Аляска:
В ходе поездки по Аляске нам было интересно узнать как можно больше о Русской Америке. Наши соотечественники активно осваивали эти места с 1742 до 1867 года, когда Аляску продали американцам. За эти 125 лет русская община обзавелась там приличным хозяйством: поселения, порты, склады, верфи, церкви. От всего этого до наших дней мало что сохранилось, за исключением православных храмов. Самое богатое русское наследие на Аляске уцелело в Ситке (быв. Новоархангельск), столице Русской Америки. Мы там побывали еще в 2000 году, но в этот раз Ситка в наш маршрут «не вписалась». Несмотря на это, и в других местах, где мы проезжали, регулярно встречались следы российского пребывания.
Во-первых, это обильно представленные на карте штата русские географические названия, не исчезнувшие даже за годы холодной войны. И это по-хорошему поразило. Во всех наших отчетах об этой поездке мы старались уделить внимание увековеченным на Аляске именам наших соотечественников и их заслугам. Во-вторых, к нашему удивлению, на Аляске сохранилось много православных храмов, поддерживаемых верующими жителями Аляски в «рабочем» состоянии. Видимо, это - результат того, что русская Церковь продолжила свою успешную деятельность на Аляске и после её продажи США. Сейчас там порядка 90 православных приходов, также самая высокая концентрация православных во всей Америке.
Карта 1. Русская Америка: экспедиции, её открывшие, и русские поселения, в ней основанные.
Помимо этого, довольно много артефактов, связанных с историей Русской Аляски, мы увидели в музейных экспозициях Джуно (столицы штата Аляска) и Анкориджа, её крупнейшего города. Эти американские музеи нас порадовали : они описали российский период на Аляске довольно объективно и в целом непредвзято, отдавая должное заслугам наших мореплавателей и исследователей, а также и положительной роли Русской православной церкви. В этом рассказе мы покажем всё интересное, что увидели в этих музеях, делая это сквозь призму 125-летней истории российского присутствия на Аляске. Вторая часть рассказа будет посвящена миссионерской деятельности Русской православной церкви на Аляске и тем храмам, что нам удалось увидеть воочию во время путешествия.
Фото 1. Экспозиция про Русскую Аляску в музее Джуно.
Систематическое освоение Россией своих дальневосточных территорий началось в конце жизни (и правления) Пётра I, когда посланная им экспедиция во главе с Витусом Берингом отыскала в 1728 году пролив между Азией и Северной Америкой. Вскоре Вторая Камчатская экспедиция, также во главе с Берингом, достигла берегов Аляски в июле 1741 года. Однако почти сразу Беринг был вынужден повернуть обратно из-за своего плохого самочувствия и сложных погодных условий.
Фото 2. Новоархангельск (ныне Ситка) - столица Русской Америки в 1808-1867 гг. Картина из музея штата Аляска в Джуно.
Вторая половина этой экспедиции сложилась неудачно для великого командора - при возвращении на Камчатку он потерпел кораблекрушение и был вынужден зазимовать вместе с командой на одном из островов архипелага, который позже назовут Командорскими островами. Во время зимовки Беринг скончался, также как и около 30 матросов с его судна (главным образом от цинги). Однако оставшиеся в живых 46 человек сумели построить из обломков своего корабля небольшой бот, на котором и вернулись в Петропавловск в августе 1742 года.
Фото 3ab. Портрет Петра I и бюст Витуса Беринга (музей штата Аляска в Джуно). Реконструкция облика Беринга
осуществлена на основе его скелетных останков, найденных советско-датской экспедицией в 1991 году в месте его захоронения.
И вот здесь начинается самое интересное. Выжившие во второй экспедиции Беринга привезли с собой много шкурок каланов и вызвали тем самым настоящую «меховую лихорадку». Оказалось, что у каланов более плотный, тёплый и мягкий мех, чем у всех других известных тогда пушных зверей, включая сибирских соболей. Кроме того, мех каланов (которых в те времена называли «морскими бобрами») оказался очень востребованным в Китае, где за одну шкурку давали столько денег, сколько в Сибири можно было заработать только за три года. Тем самым несчастным зверькам был подписан смертный приговор - толпы охотников («промышленников») ринулись на Дальний Восток, а богатые купцы стали снаряжать экспедиции для добычи каланьего меха. Не покривив душой можно утверждать, что именно из-за каланов началась колонизация Аляски русскими - иначе зачем было бы нужно забираться в такую даль и претерпевать такие лишения.
Фото 4. Портрет калана (из одного ресторана в Хомере:).
Фото 5-5a. Чучела каланов в музеях Джуно и Хомера.
Вначале освоение Аляски проходило хаотично - разные группы промышленников конкурировали друг с другом, вплоть до вооружённых столкновений. Все они пытались поработить алеутов, заставив их бесплатно добывать для себя каланьи шкурки путём внедрения так называемого «ясака» - натурального налога, уплачиваемого мехом. Промышленникам было критически важно привлечь алеутов к охоте на каланов, поскольку именно они обладали навыками добычи зверей без порчи их драгоценной шкуры. Промысел шел вдоль островов Алеутской гряды, и, по мере истребления каланов в одном месте, охотники продвигались дальше на восток к следующим островам. Известны случаи, когда русские промышленники сдавали своих индейских охотников вместе с их байдарками «в аренду» американцам для промысла каланов в Калифорнии.
Фото 6ab. Бусы и медные китайские монеты с дырками, которые можно было пришивать к одежде. Эти товары русские промышленники
предлагали индейцам к обмену на меха (пока те не раскусили, что меха стоят гораздо дороже). Музей в Джуно.
Помимо каланов, охотились также на морских котиков и лис. В 1786 году русский штурман Гаврила Прибылов обнаружил группу отдалённых островов в Беринговом море, на которых были огромные лежбища морских котиков (fur seals), обладавших ценным мехом. На острова, изначально бывшие необитаемыми, завезли алеутов для охоты на котиков в пользу Российско-американской компании. В 1867 году, вместе с продажей Аляски, острова Прибылова перешли от России к США, и охота на котиков там продолжалась вплоть до 1912 года.
Фото 7. Массовое убийство морских котиков на островах Прибылова, 1872 год (музей Анкориджа). Животных убивали дубинками,
чтобы не повредить шкуры и не тратить лишний порох и пули.
Что касается лис, то русские охотники начали завозить пары зверей на необитаемые острова в 1750-е годы с целью дальнейшего размножения и последующей охоты на них. Питались лисы морскими птицами, обитавшими на островах, которые были совершенно перед ними беззащитны и поэтому быстро поедались. Когда кончались птицы, на острова на прокорм лисам начали завозить сусликов и мышей (кажется не очень правдоподобным, но так было изложено в музее!). Американцы, овладев Аляской, продолжали разводить лис на островах вплоть до 1930-х годов.
Фото 8. Лисий капкан (музей штата Аляска в Джуно).
В конце 18-го века произошла консолидация купеческого капитала вокруг компании известного купца Григория Шелихова, основавшего первые два русских поселения на Алеутских островах. После смерти Шелихова в 1795 г. его вдова привлекла к руководству компанией двух его зятьёв - устюжского купца Михаила Булдакова и важного петербургского чиновника Николая Резанова (того самого, который фигурирует в рок-опере "Юнона и Авось"). В 1799 г., при императоре Павле I, на основе компании Шелихова возникла полугосударственная акционерная "Российско-американская компания", получившая монопольное право на добычу и продажу дальневосточной пушнины, а также на освоение новых российских территорий на Аляске.
Фото 9ab. Слева: бронзовый опознавательный знак («Земля российского владения»). Знаки с номерами устанавливали на видных местах,
и всего их было расставлено 26, этот экземпляр - единственный сохранившийся. Справа: бронзовый российский герб; их раздавали индейским вождям.
И то и другое было сигналом другим колониальным державам, что «место уже занято» (музей штата Аляска в Джуно).
Вначале русские продавали практически все добытые на Аляске меха китайцам в местечке Кяхта (расположенном на сухопутной границе с Китаем недалеко от Байкала), туда их приходилось доставлять по сибирским рекам и дорогам. В Кяхте торговали только по бартеру: меха обменивались на чай, шелк, фарфор; эти товары уже везли в Европу и там продавали за «твёрдую валюту» - золото и серебро. Товары же для обмена с индейцами на меха (зеркала, текстиль, металлоизделия, табак) с какого-то момента начали покупать у англичан и американцев непосредственно на Дальнем Востоке. Когда после 1806 года проложили морской путь на Аляску, меха стали доставлять в китайский порт Кантон и уже там обменивали на чай и прочие товары.
Фото 10. Русские мушкет, кортик с ножнами, кинжал и пороховница, 19-й век (музей Анкориджа).
В 1808 году столицу Русской Аляски перенесли из Павловской гавани на острове Кадьяк в город Новоархангельск (ныне Ситка), расположенный на острове Баранова Александровского архипелага. Сделано это было по инициативе Александра Андреевича Баранова, первого управляющего русскими территориями на Аляске от лица Российско-американской компании в 1799-1818 гг. В Новоархангельске уже присутствовали элементы цивилизации: большой храм, библиотека, музей, публичный сад, больница, метеостанция. Губернатор, построивший себе большой дом на холме (названный замком Баранова), давал в нем балы, на которые собиралась местная элита - государственные чиновники и служащие Российско-американской компании.
Фото 11-11а. Виды Новоархангельска. На первой картине хорошо видно замок Баранова, на второй - собор Михаила Архангела.
Картины из музея штата Аляска в Джуно.
Фото 12. Чашки из дома Баранова в Новоархангельске (музей штата Аляска в Джуно).
Именем Баранова на Аляске названы остров и бухта, а также главный отель в столице штата Джуно, где мы останавливались:). Правда, когда мы произнесли название отеля на русский манер, нас не поняли: американцы произносят его как BaranOf, с ударением на последнем слоге. Не уверены, что они при этом понимают, о ком идёт речь.
Фото 13. Отель Baranof в Джуно.
В Ситке с 1989 года в центре города стоял небольшой памятник Баранову, но в 2020 году, на волне протестов BLM, его переместили в музей. Мол, хоть и был эффективным руководителем, но сильно угнетал индейцев и поэтому расист. Что отчасти правда, но ведь и времена тогда были совсем другие - индейцев за людей вообще никто не считал, включая прежде всего правительство США.
Фото 14. Вот такой памятник Баранову когда-то стоял в Ситке (интернет).
Как мы прочитали на одном стенде в музее Анкориджа, после покупки Аляски в 1867 году американские власти отказали туземному населению в гражданстве, праве на землю, праве на работу, возможности учиться в школах и владеть недвижимостью. Американскими гражданами они стали только в 1924 году; в школах, театрах и церквях расовая сегрегация продолжалась до 1940 года. На протяжении многих лет официальная государственная политика была направлена на уничтожение индейской культуры. Все это мы не сами придумали, это прямым текстом написано в музеях.
Фото 15ab. Слева: конторские счёты и книга по ветеринарии 1793 г. из первой аляскинской библиотеки.
Справа: чайное ситечко (Ситка), дверные петли и ключ из замка Баранова.
Во время первого русского кругосветного плавания в 1803—1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского был проложен морской путь к российским владениям в Америке. Шлюп «Нева» пересёк Атлантический океан, обогнул мыс Горн и вдоль западного побережья Америки, остановившись на острове Пасхи и на Гавайях, доплыл до Аляски. Там своими пушками он помог Баранову справиться с взбунтовавшимися индейцами-тлинкитами и, перезимовав на Кадьяке, на следующий год отплыл в Китай с грузом мехов, обменяв их в Кантоне на чай и прочие китайские товары. Возвращалась «Нева» домой, уже огибая Азию и Африку. В дальнейшем этот маршрут стал регулярно использоваться для снабжения Аляски всем необходимым и вывоза оттуда мехов. И хотя для этого приходилось совершать кругосветное плавание, но всё же это было легче, нежели сухопутное путешествие по сибирскому бездорожью.
Фото 16ab. В музее Джуно подробно освещается русская чайная традиция и даже объясняется устройство самовара.
Число этнических русских в Русской Америке никогда не превышало тысячи человек. В подавляющем большинстве это были мужчины - промышленники или служащие Российско-американской компании. Многие из них взяли в жёны алеутских, эскимосских или других индейских женщин (православная церковь требовала таких женщин крестить и потом заключать с ними церковный брак). В результате появления подобных семей возник особый социальный слой «креолов» - людей смешанного происхождения, занимавших промежуточный статус между русскими и туземцами. Большая часть креольского населения после продажи Аляски осталась жить в ней.
Фото 17. Музей Аляски в Джуно находится в одном здании с архивами и библиотекой, и названо оно в честь русского священника с
креольскими корнями Андрея Петровича Кашеварова, первого куратора музея.
Очень знаменита на Аляске «креольская» династия Кашеваровых, основатель которой, Филипп Кашеваров, прибыл на Кадьяк на корабле "Три святителя" в сентябре 1794 года. Потом, состоя на службе в Российско-американской компании, он взял в жёны алеутку, крещёную под именем Александра Петровна. Сыновья Филиппа Кашеварова получили образование за счёт компании. Александр Кашеваров закончил Кронштадское штурманское училище и дослужился до руководителя гидрографического департамента Российского военно-морского флота в чине генерал-майора. Брат Александра - Пётр Кашеваров стал священником и остался на Кадьяке после продажи Аляски. Его сын Андрей Петрович (1863-1940), внук основателя династии, тоже стал священником и провёл на Аляске всю жизнь, достойно служа православной церкви в разных местах и на разных должностях. Благодаря своим обширным знаниям истории и культуры Аляски он стал первым куратором музея Джуно со дня его основания в 1919 году и внёс большой вклад в формирование его коллекции и библиотеки.
Фото 18ab. Русские хозяйственные принадлежности и инструменты из музея Джуно. На правом снимке вверху виден
некий предмет, похожий на мочалку. К нашему удивлению, в объяснениях к экспонатам он назван «банным респиратором»,
предназначенным для предотвращения вдыхания горячего пара в бане. Первый раз про такое слышим, хотя баню посещаем регулярно).
В 1867 году, в период царствования Александра II, Россия продала Аляску Соединённым Штатам за 7.2 миллиона долларов золотом, причем инициатором сделки была российская сторона в лице великого князя Константина Павловича, младшего брата царя. Почему это сделали? По всей видимости, главной причиной стала убыточность Российско-американской компании. Каланов почти всех истребили, доходы компании упали, и она начала получить дотации из казны на оплату своей текущей деятельности. Известно, что в 1850-60-хх годах компания стала продавать лёд в Калифорнию, явный признак увядания «мехового бизнеса».
Фото 19. Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года. Основные персонажи: сидит слева - Уильям Сьюард,
государственный секретарь США, стоит у глобуса - Эдуард Стекль, российский посланник в Вашингтоне (музей в Джуно).
Кроме того, у правительства практически не было возможности защитить территорию Аляски военным путем в случае возникновения давления со стороны Англии (тогда владевшей пограничными с Аляской канадскими землями) или США. Произвела впечатление американо-мексиканская война 1846-1848 гг., когда США, не моргнув глазом, отобрали у Мексики огромные территории (земли современных штатов Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада и Юта - бывшие колониальные владения Испании). Плюс ещё свежа была в памяти атака англичан на Петропавловск с высадкой десанта во время Крымской войны в 1854 году. Так что продать решили «от греха подальше».
Фото 20. Чек на 7,2 млн. долларов США, предъявленный для оплаты покупки Аляски (интернет).
С американской стороны вёл переговоры о покупке Аляски и подписывал договор купли-продажи Уильям Сьюард, государственный секретарь США. При жизни Сьюард не снискал никаких лавров за эту покупку, наоборот, его многие (включая членов Конгресса) обвиняли в приобретении бесполезной «коробки со льдом». Получив в своё распоряжение Аляску, американцы на первых порах пытались получить от неё доход, продолжая истреблять (до 1912 года) тех немногих каланов и морских котиков, что ещё оставались. Уже позже, обнаружив на Аляске золото и нефть, они смогли в полной мере оценить полезность своей покупки. Приобретя у русских Аляску, американцы получили в собственность всю государственную и общественную недвижимость, кроме храмов, которые оставались в собственности проживающих на Аляске православных.
Фото 21. Карикатуры на Сьюарда в американской прессе (музей штата Аляска в Джуно). Президент Эндрю Джонсон (King Andy)
и госсекретарь Уильям Сьюард (his man Billy) тащат огромный кусок льда с надписью «Русская Америка» в тачке с надписью «Договор»,
чтобы охладить большинство в Конгрессе, горячо выступающее против покупки Аляски.
К моменту ухода русских из Аляски православие было широко распространено среди индейцев благодаря успешной миссионерской деятельности, которую осуществляла там Русская церковь. Однако начиналось всё медленно и трудно. Впервые русские миссионеры появились на Аляске в 1794 году на острове Кадьяк, где в то время находилась штаб-квартира компании Шелихова, впоследствии превратившаяся в Русско-американскую компанию. Указание о посылке миссионеров на Аляску дала непосредственно Екатерина II в самом конце своего правления (и вопреки мнению группы «Любэ», Екатерина не продавала Аляску, а сделал это её праправнук Александр II).
Фото 1. Собор Св. Иннокентия в Анкоридже. Построен в 1994 году в ознаменования 200-летия прибытия первых
русских миссионеров на Аляску (интернет).
Миссия состояла из шести валаамских монахов во главе с архимандритом Иосафом (Болотовым). По прибытии на Аляску миссионеры построили церковь, школу и немедленно приступили к проповеди Евангелия среди туземцев и достигли в этом деле быстрых успехов. К несчастью, возвращаясь в 1799 году на Аляску из Иркутска уже в качестве кадьякского епископа, Иосаф трагически погиб в кораблекрушении вместе со всеми сопровождающими. После этого заботы об открытии Американской епархии были оставлены до 1840 года.
Фото 2ab. Слева - преподобный Герман Аляскинский. Справа - стенд из музея Анкориджа со следующим текстом про
русское религиозное наследие: «Привнесённая миссионерами, Русская православная церковь укоренилась на Аляске и стала большой
силой во многих сельских поселениях. Первые священники учли специфику Аляски и таким образом заслужили доверие местных жителей.
Церковь лечила, давала приют, а церковные документы и священные тексты переводились на местные языки Аляски. Сегодня наибольшая
концентрация приверженцев Русской православной церкви в США существует на Аляске». Приятно было увидеть объективную оценку
деятельности русских миссионеров.
К началу 1800-х годов из первой православной миссии на Кадьяке остался только монах Герман, который, хоть и не был священником, продолжал миссионерскую деятельность, крестив тысячи алеутов. Сейчас он известен как преподобный Герман Аляскинский, прославившийся аскетичной и праведной жизнью и считающийся святым покровителем Аляски. Последние свои годы жизни он провел в одиночестве на маленьком островке, будучи высоко почитаемым обращенными в православие алеутами и эскимосами. В 1969 году был причислен к лику святых.
Фото 3ab. Иконы, церковная утварь и облачения (музей в Джуно).
Миссионерская деятельность на Аляске ожила в 1824 году с приездом на остров Уналашка (в середине Алеутской гряды) отца Иоанна Вениаминова, будущего Св. Иннокентия Аляскинского. Молодой священник (а было ему тогда всего 27 лет) прославился тем, что, выучив алеутский язык, создал затем на базе кириллицы алеутскую письменность и начал обучать туземцев грамоте. Затем он стал переводить священные тексты, включая Евангелие, на язык алеутов, и на этом же языке проводил церковные службы. Он же ввел двуязычную форму обучения, разработав для этого специальные учебники, в которых тексты располагались параллельно на алеутском и церковнославянском языках. Впоследствии подобные книги были разработаны и для других языковых групп коренного населения Аляски. Отец Иоанн крестил тысячи людей, строил храмы и школы, где сам же обучал детей. Помимо просветительской деятельности, он также массово прививал индейцев от оспы и остановил эпидемии, от которых они сильно страдали.
Фото 4. Митрополит Иннокентий (в миру Иоанн Вениаминов), апостол Сибири и Америки. Создал алеутскую письменность и переводил Священное
Писание на алеутский. Фото из музея Анкориджа.
Проведя 10 лет на Уналашке, в 1834 году Вениаминов переехал в Новоархангельск, тогдашнюю столицу Русской Америки (ныне город Ситка), где провел ещё 4 года. Там крестил, обучал на местном языке и лечил уже другое индейское племя - тлинкитов - которых русские называли колошами. В конце 1838 года отправился в Санкт-Петербург, чтобы обсудить расширение миссионерского дела на Алеутских островах и образование Камчатской епархии, а также за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.
Фото 5. Русский архиерейский дом в Ситке, где жил и работал епископ Иннокентий (Вениаминов), 1842 г. Одно из старейших сохранившихся
зданий Русской Америки (интернет).
В 1840 году, после смерти жены, отец Иоанн постригся в монахи с именем Иннокентий и вскоре был возведён в сан архимандрита и рукоположен в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 16 лет возглавлял епископ Иннокентий свою новую обширную епархию, путешествуя по её отдаленным землям и островам, открывая новые приходы и налаживая миссионерскую деятельность в прежде неохваченных местах. Он два раза переносил центр епархии в другие города, чтобы стать поближе к тем местам, где требовалось его наибольшее участие: вначале в Якутск, а затем в станицу Усть-Зейскую, позже ставшую городом Благовещенском.
Фото 6ab. Митрополит Иннокентий Московский: фото и икона (интернет).
Вскоре после того, как Россия продала Аляску, епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским и он основал в Москве Миссионерское общество. Деятельность этого общества позволила не только сохранить миссионерские достижения того периода, когда Аляска еще принадлежала России, но даже превзойти их. Cтроились новые церкви, было основано более 45 школ и две семинарии. На Аляске была образована отдельная епархия, центр которой перенесли из Ситки в Сан-Франциско, и началась новая миссия, уже на основной территории США. Скончался Митрополит Иннокентий в 1879 году в возрасте 82 лет, а в 1977 был канонизирован как святой Русской православной церкви в лике святителей как апостол Сибири и Америки.
Фото 7ab. Начиная с почина Св. Иннокентия, православные священники использовали переведённые на местные языки священные тексты
(включая Евангелие) в церковной службе и для образования туземцев. Экспонаты из музея Анкориджа.
В миссионерской деятельности использовались не только книги на языках индейцев, но и специальные (штифтовые) календари, помогавшие им отслеживать православные праздники. Многие индейцы жили вдалеке от миссий и привыкли отмерять время не днями, а временами года (зима - лето), поэтому нуждались в помощи для соблюдения правил своей новой религии. Используемые для этой цели календари (круглые или прямоугольные) изготавливались самими индейцами из дерева, кости или моржового клыка. На календарях были по дням представлены месяцы года, церковные праздники отмечались кружком или крестом. Два штифта (маленьких колышка) переставлялись на один шаг ежедневно: один - для дня недели, другой - для дня месяца.
Фото 8. Штифтовый календарь, Алеутские острова, 19-й век, кость. Из музея Анкориджа.
Фото 8a. Штифтовый календарь, Алеутские острова, 19-й век, дерево, кожа, металл. Из музея Анкориджа.
Фото 8b. Штифтовые календари, Алеутские острова, 19-й век, моржовый клык. Из музея Анкориджа.
Фото 9. Штифтовый календарь, племя атабасков, дерево. Из музея Джуно.
Фото 10. Штифтовые календари. Два прямоугольных - алеутские, круглый - тлинкитский. Из музея Джуно.
Русская Церковь продолжила свою деятельность на территории Аляски и после её продажи США. До 1917 года из России регулярно поступали денежные средства (выделяемые из российского бюджета) и приезжали священнослужители. Благодаря этому, православная церковь на Аляске продолжала развиваться. Увеличивалось число храмов, часовен, церковных школ, издавались книги на местных языках. Росла численность духовенства и церковнослужителей из местного населения, благодаря чему численность православных священников на Аляске к концу 19-го века почти в два раза превосходила количество священников в период расцвета миссии в 1850-е годы.
Фото 11. Православный приход в Уналашке, 1916 г. Именно здесь начинал свою миссионерскую дееятельность Св. Иннокентий.
В центре снимка - тогдашний руководитель миссии, отец Филипп. Интересно, что все алеуты на снимке одеты уже по-европейски.
Фото из музея Анкориджа.
Революция 1917 года стала катастрофой для православной церкви в Америке. Многие священники вернулись с Аляски на родину, финансирование было прекращено, вся административная структура разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось, миссия постепенно сошла на нет. Было время, когда на всей Аляске оставалось меньше десятка православных священников. Только в 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситке, а в 1973 году — семинария на Кадьяке. Сейчас на Аляске порядка 90 православных приходов, около 35 священников (все - из местных жителей) и больше 100 чтецов с семинарским образованием. При этом, однако, православие продолжает быть значимой религией на Аляске с самой высокой концентрацией православных верующих в США.
Хотя во время нашего путешествия по Аляске мы и увидели несколько православных храмов (о которых будет рассказано ниже), однако главные русские поселения Аляски и когда-то построенные в них церкви остались в стороне от маршрута. Поэтому для полноты картины, представленной в этом фотоотчёте, мы решили привести фотографии и этих храмов, взятые из интернета.
Карта 2. Главные русские поселения Аляски, где сохранились православные храмы. 1 - Уналашка, 2 - Кодьяк, 3 - Кенай,
4 - Ситка (быв. Новоархангельск).
Фото 12. Церковь Вознесения Господня в Уналашке. Нынешнее здание церкви построено в 1894–1896 годах на месте церкви 1826 года,
заложенной ещё Св. Иннокентием. В 1760-х годах Уналашка была основным российским портом в регионе, через который осуществлялась торговля
пушниной. В 1772 году в ней основали постоянное русское поселение, ставшее неофициальным центром российской колонии на Аляске.
Фото 13. Свято-Воскресенская церковь в Кадьяке. Нынешняя церковь датируется 1945 годом, но первый храм здесь был возвигнут в 1796 году
вместе с основанием поселения, ставшего штаб-квартирой компании Шелихова, а затем и Русско-американской компании. Тогда город был назван
Павловской гаванью. В Воскресенской церкви покоятся мощи Германа Аляскинского, первого православного святого Америки.
Фото 14. Свято-Успенская церковь в Кенае, построена в 1896 году, заменив храм 1849 года. В 1791 году русская купеческая
компания Лебедева-Ласточкина основала в центре индейской деревни форт Святого Николая для торговли мехами с индейцами.
На Кенае, таким образом, возникло второе постоянное русское поселение на Аляске. Просуществовало оно, однако, недолго - в
1797 году индейцы-атабаски атаковали форт, и вскоре компания Лебедева прекратила своё существование.
Фото 15. Собор Архангела Михаила в Ситке. Построен в 1976 году вместо сгоревшего собора 1848 года, заложенного Св. Иннокентием. Новый
собор воспроизводит внешний вид предыдущего. Ситка - бывший Новоархангельск - основана Барановым в 1804 году и с 1808 года вплоть до продажи
Аляски американцам являлась столицей Русской Америки.
На Аляске существует порядка 90 православных церквей и часовен (если судить по числу приходов) и около 35 православных священников, т.е. на каждого священника приходится в среднем по 3 прихода, и они служат там по очереди. Архитектура аляскинских храмов самая разная. Есть красивые русские церкви с привычными нам очертаниями (таких не очень много), есть церкви в виде деревянных срубов из бревен, построенные местными жителями, и есть новые церкви в стиле «аэродромных ангаров», большие, но не слишком красивые. Все три церкви, которые мы увидели во время поездки, были хоть и небольшие, но построенные в традиционном русском стиле, и угадать в них православный храм не составляло никакого труда.
Карта 3. Наш маршрут по Аляске с местами, где нам попались следы русского пребывания: церкви/кладбища (обозначены крестом):
Джуно, Эклутна, Нинильчик; музеи с описанием русского наследия (буква М): Джуно, Анкоридж, Хомер.
Через некоторое время после продажи Аляски в ней появились американские миссионеры, представлявшие различные религиозные деноминации: пресвитерианскую, католическую, епископальную, баптистов и т.д. Они поделили территорию Аляски между собой (как сыновья лейтенанта Шмидта в «Двенадцати стульях»)) и принялись за работу. В отличие от православных миссионеров, терпимых к индейским традициям и языку, они с самого начала строго запретили все проявления язычества и проповедовали исключительно на английском, требуя от индейцев понимания и постепенного перехода на английский в повседневном общении. Однако их усилия привели к парадоксальному результату — остававшиеся на Аляске языческими деревни становились православными, поскольку православные миссии использовали местные языки, рукополагали местных священников, уважали местные традиции. Так, количество православных индейцев-тлинкитов за короткий срок выросло в четыре раза по сравнению с русским периодом.
Фото 16-17ab. Церковь Св. Николая в Джуно.
Появление в Джуно русской церкви Николая Чудотворца было частью этого процесса. Она была построена в 1894 году, уже после ухода русских из Аляски. В районе Джуно тлинкиты в то время оставались в основном некрещёными, поскольку русские миссионеры туда не добрались. Однако приход протестантских миссионеров с их суровыми требованиями побудил индейцев Джуно обратиться за помощью к своим сородичам в районе Ситки, еще со времён Св. Иннокентия приученных к использованию в богослужении родного языка, на который к тому же были переведены и священные тексты. В результате индейцы Джуно тоже крестились в православие и пожелали иметь собственный храм, в чём им помогло Московское миссионерское общество.
Фото 18. Интерьер церкви. Иконостас и шесть больших икон в нём привезены из России. Сделанный в России
иконостас сохранился в ней до сих пор.
Из России были присланы архитектурные чертежи, внутренняя церковная обстановка (подсвечники, чаши, кадильницы), полный иконостас с иконами и две тысячи рублей серебром на строительство церкви. Новокрещеные тлинкиты и сербские золотодобытчики, работавшие в тот момент в Джуно, сообща построили по русским чертежам достаточно оригинальную восьмигранную деревянную церковь с шатровой крышей и фонарём с луковичной главкой. В июне 1894 года епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Николай прибыл Джуно и освятил новый храм в честь Св. Николая Чудотворца.
Фото 19ab. Титульная икона Николая Чудотворца и Св. Иннокентия, просветителя и апостола Америки.
Фото 20. Среди доноров храма были царь Александр III (как глава Московского миссионерского общества) и Иоанн Кронштадский.
Фото 21. Луковичная глава церкви на фоне окружающих гор.
Следующую церковь в посёлке индейцев-тлинкитов Хуна (в 40 км от Джуно на острове Чичагова) мы увидели случайно на автобусной экскурсии во время нашего круиза. Позже выяснили, что она тоже посвящена Св. Николаю и была основана в 1897 году, когда 14 главных тлинкитских семей подарили землю для строительства храма. В том же посёлке увидели и православное кладбище.
Фото 22. Церковь Св. Николая в Хуне.
Фото 23-23a. Православное кладбище в Хуне.
Примерно в 40 км к северу от Анкориджа находится очень интересное место - исторический парк в посёлке Эклутна. В Эклутне живут индейцы-атабаски, обращённые в православие русскими миссионерами в середине 19-го века. Тогда же местные индейцы под руководством миссионеров построили первую бревенчатую церковь, которая (с многочисленными ремонтами и реставрациями) дожила до наших дней.
Фото 24. У входа в исторический парк Эклутны. Сам парк состоит из двух церквей, старой и новой, кладбища и
визизитор-центра/сувенирного магазина.
Фото 25. Старая рубленая церковь с импровизированной колокольней.
Здесь же находится и новая, ныне действующая православная церковь Св. Николая, построенная в 1962 году. Богослужения в ней проводятся по выходным дням. Мы были в будний день и поэтому внутрь церкви не попали, но, судя по описаниям, в ней сохранились старинные иконы, принесённые еще первыми русскими миссионерами.
Фото 26-26a. Здание новой церкви Св. Николая, 1962 г.
Фото 27. Интерьер новой церкви (интернет).
Фото 28. Церкви Эклутны на фоне окружающих холмов.
Фото 29ab. Маленькая часовенка с иконой Казанской Божьей Матери.
Очень интересно православное кладбище при церкви, на котором в основном похоронены индейцы-атабаски, но также русские и эскимосы. На этом кладбище христианские традиции (кресты на могилах) причудливо сочетаются с обычаями и верованиями индейцев, которые на сороковой день после похорон ставят на могиле маленький деревянный домик для души умершего. Домики эти ярко раскрашены в цвета, соответствующие цветам семей умерших.
Фото 30-30a. Православное кладбище в Эклутне с домиками вместо памятников.
Фото 31. Домики не принято ремонтировать, постепенно они рассыпаются от старости и исчезают. Считается, по-видимому, что
к тому времени душа умершего уже находит себе пристанище вдалеке от родной деревни.
Фото 32. Домики ярко раскрашены, и у каждого стоит крест.
Фото 33. Могила Майкла Алекса, вождя индейцев Эклутны, который построил новую церковь.
Фото 34ab. Вот такие роскошные хоромы получила чья-то душа.
Фото 35ab. Большинство могил - индейские, но попалась и одна чисто русская, в том числе и с надписью по-русски (фото справа).
Нинильчик был основан в 1840-е гг. для поселения выходивших на пенсию служащих Российско-американской компании, которые не могли или не хотели возвращаться в Россию. Это были русские мужчины, как правило, женатые на алеутских и эскимосских женщинах, а их потомство было "креолами" - людьми смешанного происхождения, занимавших промежуточный статус между русскими и туземцами. Место для поселения на полуострове Кенай на берегу залива Кука было выбрано недалеко от первого постоянного русского поселения (и первой штаб-квартиры Российско-американской компании) на острове Кодьяк. Оттуда и прибыла в Нинильчик большая часть переселенцев.
Фото 36. Вид на Нинильчик с холма.
Первоначально в Нинильчике поселилось пять семей (включая Квасниковых, Осколковых, Алексеевых), и их потомство составляет большую часть нынешнего населения деревни численостью около 850 человек. С момента её основания поселенцы занимались охотой, рыболовством и земледелием. До 1917 года существовала связь с Россией через церковь - приезжали священники для службы в деревенском храме Преображения Господня, какое-то время при нём функционировала и русская школа (впоследствии американцы русские школы запретили). Долгое время жители общались между собой на своеобразном диалекте русского языка, но с 1930-х гг., когда началось активное освоение этой местности американцами, русский язык начал отмирать. По состоянию на 2013 год, им владели не более 20 человек, все старше 75 лет (Википедия). Можно предположить, что к настоящему времени носителей нинильчикского диалекта русского остались единицы, если остались вообще.
Фото 37. Преображенская церковь с кладбищем вокруг.
Православный Храм Преображения Господня, стоящий сейчас на высоком холме над деревней, был построен в 1901 году взамен старой церкви, существовавшей здесь с 1846 года. Нынешняя Преображенская церковь - небольшая (15 x 6 м), крестообразной формы с двумя главками. Одна из главок, с окнами по всем четырём сторонам, вероятно, когда-то служила маяком. Вокруг церкви расположено кладбище и где-то недалеко от неё сохранилось сильно перестроенное здание бывшей русской школы.
Фото 38-38b. Преображенская церковь, 1901.
Фото 39-39a. Кладбище вокруг церкви.
Прогулка по кладбищу показала, что бОльшая часть захоронений принадлежит Квасниковым и, особенно, Осколковым, т.е. потомкам первопоселенцев 1840-х годов.
Фото 40ab. Квасниковы.
Фото 41ab. Осколковы. Американский флажок на могиле означает, что «Pashka» служил в американских вооруженных силах,
конкретно - на флоте (US NAVY).
Фото 42ab. Интересные надгробные плиты: «Матушка», очевидно, означает жену священника, ну а «Вечная память»
относится к могиле 2001 года, видно тогда русский ещё не был забыт.
Фото 43. Недалеко от церкви обнаружили ешё одно здание, похожее на часовню с отдельно стоящей маленькой колокольней.
Русская Аляска: