Дворец Топкапы - это самый популярный в Стамбуле туристический объект с ежегодным числом посетителей от 1,5 до 2 млн. человек. Сооруженный во второй половине 15-го столетия, этот удивительный дворцовый комплекс дошел до наших дней в прекрасном состоянии. Это окно в мир ушедшей Османской империи, её архитектуры и искусства, позволяющее погрузиться в мир османского двора 15-19-го веков, погулять по личным апартаментам султанов и по территории Гарема, заглянуть в библиотеку и увидеть большое количество накопленных великолепных артефактов.
Фото 1. Дворец Топкапы находится на мысу Сарайбурну, где пролив Босфор и залив Золотой Рог соединяются с Мраморным морем.
Фото из интернета.
Такое выигрышное месторасположение использовалось с античных времен, когда на этой территории возникла греческая колония Византий. На высоком холме над слиянием Босфора и Золотого Рога когда-то находился греческий акрополь. В 15-м веке, примерно через 20 лет после взятия Константинополя османским султаном Мехмедом II, на этой территории началось строительство Топкапы (1475-1478). С тех пор почти 400 лет он был основным дворцом султанов Османской империи, пока официальная резиденция не была перенесена в 1854 году во дворец Долмабахче на Босфоре. Еще некоторое время после этого в Топкапы продолжали жить вдовы султанов или жены низложенных правителей со своей свитой, а в 1923 году Дворец был объявлен музеем. Каковым он остается и поныне, а исторический район, где он расположен, в 1985 году был включён в список Всемирного наследия Юнеско.
Размеры дворцово-паркового ансамбля Топкапы впечатляют: 700 тыс. кв. метров. Топкапы – дворец-крепость и фактически - город в городе, где были административные, жилые и хозяйственные постройки, мечети, больницы, сады и т.д. – то есть все необходимое для отправления официальных функций и проживания самого султана, его семьи, гарема и многочисленной свиты. Из него за всю историю империи правило страной 25 султанов.
Фото 2-4. Дворцовый комплекс Топкапы.
Будучи главной стамбульской достопримечательностью, Топкапы не страдает от недостатка туристов. Более того, их там слишком много, несмотря на сравнительно дорогие входные билеты. Чтобы осмотреть весь комплекс, надо купить три отдельных билета: один – для основной территории, другой – для входа в Гарем, третий – для посещения храма Св. Ирины. К счастью, все три объекта «покрываются» музейной картой Стамбула (Museum Pass Istanbul), которая также дает возможность без покупки отдельных билетов посетить все три Археологических музея Стамбула, Галатскую башню, Музей мозаики, Музей турецкого и исламского искусства и еще 2-3 музея. Стоимость карты практически компенсируется после визита в три объекта музейного комплекса Топкапы. Купить музейную карту легче всего в кассе одного из музеев (из списка тех, где она действует) и лучше это сделать не в Топкапы, чтобы не стоять в очереди. Мы, например, покупали её в Музее мозаики. Еще один плюс музейной карты (которая действительна в течение 5 дней) – с ней проход в музеи вне очереди, что немаловажно в переполненном туристами Стамбуле. Зайти по этой карте в каждый из музеев можно только один раз.
Карта 1. План-схема дворцового комплекса Топкапы. Римскими цифрами пронумерованы дворы комплекса.
Дворцовый комплекс Топкапы устроен по принципу четырех смежных дворов, выстроенных в цепочку, один после другого. Будучи частями единого дворцового ансамбля, каждый из дворов, фактически, представлял собой отдельную крепость, огражденную высокими кирпичными стенами. Переход из одного двора в другой – через ворота в стене, разделяющей смежные территории. Такая планировка дворцового комплекса обеспечивала дополнительную безопасность его обитателям. В последнем дворе был предусмотрен подземный ход, который вёл к морю с ожидающими там кораблями. Но за всю историю Османской империи на Топкапы никто никогда не нападал.
Карта 2. Объекты дворцового комплекса Топкапы.
Первый двор – самый большой из всех - был фактически вспомогательным. Его и сейчас, чаще всего, на плане Топкапы не изображают. Именно в нём находятся кассы дворца.
Вход на Первый двор султанского дворца осуществляется через Императорские ворота, или Ворота Повелителя. Через них османские падишахи (другое название султана) выезжали на молитвы в рядом стоящую Айя-Софию. При каждом въезде/выезде султана производился пушечный выстрел (отсюда и название «Топкапы», что переводится с турецкого как «Пушечные ворота»).
Фото 5. Топкапы – дворец-крепость, окруженный мощной стеной.
Фото 6-7. Справа - главный вход во дворец Топкапы, по центру - фонтан султана Ахмеда III.
Виден также один из минаретов Айя Софии.
Фото 8ab. Фрагменты фонтана султана Ахмеда III. Фонтан построен в 1728 году в стиле «османского рококо».
Самая значимая постройка Первого двора – это храм Св. Ирины, которому более полутора тысяч лет. Его возвели в эпоху Византии, задолго до завоевания Стамбула османами. Изначально турки использовали Св. Ирину как военный арсенал. В какой-то момент в помещениях храма хранили археологические экспонаты, прежде чем их перевезли в специально организованный Археологический музей. Подробнее об этом храме рассказано в византийском разделе фоторепортажа.
Фото 9. Храм Св. Ирины на заднем плане, справа - здание монетного двора.
Помимо храма Св. Ирины, в Первом дворе Топкапы находился монетный двор, служебные помещения охраны, дворцовые больница и пекарня, склады стройматериалов и другие служебные помещения. Для прохода в Первый двор билет не нужен.
Фото 10ab. Во всех дворах комплекса сохранились роскошные деревья, которые помнят времена правления
османских султанов.
Во Второй двор попадаешь через Ворота приветствий – самый узнаваемый символ дворца. Первоначально эти ворота были деревянными, а свой нынешний облик приобрели в 16-м веке в период правления Сулеймана Великолепного. Именно при нем ворота были украшены восьмиугольными башнями под коническими крышами, подобными европейским.
Фото 10-11. Ворота приветствий – самый узнаваемый символ дворца.
У Второго двора несколько названий – дипломатический, площадь Совета или Двор Дивана (Divan Meydanı), которые подсказывают, что отсюда осуществлялось управление империей, здесь принимали иностранных послов, проводили свадебные церемонии султанских дочерей.
Слева во Втором дворе возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей - Башня правосудия, самая высокая постройка во дворце. Она хорошо видна с Босфора как ориентир Топкапы. С этой башни правители обозревали окрестности своей столицы, а из специального помещения следили за заседаниями Дивана.
Фото 12. Самая высокая постройка во дворце - Башня правосудия. Она возвышается над зданием Дивана.
В Диване четыре раза в неделю собирался Государственный совет во главе с Великим визирем (премьер-министром) для решения текущих гражданских и религиозных вопросов.
Фото 13. Здание Дивана – это основное сооружение во Втором дворе.
Диван – слово персидское, которым обозначали канцелярию, присутственное место, архив, а также высший орган исполнительной или законодательной власти. В других языках это слово закрепилось в основном за типичным для подобных учреждений предметом мебели – низкой кушетки с мягкой обивкой.
Фото 14-16. Помещения Дивана.
В здании Дивана было три зала, разделенных арочными перегородками. Один зал предназначался для заседаний Государственного совета, другой - для работы с документами, а в третьем был кабинет Великого визиря.
Фото 17-18. Фрагменты оформления залов Дивана.
В заседании Дивана принимали участие визири, но сам султан в зале отсутствовал. Он мог, тем не менее, следить за советом из Башни правосудия через специальное окошко (Око султана), оставаясь при этом невидимым для членов совета. Таким образом, заседания Дивана всегда проходили как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющим оком.
Фото 19. За этой золоченой решеткой было султанское окошко (Око султана).
Если падишаху не нравилось решение, которое были готовы принять его подчинённые, то он закрывал окно, тем самым прерывая собрание и созывая к себе министров в Зал аудиенций (который находился в следующем - Третьем дворе) для обсуждения проблемы. Как бы сейчас сказали: осуществлял ручное управление.
Фото 20-21. С годами здание Дивана из простой деревянной постройки преобразилось в сооружение,
декорированное колоннами, арками, позолоченными решётками, мраморными стенами, изразцами и росписями.
В одном из помещений Дивана сейчас работает выставка часов, где можно увидеть очень интересные экспонаты - от напольных до миниатюрных. Секция часов дворца Топкапы - одна из самых редких в мире коллекций механических часов, насчитывающая около 380 экземпляров.
Фото 22ab. Слева - часы в форме грифона из оникса работы Фаберже середины 19-го века. Справа - английские
часы, 1770 год.
Фото 23ab. Слева - подарок английской королевы Виктории султану Абдулхамиду II, 1850 год. Футляр - из
перламутра. Справа - французские часы периода Людовика XVI, 1790 год.
Непосредственно к зданию Дивана примыкает восьмикупольное здание Внешнего казначейства – с толстыми стенами и маленькими окошками. Здесь, в подвалах, вплоть до середины 19-го столетия хранились те средства, которыми распоряжался Диван, в том числе янычарские зарплаты. А сейчас в нем музей старинного оружия.
Фото 24. Здание Внешнего казначейства, ныне музей оружия.
Эту коллекцию оружия османские правители собирали в течение многих веков. В нее вошли предметы собственно турецкого вооружения, трофейное оружие завоеванных стран и дары султанам.
Фото 25ab. Среди раритетов музея - меч Мехмеда Завоевателя (слева, 15-й век) и мечи многих последующих
султанов Османской империи, каждый из которых является не только оружием, но и произведением искусства.
Фото 26. Мечи султана Сулеймана Великолепного. Подлинные мечи османских султанов - гордость музея оружия.
Фото 27-28. Старинное огнестрельное оружие.
Во Втором дворе располагались и дворцовые кухни: это целая улица из 10 зданий с куполообразными крышами. В Топкапы были самые большие кухни в Османской империи, а персонал кухни составлял более 800 человек.
Фото 29-30. Дворцовые кухни.
Сейчас там организованы выставки столовой и чайной посуды, фарфора и серебра, самоваров и ножей. Коллекция очень большая: более 16 тысяч наименований.
Фото 31ab-32ab. Европейская посуда из фарфора (19-й век).
Фото 33-34. Турецкой посуды из фарфора на выставке практически нет, зато есть красивая посуда из
серебра 19-го века.
Третий и Четвертый дворы дворца Топкапы – это святая святых, территория личных апартаментов правящих султанов, вход на которую был очень строго ограничен. Единственными иностранцами, которым позволялось пройти в эту часть дворцового комплекса, были лишь немногие послы, получившие аудиенцию у султана.
На территорию Третьего двора попадаешь через красивые, увенчанные куполом ворота, у которых целых три названия: Ворота блаженства/счастья, Ворота аудиенций, Ворота Белых евнухов.
Фото 35. Ворота блаженства/счастья, они же - Ворота аудиенций, они же - Ворота Белых евнухов.
Блаженство и счастье за этими, считавшимися личными воротами султана, открывались, естественно, для него самого. Остальные входящие, кому было дозволено, целовали порог этих ворот в священном трепете (сейчас не требуется😃).
Фото 36-37. За охрану Ворот блаженства/счастья, выполненных в стиле рококо, отвечал Главный дворецкий
и подчиненные ему белые (по цвету кожи) евнухи. Помещения для их проживания находились справа и слева от
входа так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.
Зал аудиенций, или Тронный зал - первый встречающийся на пути посетителей Третьего двора одноэтажный павильон с мраморной колоннадой, идущей по периметру всего здания. Его соорудили еще в 15-м веке, но несколько раз позже перестраивали.
Фото 38. Зал аудиенций, или Тронный зал.
Этот небольшой павильон был своеобразным рабочим кабинетом султана. Здесь он, полулежа на великолепном позолоченном, сверкающем драгоценными камнями троне, выслушивал отчеты Великого визиря о деятельности Дивана, здесь он принимал иностранных послов, здесь решались государственные вопросы, требующие участия самого султана.
Сейчас в Зале аудиенций стоит так называемый Золотой церемониальный трон, который раньше использовался при проведении празднеств в Топкапы. Этот трон из позолоченного орехового дерева, усыпанный хризолитами, был подарен в 1585 году османскому султану Мураду III. На спинке трона висит подвеска с тремя шестигранными изумрудами.
Фото 39. Золотой церемониальный трон в Зале аудиенций.
Сразу за Залом аудиенций расположена красивая библиотека Ахмета III, построенная в 1719 году. Когда-то в ней находились нескольких тысяч изданий на различных восточных языках.
Фото 40-41. Библиотека Ахмета III.
Сейчас эти книжные раритеты – в фондах разных музеев, а посетители продолжают восхищаться легкими и воздушными интерьерами - как будто из восточной сказки. Библиотека внутри декорирована изразцами, яркими витражами, настенными росписями.
Фото 42-45. Интерьеры Библиотеки Ахмета III.
Всегда очень многолюдно в Павильоне Священной мантии и Святых реликвий. До середины 16-го века там размещались покои султанов, а сейчас в этом помещении находится собрание раритетов, в том числе Знамя Пророка и его Священная мантия. Там же демонстрируются и волосы из бороды пророка Мухаммеда, отпечаток его стопы, принадлежавшие ему лук, меч и письма, а также ключи от Каабы и золотая оправа Чёрного камня – главной мусульманской святыни.
Фото 46. Павильон Священной мантии и Святых реликвий.
Большая часть этих реликвий была привезена в 1517 г. султаном Селимом I из египетского похода. Другие реликвии были переданы ему же эмиром Мекки после провозглашения Селима I халифом. Сотрудники Павильона действительно строго следят за тем, чтобы его посетители не фотографировали экспонаты, поэтому пара приводимых оттуда фотографий взята из интернета.
Фото 47. Реликвии пророка Мухаммеда: два меча и золотой ковчег, в котором хранится его священная мантия.
Из интернета.
Сохранились в Топкапы и некоторые православные святыни, доставшиеся туркам при захвате Константинополя. В частности, здесь можно увидеть десницу Иоанна Крестителя в золотой оправе, часть черепа святого апостола Петра, оловянную кастрюлю Авраама, серебряный ковчежец с мощами святых.
Фото 48. Христианские святыни в Павильоне хранятся рядом с мусульманскими. Из интернета.
Однако, самым главным зданием Третьего двора, конечно, считается бывшая личная Сокровищница османских султанов. Правители империи за много веков скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, на многие из которых теперь могут посмотреть туристы. К сожалению, во время нашего посещения в апреле 2022 г. эта экспозиция была недоступна из-за ремонта здания. Правда, на период реконструкции некоторые ценные экспонаты переместили во Второй двор, на выставку оружия, где мы их и увидели.
Фото 49. Знаменитый кинжал Топкапы. Его рукоять украшают три больших изумруда, в эфес встроены золотые
часы, крышка которых тоже сделана из изумруда. Золотые ножны покрыты эмалью и драгоценными камнями. Этот
кинжал был изготовлен придворными мастерами по приказу султана Махмуда I для персидского шаха Надира и среди
прочих подарков отправлен в Персию. Однако по пути туда посланники султана узнали, что шах скончался, и со
всеми подарками вернулись во дворец. С тех пор этот самый дорогой в мире кинжал хранится в сокровищнице дворца
Топкапы.
Фото 50. Бриллиант, известный как «Алмаз ложечника». Весит он 86 карат, оправлен серебром и окружен 49-ю
более мелкими бриллиантами. Точное его происхождение неизвестно, но популярная легенда гласит, что алмаз нашел
бедняк, который, не понимая его ценности, обменял его на базаре. Хитрый ювелир дал ему за сокровище три ложки,
откуда и произошло название алмаза, к тому же и форма его чем-то напоминает ложку. Со временем алмаз попал в
султанскую казну и получил достойную обработку.
В 2009 году мы, помнится, также видели в Сокровищнице несколько султанских тронов, личные вещи известной Хюррем (Роксоланы), драгоценную посуду и роскошные ювелирные изделия, военные награды Османской империи, подарки, сделанные султанам, и многочисленные артефакты из покоренных османами стран. Также с тех пор запомнилась галерея султанских кафтанов, среди которых особенно хороши были маленькие кафтанчики султанских наследников – шехзаде. Другими словами, султанская Сокровищница Топкапы – одно из самых больших собраний артефактов в мире.
Фото 51. Один из самых дорогих экспонатов Сокровищницы - церемониальная кольчуга Мустафы III,
выполненная из позолоченной стали и украшенная драгоценными камнями.
Четвертый двор – олицетворение идиллии и спокойствия. Османские правители могли тут от души наслаждаться уединением в прекрасном саду и в изысканных павильонах, а также великолепными морскими пейзажами с видами сразу на две части света: Европу и Азию. Это самый богатый, с точки зрения архитектурного убранства, двор.
Фото 52-54. В Четвертом дворе Топкапы.
Выйдя с территории Третьего двора мимо Павильона Священной мантии, можно подняться на Мраморную террасу, заглянуть в Ереванский и Багдадский павильоны, расположенные по её обеим сторонам.
Фото 55-56. Багдадский павильон.
Ереванский и Багдадский павильоны - великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с элементами персидских мотивов. Изящество строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями в восточном стиле.
Фото 57-58. Ереванский павильон.
Оба этих павильона - Ереванский и Багдадский - были сооружены в 30-е годы 17-го века, в годы правления Мурада IV в память о завоевании турками Еревана и Багдада соответственно.
Фото 59-60. Багдадский павильон.
Фото 61-62. Ереванский павильон.
Оба павильона отделаны великолепными изразцами, витражами, вручную расписаны восточными узорами и инкрустированы сусальным золотом. Двери украшены перламутром и черепашьими панцирями, а вдоль стен стоят бархатные диваны.
Фото 63-64. Изразцы, витражи, позолота, росписи - так декорированы оба павильона.
Фото 65. Этот трон 17-го века, принадлежавший султану Ахмеду I, выполнен в форме балдахина и увенчан
куполом. Трон изготовлен из орехового дерева, вся его поверхность украшена мозаикой из перламутра и
черепахового панциря. Под куполом висит подвеска из изумрудов и золота, а на самом верху купола -
часы в виде фонаря.
Между Ереванским и Багдадским павильонами расположилась широкая мраморная терраса, называемая «Султанская Софа» - с богато украшенной арочной галереей, большим декоративным бассейном, центр которого украшает фонтан.
Фото 66-68. Оформление мраморной террасы.
В середине мраморной террасы на четырех тонких колоннах стоит беседка Ифтарийе - с крышей в виде позолоченного тюльпана. Павильон Ифтарийе предназначался для ифтара – вечернего разговения в дни священного месяца Рамадан, и был построен в 1640 году.
Фото 69-70. Павильон Ифтарийе.
Это самая высокая точка территории Топкапы, откуда отлично видно окрестности с заливом Золотой Рог и Галатским холмом со знаменитой одноименной башней на нем.
Фото 71. Вид с мраморной террасы на залив Золотой Рог и Галатскую башню.
Фото 72. А это вид из Четвертого двора в противоположную сторону - на Мраморное море и азиатскую часть
Стамбула. Внизу видны зубцы византийской стены.
Почти в середине Четвертого двора находится Павильон Мустафа-паши, или Павильон Софы - памятник архитектуры 17-го века. В 18-м столетии роскошное восточное здание было декорировано в стиле рококо. Из павильона Мустафа-паши султаны созерцали спортивные состязания в саду и другие развлекательные мероприятия.
Фото 73-74. Павильон Мустафа-паши.
По всей территории комплекса Топкапы созданы симпатичные садово-парковые зоны с аллеями, цветочными клумбами, искусственными бассейнами, фонтанами.
Фото 75-76. Весь дворцовый комплекс наполнен зеленью.
Но главная часть дворцового сада-парка располагалась раньше ЗА стенами, окружавшими дворец. До 1912 года этот внешний султанский сад был доступен только обитателям Топкапы. Сейчас это парк Гюльхане, где во время нашего посещения великолепно цвели тюльпаны.