Санта-Анна-деи-Ломбарди
Одно из сильных впечатлений от Неаполя - великолепие его церквей. Причем снаружи эти храмы - не то чтобы всегда,
но очень часто, - абсолютно не привлекают внимания. Мимо многих из тех, о которых теперь хочется рассказать, мы совершенно
точно прошли бы мимо, если бы заранее не прочитали о тех сокровищах, которые хранятся в их стенах.
Фото 1. Главный вход в церковь Санта-Анна-деи-Ломбарди. Ну как догадаться, что внутри - сокровища?
Один из таких храмов - Санта-Анна-деи-Ломбарди (Chiesa di Sant’Anna dei Lombardi), также известная под именем Санта Мария ди Монтеоливето (Chiesa di Monteoliveto). История этой монастырской церкви началась в 1411 году, и на протяжении своей более чем 700-летней истории она несколько раз меняла свое имя и владельцев, переходя в собственность от одной деноминации к другой и видоизменяя свой внешний облик и декор. Эти сюжеты для нас, непосвященных, кажутся очень запутанными и, если честно, не вызывают желания их подробного изложения. Скажем только, что на протяжении многих лет храм находился под патронажем Арагонской династии, став официальной усыпальницей королевской семьи и приближенных к ней аристократов.
Фото 2. Усыпальница знаменитого архитектора Доменико Фонтаны (1543-1607) в портике храма. Хотя основные достижения
Фонтаны связаны с Римом, где в течение нескольких лет он был главным папским архитектором, но и в Неаполе Фонтана
оставил заметный след. В частности, в Неаполе он построил королевский дворец (палаццо Реале) и самый красивый фонтан
города - фонтан Нептуна. В начале 17-го века Фонтана занимался перестройкой комплекса Санта Анна и тогда же возвел
там церковь, которая до наших дней не сохранилась. Имеено в этом комплексе Фонтану и захоронили.
Комплекс Санта-Анна-деи-Ломбарди иногда называют музеем тосканского и неаполитанского Возрождения. Что справедливо: здесь хранится множество произведений искусства 15—16-го веков таких выдающихся скульпторов, как Антонио Росселино, Бенедетто да Майано, Гвидо Маццони и других, а также фрески кисти Джорджо Вазари, Франческо Солимены, Фабрицио Сантафеде. В частности, выделим сакристию, расписанную фресками Вазари, потрясающую терракотовую скульптурную группу «Оплакивание Христа» авторства Гвидо Маццони и, конечно, капеллу Пикколомини (шедевр скульптора Антонио Росселино).
Фото 3. Интерьер церкви Святой Анны.
Этот храм - однонефный. Его внутренняя структура необычна тем, что у этого единственного нефа нет трансепта (следовательно, и пересечения), а вместо этого - храм имеет линейную прямоугольную планировку с десятью боковыми капеллами, размещенными по обе стороны нефа. В дополнение к этому - еще несколько помещений, наполненных выдающимися художественными произведениями, среди которых - старая и новая ризницы (сакристии), ораторий и еще несколько часовен слева и справа от алтарной части.
Фото 4. Алтарь храма, переделанный в 1690 году в барочном стиле. За алтарем сохранилось несколько более ранних работ
известного неаполитанского скульптора Джованни да Нола, в частности, кенотафы короля Альфонсо Арагонского и самого первого
архитектора этой церкви - Гурелло Орильи. Изумительно смотрится и каменная инкрустация, обрамляющая барельеф «Омовение ног»
авторства Джованни да Нола.
Фото 5. Вид на контрфасад (внутренняя стена фасада). Вверху - орган 17-го века. Слева и справа от входа -
два семейных захоронения (крупнее - на фото ниже).
Фото 6ab. Слева - усыпальница семьи Лигорио (1532), скульптор - Джованни да Нола. Справа - усыпальница
семьи дель Поцци (1524), скульптор - Джироламо Сантакроче.
Теперь посмотрим, что интересного в часовнях. Мы пойдем сначала по правой стороне от входа.
Фото 7. Часовни Мастроджудичи и Корреале.
Фото 8. Часовня Корреале: Благовещение со святыми Иоанном Крестителем и Иоанном
Евангелистом (1491). Скульптор - флорентиец Бенедетто да Майано (ученик Антонио Росселлино), один из самых
выдающихся скульпторов XV века.
Фото 9. Часовня Мастроджудичи: Погребальный монумент семейства Мастроджудичи (1578). Скульптор - Джироламо д'Аурио.
Фото 10. Часовня Науклерио: святой Антоний Падуанский со свв. Аполлонией и Лючией (1502). Скульптор - Джироламо Сантакроче.
Фото 10a. Часовня Науклерио: святой Антоний проповедует перед рыбами. Барельеф работы Аннибале Каччавелло, начало 16-го века.
Фото 11. Ораторий Святого Причастия: саркофаг дипломата и юриста Антонио д'Алессандро и
его жены Маддалены Риччо (1491). Скульптор - Томмазо Малвито.
Фото 12. Ораторий Святого Причастия: скульптурная группа «Оплакивание умершего Христа» (1492) работы Гвидо Маццони.
Выполнена в натуральную величину из восьми (канонических для этого сюжета) персонажей. Является одной из жемчужин этого храма.
Фото 12a. «Оплакивание умершего Христа», фрагмент. Слева направо: Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, Мария Саломея,
Богоматерь. Считается, что образу Иосифа приданы черты короля Альфонсо Арагонского, который был заказчиком работы.
Фото 12b. «Оплакивание умершего Христа», фрагмент. Слева направо: Мария Магдалина, Мария Саломея,
Богоматерь, Иоанн Евангелист. Работа выполнена из полихромной терракоты. Пишут, что в конце 19-го века
скульптуры покрыли бронзовой краской, которую, к счастью, позже удалили.
Фото 12c. «Оплакивание умершего Христа», фрагмент. Слева направо: Богоматерь, Иоанн Евангелист, Мария
Клеопова, Никодим. Необычным считается положение тела Христа: обычно его размещают вдоль, а не поперек этой сцены.
Фото 13. Сакристия, или старая ризница. Еще чаще эту часть храма называют Ризницей Вазари - в честь
Джорджо Вазари, который в 1545 году, когда она еще была монастырской трапезной, расписал ее свод фресками.
Вазари был тосканским художником, но слухи о качественном и быстром выполнении им работ в Риме дошли и до Неаполя. Он получил в Неаполе сразу несколько заказов, среди которых был и заказ на роспись монастырской трапезной. Первое впечатление у художника от помещения с готическими сводами и недостаточным освещением было отрицательным и , как пишут, он был готов отказаться от этого проекта. Однако после некоторых раздумий Вазари решил оштукатурить своды, тем самым осветли пространство и получив дополнительные поверхности для живописи. Это сработало, и сейчас помещение выглядит достаточно светлым и полным воздуха.
Фото 14. Ризница Вазари.
Свод в помещении архитектурно разделен на три сектора, из которых Вазари один посвятил Вере, другой - Религии,
а третий - Вечности. В свою очередь, в каждый сектор художник поместил изображения, олицетворяющие добродетели -
(в рамки разной геометрической формы - овалы, прямоугольники, квадраты...).
Фото 15. Сектор Вечность на сводах ризницы.
Фото 16ab. Сектор Вечность: слева - образ Надежды, справа - образ Мудрости, как их
представил Вазари.
Фото 17ab. Сектор Вечность: Слева - образ Благосостояния, справа - олицетворение Образования, как их
представил Вазари.
Вазари-живописец работал чрезвычайно быстро и не пренебрегал помощью многих молодых художников. Их имена известны из оставленного Вазари собственного жизнеописания.
Фото 18. В этой ризнице художники-помощники Вазари взяли на себя в основном изображение
гротесков - причудливых орнаментов, затейливо сочетающих растительные и звериные элементы, фигурки
людей и фантастических созданий и т.д.
Фото 19ab. Образы Согласия (слева) и Достоинства (справа) - по Вазари.
Пространство ризницы обрамляют деревянные панели с великолепными инкрустациями, выполненными мастером Фра
Джованни да Верона и датируемые 1506-1510 гг. Он прославился картинами-обманками на дереве, создающими у зрителя иллюзию
глубокого пространства. С этой целью мастер использовал разные породы разноцветного дерева, специальные мастики
и красители, гравировку, чернение.
Фото 20-22. Инкрустации по дереву с разными сюжетами: из жизни монахов, с городскими пейзажами,
архитектурными объектами и т.д. Начало 16-го века.
В конце 17-го века монастырскую трапезную (которую декорировал Вазари) решили трансформировать в ризницу.
Тогда же в ней создали мраморный многоцветный алтарь, над которым повесили картины.
Фото 22-24. Алтарь в ризнице Вазари.
Фото 25. Картину «Св.Карло Борромео» работы Джироламо Д'Арены (1620-е) в ризницу
перенесли из церкви. По бокам от нее - полотна, изображающие Возвещающего ангела и Деву Марию
(автор - Джованни Баттиста Кованьи).
Фото 26ab. Утверждают, что прежде на этом месте висел триптих, написанный Вазари. На фото -
боковые части триптиха Вазари «Ужин в доме фарисея» (1545). Теперь они выставлены в музее Каподимонте
в Неаполе, где мы и сделали эти снимки.
Фото 27. Противоположная от алтаря стена тоже декорирована живописным полотном. По обе стороны от входа -
два мраморных бассейна для омовения рук со скульптурами.
Фото 27. Картину «Поклонение пастухов» приписывают мастерской маньериста Алессандро Аллори.
А теперь заглянем в капеллы по другую сторону от алтаря.
Фото 28ab. Часовня Баратуччи посвящена св. Иоанну Крестителю. Иоанн Креститель (1516) работы Джованни да Нола.
Фото 29. Часовня Кавалиньи.
Фото 30. Часовня Кавалиньи: алтарь с картиной «Мадонна Милостивая» (1708). Художник - Паоло де Маттеис.
Фото 31. В часовне Кавлиньи нельзя не обратить внимания на гробницу Джона и Чарльза Рапарио с изображением
Бичевания Христа (неизвестный неаполитанский мастер, 1576).
Фото 32. Гробница Дона Гарсии Каванильи (вторая половина 15-го века) авторства Джакомо делла Пила.
Часовня Авалоса, принадлежавшая могущественной испанской семье, вся расписана фресками с библейскими сюжетами.
Фото 33. Часовня Авалоса: на куполе и барабане изображены истории из Ветхого и Нового Завета, написанные
в начале 17-го века Джованни Антонио Ардити и Антонио Сарнелли.
Фото 34. Часовня Авалоса: в алтаре - изображение Мадонны с Младенцем и святых Бенедикта и Томаса (1606)
работы известного неаполитанца Фабрицио Сантафеде.
Ну а теперь мы подошли к еще одной жемчужине этого храма - капелле Пикколомини. Древнее семейство Пикколомини,
одно из важнейших в истории Италии, обладало родственными связями со многими сильными мира сего на протяжении
нескольких веков. Капелла была заказана Антонио Пикколомини, женатом на Марии Арагонской (сестре правившего тогда
короля Альфонсо II Арагонского) и родственником папы Пия II, также Пикколомини. Его исполнителями стали тосканские мастера,
в частности, выдающиеся скульпторы эпохи Возрождения Антонио Росселлино и Бенедетто да Майано.
Общепризнано, что образцом для неаполитанской часовни стала погребальная капелла (1459-1467) кардинала Португальского
в флорентийской базилике Сан-Миниато-аль-Монте, автором которой тоже был Антонио Росселлино. Но часовня Пикколомини
превзошла свой флорентийский аналог более обильным использованием декоративных элементов - в соответствии со вкусом
арагонского двора.
Фото 35. За большой аркой, в верхних углах которой размещены два герба семьи Пикколомини, находится
главное пространство часовни.
Фото 36. Часовня состоит из двух смежных помещений. В первом из них, «предварительном», выделяются два
произведения: гипсовый рельеф (1550), изображающий Христа на Кресте (автор - Джулио Маццони), и триптих «Вознесение Христа»,
приписываемый кисти Риккардо Куартараро.
Фото 37. Триптих «Вознесение Христа» со св.Николаем и св.Себастьяном по сторонам, приписываемый
кисти Риккардо Куартараро.
Фото 38. Рельеф (1550), изображающий Христа на Кресте (автор - Джулио Маццони).
Фото 39. Так выглядит главная часть капеллы Пикколомини. Туристы могут пройти только по красной дорожке,
поэтому некоторые объекты можно сфотографировать только с бокового ракурса.
Фото 40. Внутри часовни, у левой стены - надгробный памятник Марии Арагонской. Над ним - в тондо, поддерживаемом
двумя ангелами, - находится горельеф Мадонны с Младенцем. Это надгробье жены Антонио Пикколомини - заказчика данной
часовни, носящей теперь его имя. Работа над этой усыпальницей была начата скульптором Антонио Росселлино около
1475 года и после его смерти завершена в 1481 г. Бенедетто да Майано.
Фото 41. На правой стене, напротив усыпальницы Марии Арагонской, под аркой поместили мраморное сиденье, а над
ним - фрески, изображающие сцену Благовещения. Их датируют 15-м веком.
Фото 42ab. Фрески выполнены одним из последователей Пьетро де ла Франческа.
Фото 43. В центре - объединенный герб двух семейств: Арагонского и Пикколомини.
Фото 44. Полихромный пол в часовне - тоже произведение искусства. Он инкрустирован в стиле косматеско.
Фото 45. В мраморном алтаре изображено Рождество.
Фото 46. Центральная часть алтаря. По сторонам - свв. Иоанн Евангелист и Яков. Над
ними - бюсты пророков.
Фото 47. Фрагмент алтаря со сценой Рождества.
Фото 48. Фрагмент алтаря: танцующие ангелы.
Фото 49. А еще выше - ангелы, держащие гирлянды. Этот алтарь - безусловный шедевр
Антонио Росселино.
{↑}
Сан-Джованни-а-Карбонара
Сразу скажем, что к популярной пасте "карбонара"" эта церковь никакого отношения не имеет. Присутствие слова
"карбонара" в её имени связано с названием района Неаполя, где церковь была построена. Имя "Карбонара" (что
можно перевести как «угольщик», или «углежог») было дано месту, где раньше сжигали собранный в городе мусор и,
соответственно, скапливался уголь от его сгорания. Кстати, улица, на которой находится этот храм, до сих пор
называется Via Carbonara.
Фото 1. Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара. Не слишком привлекательный фасад. Мимо такого можно
запросто пройти, не обратив внимания. Но картинка очень итальянская: здесь же рядом сушат белье...
Монастырско-церковный комплекс Сан-Джованни в Неаполе был основан августинцами в 1343 году. Однако одним из
самых художественно важных храмов города его сделали более поздние скульптурные и живописные работы 15-16-го
веков, и поныне украшающие его интерьеры.
Фото 2. Чтобы войти в церковь, надо подняться по довольно примечательной лестнице (1707). Ее автор - неаполитанский
архитектор Фердинандо Санфеличе (1675 – 1748), вошедший в историю, в частности тем, что превратил лестницы в своих
проектах в важные архитектурные элементы. В данном случае он построил довольно эффектную эллипсовидную двухмаршевую
лестницу.
В 15-м веке этот храм стал еще и пантеоном последнего короля Неаполя из Анжуйской династии - Ладислава Великодушного
(1377-1414), и самое впечатляющее произведение церкви – это его роскошная мраморная гробница. Не уступает ей по
воздействию на посетителей и расписанная фресками часовня с захоронением фаворита королевы Джованны II (сестры и
наследницы Ладислава) – Джованни Караччоли.
Но это всё персонажи для нас малознакомые, да и католицизм – религия не наша, так что мы идем в этот храм ради искусства.
А там есть что посмотреть, ведь не зря эту церковь иногда называют музеем ренессансной скульптуры.
Фото 3. В церкви - один прямоугольный неф, к которому в разные века пристраивали капеллы.
Все примечательное в этом храме сосредоточено как раз в капеллах и алтаре.
Рис 1. План церкови Сан-Джованни-а-Карбонара. Показано расположение капелл и королевского мавзолея, описанных ниже.
Фото 4. Прямо напротив входа в церковь - алтарь Миробалло (Altare Miroballo) с впечатляющей группой статуй
и не очень удачным в тот момент освещением. Создание алтаря относят к последней четверти 15-го века.
Фото 5. Алтарь Миробалло, фрагмент. В верхней части алтаря - Дева Мария с Младенцем в окружении
заказчиков алтаря из семейства Миробалло, сопровождаемых свв. Иоанном Крестителем (слева) и Иоанном Евангелистом (справа).
На самом верху - св. Михаил Архангел, под ним - тондо с барельефом благословляющего Христа в окружении ангелов. По сторонам от тондо - статуи св. Петра (слева) и св. Павла (справа).
Фото 6. Алтарь Миробалло, фрагмент. В центральной нише, в арке - св. Иоанн Евангелист (автор - Джованни
да Нола), окруженный фигурами Добродетелей (Умеренность, Сила, Мудрость и Справедливость).
Считается, что над этом алтарём работали ломбардские мастера, которые выполнили также и триумфальную арку
в Castel Nuovo в Неаполе.
Фото 7. В главном алтаре церкви находится жемчужина этого храма - монументальный 18-ти метровый надгробный памятник королю Ладиславу Великодушному (1377-1414). Он был королем Неаполя с 1386 года до своей смерти.
Фото 8. Король Ладислав изображен здесь аж трижды, на разных уровнях монумента.
Фото 9ab. Почти вся короткая, 37-летняя жизнь короля Ладислава прошла в военных сражениях
с французами, пытавшимися отбить у него Неаполь, и с папством, стремившимся освободиться от его влияния.
Видимо, поэтому на вершине надгробного памятника короля - его конная статуя с мечом, что не часто встречается
в храмах.
Фото 10. В средней части надгробия король Ладислав изображен на смертном одре.
Фото 11. Король Ладислав успел трижды жениться и при этом умудрился не оставить законного наследника.
Соответственно, на нем кончилась мужская ветвь Анжуйской династии в Неаполе. Наследовала ему сестра Джованна, которую здесь и изобразили, восседающей на троне рядом со снова живым Ладиславом. Королева Джованна II и заказала этот мавзолей для своего брата после его смерти. Скульптором монумента стал Андреа Чиччоне.
Необычность этого мавзолея еще и в том, что он - проходной: в его нижней части, между фигурами Добродетелей, прорублен
проход в часовню, находящуюся за алтарем - часовню Караччоло-дель-Соле (Cappella Caracciolo del Sole).
Фото 12-13. Часовня Караччоло-дель-Соле. Попадая в эту октогональную часовню, испытываешь какое-то
ошеломляющее чувство. Хотя имена местных художников, написавших эти фрески, нам оказались совсем
незнакомыми: Леонардо да Безоццо, Перинетто да Беневенто, Антонио да Фабриано.
Фото 14. Часовня целиком расписана фресками, датируемыми примерно серединой 15-го века, с историями из жизни Девы Марии, а также сценами из жизни августинских монахов. На фото - фрагмент часовни со всеми пятью Богородичными сюжетами.
Фото 15. Внизу - Рождество Богородицы, вверху - Благовещенье. На нижней фреске можно даже разглядеть сушку белья
на балконе, а также разделку курицы хозяйкой.
Фото 16. Внизу - Введение во храм, вверху - Успение Богородицы.
Фото 17. Коронование Богородицы.
Фото 18-20. Несколько фресок со сценами из жизни августинских монахов.
Фото 21. Эту часовню пристроили к церкви в 1427 году специально для возведения гробницы Серджианни Караччоло
- по его собственному заказу. Серджианни Караччоло - местный аристократ, известный тем, что был любовником
королевы Джованны II. Она наделила своего фаворита полномочиями принимать многие решения принципиальной важности.
Но от любви до ненависти, как известно, один шаг, и в 1432 году, после многих лет отношений, Серджианни Караччоло был убит - как предполагают, по распоряжению самой королевы.
Фото 22. Полагают, что выполнение этой гробницы (неизвестным скульптором ломбардской школы)
началось еще при жизни Серджианни Караччоло, но завершал ее, через несколько лет после гибели последнего, уже другой мастер - Андреа Чиччоне (тот же, что создал мавзолей короля Ладислава).
Фото 23. В основании гробницы - пятеро вооруженных воинов. Выше - саркофаг с изображением родового герба семьи Караччоло. На самом верху - статуя усопшего в полный рост.
Фото 24. Родовой герб семьи Караччоло крупным планом, сверху - жизнеописание усопшего.
Фото 25. В середине 15-го века в часовне выложили майоликовый пол в синих тонах.
Фото 26ab. На напольной плитке - растительные мотивы, животные (кролики, собаки, птицы),
человеческие изображения.
Фото 27. Рядом с мавзолеем короля Ладислава в 1514-1517 годах была построена еще одна часовня, также относящаяся к семье Караччоло - часовня Караччоло-ди-Вико (Cappella Caracciolo di Vico). Она имеет почти круглую форму.
Фото 28. Размеры ячеек в мраморном кессонном куполе уменьшаются по мере приближения к центру, где находится еще один небольшой купол с окошками, пропускающими свет.
Фото 29. В нишах, чередующихся с окнами, - восемь гипсовых статуй апостолов, приписываемых школе Джованни
да Нола. Оформление купола относят к середине 16-го века.
Фото 30. Из центра часовни по мраморному полу расходятся концентрические полосы с геометрическими мотивами.
Если приглядеться, в этом можно увидеть перекличку с декором купола. Материалы отделки – дорогущие каррарский
мрамор и красный порфир.
Фото 31. Пожалуй, главная жемчужина этой часовни - мраморный алтарь Богоявления работы испанских скульпторов
Диего де Силоэ и Бартоломе Ордоньеса (примерно 1516 года). Мы этих мастеров помним по их великолепным работам в соборе
испанского Бургоса. В нижней части алтаря - барельеф мертвого Христа работы Де Силоэ. Чуть выше - св. Георгий, побеждающий дракона, а по бокам от него - поясные фигуры евангелистов (слева - св. Лука, справа - св. Марк) работы Ордоньеса. Выше по центру - большая сцена «Поклонение волхвов» Бартоломе Ордоньеса.
Фото 32. Сцена «Поклонение волхвов» крупным планом (ок.1516). По бокам в нишах: слева - св. Иоанн Креститель работы Джироламо Сантакроче, справа - св. Петр авторства Джованни да Нола (ок.1540).
Фото 33-34. В часовне Караччоло ди Вико находятся ещё две гробницы членов семьи Караччоло (датируемые 1557 и 1573 годами). Обе - работы Аннибале Каккавелло с участием Джованни Доменико Д'Аурия.
Фото 35. На боковой стене алтаря размещено полотно Джорджо Вазари «Распятие» (1546). Вазари
написал также 16 картин для оформления ризницы в этой церкви. Сейчас они находятся в музее Каподимонте
в Неаполе.
Фото 36. В дальней части нефа (на контр-фасаде) размещены два мраморных алтаря: справа - Мадонна с Младенцем
работы Микеланджело Начерино (1601), слева - «Очищение» авторства Аннибале Качкавелло (середина 16-го века). Между
этими алтарями - проход, ведущий в часовню Сомма (Cappella Somma).
Фото 37-39. Часовня Сомма (середина 16-го века) - одна из лучше всего сохранившихся капелл в церкви. В ней работали скульпторы Джованни Доменико Д'Аурия и Дель Каккавелло, которые оформили алтарь с рельефом «Успение» и гробницу Сципиона Соммы, который, судя по доспехам на его статуе, был каким-то военачальником.
Фото 40-41. На стенах и сводах часовни - фрески (вторая половина 16-го века) неизвестного неаполитанского
художника на библейские темы.
{↑}
Санта-Мария-Доннареджина
В историческом центре Неаполя, неподалеку от Кафедрального собора находится «Монументальный комплекс Доннареджина» (таково его официальное название), включающий в себя две церкви: Санта-Мария-Доннареджина старая (S.Maria Donnaregina Vecchia) и Санта-Мария-Доннареджина новая (S.Maria Donnaregina Nuova), а также Епархиальный музей (Museo Diocesano).
История объекта началась еще в 8-м веке, естественно, со старой церкви Санта-Мария-Доннареджина. Она входила в монастырский комплекс, находившийся в течение веков в ведении различных монашеских орденов. Нынешнее здание этой церкви относится к началу 14-го века, когда после разрушения храма в результате землетрясения, Мария Венгерская, дочь венгерского короля Иштвана V и супруга правившего в Неаполе монарха Карла II из анжуйской династии, распорядилась возвести на этом месте другую церковь (это и есть Санта-Мария-Доннареджина старая). После смерти Марии Венгерской в 1323 году, по ее завещанию, королева была похоронена внутри храма, а церковь перешла к монахиням францисканского ордена.
Фото 1. Гробница королевы Неаполя Марии Венгерской, выполненная мастерами Тино да Камаино и Гальярдо Примарио (1326 г.). Усопшая показана в монашеских одеждах францисканского ордена. Два ангела поддерживают шторы, а в нишах установлены фигуры, изображающие сыновей королевы. Всего у нее было 14 детей, некоторые из них тоже стали королями и королевами.
В 17-м веке францисканцы выстроили себе новую церковь - S.Maria Donnaregina Nuova, которая вплотную примыкала к старой со стороны апсиды. Старая же церковь Доннареджина в течение многих лет была закрыта для проведения ремонтных работ. В 1860 году церковь перешла государству.
Фото 2. Фасад новой церкви Доннареджина (в которой, собственно, и расположен Епархиальный музей) украшен двумя лепными статуями, изображающими святых Андрея и Варфоломея.
В 2007 году в церкви Доннареджина Нуова был открыт Епархиальный музей, который собрал ценные работы, частично - из Новой и Старой церквей, частично - из запасов дворца архиепископа, где первонаначально располагался музей, а также из других церквей Неаполя. Сегодня обе церкви Доннареджины, старая и новая, являются частью единого музейного комплекса (адрес: Largo Donnaregina, 22). Скажем сразу, что, с нашей точки зрения, самое интересное в этом комплексе находится в старой церкви, но вход туда осуществляется через новую. С нее и начнем.
Фото 3. Интерьер новой церкви – барочный. Она - однонефная с шестью боковыми часовнями.
Фото 4. Невозможно не отметить богатую полихромную мраморную отделку интерьера.
Фото 5. Мраморный алтарь с инкрустациями создан Джованни Рагозино по рисунку Франческо Солимены в начале 18-го века.
Фото 6. В центре - картина с изображением Успения, Вознесения и Коронации Девы Марии. Работа Маэстро ди Доннареджина (первая половина 16-го века).
По бокам от алтаря - последние полотна неаполитанского художника эпохи барокко Луки Джордано:
Фото 7. Лука Джордано (1634-1705). Свадьба в Кане. 1705. Превращение воды в вино — первое чудо, совершённое Иисусом Христом. Произошло оно во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.
Фото 8. Лука Джордано (1634-1705). Чудо умножения хлебов. 1705. Одним из самых символичных деяний Иисуса было умножение хлебов и рыб, которыми он накормил тысячи людей, последовавших за ним в его проповеди слова Божия.
Фото 9. Свод новой церкви Доннареджина полностью расписан фресками из жизни Девы Марии и св. Франциска (1654). Автор - Франческо де Бенедиктис.
В разных помещениях Епархиального музея в основном представлены картины и скульптура 16-17-го веков религиозной тематики, а также церковные реликвии. Картины по большей части принадлежат неаполитанской школе, с работами таких авторов, как Лука Джордано, Франческо Солимена, Фабрицио Сантафеде, Массимо Станционе, Андреа Ваккаро.
Фото 10. Бывшая комната для причастия монахинь...
Фото 11. ...ныне - одно из помещений Епархиального музея.
Фото 12. Фабрицио Сантафеде (1555-1626). Святой Франциск.
Фото 13. Фабрицио Сантафеде. Мадонна со святыми.
Фото 14. Неизвестный художник. Мадонна с Младенцем между св. Яковом и св. Христофором. Конец 16-го века.
Фото 15. Марко Пино (1521-1583). Поклонение волхвов.
Фото 16. Марко Пино. Распятие с Марией, св. Иоанном, св. Петром и св. Софией (?).
Фото 17. Джованни Лама (1536-1600). Распятие и Воскресение (в люнете).
Хотя в Епархиальном музее много интересных работ, тем не менее, самое ценное в этом комплексе находится в старой церкви Доннареджина: хорошо сохранившиеся многочисленные фрески 14-го века. У них две основных локации: капелла Лоффредо и особенно - хоры на верхнем этаже. Начнем с капеллы.
Фото 18. Капелла Лоффредо - общий вид.
Фото 19. Над входом в капеллу Лоффредо - Страшный Суд.
Фото 20. Левая часть фрески сохранилась плохо, а вот в правой много выразительных персонажей: евангелист Иоанн со своим символом Орлом, трубящие ангелы, святое пешее и конное воинство...
В капелле Лоффредо до 18-го века покоились останки некоторых членов этой знатной семьи, которые позже были перенесены в новую церковь, где и находятся до сих пор. Все фрески в капелле - 14-го века, принадлежат неизвестному художнику, испытавшему, как пишут в сети, "несомненное влияние Джотто и византийского стиля".
Фото 21. Распятие в капелле Лоффредо.
Фото 22-22a. Фрагменты фрески "Распятие".
На правой стене капеллы Лоффредо показаны сцены из жизни и деяния евангелиста Иоанна:
Фото 23. А именно (сверху вниз): "Воскрешение Друзианы" (в люнете), "Пытка св. Иоанна в кипящем масле" (слева) и "Св. Иоанн пьет яд и остается невредимым" (справа), "Крещение Аристодема" (слева в самом низу) и "Св. Иоанн воскрешает двух юношей, выпивших яд" (справа внизу).
Несколько сцен из жизни св. Иоанна покрупнее:
Фото 24. Воскрешение Друзианы.
Фото 25. Пытка св. Иоанна в кипящем масле.
Фото 26. Крещение Аристодема.
Фото 27. А это фреска с другой стены капеллы Лоффредо: Мадонна с Младенцем в окружении святых.
Фото 27a. Мадонна с Младенцем крупным планом.
Фото 28. Рядом с входом в капеллу Лоффредо есть наплохая фреска 17-го века с изображением Распятия.
Фото 29. А напротив капеллы Лоффредо - гробница королевы Марии Венгерской, которую мы уже видели в начале рассказа. Здесь она снята в несколько другом ракурсе.
Фото 29a. План двух этажей старой церкви для лучшей ориентации.
Старая церковь Доннареджина была построена в готическом стиле, и хотя она несколько раз перестраивалась, ремонтировалась, некоторые элементы готической архитектуры в ее оформлении сохранились. Например, около контрфасада неф делится на три части восьмиугольными колоннами, поддерживающими крестовые своды. Над ними - хоры, куда мы и отправляемся теперь.
Фото 30. Крестовые своды в нефе старой церкви.
Фото 30a. Крестовые своды в апсиде. Своды расписаны гербами Марии Венгерской и её мужа Карла II Анжуйского.
А теперь - вишенка на торте этого рассказа. Поднимаемся на хоры старой церкви. Уже в "предбаннике" нас ожидают несколько замечательных фресок. Все - 14-й век.
Фото 31. "Предбанник" перед хорами.
Фото 32. Благовещение. Конец 14-го в.
Фото 33. Сретение. Середина 14-го в.
Фото 34. Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом. Середина 14-го в.
Фото 35. Святая Клара. Конец 14-го в.
Ну а войдя на хоры, невозможно сдержать возгласы восторга, увидев стены, почти сплошь расписанные фресками! И это тоже - в основном 14-й век!
Фото 36-37. Общий вид хоров в старой церкви.
Все фрески на хорах - желтовато-красноватого оттенка. В их колористику вмешались силы природы: в 1390 году в старую церковь ударила молния, вызвав серьезный пожар, который уничтожил крышу и несколько изменил цвета фресок на хорах. Эти фрески, хотя и красноватые из-за измененного жаром пламени цвета, представляют собой самый большой и интересный цикл 14-го века, имеющийся в Неаполе. Лучше всего сохранились фрески на левой стене и в торце хоров.
Фото 38. Левая стена хоров практически целиком покрыта фресками. Два верхних ряда на ней посвящены Страстям Христовым и его Смерти, третий сверху ряд - его Воскресению. Самый нижний уровень на левой стене рассказывает истории св. Елизаветы Венгерской.
Фото 39. Издевательства над Христом, несущим крест на Голгофу.
Фото 40. Распятие на Кресте.
Фото 41. Смерть Христа.
На левой стене есть несколько более поздних фресок: в частности, в левом углу нижнего ряда - три фрески начала 16-го века.
Фото 42. Три фрески начала 16-го века, а именно:
Фото 43. Мадонна между св. Себастьяном и св. Рохом.
Фото 44. Вверху - Благовещенье, внизу - Святое Семейство.
Фото 45. Вид с хоров на апсиду с высокими окнами и крестовым сводом - в очевидном готическом стиле.
Деревянные хоры - 16-го века.
Некоторые эксперты приписывают датируемые 14-м веком фрески на хорах школе знаменитого Пьетро Каваллини. Задокументировано пребывание Каваллини в Неаполе в 1308 году, когда он работал для короля Карла II Анжуйского, мужа Марии Венгерской, создав, среди прочего, великолепную капеллу Бранкаччо в церкви Сан-Доменико-Маджоре. Предполагается также, что он работал в Неаполе и в 1320-х гг., когда были созданы приписываемые ему фрески в старой церкви Санта-Мария-Доннареджина. Творческое наследие Каваллини нельзя назвать многочисленным, но оно занимает важное место в истории итальянского искусства. Считается, что это он в значительной степени определил магистральное направление в дальнейшем развитии итальянского искусства при переходе от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения.
Фото 46-47. Впечатляюще выглядит и торцевая стена хоров, расписанная фресками со сценами Страшного суда. 1320-40-е гг.
Фото 48. Центральная панель со сценой Страшного суда: в овале - Христос-Судья, над Ним - херувим (слева), Абраам, Исаак и Яков (справа). Чуть ниже Христа - Мадонна и св. Иоанн Креститель. Еще ниже - сцена прославления Креста и далее - воскрешение мёртвых.
Фото 49. Левая панель фрески Страшного суда изображает Рай. В 3-х верхних рядах - ангелы, патриархи, апостолы. Затем - ветхозаветные святые. В нижних рядах - процессии избранных праведников.
Фото 50. На правой панели фрески Страшный суд изображён Ад. В 3-х верхних рядах - ангелы, патриархи, апостолы. Затем - проклятые грешники. В самом низу - Ад с печами.
Фото 50a. Фрагмент Страшного суда крупным планом.
Фото 51. На стене со Страшным Судом (в ее левом нижнем углу) есть и более поздняя фреска "Мученичество св.Урсулы" (1520 г., приписывается Франческо де Толентино). В средние века легенда о святой Урсуле и ее мужественной свите из 11 тысяч девственниц, принявших мученическую смерть от гуннов в районе Кёльна в 380-е годы, была необычайно популярна. Католическая церковь объявила Урсулу святой мученицей за веру.
Хуже всего сохранилась правая стена хоров, что хорошо видно на фото 45. На ней в основном изображены истории из жизни св. Агнессы и св. Екатерины.
Фото 52. Фрагмент с фресками с правой стены хоров.
Св. Агнесса - христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча. Св. Агнесса - одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых и в Риме ей посвящены два храма, о которых мы уже писали (...).
Фото 53. Сверху вниз: Агнессу ведут в публичный дом; Мученичество св. Агнессы; Констанца, дочь императора Константина, излечившаяся после визита к могиле св. Агнессы;
Помимо фресок, c хоров можно полюбоваться деревянным кессонным потолком с Коронацией Девы Марии (в центре), выполненным скульптором из Бергамо Пьетро Бельверте в начале 16-го века.
Фото 54. Кесонные своды старой церкви.
{↑}
Список глав по Юж.Италии
Оглавление сайта