Будучи в Новгороде, мы конечно, не могли пройти мимо памятника «Тысячелетие России», стоящего в кремле. Однако просто взглянуть на него или даже обойти вокруг показалось явно недостаточным - памятник очевидно требовал больших усилий, чтобы в нем разобраться. С первого взгляда было понятно, что перед нами энциклопедия русской истории, но «прочитать» её было нелегко - уж очень много событий, а тем более действующих лиц там было представлено. Поэтому на месте памятник просто тщательно сфотографировали, а разбирались уже дома, после возвращения из поездки. «Разборки» оказались очень интересными: во-первых, пришлось освежить в памяти всю русскую историю; во-вторых, узнали много её новых действующих лиц; в-третьих, было интересно оценить выбранных для памятника персонажей с точки зрения современных исторических оценок. Результаты наших изысканий приводятся ниже, и начинаются они с истории возникновения монумента.
Вскоре после восшествия на престол императора Александра II министр внутренних дел Сергей Ланской напомнил молодому царю о приближении памятной даты - 1000-летия призвания Рюрика на княжение. Он предложил отметить это событие установкой памятника, и царь, конечно же, согласился. Возводить его было решено в Новгороде (ведь именно туда, согласно летописи, призвали Рюрика с дружиной) и поначалу думали о памятнике только варягу, но затем решили посвятить его многим заслуженным людям, сыгравшим большую роль в истории России. Государство объявило подписку на пожертвования от всех сословий на сооружение памятника, а также открыло анонимный конкурс на лучший проект памятника, который прославил бы самодержавие, православие и русский народ.
Хотя в конкурсе приняли участие маститые академики, победил проект 25-летнего никому не известного художника Михаила Микешина, только за год до этого окончившего Академию художеств. Микешин предложившего смелую художественную идею: скульптурный коллаж со всей историей страны на одном пьедестале. В дальнейшем он создал ещё несколько известных памятников: Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.
Поскольку победивший в конкурсе Микешин в тот момент ещё не имел опыта работы со скульптурой, он попросил помочь с воплощением своей идеи ровесника, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств Ивана Шрёдера. Тот вылепил уменьшенную модель памятника по проекту Микешина и в дальнейшем создал десять больших статуй для самого монумента. Но так как объём работ для возведения памятника был гигантским, к его созданию привлекли ещё пятерых опытных скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и горельеф пьедестала.
Памятник был торжественно открыт 8 (20) сентября 1862 года, в годовщину Куликовской битвы и в день православного праздника Рождества Богородицы. Присутствовал император Александр II с семьёй, высшее духовенство, 12 тысяч солдат императорской гвардии. Прибыло и множество простой публики - численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Был устроен торжественный военный парад и крёстный ход, салют из пушек. Программа торжеств с церковными службами, приёмами и балами растянулась три дня.
На самом верхнем уровне находится большой шар с крестом: это держава - символ царской власти. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862». Рядом с крестом ангел - символ православия - благословляющий стоящую перед ним коленопреклонённую женщину - Россию.
Вокруг шара-державы, на втором уровне памятника, расположены шесть скульптурных групп из 17 фигур (т.н. «колоссальные фигуры»), отражающих основные моменты русской истории - от призвания варягов до создания Российской империи. Каждая из групп ориентирована на определенную часть света, куда в своё время были направлены интересы правителей Руси/России или откуда исходили основные для неё угрозы (см ниже).
Рассматривая теперь «колоссальные фигуры» в хронологическом порядке, начнем с Рюрика, полулегендарного норманнского правителя, первого летописного князя Древней Руси. На его щите выбита надпись «ЛЪТА STO». Это летописная дата призвания варягов, выполненная на кириллице (S=6000, T=300, O=70, итого 6370-й год), по современному летоисчислению - год 862.
Слева от Рюрика находится скульптурная группа во главе с его правнуком, князем Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. В его руке византийский крест, справа крестьянин по его повелению разбивает языческого идола, а слева молодая мать протягивает ему своего младенца для крещения. Это одна из самых красивых композиций памятника.
Справа от Рюрика расположился Дмитрий Донской, победитель Мамая. Ногой он попирает татарского воина, а в руках у него шестопёр (оружие) и бунчук (древко с привязанным хвостом коня - символ татарской власти). Справедливости ради следует отметить, что до конца татарского ига пройдет ещё сто лет, а успехи князя Дмитрия в борьбе с татарами, несмотря на одержанную им победу в Куликовской битве, неоднозначны: в 1382 хан Тохтамыш сжег Москву, которую князь не стал защищать.
Самая многочисленная группа из 5 фигур окружает Великого князя Ивана III. В его правление Московское княжество значительно расширилось, в том числе за счет успешных войн с Великим княжеством литовским. Великий князь успешно воевал и с Ливонским орденом, но больше всего он знаменит сопротивлением татарам («Стояние на Угре» в 1480 г.). Именно в его правление закончилась вассальная зависимость Руси от татар. Все эти события отражены в скульптурной группе вокруг Ивана III. Великий князь стоит в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимая от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побеждённый в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом.
Следующая скульптурная группа демонстрирует венчание на царство в 1613 году шестнадцатилетнего Михаила Романова. Это событие стало завершением Смутного времени, во время которого Москва едва не попала под контроль Польши. Коленопреклонённый Кузьма Минин вручает молодому царю символы его власти - шапку Мономаха и скипетр, а князь Пожарский, командир Второго ополчения, прогнавшего поляков из Москвы, защищает его своим мечом.
Пётр I, основатель Российской империи, стоит в мундире Преображенского полка, увенчанный лавровым венком и со скипетром в правой руке. Крылатый ангел указывает ему путь на север к месту будущего Санкт-Петербурга, у его ног - поверженный на колени швед, прижимающий к себе разорванное знамя.
Нижнюю часть монумента опоясывает горельефный фриз, на котором представлены 109 наиболее выдающихся деятелей России. Они были отобраны по согласованию с императорскими властями для изображения на памятнике. Микешин не сам решал кого изобразить, а привлёк для выбора персонажей видных историков, литераторов и священнослужителей. Согласование списка «видных людей» заняло много времени, но в конечном итоге он был утвержден императором Александром II. После этого Микешин не стал просто расставлять скульптуры людей в хронологическом порядке, а смешал их между собой, создавая мизансцены с их участием.
Все персонажи горельефа разделены на четыре группы: «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники». Многие из представленных там личностей хорошо известны и нынешнему поколению россиян, однако имена некоторых, особенно из числа священнослужителей, вряд ли что-нибудь скажут современному человеку. Мы не ставим целью рассказать о всех исторических деятелях на горельефе - их слишком много, - а просто поделимся своими впечатлениями от ознакомления с представленными на нём персоналиями.
Начнем с творческих людей (так правильнее было бы назвать эту группу, так как представлены в ней не только писатели и художники). Их на памятнике меньше всего - 16 человек из 109, т.е. около 15%. Поскольку недостатка в кандидатах не было, подобная пропорция, возможно, отражает существовавшие в те времена представления о большей общественной значимости администраторов и военачальников по сравнению с писателями, художниками и композиторами.
Слева сидит, задумавшись, М.В.Ломоносов (1711-1765). У него нет коллег-«научников», с которыми можно было бы поговорить об учёных материях:). Справа от Ломоносова видим группу из 4-х человек, один из которых (драматург и основатель первого русского театра Ф.Г.Волков (1729-1763), с книгой в руке) рассказывает что-то интересное сидящим перед ним литераторам Д.И.Фонвизину (1744-1762) и Г.Р.Державину (1743-1816). Также к нему прислушивается стоящий архитектор А.Ф.Кокоринов (1726-1772). Следующая группа из 5 человек концентрируется вокруг сидящего с книгой баснописца И.А.Крылова (1769-1844). Ему внимают сидящий рядом с ним А.С.Грибоедов (1795-1829), а также стоящие над ним, наклонившись, историк Н.М.Карамзин (1766-1826), поэт В.А.Жуковский (1783-1852) и поэт Н.И.Гнедич (1784-1833) - переводчик «Илиады» Гомера.
За Грибоедовым замерли в молчании в накинутых на плечи тогах классики русской литературы: М.Ю.Лермонтов (1814-1841), А.С.Пушкин (1799-1837) и Н.В.Гоголь (1809-1852). На горельефе Пушкин из них выше всех, хотя роста он был, как известно, невысокого. Так, наверное, Микешин хотел подчеркнуть его первенство среди российских литераторов.
За тремя литературными классиками композитор М.И.Глинка (1804-1857) обнимает за плечо живописца К.П.Брюллова (1799-1852). Завершает группу творческих людей композитор Д.С.Бортнянский (1751-1825), создатель классического типа русского хорового концерта и автор изумительной церковной музыки.
Из участников творческой группы незнакомым был только архитектор Кокоринов. Как выснилось, он построил на Университетской набережной Васильевского острова в Петербурге красивое здание Академии художеств (но по чужому проекту), и сейчас его имя, что называется, «не на слуху». Вместе с тем известно, что из первоначального списка были исключены такие гениальные русские архитекторы, как Василий Баженов и Михаил Казаков. Кокоринов, правда, был первым ректором Петербургской Академии художеств, и возможно это помогло ему «попасть» на памятник. Но по современным представлениям его присутствие на монументе вместо Баженова и Казакова выглядит неправильным.
«Государственные люди» представляют группу правителей России из двух династий (Рюриковичей и Романовых), окруженных своими наиболее преданными подчинёнными. Интересно, что среди правителей нет царя Ивана Грозного — одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Во время его деспотического правления российская государственность скорее пострадала, нежели укрепилась, и к тому же он «прославился» жестоким разгромом Новгорода в 1570 г. Поэтому помещение его на памятник в этом городе сочли неэтичным. Однако же его дед, Великий князь Иван III, при котором Новгородская республика оказалась под контролем Москвы, присутствует на памятнике дважды.
Домонгольский период преставлен на памятнике двумя киевскими князьями: Ярослав Мудрый (978-1054) держит в руках свод изданных им законов «Русская правда», показывая его своему внуку, Владимиру Мономаху (1053-1125). Рядом несколько неожиданно расположилась группа правителей Великого княжества Литовского: Гедемин (ок.1275-1341), Ольгерд (1296-1377), Витовт (1350-1430). (Их появление на памятнике удивляет, потому что в 14-15 веках Великое княжество Литовское было главным соперником Московского княжества в борьбе за господство на северо-западе Руси. Противники воевали друг с другом, Ольгерд дважды (в 1368 и 1370 гг.) осаждал Москву. Сейчас кажется странным включение этих персонажей в число строителей русской государственности, но в 19-м веке взгляды, похоже, были иные. Можно предположить, что поскольку к тому времени, после всех разделов Польши, территория бывшего княжества Литовского целиком вошла в состав Российской империи, литовские правители стали считаться императорской властью «своими»). Иван III, второй раз изображённый на памятнике, сидит на троне с царскими регалиями, а в ногах у него щит с двуглавым орлом - символом самодержавия. Вся эта символика подчёркивает его роль «собирателя русских земель».
Самый известный и противоречивый из всех Рюриковичей, царь Иван IV Грозный, на памятнике отсутствует, как мы уже упоминали выше. Однако его эпоха представлена на памятнике Анастасией Романовой (1530-1560), его первой и самой любимой женой. Её окружают прогрессивные сподвижники молодого Ивана IV: протопоп Сильвестр (?-1566) и Алексей Адашев (?-1561). Царица Анастасия происходила из рода бояр Романовых, откуда вышел и первый царь новой династии - Михаил Романов (1569-1645). На памятнике его окружают два известных русских патриарха: Гермоген (1530-1612, слева) и Филарет (1554-1633, справа). (Гермоген в 1612 г. призывал к борьбе против польской интервенции, за что и был замучен поляками. В Александровском саду рядом с Московским Кремлём ему стоит большой памятник. Патриарх Филарет был отцом Михаила Романова и до своей смерти - фактически правителем Русского государства как регент при молодом царе). В 30-летнее правление Алексея Михайловича (1629-1676) - второго царя из династии Романовых, произошло много важных событий: возвращение Смоленска, присоединение левобережной Украины, восстание Степана Разина и церковный раскол.
На заключительном отрезке «государственной» группы представлены российские императоры и императрицы от Петра I до Николая I. (Не все, правда, удостоились такой чести: из значимых правителей отсутствуют Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Павел I). Петра I (1672-1725) сопровождает лишь Яков Долгорукий (1639-1720), в то время как «правая рука» первого российского императора - Александр Меньшиков - отсутствует. Екатерина II (1729-1796) венчает лавровым венком Григория Потёмкина (1739-1791), губернатора Новороссии и организатора присоединения Крыма к России (за что он был удостоен титула «Таврический»). Императоры Александр I и Николай I окружены на горельефе министрами своего двора. Интересно, что Николай I в первоначальном проекте не предусматривался и был добавлен в последний момент по личному распоряжению Александра II, его сына.
Самой многочисленной группой на горельефе являются «Военные люди и герои» - 36 человек. Здесь много знакомых и хорошо известных личностей, которых мы просто обозначим на фотографиях, не вдаваясь относительно них в дальнейшие подробности. Вместо этого остановимся на менее известных, но при этом достаточно любопытных персонажах.
Довмонт (№2) был знатным литовцем, который, приняв участие в неудавшемся заговоре, вынужден был бежать из Литвы и обосновался в Пскове. Там он принял крещение, и горожане выбрали его своим князем, после чего он более 30 лет правил там, успешно защищая город от нападений Литвы и Ливонского ордена; Князь Михаил Тверской (№5), стоящий на колене и закованный в цепи, прославился тем, что в 1318 году отправился по вызову хана Узбека на верную смерть в Орду, чтобы предотвратить карательную татарскую экспедицию и спасти свой город от разорения; Марфа-Посадница (№7), лидер антимосковской партии в Новгороде, горестно склонилась над разбитым вечевым колоколом, символом ушедшей Новгородской республики после её покорения Иваном III в 1478 году. Марфа вела переговоры о включении Новгорода в состав Литвы, чего Москва не могла допустить. Рядом с ней сидит воевода Ивана III Даниил Холмский (№6), обеспечивший покорение Новгорода после разгрома новгородской рати на реке Шелонь в 1471 г.
Саксонец Бурхард Кристоф Миних (№3) был приглашен в Россию в 1721 г. Петром I как военный инженер-гидротехник. При Петре он работал «по специальности», построив, в том числе, обходной канал вокруг Ладожского озера. В правление Анны Иоанновны ему, однако, пришлось переквалифицироваться в военачальники и возглавить в 1736 г. поход русской армии в Крым. Взяв с боем Перекоп, русские войска овладели столицей Крымского ханства - Бахчисараем. Удержать захваченное не удалось из-за вспыхнувшей эпидемии и нехватки воды, однако путь в Крым был впервые проложен. В дальнейшем Миних успешно воевал с турками, овладев крепостями Очаков и Хотин.
Алексей Григорьевич Орлов (№4) прожил интереснейшую жизнь, наполненную самыми разными событиями. Вместе с двумя своими братьями он участвовал в заговоре по воцарению Екатерины II, и, по слухам, приложил руку к кончине императора Петра III. В 1769 году во главе русской эскадры Орлов сжёг турецкий флот в Чесменской бухте, за что получил право добавить к фамилии титул «Чесменский». Затем, по распоряжению императрицы, доставил в Россию самозванку - княжну Тараканову, притворившись её сторонником и предложив ей свою руку.
Раздел «Просветители» также многочислен (31 человек) и состоит в основном из церковных деятелей. Здесь есть персонажи, которые и сегодня у всех на слуху, но здесь же больше всего незнакомых лиц.
Св. Алексий (№1), известный также как «Святитель Алексий» - митрополит Киевский и всея Руси (с 1354 г.), а также важный политический и общественный деятель того времени. Знаменит исцелением ханши Тайдулы в Орде от глазной болезни и полученной таким образом благосклонности татар. Расположил свою резиденцию в Москве и помогал последней противостоять литовской экспансии князя Ольгерда. Многие годы был наставником и опекуном малолетнего московского князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и часто принимал государственные решения от его лица. По его инициативе в 1366 году начали возводить каменный кремль в Москве, а также основали Чудов, Симонов и Андроников монастыри (последний сохранился до наших дней).
Максим Грек (№5). Высокобразованный греческий монах, обучавшийся в Париже и Флоренции, приехал в Москву в 1518 г. по приглашению Великого князя Василия III для перевода духовных книг. Недовольный обычаями и порядками русской жизни, он начал критиковать власти и просил отпустить его домой. Вместо этого его отправили на заточение в монастыри (Иосифо-Волоцкий, Тверской Отроч, Троице-Сергиев), где он находился до конца своих дней. Ему правда, не запрещали читать и писать, и поэтому он оставил после себя многочисленные сочинения богословского и духовно-нравственного характера. Мощи его сейчас находятся в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.
Что можно сказать в заключение? Любой исторический памятник отражает преобладающий взгляд на историю в то время, когда его воздвигали. Если бы подобный памятник решили установить в 1962 году, то нетрудно представить, кто бы там мог оказаться среди главных героев. И Бог его знает, кто может оказаться на подобном памятнике в 2062 году, если вдруг наши потомки решат отметить 1200-летнюю годовщину российской государственности.
{↑}