Содержание:
В 19-м веке Нижний Новгород называли «карманом России», потому что в это время он действительно стал экономическим центром страны после переноса туда Всероссийской ярмарки, получившей название Нижегородской. Став центром российской и в какой-то степени международной торговли, с середины 19-го века город вступил в период благополучия и процветания. Именно тогда в нем были построены самые красивые здания: доходные дома, банки, торговые конторы, гостиницы, храмы. Подробнее о Нижегородской ярмарке мы поговорим в рассказе про Заречье (месте, где она располагалась), здесь же просто отметим, что всё красивое в историческом центре города в большинстве случаев является "остатками былой роскоши" тех времён. При этом заслуживает похвалы и современное руководство города, которое к юбилейной дате восстановило и отреставрировало многие исторические здания, пришедшие в упадок после многих лет забвения.
Из улиц Нижнего Новгорода на первенство по красоте и числу интересных зданий однозначно претендует Большая Покровская. Начинающаяся прямо от кремля и названная так в честь несохранившегося храма Покрова Пресвятой Богородицы, Большая Покровская является пешеходной почти на всём протяжении и часто называется "Нижегородским Арбатом". Прежде здесь шла дорога на Москву от Дмитриевской башни кремля.
В самом её начале находится одно из самых красивых зданий Нижнего - бывшая Городская дума, ныне Нижегородский областной суд. Землю под строительство Думы передал в дар городу купец-миллионер Николай Бугров, он же пожертвовал большую сумму денег на её возведение.
На небольшой Театральной площади, прилегающей к Большой Покровской, находится Нижегородский драматический театр, ныне им. Горького. Театр открылся в день коронования Николая II 15 мая 1896 года парадным спектаклем — оперой М.И.Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Шаляпина в роли Ивана Сусанина. Большую сумму на строительство театра внёс всё тот же Николай Бугров.
Примерно в середине улицы находится самая выдающаяся, с нашей точки зрения, постройка Нижнего Новгорода - здание Государственного банка. Выстроенное в неорусском стиле как сказочный теремок, это здание очень трудно ассоциировать с серьезным финансовым учреждением. А ведь именно здесь в годы Первой мировой войны хранилась половина золотого запаса Российской империи. Строительство здания было приурочено к двум юбилеям, оба из которых приходились на 1913 год: 50-летию учреждения Государственного банка России и 300-летию династии Романовых. Неслучайно поэтому на фронтоне фасада изображён двуглавый орёл (как он выжил при советской власти?), а на открытии банка 17 мая 1913 года присутствовал лично Николай II с членами императорской семьи.
Внутри банка сохранились роскошные оригинальные росписи, выполненные по эскизам знаменитого художника-иллюстратора Ивана Билибина. К сожалению, увидеть их можно только дважды в год - весной и осенью в дни открытых дверей, на которые мы, увы, не попали.
На Большой Покровской находится масса интересных домов, в основном конца 19-го - начала 20-го веков в стиле эклектики и модерна. Но есть и более ранние здания, например, дом Дворянского собрания 1826 года, в котором один раз побывал Пушкин. Сейчас в нем располагается нижегородский экзотариум (выставка экзотических животных, в основном пресмыкающихся). Вот такая трансформация интересная.
Есть на улице и выдающиеся образцы сталинской архитектуры, например, жилой дом завода "Красное Сормово" с монументальным фасадом.
Почти все дома на Большой Покровской красивы, и почти на каждом висит мемориальная доска, объявляющая тот или иной его статус. Просто прогуляться по этой улице и поглазеть по сторонам - огромное удовольствие. Тем не менее, вот ещё несколько приглянувшихся домов в стиле академической эклектики (кроме последнего, стиль которого - поздний модерн).
Заканчивается Большая Покровская красивым парком, посвященным Максиму Горькому, чьё имя с 1932 по 1990 год носил и сам город. Горький провел здесь детство и юность, почерпнул много сюжетов и прототипов для своих пьес и повестей. В парке можно ознакомиться с самыми известными горьковскими цитатами, а также взглянуть на его памятник, созданный по проекту знаменитого советского скульптора Веры Мухиной.
Немного не доходя до Парка им. Горького, от Большой Покровской уходит вправо улица Малая Покровская, на которой тоже много красивых домов. Покажем два из них, особо приглянувшихся.
{↑}Улица эта названа набережной весьма условно - на самом деле она проходит по краю волжского обрыва достаточно далеко от реки. Но виды оттуда на Волгу очень хороши, видимо поэтому так её и окрестили. Сейчас это длинный променад с красивыми волжскими видами с одной стороны и не менее красивыми зданиями самых разных эпох - с другой. Своим возникновением набережная обязана императору Николаю I, который, посетив Нижний в 1834 году, нашел на этом месте убогие избы, окруженные кучами мусора. Царь огорчился таким отсутствием вкуса у своих подданных и распорядился проложить по гребню широкий бульвар, застроив его достойными каменными домами фасадом к реке.
Начинается Верхне-Волжская набережная рядом с угловой (Георгиевской) башней нижегородского кремля. В угловом доме №1 когда-то располагалось правление пароходного общества «Волга», которое контролировало значительную часть рынка нефтеперевозок из Баку и входило в тройку крупнейших нефтетранспортных фирм Российской империи. Главным акционером и директором-распорядителем общества был нижегородский купец и промышленник Д.В.Сироткин.
Неподалёку от здания своего пароходства купец Сироткин построил и свой особняк (дом №3), пригласив для этой цели архитекторов братьев Весниных, ставших впоследствии лидерами советского конструктивизма. Сироткин был не только бизнесменом, но также и городским головой Нижнего Новгорода в 1913-1917 гг., сделав за это время много полезного и нужного для города. Прославился он и благотворительностью, в основном в пользу Старообрядческой русской церкви. Свой особняк в центре города он изначально планировал сделать музеем, что и произошло в 1924 году уже при советской власти. Сейчас в доме Сироткина находится собрание западноевропейского искусства Нижегородского художественного музея, и, положа руку на сердце, особого впечатления оно не производит. Но заглянуть в этот музей стоит по другой причине: там экспонируется масштабное полотно Константина Маковского «Воззвание Минина», которое художник писал 6 лет с 1891 по 1896 г. Полотно огромное - 6х7 метров, для его размещения в отдельном зале к музею пристроили дополнительное помещение.
Усадьба Рукавишникова (дом №7), построенная в духе итальянского палаццо, является самой роскошной купеческой усадьбой на Верхне-Волжской набережной. Предпринимательская династия Рукавишниковых разбогатела на сталелитейном деле и в третьем поколении некоторые её члены уже отошли от бизнеса и вкладывали свои капиталы в «прекрасное». В частности, Сергей Михайлович Рукавишников (1852-1914) перестроил старый отцовский дом в купеческий дворец с роскошной отделкой снаружи и изнутри, стремясь продемонстрировать всем богатство своего рода. Получилось действительно «богато», иногда кажется, что даже чересчур. Но не нам судить богатых купцов, они имели полное право распоряжаться своими деньгами по собственному усмотрению. Сейчас в усадьбе Рукавишникова умеренно интересный музей, но заглянуть внутрь стоит хотя бы ради того, чтобы посмотреть на роскошные парадную лестницу и бальный зал.
Двухэтажный особняк Ольги Ивановны и Фёдора Михайловича Каменских (дом №11), крупных судовладельцев начала 20-го века, является памятником архитектуры федерального значения. Мемориальная доска на нём утверждает, что особняк в стиле неоклассицизма "восходит к образцам вилл эпохи итальянского Возрождения выдающегося зодчего XVI века Андреа Палладио". А ещё этот дом знаменит кладом, найденным в нём в 1973 году во время ремонта. Среди спрятанных в 1917 году семейных ценностей обнаружилась и редкая по художественной ценности коллекция старого фарфора, принадлежавшая Каменским. Сейчас эта коллекция находится в музее усадьбы Рукавишникова.
Помимо купеческих усадеб, на Верхне-Волжской набережной можно найти несколько выдающихся зданий советского периода. По времени они разбросаны от 1930-х до 1980-х, выполнены в разных архитектурных стилях, но все гармонично вписываются в ансамбль набережной и не портят её архитектурной целостности (что скорее исключение, нежели правило для советских построек).
Параллельно Верхне-Волжской набережной идёт улица Минина, на которой нам приглянулся один храм. Это церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, построенная в конце 19-го века при губернской земской больнице. Очень необычная архитектура, которую трудно отнести к какому-либо стилю, но очень красиво.
{↑}Чкаловская лестница соединяет между собой Верхне- и Нижне-Волжскую набережные рядом с Георгиевской башней кремля. Официальное название у неё «Волжская», но в народе её называют только «Чкаловской» - в честь памятника Валерию Чкалову, установленному на верхней площадке лестницы. В лестнице 442 ступеньки (560, если считать обе стороны «восьмёрки», образованной боковыми спусками), и покрываемый ею перепад высот составляет примерно 100 метров. Прогулка по лестнице - хорошее упражнение и мы, не торопясь, поднялись по ней и спустились вниз, обнаружив, что лестница вполне по силам активным пенсионерам.
Идея построить тут лестницу возникла ещё в 1940 году, но её реализация была задержана войной. Тем не менее, строить её начали ещё в военное время, вскоре после победы в Сталинградской битве в 1943 г. Проект принадлежал московским архитекторам Льву Рудневу и Владимиру Мунцу, а надзор за работами проводил горьковский архитектор Александр Яковлев. Строительство продолжалось до середины 1949 года, причём на последнем этапе, для ускорения работ, к строительству привлекли немецких военнопленных. Торжественное открытие лестницы состоялось 24 июля 1949 года в день Военно-Морского флота.
{↑}Нижне-Волжская набережная протянулась вдоль берега Волги на 3 км от Канавинского моста (ближайшего к слиянию Волги и Оки) до Александровского сада. Наиболее интересный её отрезок находится между мостом и Широкой улицей, где сконцентрированы наиболее красивые здания.
В сквере напротив Зачатьевской башни кремля в 2014 году установили памятник Петру I (в ознаменование 300-летия его указа об учреждении Нижегородской губернии). Пётр побывал в Нижнем дважды: в 1685 г. во время организации похода на Азов и в 1722 г., когда он на 400 судах вел армию на войну с Персией. Именно тогда Россия впервые захватила Баку и закрепилась на западном побережье Каспийского моря.
{↑}Площадь Народного Единства лежит под стенами кремля рядом с Ивановской башней, причём сами нижегородцы называют её «Скобой» - по форме одного из расположенных на ней зданий. Место это знаменитое: предполагается, что именно здесь осенью 1611 года Кузьма Минин произнес своё знаменитое воззвание, призывая нижегородцев пожертвовать часть имущества на создание ополчения для освобождения страны от интервентов.
Именно эта площадь изображена на уже упоминавшейся выше картине Маковского «Воззвание Минина» и именно поэтому на ней установили копию московского памятника Минину и Пожарскому. Украшением площади служит красивая церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу, рядом с которой (тогда ещё деревянной) и обращался к горожанам Минин.
На площади есть еще одно интересное здание - ночлежный дом Бугровых - прообраз ночлежки из пьесы Горького «На дне». Построенный богатейшими нижегородскими купцами братьями Бугровыми в 1883 году и рассчитанный на 800 человек в ночь, он иногда вмещал больше тысячи постояльцев. Помимо ночлега, здесь можно было найти фунт бесплатного хлеба и кипяток. По фасаду дома раньше находилась надпись «Водку не пить. Песен не петь. Вести себя тихо», которая теперь воспроизведена на окружающем его заборе.
В конце 19-го века от площади работал фуникулёр, на котором можно было подняться в кремль. Сейчас он восстанавливается и его нижняя станция - слева от ночлежного дома Бугровых.
{↑}Рождественская улица, начинающаяся от площади Народного Единства и идущая параллельно берегу до Канавинского моста, серьёзно конкурирует с Большой Покровской за право называться лучшей улицей города. Если Большая Покровская всегда была местом сосредоточения элитного жилья, то Рождественская изначально была деловым центром, связанным с нижегородской торговлей и судоходством. На ней практически полностью сохранилась историческая застройка, что, в сочетании с большим количеством уютных кафешек и ресторанчиков, привлекает на эту улицу много туристов.
Свой нынешний вид улица приобрела в конце 19-го века, однако её главное украшение появилось гораздо раньше - в 1719 году, когда освятили церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известную как Рождественская или Строгановская.
Церковь построил на свои деньги богатейший купец-солепромышленник Григорий Строганов, перебравшийся в 1685 году в Нижний Новгород из Сольвычегодска. Церковь эта - архитектурный шедевр, один из лучших образцов строгановского барокко, памятник архитектуры федерального значения. Её стены густо покрывает тонкая узорчатая белокаменная резьба, а разноцветные купола напоминают главки собора Василия Блаженного в Москве.
В иконостасе храма сохранились оригинальные иконы, написанные ещё при жизни Строганова в его иконописной мастерской. В 1722 году церковь посетил и отстоял в ней службу Пётр I во время остановки в Нижнем Новгороде по пути в Персию. После этого он якобы распорядился церковь закрыть, поскольку увидел в её иконостасе две иконы, заказанные им для Петропавловского собора Петербурга и перекупленные Строгановым.
В 1824-1825 гг. графиня Софья Владимировна Строганова (урождённая Голицина), управлявшая делами семьи после смерти мужа, построила недалеко от Рождественской церкви городскую усадьбу с двумя боковыми флигелями. Она предназначалась для размещения конторы и квартир служащих, сами Строгановы в ней никогда не жили.
Хотя к середине 19-го века Рождественская была уже вся застроена каменными домами, её нынешний вид сформировался ближе к концу века, когда в Нижнем Новгороде решили проводить Всероссийскую промышленно-художественную выставку 1896 года. Тогда Рождественская была главной деловой улицей города, и к столь важному событию её облагородили и дополнили новыми помпезными магазинами, банками и торговыми конторами. Самые знаменитые дома на Рождественской улице показаны ниже.
Следующие четыре дома не столь знаменитые, но тоже симпатичные, поэтому позволим себе их здесь показать.
{↑}