Площади и остальное

      Площади:

     Рим

     Италия

     Оглавление

Пьяцца Навона

Пьяцца Навона (Piazza Navona), одна из самых знаменитых римских площадей, возникла на месте античного стадиона, построенного во времена императора Домициана (80-86 гг.н.э.). Это объясняет как её вытянутую форму, так и название. По греческой традиции словом agone в Риме называли соревнования, в частности спортивные состязания на стадионах. Со временем «in agonе» стало означать место проведения соревнований и постепенно превратилось в итальянское «навона» (in agone → nagone → navona), став названием площади.

Piazzas
Рис 2.1. Реконструкция стадиона Домициана. Его длина составляла 275 м, ширина - 106 м, вместимость - до 30 тысяч зрителей.

Piazzas
Фото 2.2. Вид сверху на пьяцца Навона, под которой на глубине 5 м находится арена стадиона Домициана (интернет).

Император Домициан был младшим сыном Веспасиана, строителя Колизея. По части строительства сын, пожалуй, превзошел отца, заново отстроив Рим после опустошительных пожаров 64 и 80 гг.н.э. Будучи большим поклонником Юпитера, он утвердил в честь высшего римского божества так называемые Капитолийские игры (Ludi Capitolini), проводившиеся раз в 4 года и предполагавшие состязания атлетов и гимнастов, а также музыкантов и поэтов. Именно для состязания тех, кого мы сегодня назвали бы легкоатлетами (бегунов, прыгунов, метателей диска и т.д.) и был построен стадион, а для музыкальных состязания - театр Одеон поблизости (не сохранился). Фактически Домициан воспроизвёл в Риме греческие Олимпийские игры, причём до него атлетика не пользовалась особой популярностью у римской публики, которая предпочитала более кровавые зрелища, типа боёв гладиаторов.

Piazzas
Рис 2.3. Реконструкция участка древнего Рима со стадионом Домициана и театром Одеон. Справа вверху виден купол Пантеона.

Сейчас от стадиона мало что осталось, а между тем, значительная часть сооружения ещё стояла в эпоху Ренессанса, когда его окончательно разобрали на стройматериалы. Сохранившиеся на глубине 4,5 метра руины стадиона Домициана в настоящее время являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас там организован интересный музей (Museo Stadio di Domiziano), находящийся на северной оконечности пьяцца Навона, в самом конце знаменитой римской улицы Via dei Coronari. В этом музее, помимо собственно остатков стадиона и посвященных ему стендов, имеется также очень интересная экспозиция, связанная с историей Римской империи в целом.

Piazzas
Фото 2.4. Раскопанные фрагменты стадиона сейчас входят в экспозицию музея.

Piazzas
Фото 2.5. Стадион был построен из кирпича и облицован травертином (как Капитолий).

Forum Forum
Фото 2.6ab. Одна из лестниц для подъёма на трибуны.

Forum Forum Forum Forum
Фото 2.7ad. В музее, помимо истории стадиона, есть большая и интересная экспозиция про Римскую империю.

Piazzas
Фото 2.8. Римское государство в том или ином виде просуществовало 2,200 лет. Последнюю тысячу лет - как Византия.

После того, как в 4-м веке стадион перестали использовать по назначению, его начали потихоньку разбирать, а арочные галереи переоборудовали в склады и конюшни. Тем не менее, стадион сохранялся как одно из немногих открытых пространств в средневековом Риме вплоть до 1477 года, когда папа Сикст IV разместил на его арене городской рынок. После этого трибуны стадиона стали быстро застраивать домами с использованием материалов из его внешних стен и фундамента. Произошла удивительная трансформация: при сохранении открытой арены зрительские ярусы превратились в дома, а сам стадион - в длинную площадь (заметим, что то же самое произошло и в Лукке с её амфитеатром).

Piazzas
Фото 2.9. Контуры площади повторяют форму арены стадиона (интернет).

Свой роскошный барочный облик площадь приобрела в 17-м веке по инициативе папы Иннокентия X из семейства Памфили, а помогали ему в этом всемирно-известные архитекторы Джанлоренцо Бернини и Франческо Борромини. Семья Памфили владела 3 домами на пьяцца Навона ещё с конца 15-го века. Когда один из Памфили стал Римским папой в 1644 году, он начал на этом месте строительство семейного палаццо, а саму площадь решил превратить в «форум Памфили», мобилизовав для этого лучших римских архитекторов и скульпторов. Для реализации этого амбициозного проекта ему не хватило времени (папа скончался в 1655 году), однако даже то, что успели создать (дворец, церковь, два фонтана), по сей день восхищает как римлян, так и туристов, приходящих на пьяцца Навона.

Piazzas
Фото 2.10. Панорамный вид на площадь с южного конца.

Piazzas
Фото 2.11. Два главных объекта площади: церковь Св. Агнессы (творение Борромини) и фонтан четырёх рек работы Бернини.

Piazzas
Фото 2.12. Ближе к вечеру народ собирается на площади потусоваться.

Piazzas
Фото 2.13. С 1652 по 1866 годы, во время августовской жары, по выходным дням площадь иногда превращали в озеро, закрывая сливные отверстия фонтанов, вода в которые постоянно поступала (и поступает) из акведуков ещё римской постройки.

Палаццо Памфили, с которого всё началось, строил архитектор Джироламо Райнальди (именно он автор фасада дворца). Галерею, украшенную фресками Пьетро да Кортоны, большой зал и овальные лестницы спроектировал Франческо Борромини. 23 зала дворца украшены многочисленными фресками известных художников. К сожалению, взглянуть на весь этот великолепный интерьер непросто, поскольку с 1920 года в здании дворца располагается посольство Бразилии (сейчас туда по предварительной записи пускают два раза в месяц группы по 20 человек).

Piazzas
Фото 2.14. Дворец Памфили, построеннный в 1644-1650 гг. Именно с него началось барочное оформление площади.

К палаццо Памфили примыкает роскошная барочная церковь Святой Агнессы на Навоне, задуманная папой как дворцовая капелла и построенная гениальным Борромини. Именно в ней папа и нашёл своё последнее пристанище.

Piazzas Piazzas Piazzas
Фото 2.15 Церковь Св. Агнессы примыкает к дворцу Памфили. Внутри - роскошное барочное оформление и захоронение папы Иннокентия X.

Главным украшением площади служат три её фонтана, и в первую очередь центральный, работы Бернини. Но и два боковых тоже очень хороши. Их построил в 1574-1576 гг. Джакомо делла Порта в виде простых бассейнов без каких-либо украшений, весь свой замысловатый барочный декор они приобрели позднее.

Piazzas
Фото 2.16. Вид на северную оконечность площади с фонтаном Нептуна.

Piazzas Piazzas
Фото 2.17-17а. Фонтан Нептуна (Fontana di Nettuno) крупным планом. Бог океана, сражающийся с большим осьминогом, равно как и кони с сиренами и дельфинами были добавлены в лишь конце 19-го века. Получилось весьма органично и вполне в барочном стиле всей площади.

Piazzas
Фото 2.18. Фонтан Мавра (Fontana del Moro) в южной части площади. Мавра (так раньше называли всех африканцев) спроектировал в 1654 г. Бернини, а выполнил один из его учеников. Мавр борется с похожим на большую рыбу дельфином, а вокруг дуют в раковины 4 тритона, добавленные уже в 19-м веке. И здесь композиция получилась вполне цельной, не скажешь, что этот фонтан создавался в течение 300 лет.

Piazzas
Фото 2.19. За спиной Мавра виден палаццо Браски конца 18-го века, где сейчас расположен музей Рима.

Piazzas
Фото 2.20. Фонтан Мавра - вид сзади. А спереди - обелиск центрального фонтана.

Композиционным центром площади и её главным магнитом служит фонтан четырёх рек, выполненный Бернини в 1648-1651 гг. по заказу Иннокентия X. Заказ не сразу попал к Бернини. Как любимчик предыдущего папы Урбана VIII из рода Барберини, скульптор впал в немилость у нового папы и был отстранён от участия в конкурсе на проект фонтана. Ему пришлось идти на хитрость и подкупать близких к папе людей, чтобы его макет фонтана попал на глаза понтифику. Когда это произошло, Иннокентий был столь им очарован, что не стал рассматривать никаких других проектов.

Piazzas Piazzas
Фото 2.21ab. Фонтан четырёх рек Бернини. Его нелегко снять целиком с близкого расстояния из-за высокого обелиска в центре.

Бернини придумал композицию фонтана в виде египетского обелиска, установленного на искусственной пещере (гроте) в окружении аллегорических фигур четырёх рек: Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы. Фонтан, по замыслу папы, призван был продемонстрировать триумф католической церкви над всеми четырьмя известными на тот момент частями света (Африкой, Азией, Европой и Америкой), пересекаемыми их наиболее известными и полноводными реками.

Piazzas
Фото 2.22. Вид на нижнюю часть фонтана со ступенек церкви Св. Агнессы.

Очень интересна история обелиска, установленного на фонтане. Его нашли упавшим и разбившимся на пять частей в районе древней Аппиевой дороги к северу от Рима, где он украшал цирк Максенция, узурпатора, низложенного императором Константином. Бернини перетащил его в Рим, отремонтировал и установил на своём фонтане. Когда в 19-м веке смогли прочитать выбитые на нём иероглифы, оказалось, что они римского, а не египетского происхождения. Текст на обелиске прославлял императора Домициана, а также его отца и брата (Веспасиана и Тита) - императоров династии Флавиев. Как оказалось, Домициан вывез чистый (ненадписанный) обелиск из-под египетского Асуана, вырезал на нём иероглифические надписи по своему усмотрению и, возможно, установил в храме рода Флавиев на Квиринальском холме. И хотя на его стадионе этот обелиск никогда не стоял, в конце концов он там всё-таки оказался, в чём можно усмотреть некую иронию судьбы.

Piazzas Piazzas Piazzas
Фото 2.23-24ab. В основании фонтана грот с лошадью, слева фигура Ла-Платы (как-будто от чего-то заслоняющаяся рукой), справа - Дунай, куда-то правой рукой тянущийся.

По поводу того, что означает жест фигуры, символизирующей Ла-Плату, существует такая спекуляция: якобы она смотрит на церковь Борромини, которая прямо у неё перед глазами, и от ужаса закрывается рукой. Типа так Бернини хотел унизить своего давнего соперника и конкурента. На самом же деле, церковь строилась уже после возведения фонтана.

Piazzas
Фото 2.25. Здесь видно, что тянется Дунай, оказывается, к щиту с гербом Памфили - голубю с оливковой ветвью в клюве и тремя геральдическими лилиями. Такой же голубь установлен и на верхушке обелиска (его можно разглядеть на первом снимке фонтана).

Piazzas Piazzas Piazzas
Фото 2.26-27ab. В руках у Ганга (фигура слева) - длинное весло, символизирующее судоходность реки. У Нила (справа) голова закрыта накидкой и не видна - символ того, что исток Нила в те времена был неизвестен.

Недалеко от северного конца пьяцца Навона, позади палаццо Браски, находится одна из римских «говорящих» статуй, издревле известная как Пасквино. Это довольно побитый фрагмент греческой скульптурной группы, возможно, Менелай с телом Патрокла (герои Троянской войны). В эпоху Возрождения, когда публичное осуждение папской политики было чревато суровым наказанием, злые языки прикрепляли к этой статуе издевательские (и не всегда правдивые) политические остроты. Из имени этой статуи, кстати, возникло нарицательное название для злобной сатиры - пасквиль.

Piazzas
Фото 2.28. Стенд про Пасквино из музея стадиона Домициана.

Вот, например, как Пасквино критиковал противоречивого папу Александра VI Борджиа (1492-1503): «Тарквиний - шестой (римский царь). Нерон - шестой (император). Сейчас снова шестой (папа Александр). Всегда при шестом Рим разрушается.» Некоторые папы возмущались этими пасквилями и пытались поймать остряков, объявляя награду сочинителям. Эту наживку редко кто заглатывал, памятуя о возможности остаться без рук - таково было наказание за оскорбление пап и их администрации. В эпоху Возрождения журналистика была опасным занятием в Риме.

Piazzas Piazzas
Фото 2.29ab. Пасквино собственной персоной. Он и сейчас продолжает «разговаривать» на находящемся рядом стенде, но мало кто обращает на него внимание.

Пасквино вещал не один, у него был «собеседник» в лице Марфорио, огромной статуи речного бога, когда-то лежавшей на Капитолийском холме на пьяцца дель Кампидольо. Когда Пасквино что-то «вещал», Марфорио ему «отвечал», и этот диалог с издевательствами над властями мог продолжаться не один день. Не удивительно, что все эти «разговоры» приводили пап в бешенство. Но что они могли сделать? В Риме было много статуй и любая из них могла стать «говорящей» - известны по крайней мере ещё четыре (аббат Луиджи, мадам Лукреция, Бабуино, Факкино).

Piazzas
Фото 2.30. Морфорио. Теперь он лежит во внутреннем дворике Капитолийского музея Palazzo Senatorio и помалкивает.

{↑}

Пьяцца-дель-Пополо

Пьяцца-дель-Пополо, что в переводе означает «Народная площадь», по праву считается одной из самых больших и красивых площадей Рима. Украшением этой площади римские папы занимались начиная с конца 15-го века, когда её расчистили от хаотичной средневековой застройки, и до начала 19-го века, когда французский архитектор Джузеппе Валадье придал ей современный вид. Столь большое внимание папства именно к этому месту легко объяснимо - площадь была лицом города, первым, что на протяжении веков видели паломники, а позже и путешественники, прибывавшие в Рим с севера по античной дороге Via Flaminia и входившие в него через одноименные ворота в стене Аврелиана.

Piazzas
Фото 5.1. Пьяцца-дель-Пополо, вид сверху (интернет).

Уже к концу 17-го века вид площади стал узнаваем для современного наблюдателя: по проекту Микеланджело были перестроены ведущие на нее ворота, в центре воздвигнут египетский обелиск, перенесённый сюда из Большого цирка (Circus Maximus), по обеим сторонам Via Flaminia в черте города (сейчас это его главная магистраль Via del Corso) архитектором Карло Райнальди построены две барочные церкви - "близняшки".

Piazzas
Фото 5.2. Х.Ф. Ван Линт. Пьяцца-дель-Пополо в Риме, 17-й век. (Википедия)

Piazzas
Фото 5.3. Ворота Порта-дель-Пополо, через которые прибывающие в Рим попадали в город. Их римское название - Porta Flaminia. Современный вид ворота приобрели в 1562-1565 гг., когда были перестроены по распоряжению папы Пия IV по проекту Микеланджело.

Во время реконструкции 1816-1824 гг. Валадье сделал площадь овальной и украсил её по бокам двумя большими фонтанами (Нептуна и богини Ромы), а также четырьмя малыми фонтанами в виде белых мраморных львов вокруг обелиска. Так что сейчас есть все основания назвать эту площадь "Французской" (по национальности её главного архитектора). Кроме того, во время наполеоновской оккупации Рима (1807-1814 гг.) в центре площади стояла гильотина, придавая ей дополнительный французский шарм.😊

Piazzas
Фото 5.4. Пьяцца-дель-Пополо - современный вид после реконструкции Валадье.

Piazzas
Фото 5.5. Вид на площадь и город со смотровой площадки на близлежащем холме Пинчио. Вдалеке виднеется купол собора Св. Петра. Говорят, этот вид особенно хорош на закате, но мы, к сожалению, в это время туда не добрались.

С востока от площади расположён один из холмов Рима - Пинчио, на склоне которого Валадье соорудил бельведер с фонтаном, являющимся окончанием акведука Acqua Virgine Nuovo. Автор скульптур бельведера - скульптор Джованни Чеккарини.

Piazzas
Фото 5.6. Бельведер на склоне холма Пинчио (интернет). В центре фонтана - богиня Рома, олицетворящая могущество Рима, в окружении двух мужских фигур, символизирующих реки Тибр и Аньене (приток Тибра). Две растральные колонны по бокам фонтана ещё больше подчёркивают классический вид всей композиции.

Piazzas
Фото 5.7. Фрагмент бельведера: богиня Рома между Тибром и Аньене; в её ногах - волчица, кормящая Ромула и Рема.

Piazzas
Фото 5.8. На следующей ступени бельведера стоят 4 статуи, изображающие пленных даков, под ними в нишах - два ангела вокруг сидящей на троне женской фигуры (распознать которую не удалось:)

Piazzas
Фото 5.9. Фонтан Нептуна в окружении двух тритонов с западной стороны площади. Работа Джованни Чеккарини (1823).

В неоклассическом стиле были возведены и окружающие площадь постройки. Так, рядом с воротами Порта-дель-Пополо в 1830 г. архитектором Луджи Канина были построены пропилеи (парадный вход, образованный портиками и колоннами) перед западным въездом на территорию виллы Боргезе. За образец взяты пропилеи перед входом в афинский Акрополь.

Piazzas
Фото 5.10. Пропилеи перед въездом на виллу Боргезе.

От площади расходятся лучами три улицы (так называемый "Il Tridente" - "трезубец"), все древние и знаменитые. Центральная - бывшая римская Via Flaminia (в средневековье получившая название Via Lata - "Широкая"), а ныне именуемая Via del Corso ("Беговая") - в честь проходивших на ней скачек во время февральских римских карнавалов. Эта прямая как стрела улица длиной 1,5 км заканчивается на площади Венеции в самом центре Рима и служит его главной магистралью.

Направо от Народной площади уходит Via di Repetta, реконструированная в 16-м веке и ведущая к Тибру в районе Алтаря мира, откуда, перейдя реку по мосту Ponte Cavour, можно попасть к Замку Св. Ангела и Ватикану. Налево идёт Via del Babuino, названная так по найденной на этой улице неважно сохранившейся статуе Силена, которой римляне дали обезьянье прозвище. Улица приводит на верхнюю площадку Испанской лестницы, откуда начинается путь на юг города по улице Четырёх фонтанов.

Piazzas
Фото 5.11. Три улицы, отходящие от Пьяцца-дель-Пополо (слева направо): Via del Babuino, Via del Corso, Via di Repetta. Их разделяют две церкви-близнеца: Санта-Мария-ин-Монтесанто (слева) и Санта-Мария-дей-Мираколи (справа). Оба храма возведены в барочном стиле между 1662 и 1679 гг. Начинал их строить Карло Райнальди, а заканчивали Джан Лоренцо Бернини и Карло Фонтана соответственно.

Все эти улицы играли важную роль для средневековых паломников, слабо знавших город и не имевших современных путеводителей и смартфонов с картами. Всё было просто: пойдешь налево - придешь к Санта-Мария-Маджоре и потом к Сан-Джованни-ин-Латерано, пойдешь направо - за рекой попадёшь к Св. Петру, пойдешь прямо, и мимо Капитолия и терм Каракаллы в конце концов дойдешь до Св. Павла по улице Via Ostiense. Путь ко всем четырём великим папским базиликам от главных ворот города был прост и понятен.

Обелиск, стоящий с 1589 г. в центре Пьяцца-дель-Пополо, когда-то находился в центре главного римского ипподрома Circus Maximus, куда его распорядился доставить император Октавиан Август из храма Рамзеса II в египетском Гелиополисе.

Piazzas Piazzas
Фото 5.12ab. Обелиск на Пьяцца-дель-Пополо (слева) и меньший по размерам обелиск в парке Пинчио неподалёку (справа).

Помимо обелиска на площади, интересен его младший собрат в парке Пинчио неподалеку (справа на верхнем фото). Первоначально обелиск был установлен императором Адрианом на вилле в Тиволи в честь своего горячо любимого молодого друга Антиноя, погибшего в 130 году в водах Нила при загадочных обстоятельствах. Затем этот обелиск также оказался в Circus Maximus, а в 16-м веке был обнаружен у ворот Маджоре (Porta Maggiore) стены Аврелиана (это недалеко от вокзала Термини). Затем его перевезли сначала к палаццо Барберини, а затем, по указу папы Клемента XIV, установили в Ватикане. В итоге странствие обелиска завершилось в 1822 году на холме Пинчио, куда его отправил папа Пий VII.

Piazzas
Фото 5.13. Большой обелиск на фоне ворот Порта-дель-Пополо.

Главной достопримечательностью площади, от которой она получила своё имя, является непритязательная снаружи, но наполненная изумительными произведениями искусства церковь Санта-Мария-дель-Пополо.

Piazzas
Фото 5.14. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо.

{↑}


            Список глав по Италии


            Оглавление сайта

      Прочие объекты: