Содержание:
Набережная Федоровского - это аналог Верхне-Волжской набережной, но проходящая по высокому откосу Оки (её старое название - Верхне-Окская). Конечно, это никакая не набережная в прямом смысле слова, а высокий променад, нависающий над нижней частью города. Как и Верхне-Волжская, набережная Федоровского возникла по распоряжению Николая I, который во время визита в город был раздосадован неухоженностью столь красивого места. Отсюда открываются великолепные виды на речные просторы внизу и лучше всего видно слияние Волги и Оки. Люди приходят сюда погулять и полюбоваться закатами.
Совсем недавно часть набережной Федоровского была благоустроена и получила название «Парк 800-летия Нижнего Новгорода». Появились амфитеатры, игровые и спортивные площадки, лавочки со столами для пикников, прогулочные дорожки. На многоуровневых террасах размещены скамейки и лежаки для созерцания закатов. Сделано все очень удобно и красиво, и народ с удовольствием туда приходит, особенно ближе к вечеру.
Нижний Новгород часто называют «столицей закатов», и если это так, то набережная Федоровского - лучшее место, чтобы ими полюбоваться. Надо признаться конечно, что из кремля или с верхушки Чкаловской лестницы закаты выглядят не хуже, но разве там можно так комфортно устроиться, как на этой набережной? Кстати, названа она в честь выдающегося советского учёного-минералога Н.М.Федоровского (1886-1956). В 1918 году он был одним из организаторов Нижегородского государственного университета, который объединил все городские высшие учебные учреждения и курсы.
{↑}Ильинская улица с каменными купеческими домами конца 19-го века начинается от площади Народного Единства в нижнем посаде и поднимается вверх на окские утёсы. Это одна из старейших улиц города и самая благочинная: на ней не было кабаков и трактиров с сопутствующими безобразиями, зато всегда было много церквей. К 1880-м годам тихая и солидная Ильинка превратилась в одну из самых дорогих и престижных улиц в городе.
По преданию, церковь построена в память избавления Нижнего Новгорода от нашествия казанских татар и ногайцев в 1505 году. На её месте стоял шатёр ногайского мурзы, убитого точным выстрелом пушкаря Федея Литовича (литовцы в тот момент сидели в кремле в плену). Впервые столкнувшись с огнестрельным оружием, войско казанского хана Махмед-Амина в панике бежало. На месте, где был убит мурза, поставили крест, а затем и церковь в честь Ильи Пророка, повелителя грома и молнии.
Сохранившиеся в большом количестве на Ильинке купеческие усадьбы относятся к концу 19-го - началу 20-го века и выстроены в преобладавшем тогда стиле провинциальной эклектики.
Чуть в стороне от Ильинки, в Крутом переулке, находится очень интересная Успенская церковь, построенная в 1672 году на средства купца Афанасия Олисова. Это единственный в России каменный храм, где завершение главного объёма выполнено в технике «крещатой бочки в четыре лица», широко применяемой в русском деревянном зодчестве, но практически не используемой в каменном. Крещатой бочкой называют выходящие на четыре стороны килевидные фронтоны в форме кокошников, а лица — это расположенные на фронтонах образа. Подобные же крещатые бочки, но поменьше, видны и под каждой из пяти главок церкви. Очень красиво!
Рядом с церковью сохранились и двухэтажные каменные палаты Олисова, построенные в 1670 году. Парадные и жилые комнаты располагались в них на втором этаже, а первый использовался под подсобные помещения. В экспозиции второго этажа сделана попытка, на наш взгляд не очень убедительная, воспроизвести быт 17-го века. И дом Олисова, и построенная им церковь являются объектами культурного наследия федерального значения.
Помимо дома Олисова, в Нижнем Новгороде сохранились ещё две интересные постройки конца 17-го - начала 18-го века. Они находятся в стороне от Ильинской улицы, но для полноты картины будет уместно показать их здесь.
На отходящей от Ильинки Сергиевской улице находится ещё один красивый храм Нижнего Новгорода - церковь преподобного Сергия Радонежского. Он был основан на этом месте в конце 16-го века, после пожара отстроен в камне на средства Афанасия Олисова в 1702 г. Нынешнее здание церкви возведено 1865-1869 гг. по проекту архитектора Роберта Килевейна, утвержденному самим императором Александром II. Строился храм на пожертвования прихожан.
{↑}Благовещенский монастырь, расположенный на высоком берегу Оки в месте её слияния с Волгой, является древнейшим в Нижнем Новгороде. Его основание связано с многими легендами. Согласно главной из них, выдвинутой в 19-м веке, он был основан в 1221 году князем Юрием Всеволодовичем одновременно с закладкой города. Почти сразу же монастырь был разрушен мордовскими язычниками и восстановлен более чем через 100 лет попечением святителя Алексия митрополита Киевского, Московского и Всея Руси. Святитель Алексий побывал в этих местах в 1357 году по пути в Золотую Орду, куда он направлялся для исцеления ханши Тайдулы.
Современная наука скептически оценивает эту теорию, поскольку первое упоминание обители в исторических документах относится лишь к 1370 году. Несомненно, однако, что монастырь сыграл важную миссионерскую и просветительскую роль в деле распространения православия и русской культуры в Поволжье.
Сохранившиеся в монастыре храмы и прочие постройки относятся в основном к середине 17-го века. Это был период интенсивного возведения церквей и монастырей на Руси по окончании бедствий Смутного времени.
Последняя крупная постройка монастыря - церковь Алексия Митрополита, возведённая после перенесения в Нижний Новгород в 1820-е годы Макарьевской ярмарки. В городе многократно выросло число купцов, для духовного окормления которых требовалось значительно большее количество храмов.
{↑}Второй древний монастырь в Нижнем Новгороде интересен сразу несколькими своими особенностями: обстоятельствами возникновения, личностью создателя, а также наличием при монастыре исторического парка, посвященного правителям России. В дополнение к всему этому он просто сказочно красив, поэтому мы очень советуем посетить его всем приезжающим посмотреть город. Добираться туда проще всего на такси, но это совсем недалеко от центра.
История монастыря отсчитывается от 1330 года, когда монах Киево-Печерской лавры Дионисий пришёл на Волгу и выкопал для себя пещеру в трёх верстах ниже по течению от Нижнего Новгорода. Со временем вокруг него стали селиться подвижники, и возник монастырь с церковью Вознесения Господня. По легенде, Дионисий принёс с собой список с иконы Печерской Божьей Матери «греческого письма», которая стала главной святыней обители. Также Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита. Со временем монастырь стал важным духовным центром Нижегородско-Суздальского княжества, в котором примерно в 1377 году был создан летописный свод, ныне известный как Лаврентьевская летопись. Сам же Дионисий едва не стал Митрополитом всея Руси и даже был возведён в этот сан Константинопольским патриархом. Однако домой из Константинополя он уже не доехал - в Киеве был задержан литовцами и через год умер у них в плену.
Основанный Дионисием монастырь пережил период расцвета во второй половине 16-го века, когда после взятия Казани Иваном Грозным исчезла угроза татарских набегов. В этот период, в том числе на царские пожертвования, возводится шесть(!) каменных храмов, включая пятиглавый Вознесенский собор. Однако потом случилась беда: в 1597 году монастырь был уничтожен оползнем (обошлось, слава богу, без жертв среди монахов), и было решено отстроить его заново на новом месте ближе к городу. Существующий монастырский ансамбль возник уже после окончания Смутного времени в 1630-1650 гг. вокруг главного храма - Вознесенского собора, который был возведён в первую очередь. Финансирование поступало в том числе из царской казны, которой в то время заведовал Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Романова. В 1765 году вокруг монастыря возвели каменную ограду, которая, однако, никогда не несла оборонительных функций. В настоящее время архитектурный ансамбль Печерского Вознесенского монастыря 17-19 веков признан памятником архитектуры федерального значения.
Первое, что бросается в глаза на территории монастыря - как всё ухожено и насколько много вокруг цветов. Цветы практически везде - и просто высаженные вдоль дорожек, и организованные в замысловатые клумбы рядом с храмами. Красота прекрасно отреставрированных церквей в цветочном обрамлении производит очень сильное впечатление и создает внутри обители притягивающую к ней ауру. Оттуда просто не хочется уходить!
Возведение Вознесенского собора поначалу сталкивалось с трудностями из-за нехватки денег, но в конечном счете вопрос был решен, и к строительству привлекли известного каменных дел мастера Антипа Константинова, который перед этим только что закончил работу над Михайло-Архангельским собором Нижегородского кремля. Этот же мастер участвовал и в сооружении других монастырских храмов и построек. Внутрь собора мы, к сожалению не попали, поскольку он открыт только во время службы.
Теплая Успенская церковь примыкает к большой четырёхстолпной трапезной, которую в 17-м веке строили из расчета не только на иноков (их тогда было порядка 100 человек), но и для гостей. Кухни и хлебня были устроены в подклетье, а дымовые межэтажные каналы печей обогревали пол палаты в дополнение к трём изразцовым печам. В трапезную мы попали и, судя по всему, она уже не является столовой, а используется как храм. Во всяком случае, список главной храмовой иконы Печерской Божьей Матери находится именно там. По легенде, первоначальный список этой иконы «греческого письма» был принесен основателем Печерского монастыря Св. Дионисием из Киева. Икона, хранившаяся в монастыре до революции, ныне утеряна и сейчас там находится более поздний список.
В монастыре есть ещё один очень интересный объект современного происхождения. В саду перед входом в монастырь устроен исторический парк с бюстами всех правителей Руси/России от легендарного Рюрика до Николая II. При этом Рюриковичей настолько много, что создается впечатление, что там представлены абсолютно все удельные князья Киевской Руси периода феодальной раздробленности. Ещё любопытно, откуда авторы бюстов взяли портретные черты персонажей. Ведь из Рюриковичей известна внешность лишь Ивана Грозного по реконструкции Герасимова, а заслуживающие доверия портреты Романовых существуют лишь начиная с Петра I.
{↑}В самом конце Верхне-Волжской набережной, недалеко от Печерского монастыря, находится станция канатной дороги, пересекающей Волгу и связывающая Нижний с городом-спутником Бор. Её длина - 3661 метр, время в пути - 13 минут. Мы прокатились по ней туда-обратно ради видов на Волгу с большой высоты. Виды были неплохие, однако снимать их приходилось через бликующие и поцарапанные стекла кабинок. Как самостоятельное мероприятие, поездка по канатной дороге не является первой необходимостью в Нижнем, но если вы окажетесь поблизости (например, после посещения Печерского монастыря), эта поездка не займет у вас много времени.
{↑}