Синтра
Замок мавров
С Замка мавров (Castelo dos Mouros) началась история Синтры. Эта крепость раннего Средневековья была
построена маврами примерно в 10-м веке, во времена арабского завоевания Пиренейского полуострова. И хотя
фортификационное значение замка давным-давно неактуально, его средневековые стены по-прежнему живописно
нависают над историческим центром Синтры, как бы «коронуя» её и напоминая о более чем тысячелетней истории
этих мест.
Место для сооружения крепости было выбрано крайне удачно - на господствующей вершине горы, с которой
открывался вид на все окрестности и Атлантический океан. Это давало возможность маврам защищать как
прилегающие территории, так и морские пути, ведущие к Лиссабону.
Арабы занимали эту крепость до 1147 года, когда они без боя уступили ее королю Афонсу I - после того, как тот освободил
Лиссабон. В результате мавры были вытеснены из крепости и округи христианским населением, которое позже, осознав, что конфликт
с мусульманами был исчерпан, постепенно перебралось со склонов этого холма вниз, где теперь находится современный город Синтра.
В 16-м веке замок и его окрестности были окончательно заброшены.
Новая страница в истории крепости началась в 19-м веке при короле Фердинанде II, затеявшем по соседству стройку века —
новую королевскую резиденцию - дворец Пена. Тогда же он прикупил близлежащие земли, в том числе, относящиеся к Замку
мавров. К этому времени последний находился в полуруинированном состоянии. На волне вошедшего в моду средневекового
романтизма в 30-х годах 19-го века стены и многие башни по королевскому указанию были частично восстановлены. В 20-м веке
замок был объявлен национальным монументом, а затем стал и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для нас логично было совместить посещение дворца Пена с Замком мавров, поскольку они находятся на двух соседних холмах,
в пешеходной близости друг от друга.
Фото 1. Первая наша «встреча» с Замком мавров состоялась, когда мы, приехав Синтру, пошли посмотреть
Национальный дворец в самом центре города.
Фото 2. На фоне неба замок выглядел почти как корона, нависая прямо над крышами Синтры.
Фото 3. Еще более впечатляющий вид на крепость ожидал нас в поместье Кинта
да Регалейра. После такого вида у нас уже не было никаких сомнений, стОит ли Замок мавров
визита туда. Ведь можно было предположить, что и сверху будут такие же впечатляющие виды.
Фото 4. Ну чем не «корона»? Правда, сидит она несколько набекрень:). Но в этом «виноваты» естественные
очертания холма - с двумя пиками.
Фото 5. А это вид на Замок мавров со стороны дворца Пена. Спустившись по дворцовому парку к нижнему
его входу/выходу, мы пешочком минут за 15 дошли до касс замка. Так что совместить посещение дворца Пена
и Замка мавров - абсолютно логично.
Фото 6. От касс замка к его стенам проложена дорожка - через лесок, облагороженный посадками
цветущих растений.
Фото 7. А вот и крепостные стены. Даже здесь видно, что кладка в отдельных их частях - разная.
Фото 8. Вход на территорию крепости. Утверждают, что лучше всего сохранился участок стены
как раз при входе в замок.
Фото 9. Диаграмма восточной стороны стены, где расположен вход в крепость. Археологические исследования
показали, что ныне существующая стена возводилась в четыре этапа. Оранжевая часть на схеме - стена времен мавров
10-12 век. Зеленым обозначена восстановленная часть входных ворот - вероятно, после их обрушения в 12-13-м веках
(с использованием технологии того времени). Голубая часть на диаграмме - реконструкция, произведенная королем
Фердинандом II в 19-м веке. Красные участки - это то, что восстановили португальские власти в 1939 году. Из этого
понятно, что не такой уж эта крепость и новодел, как часто о ней пишут в сети. Да и ЮНЕСКО откровенным новоделам
статус Всемирного наследия не предоставляет, а у Замка мавров он есть.
Фото 10. Схема Замка мавров. Вся территория крепости не такая уж большая: общий ее периметр составляет всего
450 метров. Из них примерно метров 300-350 можно пройти по верху стены (доступный участок стены отмечен
красным маркером).
Фото 11. В какую идти сторону по стене - значения не имеет, но нужно приготовиться к многочисленным
спускам-подъемам.
Фото 12. По этой фотографии можно в какой-то степени оценить перепад высот в замке.
Фото 13. После реконструкции крепости ее башни остались на своём изначальном месте, и самые крупные из
них расположены на двух самых высоких точках (обозначены как №15 Донжон и №18 Королевская - на схеме Замка
на фото 10). На этом снимке - вид на Королевскую башню.
Фото 14-15. Такие вот брутальные картины в этой крепости на каждом шагу.
Фото 15a. Чтобы уравновесить брутальность - бабочка:).
Фото 16. Бродить по узким крепостным стенам - вполне захватывающее занятие.
Фото 17-18. И самое главное, что делает эти бродилки незабываемыми, - это великолепные виды
с крепостных стен. Здесь виднеется Дворец Пена.
Фото 19-20. Дворец Пена расположился на соседнем холме. После его посещения мы и пришли в Замок мавров.
Фото 22-23. Кажется, что до дворца Пена отсюда - рукой подать, но на самом деле, с крепостью
его разделяют почти десять веков истории. А объединяет их фигура короля Фердинанда II, который построил
в 19-м веке дворец Пена и частично восстановил Замок мавров.
Фото 24. Прямо по курсу - усадьба Кинта да Регалейра. Если приглядеться, то можно увидеть и дворец, и чуть
левее от него - шпиль часовни в окружении великолепного парка.
Фото 25. А теперь пойдем к главной башне этого комплекса. Слева внизу - крыши Синтры.
Фото 26. Сначала спускаемся в сторону внутреннего двора крепости.
Фото 27-28. Там нас поджидал полосатый кот тигровой окраски. Очень может быть, кот по имени Тигр:).
Фото 29-30. К главной башне крепости ведет еще один крутой подъем.
Фото 31. Синтра в каменном обрамлении. С этой части стены - самые лучшие виды на исторический
центр Синтры.
Фото 32. Холм, на котором разместился Замок мавров, чуть пониже, чем тот, где дворец Пена.
Но виды отсюда все равно отличные.
Фото 33. На горизонте- Атлантический океан. Если бы не туман в день нашего посещения, океан бы тоже был виден хорошо.
С этой точки особенно понятно, насколько удачно было выбрано место для замка: отсюда как на ладони прилегающие
окрестности и морской путь по Атлантике к Лиссабону.
Фото 34. Главная башня все ближе. По большому счету, в замке кроме стен и башен (да еще цистерн для
хранения воды, куда туристов не пускают) ничего не сохранилось. Но архитектурная скудость объекта полностью
перекрывается тем, как живописно стены замка вписаны в рельеф.
Фото 35. Вот мы и на второй высокой точке крепости, которая на плане обозначена как Донжон (№15 на фото 10).
Фото 36. Донжон - это главная башня в европейских средневековых замках. Донжоны были укрепленными резиденциями,
использовавшимися в качестве убежища на случай осады или падения под натиском противника остальной части замка.
Поэтому в донжоне часто располагались различные важные помещения замка — оружейная, главный колодец,
склады продовольствия. Донжон - это как бы крепость внутри крепости.
Фото 37. К сожалению, эта часть Замка мавров подверглась серьезной переделке в 19-м веке,
и от донжона мало что осталось. Но окружающие виды никуда не делись!
Фото 38. Некоторые считают, что виды на окрестности лучше из дворца Пена, поэтому якобы посещение Замка мавров
можно пропустить. Вот не согласны мы с этим! Виды сверху, по нашему мнению, самые лучшие как раз из замка. Особенно на
историческую часть Синтры.
Фото 39. Из замка Национальный дворец с его легко узнаваемыми дымоходами выглядит почти как макет.
Фото 40-40a. А откуда еще вот так можно увидеть дворец Пена?
Фото 41. Так что в хорошую погоду посещение Замка мавров не может разочаровать!
{↑}
Дворец и парк Пена
Фото 41. Дворец Пена.
{↑}
Усадьба Монсеррат
Эту потрясающую усадьбу с роскошным парком можно было бы назвать скрытой жемчужиной Синтры, если бы она не
имела статуса объекта ЮНЕСКО. И тем не менее, Монсеррат часто упускают или игнорируют большинство туристов,
приезжающих в Синтру.
Фото 1. Усадьба Монсеррат.
Дело в том, что эта вилла расположена несколько в стороне от остальных достопримечательностей Синтры. И хотя
«напрямки» Монсеррат всего в четырех километрах от исторического центра города, местность там - пересеченная,
и переезд от одного объекта к другому, как правило, требует спуститься с одного холма, затем подняться на другой
по петлявым дорогам. Так что эти перемещения занимают время, которое у туристов очень часто в дефиците.
Фото 2. Усадьба Монсеррат.
Мы Монсеррат запланировали заранее (хотя больших ожиданий и не имели) и ни разу об этом не пожалели. Надо признать,
что эта вилла превзошла все наши ожидания: и сам дворец, и окружающий его парк.
Фото 3-4. В усадьбе Монсеррат великолепный пейзажный парк.
Сегодняшний облик поместья сложился в основном в середине 19-го века, хотя история этого места гораздо более
продолжительная. Сайт усадьбы в качестве начальной даты называет 1540 год, когда на этих землях, принадлежавших
тогда Королевскому госпиталю Всех святых, была построена часовня, посвященная Богоматери Монсеррат.
Фото 5-6. Часовня Богоматери Монсеррат не сохранилась: ее разрушили лиссабонское землетрясение
1755 года и время. Позже британские хозяева усадьбы на том самом месте, где когда-то стояла часовня,
создали декоративные руины как часть пейзажного парка. Нужно признать, что эти руины выглядят очень
эффектно.
На протяжении многих лет имение несколько раз меняло хозяев, периоды его расцвета сменялись упадком, когда
его строения превращались в живописные развалины. На их месте уже следующие владельцы возводили
новые здания. Начиная с последней четверти 18-го века и до середины 20-го столетия, на этих землях хозяйничали
исключительно англичане. Так что можно без преувеличения сказать, что Монсеррат - это вилла с английским
"акцентом", который чувствуется, прежде всего, в ее замечательном пейзажном парке.
Фото 7-9. В парке усадьбы.
Первый расцвет усадьба испытала при англичанине Уильяме Бекфорде, который в конце 18-го века
вплотную занялся обустройством парка, наняв ландшафтного дизайнера, тоже британца, Джеймса Бурта.
Именно тогда в поместье были созданы газоны (на манер английских), искусственный каскадный водопад,
декоративные руины.
Фото 10ab-12. Каскадный водопад.
С отъездом Бедфорда из Португалии поместье стало приходить в упадок, одновременно приобретая некую
романтическую запущенность, у которой в начале 19-го века было много поклонников. Один из них, лорд Байрон,
даже пожил в Монсеррате несколько месяцев, что вдохновило его на несколько строчек об этом райском месте
в поэме "Паломничество Чарльз Гарольда". После ее публикации усадьба приобрела огромную популярность
среди иностранных путешественников, особенно английских.
Фото 13-14. В парке усадьбы.
В середине 19-го века пришедшее в запустение имение купил британский текстильный миллионер и коллекционер
предметов искусства Френсис Кук. При нем жизнь поместья заиграла новыми красками: построили
новый дом-дворец, а также существенно изменили планировку парка.
Фото 15. После завершения обустройства поместья, за облагораживание земель Синтры португальский
король наградил Френсиса Кука титулом виконта Монсеррат.
Усадьба Монсеррат, сочетающая в себе английскую и мавританскую архитектуру, с тех пор стала одним из
самых важных образцов романтической архитектуры в Португалии, наряду с дворцом Пена и поместьем Кинта
да Регалейра. А окружающий виллу Монсеррат парк и по сей день - это один из самых богатых ботанических
садов и один из самых красивых романтических пейзажей, когда-либо созданных в Португалии.
Фото 16-16a. В парке усадьбы.
Поместье принадлежало семье Куков на протяжении трех поколений, но после ВМВ они вынуждены были его продать.
В 1949 году Монсеррат был приобретен государством, которому понадобилось несколько десятилетий, чтобы
привести его в порядок и открыть для публики.
Огромный парк, разбитый вокруг дворца Монсеррат, оформлен в романтическом стиле с гигантскими деревьями, прудами c рыбами,
водопадами, гротами и декоративными руинами.
Фото 17. План усадьбы Монсеррат.
На протяжении многих лет хозяева поместья высаживали в парке всевозможные растения
со всего мира. И сейчас в нем произрастает, как пишут, более 2000 видов растений.
Фото 17ab-18. В 2013 году этот парк был отмечен Европейской садовой премией в
категории «Лучшее развитие исторического парка или сада».
Парк устроен таким образом, что здесь что-нибудь цветет круглый год.
Фото 19-21. В парке усадьбы - весеннее цветение.
Там есть даже отдельные зоны с растениями, олицетворяющие природу той или иной страны. В самой солнечной части парка
разбит мексиканский сад с кактусами, есть и уголки Австралии, Новой Зеландии, Китая, Японии...
Фото 22-24. Пробковые дубы, араукарии, магнолии, глицинии, азалии, пальмы разных видов, камелии, папоротники,
земляничные деревья, агавы, юкки, баньяны и многие другие растения населяют этот парк.
Когда гуляешь по парку, не покидает ощущение, что попал в нерукотворный сказочный лес. Огромные вековые деревья,
оплетенные плющом и лианами, поваленные стволы, поросшие мхами и лишайниками, выглядят настолько натурально, что
просто не верится, что здесь работали дизайнеры и садовники.
Фото 25-27ab. Рукотворный сказочный парк Монсеррат.
Под стать сказочному лесу и сама вилла. Дворец Монсеррат состоит из Центрального корпуса и двух симметричных
боковых крыльев.
Фото 28. Макет дворца Монсеррат.
Фото 29-30. Дворец Монсеррат со стороны парка.
Фото 31. Перед входом во дворец посетителя встречает фонтан Тритона.
Увлекаясь индийской культурой, хозяин и поныне существующего дворца украсил его индийскими и арабскими
элементами - и снаружи, и внутри. Стены, потолки, лестницы во дворце декорированы лепниной, резьбой по камню,
барельефами - и все это очень тонкая, по-настоящему уникальная работа.
Фото 32. Уже при входе на виллу невозможно оторваться от вида каменной резьбы, украшающей портал.
Фото 32a. А вот так декорирован один из куполов дворца.
Через всю длину здания проходит фантастически красивая галерея с готическими арками, колоннами из розового мрамора,
мраморными бюстами и ажурной резьбой по камню.
Фото 33-34. Интерьеры дворца.
В центре дворца расположен восьмиугольный зал с фонтаном из каррарского мрамора с роскошным куполом над ним.
Свет мягко распространяется и по залу, и по прилегающим галереям, создавая уютную и даже какую-то волшебную
атмосферу.
Фото 35ab-36a. Центральный зал дворца с фонтаном.
Фото 37-38. Купол восьмиугольного зала
Фото 39. Балюстрада второго этажа с индийскими гипсовыми панелями.
Круглый зал в северной башне дворца - это его музыкальная комната. В ней вдоль фриза, по всему периметру,
установлены вписанные в тондо шестнадцать бюстов - Аполлона и муз.
Фото 40-41. Музыкальный зал славится своей акустикой и сюда нередко заезжают поиграть
известные музыканты.
Фото 42-43. В потолке музыкального зала - большая люстра из венецианского хрусталя,
которую обрамляют позолоченные цветочные декорации из алебастра.
Фото 44. Оформление зала дополняют отдельно стоящие скульптуры, расположенные в
нишах, в том числе Венеры (на фото) и Мелеагра авторства итальянского барочного скульптора
Исидоро Франчи.
Из центрального зала дворца есть выход на портик, а оттуда - на просторную лужайку.
Фото 45ab. И портик, и обрамление окон очень нарядно выглядят.
Фото 46-47. Лужайка перед дворцом с разных ракурсов.
Посмотрим еще несколько интерьеров во дворце.
Фото 48. Восстановленная библиотека.
Фото 49-50. Самый заметный элемент в библиотеке - деревянная дверь 18-го века из испанского
ореха, приобретенная Френсисом Куком. На ней изображены богиня охоты Артемида и охотник Орион. Когда-то эта дверь использовалась в одном из итальянских палаццо.
К сожалению, наполнение комнат дворца в основном было распродано на аукционах в 1946 году,
еще до покупки этой виллы государством. Поэтому сегодня мы можем оценивать преимущественно
декорации стен, потолков, внутренние архитектурные элементы.
Фото 51. Бывшая биллиардная.
Фото 52-53. Столовая и ее потолок.
Завершая этот рассказ, скажем, что ЮНЕСКО, включив эту виллу в свои списки, абсолютно правильно
подобрала для Монсеррат категорию - «культурный ландшафт»: созданное руками
человека в этой усадьбе абсолютно гармонично сочетается с природной красотой места.
Фото 54-57. В парке усадьбы.
{↑}
Список глав по Португалии
Оглавление сайта