Равенна

      Содержание:



      Вся Италия

      Оглавление сайта

Введение

В Равенну мы съездили на один день из Болоньи, благо туда была прямая электричка. Мы уже были в ней лет 20 назад, и то, что тогда увидели, произвело настолько сильное впечатление, что визит решили повторить. На этот раз, правда, мы были лучше подготовлены: начитаны и вооружены цифровыми камерами/телефонами (во время нашего первого приезда снимали просто мыльницей).

Равенна - совсем небольшой провинциальный город и, как это ни странно, именно в нём родилась и умерла Римская империя. Возвращаясь со своими победоносными легионами из Галлии в 49 г. до н.э., Юлий Цезарь остановился в Равенне и несколько дней обдумывал свои дальнейшие планы. Здесь он принял судьбоносное решение перейти Рубикон, которое привело в движение силы, создавшие империю. Прошло 450 лет, и Равенна приняла бежавших из Милана последних слабых императоров, искавших здесь защиты от варваров среди окружавших город непроходимых болот. Равенна оказалась хорошим укрытием, позволившим продлить историю империи на западе ещё на 70 лет, 25 из которых она возглавлялась удивительной женщиной, чьё имя навсегда связано с этим городом.

Ravenna
Рис 1. Реконструкция античной Равенны. В древности город располагался на нескольких песчаных дюнах на берегу моря. С другой стороны его окружали болота, благодаря чему он становился практически неуязвимым с суши с возможностью снабжения по воде. Сейчас морское побережье находится в 7 км от города.

Все сохранившиеся в Равенне и включённые в список Юнеско памятники относятся к периоду поздней античности и охватывают относительно короткий промежуток времени - полтора столетия, от 400 до 550 года. За этот короткий интервал, однако, Равенна успела побывать столицей трёх различных государств: Западной Римской империи (до 476 г.), Готского королевства (до 540 г.), византийского Равенского экзархата (после 540 г.). Разные правители наложили свой отпечаток на создававшиеся в это время памятники, поэтому логично рассмотреть их в хронологическом порядке - от более ранних к более поздним. Этим мы теперь и займёмся, предваряя каждое правление небольшим историческим экскурсом.

Ravenna
Карта 1. Расположение основных достопримечательностей Равенны на карте.

Равенна римская: Галла Плацидия

В начале 5-го века Западную Римскую империю возглавлял император Гонорий, сын последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого. Западной столицей в то время был Милан, откуда Гонорий перебрался в Равенну, спасаясь от вестготов во главе с Аларихом, который в 410 году захватил и разграбил Рим. Там, к своему несчастию, в это время оказалась сводная сестра Гонория по имени Галла Плацидия, которую готы, уходя из Рима, взяли с собой в качестве заложницы. Шесть лет провела Галла среди готов, выйдя замуж за преемника Алариха - Атаульфа и став став при этом готской королевой, к большому удивлению римлян. Но затем её мужа убили, и Гонорий выкупил сестру из плена за несколько тысяч телег зерна. Вернувшись к своим имперским родственникам, Галла (а в то время ей ещё не было тридцати) вышла замуж за римского генерала Констанция, которого Гонорий скоро сделал своим соправителем. В 419 г. она родила сына, который в возрасте шести лет (после смерти Констанция и Гонория) был провозглашён императором Запада как Валентиниан III.

Ravenna
Рис 2. Галла Плацидия (реконструкция на основе мозаики, из сети).

Поскольку шестилетний ребёнок не мог править империей, этот тяжёлый груз лёг на плечи его матери, августы Галлы. С 425 г. Галла Плацидия единолично правила Западной Римской империей в качестве регентши над сыном, пытаясь сохранить расшатанный имперский мир. Поскольку даже после достижения совершеннолетия в 437 г. Валентиниан не проявлял особого интереса к государственным делам, Галла продолжала оставаться «у руля» вплоть до свой смерти в 450 г. Правда, в последние годы жизни она больше занималась строительством дворцов и храмов, из которых целиком сохранился лишь её знаменитый мавзолей.

Ravenna
Рис 3. «Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков». Художник Василий Смирнов. 1890 г., Третьяковская галерея. На картине достоверно изображён интерьер мавзолея Галлы Плацидии, а процессия является парафразом другого известного памятника Равенны - мозаики из церкви Сан Витале с изображением императрицы Феодоры.

Мавзолей Галлы Плацидии является самым известным памятником Равенны, а сохранившиеся в нём раннехристианские мозаики «римского письма» вот уже более полутора тысяч лет продолжают поражать побывавших там людей. Вопреки устоявшемуся мнению, мавзолей не является местом погребения августы (она умерла и была захоронена в Риме), но его название, однако, вполне уместно: мавзолей когда-то был частью большой базилики Святого Креста, построенной по распоряжению Галлы Плацидии и не сохранившейся до наших дней. Какую роль выполняло это небольшое здание во времена Плацидии - уже невозможно сказать (саркофаги были занесены туда много позже), но оно однозначно отражает её статус императрицы, а также, возможно, и послание, которое она хотела донести до потомков.

Ravenna
Фото 1.1. Мавзолей Галлы Плацидии имеет крестообразную форму и покрыт изнутри полукруглым куполом. Снаружи его вид не особо выразителен (может и потому, что из-за старости он на полтора метра ушёл в землю), зато внутри...

Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 1.2. Внутри все поверхности выше человеческого роста без всяких промежутков покрыты мозаикой, которая освещается мягким золотистым светом, падающим через закрытые алебастровыми пластинами окна.

Зашедшего внутрь мавзолей просто ошеломляет - настолько изыскан и элегантен его мозаичный декор. Вот что об этом говорят признанные авторитеты. Генри Мортон: «Моё первое впечатление - синева, блестящая тёмная синева, покрывающая потолки, купол, изгибы арок. По синему фону разбросаны золотые звёзды и розетки. Такое впечатление, что мозаика меняет цвет и мерцает. Кажется, что ты попал в другой мир и находишься в волшебном подводном дворце».

Ravenna
Фото 1.3. Звездное небо мавзолея.

Ravenna Ravenna
Фото 1.4. Купол мавзолея: в центре - золотой крест на фоне звёздного неба с символами евангелистов по углам, в люнетах по четырём сторонам - одетые в римские тоги апостолы.

Павел Муратов: «Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета — синий, зелёный и винно-красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии. В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно прекрасно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками. ... Гирлянды листьев и плодов вьются по низеньким аркам. При виде их великолепия невольно думается, что человечество никогда не создавало лучшего художественного средства для убранства церковных стен».

Ravenna Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 1.5. Цилиндрические своды четырёх сторон «креста», в форме которого выстроен мавзолей. Своды покрыты декоративной мозаикой, а в конце каждого из них расположены мозаичные люнеты со следующими сюжетами: «Добрый пастырь», св.Лаврентий(?) и дважды - пьющие из источника олени.

Ravenna
Фото 1.6. Мозаика «Христос — Добрый Пастырь» находится в люнете над входом в мавзолей. Это традиционный раннехристианский сюжет, где Христос изображён в образе молодого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, обратив на него свой взор. Правда, в отличие от катакомбных рисунков, Пастырь здесь одет в золотую тунику с наброшенным пурпурным плащом - ближе к наряду римского императора, нежели простого пастуха.

Ravenna
Фото 1.7. В люнете напротив Доброго Пастыря - святой Лаврентий(?), идущий на костёр. На самом деле никто не знает, кто на этой мозаике изображён. Святой Лаврентий - это просто наиболее популярная версия, основанная на изображении железной решётки с пылающим огнём под ней, орудием казни именно этого святого. Но уж больно быстро он стремится на неё попасть, и зачем у него в руках толстая книга? Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре Евангелия, подписанные Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Именно под этим люнетом находится предполагаемый саркофаг Галлы Плацидии.

Ravenna
Фото 1.8. Олени, пьющие из источника - сюжет, дважды повторённый в мавзолее. Считается, он основан на строчке из 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Пара оленей может истолковываться как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников.

В четырёх люнетах под куполом помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов, облачённых в сенаторские тоги. Они воздевают руки по направлению к находящемуся в центре купола кресту. Остальные четыре апостола, не поместившиеся (из-за соображений симметрии) в люнеты, изображены в боковых сводах рядом с «оленьими» мозаиками.

Ravenna Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 1.9. Одетые сенаторами апостолы и восседающий в императорских одеждах Христос - очень любопытные образы, показывающие, насколько тесно раннее христианство (особенно среди правящего класса) ещё было связано с римскими имперскими традициями.

Ravenna Ravenna
Фото 1.10. Апостолы Пётр и Павел. Петра опознали по ключам, которые он держит в руках. Считается, что св. Пётр здесь впервые изображён с ключами от рая.

Находящиеся в мавзолее три мраморных саркофага, начиная с 15-го века, приписываются самой Галле Плацидии, её сыну - императору Валентиниану III и супругу - императору-соправителю Констанцию III. Современные историки не находят подтверждения этим гипотезам (смерть и погребение Галлы Плацидии задокументированы в Риме в 450 году).

Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 1.11. Саркофаг, приписываемый Галле Плацидии (под мозаикой со св.Лаврентием) лишён какой-либо отделки и принадлежал, скорее всего, знатному язычнику. Два других саркофага, датируемые началом 6-го века, покрыты византийской христианской символикой.

Ravenna
Фото 1.12. Часто встречающийся в мавзолее (в мозаиках и на саркофагах) раннехристианский символ Хризма или Хрисмон. Это монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают первую и последнюю буквы греческого алфавита - α и ω (альфа и омега). Это восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Ravenna
Фото 13. В честь Галлы Плацидии в Равенне названа одна из улиц.

{↑}

В 450 г. император Валентиниан III перемещает свой двор в Рим, а в Равенне начинают править местные епископы. Один из них, по имени Неон (руководивший епархией в 451-475 гг.), продолжил начатое Галлой Плацидией церковное строительство. От его времени сохранилось одно замечательное сооружение - баптистерий - построенный на 30 лет раньше, но богато декорированный изнутри мрамором, лепниной и мозаикой по распоряжению Неона. Баптистерий Неона иногда ещё не совсем точно называют баптистерием православных (Battistero degli Ortodossi), чтобы отличить его от арианского баптистерия, позже построенного в Равенне готами. Конечно, под православными тут понимают сторонников Никейского Символа веры, т.е. в те времена - католиков, поскольку до разделения христианского мира на Западную (католическую) и Восточную (православную) церкви было ещё далеко.

Ravenna
Фото 2.1. Баптистерий Неона (5-й век) примыкает к равеннскому собору (18-й век).

Баптистерий Неона когда-то находился рядом с кафедральным собором Равенны, возведённым одновременно с ним. С тех пор собор был полностью перестроен на том же месте, а баптистерий, слава богу, уцелел. Он имеет восьмиугольную форму - традиция, которая берёт начало от папы Сикста III (432-40), построившего подобный баптистерий в римском Латеране.

Ravenna
Фото 2.2. Восьмиугольный кирпичный баптистерий (тоже сильно осевший в землю) снаружи выглядит скромно...

Ravenna
Фото 2.3. ...но внутри это снова «взрыв мозга», как в мавзолее Галлы Плацидии. Роскошные, в римском классическом стиле мозаики покрывают купол баптистерия, в арках вокруг окон - изысканые мраморные барельефы с фигурами пророков.

Ravenna
Фото 2.4. Большая и глубокая купель, способная полностью погрузить в воду взрослого человека, стоит в центре пола и датируется 12-13 веком.

Ravenna
Фото 2.5. В куполе - сцена крещения в окружении 12 апостолов. Как и в мавзолее, апостолы одеты в богатые римские одежды и держат в руках венки - символы небесной славы.

Ravenna
Фото 2.6. На главной мозаике в центре купола любопытно присутствие выглядывающего из воды седого старика. Это речной бог Иордана, присутствующий на крещении наряду с Христом и Иоанном - удивительное сочетание христианской и языческой традиций. Бог держит в руках полотенце для Христа - позже в этой роли его заменят ангелы.

Ravenna
Фото 2.7a. Апостолы: Павел, Пётр, Андрей. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев. В ней использованы всего два цвета: белый (символизирует свет земной) и золотой (символизирует свет небесный). Ravenna
Фото 2.7b. Апостолы: Иаков Алфеев, Матфей, Фома. Ravenna
Фото 2.7c. Апостолы: Варфоломей, Иуда Фаддей, Симон Капанит. Ravenna
Фото 2.7d. Апостолы: Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп.

Ravenna
Фото 2.8. Кольцевая подкупольная мозаика ниже апостолов чередует два элемента: алтарь с открытой книгой и трон. Каждый из этих элементов повторяется 4 раза.

Ravenna
Фото 2.9. Книги на алтарях - это Евангелия, по бокам от них стоят по два стула - намёк на подготовленные места для избранных.

Ravenna
Фото 2.10. Каждый трон - это Престол уготованный или Этимасия (от греч. ἑτοιμασία — готовность), предназначенный для восседания Христа во время Страшного суда после его второго пришествия. По бокам от тронов - стилизованные райские кущи.

Ravenna
Фото 2.11. Четыре подобных арки украшают нижнюю часть баптистерия.

{↑}

Равенна готская: Теодорих

Последний римский император, Ромул Августул, был низложен в 476 г., и власть в империи захватили военачальники из варваров, которые раньше находились на имперской службе. В 493 г. Равенну после долгой осады завоевал вождь остготов Теодорих, объявивший себя наследником римских императоров и «королём» (по готской традиции) государства со столицей в Равенне. В 497 г. византийский император Анастасий I неохотно признал Теодориха правителем Италии в качестве своего вассала. Теодорих был «просвещенным» варваром, проведшим 10 лет жизни в Константинополе и хорошо знакомым с римскими порядками и традициями. Захватив Италию, он постарался восстановить в ней прежнюю римскую жизнь и во многом ему это удалось. За своё 33-летнее правление (которое многие считают мудрым) он заслужил репутацию «цивилизованного» гота, который привёл Рим в порядок.

Ravenna
Фото 3.1. Базилика Сант Аполлинаре Нуово. 6-й век. Фото из сети.

Обосновавшиеся в Италии готы, как и многие другие германские племена на территории бывшей Западной Римской империи, были арианами, то есть последователями антитринитарного учения, отрицавшего полностью божественную сущность Христа и его тождественность Богу-отцу. Хоть арианство и было провозглашено ересью на Никейском соборе, оно было широко рапространено в Западной Европе вплоть до конца 7-го века. В этот период существовало как бы два христианства - католическое и арианское - со своими собственными обрядами и храмами. Оказавшись в Равенне и увидев роскошные храмы и дворцы, построенные Галлой Плацидией, Теодорих загорелся идеей возвести не менее внушительный арианский собор, который стал бы главным храмом его государства. Этот собор сохранился, и сейчас называется Сант Аполлинаре Нуово в честь св. Аполлинария, первого епископа Равенны. Собор, правда, не дошёл до нас в своём первоначальном арианском виде - когда Византия захватила Равенну вскоре после смерти Теодориха, она постаралась уничтожить все его арианские и готские черты. Поэтому сейчас он - смешанный ариано-католический:).

Ravenna Ravenna
Фото 3.2. Интерьер Сант Аполлинаре Нуово. Внутри - классическая базилика с тремя нефами, разделяемыми колоннадой из доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями. Позднеантичные фрески сохранились в ней лишь по двум сторонам центрального нефа; декор алтарной абсиды, потолка и пола относится к гораздо более поздним периодам.

Внутри базилики мозаики расположены на трёх уровнях. На верхнем, самым высоком, находятся сцены из Нового Завета, которые относятся к периоду Теодориха. При этом отсутствует изображение Распятия, которое не приветствовалось у ариан. Считается, что образцом для верхнего «житийного» цикла мозаик стала римская базилика Санта Мария Маджоре 5-го века, где в самом верху тоже идёт ряд сцен из Ветхого Завета и жизни Христа. В среднем уровне (между окнами) расположены пророки и святые, которых тоже (правда, менее уверенно) относят ко времени правления Теодориха. Наконец, на самом нижнем и лучше всего видимом уровне расположены две процессии: мучениц, направляющихся к Богородице (с левой стороны от входа), и мучеников, идущих к Христу (справа). Эти яркие мозаики выполнены уже в период византийского правления.

Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 3.3. Внутри базилики мозаики расположены на трёх уровнях.

Начнём с мозаик самого верхнего уровня (на самом деле их легче разглядеть на фотографиях, нежели «живьём» с пола церкви). На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей, причём на мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное, количество действующих лиц сведено к минимуму.

Ravenna
Фото 3.4. Христос отделяет овец от козлищ (притча о Страшном суде); мозаичные сюжеты разделяются одинаковыми картинками не очень понятной символики - куполами с двумя голубями сверху. Ravenna Ravenna
Фото 3.4ab. Чудесное умножение хлебов и рыб (слева); Призвание апостолов Петра и Андрея (справа). Ravenna Ravenna
Фото 3.4cd. Христос и самарянка (слева); Воскрешение Лазаря (справа).

Верхние мозаики южной (правой) стены заметно отличаются от «северного» цикла: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь заметно больше. Считается, что эти мозаики (на которых изображены 13 Страстей Христовых, но без сцены Распятия) выполнил более искусный мастер.

Ravenna Ravenna
Фото 3.5ab. Тайная вечеря (слева). Трапеза происходит полулёжа, по римской традиции; Христос перед синедрионом (справа). Ravenna Ravenna
Фото 3.5cd. Предсказание об отречении Петра (Христос показывает на петуха:); Отречение Петра (справа). Ravenna Ravenna
Фото 3.5ef. Суд Пилата (Пилат умывает руки); Жёны-мироносицы и ангел у Гроба Господня.

Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 32 пророков и святых (по 16 с каждой стороны), разделённых оконными проёмами (в блоках без окон изображены группы из трёх святых, см. ниже). Все святые облачены в белые римские тоги, их головы увенчаны нимбом, в руках у каждого - книга или свиток. На лицо они все разные, как и по возрасту, но поскольку имена не подписаны, идентифицировать их невозможно. Специалисты считают этот мозаичный ряд выполненным ещё в римских традициях и относят его к эпохе Теодориха.

Ravenna Ravenna
Фото 3.6-6a. Пророки и святые.

Нижние ряды с процессиями были радикально переделаны в византийский период, когда уничтожались все мозаики, связанные с арианством и/или готским правлением (т.наз. Damnatio memoriae - «осуждение памяти»). Это особенно хорошо заметно на мозаике с изображением дворца Теодориха (в начале нижнего уровня справа, с названием «PALATIUM»), от которого начинается процессия мучеников.

Ravenna
Фото 3.7. Дворец Теодориха расположен в начале процессии мучеников.

Когда-то под центральной аркой дворцового портика (там, где сейчас просто золотой фон, см. фото ниже) восседал на троне сам Теодорих, а по бокам была изображена его свита. Сейчас всё это заменено на декоративные занавесы, хотя кое-где на колоннах остались фрагменты рук от прежней мозаики.

Ravenna
Фото 3.7a. Дворец крупным планом. На месте золотого фона в центре когда-то был изображен Теодорих. За крышами дворца виден символически обозначенный город Равенна в окружении крепостных стен.

Ravenna
Фото 3.8. Напротив дворца Теодориха, на левой стене, мы видим изображение города-порта Классе («CIVITAS CLASSIS»), находившегося в античные времена рядом с Равенной. Там, где сейчас видны только позолоченные стены, когда-то тоже стоял Теодорих в окружении готской знати.

Мозаики нижнего уровня являются самыми знаменитыми в базилике и изображают (с правой стороны) процессию святых мучеников, шествующих от дворца к сидящему на троне в окружении ангелов Христу. Возглавляет процессию епископ Мартин Турский, которому когда-то был посвящён храм. Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Процессия мучеников в окончательном варианте является уже типично византийской композицией, с повторением вертикальных мотивов в непрерывной последовательности.

Ravenna
Фото 3.9. Христос в окружении ангелов, к которому направляется процессия святых мучеников. Возможно, этот фрагмент мозаики сохранился ещё со времён Теодориха, поскольку не содержит никакой «крамолы» с византийской точки зрения.

Ravenna
Фото 3.10. Начало процессии святых мучеников. Впереди - св. Мартин Турский в коричневом паллии, возглавляющий процессию, за ним - 25 (подписанных) мучеников в белых тогах, указывающих на их святость. В руках они держат свои мученические венцы, а находящиеся вокруг них пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых обитают святые. Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 3.10abc. Повторяющиеся похожие фигуры святых (правда, с разными лицами) является типично византийской чертой.

С левой стороны от входа мы видим симметричную процессию мучениц, движущуюся от порта Классе по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённой четырьмя ангелами. Композиция в целом аналогична шествию мучеников: фигуры разделены пальмами, в руках у них мученические венцы, под ногами - цветочное поле, над головами - сокращённые имена.

Ravenna
Фото 3.11. Процессия святых мучениц - общий вид.

Ravenna
Фото 3.12. Богородица с Младенцем в окружении ангелов, к которой направляется процессия мучениц.

Ravenna
Фото 3.13. В начале процессии мучениц изображены с дарами бодро выглядящие волхвы: Валтасар, Мельхиор и Каспар. На них надеты фригийские колпаки, подчёркивающие их восточное происхождение. Ravenna
Фото 3.13a. Фигурами волхвов византийцы заменили изображение жены короля Теодориха, которая ранее возглавляла процессию.

Ravenna Ravenna
Фото 3.14-14a. Все мученицы в процессии изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников-мужчин на противоположной стене (но так и должно быть, не правда ли?:).

Византийские процессии некоторые комментаторы критикуют за монотонность и схематичность. Но с ними не согласен Павел Муратов: «Трудно представить себе более простое и величественное украшение базилики с её уходящей к алтарю колоннадой, чем эти бесконечные ряды святых дев и мучеников, уходящие к изображениям Христа и Богоматери».

На внешнем фасаде храма висит фрагмент мозаики с изображением фигуры в мантии с диадемой и нимбом. Надпись на мозике утверждает, что это Юстиниан (византийский император середины 6-го века), но она была добавлена в ходе реставрации относительно недавно. Сейчас, однако, считают, что на мозаике может быть изображён Теодорих.

Ravenna
Фото 3.15. Не верь глазам своим: написано Юстиниан, на самом деле - Теодорих.

Помимо арианской базилики, Теодорих построил в Равенне и арианский баптистерий, взяв за образец баптистерий Неона. В арианском баптистерии (туда мы не успели, к сожалению) хорошо сохранилась лишь подкупольная мозаика со сценой Крещения, все остальные стены сейчас голые. Арианское крещение очень напоминает аналогичную сцену из баптистерия Неона, но с рядом заметных отличий (см. фото ниже).

Ravenna
Фото 3.16a. Католическое Крещение из баптистерия Неона. Ravenna
Фото 3.16b. Арианское Крещение (фото из сети). В арианском варианте Иисус ещё совсем юный и безбородый, а бог реки Иордан более явно присутствует на мозаике в виде бородатого старика. Из его седой шевелюры торчат две рачьих клешни, а в руках - зелёная камышовая ветка.

Ravenna
Фото 3.17. Кроме того, в арианском Крещении трон («Престол уготованный») для Христа, предназначенный для восседания во время Страшного суда, установлен прямо среди апостолов, между Петром и Павлом.

{↑}

Ко времени правления Теодориха относится ещё одна жемчужина Равенны - архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile) — домовая церковь равенских епископов, построенная в период 494-519 гг. Капелла посвящена апостолу Андрею Первозванному и поэтому часто называется Капеллой Св.Андрея. Она находится в музее, расположенном в бывшем архиепископском дворце, совсем рядом с баптистерием Неона. Вход туда покрывается комплексным билетом в главные равеннские достопримечательности.

Капелла построена в форме греческого креста и интересна своими раннехристианскими мозаиками, в частности, очень необычным изображением Христа в виде римского воина. По мнению специалистов, в таком виде Спаситель восходит к позднеантичным изображениям римских императоров-победителей, радикально отличаясь от канонического бородатого Христа византийской церкви, который утвердился и стал каноническим уже позже.

Ravenna Ravenna
Фото 4.1. Архиепископская капелла, общий вид.

Ravenna
Фото 4.2. В четырёх арках, обрамляющих центральный свод капеллы - изображения апостолов и святых.

Ravenna
Фото 4.3. В конхе абсиды - золотой крест на фоне уже знакомого по мавзолею Галлы Плацидии звёздного неба. Ravenna
Фото 4.3a. Молодой безбородый Христос в окружении апостолов Петра и Павла.

Ravenna
Фото 4.4. В своде капеллы изображены четыре символа евангелистов, разделённых ангелами. По центру - медальон с греческими буквами I (йот) и X(кси) - инициалами греческого имени Христа (Ἰησοῦς Χριστός).

Ravenna
Фото 4.5. Над входом в капеллу изображён молодой безбородый Христос в облике воина. Он одет в римские доспехи, с наброшенным поверх них плащом. В правой руке он держит крест (как воин мог бы держать копьё), а в левой - книгу с латинской фразой «Ego sum via, veritaset, vita» («Я есть Путь, Истина и Жизнь»). Его ноги попирают льва и змею, что, вероятно, основано на строках 90 псалма: «Да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».

Ravenna Ravenna
Фото 4.6ab. Апостолы.

Ravenna Ravenna
Фото 4.7ab. Женщины - святые.

Помимо капеллы Св.Андрея, в архиепископском музее есть ещё один заслуживающий внимания экспонат. Это знаменитый трон из слоновой кости, принадлежавший когда-то епископу Равенны Максимиану, соратнику императора Юстиниана, изображённого вместе с ним на знаменитой мозаике в равеннской базилике Сан Витале (о которой чуть позже). Этот трон считается одним из самых замечательных изделий из слоновой кости, когда-либо созданных.

Ravenna
Фото 4.8. Трон Максимиана, Александрия, середина 6-го века.

Ravenna
Фото 4.9. Спереди трона - композиция из четырёх евангелистов и Иоанна Крестителя между ними.

Ravenna Ravenna
Фото 4.10ab. На спинке - сцены из Евангелия (на фото показаны Крещение и Вход Господень в Иерусалим).

Теодорих умер в 526 г. после длинного 33-летнего правления и был похоронен в Мавзолее, который сам начал для себя строить в 520 г. Двухэтажный мавзолей сооружён из истрийского камня (разновидность известняка) в виде двух десятигранных ярусов, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня и имеющий 11 метров в диаметре. До сих пор непонятно, как эту махину готам удалось затащить наверх. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны готское кладбище. Он и сейчас стоит там в гордом одиночестве среди чистого поля.

Ravenna
Фото 5.1. Мавзолей Теодориха.

Мавзолей является музеем и внутрь него, купив билет, можно попасть. Увы, когда мы добрались к нему из центра Равенны (расстояние - порядка 1 км), он почему-то оказался закрытым. Пришлось ограничиться только «наружным наблюдением», а фото интерьера позаимствовать в сети.

Ravenna
Фото 5.2. Интерьер мавзолея (фото из сети). Находящаяся на 2-м этаже порфировая римская ванна когда-то служила саркофагом Теодориха.

Мавзолей Теодориха очень взволновал Павла Муратова, которой описал его достаточно пафосно: «Это одно из тех мест на свете, где почему-то дано живо ощущать ход веков, где такое отвлечённое понятие, как "история", чувствуется с захватывающей силой и близостью. Здесь мы невольно верим в существование общности с прошлым, в какую-то странную, тончайшую и сложнейшую связь между нашей судьбой и судьбой легендарного короля». Трудно сказать, есть ли там подобная связь, но какая-то позитивная аура действительно ощущается: место кажется очень приятным и притягивающим. И были мы там совершенно одни - видимо, весь массовый туризм ограничивается более знаменитым мавзолеем императрицы Галлы.

{↑}

Равенна византийская: Юстиниан

Вскоре после смерти Теодориха Юстиниан, император Восточной Римской империи (ныне известной как Византия), начал кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии и Северной Африки. В 540 году армия его великого полководца Велизария осадила и завоевала Равенну, сделав её столицей экзарха, или наместника, правившего Италией от имени византийского императора. Равеннский экзархат существовал до 751 года, когда Равенна была завоёвана лангобардами и время её земной славы закончилось.

От византийского правления в Равенне сохранился великолепный памятник, возможно самый лучший в городе - базилика Сан Витале (святого Виталия Миланского, раннехристианского мученика). Её строительство было начато ещё при готах епископом Экклезием на средства, предоставленные византийским банкиром Юлианом Аргентарием («Серебряником»). Однако внутренняя отделка храма происходила уже после завоевания Равенны византийцами, что благотворно сказалось на качестве декора (колонны и капители для них, а также мрамор для отделки посылались морем из Константинополя) и определило тематику храмовых мозаик. Освящение базилики совершил 19 апреля 548 г. епископ Максимиан, назначенный в Равенну императором Юстинианом в обход Римского папы. Храм стал символом триумфального возвращения Запада, после почти 65-летнего перерыва, под контроль империи во главе с Юстинианом.

Ravenna
Фото 6.1. Базилика Сан Витале. 6-й век. На этом снимке хорошо видно её восьмиугольную форму.

Необычная восьмиугольная конструкция храма почти полностью совпадает с устройством константинопольской церкви Свв. Сергия и Вакха (ныне мечеть Кучук Айя София), возведённой в 527-536 гг., т.е. лишь ненамного раньше Сан Витале. Послужил ли столичный храм образцом для равеннского или у них был какой-то другой общий прототип, теперь уже трудно сказать.

Ravenna
Фото 6.2. Базилика Сан Витале - вход. В правой части здания находятся пресбитерий и алтарная апсида, в которых сосредоточена вся храмовая мозаика.

Уже снаружи хорошо просматриваются два разных восьмиугольника. Верхний, что поменьше, вмещает купол, в то время как в нижнем, более широком, находится двухуровневая галерея с хорами для женщин (Matroneum).

Ravenna
Фото 6.3. Купол базилики диаметром 16 м поддерживается восьмью мощными опорами, между которыми расположены экседры (полукруглые ниши). Вокруг опор по периметру проходят на двух уровнях галереи, украшенные тройными арками. В галереях царит полумрак, зато центральная часть освещена гораздо лучше, что придаёт всему интерьеру мистический вид.

Ravenna
Фото 6.4. Купол базилики никогда не украшался мозаикой, и сейчас покрыт достаточно посредственной росписью 18-го века.

Ravenna
Фото 6.5. В одной из восьми боковых секций базилики, посередине между входом и выходом, находится «святая святых» храма - его знаменитые мозаики.

Византийские мозаики сосредоточено в небольшом пространстве пресбитерия (помещения между нефом и алтарём) и алтарной апсиды. Мозаики были начаты в 540 г. и завершены в 548 г., когда вновь назначенный равеннский епископ Максимиан заканчивал внутреннюю отделку храма. Роскошно выполненные местными и константинопольскими мастерами, они были призваны продемонстрировать величие вновь утвердившейся на западе Империи, а также торжество православия над арианством. Считается, что мозаики пресбитерия выполнялись ещё в греко-римской традиции, а в апсиде (вероятно, уже позже) работали византийские мастера.

Ravenna
Фото 6.6. «Мозаичный отсек» тут же притягивает внимание входящих туристов.

В пресбитерии находится цикл фресок на основе ветхозаветных историй на тему жертвенности. Этот сюжет как бы предвосхищает будущую жертву Христа во имя спасения человечества и устанавливает связь между Старым и Новым Заветами.

Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 6.7ab. Общий вид мозаик пресбитерия - свод и боковые стены.

Ravenna
Фото 6.8. Левая стена пресбитерия. Мозаики тут посвящены событиям из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». В первой композиции три сидящих за столом ангела приносят Аврааму и его жене Саре весть о скором рождении у них сына; во второй (правее) - рука Бога останавливает нож Авраама, готового принести сына в жертву. Над центральной сценой с Авраамом изображены пророк Иеремия со свитком в руках и Моисей, получающий на Синае Скрижали Завета на глазах двенадцати старейшин Израилевых. Ещё выше видны евангелисты Иоанн и Лука.

Ravenna
Фото 6.9. На правой стене пресбитерия в центральном люнете изображена композиция с жертвоприношеними Авеля и Мельхиседека, известных библейских персонажей. Слева от центральной мозаики помещены две сцены из жизни Моисея: видение им Неопалимой купины на горе Хорив и Моисей среди стада его тестя Иофора. В правой части изображён пророк Исаия, а в самом верху - евангелисты Матфей и Марк.

Ravenna Ravenna
Фото 6.10. На своде пресбитерия изображён Агнец Божий, которого поддерживают четыре ангела, воздевающих к нему руки. Белоснежный агнец увенчан нимбом и окружен райскими деревьями, растениями, птицами и животными. Взявший на себя грехи мира, он как бы завершает «жертвенный» цикл мозаик пресбитерия.

Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 6.11. На внутренней поверхности арки пресбитерия расположены 14 медальонов с изображениями апостолов и святых, а по центру — медальон с ликом Христа. Кроме двенадцати апостолов, на арке представлены двое святых — Гервасий и Протасий, которые были сыновьями святого Виталия и приняли мученичество вместе с отцом. Их изображения помещены внизу рукавов арки.

Ravenna
Фото 6.12. В апсиде находятся самые известные мозаики церкви Сан Витале. На самом её верху (в т. наз. триумфальной арке) видны два ангела с монограммой Христа, а также символически изображенные два важнейших города раннего христианства - Иерусалим и Вифлеем.

Ravenna Ravenna
Фото 6.13. В конхе (раковине) апсиды мы видим молодого безбородого Христа, восседающего на синей небесной сфере в окружении двух архангелов. По правую руку от него - св.Виталий, которому Христос передаёт его мученический венец, слева - равеннский епископ Екклезий, подносящий в дар макет заложенной им базилики Сан Витале. Одет Христос в пурпурные одежды, такие же, как на расположенном ниже в апсиде императоре Юстиниане.

На боковых стенках апсиды, напротив друг друга, расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении свиты. Это лучшие и всемирно-известные равеннские мозаики, которые символизируют триумф императора, вернувшего Равенну под византийский контроль (в московском ГМИИ им.Пушкина имеется их копия в натуральную величину). Византийский император Юстиниан I прославился не только завоеванием Италии у готов. На некоторое время ему удалось вернуть под свой контроль бОльшую часть Западной Римской империи, включая Северную Африку, Италию, часть Испании и Галлии. Он же построил собор Святой Софии в Константинополе, остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира. К его заслугам относится также разработка кодекса Юстиниана - всеобъемлющего свода законов, основанного на римском гражданском праве. Неудивительно поэтому, что его считают одним из наиболее выдающихся правителей поздней античности (или раннего средневековья:).

Ravenna
Фото 6.14. В Равенне Юстиниан изображён в составе процессии, направляющейся на освящение базилики Сан Витале (хотя на самом деле он никогда в ней не был). В руках императора патена (литургический сосуд), который он приносит в дар храму; его голова окружена нимбом - по византийской традиции отмечать таким образом царствующую особу. Рядом с Юстинианом - его соратник и заместитель по церковным делам епископ Максимиан с крестом в руке и надписью «Maximianus» над головой. Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место в мозаике. Между ними, во втором ряду, стоит человек, которого считают либо полководцем Велизарием, либо банкиром Юлианом Аргентарием, финансировавшим строительство базилики.

Императрица Феодора, также изображённая на равеннской мозаике, имела очень необычную судьбу. Она начинала как танцовщица, представлявшая Леду для забавы толпы на ипподроме, а закончила как императрица, позже провозглашенная святой. Выйдя замуж за тогда ещё незнатного генерала, Феодора затем правила государством наравне с мужем: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и политическую деятельность императора, занималась дипломатической перепиской. В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую волю, помешав, например, бегству Юстиниана из Константинополя в 532 году во время восстания «Ника». Восстание было жестоко подавлено, трон был спасён.

Ravenna
Фото 6.15. Роскошно одетая императрица изображена стоящей у входа в храм; один из её слуг отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры золотой потир (чаша для вина), принесённая в дар церкви. Голова увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах тяжёлое ожерелье. На подоле пурпурной мантии вышита сцена поклонения волхвов, скопированная с мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово. Группу придворных дам, идущую за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами. Предполагают, что это Антония и Иоанна — жена и дочь полководца Велизария, связанные с императрицей тесной дружбой.

Сан Витале хорош не только мозаиками. Его внутренняя отделка, включающая мраморные плиты на стенах, инкрустированные полы, резные капители колонн, производит сильное впечатление, порой напоминая роскошные интерьеры Святой Софии в Константинополе. Как написал Павел Муратов, "только «золотыми руками» таких [византийских-altravel] ремесленников и могли быть сделаны узорчатые капители в Сан Витале. Невероятная нежность их каменного кружева заставляет своей красотой забыть на время даже о мозаиках." Смотрите сами.

Ravenna Ravenna
Фото 6.16. Капители колонн.

Ravenna Ravenna
Фото 6.17. Капители колонн

Ravenna Ravenna
Фото 6.18. Инкрустированная мрамором стенка алтарной апсиды под мозаиками.

Ravenna Ravenna
Фото 6.19. Мозаичные полы.

Ravenna Ravenna Ravenna Ravenna
Фото 6.20ab. Узорчатые мраморные плиты на стенах. Узор создавался путём продольного распила мраморной плиты и соединения двух половинок в виде раскрытой книги. Подобная же техника использовалась в Святой Софии.

{↑}

Примерно в 5 километрах от Равенны находится ещё один византийский храм - базилика Сант Аполлинаре ин Классе, стоявшая когда-то в центре процветавшего морского порта Классе, основанного Октавианом Августом в качестве базы Адриатического флота. С тех пор исчезло всё - дома, доки, причалы, и одинокий храм стоит теперь в чистом поле. Мы специально приехали к нему из Равенны (на автобусе №4), заранее зная, какая мозаичная роскошь нас тут ожидает.

Ravenna
Фото 7.1. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. Середина 6-го века.

Храм посвящён святому Аполлинарию, небесному покровителю Равенны и её первому епископу, который в нём же и похоронен. Освящение состоялось в 549 г. архиепископом Максимианом, уже знакомым нам по церкви Сан Витале. Базилика в Классе архитектурно напоминает базилику Сант Аполлинаре Нуово в Равенне, но мозаики в них сохранились по-разному. Если в равеннском храме они остались только на стенах главного нефа, то в Классе они сохранились лишь в алтарной апсиде.

Ravenna
Фото 7.2. Высокая колокольня базилики (38 м) считается одной из самых элегантных в Равенне.

Ravenna
Фото 7.3. Внутри базилика поражает своими внушительными размерами (55х30 м) и прекрасной освещённостью: свет проникает через высокие окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов.

Ravenna
Фото 7.4. Каждый квадратный сантиметр поверхности внутри алтарной части покрыт прекрасно сохранившейся мозаикой. Самые старые её участки находятся наверху, откуда мы и начнём осмотр.

Ravenna
Фото 7.5. На самом верху «триумфальной арки», отделяющей апсиду от нефа, в центральном медальоне изображён Христос Пантократор с Евангелием в руках. К нему на фоне покрытого облаками неба движутся символы евангелистов, держащие в руках свои священные книги. Ниже две группы по 6 агнцев, символизирующие апостолов, выходят по направлению к Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.

В алтарной раковине находятся самые древние и интересные мозаики. Сверху помещена необычная для византийской традиции сцена Преображения Господня. В ней Христос олицетворяется крестом, украшенным драгоценными камнями и заключённым в тёмно-синий круг, усыпанный золотыми шестиконечными звёздами. Присутствовавшие при этом событии апостолы Пётр, братья Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, взирающих снизу на крест (Пётр - слева от него, а братья Зеведеевы — справа). Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и по сторонам - пророки Моисей и Илия.

Ravenna
Фото 7.6. Под сценой Преображения виден райский сад, полный цветов и деревьев (включая пинии, которые до сих пор растут вокруг храма:). В его центре помещена фигура святого Аполлинария с молитвенно воздетыми к небу руками. По сторонам от него, между кустами белых лилий, видны белоснежные агнцы, изображающие его новообращённую паству.

Ravenna
Фото 7.7. Любопытно присмотреться и к кресту - в каждом его конце что-то написано. По бокам - уже знакомые нам Альфа и Омега, у подножья креста латинская надпись SALUS MUNDI — «Спаситель мира». Самое интересное находится над крестом - там помещено слово Ихтис (ἸΧΘΥΣ), что по-гречески означает «рыба». Это древняя монограмма имени Христа, состоящая из начальных букв во фразе: «Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ» (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Наконец, если присмотреться, в центре креста можно увидеть небольшой медальон с образом Иисуса.

Ravenna
Рис.4. Ихтис - рыба - символ Христа.

По краям нижней части апсидальной мозаики находятся две более поздние композиции, датируемые 7-м веком. Эти мозаики сохранились плохо, поэтому во время реставрации в начале 18-го века их заменили мозаичными имитациями, выполненными красками.

Ravenna Ravenna
Фото 7.8ab. Слева: император Византии Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает архиепископу равеннской церкви свиток с латинской надписью PRIVILEGIA, дарующий автономию от церкви Рима; Справа: за одним алтарём три ветхозаветных персонажа - Авель, Мельхиседек и Авраам - приносят жертвы Богу, чья благословляющая десница видна из облаков.

Ravenna
Фото 7.9. Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты четырёх епископов Равенны - преемников святого Аполлинария. Они изображены в одинаковых одеждах с Евангелием в руках в небольших арках с занавесями.

Ravenna Ravenna
Фото 7.10ab. В нижней части триумфальной арки с двух сторон изображены архангелы Михаил и Гавриил (6-й век), под которыми находятся образы евангелистов Луки и Матфея (12-й век).

Ravenna
Фото 7.11. Красивые мраморные колонны с прожилками (по 12 с каждой стороны) отделяют широкий центральный неф от боковых.

Ravenna Ravenna
Фото 7.12ab. Колонны завершают изящные капители с красивым орнаментом из акантовых листьев. Поверх колонн в круглых медальонах в среднние века были изображены равеннские епископы. А в треугольниках под епископами - интереснейший набор раннехристианских символов, некоторые из которых показаны ниже.

Ravenna Ravenna
Фото 7.13ab. Хризма (о ней мы уже писали) и Агнец божий.
Ravenna Ravenna
Фото 7.13cd. Якорь (как символ спасения) с двумя рыбами (символами Христа); Колосья с виноградом, символ хлеба и вина, т.е. христианского причастия.
Ravenna Ravenna
Фото 7.13ef. Рыба (символ Христа) и Ихтис, греческое слово «рыба».

Ravenna
Фото 7.14. Киворий, перенесённый в базилику из другой церкви, под которым сохранились оригинальные полы.

Ravenna
Фото 7.15. В боковых нефах базилики находятся десять саркофагов 5-9 веков в очень хорошей сохранности. Как правило, это античные саркофаги, вторично использованные для захоронения равеннских епископов и, в связи с этим, обильно украшенные раннехристианской символикой. Вот наиболее интересные экземпляры:

Ravenna
Фото 7.16. «Саркофаг двенадцати апостолов». На лицевой панели Христос изображён сидящим на троне среди шести апостолов. Апостолу Павлу он вручает свиток, апостол Пётр держит в руках ключи, а на плече - крест. Остальные апостолы помещены на торцах.

Ravenna
Фото 7.17. Саркофаг епископа Феодора (ⴕ 688), декорированный виноградными лозами (символ причащения), павлинами (символизирующими возрождение к новой жизни), и различными монограммами Христа.

Ravenna
Фото 7.18. Саркофаг архиепископа Феличе (ⴕ 725) с монограммами, агнцами и вотивными коронами (драгоценный жертвенный вклад в церковь), подвешенными под арками.

Ravenna Ravenna
Фото 7.19ab. Богато украшенные торцы саркофагов.

Ravenna
Фото 7.20 Одна из улиц Равенны названа в честь византийского банкира Юлиана Аргентария, профинансировавшего строительство базилик Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе.

{↑}

Прочие памятники Равенны

В 1990-е годы при строительстве подземного паркинга обнаружили руины дворца середины 6-го века, в котором сохранились прекрасные напольные мозаики. Сейчас здесь музей под названием "Дом каменных ковров" (Domus dei Tappeti di Pietra), куда, при наличии времени, любопытно заглянуть. Помимо геометрических узоров, там обнаружили и две очень необычных мозаики с человеческими фигурами, которые установили на отдельных стендах.

Ravenna
Фото 8.1. Напольные мозаики дворца.

Ravenna
Фото 8.2. Добрый пастырь. 4-й век. Абсолютно не похож на другие изображения этого сюжета.

Ravenna
Фото 8.3. Танец духов, символизирующих времена года. 6-й век. Духи, став в кружок, танцуют под музыку - очень необычное представление.

Бегая от одних мозаик к другим, в какой-то момент мы оказалисть на центральной площади Равенны - "Народной", или Piazza del Popolo. На ней расположена мэрия, перед которой на двух колоннах установлены статуи главных равеннских святых: Аполлинария и Виталия Миланского.

Ravenna
Фото 9.1. Пьяцца дель Пополо. Впереди за двумя колоннами - мэрия.

Ravenna
Фото 9.2. Площадь XX Сентября находится рядом с Народной. В центре - симпатичная колонна, на которой сидит коронованный орёл.

{↑}

Неподалеку от центральной площади находится церковь Сан Франческо, рядом с которой, в небольшой усыпальнице покоится знаменитый Данте Алигьери (1265-1321), автор "Божественной комедии". Изгнанный под угрозой смерти из Флоренции в 1302 году, Данте всю оставшуюся жизнь скитался по Италии, пока не нашёл приют в Равенне под покровительством правившего там семейства Да Полента. Там же он скончался от болотной лихорадки и был похоронен. На протяжении столетий раскаявшиеся флорентийцы пытались загладить свою вину перед поэтом и перенести прах Данте к себе, но Равенне удалось отбить все эти попытки. В результате во флорентийской Санта-Кроче стоит кенотаф Данте, а его прах по-прежнему покоится в гостеприимной Равенне.

Ravenna
Фото 9.3. Церковь Сан Франческо, где первоначально был похоронен Данте. Сейчас его прах находится в отдельной усыпальнице неподалёку.

Ravenna
Фото 9.4. Усыпальница Данте. 1780. Павел Муратов оценил её следующим образом: «Великой памяти Данте недостойно это незначительное здание, окружённое провинциальными скучными домами»:)

Ravenna
Фото 9.5. Внутри усыпальницы находится саркофаг с латинской эпитафией, написанной в 1327 году другом Данте Бернардо Каначчо: «Государевы права, небеса, воды Флегетонта я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя. Здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери». Над саркофагом помещён барельеф с портретом задумчивого Данте перед подставкой для книг, а с потолка свисает лампада, которую заправляют маслом из Флоренции.

{↑}

Во время похода к мавзолею Теодориха мы неожиданно наткнулись на большую крепость, о которой раньше не знали. Оказалось, что это - венецианский форт под названием Rocca Brancaleone, построенный в середине 15-го века. Сейчас в нём городской парк.

Ravenna
Фото 10.1. Вход в крепость. Поскольку в её названии фигурируют львы (leone), их же изобразили у ворот:))

Ravenna
Фото 10.2. Стены крепости.

Ravenna Ravenna
Фото 10.3ab. Rocca Brancaleone

Ravenna Ravenna
Фото 10.4ab. Равенна объявлена «городом, дружелюбным к женщинам» (citta amica delle donne) о чём оповещают многочисленные мозаичные таблички, развешанные по всему центру))

Послесловие: Алексадр Блок. «Равенна»

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик. От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц. Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег. Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет. Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал. А виноградные пустыни,
Дома и люди — всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба. Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой. Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

1909 г.


Тем, кто прочёл все три части рассказа о Равенне, будет легко понять, о чём говорит в своём стихотворении Блок:)


{↑}


            Список глав по Италии


            Оглавление сайта