерами Болоньи и прилегающих территорий, либо – неместными итальянскими авторами, но специально для болонской знати.
Каждый посетитель этого музея найдет там для себя свои личные объекты-фавориты. Кого-то особо привлечет средневековая скульптура, кого-то – оружие или майолика. Кто-то надолго зависнет у витрин с изделиями из слоновой кости. Кого-то удивят выполненные в Болонье иллюстрированные книги и т.д. А нас больше всего там поразила надгробная скульптура.
Приглашаем вас посмотреть некоторые экспонаты этого музея. Видимо, из-за условий передачи музею частных коллекций, тематическая и хронологическая логика размещения отдельных экспонатов в его залах не всегда выдерживается. У нас таких обязательств ни перед кем нет, поэтому мы коллекцию музея представим по своему усмотрению.
Фото 1. Музей Средневековья расположился в бывшем частном дворце на одной из узких улиц Болоньи.
Фото из интернета.
Фото 2-3. А это уже внутренний дворик дворца (ныне - музея Средневековья).
Фото 4ab-5ab. Кресты из известняка на постаментах в виде колонн. Первая четверть 13-го века. Такие кресты
были популярны в Романье в средние века и выполняли как оберегающую от проблем, так и молитвенную функции.
Их устанавливали в важных точках каждого поселения. Значение этих крестов подчеркивалось высоким
основанием-колонной (часто - мраморной), на которой их устанавливали.
Фото 6. Портативная мозаичная икона с Богородицей. Мастера из Венеции. Конец 12-го - начало 13-го века.
Размер иконы можно оценить на фото выше.
Фото 7. Полочка с женской фигурой. Последняя четверть 13-го века. Известняк.
Фото 8. Скульптурные изображения Правосудия (женская фигура в центре) и святых покровителей Болоньи:
Доменика, Петра, Флориана, Амброзия, Петрония, Франциска. Авторы неизвестны. Между 1382 и 1391 гг.
Раскрашенный мрамор.
Фото 9. А это не Будда, как можно подумать, а папа Римский Бонифаций VIII. Скульптор Манно Бандини.
Конец 13-го века. Выполнено из позолоченных медных пластин, нанесенных на деревянную несущую конструкцию.
Этот папа прекратил войну между Болоньей и Феррарой. В честь этого его статую в 1301 году установили на
фасаде Palazzo Pubblico, что на площади Маджоре (сейчас там другие персонажи).
Фото 10ab. Основание с четырьмя фигурами атлантов. Первая половина 13-го века. Известняк. До сих пор
нет ясности ни в отношении назначения этого объекта (основание подсвечника, фонтана со святой водой...?),
ни в отношении изображенных персонажей.
Фото 11. Святой Петр-мученик. Скульптор Джованни ди Балдуччо из Пизы. 1332-34 гг. Мрамор. Святой Петр-мученик,
будучи инквизитором в Ломбардии, преследовал еретиков и пал жертвой убийц, подосланных двумя венецианскими
патрициями, имущество которых конфисковали по требованию Петра. Личность этого католического святого - пожалуй,
спорная, но в мастерстве скульптора сомнений нет никаких.
Фото 12. Мадонна с Младенцем. Скульптор - всемирно известный Якопо делла Кверча. Около 1410.
Полихромная терракотта. Работы этого скульптора из Сиены - украшение музея.
Фото 13. Триптих «Мадонна с Младенцем». Скульптор Якопо делла Кверча. 1435-1438. Мрамор.
Один фрагмент утрачен. Как известно, Делла Кверча, начиная с 1425 года, возглавлял мастерскую в Болонье,
которая работала над созданием выдающихся мраморных порталов базилики Сан-Петронио на главной площади
города.
Фото 14. Рождество Иоанна Крестителя. Скульптор - последователь Якопо делла Кверча. Первая
половина 14-го века. Мрамор.
Оставим на некоторое время скульптуру и посмотрим фантастические работы из слоновой кости, представленные в музее.
Фото 15. Моисей и Аарон. Византия. X-XI вв. Слоновая кость.
Фото 16. Ящичек с розетками и мифологическими сценами. Византия. XI-XII вв. Слоновая кость.
Фото 17. Триптих «Богоматерь с Младенцем и истории из ее жизни». Французский мастер. Первая четверть 14-го
века. В то время французы доминировали в производстве артефактов из слоновой кости.
Фото 17a. Диптих «Мадонна с ангелами» и «Распятие». Французский мастер. Вторая половина 14-го
века. Из коллекции Болонского университета.
Фото 18. Расческа с историями из жизни короля Англии Эдуарда II. Ломбардский мастер.
Первая четверть 15-го века. Этот король, как известно, был убит в результате заговора,
поддержанного его женой, Изабеллой Французской. Расческа декорирована с разных сторон по-разному.
Фото 19ab-20. «Свадебные шкатулки». Мастерская Эмбриачи. Около 1390-1410 годов. Эта
итальянская мастерская, начиная с последней трети 14-го века, стала главным соперником парижских
производителей изделий из кости.
Фото 21-22. Шкатулки с замком. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века. Шкатулки и другие
предметы этой мастерской обычно имеют каркас из дерева, а места, не украшенные резьбой по кости,
декорированы чертозиной - небольшими геометрическими вставками из различных материалов
контрастных цветов.
Фото 23. Небольшой религиозный триптих из кости. Мастерская Эмбриачи. Начало 15-го века.
Эмбриачи, чье имя носит мастерская, как считают, не был резчиком по кости, а был её управляющим,
менеджером - в современной терминогогии. Мастерская разработала форму массового производства, при
которой различные компоненты изготавливались отдельно для последующей сборки в разных изделиях.
Фото 24ab. Рамы для настенных зеркал. Начало 15-го века.
Фото 24. Рельефы с изображениями Юдифи и Олоферна, Ребекки и Елеазара у колодца.
Голландский мастер. Первая половина 17-го века. Слоновая кость.
Фото 25. Несколько витрин в музее посвящены иллюстрированным книгам, произведенным в
Средние века в Болонье.
Фото 26ab. Типичная итальянская средневековая майолика. Вторая половина 15-го века. Лидером
в художественной керамике в Италии в этот период был город Фаэнца, в честь которого и назвали эту
разновидность керамики - фаянс.
Фото 27. Чернильница со святыми покровителями Болоньи. Конец 15-го века. Майолика.
Теперь мы переходим в раздел надгробной скульптуры, который удивил нас сильнее всего. Эта секция - пожалуй, самая представительная в музее. Можно даже сказать, что уникальная - по причине целевого назначения большинства объектов. Дело в том, что этот раздел в основном посвящен захоронениям университетской профессуры Болоньи.
Мы уже упоминали в наших рассказах про этот город, что один из его титулов – Болонья ученая. И такую славу городу создал его университет и, в частности, его знаменитые на всю Европу юристы. В связи с этим, начиная с 14-го века, в Болонье родилась традиция создания своеобразной надгробной скульптуры именно для усопших университетских преподавателей. Необычность этих погребальных памятников заключалась в том, что упокоившиеся профессора изображались на них вместе с группами своих студентов. С течением времени «профессорская» надгробная скульптура эволюционировала, и этот музей дает хорошее представление и об этом. Разглядывать выставленные там образцы было очень интересно, особенно учитывая, что до Болоньи этот скульптурный жанр нам был совсем незнаком!
Фото 28. Погребальное панно болонского юриста Пьетро Чернити с изображением сцены в учебной аудитории. Первая
половина 14-го века. Известняк.
Фото 29-29а-30. Еще три «профессорских» погребальных панно. Эти интересны тем, что студенты здесь показаны
с иных ракурсов (в профиль, со спины), а также полихромностью изображения. В Средние века скульптуры очень
часто раскрашивали. Первая половина 14-го века. Известняк.
Фото 31. Погребальное панно Лоренцо Пинни. Конец 15-го века. Известняк. Надгробье первоначально
находилось в соборе Сан-Петро в Болонье. Нам одним кажется, что слушателей на многих «профессорских»
памятниках разглядывать даже интереснее, чем уважаемых усопших лекторов?
Фото 32. Фрагмент надгробия Джованни да Леньяно. Скульпторы - Якобелло и Пьер Паоло далле Масеньи
из Венеции. Около 1386. Мрамор. Усопший был известным юристом Болонского университета,
и здесь изображены студенты, с разной степенью внимательности слушающие лекцию своего профессора.
Надгробье первоначально находилось в церкви Сан-Доменико в Болонье.
Фото 33. Надгробный памятник Карло, Роберто и Риккардо да Саличето. Скульпторы - Якобелло и Пьер Паоло
далле Масеньи. Около 1403. Мрамор. Надгробье, первоначально находившееся в церкви Сан-Мартино, было сильно
повреждено землетрясением 1504 года. В частности, была разрушена верхняя часть памятника и фигура профессора,
читающего лекцию.
Фото 34-35. Фрагменты надгробия. Студенты выглядят совсем немолодо и многие практически уснули:).
Фото 36. Надгробье Бартоломео да Саличето. Скульптор - Андреа да Фьезоле. 1412.
Мрамор, песчаник. Усопший профессор права изображен как лежащим - в верхней части памятника, так и читающим
лекцию. Лежащие на могильной плите статуи называют гизантами, от французского «gésir» - покоиться.
Фото 37-38ab. Фрагменты надгробья Бартоломео да Саличето. Реакции слушателей - самые
разнообразные... Надгробье первоначально находилось в церкви Сан-Доменико в Болонье.
Фото 32-34ab. Еще одно надгробье - знаменитого в свое время юриста Джованни д'Андреа. Болонский
скульптор. Середина 14-го века, песчаник. И в этом случае умерший от чумы профессор изображен не только лежащим
на могильной плите (в верхней части памятника), но и читающим лекцию двум группам студентов - на переднем плане.
Надгробье первоначально находилось в церкви Сан-Доменико в Болонье, что подтверждает высокий статус покойного.
Фото 42. Черновой вариант погребального монумента. Скульптор - Пьетро Барилотто из Фаенцы. Ок. 1540.
Мрамор. Усопший в профессорской тоге избражен лежащим на боку. Его голова и ступни опираются на книги,
в ногах покойного – плачущий ангел. Саркофаг поддерживают крылатые львы.
Фото 43. Надгробье Пьетро Каноники. Скульптор - Антонио Минелли из Падуи. Около 1502. Известняк. Здесь можно
заметить, как поменялся декор в сравнении с предыдущими монументами: на дворе была эпоха Высокого Возрождения.
В этом музее также имеется секция очень качественной скульптуры (особенно бронзовой) периода Ренессанса и барокко.
Фото 44. Нептун скульптора Джамболонья. 1560-е гг. Бронза. Черновой
вариант для знаменитого одноименного фонтана этого мастера, который установлен на главной площади Болоньи.
Фото 45ab. Меркурий. Скульптор - Джамболонья. 1563/64. Бронза. Предполагают, что такая статуя должна была
быть установлена в одном из внутренних двориков Болонского университета (не состоялось). Последующая
версия этой работы Джамболоньи сейчас находится в музее Баргелло во Флоренции.
Фото 46ab. Голова Христа. Скульптор - Лаззаро Касарио из Каррары. Вторая половина 16-го века. Мрамор.
Изначально эта скульптура была частью декорации на захоронении мастера в церкви Сан-Франциско в Болонье.
Скульптор был ранее приглашен туда для восстановления главного алтаря, но его смерть в 1592 году помешала
завершению проекта.
Фото 47. Бюст папы Григория ХV. Скульптор - Жан Лоренцо Бернини. 1621/22. Бронза. Практически идентичные
работы Бернини находятся сейчас в Риме (Галерея Дория Памфили), в Париже и Питтсбурге (США).
Фото 48. Архангел Гавриил, повергающий демона. Скульптор - Алессандро Алгарди, уроженец Болоньи.
Вторая половина 17-го века. Бронза.