В. Новгород:
Монастыри:
Церкви:
Гуляя по улицам Великого Новгорода, можно испытать головокружение от количества древних церквей. Они встречаются на каждом шагу – обычно белокаменные, в большинстве своем – в скромном «одеянии», в разной физической форме и временами – похожие друг на друга. Но опытный взгляд туриста (да еще проделавшего домашнюю работу) способен выделить в этой массе значимое и необычное, не бросающееся в глаза.
Сегодняшний рассказ – про три средневековых храма с удивительной общей судьбой. Строго говоря, географически они находятся не в самом В.Новгороде, а в его ближайших пригородах (3-5 км от центра города). Но по всем критериям, это храмы новгородские, разделившие и продолжающие делить с В.Новгородом общую историю.
Итак, знакомьтесь с героями этого рассказа:
Все три – средневековые, возведенные в 12-14 веках. После нескольких столетий своего существования им суждено было погибнуть во время Великой Отечественной войны, чтобы потом возродиться вновь. Но обо всем по порядку.
Церковь Спаса Преображения на Нередице – самая старая из трех: она аж конца 12-го века постройки, то есть еще домонгольская (!). Она расположена в живописной местности, примерно в 3 км к югу от Новгорода, рядом с бывшей княжеской резиденцией - Рюриковым городищем. Даже сейчас, после многолетних вмешательств человека в прилегающие ландшафты, храм удивительно вписывается в окружающий пейзаж и хорошо просматривается с разных сторон.
Церковь возвели в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче, и она стала последним таким памятником княжеского строительства в Новгороде. Впоследствии заказчиками культовых построек выступали уже не князья, а церковные власти, бояре, купцы.
На следующий год после окончания строительства церковь Спаса была расписана фресками. Росписью было покрыто почти все внутреннее пространство – стены, купол, несущие колонны, и в этом равных ей тогда не было. Фрески располагались друг над другом ярусами.
Первые реставрационные работы в этом храме начались в 1903 году. Тогда, среди прочего, была осуществлена тщательная фотофиксация интерьеров (около 200 снимков), а также выполнены акварельные копии, с указанием мест размещения живописи на стенах. Эти дореволюционные материалы оказались просто бесценными в ходе последующих реставрационных работ.
Н.К. Рерих, путешествовавший в 1899 году по Ладоге и Волхову по заданию Археологического института, написал: «Наиболее цельное впечатление из всех новгородских древностей производит церковь Спаса на Нередице. (...) Спасская церковь по древности, а главное, по сохранности является памятником исключительным»... Этот храм к началу Великой Отечественной войны был единственным на русской земле полным стенописным ансамблем 12-го века, почти не искаженным поновлениями, уникальным памятником монументальной живописи того периода.
К огромному несчастью, храм Спас на Нередице оказался в зоне активных боевых действий в годы Великой Отечественной войны и в 1941 году огнём немецкой артиллерии был превращён в руины. Сохранилось примерно 40% кладки и всего около 15% живописи - катастрофические разрушения!
Начиная с 1944 года, руины Спасской церкви начали разбирать, и в ходе этого обнаружились погибшие фрески... в осколках. И хотя технологии реставрации руинированной росписи тогда не существовало, фресочные фрагменты стали складывать в корзины (не поднялась рука все это выбросить!). Так было собрано 70 корзин бывших фресок.
В 1956-1958 годах, используя «родные» материалы и дореволюционные замеры и описания, стены храма Спаса на Нередице были полностью восстановлены, но без уникальных фресок. После этого перед реставраторами встала новая, архисложная задача: используя уцелевшие фрагменты фресок, попытаться восстановить изображения.
Сегодня работы по восстановлению фресок Спаса на Нередице продолжаются. Но уже в 1992 году этот храм по решению ЮНЕСКО был включен в список Всемирного наследия.
Другой жемчужиной земли новгородской, уже 14-го века - была церковь Успения на Волотовом поле. Ее возвели в 1352 году по заказу новгородского архиепископа. Десятилетие спустя храм расписали фресковой живописью. Сегодня неизвестны имена ни зодчих, ни живописцев, есть лишь предположение, что они имели греческие корни.
Росписи в храме занимали площадь порядка 350 кв.м – в общей сложности около двух сотен фигур и многофигурных сцен на стенах и сводах, уходящих девятью регистрами ввысь. Они никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти фрески не имели изъянов. До гибели волотовские фрески представляли один из наиболее хорошо сохранившихся живописных ансамблей Новгорода.
Как и храмы в Нередице и в Ковалеве (третий герой этого рассказа), церковь Успения Богородицы в Волотово в годы войны оказалась на линии фронта и почти полностью была уничтожена огнем немецкой артиллерии и авиации. Когда немцев прогнали, церкви был вынесен вердикт: ”Храм, как историко-художественный памятник русского искусства, погиб полностью”.
Внутри храма враг не хозяйничал, но от сотрясения стен во время обстрелов штукатурка, расписанная фресками, сначала отслоилась и обрушилась, а позже рухнули и сложенные из камней стены, похоронив под собою уникальную живопись. Внутренние завалы начали разбирать только в 1993 году, не повторяя при этом ошибок, сделанных в Нередице. Тогда потребовалось просеять через крупноячеистоое сито 300 куб. м завалов, чтобы отделить кусочки штукатурки с фресками. Процесс адски трудоёмкий, но действенный. Обнаруженные фрагменты складывали в специальные лотки-контейнеры, указывая при этом даты и участок, на котором была сделана находка – чтобы впоследствии облегчить компоновку разрозненных деталей.
Общее количество извлеченных из завалов фрагментов волотовских фресок – 1 750 000, размеры которых от 0.8 до 20 кв.см. От бывшей живописной декорации сохранились только 40 кв.м – в самой нижней части стен и столбов.
Стены этого храма восстановили сравнительно недавно: в 2001-2003 годах. Работы частично (в размере 1,52 млн. долларов) профинансировал немецкий нефтегазовый концерн "Винтерсхалл АГ", якобы в знак того, что «Германия видит свою ответственность в историческом контексте»… На сегодняшних стенах этого храма можно видеть памятную линию, специально оставленную на штукатурке реставраторами, отмечающую верхнюю границу военных развалин - «линию войны».
Собранные во время разбора завалов фрагменты фресок совмещаются в реставрационных мастерских Новгородского музея-заповедника. В 2016 году три таких мастерских вошли в созданный на территории Антониева монастыря в В.Новгороде Центр реставрации монументальной живописи. Его можно посетить с экскурсией, а можно, как сделали мы, - пойти в одну из таких мастерских - мастерскую Грековых, расположенную на территории новгородского Кремля. Там открыта выставка «Возрождение росписи 1380 г. церкви Спаса Преображения на Ковалёве». Она развернута в двух помещениях, примыкающих к мастерской А.П. и В.Б.Грековых, которые впервые в истории мировой реставрационной практики, начиная с 1965 года, начали возрождать руинированные фрески из разрозненных фрагментов. Академик Дмитрий Лихачёв назвал труд Грековых «выдающимся подвигом в искусстве».
Реставрационная мастерская Грековых остается действующей и в наши дни. Ее сотрудники и сегодня продолжают здесь трудиться над возрождением фресок церкви Спаса Преображения на Ковалевом поле. В этом храме первоначально было около 450 кв. м росписей, однако после катастрофических разрушений в годы Великой Отечественной войны, уцелело всего 16 кв. метров.
На протяжении свыше 40 лет трудом знаменитых новгородских реставраторов, супругов Александра Грекова (1903-2000) и Валентины Грековой (1931-2019), разработавших собственную методику восстановления фресок, удалось вернуть к жизни 160 кв. метров настенной живописи из более чем 100 тыс. фрагментов.
Подбор фрагментов поначалу осуществлялся исключительно вручную. При этом учитывались толщина и фактура штукатурного основания, форма и направление мазков, оттенки цвета, характер утрат и потертостей, наличие графьи (процарапанного контурного рисунка). Позже для подбора фрагментов стали использовать специально созданные компьютерные программы, позволяющие выбрать пары фрагментов с максимальной геометрической точностью стыковки.
Разумеется, как бы ни была хороша технология возрождения руинированных фресок, как бы упорно ни работали мастера, полностью восстановленной стенописи мы никогда не увидим. Уже воссозданные фрески вовсе не выглядят безупречно, и все же фантастическое многолетнее терпение и упорство, высочайший профессионализм реставраторов не могут никого оставить равнодушными. А встревоженный ум продолжает искать ответ на вопрос "Зачем?". Почему нам так важно, чтобы сквозь камень церковных стен, поднявшихся над ”линией войны”, проступали древние лики, образы, силуэты? Наверно, у каждого найдется свой ответ на этот вопрос. Но почему-то кажется, что не будет ошибкой сказать, что реставраторы просто возвращают нам с вами наше прошлое. Без которого, как известно, нет будущего - как бы пафосно это ни звучало.
{↑}Софийский собор
{↑}