Огромное здание дворца Дориа-Памфили (Palazzo Doria Pamfilj) с выходящим на Виа дель Корсо впечатляющим фасадом относится к числу тех достопримечательностей Рима, куда обычно у туристов «ноги не доходят». А ведь в его стенах «прячется» одна из самых престижных частных художественных коллекций! Кроме того, у галереи Дориа-Памфили есть еще одно важное достоинство: она работает ежедневно, в том числе и по понедельникам, когда абсолютное большинство римских музеев закрыты.
Фото 1. Огромное здание дворца Дориа-Памфили на Виа дель Корсо занимает целый квартал.
Начало коллекции положил папа римский, Иннокентий X (1574 - 1655), который происходил из рода Памфили. Первоначально его собрание размещалось во дворце Памфили на площади Навона (это здание существует и теперь, но сейчас оно принадлежит Бразилии и в нем располагается посольство страны).
Фото 2ab. Слева - бюст папы Иннокентия X. Скульптор Джан Лоренцо Бернини, 1650.
Справа - бюст Камилло Памфили. Скульптор Алессандро Альгарди, около 1647.
В 1651 году Иннокентий X передал свою коллекцию племяннику - Камилло Памфили, который и сам был увлеченным собирателем произведений искусства. Его коллекция существенно пополнилась, когда Камилло женился на вдове из аристократического рода Альдобрандини. В последующие годы Памфили породнились со знатными семействами Дориа, Ланди, Факкинетти, Колонна, Боргезе, Савойя. Каждый новый брак вносил свой вклад в дальнейшее расширение семейного собрания произведений искусства, которое за 500 лет приумножилось в несколько раз.
Вместе с коллекцией практически непрерывно расширялся и дворец на Виа дель Корсо (где её начали размещать еще со времен Камилло Памфили), прирастая помещениями на примыкающей территории. Сегодня это палаццо состоит из нескольких зданий, богато украшенных внутри мрамором, позолоченной лепниной и фресками известных мастеров. Несмотря на то, что в разное время многие знатные семьи внесли свой вклад в нынешнюю семейную коллекцию, в названии дворца и галереи в конце концов закрепились только два «системообразующих» имени – Дориа и Памфили.
Фото 3. Анфилада залов дворца.
В течение нескольких веков помещения дворца были частным пространством одного семейства, поэтому декорировались соответственно. Картины и скульптуру там размещали не только для созерцания и восхищения, но и, в первую очередь, как украшение интерьеров. Естественно, и хронология произведений искусства, и принадлежность к разным школам игнорировались. Даже после того, как с конца 19-го века основная часть коллекции стала доступна для публики, прежнюю развеску картин было решено сохранить.
Фото 4-5. Современный внутренний облик дворец Дориа-Памфили приобрел в основном в 30-е годы 18-го века. С тех пор
сохранилась неизменной и дворцовая развеска картин.
Основная часть семейной коллекции Дориа-Памфили выставлена в четырех протяженных галереях, окружающих внутренний двор палаццо, а также в двух больших смежных залах. Остальная часть дворца - жилая: в его апартаментах до сих пор живут наследники одного из самых знатных и богатых старинных аристократических родов Италии.
Фото 6-7. Внутренний двор дворца, выполненный по проекту архитектора Донато Браманте, с его великолепными
аркадами эпохи Возрождения.
Фотографировать в галерее разрешено, и это не будет стоить вам ни копейки. Проблема в другом. Во-первых, картины висят густо, иногда - в 3 ряда (по-дворцовому), что сразу затрудняет осмотр. Кроме того, освещение организовано не идеально: бликует. Плюс, информатика - не на высшем уровне. Объявлены только авторы произведений; ни названиями работ, ни датами их создания с публикой не особенно делятся. Правда, о некоторых полотнах рассказывают аудиогиды. А еще мы купили буклет о галерее, но там тоже были упомянуты только 24 работы из почти 400, представленных в экспозиции. Даже сайт галереи не слишком помог в идентификации отдельных произведений. Так что при подготовке этого альбома пришлось заниматься исследованиями. Не взыщите, если мы где-то допустили ошибки.
Фото 8. Бальный зал раньше назывался «музыкальной комнатой». Он был полностью отремонтирован в
конце 19-го века Андреа Бусири Вичи. Гризайль на изогнутой части потолка - единственная деталь
из оригинального декора.
Фото 9. Стены, покрытые старинными великолепными дамасскими бархатными тканями, и дали
комнате ее название - бархатная. В ней находятся два важных портретных бюста работы Алессандро
Альгарди, в дополнение к ценной мебели, отделанной черным и белым аквитанским мрамором.
Безусловный шедевр галереи - портрет папы Иннокентия X работы испанского художника Диего Веласкеса, датируемый 1650 годом.
Фото 10. Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X, 1650 год. По общему признанию, Веласкесу
удалось раскрыть истинный характер понтифика, которого современники описывали как жесткого,
подозрительного и даже грубого человека. Иннокентий X сам определил этот портрет как «слишком
правдивый».
Фото 11. Галерея Дориа-Памфили - счастливый обладатель трех полотен Караваджо.
Фото 12. Караваджо. «Отдых на пути в Египет», 1595-1597. Сюжет о бегстве в Египет от устроенного царём
Иродом избиения младенцев был популярен в живописи того времени. Однако, картина Караваджо с ангелом,
играющим на скрипке, отличается необычной композицией, нарушившей все иконографические традиции. Фактически
главным героем в ней выступает музицирующий ангел. Он помещен на первом плане, правда, спиной к зрителю, но
именно его фигура освещена лучше всего. Этот ангел композиционно разделяет картину на две половины.
В левой её части, где Святой Иосиф держит ноты перед ангелом, играющем на скрипке гимн Деве Марии,
- каменистая пустыня с засохшим деревом. Справа же, где сидят Мария с младенцем Иисусом в окружении цветущих
растений, торжествует жизнь. Музицирующий ангел как бы воплощает невидимую границу двух миров: земного и небесного,
материального и духовного.
Фото 13-13a. Караваджо. «Кающаяся Магдалина», около 1594–1595. И в этом случае Караваджо нарушил все
существовавшие тогда традиции изображения Магдалины и написал ее с необыкновенным реализмом, что
шокировало публику. Глядя на это полотно, можно даже подумать, что Караваджо изобразил просто уставшую после
тяжелой работы женщину, снявшую с себя украшения...:)
Фото 14. Караваджо. «Святой Иоанн Креститель», 1602. На картине практически ничего не говорит о том, что
изображён пророк: ни креста, ни кожаного ремня, из символов присутствует только клочок кожи верблюда,
затерявшийся в складках красного плаща, и баран. Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя,
как предполагается, был ягнёнок. Иоанн Креститель на этом полотне очень похож на того, который находится в
Капитолийской пинакотеке. Картина считается её копией, а некоторые исследователи даже считают, что это вовсе не
Караваджо.
Фото 15. Одна из галерей дворца в 1730-х годах была оформлена “в китайской манере” (художник
Джинезио дель Барба).
Фото 16. В этой части галереи особенно много пейзажной живописи, в том числе и так называемых «люнетов
Альдобрандини», выполненных Аннибале Карраччи и его учениками. Один из люнетов (картина полукруглого формата) -
«Бегство в Египет», 1603 г. - на этом фото. Аннибале Карраччи (1560-1609) был всеобще признанным художником,
однако умер в нищите. Он похоронен в Пантеоне рядом со своим кумиром Рафаэлем, как просил об этом в своей
предсмертной записке.
Фото 17. Один из самых богатых на громкие имена залов во дворце - комната Альдобрандини, где разместили
картины Тициана, Рафаэля, Тинторетто и множество античной скульптуры. Большинство этих работ пополнили коллекцию
Дориа-Памфили как результат женитьбы Камилло Памфили на Олимпии Альдобрандини.
Фото 18. Тициан. «Юдифь с головой Олоферна», около 1515. Образ ветхозаветной праведницы Юдифь, спасшей народ
Иудеи от верной гибели, вдохновлял художников из века в век. Олоферн со своим войском осадил Иудею и перекрыл
источники пресной воды. Молодая вдова Юдифь отправилась в стан врага и соблазнила Олоферна, а когда тот захмелел от вина,
отрубила ему голову. Иногда эту картину называют "Саломея с головой Иоанна Крестителя", но галерея Дориа-Памфили утверждает,
что на картине все же Юдифь, а не Саломея.
Фото 19. Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина», около 1565. Тициан сделал несколько вариантов картины, меняя
наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон полотна. Оригинал картины находится в Эрмитаже, а
в галерее Дориа-Памфили - вероятно, один из её авторских вариантов.
Фото 20. Рафаэль. Двойной портрет, около 1516. До сих пор искусствоведы не могут установить, кто эти двое на
портрете, изображенные художником в стиле римских бюстов, будто не связанных между собой. По последней
версии, это писатель Андреа Навагеро и дипломат Агостино Беазиано, но сомнения остаются.
Фото 21. Рафаэль (?). «Мадонна божественной любви». Скорее всего, эта картина написана учениками Рафаэля.
Фото 22. Рафаэль (?). «Иоанна Арагонская», 16-й век. Портретов этой красавицы было написано аж четыре штуки.
Один, который можно назвать оригиналом, сейчас находится в Лувре. Три остальные — вариации, выполненные в разное время
самим Рафаэлем, его любимым учеником Джулио Романо и другими художниками его школы. Полотно, находящееся в галерее
Дориа-Памфили, несмотря на табличку с именем Рафаэля, в разных источниках атрибутируется то как «школа Рафаэля»,
то приписывается Джулио Романо.
Фото 23. Якопо Тинторетто. «Портрет молодого человека», около 1555. Имя изображенного персонажа точно неизвестно.
Фото 24. Лоренцо Лотто. Портрет мужчины средних лет. 1543 (?). Сайт галереи говорит, что это может быть и
автопортрет, написанный в 1530-1535 (?).
Фото 25. На этом снимке - тоже комната Альдобрандини. Вдоль её стен расположены древние скульптуры, в
том числе ряд замечательных саркофагов.
Фото 26. Саркофаг с охотой на кабана и похоронной процессией.
Фото 27. Саркофаг с историей о богине Диане и понравившимся ей красавце Эндимионе.
Фото 28. Саркофаг с Аполлоном среди муз.
Фото 29. В центре зала находится раскрашенная мраморная скульптура кентавра 1-2 вв. н.э.,
обнаруженная в одной из семейных резиденций в Альбано в середине 19-го века.
Фото 30. Одиссей, укрывшийся под брюхом барана, 150-200 н.э. В основе работы - известная античная история об Одиссее
и великане Полифеме.
Фото 31. Одна из древних скульптур в зале Альдобрандини: чья-то нога с головой льва. Чтобы это значило?
Фото 32-33. Это по-прежнему комната Альдобрандини. В камине - лежащая скульптура, олицетворяющая реку
Нил, в ногах у которой - крокодил. 2-й век н.э.
Фото 34. Джорджо Вазари. «Снятие с креста», 1544. Полотно написано для римской церкви Св. Августина, откуда её
выкупил Камилло Памфили.
Фото 35. Тициан. «Религия, спасённая Испанией», 1572. Испания спасает Религию - аллегория в комбинации с
политической пропагандой, изображающая Испанию в виде женщины со щитом в правой руке и копьем с флагом Победы в левой руке
(имеется в виду победа в битве при Лепанто в 1571, остановившая османскую экспансию в Европе). Фигура, символизирующая христианскую
религию, изображена справа, почти обнаженная и несчастная. Первоначально Тициан писал это полотно для герцога Альфонсо д'Эсте
(возможно, именно оно - в галерее Дория-Памфили), но в связи со смертью последнего работу не завершил. Аналогичная (но не идентичная)
завершенная картина была подарена художником испанскому королю Филиппу II (и сейчас находится в музее Прадо в Мадриде).
Фото 36. Хосе де Рибера. «Святой Иероним и трубный глас», 1637. Один из четырех отцов церкви, Святой
Иероним, который сделал канонический перевод Ветхого Завета с древнееврейского на латинский, представлял собой
популярный сюжет для изображения художниками, и один Рибера рисовал его 44 раза. На картине Св. Иероним потрясен
звуком трубы ангела, возвещающего о конце света.
Фото 37. Зеркальный зал - одно из самых красивых помещений галереи. В этом зале, спроектированном Габриэле Вальвассори
примерно в 1730 году, венецианские зеркала в золотых рамах чередуются с античными статуями.
Фото 38ab. Античные статуи в Зеркальном зале.
Фото 39ab-41ab. Фрески на потолке Зеркального зала были написаны болонским художником Аурелиано Милани между
1731 и 1734 годами. Темы потолочных росписей - «Гигантомахия» (битва олимпийских богов с гигантами) и «Подвиги Геракла».
Фото 42ab. Еще образцы потолочных росписей во дворце.
Фото 43. Корреджо. «Аллегория добродетели», 1525-1530. Это эскиз к одноименной картине, ныне находящейся
в Лувре. Предположительно, это полотно вдохновило Джан Лоренцо Бернини на его скульптуру "Истина, открытая
Временем", которая сейчас находится в галерее Боргезе. Действительно, некоторую аналогию между этими работами
увидеть можно.
Фото 44. Гвидо Рени. «Битва путти», 1627. Итальянское слово «путто» означает «младенец, малыш»,
а в живописи — обнаженного пухлого ребенка, ангелочка или амура. На картине изображена драка между загорелыми
купидонами (плебеями) и белокожими (благородными). Задиристые смуглые ребятки наваляли бледнолицым амурчикам,
которые даже забросили свои колчаны со стрелами любви.
Фото 45. Гвидо Рени. «Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу», 1625-1627.
Фото 46. Джованни Баттиста Сальви. «Святое семейство», 1640-1650.
Фото 47. Доменико Фетти. «Кающаяся Магдалина», 1617-1621.
Фото 48. Алессандро Альгарди. Бюст Олимпии Майдалькини. 1646-1647. Олимпия Майдалькини, также известная
как донна Олимпия, — итальянская аристократка, невестка папы римского Иннокентия X Памфили, имевшая огромное
влияние в период его понтификата и прозванная при папском дворе «папессой». Одна из влиятельнейших женщин в
истории папства, чей властный и амбициозный характер хорошо передает скульптура. Обращает на себя внимание и
мастерское исполнение вуали вокруг головы донны Олимпии.
Камилло Памфили был большим любителем фламандской живописи, и в частности, работ художников из семьи Брейгелей. Эту страсть впоследствии разделяли и другие владельцы дворца Дориа-Памфили. Сегодня собрание располагает пятнадцатью картинами отца и сыновей Брейгелей (десять из них выставлены в галерейной экспозиции, пять украшают апартаменты), а также интереснейшими работами и других фламандцев.
Фото 49. Питер Брейгель Старший. Морское сражение в Неаполитанском заливе, 1558-1562. Картина написана
в Италии, но стилистически относится к фламандской живописи с ее вниманием к мельчайшим деталям и
взглядом на изображаемую сцену как бы сверху.
Питер Брейгель Старший - глава семейства художников Брейгелей. На живописной ниве подвизались также его сыновья: Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший. Работы каждого из них есть в галерее Дориа-Памфили.
Фото 50. Питер Брейгель Младший. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Начало 17-го века. Этот пейзаж,
написанный Питером Брейгелем Старшим, был необычайно популярным и воспроизводился в таких объёмах, что до нашего
времени, как утверждают, дошли его 127 копий (16-го века и более позднего времени). 45 из этих копий (как и та,
что в галерее Дориа-Памфили) принадлежат кисти Питера Брейгеля Младшего, сына художника. Одна из копий есть в
Пушкинском музее Москвы.
Фото 51. Ян Брейгель Старший. «Земной рай с первородным грехом», 1612. Это одна из многих картин Яна Брейгеля
Старшего, где изображается Эдемский сад с огромным количеством как домашних, так и экзотических животных, в
то время незнакомых большинству публики. Адам и Ева грешат на заднем плане.
Особым жанром в европейской живописи 16–17 веков было изображение четырех элементов — земли, воздуха, огня и воды. Элементы при их аллегорическом изображении персонифицировались в образе человека или даже античных божеств. Их писали на фресках, украшавших потолки богатых итальянских домов, а также на отдельных картинах, которые составляли четырехчастный цикл. «Отметился» в этом жанре и Ян Брейгель Старший.
Фото 52. Ян Брейгель Старший. «Земля». Из серии «Аллегория четырех элементов», начало 17-го века.
Образ земли у Брейгеля соответствует общепринятой тогда иконографии для богини плодородия, земледелия
— Земли-Матери (Tellus Mater). Здесь, на этом холсте, она щедра на разнообразные дары - цветы, плоды,
ягоды и т.д.
Фото 53. Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален. «Воздух». Из серии «Аллегория четырех элементов».
Начало 17-го века. В этой картине пейзаж и птиц написал Ян Брейгель, а фигуры – Хендрик ван Бален. Слева в
облаках изображена богиня Урания – покровительница астрономии. Она держит в правой руке красивый букет из
разноцветных перьев птиц, а в левой – астрономический прибор. Ну а птиц каких здесь только нет! И лесные,
и домашние, и экзотические, и даже сказочные.
Фото 54. Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален. «Вода». Из серии «Аллегория четырех элементов».
Вода персонифицируется женской фигурой с традиционным для этого элемента атрибутом — перевернутым сосудом,
раковиной, откуда льется вода. А вокруг - многочисленные обитатели водной стихии: разнообразные рыбы, дельфины,
водоплавающие птицы, прочие морскими животные.
Фото 55. Квентин Массейс. «Ростовщики». Около 1520. Фламандский живописец 16-го века, подвизавшийся в
жанровой и религиозной живописи. Его карикатурные изображения банкиров, торговцев, сборщиков налогов носят
морализирующий подтекст, как и в этой его работе. Уродливые лица алчных ростовщиков являются скрытым осуждением
жадности и перекликаются с персонажами Босха и Питера Брейгеля.
Фото 56. Ганс Мемлинг. «Оплакивание Христа с донатором». Около 1470. Ханс Мемлинг помещает
сюжет оплакивания на фоне виднеющегося вдали средневекового города, а удлиненные фигуры персонажей
отражают влияние готического искусства. Помимо святых, на полотне справа в молитвенной позе
изображен и донатор - местный состоятельный горожанин, профинансировавший написание картины. Европейская
традиция изображать спонсоров в религиозных сюжетах впервые возникла в византийских иконах.
Фото 57ab. Ян ван Скорел. «Портрет Агаты ван Схонховен», 1529. Нидерландский художник, которого
рассматривают как одного из первых представителей северного Возрождения, изобразил на этой
картине свою будущую жену. Считается, что это полотно могло вдохновить Вермеера на создание
«Девушки с жемчужной сережкой», где героиня смотрит на нас с таким же поворотом головы.
Фото 58-59. А это - на десерт: Филиппо Липпи, «Благовещение». Около 1445-1450. Художник написал несколько картин
на этот сюжет, и каждая из них, как и эта - необычайно поэтична и красиво орнаментирована. Святой дух в виде голубя,
направляемого сквозь тучи руками Бога, мгновенно реализует благую весть, принесённую Марии архангелом Гавриилом.