Художественный музей
В Нижегородском художественном музее в июне-августе 2023 года проходила выставка «Художник и сказка». Скажем честно, что
ее анонс вызвал у нас скептические чувства. Подумалось: каникулы, это они для детей стараются, взрослым это вряд ли
интересно. Поэтому для себя решили, что мы идем смотреть отменную постоянную экспозицию музея (спасибо нижегородским купцам,
ее собиравшим!), а заодно взглянем и на выставку «Художник и сказка».
На месте же оказалось, что под эту «сказочную» выставку организаторы выделили целый этаж музея, временно вытеснив оттуда
в запасники часть постоянной экспозиции. Выставка получилась масштабная, разнообразная, богатая по именам и по
художественному уровню. Едва начав ее осматривать, мы поняли, что проект этот - неординарный, и желание быстренько там
пробежаться как рукой сняло.
Более 120 произведений русских художников (картины, иллюстрации, графика), объединенных темой былин и сказок. Плюс к ним
– театральные костюмы, скульптурные работы, палехская миниатюра, дымковская игрушка, мелкая фарфоровая пластика...
Экспонаты представили Русский музей, Третьяковская галерея, Национальный музей музыки, петербургский Михайловский
театр и, конечно, музей-хозяин выставки.
Удовольствие мы получили огромное! Во-первых, для нас это было путешествием в детство. Образы с картин и иллюстраций
Васнецова, Билибина, Афанасьева у каждого из нас с самого детства отпечатаны где-то на уровне подсознания. Живая встреча
с ними в стенах музея, где организаторы любовно собрали для нас оригиналы работ, знакомых по детским книжкам и учебникам,
доставила огромную радость! И как мы поняли, в таком масштабе экспозиция, раскрывающая тему сказок и былин, была
представлена вообще впервые.
Но выставка вызывает не только сентиментальные чувства, она имела для нас и художественный интерес. Конечно, безусловная
пальма первенства среди русских живописцев в этой тематике принадлежит Виктору Васнецову. Но оказалось, что и у реалиста
Ильи Репина есть интереснейшая работа со сказочным сюжетом! А какие выразительные полотна, пропитанные героическим эпосом
Древней Руси, авторства Николая Рериха показали нам на этой выставке! Увидеть сразу несколько работ своеобразного Дмитрия
Стеллецкого – тоже большая удача. Полотна Михаила Нестерова, Константина Коровина, Михаила Врубеля и др., великолепные
изделия мастеров декоративно-прикладного искусства – много всего и на любой вкус было на этой прекрасной выставке.
Фото 1. Здание Нижегородского художественного музея, где проходила выставка «Художник и сказка».
Фото 2. Афиша выставки «Художник и сказка».
Фото 3. Первый зал, в который попадал зритель, содержал две монументальные работы Виктора Васнецова.
Именно благодаря Виктору Васнецову тема народных былин и сказок со второй половины 19-го столетия прочно
укрепилась в сюжетах русской живописи. Мы согласны с теми, кто считает, что именно сказки и легенды способны
рассказать о стране и народе зачастую больше, чем исторические экскурсы; особенно принимая во внимание, что
трактовки прошлых событий периодически корректируются - в угоду той или иной идеологии, а сказки да былины
сохраняются в неизменности.
Фото 4. В.М.Васнецов. Баян. 1910. Русский музей. «Баян» - одно из последних
полотен живописца, идею которого он вынашивал три десятилетия. Предположительно, «Баян»
написан по мотивам «Слова о полку Игореве». Впоследствии слово «баян» стало нарицательным
обозначением всех поэтов, певцов и сказителей Древней Руси. Размер полотна - 303х408 см -
очень впечатляет!
Фото 5. В.М.Васнецов. Витязь на распутье. 1882. Русский музей. «Витязь», наверное, -
одно из самых известных произведений художника, знакомое всем ещё по детским книжкам и учебникам.
Размер полотна - 167х308 см. Образ тяжких раздумий при выборе пути, как считают, был близок в те
годы и самому Васнецову.
Фото 6. Н.К.Рерих. Илья Муромец. 1910. Русский музей. Из серии «Богатырский фриз», которую
художник создал в 1909-1910 годах на заказ - для оформления дома почётного гражданина Санкт-Петербурга
Бажанова. На этой выставке представили 4 из 8 композиций из этой серии.
Фото 7. Н.К.Рерих. Соловей-разбойник. 1910. Русский музей. Из серии «Богатырский фриз». Стрела, выпущенная
Ильей Муромцем (на предыдущей композиции) поражает Соловья-разбойника. «Богатырский фриз», как считают, - наивысшая
точка развития былинной темы в творчестве Н.Рериха.
Фото 8ab. Н.К.Рерих. Витязь (слева) и Баян (справа). 1910. Русский музей. Две взаимосвязанные
композиции из серии «Богатырский фриз». На фоне уходящих вдаль стен древнего города молодой воин слушает
песню о ратных подвигах своих предков.
Фото 8c. Марк Антокольский. Нестор-летописец. 1890. Бронза. Третьяковская галерея.
Фото 9. И.И.Голиков. Битва. Фанера, темпера. 1933. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Третьяковская
галерея. Иван Голиков (1887-1937) - русский и советский художник-миниатюрист, инициатор и учредитель
в 1924 году Артели древней живописи Палеха.
Фото 10. И.И.Голиков. Поход. Затмение. Фанера, темпера. 1933. Третьяковская галерея. Иван Голиков
расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц. Все его работы
- это образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным
и литературным сюжетам.
Фото 11. И.И.Голиков. Плач Ярославны. Фанера, темпера. 1933. Третьяковская галерея.
Точно следуя тексту, Голиков показывает корабли в волнах и сизую тучу над ними, битву Игоря
и склоненную над ним Ярославну. Здесь же изображена и мольба ее к Днепру и Солнцу.
Фото 12. И.И.Голиков. Баян. Фанера, темпера. 1933. Фронтиспис книги «Слово о полку Игореве». Третьяковская
галерея. Миниатюры, созданные в 1932-1933 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего
в 1934 году в издательстве Academia, считаются вершиной творчества этого художника.
Фото 12a. Д.С.Стеллецкий. Сражение. Декоративное панно на сюжет из древнерусского эпоса «Слово о полку
Игореве». 1906. Русский музей. «...в этой графике, повторяющей древние мотивы, художник и впрямь как бы
обернулся изографом старины: он чувствует рисунок, краску, узор, начертательную аллегорию, как человек далеких
времен...»
Фото 13. В экспозиции нашли свое место и графические листы известного иллюстратора русских
сказок Ивана Билибина. Ивану Билибину было чуть больше 20 лет, когда он увидел на выставке только что
завершённую картину Васнецова «Богатыри». Своё впечатление он выразил предельно ясно: «Сам не свой,
ошеломлённый, ходил я после той выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему
тосковала моя душа».
Фото 14. И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Егор-Святогор». 1940. Бумага на
картоне, акварель. Русский музей. Билибин создал свой собственный стиль, который так и вошёл в историю
искусства как «билибинский стиль». Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции.
Затем тонкой обрезанной кистью проводил тушью контур каждой детали. И только после этого закрашивал эти детали
акварелью.
Фото 15. И.Я.Билибин. Поверженный Змей-Горыныч. Иллюстрация к былине. 1941. Бумага на
картоне, акварель. Русский музей. Все эти работы выполнены мастером незадолго до его смерти.
Фото 16. И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович». 1940. Бумага
на картоне, акварель. Русский музей. Билибин умер в блокадном Ленинграде от истощения, всего через пять
лет после возвращения из долгой эмиграции. Вернулся не потому, что был там не успешен, а из-за невероятной
тоски по Родине. От эвакуации из Ленинграда он отказался добровольно.
Фото 17. И.Я.Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». 1940.
Бумага на картоне, акварель. Русский музей.
Фото 18. И.Я.Билибин. Корабль. 1926. Холст, масло. Русский музей. Это более ранняя
работа мастера, но стиль узнаваем. В изображении сочетаются лубочные элементы с наследием древнерусской
живописной традиции и иконописи.
Фото 19. В.М.Васнецов. Царевна-лягушка. 1918. Третьяковская галерея. Размер: 185 х 250 см.
Над созданием этого полотна Васнецов работал в течение 17-ти лет, начиная с 1901 года. Однако в своих дневниках и письмах
он не оставил хоть сколько-нибудь значимой информации об этой работе. Поэтому любые попытки ее интерпретации носят чисто
гипотетический характер. Зато рассматривать многочисленные детали картины - чистое удовольствие!
Фото 20. И.Е.Репин. Садко. 1876. Русский музей. Это невероятное, огромное полотно (323х230 см) занимает целую стену.
На ней изображен главный герой новгородских сказаний Садко в подводном царстве, где Царь морской устроил для
него смотр невест. На переднем плане - заморские красотки, увешанные драгоценностями. Но взор Садко прикован
к простой русской девушке, скрывающейся в глубине композиции - в левом верхнем углу. Репин писал эту картину в Париже,
где в рамках пенсионерской поездки от Академии художеств изучал импрессионизм. Тогда он посчитал, что технически импрессионизм
- это интересное явление, но русскому искусству оно чуждо. Он прокомментировал эту свою картину так: «Идея выражает мое настоящее
положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства». По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют
разные страны и народы, но Садко выбирает в жены скромную русскую девицу Чернаву.
Фото 21. И.Е.Репин. Садко, фрагмент. Для нас эта картина, пожалуй, стала самой неожиданной на этой выставке. Здесь необычно многое.
Во-первых, сам художник-реалист, который ни до, ни после не обращался к сказочным сюжетам. Во-вторых, прототипом Садко выступил Виктор
Васнецов (в скобках заметим, что нынешнему поколению зрителей он напоминает и Ивана Васильевича - в одноименном фильме, в исполнении
Юрия Яковлева). Помимо этого, для русской живописи 19-го века полуобнаженная принцесса была необычным явлением, хотя теперь
обнаженкой никого не удивишь. Несмотря на сказочный сюжет, Репин стремился к предельной достоверности: для изображения морских обитателей
художник неоднократно посещал берлинский аквариум. За это полотно Репин получил звание академика, а саму картину впоследствии купил
будущий император Александр III.
Фото 22. Василий Денисов. Морское дно. 1907. Русский музей. Еще одна работа на сюжет «Садко».
Василий Денисов был одним из наиболее последовательных символистов в русской живописи. «Художник дает зрителю
возможность заглянуть в некий мир зазеркалья, приоткрывает тайны морской бездны. Волны и морская пена превращаются
в видение восточного всадника в чалме на причудливом коне, в чудовищного змея, гигантских улиток, дивных рыб с
огромными печальными глазами. Над этими неведомыми существами проплывают бесплотные человеческие тела: то ли
русалки, то ли люди, сгинувшие в морской пучине».
Фото 23. Б.И.Анисфельд. Плывущий корабль. 1914. Эскиз декорации к опере
Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Русский музей.
Фото 24. Предметы из чайного сервиза «Садко». 1936. Завод Пролетарий в Новгородской обл.
Автор росписи - А.Земсков, исполнитель - И.Аракчеев. Русский музей.
Фото 25. М.В.Нестеров. За Волгой. Пастушок. 1922. Третьяковская галерея. За этой картиной, как и за следующей,
нет какого-то конкретного сказочного сюжета, но тем не менее, на этой выставке они смотрелись очень органично.
Образы художника отражают его поиски идеала и гармонии.
Фото 26. М.В.Нестеров. Река Уфимка. 1935. Русский музей. На своих живописных полотнах художник создал
собственный «нестеровский женский образ» — поэтический, полный внутренней красоты и страдания и очень русский.
Фото 27. М.В.Нестеров. Лель (Весна). 1933. Русский музей. Образ Леля не связан ни с христианской
традицией, ни, как считают филологи, со славянской мифологией. Светловолосый пастушок, играющий на свирели
нежную мелодию, которая наполняет сердца людей любовью, - это литературный образ у А.Пушкина и А.Островского.
Ну а у Нестерова Лель стал воплощением идеи гармонии человека с собой, с земной природой и с Богом.
Фото 27a. Слева - А.В.Щекотихина-Потоцкая. Лель. 1948. ГФЗ им. М.В.Ломоносова (г.Ленинград).
Справа - А.Д.Бржезицкая. Хозяйка Медной горы - артистка Т.Ф.Макарова. 1948-1950. Дулёвский фарфоровый
завод. Обе работы - фарфор. Русский музей.
Фото 28. В.М.Васнецов. Снегурочка. 1899. Третьяковская галерея. Про Снегурочку написана народная
сказка, пьеса А.Н. Островского, опера Н.А.Римского-Корсакова.
Фото 29. Д.С.Стеллецкий. Занавес. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы
Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
Дмитрий Стеллецкий очень интересовался древнерусской историей, дохристианской Русью, народным фольклором, византийской традицией.
У него сложился весьма узнаваемый и своеобразный стиль: графичный, с оригинальной цветовой гаммой и стилизованными славянскими
мотивами.
Фото 30. Д.С.Стеллецкий. Палаты Царя Берендея. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной
постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
И раньше приходилось видеть работы этого самобытного художника, но всегда - одну-две, а на этой
выставке их было целых 6.
Фото 31. Д.С.Стеллецкий. Заповедный лес. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы
Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
Фото 32. Д.С.Стеллецкий. Ярилина долина. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы
Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
Фото 33. Д.С.Стеллецкий. Пролог. 1910. Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы
Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре. Русский музей.
Фото 34ab. Н.К.Рерих. «Дед Мороз» и «Снегурочка». 1912. Эскизы костюмов для пьесы
А.Н.Островского «Снегурочка» для Петербургского драматического театра «Рейнеке». Русский музей.
Фото 35. Сценические костюмы для пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» по эскизам Николая Рериха 1912 года.
Михайловский театр (Санкт-Петербург).
Фото 36. А.В.Щекатихина-Потоцкая. Фигура «Снегурочка» (1920) и поднос из сервиза «Снегурочка» (1922).
Русский музей. С 1918 года и на протяжении всей жизни художница работала на Государственном фарфоровом
заводе в Петрограде — создавала эскизы росписей посуды, а также фарфоровые скульптуры. А.В.Щекатихина-Потоцкая
была ученицей Николая Рериха, а в 1923 году стала женой Ивана Билибина.
Фото 37. А.П.Рябушкин. Втерся парень в хоровод. 1902. Третьяковская галерея. Деревенская тематика и
обрядовое своеобразие крестьянской культуры начали интересовать этого мастера еще в пору обучения в Императорской
Академии художеств. Это одна из поздних картин художника. При этом сцены из крестьянской жизни изображены у него
как своего рода уходящая натура: заведенный порядок хоровода нарушен чужаком, на которого неодобрительно смотрит
старуха.
Фото 38. М.А.Врубель. 33 богатыря. 1901. Русский музей.
Это декоративное панно задумывалось как центральная часть триптиха, предназначенного для украшения столовой в
московском особняке промышленника и коллекционера А.В.Морозова. Из трех работ Врубель дописал только одну
(«Богатырей»), и ту не до конца. Помешала болезнь. Морозов, решив что заказ не сможет доделать никто другой,
отказался от своего замысла. Таким образом, композиция, представленная на выставке, осталась незавершенной.
Фото 39. В.М.Васнецов. Ковер-самолет. 1880. Нижегородский художественный музей. Иван Царевич возвращается с победой:
рядом с ним - большая клетка, в которой сидит пойманная им Жар-птица. «Ковер-самолет» - это одно из первых живописных
произведений Виктора Васнецова на сказочный сюжет, начавших его переход от социальных тем и бытового жанра
к русскому эпосу. «Ковер-самолет» был частью большого заказа, сделанного Саввой Мамонтовым. Картины должны были украшать
интерьер зала заседания правления Донецкой железной дороги, но компания отказалась от них из-за «несоответствия
тематики живописи характеру серьезного административного учреждения».
Фото 40. Николай Рерих. Ковер-самолет. 1939. Русский музей. Картина написана в предвоенные годы, когда
приближение войны уже ощущалось. Поэтому здесь сюжет «Ковра-самолета» трактуется совсем в другой тональности.
Фото 41. Николай Рерих. Чара звериная. 1943. Русский музей. Картина написана в разгар ВМВ, хотя
к этому сюжету художник обращался начиная с 1910-х годов. Источником вдохновения служил миф об Орфее, от
игры которого вся природа преображалась и оживала. «И чудится, что поет не свирель, а солнечный, веселый
голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека» (А.Бенуа).
Фото 42. Ширма «Руслан и Людмила». 1960. Палех. Папье-маше, дерево,темпера, лак, миниатюрная живопись.
Русский музей. Выполненная в традиции палехской лаковой миниатюры, ширма «Руслан и Людмила» была создана
коллективом мастеров (А.В.Борунов, В.В.Большаков, Ю.А.Виноградов) под руководством Тамары Зубковой.
Роскошь необыкновенная!
Фото 43ab. Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Фото 43cd. Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Фото 43ef. Ширма «Руслан и Людмила», фрагменты. 1960. Палех. Русский музей.
Фото 44. А.Ф.Афанасьев. Иллюстрации к сказке Ершова «Конек Горбунок». Вторая половина 1890-х. Русский музей.
Прозведение из числа самых популярных работ художника, известного в первую очередь в качестве иллюстратора и карикатуриста.
Эти иллюстрации были напечатаны в журнале «Шут» в 1897-1898 годах, а позднее были изданы в виде серии открыток.
Фото 45. А.Ф.Афанасьев. Иван едет за Жар-птицей. Иллюстрация к сказке Ершова «Конек Горбунок».
Вторая половина 1890-х. Русский музей. Книжные иллюстрации Афанасьева выполнены с иронией и юмором.
Фото 46. Константин Коровин. Град-столица. Эскиз декорации для балета Пуни «Конёк-Горбунок»
в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. 1911. Русский музей.
Фото 47. Галина Чечулина. Статуэтка «Царевна и серый волк» из триптиха «Жар-птица». 1954.
Дулёвский фарфоровый завод. Нижегородский художественный музей.
Фото 48. Галина Чечулина. Статуэтка «Братья» из триптиха «Жар-птица». 1954.
Дулёвский фарфоровый завод. Нижегородский художественный музей.
Фото 49. Сергей Орлов. «Сказка о Коньке-Горбунке». 1953. Дмитровский фарфоровый
завод (пос. Вербилки Московской обл.). Русский музей.
Фото 50. Дмитрий Буторин. Пластина «Иван-Царевич и серый волк». 1929. Папье-маше, дерево, темпера, лак,
золотая краска, миниатюрная живопись. Русский музей.
Фото 51. Аполлинарий Васнецов. Озеро. Эскиз декорации к кантате С.Н.Василенко «Сказание о граде великом Китеже
и тихом озере Светлояре». 1903. Музей музыки. Эта работа А.Васнецова навеяна старинной легендой об озере Светлояр, по
преданию, возникшем на месте града Китежа, сделавшегося невидимым при приближении к нему татарских орд.
Фото 52. Аполлинарий Васнецов. Площадь в Китеже. Эскиз декорации к кантате С.Н.Василенко
«Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре». 1903. Музей музыки.
Фото 53. Константин Савицкий. С нечистым знается. 1879. Третьяковская галерея.
Сказочный мир не был бы по-настоящему волшебным, если бы в нем жили только богатыри, царевичи и красавицы. Нет,
его непременно населяют необычные персонажи (как добрые, так и злые), но обязательно обладающие магическими
способностями. Жар-птицы, ведьмы, лешие, водяные, русалки, кикиморы и, конечно, Баба-яга и Кащей Бессмертный.
Героиня картины «С нечистым знается» - деревенская ведьма. Крестьяне относились к ним с опаской, но
обращались за приворотом, порчей, излечением от болезней. Внешнее сходство героини с Бабой-ягой вносит фольклорное
начало в бытовую картину с большим количеством реалистичных деталей.
Фото 54. Артемий Обер. Баба-яга. Гипс тонированный. 1898. Русский музей.
Артемий Обер в свое время был более известен как скульптор-анималист, но именно ему, как утверждают, принадлежит это
уникальное в своем роде первое скульптурное изображение Бабы-яги.
Фото 55. Александр Бенуа. Баба-яга. 1904. Иллюстрация к «Азбуке в картинках
Александра Бенуа». Русский музей.
Фото 56. Иван Билибин. Пляшущая Баба-яга. 1908. Русский музей.
Фото 57. Сергей Малютин. Кащей. 1904. Дерево, резьба, масло, бронзовая краска. Русский музей.
Сергей Малютин известен как автор росписи первой русской матрёшки и апологет стиля «a la russe» в искусстве,
создатель собственного сказочного «малютинского» варианта модерна, основанного на особой интерпретации
древнерусских мотивов. Его «Кащей», по всей видимости, изначально задумывался как дверца шкафа, о чем
свидетельствуют следы от петель.
Фото 58. Людмила Воронова. Подсвечник «Дракон». 1994. Глина, гончарная работа, лепка, полива.
Рязанская обл., г.Скопин. Русский музей.
Фото 59. Надежда Бенуа. Сказочный мотив. 1916-1917. Русский музей.
Ученица Василия Шухаева, племянница Александра Бенуа, Надежда Бенуа вскоре после революции оказалась
с мужем, журналистом Ионой Устиновым, в Англии, где и прожила всю оставшуюся жизнь. Мать известнейшего
английского актёра и режиссера Питера Устинова.
Фото 60. Дымковская игрушка «Богатырь». Из серии игрушек «Сказка о Царе Салтане». 1970-е. г. Киров.
Глина, лепка, роспись. Авторы: Зоя Пенкина, Лидия Фалалеева. Русский музей.
Фото 61. Юрий Васнецов. «Теремок». 1956. Русский музей.
Юрий Васнецов — один из признанных классиков детской книжной иллюстрации. Начало его работы в этой области
приходится на конец 1920-х годов. Стоит отметить, что Юрий Васнецов был уроженцем Вятки, так что красочный
мир дымковской игрушки окружал его с детства. Почему-то именно эта иллюстрация вызвала у нас самые сильные
сентиментальные чувства!
Фото 62. Евгений Чарушин. Теремок. 1947. Русский музей. Еще один известный всем - "от мала до велика"
советский иллюстратор-анималист, а также детский писатель и скульптор.
Фото 63. Тамара Безпалова-Михалева. Пласт «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый). 1973.
ЛФЗ им. Ломоносова. Фарфор. Русский музей.
Фото 64. Тамара Безпалова-Михалева. Пласт «У лукоморья дуб зеленый». 1971.
ЛФЗ им. Ломоносова. Фарфор. Русский музей.
{↑}
Оглавление сайта