Разделы:
Под одним названием — Археологические музеи Стамбула, на общей территории и под единым управлением выступают целых три музея: собственно Музей археологии, Музей Древнего Востока и Музей турецкой керамики. Соответственно, их суммарная коллекция — просто гигантская, и даже для беглого знакомства с ней требуется значительное время. Единый билет покрывает все три части комплекса. Музейная карта Стамбула (Museum Pass Istanbul) тоже включает в себя посещение всех трех Археологических музеев; нужно только иметь в виду, что войти на территорию комплекса по этой карте (хотя она действует в течение 5 дней) можно только однажды.
Турецкая республика как государство возникло на развалинах Османской империи всего около 100 лет назад. Поскольку Османская империя контролировала обширные территории (см. карту ниже), на которых еще с глубокой древности существовало значительное количество различных государств (и набор их в динамике менялся), то и спектр экспонатов этих стамбульских музеев очень широк — артефакты хеттского царства, Ассирии, Вавилона, Египта, шумерские, финикийские, древнегреческие, византийские и т. д.
Карта 1. Карта территорий, входивших в Османскую империю в 17-м веке: от Каспийского моря - на востоке до северной Африки - на западе,
от Причерноморья и Балкан - на севере, до значительных территорий на Ближнем Востоке - на юге. Вот истоки феноменальной коллекции
археологических музеев Стамбула!
Все путеводители указывают, что в фондах археологических музеев Стамбула — свыше 1 млн. экспонатов, принадлежащих самым разным культурам. Конечно, не все они одновременно выставлены для показа публике, но тем не менее, количество и качество доступного для просмотра просто поражает. Не нужно быть экспертом в археологии, чтобы прийти в восторг от увиденного в этом музее. И потрясает не только возраст экспонатов (а многим из них по 3–4 тысячи лет, что само по себе — уже чудо!), но и эстетика, качество и изящество исполнения.
Все эксперты единогласно (и абсолютно справедливо!) относят стамбульские Археологические музеи к числу лучших в мире. Мы в этот комплекс приходили дважды (и еще вернемся). Часть коллекции была недоступна из-за ведущейся реконструкции помещений, но все равно, мы посмотрели и сфотографировали многое, что невозможно поместить в один альбом. Поэтому каждому из трех музеев посвятим свой рассказ.
Краткая история создания музеев археологии в Стамбуле такова. Впечатленный археологическими музеями Парижа, Лондона и Вены, османский султан Абдулазиз приказал создать подобный музей в Стамбуле. Открытый в 1869 году музей получил название Имперский и вначале размещался в стенах церкви Божественного мира (часто ее называют храмом Святой Ирины). Из-за нехватки места музей и его коллекция затем были перенесены в Изразцовый павильон (он и сейчас — часть комплекса, где располагается Музей турецкой керамики). Но растущие музейные фонды вскоре потребовали сооружения большого специально построенного здания.
Фото 1a. Изразцовый павильон 1872 года постройки, где сейчас располагается Музей турецкой керамики. Фото из Интернета
Строительство ныне главного здания Археологического музея было начато его многолетним директором Османом Хамди Беем в 1881 году, а его официальное открытие состоялось 13 июня 1891 года. Сейчас в нем в основном собраны уникальные экспонаты эллинистического, позднего римского и византийского периодов.
Фото 1b. Главное здание Археологического музея
В 1883 году рядом с главным зданием построили школу изящных искусств, которую в 1935 году реорганизовали в музей Древнего Востока. Его коллекции относятся к полуострову Малая Азия (Анатолия) — ранний бронзовый век, периоды ассирийских колоний, хеттский, урартский, арамейский, а также к Месопотамии, Египту, Ирану и Древней Аравии — то есть к периоду до империи Александра Македонского.
Фото 1c. Музей Древнего Востока располагается в бывшем здании Школы изобразительных искусств 1883 года постройки. На входе в музей
- базальтовые львы, охранявшие вход в хеттский дворец в Сенджерли (хеттский город Самаль) в 8-м веке до н.э. Фото из интернета.
При входе на территорию комплекса Археологических музеев Стамбула первый по ходу — музей Древнего Востока. С него и начнем наш фоторассказ.
Фото 2. Гудеа - правитель (губернатор) шумерского города Лагаш. 2141-2122 гг. до н.э. Известняк. Лагаш - город-государство
в Древней Месопотамии (ныне - территория Ирака). Город был населён преимущественно шумерским населением, которое занималось, как
и в остальных шумерских городах, земледелием и торговлей.
Фото 3. Бассейн для освящения воды - подарок правителя шумерского города Лагаш храму Нингирсу. 2144-2124 гг. до н.э.
Известняк. Древняя Месопотамия.
Фото 4. Вотивная стела. Подношение царя Гудеа из города Лагаш храму Нингирсу (территория нынешнего Ирака). 2141-2122 гг.
до н.э. Известняк. Древняя Месопотамия. Вотивные предметы — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради
исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Фото 5. Статуя Пузур-Иштар – губернатора древнего города Мари. Начало 2-го тысячелетия до н. э. Базальт.
Мари — город-государство на берегу Евфрата (нынешняя Сирия) в 3—2-м тысячелетиях до н. э. Самый западный из
городов Шумера.
Фото 6. Аккадский царь Нарам-Син. 2254-2218 гг. до н.э. Диорит. Аккадская империя - первая древняя империя
Месопотамии после долгоживущей цивилизации Шумера. Достигла своего политического пика между 24 и 22 веками до
н.э. После падения Аккадской империи народ Месопотамии в конечном итоге объединился в две основные аккадоязычные
нации: Ассирию на севере и Вавилонию на юге.
Карта 2. Карта Месопотамии и древнего Ближнего Востока в 13-м веке до н.э. Хеттское царство располагалось в основном на
территории нынешней Турции, что может объяснить огромное количество экспонатов в этом музее, относящихся именно к этому
государственному образованию. К 8-му веку до н.э. единой и сильной хеттской державы уже не существовало, хетты были раздроблены,
хотя относительно легко объединялись перед внешней угрозой.
Фото 7. Сосуд с иероглифическими надписями, предназначенный для хранения зерна. Обнаружен в одной из комнат
Великого храма. Период империи хеттов. 13-й в. до н.э. Хатусса. Хаттуса - столица древнего Хеттского царства,
располагавшаяся в центральной Анатолии. В начале 12-го века до н.э. Хаттуса была разрушена и после этого больше не
восстанавливалась.
Фото 8. Сиро-хеттский город Самаль (12-8 века до н.э.) был построен в шумерских традициях: овальный в плане
с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад, с мощными кирпичными стенами, толщиной 25-32 м. В
северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый
комплекс, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара.
Фото 9. Общий вид ворот цитадели в Самале, 9-й век до н.э. Ворота сиро-хеттского города Самаль, как и его
стены, были украшены каменными рельефами, некоторые из которых представлены в этом музее.
Фото 10. Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самаль. 8-й век до н.э. Базальт.
Фото 11. Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самаль. 8-й век до н.э. Базальт.
Фото 12-13. Сфинкс. Из ворот дворца No.3 в городе-государстве Самаль. Поздний хеттский период. 7-й век до н.э. Базальт.
Фото 14. Торжественная процессия сановников из здания No.3 царского дворца в городе-государстве Самаль.
Поздний хеттский период. 8-й век до н.э. Самаль. Базальт.
Фото 15. Торжественная процессия музыкантов из здания No.3 царского дворца в городе-государстве Самаль.
Поздний хеттский период. 8-й век до н.э. Самаль. Базальт.
Фото 16. Лев из Сенджерли (древний город-государство Самаль). 9-й век до н.э. Позднехеттский период. Базальт.
Фото 17. Лев из Сенджерли (древний город-государство Самаль). IX век до н.э. Позднехеттский период. Базальт.
Фото 18. Основа колонны. Двойной сфинкс из Сенджерли. Из парадного входа дворца No. 3 в городе-государстве
Самаль. Поздний хеттский период. 8-й век до н.э.
Фото 19. Статуя божества, в основании которой - изображение героя и двух львов. Из здания дворца J в
городе-государстве Самаль. Поздний хеттский период. 8-й век до н.э. Базальт.
Фото 20. Позднехеттская стела с иероглифическим описанием. Сцена пира. 9-й век до н.э. Marash. Базальт.
Фото 21. На стенах - плиты с иероглифическим письмом. Поздний хеттский период. 7-й век до н.э.
Хама (ныне - Сирия). Базальт.
Фото 22. Основание колонны из дворца нарамейского царя Баррекупа. Поздний хеттский период.
8-й век до н.э. Базальт.
Фото 23. Хеттский царь Варпалавас (справа) перед богом грома Тархунзасом. Ивриз (современная Турция, провинция
Конья). Поздний хеттский период. 8-й век до н.э. Известняк. Тархунзас был одним из главных божеств в хеттском пантеоне.
Он «отвечал» не только за гром и молнию, но и за погоду в целом и плодородие. Колосья и грозди винограда в руках у
Тархунзас, серп на его поясе подсказывают, что событие происходит в период сбора урожая. Этот "Барельеф из Ивриза" -
самый большой из найденных хеттских барельефов. Его высота — 4,3 метра, ширина — 2,4 метра.
Фото 24. Жемчужина музейной коллекции – глиняная табличка с текстом самого древнего Кадешского договора (1269 г. до н.э.)
- между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Муваталлисом. Долгое время египтяне враждовали с хеттами за
палестинские земли. Спустя 16 лет после битвы при Кадеше кровопролитная и безрезультатная для обеих стран война завершилась
заключением мирного договора – древнейшего из известных исторической науке письменных мирных договоров о ненападении, выдаче
политических беженцев и преступников, военной помощи в случае нападения третьих стран. А еще через 13 лет этот договор был
скреплен династическим браком Рамзеса II со старшей дочерью хеттского царя Хаттусилиса III. Каждая из сторон приписывала
себе безусловную победу над врагом. К сожалению, табличка с договором была расколота на три части. В музее в Стамбуле
выставлены только 2 из 3-х частей, а ещё одна часть находится в музее в Берлине.
Фото 25. Погребальная стелла. Период Нового царства. 1550-1070 гг. до н.э. Фивы (одна из столиц Древнего Египта). Известняк.
Фото 26. Эти саркофаги были найдены в археологической зоне Дейр-дел-Бахри, в захоронениях древнего египетского города Фивы
во время раскопок французского археолога Евгения Гребо. Саркофаги принадлежали жрецам и жрицам храма Амона.
Фото 27. Декоративные кирпичные панели улицы Процессий и ворот Иштар в Вавилоне. Период царствования Навохудоносора II
(604-562 до н.э.). Глазурованный кирпич.
Фото 28. Один из самых известных памятников архитектуры Вавилонского царства - Ворота Иштар - представляют собой громадную
полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой
тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью.
Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным.
С 1930 года Ворота Иштар находятся в экспозиции Музея Передней Азии (Пергамский музей, Берлин). Ворота хорошо сохранились и
воспроизведены в Берлине из материалов, найденных немецким археологом Робертом Кольдевеем в ходе раскопок 1899-1902 годов. Но немцы
вывезли далеко не всё, кое-что турки (на тот момент Вавилон находился на территории Османской империи) оставили себе и перенесли
в Имперский археологический музей в Стамбуле. Фото из Интернета.
Фото 29. Стены ворот были покрыты чередующимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений
животных. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
Фото 30. Сирруш - это мифологический гибрид: чешуйчатый дракон-единорог с головой змеи и туловищем копытного млекопитающего.
Две его передние лапы — львиные, а две задние — орлиные. Образ довершают жало скорпиона и длинный чешуйчатый хвост.
Фото 31. Сирруш (иногда его называют драконом) являет собой комбинацию трех существ: змеи, олицетворяющей в вавилонской
мифологии вечность, изобилие и перевоплощение, льва — царя зверей и орла — царя птиц.
Фото 32. Сирруш - символ Мардука, Верховного бога Вавилонского царства.
Фото 33. Бык - символ Адада - бога непогоды в аккадской мифологии, создателя бурь, ветра, молний, грома и дождя,
воплощения разрушительных и созидательных сил природы. Одно из описаний Адада — «господин плотины небес, дарующий плодородие
и насылающий засуху».
Фото 34. Для искусства и технологии того времени эти изображения животных были настоящим прорывом. Вавилонские художники
освоили технику нанесения цветной глазури на кирпич. И их искусство достойно восхищения, ведь краска частично сохранилась за
2600 лет!
Фото 35. Львы символизируют Иштар — вавилонскую богиню войны, мудрости и сексуальности.
Фото 36. Стены Дороги Процессий в Вавилоне украшали около 120 барельефов львов. Барельефы датируются периодом царствования
Навуходоносора II - того самого, о котором говорится в Ветхом завете. Это примерно 605-560 года до нашей эры.
Фото 37. Шамш-рес-узур, правитель Мари и Сухи перед богами. Стела с надписью и рельефом. 8-й век до н.э. Из Вавилонского дворца. Известняк.
Фото 38. Несколько удивительных рельефов из дворца ассирийского царя с невыговариваемым именем Ашшурнацирапал II. Это так называемые
гении-ангелы города Кальху (современный Нимруд в Ираке). В ассирийской мифологии гении (от лат. genius «дух», также - джинн, араб.
جن «иджтинан», что означает «скрытность, невидимое сокрытие») выполняют охранную роль, как ангелы (поэтому у них есть крылья). Они
входят в тело человека или занимают определенное место (например, дворец или храм), чтобы помешать проникновению туда злых демонов.
Неудивительно, что изображения гениев-ангелов помещали рядом со значимыми сооружениями. Сосновая шишка в руке гения-ангела - символ
бессмертия или долголетия.
Фото 39. Значительная часть площади рельефов гениев-ангелов испещрена рядами строк с мелкой четкой клинописью. Крылья -
традиционный атрибут ангела. В емкостях-ведерках гении-ангелы, как считается, несут священную воду - символ очищения.
Фото 40. Плита с рельефом из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху. 883-859 до н.э. Мрамор.
Нимруд (библ. Калах) - древний город в Месопотамии на территории современного Ирака. Его руины находились к юго-востоку от города
Мосул, у реки Тигр. Раскопки в Нимруде, осуществленные английской экспедицией во главе с профессором М. Мэллоуном, явились
величайшим археологическим открытием 20-го века. Но в 2015 году дворец царя Ашшурназирпала II в Калахе был полностью уничтожен
террористами. Остается только радоваться, что уцелели вывезенные во все главные музеи мира, включая стамбульский, удивительные
рельефы гениев-ангелов, а также скульптуры крылатых быков.
Фото 41. Голова крылатого быка (ламассу) из дворца новоассирийского периода, 8-й век до н.э. Полностью сохранившихся
крылатых божеств-быков в стамбульском музее нет, но есть фрагмент головы такого быка с реконструкцией передней части тела.
Фото 42. Это ламассу - мифологический гибрид человекобыка и орла. Их статуи ассирийцы ставили у ворот дворцов и
храмов для защиты от злых духов.
Фото 43. Ассирийский царь Салманасар III, 859 - 824 гг. до н.э. Из города Ашшур (современный Калат-Шаркат в
Ираке). Базальт.
Фото 44. Медные пластины на воротах дворца Салманаcара III. Новоассирийский период. 9-й век до н.э.
Фото 45. Медные пластины на воротах дворца Салманаcара III.
Фото 46. Фрагменты медных пластин на воротах. Новоассирийский период. 9-й век до н.э.
Фото 47. Бел-Харран, управляющий при ассирийском царе Салманасаре IV, 8-й век до н.э. Мрамор.
Фото 48. Царская стела с рельефом и надписями. 7-й век до н.э. Ниневия. Известняк. Ниневия была
столицей Ассирийского государства в 8-7 веках до н.э. и находилась на территории, входящей ныне в Ирак (в районе Мосула).
Фото 51. Различные виды процессии воинов Ассирийской армии. 8-й век до н.э. Хадату, Ассирия. Базальт.
Фото 52. Царская колесница. 8-й век до н.э. Хадату, Ассирия. Базальт.
Фото 53. Музей Древнего Востока может гордиться также и коллекцией клинописных табличек, содержащей
около 75 тысяч документов. В музее есть интереснейший стенд, где показаны клинописные таблички от 2700 до 400
годов до нашей эры. Можно проследить, как кардинально поменялась письменность за 2300 лет.
Фото 54. Клинопись — наиболее ранняя из известных систем письма, возникшая в Месопотамии. Форму письма
во многом определил писчий материал - глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной
палочкой для письма выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Потом таблички обжигали. Естественно,
такие таблички оказались гораздо более долговечными, чем египетский папирус или пергамент. В результате, историки
получают самые объёмные письменные источники именно из Месопотамии.
Фото 55. Экономический документ (описывает разные количества зерна, ячменя, муки, пива) из Фары на шумерском
языке. 25-й век до н.э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов в Шумерском царстве. Торговые
и административные контакты между торговцами, ремесленниками и управляющими необходимо было зафиксировать в
определённой форме. Именно из-за этой необходимости и появилась письменность. Первыми систему записи создали шумеры.
Со временем символы упростились, их стали изображать меньшими по размеру. Если на ранней табличке умещалась всего
пара предложений, то на такой же по размеру табличке позднего периода уже умещался большой текст.
Фото 56. Описание реформы, проведенной царем Уруинимгиной в шумерском городе-государстве Лагаш. Шумеролог
Самюэль Крамер называл его первым известным нам социальным реформатором в истории. 2351-2342 до н.э.
Фото 57. Самое древнее стихотворение о любви. Из Ниппура (шумерский город). 21-й век до н.э. Изначально шумеры
создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература, записанная
клинописью на глиняных табличках.
Фото 58. Инвентарные записи клинописью. 21-й век до н.э. Лагаш (шумерское государство). Письменная система,
разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно
поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров -
до 1-го века до н.э.
Фото 59. Школьная доска в форме семиугольной призмы с перечнем профессий. Из Ниппура (шумерское государство).
Примерно 18-й век до н.э. Сохранилось огромное количество текстов, написанных клинописью: деловые документы,
исторические надписи, эпос, словари, научные сочинения, религиозные тексты.
Фото 60. Цилиндры с клинописью из Вавилона. 6-й век до н.э. Формы памятников клинописи разнообразны
(призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты); наиболее распространены плитки из глины.
Фото 61. Алебастровая голова из Йемена, 1-й век до н.э. - 1-й век н.э.
Фото 62. Алебастровый рельеф. Саудовская Аравия, 1-й век до н.э.
Фото 63. Алебастровый рельеф.