Содержание:
Еще не покинув окончательно Лиссабон, мы на пару дней съездили в Синтру. Это место особое, Синтру без преувеличений можно назвать португальской жемчужиной. Для такого «титула» у Синтры есть особое природное размещение (на живописных холмах вблизи от океана), субтропический климат, да и люди, приглядевшие эти места для своего обитания, не подкачали, умело сочетав рукотворное с природным.
История этого поселения задокументирована начиная с 10-го века - времени арабского присутствия на Пиренейском полуострове. Тогда на землях нынешней Синтры были построены расположенный на холме укреплённый Замок мавров и находившаяся у его подножия резиденция мавританских правителей.
После изгнания мавров эти территории в средние века стали летней резиденцией португальских королей: город до сих пор украшают Национальный дворец Синтры (Palácio Nacional de Sintra), построенный в 15-16-х веках, а также расположенный на соседнем холме дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) 18-го века. Монархов в эти края привлекали близость к столице, мягкий микроклимат, великолепная растительность и богатые возможности для охоты в регионе.
За королями «подтянулась» и прочая знать, построив в районе Синтры сразу несколько выдающихся поместий в окружении великолепных романтических парков.
Все путеводители дружно отговаривают ехать в Синтру на машине, мы этому совету последовали и можем подтвердить, что он абсолютно правильный. Лучше воспользоваться электричкой: они ходят часто, время в пути – 40-45 минут, отправляются от вокзала Россиу в Лиссабоне. А машина в Синтре – это головная боль: путанные адреса, постоянные проблемы с парковкой, много узких и односторонних улиц, пробки.
По пути в Синтру мы сделали промежуточную остановку, выйдя на ж/д станции Келуш. Там можно посмотреть еще одну бывшую загородную резиденцию португальских королей, летний дворцово-парковый ансамбль в стиле рококо - Национальный дворец Келуш (Palácio Nacional de Queluz). Об этом мы расскажем отдельно, а пока едем в Синтру.
Сейчас небольшая Синтра – это просто концентрат достопримечательностей, для осмотра которых одного дня, конечно, недостаточно. Поскольку мы почти полдня провели во дворце Келуш, на всю Синтру у нас оставалось полтора дня. В оставшиеся после Келуша половину дня мы посетили Национальный дворец Синтры, а оттуда пешком минут за 15 дошли до Кинты де Регулейры. Следующий день был не менее насыщенным: дворец и парк Пена, Замок мавров, поместье Монсеррат.
За пределами нашего внимания осталось такое популярное место в районе Синтры как мыс Рока (Cabo da Roca) на Атлантическом океане - самая западная точка Европы. Побывать на океане, в городке Назаре, мы запланировали позже в этой поездке, поэтому к мысу Рока не поехали, да и не было у нас времени на это.
Итак, знакомство с Синтрой мы начали с Национального дворца.
Дворец, находящийся в самом центре Синтры, имеет статус национального. И это вполне объяснимо: практически все португальские короли и королевы жили в нем в течение более или менее продолжительного отрезка времени, оставив в сооружениях дворца свой след - в соответствии со своими вкусами и тенденциями моды.
История дворца восходит к периоду арабского завоевания Пиренейского полуострова, но к сегодняшему дню в нем не сохранилось сооружений, воздвигнутых во времена мавров или самых первых португальских королей. Тем не менее, в оформлении внутренних помещений стиль мудехар проявляется отчетливо.
И все же преобладающие стили во дворце - готика и мануэлино, поскольку главными его «строителями» были короли Жуан I и Мануэл I, правившие в 15-м ― начале 16-го веков. Именно тогда дворец приобрел в своем внешнем и внутреннем оформлении декоративные элементы, и сегодня выделяющие его среди аналогичных сооружений.
Главный фасад дворца выглядит достаточно скромно. В левой его части можно выделить четыре арки над входом, а также несколько окон-бифора.
На главном фасаде, пожалуй, больше всего обращает на себя внимание правое крыло здания, украшенное характерными окнами в стиле мануэлино.
От входа во дворец открываются прекрасные виды на город.
Но давайте войдем во дворец. Несмотря на свой лаконичный вид снаружи, дворец в Синтре достаточно привлекателен внутри. Конечно, в сравнении с королевскими/царскими резиденциями в других европейских странах, которые приходилось видеть, этот дворец выглядит достаточно скромно. Поэтому, отправляясь туда, не стоит ожидать вызывающей роскоши мрамора, всепокрывающей деревянной резьбы и позолоты, и тогда вы оцените по достоинству средневековую изысканность и утонченность этого дворца. Особенно выделим его потолочные и стеновые декорации.
По легенде, герцог Филипп Бургундский, который сватался, а затем и женился на инфанте Изабелле Португальской (дочери короля Жуана I и сестре знаменитого Энрике Мореплавателя), подарил своей невесте пару лебедей как символ верности. Одновременно лебедь был и одним из символов английской ланкастерской династии, к которой инфанта Изабелла принадлежала по материнской линии. Поэтому лебеди изображены с коронами на шеях.
Именно в этом зале, как считается, король Себастьян I слушал эпическую поэму «Лузиады» португальского поэта Луиша де Камоэнса, в которой, в том числе, рассказывается об открытии морского пути в Индию Васко да Гамой в 1498 г. Читали, что в португальской культуре «Лузиады» играют такую же роль, как «Божественная комедия» Данте - в итальянской. Камоэнс - это такой «португальский Пушкин», один из основоположников современного португальского языка, и мы можем засвидетельствовать, что он исключительно высоко почитается в стране.
А сорочье название зала связано с легендой о том, что король Жуан I был застигнут там своей супругой целующим в щеку одну из придворных дам. Слухи поползли по дворцу, что сильно не понравилось королю, и он, якобы, приказал нарисовать на потолке той комнаты 136 сорОк - по числу придворных дам, проживавших во дворце и распространявших сплетни. Ну а королеве было объяснено, что плохого умысла в его действиях не было.
Отметим, что во дворце раньше были комнаты, украшенные золотом, вывезенным из португальских колоний. Но вероятно, они были утрачены в результате сильного землетрясения 1755 года, когда это сооружение очень серьезно пострадало. Дворец восстановили, сохранив его силуэт, сложившийся к середине 16-го века, и многие его интерьеры, за исключением позолоты. Скорее всего, по финансовым причинам.
В результате португальской революции 1910 года дворец перестали использовать в качестве королевской резиденции, и сейчас это музей, составная часть «культурного ландшафта» Синтры, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во дворце довольно много привлекательных предметов мебели, картины, гобелены. Знаем, что не все они принадлежали королевской семье. Много эксклюзивно декорированных предметов того времени (достойных коронованных особ) было куплено специально для дворца, когда он стал музеем, для наполнения его многочисленных помещений.
Например, вот эта кровать, которая во дворце представлена как «государственная», королевской семье не принадлежала. Кровать 17-го века сделана из африканского черного дерева (из Мозамбика) и украшена серебряными деталями. Была в собственности аристократической семьи герцогов де Кадавал. Есть еще только один экземпляр подобной кровати, и он находится в Испании. Так что музей решил, что этот эксклюзив вполне достоен быть помещенным в национальный дворец, и приобрел кровать в 2016 году.
Самое роскошное помещение во дворце - Гербовый зал, созданный в начале 16-го века. Его рассматривают как аллегорию мощи централизованной королевской власти.
Одно из самых старых помещений во дворце - его часовня. Она посвящена Святому Духу, который изображен на стенных фресках стенах в виде голубей, несущих оливковые ветви в своих клювах. Но особо ценными в этой часовне считаются великолепный деревянный потолок в стиле мудехар, а также мавританский керамический пол (он был укрыт, к сожалению, во время нашего визита).
Для зажаривания охотничих трофеев на вертелах огонь разжигали прямо на каменном полу кухни, и две огромные дымовые трубы служили отличной вытяжкой. Фактически у кухни нет потолка как такового - стены плавно переходят в две дымовые трубы высотой 33 м каждая, ставших отличительной чертой исторического центра Синтры.
На деньги, полученные Португалией в эпоху великих географических открытий, король Мануэл I в 1497-1530 годах организовал дальнейшее расширение дворца. В этот период было построено так называемое мануэлинское крыло, в том числе и вот этот зал:
Одно из помещений дворца, где отчетливо проявляется стиль мудехар, - это его центральный внутренний дворик.
Прилегающий к центральному дворику водный грот украшен плиткой и лепными росписями, которые относятся ко второй половине 18-го века. Пестрые рисунки на плитках грота скрывают два ряда крошечных отверстий, откуда била вода, сохраняя окружающее пространство прохладным в самые жаркие дни.
Ко дворцу прилегает садовая территория, очень небольшая в сравнении с прочими дворцами, которые приходилось видеть, в том числе и в Португалии.
Нужно сказать, что исторический центр Синтры в целом выглядит просто замечательно. Не случайно старая часть города, наряду с дворцами и замками, тоже отнесена ко Всемирному наследию ЮНЕСКО. Отметим, что Синтра в списках ЮНЕСКО проходит по категории "культурный ландшафт". Не вдаваясь в детали этого понятия, скажем просто, что такого титула удостаиваются территории, где созданное руками человека гармонично сочетается с природной красотой места. Смотрите сами.
У нас не было особого времени, чтобы просто погулять по городу. Представленные здесь снимки были сделаны по пути к национальному дворцу, по пути из дворца к Кинте да Регалейра (о ней будет отдельный рассказ) и обратно, а также вечером, когда мы пошли поужинать. Но даже этого хватило, чтобы признать исторический центр города очень хорошим. Так что отправляясь в Синтру, закладывайте не менее 2-х дней.
После визита в национальный дворец Синтры мы отправились к дворцово-парковому комплексу под названием Кинта да Регалейра. Объединить именно эти два объекта в первый день подсказала простая логика: они находятся в пешеходной близости друг от друга. Остальные три достопримечательности, которые мы смотрели в Синтре на следующий день (дворец Пена, Замок мавров и усадьба Монсеррат), находятся на некотором удалении как от центра города, так и друг от друга. В их случае нам потребовались услуги городского транспорта. Но это уже другая история.
Кинта да Регалейра — вероятно, одна из самых удивительных, необычных достопримечательностей Синтры. Ее называют загадочной, таинственной, мистической, романтической - все подходит, все правильно.
Кто-то идет туда как на квест, пытаясь разгадать все задуманное авторами этого необычного имения, выискивая за каждым поворотом зашифрованные знаки и символы и покидает это место, так и не вычислив всех смыслов. Другие, не озаботившись предварительной подготовкой, просто прогуливаются по удивительно красивой усадьбе, отмечая для себя там и тут какие-то интересности (которые там - на каждом шагу), и только позже, наткнувшись на комментарии, понимают особый смысл увиденного. Мы, пожалуй, не можем отнести себя ни к той, ни к другой категории посетителей Кинты. Некоторая информация о том, что ожидать, у нас была, но поскольку теории заговоров, масонство, эзотерика и т.п.- не есть круг наших интересов, то мы и не заморачивались на эту тему, отправляясь туда.
Увиденное в этом поместье дает много информации для ума, но не меньше - и просто для эмоций, рожденных чувством от увиденного там эстетически прекрасного. И нам было не особенно важно, что имели в виду создатели (этого точно никто и не знает, кроме них самих, унесших с собой эту тайну в вечность). Мы гуляли по удивительному парку и просто получали огромное эстетическое удовольствие, изумляясь изобретательности авторов и удивительной гармонии места.
Основное значение португальского слова кинта (quinta) - это ферма. Но Кинта да Регалейра - это никакая не ферма и никогда ею не была. Это роскошное имение, самый настоящий дворцово-парковый ансамбль.
Хозяев у этих земель было много, но для нашего рассказа важны только двое: во-первых, баронесса Регалейра, купившая поместье в 1840 году, чье имя оно с тех пор и носит. Но славу этому имению принесла не баронесса, а сменивший ее в 1892 году новый владелец - миллионер Карвалью Монтейру, благодаря которому вся территория и приобрела свой сегодняшний вид.
Выпускник университета Коимбры, владелец огромного состояния, Монтейру был человеком культурным и высокообразованным и, как утверждают, масоном. Соответственно, выбранный им проект дома и окружающего его ландшафта был нетривиальным. В качестве его исполнителя был выбран итальянский архитектор и художник Луиджи Манини, имевший к тому же и богатый опыт оформления постановок в разных театрах мира. Эти его навыки сказались, прежде всего, при оформлении парка.
Проект усадьбы имел необычную концепцию: предстояло построить некий дворец философии, окруженный Эдемом - фантазийным райским садом. Судя по блестящему результату, Луиджи Манини, видимо, разделял философские и эстетические вкусы заказчика, создав ансамбль, в котором искусство умело переплетено с мистикой.
Строительство началось в 1904 году и к 1910 году в основном завершилось. Как результат, в имении появились романтический дворец в стиле неоготики, часовня и многоярусный парк с озёрами, гротами, фонтанами и различными архитектурными капризами. С 1997 года имение — в собственности мэрии Синтры, которая отреставрировала дворец и год спустя открыла его для посещения.
Ко дворцу мы еще вернемся, а пока погуляем по парку - несомненно, главной достопримечательности усадьбы.
Многоярусный парк усадьбы, пересекающийся множеством больших и малых тропинок, террасами спускается со склонов холма. В его планировку и отдельные элементы, по замыслу авторов, заключили символы, связанные с древними мифами, различными религиями, тайными обществами и известными литературными произведениями.
Даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно ощущаешь, что в этом парке ничто не появилось случайно. И при этом выглядит все очень натурально.
Не думаю, что мы разгадали все загадки этого парка (да мы и не ставили такой задачи перед собой), но и тех смыслов, что «лежали на поверхности» с лихвой хватило, чтобы вызвать восхищение этим совместным творением природы и человека.
По парку проложены многочисленные дорожки, перемещаясь по которым можно выбирать свой собственный маршрут. Но чтобы не пропустить важные точки, на входе в парк за 1 евро при желании можно купить его план-схему. У нас такой план в руках был, но все равно мы кое-что упустили: нас поджимало время до закрытия этой усадьбы. Так что полутора часов в Кинте нам не хватило.
Временами в парке явственно ощущается театральный опыт его дизайнера Луиджи Манини: многие его задумки появляются для зрителя совершенно неожиданно, за очередным поворотом, создавая ощущение случайных находок/открытий в густом лесу.
Даже разнообразные растения (многие привезены из Бразилии) собраны здесь, как утверждают, с определенным умыслом: они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает «португальский Пушкин», поэт Луиш де Камоэнс, в своих классических произведениях.
Гуляя по парку, рано или поздно вы обязательно придете к одной из его ключевых точек, которая называется Порталом хранителей (Portal of the Guardians). Он чем-то напоминает фрагмент небольшой крепости. Очень фотогеничное место, заставляющее на время задержаться возле него.
С верхней площадки Портала хранителей хорошо видна Терраса Небесных Миров (The Terrace of the Celestial Worlds) с башней Зиккурата (Ziggurat Tower) на ней. Так это место названо на плане-схеме парка. Не возьмусь интерпретировать смысловое значение этого объекта для создателей усадьбы.
Любуясь с разных ракурсов каменной красотой Портала хранителей, не сразу и задумываешься о том, где же те самые хранители и что они оберегают в этом месте? Уже готовя этот фотоальбом, мы узнали, что если пройти в дверные проемы рядом с тритонами вглубь, то можно попасть в грот, а оттуда — в подземный туннель, ведущий к нижнему уровню Колодца посвящения (Initiation Well) - главного объекта всего парка. Вот куда этот портал ведет!
От Портала хранителей узкая тропинка привела нас к огромным покрытым мхом камням, узкая щель между которыми и была проходом к Колодцу посвящения. Пропустить его - проще простого.
И вот он - Колодец посвящения, главная фишка всего парка. Колодец уходит вглубь земли на 27 м, и его опоясывает винтовая лестница с многочисленными арочными проёмами.
Галерея вокруг колодца состоит из девяти пролётов по пятнадцать ступеней каждый. Девять - число здесь не случайное, символизирующее девять кругов ада, чистилища и рая, описанные Данте в его "Божественной комедии".
Мы шли по лестнице сверху вниз, постепенно удаляясь от света. И стены, и ступени были влажными, местами покрытыми мхом. Про спуск в преисподнюю думать не хотелось...
Существовало мнение, что колодец служил для религиозных церемоний масонского братства (к которому якобы принадлежал владелец усадьбы), однако документального подтверждения этой теории не нашлось. В любом случае, колодец этот - мистический и производит сильное впечатление.
Со дна колодца попадаешь в полутемный туннель-лабиринт с несколькими ответвлениями. Эти подземные туннели на карте парка отмечены желтым маркером.
Одно из ответвлений подземного туннеля выводит к красивому гроту с озером и водопадом, но выхода оттуда в манящий Эдем мы не увидели. Теперь знаем, что он там был...
В конце другой ветки туннеля мы, наконец, отыскали выход к райскому саду. В Эдеме самоощущения определенно намного приятнее, чем в колодце и примыкающем к нему подземелье:)
В парке два искусственных озера. Это одно из них под названием Аквариум. Говорят, что за опоясывающими озеро ноздреватыми камнями скрываются пещеры, к которым есть ход. Но у нас для этого времени уже не было...
Наряду с такими «природными» элементами садово-парковой архитектуры, как озёра, каналы, гроты и пещеры с подземными тоннелями, парк украшают разнообразные башни, беседки, фонтаны, каменные скамейки и статуи.
Рядом с озером - каменная скамейка со значением, как почти все в этом парке. Украшена она статуей Беатриче — музы и тайной возлюбленной поэта Данте Алигьери. А по сторонам от нее восседают гончие.
Многие «архитектурные излишества» поросли мхом и «вросли» в окружающий ландшафт так, что кажется, будто они тут находятся уже много веков. В этом, конечно, тоже искусство дизайнера.
Близилось время закрытия Кинты, и по одной из дорожек парка мы направились по направлению к дворцу, в который тоже хотелось обязательно заглянуть. Немного не доходя до него, стоит высоченная римско-католическая часовня.
Следуя веяниям моды того времени и отвечая запросам заказчика, архитектор Луиджи Манини совместил в проекте и дворца, и часовни стилевые элементы архитектуры различных эпох: романского стиля, готики, ренессанса и мануэлино.
Как это часто бывает, фотосъемка во дворце была запрещена, поэтому сделанные украдкой несколько кадров достойно представить его интерьеры не могут. К тому же, во время нашего посещения для обзора был доступен только первый этаж здания.
На первом этаже, частично сохранившем своё декоративное оформление, размещались гостиная, столовая, бильярдная, гардероб и спальня хозяина. Сегодня дворец внутри кажется пустым. Дело в том, что сын хозяина после смерти отца довольно быстро промотал доставшееся наследство, распродал многие коллекционные вещи, богатейшую библиотеку, а затем избавился и от дворца с садом. Поэтому если личные вещи семьи Монтейру там увидеть теперь невозможно, то оформление потолков, полов, лепнина, камины сохранились хорошо.
Пишут, что на верхних этажах дворца от обстановки не сохранилось практически ничего. Но оттуда был выход на террасу с панорамными видами на имение. У нас возможности там побывать не было, о чем можно только сожалеть. Но даже те виды, открывающиеся от дворца, которые удалось увидеть, совершенно замечательные.
Согласимся с теми, кто считает, что поместье Кинта да Регалейра — это не просто парк и дворец — это книга в камне, которую создатели замыслили как квест. Ну а насколько углубляться в страницы этой книги, пытаясь найти ответы на авторские загадки, каждый для себя решает сам - в меру своей образованности, увлеченности отдельными теориями, эмоциональности и просто даже текущего настроения. Но интересно будет всем. Главное, в этом парке - не торопиться.