Дворец Топкапы - Гарем

      Разделы:


      Весь Стамбул


      Оглавление сайта

Гарем дворца Топкапы - это музей в музее, для входа в который требуется отдельный билет, но музейный пропуск (Museum Pass Istanbul), как мы уже отмечали, покрывает и Гарем.

Istanbul
Рис. 1. Территория Гарема дворца Топкапы (выделена красным) - как она сложилась к середине 19-го века.

Эта часть дворца, формировавшаяся на протяжении четырех столетий — с 16 по 19-й век — состоит примерно из трехсот комнат и двориков, девяти бань, нескольких мечетей, больницы, прачечной и других строений. Территория огромная, но далеко не все помещения доступны для осмотра туристами, в том числе и из-за перманентного ремонта во дворце. Но даже то, что удалось увидеть, дает некоторое представление о нравах и порядках, царивших на этой когда-то запретной территории.

Istanbul
Рис. 2. Помещения Гарема, доступные для осмотра (выделены розовым). Вход в Гарем (цифра 1) сейчас организован из Второго двора Топкапы (в его дальнем левом углу, рядом с Залом Дивана), а выход (цифра 20) - в ближний левый угол двора Третьего.

Изначально, после завоевания Константинополя в 1453 году, турецкий султан поселился в построенном для него дворце на нынешней площади Баязид в Стамбуле, там же был и Гарем. Широко распространенное в российской части интернета утверждение, что старый Гарем располагался в Изразцовом павильоне (где сейчас Музей турецкой керамики), большинством специалистов оспаривается.

Старый султанский дворец и Гарем при нем до наших дней не сохранились, сейчас на том месте стоит Университет. Окончательное перемещение гарема действующего султана в Топкапы состоялось в 1530-е годы, и в этом, как считается, главную роль сыграла Роксолана - любимая жена Сулеймана Великолепного. Строительство Гарема в Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца с момента его основания. Но и после этого комплекс Гарема многократно достраивался и перестраивался, достигнув в конце концов своих нынешних размеров.

Более трехсот комнат Гарема условно можно поделить на 4 зоны: зону проживания охраны и черных евнухов, зону жен и наложниц, зону матери султана и – с конца 16-го века - территорию самого султана.

Чтобы попасть в помещения Гарема, посетителям нужно пройти вначале через открытый Двор алебардистов, а затем – через зону расположения черных евнухов.

Istanbul
Фото 1. За этой декорированной изразцами стеной - казармы охранников Гарема (алебардистов).

Istanbul
Фото 2. Двухэтажные казармы охранников Гарема.

В восточных монархиях большое значение придавалось чистоте династической крови, которая делала законными притязания монарха на происхождение от богов и на верховную власть. Чтобы исключить даже гипотетическую возможность неверности (а в гареме жили самые красивые женщины со всех уголков Османской империи и не только), в покои своих жён и наложниц монархи допускали только евнухов (скопцов), не способных «наставить рога» своему властителю.

Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 3-5. Великолепное оформление помещений, примыкающих ко Двору черных евнухов.

Евнухи выполняли роль слуг и надсмотрщиков в Гареме. Причем в Османской империи в Гарем допускались только черные евнухи (радость или печаль для сторонников BLM?) из числа пленных, в основном из Судана и Эфиопии.

Istanbul
Фото 6. Мечеть черных евнухов.

Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 7-9. Во Дворе черных евнухов. Здесь размещались их общежития, находившиеся в левой части двора, за колоннами. Нынешний вид двор приобрел после восстановления от последствий пожара в 1665 году.

Гарем был «государством» с преимущественно женским населением, со своей сложной иерархией и структурой. Помимо мужской охраны и следящими за порядком черными евнухами, в комплексе Гарема жили: мать правящего султана ("валиде"; чаще именно она была подлинной царицей в этом женском царстве); его незамужние дочери и сёстры; жены и наложницы султана; сыновья султана, до 8-летнего возраста остававшиеся при матерях, а после - тоже в Гареме, но в строгой изоляции (об этом ниже); неограниченное количество «запасных» девушек, которые теоретически тоже могли стать султанскими наложницами, а также многочисленная женская прислуга.

Istanbul
Фото 10. А вот и сам вход в "святая святых" - женскую часть комплекса.

Первое место в «женском государстве» обычно занимала не главная жена, а мать султана, носившая титул «валиде-султан». Европейские послы всегда именовали её королевой-матерью, именно она считалась хозяйкой этой половины дворца.

Istanbul Istanbul
Фото 11-12. В покоях матери султана. Роспись на куполе имитирует открытую беседку, окруженную фруктовыми деревьями. Свет проникает в комнату через окна, расположенные высоко под куполом, чтобы ничей взгляд не побеспокоил хозяйку и посетительниц зала.

Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 13-15. В покоях матери султана. Межоконные промежутки также украшены живописью, изображающей очаровательные пейзажи. Интерьер комнат был оформлен по новой моде в 19-м веке.

Именно для матери султана в гареме отводились лучшие комнаты. Ее покои включают спальню, молельню, гардеробную и другие помещения. У неё же был и свой собственный внутренний дворик.

Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 16-18. Внутренний дворик матери султана. Ни деревца, ни травинки, так что сильно напоминает место для выгуливания тех, кто в заключении.

Istanbul
Фото 19. Молельня матери султана с великолепным михрабом в стиле барокко.

Многочисленные наложницы делились на категории: «кадын» - госпожа (это жена, т.е. женщина, родившая султану ребенка), «икбал» - фаворитка, «гёзде» - отмеченная, или попавшаяся султану на глаза. Границы между группами наложниц были подвижными: можно было переместиться вверх в табели о рангах, и наоборот... Начиная с времени Сулеймана Великолепного, стали выделять главную жену падишаха (мать старшего наследника или просто любимую). Впрочем, жены все равно не считались полноправными членами династии, даже те, кого "господин назначал любимой женой", как в том фильме😄.

В соответствии с рангом наложниц распределялись и покои. В лабиринтах многочисленных построек и переходов обитательницам гарема было очень важно получить комнату с большим окном, балконом или выходом во внутренний двор. Свой собственный просторный двор примыкал только к покоям полноправной государыни — валиде-султан, матери падишаха.

Istanbul
Фото 20. Внутренний дворик жен и наложниц султана.

Istanbul
Фото 21. Покои и дворик фавориток султана. Это постройка второй половины 18-го века, выходящая на террасу с видом на пролив Золотой Рог. К сожалению, во время нашего визита ни одна из комнат султанских жен или наложниц не была доступна для осмотра.

Наложниц в гареме обучали всем тонкостям этикета, они занимались кулинарией, вышивкой, танцами, пением, игрой на музыкальных инструментах. Для всего этого в комплексе были специальные помещения.

Различные семейные празднества правитель вместе с валиде-султан, своими женами, сестрами и дочерьми отмечал в Имперском зале. Это самое роскошное помещение во всем гаремном комплексе, увенчанное самым большим в Топкапы куполом. Зал был создан в 1585 году при султане Мураде III, но затем перестраивался после пожара 1665 года и был реконструирован во второй половине 18-го века, при Османе III.

Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 22-24. Имперский зал, общий вид. У стены под балдахином стоит широкий диван — трон Повелителя.

Сбоку от султанского трона - галерея с балконом. На балконе в дни праздников размещались музыканты, а в галерее под ним - располагались мать правителя и другие его ближайшие родственницы.

Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 25-27. Галерея с балконом - для близких родственниц султана и музыкантов.

В результате многочисленных перестроек в Имперском зале наблюдается смешение всех возможных стилей: помимо традиционных османских элементов оформления, в нем можно без труда увидеть характерные черты барокко и рококо.

Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 28-30. Смешение стилей в Имперском зале.

Стены зала первоначально были покрыты традиционными турецкими изразцами, но в 18-м веке их сменили модные европейские, изготовленные в голландском городе Дельфте. Помещение также украшают изготовленные в Европе люстры, часы, вазы и т.д. От традиционного турецкого интерьера здесь остались пристенные фонтаны с пышной резьбой.

Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 31-32. Традиционные турецкие пристенные фонтаны, плитка вокруг них - голландская.

Личные султанские покои в комплексе Гарема появились только в последней четверти 16-го века, при Мураде III. По его повелению сначала были возведены новые покои для его горячо любимой матушки Нурбану-султан, а рядом - и личные помещения для самого падишаха.

Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 33-35. На пути в личные покои султанов в комплексе Гарема.

Главное из помещений султана Мурада III — зал внушительных размеров. Его стены отделаны голубыми изразцами из турецкого города Изника, который славился производством декоративной плитки. В стенах зала устроены в три яруса небольшие ниши, в свое время служившие местом для изящных и драгоценных украшений — флаконов-ароматников, ваз, часов. В одной из стен имелся небольшой фонтан, освежавший воздух летом. Для отопления зимой служил камин. В окна второго яруса вставлены цветные стекла.

Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul Istanbul
Фото 36-39. Покои султана Мурада III.

В начале 17-го века личные покои в комплексе Гарема возвел для себя также султан Ахмед I, а в 18-м столетии — Ахмед III, но нам этих помещений не показали (хотя на Рис.2 они выделены как доступные).

Не только женщины были обитательницами гарема. Главная задача правителя — продолжить древний род Османов, восходящий к 13-му веку, поэтому роль будущего наследника (шехзаде) была очень велика. До восьмилетнего возраста сыновья султана росли на женской половине, при матери. А вот дальнейшую судьбу потенциальных наследников престола в разные периоды турецкой истории решали по-разному, хотя в любом случае, диким образом.

Еще на заре становления Османского государства существовало негласное правило убийства существовавших на тот момент потенциальных наследников только что взошедшего на трон султана (его братьев, дядьев, кузенов, племянников). Мехмед II Завоеватель превратил это негласное правило в официально действующий закон, по которому севший на трон новый султан полностью уничтожал всех «лишних» на тот момент принцев - конкурентов его власти. По замыслу, это все – ради безопасного и спокойного правления и предотвращения возможных из-за борьбы за власть гражданских войн. В результате действия этого закона в первые 150 лет существования империи было убито более 80 членов семейной династии Османов. «Восток – дело тонкое, Петруха!» Справедливости ради можно отметить, что истребление родственников в династических целях практиковалось и в средневековой Европе, и на Руси, но не в таких масштабах...

Istanbul
Фото 40. Специальный павильон гаремного дворика – Кафес.

С начала 17-го столетия (по гуманным и практическим соображениям: лучше иметь «запасных» принцев на случай непредвиденных обстоятельств) потенциальных наследников престола стали помещать на пожизненное заточение (вместо того, чтобы убивать) в специальном павильоне гаремного дворика – Кафесе – прозванном «Золотой клеткой».

Istanbul Istanbul
Фото 41-42. «Золотая клетка» красиво декорирована.

Здесь наследные принцы должны были пребывать в практически полной изоляции от внешнего мира, под охраной глухонемых евнухов. Условия проживания у них были отличными, они имели слуг, и даже наложниц (но не могли иметь детей), обучались наукам, развлекались. Некоторые из них доживали до восшествия на престол, большинство – нет. Но из-за полной изоляции от внешнего мира и страхов насильственной смерти многие из них в дальнейшем страдали от серьёзных психических расстройств.

Но жизнь, тем не менее, продолжалась. Со смертью каждого султана его гарем - мать, жены и наложницы, незамужние сестры и дочери - переезжал из Топкапы в Старый дворец, а на их место въезжала мать нового правителя, только-только вышедшего из "клетки". Естественно, новому султану тут же подбирали свою бригаду наложниц, кто-то из них рожал падишаху детей, и наследный цикл шел на следующий круг...

Istanbul
Фото 43. Зал с камином и фонтанами.

Istanbul Istanbul
Фото 44ab. Пристенные фонтаны - традиционный элемент османской архитектуры.

Старейший и самый длинный коридор дворца называется "Золотой путь". Он получил свое название не за пышную отделку, а от обычая, согласно которому султан, выходя из покоев, в дни торжественных церемоний разбрасывал здесь золотые монеты. Их могли подбирать обитатели гарема — приближенные и фаворитки, что и показано на некоторых старинных османских миниатюрах.

Istanbul
Фото 45. Золотой путь османского дворца.

{↑}


      Весь Стамбул


      Оглавление сайта