Мы приехали в Берн из Интерлакена на электричке, чтобы избавиться от головной боли с парковкой машины в большом городе. Добираться от нашей гостиницы до Берна на поезде было порядка часа, так что мы провели в нём целый день. С погодой нам повезло, светило солнышко, и мы не спеша прогулялись по симпатичному старому городу. Берн нам понравился, хотя, конечно, не так, как Люцерн - наша предыдущая городская остановка. Он не такой яркий (построен из местного серо-зелёного песчаника), но зато с сохранившейся средневековой планировкой, поскольку не горел и не разрушался в войнах с 1405 г. Хотя много домов в его старинной части построены в 19-м веке, в 1983 г. бернский Altstadt (старый город) получил статус объекта Всемирного наследия Юнеско.
Карта 1. Наши маршруты по Швейцарии. Посещённые города подчёркнуты красным и пронумерованы (на номера даются ссылки в тексте).
Маршрут 2016 г. показан синим пунктиром, а 2018 г. - красным.
Берн (№7 на карте 1) был основан на излучине реки Ааре герцогом Бертольдом V Церингенским в 1191 году вокруг небольшой крепости, построенной там его отцом,
основавшим другой известный швейцарский город - Фрибур .
В те времена излучина Ааре была покрыта густым лесом и, охотясь там, герцог Бертольд
решил назвать свой город именем первого зверя, который ему попадётся. Зверем этим оказался медведь (нем. bär), и город получил название Берн,
а медведь оказался на его гербе и стал его символом (см. картинку слева). Правда, эта красивая легенда сейчас оспаривается лингвистами,
связывающими Берн с итальянской Вероной или кельтским словом bren (гора). В народе же издавна доминирует "медвежья" версия, а все остальные
просто игнорируются.
Династия основателей Берна быстро вымерла, и город попал под контроль Священной Римской империи, пока в 1323 году не присоединился к швейцарской
конфедерации, где вскоре стал самым крупным и могущественным кантоном. Он захватил большие территории (вплоть до Альп и Женевского озера), из-за
чего часто (и в большинстве случаев - успешно) воевал с бургундцами и савойцами. Доминирующей роли Берна пришел конец с приходом Наполеона, который
отобрал у него франкоязычные территории вокруг Женевского озера (будущий кантон Во). В пост-наполеоновской Швейцарии влияние Берна быстро
восстановилось, и он стал ведущей силой в заключении нового федерального договора между кантонами в 1848 году, получив при этом статус федерального
центра. Сейчас в Берне расположены швейцарское правительство, парламент и центральный банк. Хотя при этом город не имеет формального статуса
столицы Швейцарии, а называется лишь "федеральным городом" (чтобы подчеркнуть конституционное равноправие всех кантонов), де-факто это политический
центр страны.
Карта центра Берна. Чёрными кружками с номерами обозначены достопримечательности, голубыми - фонтаны.
Город с трёх строн окружён рекой (см. карту и фото 1), поэтому расширялся всё время в одном направлении - на запад. Берн три раза "перерастал" защищавшую его с этой стороны стену (последняя была в районе современного вокзала (№4 на карте). Стены не сохранились, но в разных местах от них остались живописные башни, которые сейчас город украшают. Средневековый деревянный Берн сгорел дотла в 1405 г., и с тех пор в нем строили только каменные здания из местного серо-зелёного песчаника, поэтому весь город именно такого цвета. Он также знаменит своими 11-ю красочными фонтанами 16-го века, а также аркадами на нижних этажах домов, образующих целые галереи. Обильно украшенный цветами, компенсирующими некоторую мрачность домов, с красивыми речными берегами и живописными фонтанами, старый Берн в целом производит приятное впечатление. Более того, он очень напоминает находящийся неподалёку Фрибур : та же излучина реки, собор с одной высоченной башней, множество фонтанов, построенных тем же самым мастером, очень близкая цветовая гамма городских построек. Есть, правда, и важное различие: Фрибур - город (в основном) католический, а Берн - протестантский. Поэтому фрибурские церкви выглядят чуть повеселее бернских.
Фото 1. Вид на старый город Берна сверху (Источник: Интернет).
Если начать прогулку по Берну от вокзала, то основной маршрут, рекомендуемый всеми путеводителями, идет по длинной главной улице старого города, которая приводит к реке и медвежему парку. Эта улица состоит из 4-х частей с разными названиями и она - "хребет" старого города и наиболее красочная его часть. Именно на ней находятся знаменитые бернские башни, а также большинство фонтанов и прочих украшений, не говоря уже о магазинах и ресторанах. Мы последовали совету путеводителей, начав свой путь по Spitalgasse, первому отрезку "центрального проспекта" и почти сразу столкнулись с первым фонтаном под названием Pfeiferbrunnen, или "Волынщик" (здесь и далее мы будем называть фонтан по персонажу, на нём представленному). На карте этот фонтан - под номером 40.
Фото 2. Фонтан "Волынщик" (Pfeiferbrunnen), создан на основе гравюры Дюрера.
Почти все 11 красочных фонтанов Берна были сооружены в середине 16-го века мастером Гансом Гингом (Hans Gieng), тем же самым, кто построил фонтаны во Фрибуре , другом швейцарском городе, лежащем южнее Берна. Яркие фонтаны строились для украшения серой городской застройки и демонстрации богатства города, а также для прославления местных и исторических персонажей. Возможно, это также был способ занять массу ремесленников, потерявших во время Реформации работу по украшению церквей.
Фото 3. Тюремная башня в конце Spitalgasse.
В конце Spitalgasse мы выходим на расположенную перпендикулярно "Медвежью площадь" (Bärenplatz, фото 4-6), в центре которой высится Тюремная башня (Käfigturm, №11, фото 3). Когда-то здесь находилась вторая городская стена, от которой и сохранилась башня, перестроенная в 17-м веке под темницу. Любопытно, что часы на башне - с одной единственной часовой стрелкой: в старые времена требования к точности времени были не такие высокие.
Фото 4. Медвежья площадь с рынком. Впереди - здание Парламента.
Медвежья площадь (фото 4) названа так из-за медвежьей ямы, когда-то тут находившейся. В яме сидели медведи - символ Берна. Теперь медведей переселили в вольер за рекой, а на площади теперь тусуется народ. При нас там был рынок, а по вечерам обычно работают открытые кафе и рестораны. Справа от Медвежьей - красивая Парламентская площадь (№12) перед зданием швейцарского Парламента (№13). К сожалению, на ней проходил обширный ремонт, поэтому снять её не удалось. Зато мы обошли здание Парламента и сделали снимок города с террасы перед ним (фото 5).
Фото 5. Вид с террасы Парламента. В хорошую погоду отсюда видны заснеженные вершины Альп.
Нам они не показались☹
С другой стороны Медвежьей площади (фото 6) видна белая Голландская башня (№10), которая тоже когда-то была частью городской стены. Интересно происхождение её названия: швейцарские наёмники, воевавшие в Голландии, научились там у голландцев курить табак. Вернувшись домой, они обнаружили, что в протестантской Швейцарии это запрещено, поэтому прятались в той самой башне, чтобы покурить. В условиях современной борьбы с курением бернцы шутят, что скоро опять надо будет прятаться в голландской башне, чтобы предаться вредной привычке.
Фото 6. Медвежья площадь с другой стороны. Слева - белая Голландская башня.
Фото 7. Голландская башня крупным планом.
Обойдя террасу Парламента слева, мы вышли на большой мост через Ааре (Kirchenfeldbrücke), откуда открылись прекрасные виды на собор (фото 8, №30), здание Парламента (фото 9) и Казино (фото 10, №20). В Казино на самом деле - концертный зал и играет бернский симфонический оркестр.
Фото 8. Вид на собор и старый город с моста Kirchenfeldbrücke.
Фото 9. Вид на Парламент.
Фото 10. Вид на казино/концертный зал.
За Тюремной башней начинается "Рыночная улица" (Marktgasse, фото 11) - второй отрезок главной улицы. Как понятно из её из названия, это место торговли и здесь находятся самые дорогие магазины города. Тут же расположены два примечательных фонтана: Анны Сейлер и "Стрелка".
Фото 11. Рыночная улица (Marktgasse)
Фото 12ab. Фонтан Анны Сейлер (Anna-Seiler-Brunnen, №42), которая в 1354 году отдала свой дом для обустройства
первого в Берне госпиталя. Фото 12b (справа) - из Википедии.
Фото 13ab. Фонтан "Стрелок" (Schützenbrunnen, №43). Стрелком является медведь, который прицеливается из ружья
из-под ног у знаменосца.
Если в конце Marktgasse свернуть налево, окажешься у самого необычного бернского фонтана, который называется "Огр", или "Пожиратель детей" (фото 14-15, №44). Устрашающее чудовище поедает младенцев, ими же заполнена сумка у него на боку. Огр - это людоед из кельтского фольклора, и так названа одна из известных гор в бернских Альпах. По поводу происхождения и назначения этого фонтана существует множество теорий, ни одна из которых не показалась нам заслуживающей особого доверия. Вероятнее всего, фонтан установлен в воспитательных целях. К нему приводили непослушных детей и наглядно демонстрировали, что их ждёт в случае плохого поведения.😊
Фото 14. Фонтан "Пожиратель детей" (Kindlifresserbrunnen).
Фото 15ab. Детали фонтана "Пожиратель детей".
Пройдя до конца Рыночную улицу, оказываешься у самой главной достопримечательности Берна - Часовой башни (Zytgloggeturm, фото 16-18, №18). Когда-то это была часть первой городской стены 13-го века и главные ворота средневекового города. В 1405 г. башня сильно пострадала от пожара и была перестроена в серо-зелёном бернском песчанике. Часовой механизм на неё установили в 1530 году, и он показывает не только время, но и дату, день недели, месяц, знак зодиака и фазу луны. Часы продолжают работать с момента установки - вот от каких давних времён происходит качество швейцарских часов!😊 Раз в час часовой механизм башни даёт целое представление - с кукарканьем, битьём в колокол, шествием медведей, часовым боем.
Фото 16. Часовая башня.
Фото 17. Часовая башня крупным планом.
Фото 18. Циферблат часов и движущиеся раз в час фигурки.
За часовой башней начинается Kramgasse (фото 19, 28) - третий участок главной городской улицы, считающийся самым живописным. Здесь находится целых три фонтана, включая главный фонтан Берна, посвященный основателю города - герцогу Бертольду Церингенскому (фото 20-21, №45). Второй фонтан посвящён библейскому Самсону (фото 23-24, №46). Здесь же и дом, в котором жил Эйнштейн (фото 22, №29), открывший тут теорию относительности в 1905 г. В то время он работал в Берне простым служащим в патентном бюро.
Фото 19. Начало Kramgasse
Фото 20. Фонтан Церингена (Zähringerbrunnen). Установлен в честь герцога Бертольда Церингена; фигура фонтана
изображает вооруженного медведя в шлеме, на вымпеле и щите которого помещён лев - герб Церингенов.
Фото 21ab. Фонтан Церингена крупным планом. Автор фонтана - Ганс Хилтбранд (Hans Hiltprand).
Фото 22. Дом, где в 1903-1905 гг. снимал квартиру Альберт Эйнштейн. Теперь тут его музей.
Фото 23. Фонтан "Самсон" (Simsonbrunnen) в честь известного библейского персонажа.
Фото 24ab. Фонтан "Самсон" крупным планом; видно, как он раздирает пасть напавшему
на него льву. Фото 24b (справа) - из Википедии.
Фото 25. Украшение на доме: бернский медведь
Фото 26. Украшение на доме: мясник?
Фото 27. Украшение на доме: грифон
Фото 28. Kramgasse во всю длину с фонтаном Креста (конец 18-го века) на переднем плане.
В Берне есть широкие улицы (типа Kramgasse), но почти нет больших площадей. Поэтому в Средние века ремесленники выкладывали свой товар прямо на мостовую под простыми навесами. Со временем торговые места под навесами для защиты от дождей превратились в аркады (фото 29), под которыми можно гулять, хотя они и являются частной собственностью. Под многими аркадами есть погреба, которые раньше использовались для хранения товаров и вин. Сейчас многие из них переоборудованы в рестораны и магазины (фото 30).
Фото 29ab. Аркады Берна
Фото 30ab. Подвальный магазинчик
Чуть в стороне от Kramgasse стоит городская ратуша (фото 31, №33), которая была построена в готическом стиле в начале 15-го века, но до сих пор служит властям города и кантона Берн - здесь заседает кантональный парламент. Рядом с ратушей стоит очередной фонтан - на этот раз "Знаменосец" (Vennerbrunnen фото 32, №48).
Фото 31. Здание ратуши, 15-й век.
Фото 32ab. Фонтан "Знаменосец" (Vennerbrunnen) на Ратушной площади (с медведиком).
Слева от Ратуши - здание церкви Св. Петра и Павла (фото 33-34, №32), построенной в эклектическом стиле в середине 19-го века для католической общины Берна, охватывающей примерно треть его жителей.
Фото 33. Здание католической Петропавловской церкви, 19-й век.
Фото 34. Интерьер Петропавловской церкви.
Последний отрезок главной улицы старого города - улица Правосудия (Gerechtigkeitsgasse), названная так в честь находящегося на ней фонтана с аналогичным названием (фото 35, №49). Традиционная женская фигура Правосудия с завязанными глазами, мечом в одной руке и весами в другой (фото 36), возвышается над фигурами короля (с мечом) и епископа (с крестом) у неё в ногах. По-видимому, это должно означать превалирование судебной власти над исполнительной и церковной. Так ли это было на самом деле в средневековой Швейцарии?
Фото 35. Фонтан "Правосудие" (Gerechtigkeitsbrunnen) на одноимённой улице.
Фото 36ab. Фонтан "Правосудие" крупным планом.
Пройдя насквозь старый город, мы перешли по высокому мосту (фото 37) через реку Ааре, чтобы поближе познакомиться с живыми бернскими медведями, которых все там очень уважают, как приложивших лапу к основанию города. В былые времена медведей держали в яме в центре Берна (у Тюремной башни), и вряд ли им там было очень комфортно. Поэтому в 2009 г. медведям дали новое жильё - просторный вольер на крутом берегу Ааре (фото 38) со всеми удобствами, даже с возможностью искупаться в реке. В него запустили несколько медвежат из разных стран, причём двух из них подарила Россия (в лице Президента Медведева - какое совпадение😊!). Сейчас медведи выросли и свободно гуляют по вольеру, а сверху за ними наблюдают толпы туристов.
Фото 37. Высокий мост через Ааре (Nydeggbrücke)
Фото 38. Медвежий вольер
Фото 39ab. Медведи в вольере
Фото 40ab. Медведи в вольере. Справа - вход в купальню.
Но не только медведи привели нас на другой берег Ааре: сверху медвежьей площадки открывается прекрасный вид на старый город с высоким шпилем собора в его центре (фото 41). Кроме того, с современного высокого моста хорошо видно старый (нижний) мост через реку (фото 42), который существует (в неоднократно перестроенном виде) еще со средних веков.
Фото 41. Вид на старый город от медвежьей площадки.
Фото 42. Вид на старый мост через Ааре.
Но самое главное, с высокого моста мы видим тот самый "нижний угол" (так переводится Nydegg), где зародился Берн: это церковь Nydeggkirche (слева на фото 43), которая построена на том месте и из тех камней, из которых в конце 12-го века был сложен замок герцога Бертольда Церингена. Недаром возле этой церкви сейчас стоит ему памятник (фото 44).
Фото 43. Церковь Nydeggkirche - место основания города.
Фото 44. Памятник основателю Берна герцогу Бертольду Церингену V с медведем (снимок из интернета).
По рекомендации одного из путеводителей, мы поднялись наверх к Розовому саду (фото 45, №38), где неплохо перекусили в местном ресторане, и, самое главное, насладились прекрасными видами оттуда на старый город (фото 46-47). Хотели также пообщаться с одним местным жителем (фото 48), но решили не тревожить его сон.
Фото 45. Розовый сад.
Фото 46-47. Виды на Берн от Розового сада.
Фото 48. Один из обитателей Берна на отдыхе в Розовом саду.
Вернувшись в старый город, ны направились к собору по симпатичной улочке Junkerngasse (фото 49, 52), идущей параллельно главной улице. Под номером 47 на Junkerngasse расположен красивый патрицианский дом середины 18-го века, называющийся Erlacherhof (фото 50, №34) по имени первого владельца. По стилю дом напоминает барочные французские особняки того же периода в парижском квартале Марэ вокруг Площади Вогезов. Видимо, поэтому тут располагалась штаб-квартира французов во время оккупации Берна наполеоновскими войсками, а позже - и французское посольство. Сейчас особняк занят правительством Берна.
Фото 49. Улица Junkerngasse
Фото 50. Особняк Erlacherhof
Фото 51. Башня собора на фоне фонтана со львом.
На Junkerngasse нам встретился первый расписанный дом Берна (слева на фото 52, полностью - на фото 53). В отличие, например, от Люцерна, Берн гораздо сдержаннее украшен снаружи (видимо, до сих пор соблюдаются протестатские запрещения на украшательство😊).
Фото 52. Слева виден раскрашенный дом.
Фото 53. А вот этот дом во всей своей красе.
Мы подошли к собору, но вначале прогулялись по большой зелёной террасе, которая устроена перед ним (Münsterplattform, фото 54, №31). С неё открываются хорошие виды на реку (фото 55), а также на задние фасады красивых домов по Junkerngasse (фото 56). Серое здание с террасой и фонарём на крыше - дом приёмов Бундесрата (швейцарского правительства).
Фото 54. Терраса собора.
Фото 55. Вид на реку с террасы собора.
Фото 56. Вид на Дом приёмов Бундесрата.
Бернский собор (Münster, фото 57-59, №30) был заложен в 1421 году с посвящением раннехристианскому мученику Святому Викентию Сарагосскому. Такое же название (St.Vincent) носила церковь, ранее стоявшая на этом месте . Стройка шла медленно, а после начала Реформации вообще остановилась в связи с неопределенностью новых установок и требований к зданию собора. Когда протестантская лихорадка несколько спала, строительство возобновилось, и собор был завершён в 1575 году. При этом шпиль 100-метровой колокольни достроили только в 1893 году, поскольку до тех пор запроектированный шпиль казался слишком "нескромным". Сейчас же эта самая высокая колокольня Швейцарии, с которой хорошо видно Альпы.
Фото 57. Вид на собор сверху, за ним видна терраса (источник: интернет)
Фото 58. Фронтон собора.
Фото 59. Площадь перед собором.
Нам не повезло во время нашего визита: часть собора (снаружи и изнутри) была на реставрации и недоступна, также нельзя было подняться и на колокольню. То, что удалось снять из интерьера - на фото 60-62: обстановка внутри собора очень скромная и по протестантски аскетичная.
Фото 60. Интерьер собора: алтарная часть "закрыта на ремонт".
Фото 61. Интерьер собора: кафедра и орган
Фото 62. Интерьер собора: потолок и боковой неф
Ремонт, к счастью, не помешал нам полюбоваться главным украшением собора - его роскошным входным порталом (фото 63), которому чудесным образом удалось пережить Реформацию (все прочие украшения собора были тогда ликвидированы). В свою очередь, в самом портале главной является сцена Страшного суда, представленная в тимпане (фото 64-66). Портал и его тимпан датируются 1495 годом и содержат 234 фигуры, которые раскрашены и позолочены. Автор этого чуда - мастер Эрхард Кюнг (Erhard Küng). По центру между дверьми раньше стояла фигура Святой Девы, но в 1575 году, после Реформации, её заменили на аллегорическую фигуру правосудия. 47 полноразмерных стоящих фигур сейчас заменены копиями (оригиналы - в местном музее).
Фото 63. Общий вид портала
В сцене Страшного суда (фото 64-66) по центру стоит Архангел Михаил с занесённым мечом, рядом с ним весы для взвешивания человеческих душ. Архангел борется с зелёным дьяволом, который пытается помешать взвешиванию. Слева одетые в белое праведники направляются в рай, справа же нагие грешники подталкиваются чертями в адское пламя. В архиволте над тимпаном - три ряда фигур. Нижний ряд составляют ангелы с орудиями страстей Христовых, следующий ряд - ветхозаветные пророки, и на самом верху - Христос в окружении Богоматери, Иоанна Крестителя и апостолов.
Фото 64-66. Тимпан со Страшным судом в разном увеличении.
По краям портала стоят пять мудрых и пять глупых дев из известной евангельской притчи о 10 девах (фото 67). У мудрых дев (слева) лампы полны масла и горят, у глупых дев (справа) лампы пустые и не светятся. Про богословское толкование этой притчи можно почитать здесь: Притча о десяти девах
Фото 67ab. Пять мудрых и пять глупых дев.
На площади рядом с собором находится Фонтан "Моисей" (Mosesbrunnen, фото 68-69, №47). Моисей, стоя на колонне, демонстрирует публике скрижали с Десятью Заповедями, полученными им от Бога и составляющими основу иудаизма и христианства. Правая рука Моисея указывает на вторую заповедь - "Не сотвори себе кумира".
Фото 68. Фонтан "Моисей" (Mosesbrunnen) рядом с собором.
Фото 69ab. Фонтан "Моисей" крупным планом (снимок справа - из Википедии).
После осмотра собора наша программа была выполнена, и мы отправились на вокзал. За один день мы успели полностью осмотреть
старый город, но времени на посещение музеев уже не осталось, к сожалению. А сходить там можно в картинную галерею, исторический
музей и музей Эйнштейна (который распложен в двух местах: в квартире учёного и на одном из этажей исторического музея). Так что с
музеями Берн требует двух дней и при одной ночёвке.
Что можно сказать напоследок? Старый город Берна совсем неплох (особенно хороши фонтаны) и вполне заслуживает статуса Юнеско.
Берн очень похож на Фрибур , лучше Цюриха, но явно уступает Люцерну. Заехать туда можно, но при ограниченном времени в Швейцарии
мы прежде всего отправились бы в горы - они там бесподобны - и уделили по меньшей мере один день (а лучше два) Люцерну. Это касается,
главным образом, немецкой Швейцарии, а о её французской и итальянской частях речь пойдет позже, поскольку это совсем другая история.
При разборке фотографий после поездки обнаружилось, что остались неохваченными два бернских фонтана. Для полноты картины мы решили приложить их к нашему рассказу, позаимствовав снимки в интернете. Итак, на фото 70 - фигура фонтана "Гонец" (Läuferbrunnen, №50), находящегося рядом со старым мостом. Гонец вооружен копьем и мечом, в ногах у него аналогично одетый и вооружённый медвежонок.
Фото 70ab. Фонтан "Гонец" (Läuferbrunnen).
Второй фонтан под названием "Риффли" (Ryfflibrunnen, фото 71, №39) находится недалеко от вокзала. Риффли (Ryffli) - это имя собственное, так звали стрелка из арбалета, который метким выстрелом поразил вражеского военноначальника в одной важной для Берна битве. По-русски я бы назвал этот фонтан "Арбалетчик." Понятно, что в ногах у стрелка сидит медвежонок, и тоже с арбалетом.
Фото 71ab. Фонтан "Риффли" (Ryfflibrunnen)