Содержание:
На Женевское озеро мы приехали из Грюйера (№10 на карте снизу) и обосновались в деревушке под названием Шебр (Chexbres, №4 на карте 2), где-то посередине между Монтрё и Лозанной, предполагаемого ареала наших перемещений вдоль озера.
Карта 1. Наши маршруты по Швейцарии. Посещённые города подчёркнуты красным и пронумерованы (на номера даются ссылки в тексте). Маршрут 2016 г.
показан синим пунктиром, а 2018 г. - красным.
Женевское озеро (фр. - le Léman) - это естественное водохранилище Роны, которая в него втекает и оттуда в районе Женевы вытекает. По озеру проходит граница между Швейцарией и Францией. Соответственно, на его северном берегу живут швейцарские французы, а напротив - французы официальные. Местность, где мы жили и путешествовали, называется Lavaux (Лаво) и знаменита своими виноградниками. Также здесь расположена швейцарская Ривьера, где в прекрасном мягком климате, среди пальм и цветов, нежатся на солнце чудесные курортные городки, самые знаменитые из которых - Монтрё (Montreux, №2) и Веве (Vevey, №3). Однако рассказ мы начнём с главной достопримечательности Женевского озера - Шильонского замка (№1). Про большие города на озере (Лозанну и Женеву) мы расскажем отдельно.
Карта 2. Женевское озеро. Номерами отмечены посещенные нами места.
Шильонский замок (Фото 1) стоит на скале в нескольких метрах от берега на восточной оконечности Женевского озера. Укрепления здесь существовали ещё с римских времён в силу стратегического положения этого места. Дело в том, что проходящая мимо замка по берегу озера дорога раньше была единственным путем, соединявшим Италию с северной Европой через альпийский перевал Сан-Бернар. Замок впервые упоминается в письменных источниках в начале 12-го века, а его современный облик сложился в 13-м веке, хотя мелкие переделки проходили постоянно.
Фото 1. Шильонский замок
Фото 2-3. Замок стоит на острове и между ним и берегом - полоса воды.
Замок известен с 12-го века как резиденция графов (а затем герцогов) Савойских, владевших им вплоть до начала 16-го века. Слева - герб Савойского дома: белый крест на красном фоне. Герцогство Савойское существовало в средние века на границе Франции, Швейцарии и Италии, но затем исчезло, оказавшись в конечном итоге частью Франции. Савойя была франкоязычной и католической, и постоянно конфликтовала с немецкой (с 16-го века - протестантской) Швейцарией.
Фото 4. Шильонский замок - вид с пристани
Слава, которую замок приобрёл в 19-м веке (дав при этом толчок развитию туризма на швейцарской Ривьере), проистекает от событий начала века 16-го. В 1530 г. Савойский герцог Карл III заключил в казематы замка женевского политического деятеля Франсуа Бонивара, который боролся с его попытками подчинить Женеву. Бонивар просидел в подземелье замка 6 лет, пока в 1536 г. объединенная бернско-женевская военная экспедиция не взяла замок штурмом и не освободила всех савойских узников, включая Бонивара. Одновременно бернцы захватили территории севернее Женевского озера (район Vaud) и поместили в замке бернского наместника для управления ими.
Фото 5. Шильонский замок - вид с суши. Здесь находятся главные укрепления.
В 1816 году замок посетил лорд Байрон, который был так взволнован историей Бонивара, что написал на этот сюжет свою известную поэму "Шильонский узник" (The Prisoner of Chillon), переведенную затем на русский язык В.А.Жуковским. Поэма возбудила огромный интерес к замку у просвещенной публики, и множество людей захотело его посмотреть. В Монтрё (ближайший к замку населённый пункт) началось строительство отелей, а со временем вдоль берега озера провели железную дорогу.
Фото 7. Шильонский замок - вид со стороны озера. Здесь - жилая часть замка, и фортификации отсутствуют.
В подземелье, где провёл шесть лет на цепи Франсуа Бонивар (фото 8), сохранился "якобы" автограф Байрона, оставленный им во время посещения (фото 9). Существуют большие сомнения в подлинности этого артефакта, и есть версия, что это - фальшивка для привлечения туристов.
Фото 8. Подземелье Шильонского замка, где держали Бонивара. Он был прикован к столбу с цифрой 6.
Фото 9. Автограф Байрона?
Внутри замка виды были менее впечатляющие, чем снаружи. К тому же нам не удалось рассмотреть его главный зал - там накрывали столы для банкета (фото 10).
Фото 10. Парадный зал замка не удалось хорошо рассмотреть: там накрывали банкетные столы
Фото 11. Ещё один зал замка с большим камином. Поскольку замок стоит на воде, топить приходилось много, чтобы избавиться от сырости.
Фото 12. Внутренний двор замка
Фото 13. Внутри замка. Сверху видно боевую галерею.
Фото 14. Внутри замка. Впереди - его самая высокая башня - донжон.
Фото 15. Забравшись на самый верх донжона, мы сфотографировали дорогу, ведущую в долину Роны...
Фото 16. ... а также в сторону Монтрё. Внизу видно небольшой пляжик (см. след. фото), где было очень приятно искупаться в жаркую погоду.
Фото 16а. Пляж у Шильонского замка
От Шильонского замка устроен прекрасный променад до Монтрё (№3 на карте) и пройтись по нему - одно удовольствие (фото 17-20). Обилие цветов и растительное разнообразие связано с необычно теплым климатом. Здесь мало дождей и туманов и рекордное количество солнечных дней в году. Хотя и не на море, но климат - средиземноморский. Поэтому на набережной растут пальмы, кипарисы, магнолии и другие экзотические южные растения.
Фото 17-20. Променад между Шильонским замком и Монтрё
О прекрасном мягком климате швейцарской Ривьеры были осведомлены ещё римляне, строившие в этих местах свои виллы. В средние века здесь жили в основном рыбаки, и только в конце 18-го века восточное побережье Женевского озера стало известно широкой публике благодаря роману Жана-Жака-Руссо "Новая Элоиза", действие которого протекало в этих краях. Приехал сюда и лорд Байрон - и что случилось потом, мы уже знаем из начала этого рассказа: Монтрё стал модным и элитным курортом, и продолжает таковым оставаться по сей день.
Вот как Монтрё выглядит с воды: утопающая в зелени парков и цветах набережная, застроенная фешенебельными отелями, ресторанами и дорогими магазинами (фото 21-24).
Фото 21-24. Набережная Монтрё
Главный и самый шикарный отель в городе - Монтрё-Палас, построенный в 1906 году (фото 24-25). Другие крутые отели представлены на фото 27-28. В Монтрё-Паласе с 1960 по 1977 гг. жил в шестикомнатном люксе и здесь же умер писатель Владимир Набоков. В 1999 г., в столетие со дня его рождения, перед отелем ему был установлен памятник (фото 26). А ещё из русских знаменитостей в Монтрё побывали Карамзин, Лев Толстой, Чайковский, Михаил Фокин, Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский.
Фото 25. Отель Монтрё-Палас. Здесь в 1936 году была подписана знаменитая Конвенция Монтрё о статусе Черноморских проливов.
Источник фото: Википедия
Фото 26. Памятник Набокову
Фото 27. Отель Эден-палас, типа "Райские кущи".
Фото 28. Гранд-отель Суисс
Фото 29. Симпатичные виллы на берегу
В Монтрё многое связано с музыкой. Каждый год в июле здесь проходит знаменитый джазовый фестиваль, куда съезжаются все звёзды жанра. Здесь была студия группы Queen, а её солист Фредди Меркьюри прожил тут несколько лет незадолго до свой кончины (памятник ему стоит на набережной - см. фото 30). Группа Deep Purple, вдохновлённая пожаром в местном казино, записала тут свою бессмертную композицию Smoke on the Water, а также популярные альбомы Machine Head и Burn.
Фото 30. Памятник Фредди Меркьюри
Прогулявшись по набережной, мы решили посмотреть город чуть повыше и вот какие улицы и здания мы увидели (фото 31-32). На самом верху мы обнаружили симпатичную церквушку, от которой открывался прекрасный вид на центр Монтрё (фото 33-34).
Фото 32. Улицы Монтрё
Фото 33. Наверху стоит церковь Église Saint-Vincent...
Фото 34a-b. ...и вот какое виды на город от неё открывается.
Городок Веве (№4 на карте) был основан римлянами на развилке двух дорог и поначалу так и назывался (лат. Bivis Vicus - "Встреча дорог", "Развилка", если коротко). Затем название упростили до Vibiscum, и со временем оно трансформировалось в Vevey (фр.) или Vivis (нем.). Сейчас используется исключительно французское название. В средние века город принадлежал Савойским герцогам, затем Берну, пока не вошел в состав Швейцарии в составе кантона Во (Vaud).
Фото 35. Вид на рыночную площадь Веве со стороны озера. Рынок работает по субботам в июле и августе.
Помимо прекрасного климата, Веве знаменит ещё двумя вещами. Во-первых, здесь находится штаб-квартира корпорации Nestlé (знаменитой изобретением молочного шоколада), включая её центральную лабораторию и экспериментальную фабрику. Во-вторых, здесь с 1953 по 1977 гг. жил и умер великий Чарли Чаплин, памятник которому установлен на набережной Веве (фото 36). Прямо за ним (фото 37) виден Alimentarium - расположенный в старом здании штаб-квартиры Nestlé Музей еды, с такими отделениями, как "готовка", "поедание", "закупки" и "переваривание". Напротив музея в 1995 г. в озеро была воткнута 8-метровая вилка (фото 38), как монумент в честь 10-летия Алиментариума.
Фото 36. Памятник Чарли Чаплину
Фото 37. Музей еды Alimentarium
Фото 38. Вилка в Женевском озере
Чаплин и Набоков
Чаплин оказался в Швейцарии неслучайно. Он всю жизнь был неравнодушен к молодым девушкам, и даже считается, что его второй брак с 16-летней
Лиллитой Грей, который активно обсуждался (и осуждался) в американской прессе, послужил сюжетом для романа Набокова "Лолита". Его четвёртый брак
в 1943 г. с Уной О‘Нил (дочерью известного писателя Юджина О‘Нила), которая была на 36 лет его младше, вызвал еще больший скандал и в конечном итоге
привёл к лишению его американской визы в 1952 г. под надуманным предлогом связей с коммунистами. Поскольку Чаплин был англичанином, он не мог жить
в США без визы.
Его молодая жена из солидарности отказалась от американского гражданства, и семейная пара осела в Корсье (Corsier-sur-Vevey), небольшой деревне чуть
повыше Веве. Занятно, что когда Чаплин в 1957 году устраивал свою семейную жизнь на новом месте, по соседству, в Монтрё, Набоков начинал работу над
русской версией "Лолиты". Супруги счастливо прожили вместе вплоть до смерти Чаплина в декабре 1977 года и у них было восемь детей. После смерти мужа
Уна О‘Нил осталась жить в Корсье до своей смерти в 1991 году.
Веве тесно связан с русской культурой. Здесь бывал Карамзин, а Жуковский переводил "Шильонского узника" Байрона. В доме, на котором есть мемориальная табличка (фото 39-40), Достоевский писал "Идиота". В 1836 г. Гоголь работал здесь над "Мёртвыми душами", чему посвящен небольшой памятник на набережной, установленный властями Украины (фото 41).
Фото 39. Дом, где жил и работал Достоевский
Фото 40. Мемориальная доска на доме Достоевского с текстом: "Фёдор Достоевский, русский писатель, жил и работал
в этом доме в 1868 г."
Фото 41. Памятник Гоголю на набережной
В Веве есть русская церковь Св.Варвары, построенная в 1878 году графом П.А.Шуваловым в память о своей дочери Варваре, скончавшейся во время родов в возрасте 22-х лет. Рядом с церковью находится русское кладбище (Cimetière Saint-Martin), самое значительное в Швейцарии.
Фото 42-43. Церковь Св.Варвары в Веве
Фото 44. Церковь Св.Варвары
Как и Монтрё, Веве - курортный город с гостиницами (фото 45-46) и красивой набережной (фото 47-50).
Фото 45-46. Отели Веве
Фото 47-50. Набережная Веве
Слева от рыночной площади расположено здание с башенками, напоминающее средневековый замок (фото 51) . Это Сhâteau de l'aile (Замок крыла) построенный в 1840-1846 гг. в неоготическом стиле вместо находившейся на этом месте крепости 17-го века. Сейчас здесь роскошные частные апартаменты.
Фото 51. Замок Сhâteau de l'aile
Фото 52. Здание городской ратуши
Фото 53. Старая башня в центре города
Фото 54. Церковь Eglise St-Martin, 16-й век
Фото 55-56. На улицах Веве
Фото 57. На берегу озера можно либо просто посидеть...
Фото 58. ...либо отправиться в плавание на кораблике...
Фото 59-60. ...который встретят и проводят статуи девушек, оседлавших морских коньков.
Всё то время, что мы провели у Женевского озера, мы жили в маленькой деревушке Шебр (Chexbres, №4) в окружении террасных виноградников. Мы специально так заселились, чтобы иметь возможность эти виноградники рассмотреть поближе и погулять среди них, что рекомендуется многими путеводителями. Идея оказалась прекрасной, а виды - просто чудесными (фото 61-81). Кроме того, там есть станция электрички, которая позволяла легко добраться в любую точку побережья Женевского озера, не испытывая забот с парковкой (фото слева).
Фото 61-63. Виноградники Лаво
Виноградники Лавó (фр. Lavaux, это название местности) тянутся на 30 км между Лозанной и Веве. Сейчас их площадь составляет около 800 га, и в 2007 году вся эта территория была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Виноград здесь выращивали ещё римляне, однако нынешние каменные террасы для посадки винограда на пологих склонах начали строить монахи-бенедиктинцы и цистерцианцы примерно в 11-м веке.
Фото 64-66. Виноградники Лаво
Обращенные на юг склоны Женевского озера очень хорошо прогреваются солнцем, которое к тому же отражается от водной глади озера. Это создаёт исключительно благоприятные условия для выращивания винограда. Кроме того, считается, что выложенные из камня террасы аккумулируют солнечное тепло и не позволяют лозе охлаждаться по ночам.
Фото 67-69. Виноградники Лаво
Выращивается в основном белый виноград сорта Шасла (Chasselas), вина из которого (по сведениям из литературы) получаются с тонким фруктово-цветочным вкусом. Есть и красные вина из винограда Пино-нуар, но их гораздо меньше. Вина очень дорогие и из-за этого почти не идут на экспорт, а продаются внутри страны. Швейцарцы - патриоты, и готовы поддерживать своё виноделие даже за счет собственного кармана. А зарабатывают они в основном на нас, бедных туристах. Поэтому свой вклад в содействие швейцарскому виноделию мы тоже вносим:)
Фото 70-72. Виноградники Лаво
Среди виноградников разбросаны маленькие городки, где живут виноградари (фото 73-76).
Фото 73-76. Городки среди виноградников Лаво
Как правило, в этих городках есть дегустационные залы, где можно попробовать вино, а при желании - и купить бутылку-другую (фото 77-78). Попробовать дают сразу три-четыре вида вина, после чего чувствуешь себя очень хорошо, а само вино кажется изумительным. Но здесь сказывается "эффект винарни": то, что кажется замечательным в месте разлива, дома может оказаться совсем другим. Мы поэтому ограничились полновесной дегустацией (благо были не за рулём), и продолжили свой путь по виноградным полям.
Фото 77-78. В дегустационном зале
Фото 79. По виноградникам проложены дорожки для мелкой техники, по которым очень удобно гулять.
Фото 80. Виноград крупным планом
Фото 81. Сейчас на виноградниках используются монорельсовые дороги и процесс сбора урожая значительно ускоряется.
Как и многие другие города в Европе, Лозанна возникла вокруг римского военного лагеря. На берегу Женевского озера он был разбит в 15 г. до н.э. Когда Римская империя стала распадаться, город перенесли на высокие холмы неподалёку, где было проще обороняться от германских племён, занимавшихся грабежом. Так наверху холма возник исторический центр Лозанны - квартал Ситэ. С уменьшением военной опасности восстановились также поселения на берегу озера (кварталы Vidy и Ouchi), и Лозанна оказалась "двухэтажным" городом. В 580 г. в него перенесли резиденцию епископа, и почти тысячу лет лозаннские епископы правили городом. Наиболее известным из них был Джулиано делла Ровере (1443-1513), будущий папа римский Юлий II, который покровительствовал Рафаэлю и заказал Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.
В 15-16-м веках территория вокруг Лозанны принадлежала герцогам Савойским, но с приходом Реформации она была вместе с городом захвачена в 1536 году Берном. Бернские власти насильно запретили католичество и ввели протестантизм, ограбив при этом все церкви и соборы. В 1723 году лозаннцы безуспешно пытались восстать против бернского правления, но бернцев выгнали только войска революционной Франции в 1798 году. После многих политических пертурбаций во времена Наполеона, франкоязычные территории севернее Женевского озера присоединились к новой Швейцарской Конфедерации как кантон Во (Vaud) в 1803 г., и Лозанна стала его столицей. В Эпоху просвещения в 18-м веке в Лозанне жили Руссо и Вольтер, который ставил здесь свои пьесы.
Фото 82. В Лозанну мы приехали на поезде и она встретила нас хмуростью и дождем.
Фото 83. Забежали в ближайшую церковь (Saint-François) переждать дождь, а там такой чудо-орган.
Переждав дождь, пришли на самую старую рыночную площадь города (Place de la Palud, фото 84-85). Там стоит ратуша (Hôtel de Ville, с башенкой на снимке 84), а также "Фонтан справедливости" 1726 года.
Фото 84. Place de la Palud
Фото 85. Place de la Palud, вид от ратуши
Фото 86-87. Фонтан справедливости. Дама с весами, мечом и завязанными глазами.
Фото 88-89. От площади Place de la Palud начинается крутой подъем к собору.
Крытые лестницы на снимках (Escaliers du Marché) были устроены ещё в средние века.
Фото 89а. На подъёме к собору
Собор Нотр-Дам в Лозанне (фото 90-92), расположенный на самой вершине холма, считается лучшим готическим собором Швейцарии. Его строили 130 лет (с 1145 по 1275 гг.). На его освящение в 1275 году, проводившееся самим папой римским Григорием X, собралась вся знать Европы. После захвата Лозанны бернцами в 1536 г. собор превратили в протестантский храм, при этом полностью опустошив его. Статуи, картины и прочие украшения интерьера были вывезены в Берн и со временем "рассосались". Сейчас собор выглядит очень аскетично, но кое-что из интересного средневекового наследия сохранилось (и об этом чуть ниже).
Фото 90. Собор Лозанны - вид сверху. Источник: goodfon.ru
Фото 90. Ночной вид собора с луной. Источник: bugabooks.com
Фото 90а. Модель собора Лозанны поможет понять, как он выглядит в натуре. Первоначально планировалось построть
две башни-колокольни у входа, как в парижском Нотр-Даме, но затем, как водится, на вторую башню не хватило денег.
Фото 91-92. Снизу сфотографировать собор целиком затруднительно из-за плотной застройки вокруг.
Поэтому пришлость снимать его по частям.
Фото 93. Главный неф собора. Впереди - алтарь с полукруглой колоннадой (крупнее снят на фото 99).
Фото 94. Орган в соборе современный (установлен в 2003 г.), с выдающимися музыкальными характеристиками (там проводятся и записываются
органные концерты). Дизайн органа напоминает крылья ангела.
Фото 95-96. Детали интерьера собора
Фото 97-98. Внутри много красивых часовен, одна из них (слева) посвещена Святой Деве.
Фото 99. Полукруглая колоннада за алтарём (называется амбулатория) - самая древняя часть собора.
Здесь же главные захоронения.
С 13-го века в соборе сохранился только один витраж - так называемая круглая «роза», расположенная в южной стене трансепта (фото 100). На нём изображена композиция мироздания (Imago Mundi) в средневековом представлении: четыре стихии, четыре ветра, четыре времени года, двенадцать месяцев и знаков зодиака. Разглядеть всё это снизу, однако, очень непросто. Остальные витражи собора относятся к 19-20-му векам.
Фото 100. Круглый витраж («роза») - 13-й век
Фото 101. Резные сиденья 16-го века в одной из часовен.
От 13-го века сохранились также редкие и необычные сидения для хоров (фото 102-104) с искусной деревянной резьбой. Они сейчас находятся в башне и разглядеть их можно при подъёме на колокольню.
Фото 102. Сидения для хоров 13-го века.
Фото 103-104. Детали деревянной резьбы 13-го века.
Украшением лозанского собора служит сохранившийся средневековый южный вход, богато украшенный скульптурными композициями, которые когда-то были раскрашены (отсюда его название - Portail Peint, фр. - раскрашенный портал). Сейчас этот вход закрыт (он под красной башенкой на фото 105), но изнутри собора туда можно войти и посмотреть скульптуру 13-го века. В соответствии с названием собора (Нотр-Дам), все сюжеты связаны с Богородицей.
Фото 105. "Раскрашенный портал" на южной стороне собора (под красной башенкой).
Фото 106. Общая композиция портала. В тимпане сюжет "Коронация Богородицы" с Христом в центре. Ниже один за другим идут сюжеты Успения и
Воскрешения Богородицы. Слевы фигуры пророков, справа - апостолов.
Фото 107. Слева направо: Моисей со скрижалями, Иоанн Креститель с агнцем божьим, Симеон Богоприимник с младенцем Христом.
Фото 108. Слева направо: апостол Пётр, апостол Павел, апостол Иоанн-Евангелист.
Сохранилась интересная традиция: начиная с 1405 года и до сих пор, ночной сторож криком на все 4 стороны объявляет ночные часы с башни собора (с 22 до 2). Эта процедура возникла в средние века, когда сторож наблюдал сверху за возможным возникновением пожаров, ну а заодно и время объявлял. С пожарами с тех пор стали по-другому справляться, да и с определением времени теперь проблем нет, но сторож по-прежнему дежурит по ночам и своими криками помогает горожанам с бессонницей узнавать время. Мы были в Лозанне днем и криков сторожа не слышали, но на башню поднялись ради видов, и они себя оправдали (фото 109-111).
Фото 109. Вид сверху на город в хмурый день. Даже озера не видно.
Фото 110. Здание с башенкой с чёрным шпилем построено в 1579 году как протестантская теологическая школа на
французском языке (Ancienne Academie). Здесь обучали (до 1837 г.) протестантских пасторов для службы на захваченной
Берном франкоязычной территории, обращенной из католицизма в протестантизм. Теперь это - кантональный университет.
Фото 111. "Соборная" площадь (Place de la Cathédral), на которой справа видно здание с несколько шокирующим для русского
уха названием "mudac" (оно же на фото 112). Разъяснения на этот счет приводятся ниже.
Рюмины в Лозанне
Рязанский купец Гаврила Рюмин (1752-1827) составил огромное состояние на продаже водки и винных откупах. Его младший сын Василий унаследовал часть его
состояния и женился в 1839 г. на княжне Екатерине Шаховской из знатного, но обедневшего рода. Почти сразу молодожёны уехали в Европу и после некоторых
странствий осели в Лозанне, где в 1841 г. у них родился сын Гавриил, названный в честь деда. В дальнейшем на французский манер его стали называть
Габриэлем.
Рюмины построили рядом с собором красивый дом и неплохо жили на наследство, но в 1848 г. Василий Рюмин внезапно скончался. Тем не менее, Габриель
получил хорошее образование, в том числе в Лозаннском университете. Его мать, овдовев, стала известным в Лозанне меценатом и в 1862 г. на собственные
средства открыла рядом со своим домом "Музей промышленности", который со временем превратился в Музей дизайна и современного прикладного искусства
(фр. Musee de Design et d´Arts Appliques Contemporains, отсюда и аббревиатура MUDAC). В 1867 г. княгиня Рюмина-Шаховская умирает,
и Габриель остается один в возрасте 27 лет.
Он начинает путешествовать, едет в Америку, затем покупает дом в Париже и в 1871 г. отправляется в большую поездку с целью добраться до Константинополя.
Туда он, однако, не доехал, умерев от тифа в Бухаресте в июне 1871 г. в возрасте 30 лет. Словно что-то предчувствуя, перед отъездом Рюмин завещал городу
Лозанне сумму в полтора миллиона франков для строительства здания, которое будет иметь общественно-полезное значение. Родственники Рюмина по материнской
и отцовской линиям оспорили завещание, но в конце концов удовлетворились гораздо меньшими суммами, а основная часть денег досталась таки властям Лозанны.
Следуя завещанию Рюмина, последние построили в 1892—1904 гг. роскошный дворец в стиле флорентийского ренессанса (фото 112-113), в котором до 1980 г.
размещался университет Лозанны. Сейчас там работают пять музеев, включая Музей изобразительных искусств и Музей археологии и истории. Само здание
называется дворцом Рюмина и на нём находится мемориальная доска с изображением матери и сына Рюминых (см. ниже).
Фото 112. Музей дизайна и прикладного искусства
Фото 113. Дворец Рюмина (Le Palais de Rumine) стоит на площади Place de la Riponne.
Фото 114. Дворец Рюмина, вид сбоку
Вокруг собора находится средневековый центр Лозанны с симпатичными улочками (фото 115-116), на удивление приятным снаружи зданием городской префектуры (фото 117) и замком 16-го века (Château St-Marie, фото 118). В замке изначально была резиденция лозаннских епископов, затем там обосновались бернские наместники, а сейчас - заседает правительство кантона Во. Возле замка стоит памятник майору Жану Давелю, который в 1723 г. пытался организовать вооруженное восстание против бернской власти и добиться автономии франкоязычного кантона. Восстание было подавлено, а сам Давель - казнён.
Фото 115-116. Средневековые улицы Лозанны
Фото 117. Здание префектуры
Фото 118. Замок Château St-Marie с памятником майору Жану Давелю возле него.
Немного спустившись с холма, на котором стоит собор, мы обнаружили неплохие виды на него (фото 119-120), в том числе увидели снаружи круглое окно -"розу" 13-го века, снятое изнутри на фото 100.
Фото 119. Вид на собор и "окно-розу".
Фото 120. Вид на собор
В парке под названием Parc de mon Repos (фр. - "парк моего покоя") недалеко от центра города находится красивая вилла 18-го века (фото 121). Помимо приятного внешнего вида, она знаменита ещё и тем, что здесь с 1922 по 1967 гг. находился Международный олимпийский комитет (МОК). Здесь же жил и барон Пьер де Кубертен, возродивший олимпийское движение и ставший первым президентом МОК. Посвященная ему мемориальная доска висит у входа в виллу (фото 122).
Фото 121. Вилла Mon-Repos, бывшая штаб-квартира МОК и резиденция Пьера де Кубертена.
Фото 122. Мемориальная доска в честь Пьера де Кубертена.
Штаб-квартира МОК (в Лозанне с 1915 г.) расположена сейчас на побережье озера в районе Vidy. А в другой береговой части Лозанны, Ouchy (Уши), находится большой Олимпийский парк и в нем - Олимпийский музей со всевозможными экспонатами, относящимися к истории проведения Олимпийских игр (фото 123-128).
Фото 123. Вход в Олимпийский музей
Фото 124. У входа в музей установлена планка с текущим олимпийским рекордом по прыжкам в высоту.
Фото 125. Беговая дорожка на 100 м в Олимпийском парке.
Фото 126. Скульптура в Олимпийском парке.
Фото 127. Олимпийский факел Московской олимпиады 1980 г.
Фото 128. Различные зверушки, ставшие символами олимпиад.
Фото 128. Они же, в плюшевом виде.
Фото 130. Коньки Сони Хени, трёхкратной олимпийской чемпионки по фигурному катанию между 1928 и 1936 гг. Она первой из женщин
стала кататься в короткой юбке и белых коньках.
Фото 131. Набор медалей сочинской Олимпиады.
В самом районе Уши, который расположен на озере и является курортной частью Лозанны с отелями и променадом, нам побывать не удалось. Шел дождь и проводилось какое-то спортивное мероприятие с перекрытием улиц. Но кажется, что Уши напоминает набережные Монтрё и Виве (фото 129). В 1903-1904 гг. в одном из пансионов Уши училась Марина Цветаева и даже написала про это место стихотворение:
Держала мама наши руки, К нам заглянув на дно души. О, этот час, канун разлуки, О предзакатный час в Ouchy! — «Все в знаньи, скажут вам науки. Не знаю… Сказки — хороши!» О, эти медленные звуки, О, эта музыка в Ouchy! Мы рядом. Вместе наши руки. Нам грустно. Время, не спеши!.. О, этот час, преддверье муки, О вечер розовый в Ouchy!
Фото 132. Набережная Уши. Источник: Википедия